Форум » Alma-mater » Водолазная школа » Ответить

Водолазная школа

Vagabond: Указ императора Александра III от 23 апреля 1882 г. гласит: "Моим указом для приготовления опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ учреждается в Кронштадте Водолазная школа". 5 мая 1882 г. в г. Кронштадте была основана первая в России и в мире водолазная школа. Основателем ВШк был капитан 1 ранга Верховский В.П. Преподавателями школы были строевые офицеры и врачи флота, хорошо подготовленные по водолазному делу. Благодаря их деятельности к 1887 г. русский флот полностью перешел на снабжение отечественными образцами водолазного снаряжения. Начальниками ВШк в разное время были: Леонтьев А.Г., кап-лейт - 5.05.1882 Оводов Н.М., полковник по Адм. - …. Бурачек П.С., кап 2р - …. Шульц фон М.К., кап 2р - 02.04.1906 – 1917 Ивков Н.Н., ст л-т - 21.01.1917 Пом Нач ВШк: Гаврилов, штабс-капитан – - 5.05.1882 Шульц фон М.К., л-т - 27.04.1898(04) – 1906 Ризнич И.И. - 1902-04 Преподователи ВШк: Колбасьев Е.В. - с 1891 Кононов А.А., кап 2р Арцибашев А.Е. Мантьев Б.А. - 1907-08 Участники создания и совершенствования подводной техники (возможно преподователи ВШк): Пио-Ульский Г.Н., инж-мех Тверетинов Е.П., л-т Родионов Л.А., л-т Хлодовский Н., л-т Кочетов Золотухин, поручик Енохович Врачи ВШк: Храбростин М.Н. - 5.05.1882 Аннин В.П., мл врач Есипов Н.А., ст врач Шидловский В.И. Водолазный офицерский класс создан в Кронштадте в 1897 (по др ист 1905), входил в состав Водолазной школы. Всего до первой мировой войны было подготовлено около 50 офицеров. Ряд офицеров подплава закончили ВШк ( Ковалев Э.А.). Слушатели ВШк в летний период проходили практику на учебных судах ("Опричник", в 1907 г. "Крейсер", с 1908 г. "Африка"). В 1906 г. были приняты меры укрепления кадрового состава, для водолазов учреждены первые специальные звания: Водолазный офицер 1-го и 2-го разрядов. Тогда же были введены должности: Заведующий водолазной (подводной) командой, Портовый водолазный офицер, Флагманский водолазный офицер. Уважаемые форумчане, буду благодарен за любые дополнения и изменения и за любую информацию по офицерам, врачам и выпусникам ВШк и их практической деятельности (в водолазном деле).

Ответов - 268, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Vagabond: Ув. Серж, большое спасибо Существовала - ОПЫТНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ И ВОДОЛАЗНАЯ МАСТЕРСКАЯ В КРОНШТАДТЕ КАПИТАНА 1 РАНГА М.К.ШУЛЬЦА. (1899-1918). Но в вашем объявлении есть имя С. Шульц (?). Возможно, это что-то другое ( плохо читаемо). А откуда это объявление?

Роберт: Уважаемый Вагабонд, Мне попалось интересная статья: Водолазная школа в Кронштадте. // Всемирная иллюстрация, № 826, 3 ноем. 1884, с. 374. Точнее не сама статья, а цитата с нее. В ней сказано, что до 1882 г. все же была какая-то форма обучения водолазов в РИФ. Или не стоит этому верить? С уважением! Роберт

Vagabond: Роберт пишет: что до 1882 г. все же была какая-то форма обучения водолазов в РИФ Ув Роберт, раньше я называл некоторые школы, которые готовили водолазов на территории России. Кроме этого сушествовали так называемые вольные водолазы. П.А.Боровиков в своей книге Водолазное дело России приводит ряд высказываний о их деятельности. Вот, например, что писал об этом в 1896 г Ф.И.Шидловский - врач водолазной школы в Кронштадте: ...Все портовые подводные работы до 1882г исполнялись так называемыми вольными водолазами, которые заимствовали друг от друга неправильные взгляды на свое ремесло ..... До учреждения водолазной школы в Кронштадте ... обучение водолазному делу велось в порту под руковотством вольнонаемных водолазов, которым назначались из каждого экипажа учиники, из молодых мотросов, назначаемых после исследования их экипажным врачом, а затем никаких наблюдений над ними не производилось. Вольный водолаз-учитель , которому платили хорошо, нисколько не был заинтересован дать правительству более дешевого конкурента и не старался надлежаще выучить матроса ....

