Форум » Alma-mater » Морское инженерное училище (продолжение) » Ответить

Морское инженерное училище (продолжение)

И.Р.: Спортивные занятия в МИУ. После русско-японской войны 1904-1905 г.г. особое внимание было обращено на физическую подготовку будущих офицеров. Надо заметить, что до этого, в Морском инженерном училище императора Николая I, физподготовка существовала лишь в виде утренней гимнастики, да и то не всегда обязательной. Для обучения присылались ежедневно два “стрелка-гимнастера”, занимавшиеся гимнастикой в ротных помещениях только с теми воспитанниками, “которые не желали это время проводить на воздухе”. “Причины физического недоразвития и слабости корпуса офицеров легко объяснимы и в то же время легко устранимы. Стоит только взглянуть на самих себя и на способ комплектования наших рядов из Морского корпуса и Морского инженерного училища... До сих пор сплошь и рядом в интеллигентных семействах, из которых берутся будущие флотские офицеры и инженер-механики, физическое развитие поставлено ниже всякой критики... Поэтому мальчики и юноши, подлежащие поступлению в Морской корпус и Морское инженерное училище, представляют собой очень неважный материал”. Что же касается самих учебных заведений, то “стоит только взять ежедневное расписание занятий и мы увидим, насколько ничтожное место занимает забота о физическом воспитании будущих офицеров”. Впрочем, отсутствие обязательных занятий по физподготовке отнюдь не говорило об отсутствии интереса к спорту. Инженер-механик В.П.Орлов вспоминал: “Не прошло и нескольких недель, как Валя обратил наше внимание необходимость быть физически сильным. Сразу же были приобретены штанги, гири и т.п. для выжимания. Увлечение охватило всех нас; к тому же (годом нас моложе) “козерог” Прохоров, кораблестроительного отдела, показал нам приемы бокса. Манежем для тренировки избрали заднюю курилку в 3-м этаже, с асфальтовым полом, что было очень жестко при французской борьбе. Все это спаяло всех тесно. Действительно, к концу учебного года у многих из нас появились и бицепсы, и гибкость, и стройность и здоровье... Летнее плавание мы совершали на крейсере “Стрелок”... Кроме занятий по специальности мы обучались гребле, управлению парусами и конечно плаванию”. В 1897 году, при обсуждении (между Морским ведомством и Департаментом полиции) вопроса о допуске воспитанников морских учебных заведений в различные общества, разрешение было дано только лишь для кружков физического развития, “дабы тем не отвлекать их от прямых своих учебных обязанностей”. Появлению регулярных спортивных занятий в училище немало способствовал перевод инженер-механиков флота в военные чины. В связи с этим, в октябре 1905 г., был объявлен приказ об усилении военной подготовки воспитанников училища. В состав этой подготовки, среди прочего, вошли: стрельба, фехтование, военная гимнастика, управление гребными судами и обучение пехотному строю. В действительности все это было введено лишь с 1907 года, причем фехтованием, сначала, разрешалось заниматься по желанию. Большое распространение с 1909 года получила так называемая “сокольская” гимнастика, которую воспитанники называли “гимнастическим балетом”. С 1912 года преподавателями гимнастики в училище назначались исключительно офицеры, окончившие офицерскую фехтовальную школу. В неделю проводилось два часовых урока “в рядах общей гимнастики и на машинах”. Регулярные занятия фехтованием - по 1 часу в неделю в старшем классе - начались с 1910 года. Обучение стрельбе и управлению гребными судами проводилось во время летней корабельной практики. Кроме чисто спортивных дисциплин, к разряду физических упражнений в училище относили строевые занятия и танцы. Строевой подготовкой, введенной зимой 1907 года, занимался каждый класс, по 2 часа в неделю. С 1909 года стали устраивать военные прогулки, во время которых весь личный состав с оружием дефилировал по улицам Кронштадта под музыку портового оркестра. “Бодрый воинский вид гардемарин – писала местная пресса - свидетельствует об успехах в училище строевого обучения, впрочем уже неоднократно заслужившего одобрения высшего морского начальства на бывших парадах Морского инженерного училища”. Танцы в число обязательных занятий не входили, но существовали в училище издавна и привлекали много воспитанников. Вел их, на протяжении многих лет, артист Имп. театров М.Федоров. В зимнее время любимейшим занятием воспитанников было катание на коньках, благо под окнами училища, на Итальянском пруду, устраивался шикарный городской каток. С наступлением теплых дней воспитанники часто играли в городки, ездили на велосипедах, а в Петербурге посещали скетинг-ринги. Во дворе училища была устроена т.