Форум » Alma-mater » Морское инженерное училище » Ответить

Морское инженерное училище

И.Р.: Спортивные занятия в МИУ. После русско-японской войны 1904-1905 г.г. особое внимание было обращено на физическую подготовку будущих офицеров. Надо заметить, что до этого, в Морском инженерном училище императора Николая I, физподготовка существовала лишь в виде утренней гимнастики, да и то не всегда обязательной. Для обучения присылались ежедневно два “стрелка-гимнастера”, занимавшиеся гимнастикой в ротных помещениях только с теми воспитанниками, “которые не желали это время проводить на воздухе”. “Причины физического недоразвития и слабости корпуса офицеров легко объяснимы и в то же время легко устранимы. Стоит только взглянуть на самих себя и на способ комплектования наших рядов из Морского корпуса и Морского инженерного училища... До сих пор сплошь и рядом в интеллигентных семействах, из которых берутся будущие флотские офицеры и инженер-механики, физическое развитие поставлено ниже всякой критики... Поэтому мальчики и юноши, подлежащие поступлению в Морской корпус и Морское инженерное училище, представляют собой очень неважный материал”. Что же касается самих учебных заведений, то “стоит только взять ежедневное расписание занятий и мы увидим, насколько ничтожное место занимает забота о физическом воспитании будущих офицеров”. Впрочем, отсутствие обязательных занятий по физподготовке отнюдь не говорило об отсутствии интереса к спорту. Инженер-механик В.П.Орлов вспоминал: “Не прошло и нескольких недель, как Валя обратил наше внимание необходимость быть физически сильным. Сразу же были приобретены штанги, гири и т.п. для выжимания. Увлечение охватило всех нас; к тому же (годом нас моложе) “козерог” Прохоров, кораблестроительного отдела, показал нам приемы бокса. Манежем для тренировки избрали заднюю курилку в 3-м этаже, с асфальтовым полом, что было очень жестко при французской борьбе. Все это спаяло всех тесно. Действительно, к концу учебного года у многих из нас появились и бицепсы, и гибкость, и стройность и здоровье... Летнее плавание мы совершали на крейсере “Стрелок”... Кроме занятий по специальности мы обучались гребле, управлению парусами и конечно плаванию”. В 1897 году, при обсуждении (между Морским ведомством и Департаментом полиции) вопроса о допуске воспитанников морских учебных заведений в различные общества, разрешение было дано только лишь для кружков физического развития, “дабы тем не отвлекать их от прямых своих учебных обязанностей”. Появлению регулярных спортивных занятий в училище немало способствовал перевод инженер-механиков флота в военные чины. В связи с этим, в октябре 1905 г., был объявлен приказ об усилении военной подготовки воспитанников училища. В состав этой подготовки, среди прочего, вошли: стрельба, фехтование, военная гимнастика, управление гребными судами и обучение пехотному строю. В действительности все это было введено лишь с 1907 года, причем фехтованием, сначала, разрешалось заниматься по желанию. Большое распространение с 1909 года получила так называемая “сокольская” гимнастика, которую воспитанники называли “гимнастическим балетом”. С 1912 года преподавателями гимнастики в училище назначались исключительно офицеры, окончившие офицерскую фехтовальную школу. В неделю проводилось два часовых урока “в рядах общей гимнастики и на машинах”. Регулярные занятия фехтованием - по 1 часу в неделю в старшем классе - начались с 1910 года. Обучение стрельбе и управлению гребными судами проводилось во время летней корабельной практики. Кроме чисто спортивных дисциплин, к разряду физических упражнений в училище относили строевые занятия и танцы. Строевой подготовкой, введенной зимой 1907 года, занимался каждый класс, по 2 часа в неделю. С 1909 года стали устраивать военные прогулки, во время которых весь личный состав с оружием дефилировал по улицам Кронштадта под музыку портового оркестра. “Бодрый воинский вид гардемарин – писала местная пресса - свидетельствует об успехах в училище строевого обучения, впрочем уже неоднократно заслужившего одобрения высшего морского начальства на бывших парадах Морского инженерного училища”. Танцы в число обязательных занятий не входили, но существовали в училище издавна и привлекали много воспитанников. Вел их, на протяжении многих лет, артист Имп. театров М.