Серж: Vagabond пишет: Но в вашем объявлении есть имя С. Шульц (?). Возможно, это что-то другое ( плохо читаемо). А откуда это объявление? - http://starosti.ru/ - С ув, С.

Vagabond: Ув Серж, Большое спасибо за сайт!

Серж: ...вот, копаясь у С. Волкова Бейка Эрнст (Эрнест) Ансович (Бейко), р. 11 июля 1890 (1893) в Гольдингене в Курляндской губ. Штурман дальнего плавания, офицер с 1915. Прапорщик по адмиралтейству, помощник начальника Особой водолазной партии флотилии Северного Ледовитого океана. В белых войсках Северного фронта с 30 нояб.1918 по 1 сен.1919 на той же должности. Жена Анна Яновна (Менценберг), дочь 1915. С ув, С.

Vagabond: Серж пишет: Бейка Эрнст (Эрнест) Ансович (Бейко), ... Ув Серж, спасибо. На сайте http://www.petergen.com/publ/omsn202.shtml есть такая информация: БЕЙКА Эрнст Ансович. Родился 11 июля 1893 г. В службе (1915). Прапорщик по мор. части 23 ноября 1915 г.

Vagabond: Во время Крымской войны в Константиновской бухте (Императорская гавань) на небольшой глубине был затоплен фр «Паллада». В бухту, на дне которой лежит потопленный фрегат, много раз наведывались моряки. Водолазам порой удавалось ступить на его палубу. Первую такую попытку сделали в 1885 году матросы клипера «Джигит». Потом они с гордостью показывали друзьям вещи, поднятые с «Паллады», чугунные детали оказались рыхлыми, как сыр, и их можно было мять в ладони, зато куски дуба обрели неожиданную прочность, стали тверже железа. Полный обзор затонувшего корабля водолазы сделали лишь в 1888 году. Спускались водолазы и позже в 1913 и 1914. Во время первой мировой войны на дно бухты спустился водолазный офицер Петров. На поверхность он поднялся с куском дерева от «Паллады». Петров 4й Сергей Николаевич. После окончания Кронштадтской Водолазной школы в 1908г возвращается в Сибирский флотский экипаж, где назначается пом командира подводной лодки «Налим» и одновременно водолазным офицером отряда подводного плаванья. С 3.11.1914 - Старший офицер вспомогательного крейсера «Орел». В конце 1914 г. командир «Орла» получил приказ принять на борт группу водолазов с оборудованием и идти в Пенанг для подъема артиллерии крейсера «Жемчуг», потопленного «Эмденом». 4 января «Орел» прибыл в Пенанг, где после проведения водолазной разведки приступили к подъему корабельной артиллерии и всего ценного, что можно было поднять. Однако из-за трудности водолазных работ, осложненных большими приливо-отливными течениями, заиленностью и захламленностью палубы обломками, удалось поднять только одно 120-мм орудие, пулемет, 6 оптических прицелов. Все поднятое было сильно повреждено водой и ценности не представляло. Так как ст л-т Петров был единственным офицером на крейсере окончившим водолазную школу, то скорее всего он и руководил водолазными работами. 4 февраля 1915 г. русский консул в Сингапуре срочно телеграммой вызвал крейсер в Сингапур, где восстал 5-й легкий полк сипаев. Водолазные работы на «Жемчуге» были прекращены, и «Орел» пошел в Сингапур. 5 февраля на берег был высажен десантный отряд под командованием старшего офицера крейсера ст. лейтенанта С.Н. Петрова (орден Св. Анны 2й степени с мечами). Во время Гражданской войны Петров С.Н. воевол на стороне белых войск Восточного фронта. В эмиграции в Китае, служил на французских торговых судах, в том числе и водолазом. Умер в Гонконге 3.7.1932.