н. “гимнастика” - деревянное сооружение со спортивными снарядами - кольцами, шестом, канатом, лестницами, трапецией . И, наконец, нельзя не отметить увлечения набиравшим тогда популярность футболом. “Сознание необходимости подмены здоровой работы на палубах и мачтах каким-либо спортом - писал контр-адмирал Б.П.Дудоров - постепенно проникало в среду наиболее вдумчивых представителей командного состава и значительная заслуга в осуществлении этих начинаний на Балтийском флоте принадлежала молодому офицеру - инженер-механику старшему лейтенанту И.Волхонскому, уже в стенах Морского инженерного училища Императора Николая I, организовавшего из его гардемарин первую морскую футбольную команду”. В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса...” Незадолго до I мировой войны физическая подготовка в мужских учебных заведениях всех ведомств была взята под особый контроль. Общее наблюдение за ней и руководство, а также принятие мер к объединению деятельности частных физкультурных обществ, император возложил на командира Л.-Гв. Гусарского полка ген.-майора Воейкова. На присланном им в МИУ опросном листе, начальство, помимо прочего, отмечало, что “о влиянии физических упражнений на физическое и нравственное развитие учащихся наблюдений врачом не проводится”. Для поощрения воспитанников военно-учебных заведений за успехи в физической подготовке, приказом по военно-учебным заведениям Военн. вед. №141 от 16.12.1909 был учрежден специальный призовой жетон, носившийся на мундире в виде брелока. Морской министр, ознакомившись с приказом, признал желательным установить подобное отличие и для воспитанников морских учебных заведений. Только 19.04.1912 (пр. по м.в.№105) было объявлено о распространении приказа по военно-учебным заведениям на морские учебные заведения. При этом никаких указаний на изменение внешнего вида жетона сделано не было. Таким образом, если точно следовать описанию 1909 года, жетон МИУ должен был представлять собой серебряную пластинку в виде ромба с черной эмалевой накладкой по цвету погон, с золоченым на ней лавровым венком и золочеными инициалами, присвоенными училищу на погонах, т.е. с вензелем императора Николая I под короной и накладным якорем. По краю жетона - красная кайма по цвету выпушек на погонах, а между черной накладкой и каймой - серебряный просвет пластинки, кстати соответствующий цвету галуна у воспитанников училища. Надо отметить, что в училище был разработан и собственный проект спортивного жетона. В приказе отмечалось, что в МИУ жетоны должны были выдаваться за успехи воспитанников по гимнастике, плаванию, стрельбе из ружей и стрельбе из револьверов. При этом число ежегодно выдаваемых жетонов не могло превышать четырех. Гардемарины, получившие жетон, сохраняли право на его ношение и по выходе в офицеры. Сведения о награждении спортивными жетонами заносились в послужные списки офицеров. Сведений о проведении в училище соревнований по плаванию (с награждением победителей жетонами) не имеется, хотя известно, что во время летней практики обучение плаванию производилось. Кроме состязаний по гимнастике и стрельбе, выпускники училища с 1913 г. сдавали экзамены по фехтованию и рубке. Призами служили сабля (за фехтование) и кортик (за рубку), сведения о которых также заносились в послужной список. Вероятно, с началом войны и ускоренными выпусками из училища, спортивные соревнования и выдача жетонов не проводились. Реальные образцы спортивных жетонов в настоящее время не обнаружены.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Автроилъ: kerbyol пишет: Перечень лиц, опознанных в альбоме Давида Евграфовича Лукина... Ивана Тимофеевича Зубкова, к великому прискорбию, среди них не нашёл. А он того же выпуска. ЗУБКОВ Иван Тимофеевич (21.06.1889 – ...), инж.-механик лейтенант (в чине по указу Вр. правительства от 28.07.1917). Окончил МИУ унтер-офицером, шестым по списку успеваемости и с производством в корабельные гардемарины-механики (приказ по Морскому ведомству за № 182/144 от 03.05.1914). 16 июля 1914 года произведен в инж.-механики мичманы. Участник Первой мировой войны. С приходом к власти большевиков перешёл к белым. Весной 1919-ого служил механиком на крейсере ЧФ "Кагулъ" ("Генералъ Алексеевъ"). После эвакуации из Крыма вначале жил во Франции, состоял в Обществе бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже (с 1924). С 1929 года работал в пароходной компании в Африке на Верхнем Конго. Дальнейшая судьба неизвестна.