Федоров. В зимнее время любимейшим занятием воспитанников было катание на коньках, благо под окнами училища, на Итальянском пруду, устраивался шикарный городской каток. С наступлением теплых дней воспитанники часто играли в городки, ездили на велосипедах, а в Петербурге посещали скетинг-ринги. Во дворе училища была устроена т.н. “гимнастика” - деревянное сооружение со спортивными снарядами - кольцами, шестом, канатом, лестницами, трапецией . И, наконец, нельзя не отметить увлечения набиравшим тогда популярность футболом. “Сознание необходимости подмены здоровой работы на палубах и мачтах каким-либо спортом - писал контр-адмирал Б.П.Дудоров - постепенно проникало в среду наиболее вдумчивых представителей командного состава и значительная заслуга в осуществлении этих начинаний на Балтийском флоте принадлежала молодому офицеру - инженер-механику старшему лейтенанту И.Волхонскому, уже в стенах Морского инженерного училища Императора Николая I, организовавшего из его гардемарин первую морскую футбольную команду”. В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса...” Незадолго до I мировой войны физическая подготовка в мужских учебных заведениях всех ведомств была взята под особый контроль. Общее наблюдение за ней и руководство, а также принятие мер к объединению деятельности частных физкультурных обществ, император возложил на командира Л.-Гв. Гусарского полка ген.-майора Воейкова. На присланном им в МИУ опросном листе, начальство, помимо прочего, отмечало, что “о влиянии физических упражнений на физическое и нравственное развитие учащихся наблюдений врачом не проводится”. Для поощрения воспитанников военно-учебных заведений за успехи в физической подготовке, приказом по военно-учебным заведениям Военн. вед. №141 от 16.12.1909 был учрежден специальный призовой жетон, носившийся на мундире в виде брелока. Морской министр, ознакомившись с приказом, признал желательным установить подобное отличие и для воспитанников морских учебных заведений. Только 19.04.1912 (пр. по м.в.№105) было объявлено о распространении приказа по военно-учебным заведениям на морские учебные заведения. При этом никаких указаний на изменение внешнего вида жетона сделано не было. Таким образом, если точно следовать описанию 1909 года, жетон МИУ должен был представлять собой серебряную пластинку в виде ромба с черной эмалевой накладкой по цвету погон, с золоченым на ней лавровым венком и золочеными инициалами, присвоенными училищу на погонах, т.е. с вензелем императора Николая I под короной и накладным якорем. По краю жетона - красная кайма по цвету выпушек на погонах, а между черной накладкой и каймой - серебряный просвет пластинки, кстати соответствующий цвету галуна у воспитанников училища. Надо отметить, что в училище был разработан и собственный проект спортивного жетона. В приказе отмечалось, что в МИУ жетоны должны были выдаваться за успехи воспитанников по гимнастике, плаванию, стрельбе из ружей и стрельбе из револьверов. При этом число ежегодно выдаваемых жетонов не могло превышать четырех. Гардемарины, получившие жетон, сохраняли право на его ношение и по выходе в офицеры. Сведения о награждении спортивными жетонами заносились в послужные списки офицеров. Сведений о проведении в училище соревнований по плаванию (с награждением победителей жетонами) не имеется, хотя известно, что во время летней практики обучение плаванию производилось. Кроме состязаний по гимнастике и стрельбе, выпускники училища с 1913 г. сдавали экзамены по фехтованию и рубке. Призами служили сабля (за фехтование) и кортик (за рубку), сведения о которых также заносились в послужной список. Вероятно, с началом войны и ускоренными выпусками из училища, спортивные соревнования и выдача жетонов не проводились. Реальные образцы спортивных жетонов в настоящее время не обнаружены.