ркр065: Vagabond пишет: Так как ст л-т Петров был единственным офицером на крейсере окончившим водолазную школу, то скорее всего он и руководил водолазными работами. В последнем выпуске "Гангута" есть публикация на эту тему: П.П. Винокуров. Подъем крейсера «Жемчуг» нецелесообразен. Там есть и про Петрова.

Vagabond: ркр065 пишет: В последнем выпуске "Гангута" есть публикация на эту тему:... Ув ркр065, спасибо!

Vagabond: Бурачек Павел Степанович ( 24.12.1837 -1916) 14.05.1856 – Мичман 1863 - в отряде кораблей кап 1р А. А. Попова, участвовал в описании берегов русских владений в Америке. 1871 - Капитан-лейт 1880 - Капитан 2-го ранга С 1877 командовал кораблями: “Лава” - в составе Учебно - артиллерийского отряда “Адм Спиридонов” “Кремль” 1884- 1885 - Нач Водолазной Школы в Кронштадте (под его руководством преподователями школы составлены «Правила предостережения при спусках водолазов под воду», изданные Морским ведомством в 1885 г. Это был прототип правил водолазной службы. Они были просты и лаконичны, содержали самые необходимые требования к водолазу при проведении водолазных спусков и работ). 1.01.1885 - Капитан 1-го ранга Командует плавучей батареей «Первенец» 1890 - Контр-адмирал. 1890 - Младший флагман Балт фл, с 1892 — 2-й дивизии 1893 - Командующий уч-артил отрядом 1894 – Председатель комиссии морск артил опытов. 5.01.1898 уволен в отставку с производством в вице-адм. После отставки был членом правления Императорского Общества спасения на водах. Автор: “Заметки о флоте”- Морской Сборник 1910 Отец: Степан Онисимович, ген-лейт ККИ РИФ. Жена: Юлия Аполлоновна. Восемь детей

ВЛАДИБОРЪ: Офицеры преподаватели Кронштадской водолазной школы (фото К.К. Буллы. 1913) Ист. А.П. Боровиков "Иллюстрированная история водолазного дела в России 1829 - 1940"Моркнига Москва 2008 год. С уважением, Вл.

Автроилъ: Vagabond пишет: “Адм Спиридонов” Может быть, "Адмиралъ Спиридовъ"?

ВЛАДИБОРЪ: Водолазная станция на борту императорской яхты "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА" (1912) Ист. тот же. С уважением, Вл.

Vagabond: Автроилъ пишет: Может быть, "Адмиралъ Спиридовъ"? Спасибо за поправку!! ВЛАДИБОРЪ, спасибо за фото. Фото преподователей школы я размещал раньше ( из коллекции ЦГАКФФД), но это глраздо крупнее. Но мне кажется здесь представлены офицеры обучающиеся в школе ( отсутствие знаков окончания водолазной школы, правда видно не у всех). В 1912-1913 уч году в школе проходили обучение: - Гренгаген Н.И. л-т с 14.4.1913 - Любимов М.М. с 28.3.1913 переименован в инженера – механика мичмана - Васильев Э.К. мичман - Давидович В.Ф. с 28.3.1913 переименован в инженера – механика мичмана - Розенгрен Л.Е. подпр ККИ Кроме этого были Пом Нач школы л-т Вильсон Г.А и л-т Симонов П.В. Возможно кто-нибуть кого-то узнает. Спасибо за любые дополнения и поправки.

medik: Возможно, вот это инженер–механик мичман Любимов М.М. Второй фрагмент взят из фотографии гардемарин на "Цесаревиче" в 1910 г. ( http://kortic.borda.ru/?1-10-0-00000348-000-90-0-1293786658 ), третий - из фотографии офицеров "Памяти Меркурия" ( http://kortic.borda.ru/?1-10-0-00000255-000-0-0-1248803654 ).