Автроилъ: Возвращаясь к любимой теме. ВАСИЛЬЕВ Евгений Ильич (08.02.1890 – ...), инж.-механик лейтенант (произведен указом Вр. правительства от 28.07.1917). Окончил Морское инженерное Императора Николая I училище двадцатым по списку успеваемости и с производством в корабельные гардемарины (приказ по Морскому ведомству за № 182/144 от 03.05.1914). Произведен в инж.-механики мичманы (с 16.07.1914) с зачислением в 1-ый Балтийский флотский экипаж. Участник событий Первой мировой войны (1914-1918). После октябрьского переворота остался на службе в РККФ. На февраль 1924 года – флагманский инж.-механик Службы наблюдения и связи ЧФ. Дальнейшая судьба неизвестна.

Автроилъ: Ещё одна личность из альбома Д.Е. Лукина. КОЛЫЧЕВ Николай Иванович (15.11.1883 – ...), инж.-механик капитан 2-ого ранга (в чине с 06.12.1916). Окончил Морское инженерное Императора Николая I училище с производством в корабельные гардемарины-механики (приказ по Морскому ведомству за № 223 от 09.05.1906). Подпоручик ККИ (1907). Штабс-капитан ККИ (1911). Переименован в инж.-механики лейтенанты (с 28.03.1913). По окончании механического отдела Николаевской Морской академии (1913) назначен мл. отделенным начальником в Морском инженерном Императора Николая I училище (с 07.05.1913). За усердно-ревностные труды пожалован орденом Св. Станислава 3-ей степени (22.3.1915). После октябрьского переворота оставался на службе в РККФ. На 1924 год – штатный преподаватель Морской Академии. В 30-х годах был репрессирован. В последующем – на преподавательской работе, доцент кафедры в Высшем военно-морском инженерном ордена Ленина училище (ВВМИОЛУ) им.Ф.Э. Дзержинского (Ленинград). Что можно добавить?

stem: Автроилъ пишет: Подпоручик ККИ (1907). Штабс-капитан ККИ (1911). пдпч КИМФ (6.04.1907), пч кимф (29.03.1909), шт.-кап. кимф (10.04.1911) Автроилъ пишет: Что можно добавить? старший отделенный начальник МИУ (12.10.17-20.10.18) В Советское время: уволен из училища в 1937, снова преподавал в 1946-1956.

Автроилъ: stem пишет: В Советское время: уволен из училища в 1937, снова преподавал в 1946-1956. А дата его смерти есть? И, где похоронен? С уважением...

stem: Автроилъ пишет: А дата его смерти есть? И, где похоронен? У меня, к сожалению, нет.

В.А.Петров.: Петров Александр Иванович родился 8 сентября 1863г. в Кронштадте, в семье моряка. В 1878г. поступил на Механическое отделение Технического училища Морского ведомства и в 1882г. произведен в прапорщики Корпуса инженер-механиков.(сидит слева). Мацкевич Андрей Станиславович родился 8 марта 1862г. в Кронштадте. В 1778г. поступил на Штурманское отделение Технического училища Морского ведомства. В 1882г. произведен в прапорщики Корпуса флотских штурманов.(Стоит в центре).

В.А.Петров.: Аттестационный лист Петрова А.И. об окончании Технического училища Морского ведомства (1882г).

В.А.Петров.: Николай Александрович Петров родился 30 декабря 1889г в Кронштадте. В сентябре 1907г.зачислен в службу воспитанником специальных классов МИУ императора НиколаяI. В сентябре 1909г произведен в старшие унтер-офицеры училища, в апреле1910г - в корабельные гардемарин-механики. В декабре 1910г произведен в подпоручики Корпуса инженер-механиков.Одновременно с ним МИУ закончил и его старший брат Александр (кораблестроительное отделение).

В.А.Петров.:

Автроилъ: В.А.Петров. пишет: Петров Александр Иванович родился 8 сентября 1863 г... В.А.Петров. пишет: Николай Александрович Петров родился 30 декабря 1889г в Кронштадте... Это всё, безусловно, интересно, но, где они были в годы Великой войны и потом? С уважением...