Ответов - 268, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Автроилъ: Я, так думаю, что матросы были люди простые, им не до сантиментов было! С уважением...

aden13: "...Погибли от пуль бросившиеся за борт лейтенант Н.Ф. Григорьев, прапорщик Н.Я. Ливенцев и ряд оставшихся неизвестными матросов..." Лупили там матросики, суди по всему, изрядно... "...С миноносца доставили его командира барона П.М. Клодта и спасшегося вплавь мичмана А.Н. Макарова, а со щита (мишени для стрельбы) — бросившихся за борт вместе с лейтенантом Н.Ф. Григорьевым поручика А.М. Коваленко и гарантийного механика Николаевского завода Харкевича..." Источник тот же. Я к чему привел такую цитату. Вплавь спасся и мичман Макаров, но он оставаться и не собирался. Коваленко, судя по всему, для себя все сам решил и уже шел до конца. Те же Калюжнов с Алексеевым вернулись, а Коваленко нет.

Автроилъ: aden13 пишет: Коваленко, судя по всему, для себя все сам решил и уже шел до конца. Те же Калюжнов с Алексеевым вернулись, а Коваленко нет. Что-то я не могу понять, про что Вы. Если можно, поясните свою мысль, пожалйста. С уважением...


aden13: И.Р. пишет: так что вопрос "будешь нам помогать?" решался, вероятно, безо всяких там традиций передового студенчества. Я про то, добровольно Коваленко остался на "Потемкине" или нет.

И.Р.: aden13 пишет: мичман Макаров, но он оставаться и не собирался Ну наверное Макаров матросам не очень нужен был (обошлись Алексеевым), а вот механики потребовались.

aden13: И.Р. Макаров был ревизором, именно он привез то пресловутое мясо, из за которого все и началось... И.Р. пишет: механики потребовались. А что механики... Не Коваленко же крутил все маховики... Там же есть машинные и кочегарные унтер-офицеры, кондукторы в конце концов... Да и судя по описанию походов "Потемкина", Коваленко больше времени проводил на мостике, чем в машине

Автроилъ: aden13 пишет: Коваленко больше времени проводил на мостике, Кстати, а как его имя-отчество полностью. Что-то не нашёл у себя. С уважением...

И.Р.: Начальник МИУ А.И.Пароменский воспитанникам: "Употребление водки может быть допускаемо как лекарство лишь в исключительных случаях, обыденное же употребление недопустимо для интеллигентного и благородного человека. Если и случается, что некоторые благородные люди по своей слабовольности дозволяют себе обыденное употребление водки, то они употребляют ее как прилагательное к еде, а не наоборот. Правда, есть и такие люди, называемые алкоголиками, которые водку ничем не закусывают. Для этих людей вкус водки столь приятен, что они не имеют нужды уничтожать его при помощи закуски. Пиво же есть напиток для утоления жажды и в публичном месте должен быть употребляем, как квас и вода, а выставлять перед собой на столике одну или несколько бутылок и потихоньку высасывать из них в течение нескольких часов - неприлично и даже цинично."

Dirk: Ой, верно!

Автроилъ: И.Р. пишет: и отихоньку высасывать из них в течение нескольких часов - неприлично Dirk пишет: Ой, верно! Сдаётся мне, что наша уважаемая Администрация (хотя и возможно исключительно в целях практического опыта) зелье сие употребляла и именно в тех количествах, которые вынудили Пароменского в своё время делать подобные заявления. С уважением...

И.Р.:

ркр065: И.Р. пишет: Начальник МИУ (1900-1908) генерал-лейтенант по Адмиралтейству Александр Иванович Пароменский (1850-1922) Не подскажете, случаем, где (в каких опубликованных источниках) можно найти фотографии других начальников училища.

И.Р.: ркр065 пишет: в каких опубликованных источниках Наибольшее количество фотографий в книге: Кузинец И.М. "История российского высшего военно-морского инженерного образования в лицах. Краткие очерки о руководителях Военно-морского инженерного института (1798-2003)." изд-во "МорВест", СПб., 2004, 215 стр., 1000 экз.

PSW: Фотография воспитанника МИУ Императора Николая I

Автроилъ: Этот материал на другой ветке в свое время выкладывал И.Р. (жалко, что в последне время что-то его не видно). Материал, безусловно, для определения фотогрфий важный и я думаю здесь ему будет уместнее. _____________________________________________ Срок обучения в МИУ составлял 4 года. Каждый из двух отделов подразделялся на четыре класса. Классы именовались: общий (4-й), младший специальный (3-й), средний специальный (2-й), старший специальный (1-й). ЗВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ: 1класс – старшие воспитанники (на погонах якоря) 2-4 классы – воспитанники (на погонах только вензель) С 1909 г. 1-3 классы – гардемарины (на погоны всем якоря; присяга при переходе в 3 класс) 4 класс – воспитанники (на погонах только вензель) С 1914 г. 1-3 классы - старшие гардемарины (на погонах якоря) – этого звания могли лишить приказом начальника училища за разные проступки. 4 класс – гардемарины (в связи с причислением этого класса к специальным; принятие присяги при поступлении в училище) – на погонах якоря.