Starck: medik пишет: Второй фрагмент взят из фотографии гардемарин на "Цесаревиче" в 1910 г. ( http://kortic.borda.ru/?1-10-0-00000348-000-90-0-1293786658 ), Уважаемый medik! Я так понял вы имеете в виду фото № 153 с этой ветки? Это на "Цесаревиче"? И выпуск 1910? С уважением

medik: Starck пишет: вы имеете в виду фото № 153 с этой ветки? Да, именно это фото. На этом фото "Цесаревич" и выпуск 1910 г.

Vagabond: medik пишет: Возможно, вот это инженер–механик мичман Любимов М.М. Ув medik, других вариантов вроде нету, а по мне - он похож. Спасибо!

Vagabond: фон Шульц Макс Константинович (3.8.1870 –17.01.1917) 1887 - В службе 19.9.1890 – Мичман 1891 - Заканчивает водолазную школу 1892 - Курсы Уч-Стр Команды 1894-1897 - В загран плавании на кр Память Азова (13 мая 1895 года минный крейсер «Всадник» форштевнем ударил в борт крейсер «Памятъ Азова». Пострадала медная и деревянная обшивка подводной части. В течение девяти суток силами семнадцати человек из машинной команды и команды водолазов под руководством мичмана M. К. фон Шульца повреждения были устранены. Объявлена благодарность начальника эскадры Тихого океана контр-адмирала Е.И. Алексеева) 14.05.1896 - лейтенант 1896 - Серебряная медаль в память Царствования Императора Александра Третьего 06.12.1897 - Орден Святого Станислава 3-й степени 27.04.1898-1906 - Помощник начальника Водолазной школы 1899-1918 - Руководил опытной электротехнической и водолазной мастерской в Кронштадте 01.01.1901 - Орден Святой Анны 3- й степени 1904–1905 - Командующий учебным судном ВШк «Опричник» 17.04.1905 - Орден Святого Станислава 2-й степени 02.04.1906 - капитан 2 ранга 02.04.1906 - 1917 - Начальник водолазной школы и партии 07.05.1907 -1908 - Командир учебного судна ВШк «Крейсер» 30.12.1907 - Орден Святой Анны 2- й степени 14.1.1908-1917 - Командир учебного судна ВШк «Африка» 6.12.1908 - Орден Святого Владимира 4-й степени 06-09.1909 - Руководитель подьема пл Камбала 1910 - Золотой знак в память окончания полного курса наук Морского Корпуса 6.12.1911 - Капитан 1- го ранга 1.02.1913 - Председатель комиссии для выработки правил и инструкций по тактической и организационной частям водолазного дела на судах флота при Морском Генеральном Штабе (приказ по флоту и Морскому ведомству № 34) 1913 - Светло – бронзовая медаль в память 300 – летия Царствования дома Романовых 1915 - Светло – бронзовая медаль в память 200 – летия Гангутской победы 1916 - Входил в состав комиссии по раследованию гибели линкора Императрица Мария 30.07.1916 - Орден Святого Владимира 3-й степени В содружестве с изобретателем радио А.С. Поповым усовершенствовал водолазный телефон Е.Б. Колбасьева. Создал подводный миноискатель (позже электромагнитные тралы системы М.К. Шульца ). Владеет языками: французским, английским, польским, шведским и немецким. Евангелист – лютеранин по вероисповеданию, холост (1916). Скончался от воспаления легких в г. Кронштадт 17.01.1917