В.А.Петров.: Александр Иванович Петров3-й старший инженер-механик, полковник, старший судовой механик ЭБ "Император Александр III" погиб в Цусимском сражении. Николай Александрович Петров в 1914г закончил Офицерские классы подводного плавания и назначен старшим механиком п.л. "Гепард". 15 марта 1915г награжден орденом Станислава с мечами и бантом. В декабре 1916г назначен флагманским механиком I Дивизиона подводных лодок. В марте 1918г назначен флагманским механиком Дивизии подводных лодок Балтийского моря. Награжден орденом Анны III степени. Непосредственный участник Ледового перехода из Гельсингфорса в Кронштадт. На этой должности до 1931года. В 1931 переведен в ВВМИУ им. Дзержинского, организовал и возглавил кафедру "Живучести подводных лодок".Начальником кафедры был до 1947года, затем переведен в старшие преподаватели. Беспартийный. Вышел в отставку в 1956г. Скончался в 1961г. Похоронен на Большеохтинском кладбище. В 1924г женился на вдове старшего офицера п.л. "Барс" - Татьяне Павловне Реммерт (ур. Жегалова). Александр Александрович Петров после окончания Морской Николаевской академии ( с серебряной медалью) в 1918г, в чине штабс-капитана, убыл на Черноморский флот, затем эмигрировал. Скончался в 1970г во Франции. Похоронен на кладбище Сент Женевьев де Буа.

kerbyol: Фото могилы Александра Александровича Петрова Здесь Пост 02 05 2009 С уважением

В.А.Петров.: kerbyol Здравствуйте. Большое спасибо Вам за фотографию. Я ее видел впервые месяца два назад. К сожалению, судьба двух дочек Александра Александровича ( а может быть и детей, рожденных за границей) нам не известна. Еще раз спасибо за огромную проделанную Вами работу. С уважением,...

Автроилъ: В.А.Петров. пишет: Петров Александр Иванович родился 8 сентября 1863г. в Кронштадте, в семье моряка. В 1878г. поступил на Механическое отделение Технического училища Морского ведомства и в 1882г. произведен в прапорщики Корпуса инженер-механиков...( А дальше?

В.А.Петров.: До 1884г А.И.Петров 3-й служил на фрегате "Адмирал Грейг" и башенной лодке "Чародейка". В 1884г переведен на клипер "Крейсер" и по 1887г находился в заграничном плавании. В1885г произведен в подпоручики, в 1887г назначен помощником старшего инженер-механика. С 1888 по 1892гг -исполняющий должность Старшего судового механика на фрегате "Герцог Эдинбургский". С 1892 по 1896гг находился в заграничном плавании на крейсере "Разбойник".В 1895г зачислен в старшие механики и утвнржден старшим судовым механиком "Разбойника". В1896г награжден орденом Св. Анны 3-й степени.До 1898г оставался в Кронштадте.Был членом комиссии "для производства испытаний гардемарин Морского кадетского корпуса и старших воспитанников Морского технического училища императора Николая I. Преподает в школе машинистов. В 1897г назначен в комиссию по испытанию механизмов на ЭБ "Петропавловск". В1898г уходит в заграничное плавание на крейсере "Разбойник". В 1899г переведен старшим судовым механиком на ЭБ "Наварин". В1900г награжден орденом Св. Владимира 4-й ст.,в 1901 - орденом Св. Станислава 2-й ст. В 1902г назначен наблюдающим за постройкой механизмов ЭБ "Император АлександрIII". Входит в число учредителей и один из первых членов Общества морских инженеров. В 1903г переведен в Гвардейский экипаж старшим судовым механиком ЭБ "Император Александр III".Участвовал в испытаниях корабля, походе 2-й Тихоокеанской эскадры.Погиб на "Александре" в Цусимском сражении.Был женат на Елене Николаевне Бишевой. Имел 4-х сыновей, один умер в 1905г., а трое - морские офицеры.

В.А.Петров.: А.И.Петров3-й. (1898-1901)гг.

В.А.Петров.:

В.А.Петров.: Инженер-капитан I ранга Николай Александрович Петров.

Серж: Уважаемый В.А.Петров., спасибо за документы. А вот интересно, оставляли ли на второй год в кадетских корпусах? Помнится из читанного, что кадет Заводов С.Н. (внук к-а Манто И.М.) переводился несколько раз из корпуса в корпус, пока неоказался в Вольском КК (в то время этот корпус был для штрафных кадетов)... С ув, С.

Dirk: Серж пишет: А вот интересно, оставляли ли на второй год в кадетских корпусах? Да, но чаще всего по болезни. В МКК в начале мая педагогический совет рассматривал итоги учебного года, принимал решение о переводе, отдельным лицам назначал переэкзаменовки по конкретным предметам на конец августа или сентябрь - не помню, скорее, на сентябрь). И не сдавших всё-таки старались увольнять "на попечение родителей".