ABP_TOR: "...Морское Инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм всвязи с общей реорганизацией морских школ" из резолюции 3-го съезда моряков Балтийского флота, май 1918 г. (РГАВМФ, ф.342, оп.1, д.93, л.116) Старшие классы училища продолжали занятия до весны 1918 г., а затем были посланы на практику. МИУ фактически прекратило существование только летом 1918 г. в связи с подготовкой к организации единых курсов комсостава и командиров инженерных специальностей А кто был начальником училища в этот период?

chaik: Начальником училища с марта 1917 по май 1919 был и-м ген.-лейт. А.И.Погодин (вып.ТУМВ 1878), а май-июнь 1919 - и-м к2р В.П.Улановский (вып.МИУ 1904)

ABP_TOR: chaik Весьма благодарен.

chaik: Морской сборник №9 1918 г. К счастью, ... можно с чувством глубокого удовлетворения отметить тот факт, что когда ...был поднят вопрос о ликвидации МИУ, весь флот в лице своих представителей на 3 съезде, спе.общества и самые различные организации определенно высказались за сохранение училища и оно избавилось от ликвидации... В.Новицкий Морской сборник №12 1918 В отчетный период последовало распоряжение о ликвидации МИУ...естественного продолжения аналогичной меры, проведенной по отношению к Морскому училищу и ОГК. В отношении МИУ она была даже более применима... ибо как ни бедна техническими силами Россия, флоту все же легче получить со стороны инженер-механика и корабельного инженера... В.Новицкий

Павел: Уважаемые форумчане. Помещаю на сайт альбом с фотографиями Морского инженерного училища Императора Николая I в Кронштадте. В этом альбоме 24 стр. (от 3-ех до 10 фотографий на каждой стр.). На фотографиях администрация, преподаватели, помещения, занятия ..... Если не ошибаюсь фотографии были сняты в 1914 г. Альбом принадлежал Инженер-механику, Капитану 1-го ранга, Давиду Евграфовичу ЛУКИНУ 1-му (далее ДЕЛ, фото 7 и 49). ДЕЛ был (с сент. 1910) штатным преподователем МИУ, старшим офицером при гардемаринах и воспитанниках кораблестроительного и механического отделов для летних практических занятиий на заводах а также на канонерксих лодках Гиляк и Верный (с 1912 по 1914). Я помещу в ближайшие дни «биографию» ДЕЛ в отдел «Офицеры белого флота». С уважением, Павел Первые пять стр. остальное следует.

Павел: Помещаю стр. 6 по 10 (для увеличения кликнуть на фото). С уважением Павел

Павел: Помещаю стр. 11 по 15. С уважением Павел

Павел: Помещаю стр. 16 по 20 С уважением Павел

Павел: Помещаю стр. 21 по 24 а также фотографии обложек. С уважением Павел

Серж: Павел, ОГРОМНОЕ Вам СПАСИБО за такую прелесть! С уважением, Серж.

cook: Вещь просто отличная, а не подскажете что за синии цифры на картинках, там что есть отдельно подписи?

Рамзес: Уважаемый Павел - примите спасибо и от меня Также присоединяюсь к вопросу cook по подписям - самого очень заинтересовали фото с № 124 и 125, явно один и тот же кораблик , визуально вообще дебаркадер какой - то , но сзади виден винт - значит самоходный Нет никаких подробностей , кто или что это такое ?

wind: Павел, СПАСИБО! А ведь на фотографии № 141 офицеры уч. судна "Николаев", во главе с командиром В.П.Ермаковым ... Павел, а нельзя ли эту фотографию покрупней отсканировать ? Можно будет офицеров "по отгадывать" ;-) ... С уважением, В.

Павел: Надеюсь, что так будет хорошо

Павел: Лучше так ?



полная версия страницы