Vagabond: Врач ВШк Аннин В.П. как ученый. Находясь на учебе в водолазной школе Аннина всерьез увлекли проблемы гигиены и физиологии водолазного дела. Его деятельность в этой области была проникнута искренней заботой о сохранении физических и духовных сил русского матроса-водолаза. В феврале 1900 г., по окончании школы, Аннин демонстрировал на заседании морских врачей в Петербурге кардиофон, сконструированный совместно с инженером-механиком Г. Н. Пио-Ульским, для выслушивания сердца водолазов на глубинах. Испытание кардиофона дало очень хорошие результаты. Прибор нашел применение в практической деятельности по медицинскому обеспечению водолазов. В 1911 - 1912 гг. Аннин исследовал изменение жизненной емкости легких у учеников-водолазов. Для наблюдения были избраны 30 чел. За эти исследования на Всероссийской гигиенической выставке 1913 г. он был награжден Похвальным листом. Стремительное развитие воздухоплавания, кессонных работ, водолазного дела потребовало пристального изучения русскими врачами и физиологами вопроса о влиянии атмосферного давления на организм животных и человека, об адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды и его акклиматизации. Ознакомление русского медика и физиолога с трудом Поля Бера стало неотложной необходимостью. Подготовленный В. П. Анниным перевод большой части объемного труда Поля Бера "La pression barometrique" (1878 г.), повествующей "О влиянии повышенного барометрического давления на животный и растительный организмы" (объем 647 страниц), вышел в Петрограде в конце 1916 г. В 1907 г., появился перевод из этого же труда, сделанный Н. А. Есиповым , однокурсником Аннина. Однако он сильно уступает изданию 1916 г. по объему качеству перевода и литературному стилю. Созданию прекрасного "русского двойника" французского текста Аннин посвятил почти шесть лет. Аннин не только врач-переводчик высокой квалификации, но и автор ряда работ по водолазной физиологии. В 1912 г были изданы лекции В. П. Аннина "Заболевания водолазов - их причины, лечение и предупреждение, с изложением учения о действии повышенного атмосферного давления на животный организм". Существенной заслугой Аннина является и тот факт, что он один из первых в России (1912 г.) оценил важнейший вклад английского физиолога Джона С. Холдейна (1908 г.) признав в нем последовательного продолжателя дела Поля Бера. Аннин впервые поставил вопрос об изучении отдаленных (сроком 5 - 10 лет) последствий водолазного труда. Он установил контакт с отслужившими срок водолазами и даже ездил по деревням и окраинам России, выискивая тех, кого знал, готовил, тренировал; Аннин обследовал состояние здоровья бывших водолазов, проживавших в сельской местности и занимавшихся трудом на природе. Вопрос этот еще мало изучен и не утратил актуальности и в наши дни, поэтому находки В. П. Аннина представляют огромный интерес. Одной из основных работ Аннина по морской физиологии стала небольшая книга "Патология и гигиена водолазного дела" - очень содержательное конспективное изложение важных водолазных проблем. Она издана в 1928 г. тиражом в 500 экз. и сейчас ее можно найти лишь в некоторых библиотеках. В течение почти трех десятилетий Аннин накапливал, анализировал и обобщал фактический материал по физиологии и патологии водолазных спусков, используя свой огромный личный вклад, а также опыт и наблюдения других русских морских врачей. По материалам книги “Поль Бер”

Vagabond: Видиоролик Погружение в 3-х болтовке ( Водолазный отряд, 1913 год.) http://www.youtube.com/watch?v=1L3Nqgfj4qw&feature=related