Серж: Dirk пишет: И не сдавших всё-таки старались увольнять "на попечение родителей". ...это знакомо из воспоминаний кадет и гардемарин, по болезни и по разгильдяйству - тоже. А вот за науки - ни где не встречал. С уважением, Серж.

В.А.Петров.: Честно говоря, не помню где я это слышал, но в МИУ считалось нормальной практикой оставление на 2-ой год. Да и сама форма аттестационного листа говорит об этом. С уважением,...

Серж: В.А.Петров. пишет: Честно говоря, не помню где я это слышал, но в МИУ считалось нормальной практикой оставление на 2-ой год. Да и сама форма аттестационного листа говорит об этом. С уважением,... ...и я вот тоже, о форме аттест.листа. Спасибо Вам, до этого я таких документов не видел. А вопрос-то интересный? Правда, о таком я не читал... может, не попадалось... С уважением, Серж.

В.А.Петров.: Несколько учебников МИУ императора Николая I.

kerbyol: В.А.Петров. пишет : судьба двух дочек Александра Александровича ( а может быть и детей, рожденных за границей) нам не известна В 1929 г. (София), в Нансеновском паспорте А.А. Петрова указаны его жена Софья и дети : Наталия (1915), Сергей (1917) и Галина (22 января 1922). (Источник : Книга "Великий Русский Исход" - Андрей Корляков - Париж 2009). С уважением

В.А.Петров.: Здравствуйте, уважаемая Ольга. Только сейчас увидел это сообщение. По моим данным, возможно ошибочным, обе дочки рождены до 1918 года. Еще раз спасибо. С уважением и благодарностью Владимир.

Сергей: Уважаемые от интересует преподователь. МИТУРИЧ На 1888 г. штабс-капитан по Адмиралтейству. ?-31.01.1888 г. штатный преподователь Технического Училища Морского ведомства. 31.01.1888 г. Приказом по Морскому ведомству № 13 назн. старшим отделенным нач. Технического Училища Морского ведомства. На 1889 г. капитан по Адмиралтейству. 7.01.1890 г. Приказом Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала по Морскому ведомству № 2 назн. старшим отделенным нач. Технического Училища Морского ведомства. 21.10.1895 г. Приказом Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала по Морскому ведомству № 184 назн. штатным преподователем Технического Училища Морского ведомства. 6.12.1895 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 59 произведён вс произведён в подполковники по Адмиралтейству, «за отличие по службе», на основании ст. 164/3, кн. VIII Св. М. П., по продолжентию 1892 г., с оставлением в должности. На 1903 г. подполковник по Адмиралтейству, штатный преподователь Морского инженерного училища Императора Николая I. 6.04.1903 г. награждён орденом Св. Анны 2-й ст.

ursus: Сергей пишет: интересует преподователь. МИТУРИЧ На 1888 г. штабс-капитан по Адмиралтейству. На 1903 г. подполковник по Адмиралтейству, штатный преподователь Морского инженерного училища Императора Николая I. Уважаемый Сергей, думаю, речь идет о преподавателе МИУ им Имп Никл1, Александре МИТУРИЧЕ Для почина: МИТУРИЧ Александр Ильич, потомственный моряк, (сын отст ген-маиора Ильи Вас.МИТУРИЧА) 1913, ген-маиор, Морское инж училище имп НиклI Адрес: Кронштадт, ул Высокая, д Лебедева другие родственники-моряки на ветке "Морской СПб" http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000228-000-0-0-1265975820 Его дядя, Митурич Петр Вас - автор мемуаров о Морск Кад Кроп, (ветка "Моряки-писатели") МИТУРИЧ Петр Васильевич, ген-маиор флота соч.: Митурич П. В. Морской кадетский корпус в 1823-1828 г. (Из воспоминаний ген.-майора Петра Васильевича Митурича).-ИВ, 1888, т. 33, №9,с. 507-543. Кадетский быт. Постановка учебного дела. Характеристики директора,, учителей, воспитателей. Служба на учебном бриге "Пожарский". Наводнение 1824 г. в СПб. С уважением,.. "Вера и Верность!"

ркр065: Буду признателен за любые подробности по пребыванию в МИУ Павла (Пауля) Юрьевича Ораса, поступившего в 1916 году. С ув., М.



полная версия страницы