Vagabond: Желиховский Витольд Фаддеевич (7.2.1879 -1968)- - Основатель водолазного дело в Польше. 1898 - В службе 6.5.1901 - Младший инженер-механик 1905 - Перечислен в поручики 1905 - Закончил Водолазную школу 1906 – 1909- Помощник начальника Водолазной школы 1909 - Флагманский инженер – механик штаба командующего Амурской речной флотилией 1912 - В составе Черноморского флота была создана спасательная партия Севастопольского порта. Ей и был придан "Черномор". Партию возглавил инженер-механик В. Ф. Желиховский. Заведующим водолазными работами был назначен коллежский секретарь Ф. А. Шпакович. 6.12.1913 - Инженер – механик капитан 2- го ранга Весной 1915 г. спасательная партия проводила подъем потопленного близ Одессы турецкого крейсера "Меджидие". 1918 – Польша стала независимой строаной. 28.11.1918 - был подписан указ Ю. Пилсудского о создании Польского флота. 1919 - В. Ф. Желиховский в Польском флоте. Он обращается в штаб флота с предложением о создании водолазной школы. 1.01.1921- 5.11.1922 - В. Ф. Желиховский руководителем водолазных работ и им созданной Водолазной Школы в Модлине. Единственным инструктором в начале был Ignacy Sieja, служивший до этого 6 лет в водолазом в Австро-Венгерском флоте. 2.02.1921 - 8.08.1921 – первый выпуск – 8 человек. В дальнейшем подготовка проходила по схеме Кронштадтской водолазной школы: - Ноябрь - апрель: теоретическая подготовка (Модлин) - Май - август: практическое обучение на глубине до 35 м. Последующие выпуски: 1922 – 4 человека. 1923 – 6 человек. 15.11.1922 - Руководителем Водолазной Школы назначен бывший офицер РИФ Ивашкевич А.В, окончивший Водолазную школу в Кронштадте в 1911. 1927 - В. Ф. Желиховский уходит в запас. 1945-1948 - После войны он работал в качестве гражданского специалиста по подъему затонувших судов и в качестве представителя министра внутринних водных путей. 1959 – В журнале BIULETYN NAUTOLGICZNY (##7-8) Витольд Желиховский опубликовал воспоинания о своей морской службе начиная с РИФ.

нева: *PRIVAT*

Vagabond: Порт-Артур. Водолазные работы. Фото с http://port-arthur.ucoz.ru

Vagabond: В статье О.К. Бумай, Н.В. Шишковой “Сергей Федорович Юрьев – капитан первого ранга, музейщик, судомоделист, исследователь формы одежды ВМФ” написано что “(его) Отец (Федор Григорьевич Юрьев ) до 1916 г. исполнял обязанности шкиперского содержателя и ревизора учебного судна «Африка» и водолазной школы Балтийского флота, находясь в последние годы своей жизни в звании военноморского чиновника. В 1916 г. он умер в Кронштадте.” Вопрос к форумчанам - а есть ли какая-либо информация о Юрьеве Федоре Григорьевиче призванного во флот в 1874. Спасибо

Vagabond: 2-го ноября 1909 года в "Петербургской газете" появилось сообщение под таким названием: " А.И. КУПРИН ПОД ВОДОЙ". Журналист, не открывший нам свою фамилию, писал: "А.И. Куприн - большой любитель сильных ощущений - 28 октября в Одессе совершил подводную экспедицию, доставившую ему огромное наслаждение. Облегшись в шестипудовый... водолазный костюм, Александр Иванович четыре раза спускался под воду, достиг дна, ходил по нему и набрался одновременно впечатлений и воды, проникшей сначала через "пробоины" в серый холщовый колокол, потом через собственное платье писателя к самому телу..." Вернувшись в Одессу на следующее лето (1910), А.И. Куприн снова надевает костюм водолаза и опускается на морское дно в Хлебной гавани. Судя по дате на фото, Куприн регулярно опускался под воду.

Роберт: Уважаемый Vagabond, В 1936 г. была поднята германская лодка UB 45, погибшая на мине к северу от г. Варна. Болгарский царь Борис наградил многих из тех, кто участвовал в подеме лодки. В списке награжденых бронзовой медалью с короной можно прочитать про наемного водолаза Игоря Михайлова Миргородского (ДВИА, ф. 1, оп. 1, д. 288, л. 88). Могу предположить, что водолаза несколько иначе звали, а именно: Игорь Михайлович Миргородский, до того как уехал из "родины мирового пролетариата". Мне не известно - он офицер или нет и как он связан с ВШк. Прошу напишите! С уважением! Роберт

Vagabond: Ув Роберт, спасибо за интересную информацию. Но ничего о Миргородском И.М. мне не известно. Будем искать - новое имя для поиска. С уважением

Роберт: Ув. Vagabond, Я тоже буду искать! Но сразу же добавлю, что русские водолазы еще в 20-е гг. работали по болгарскому побережью. С уважением! Роберт



полная версия страницы