Форум » Alma-mater » Морское инженерное училище (продолжение) » Ответить

Морское инженерное училище (продолжение)

И.Р.: Спортивные занятия в МИУ. После русско-японской войны 1904-1905 г.г. особое внимание было обращено на физическую подготовку будущих офицеров. Надо заметить, что до этого, в Морском инженерном училище императора Николая I, физподготовка существовала лишь в виде утренней гимнастики, да и то не всегда обязательной. Для обучения присылались ежедневно два “стрелка-гимнастера”, занимавшиеся гимнастикой в ротных помещениях только с теми воспитанниками, “которые не желали это время проводить на воздухе”. “Причины физического недоразвития и слабости корпуса офицеров легко объяснимы и в то же время легко устранимы. Стоит только взглянуть на самих себя и на способ комплектования наших рядов из Морского корпуса и Морского инженерного училища... До сих пор сплошь и рядом в интеллигентных семействах, из которых берутся будущие флотские офицеры и инженер-механики, физическое развитие поставлено ниже всякой критики... Поэтому мальчики и юноши, подлежащие поступлению в Морской корпус и Морское инженерное училище, представляют собой очень неважный материал”. Что же касается самих учебных заведений, то “стоит только взять ежедневное расписание занятий и мы увидим, насколько ничтожное место занимает забота о физическом воспитании будущих офицеров”. Впрочем, отсутствие обязательных занятий по физподготовке отнюдь не говорило об отсутствии интереса к спорту. Инженер-механик В.П.Орлов вспоминал: “Не прошло и нескольких недель, как Валя обратил наше внимание необходимость быть физически сильным. Сразу же были приобретены штанги, гири и т.п. для выжимания. Увлечение охватило всех нас; к тому же (годом нас моложе) “козерог” Прохоров, кораблестроительного отдела, показал нам приемы бокса. Манежем для тренировки избрали заднюю курилку в 3-м этаже, с асфальтовым полом, что было очень жестко при французской борьбе. Все это спаяло всех тесно. Действительно, к концу учебного года у многих из нас появились и бицепсы, и гибкость, и стройность и здоровье... Летнее плавание мы совершали на крейсере “Стрелок”... Кроме занятий по специальности мы обучались гребле, управлению парусами и конечно плаванию”. В 1897 году, при обсуждении (между Морским ведомством и Департаментом полиции) вопроса о допуске воспитанников морских учебных заведений в различные общества, разрешение было дано только лишь для кружков физического развития, “дабы тем не отвлекать их от прямых своих учебных обязанностей”. Появлению регулярных спортивных занятий в училище немало способствовал перевод инженер-механиков флота в военные чины. В связи с этим, в октябре 1905 г., был объявлен приказ об усилении военной подготовки воспитанников училища. В состав этой подготовки, среди прочего, вошли: стрельба, фехтование, военная гимнастика, управление гребными судами и обучение пехотному строю. В действительности все это было введено лишь с 1907 года, причем фехтованием, сначала, разрешалось заниматься по желанию. Большое распространение с 1909 года получила так называемая “сокольская” гимнастика, которую воспитанники называли “гимнастическим балетом”. С 1912 года преподавателями гимнастики в училище назначались исключительно офицеры, окончившие офицерскую фехтовальную школу. В неделю проводилось два часовых урока “в рядах общей гимнастики и на машинах”. Регулярные занятия фехтованием - по 1 часу в неделю в старшем классе - начались с 1910 года. Обучение стрельбе и управлению гребными судами проводилось во время летней корабельной практики. Кроме чисто спортивных дисциплин, к разряду физических упражнений в училище относили строевые занятия и танцы. Строевой подготовкой, введенной зимой 1907 года, занимался каждый класс, по 2 часа в неделю. С 1909 года стали устраивать военные прогулки, во время которых весь личный состав с оружием дефилировал по улицам Кронштадта под музыку портового оркестра. “Бодрый воинский вид гардемарин – писала местная пресса - свидетельствует об успехах в училище строевого обучения, впрочем уже неоднократно заслужившего одобрения высшего морского начальства на бывших парадах Морского инженерного училища”. Танцы в число обязательных занятий не входили, но существовали в училище издавна и привлекали много воспитанников. Вел их, на протяжении многих лет, артист Имп. театров М.Федоров. В зимнее время любимейшим занятием воспитанников было катание на коньках, благо под окнами училища, на Итальянском пруду, устраивался шикарный городской каток. С наступлением теплых дней воспитанники часто играли в городки, ездили на велосипедах, а в Петербурге посещали скетинг-ринги. Во дворе училища была устроена т.н. “гимнастика” - деревянное сооружение со спортивными снарядами - кольцами, шестом, канатом, лестницами, трапецией . И, наконец, нельзя не отметить увлечения набиравшим тогда популярность футболом. “Сознание необходимости подмены здоровой работы на палубах и мачтах каким-либо спортом - писал контр-адмирал Б.П.Дудоров - постепенно проникало в среду наиболее вдумчивых представителей командного состава и значительная заслуга в осуществлении этих начинаний на Балтийском флоте принадлежала молодому офицеру - инженер-механику старшему лейтенанту И.Волхонскому, уже в стенах Морского инженерного училища Императора Николая I, организовавшего из его гардемарин первую морскую футбольную команду”. В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса...” Незадолго до I мировой войны физическая подготовка в мужских учебных заведениях всех ведомств была взята под особый контроль. Общее наблюдение за ней и руководство, а также принятие мер к объединению деятельности частных физкультурных обществ, император возложил на командира Л.-Гв. Гусарского полка ген.-майора Воейкова. На присланном им в МИУ опросном листе, начальство, помимо прочего, отмечало, что “о влиянии физических упражнений на физическое и нравственное развитие учащихся наблюдений врачом не проводится”. Для поощрения воспитанников военно-учебных заведений за успехи в физической подготовке, приказом по военно-учебным заведениям Военн. вед. №141 от 16.12.1909 был учрежден специальный призовой жетон, носившийся на мундире в виде брелока. Морской министр, ознакомившись с приказом, признал желательным установить подобное отличие и для воспитанников морских учебных заведений. Только 19.04.1912 (пр. по м.в.№105) было объявлено о распространении приказа по военно-учебным заведениям на морские учебные заведения. При этом никаких указаний на изменение внешнего вида жетона сделано не было. Таким образом, если точно следовать описанию 1909 года, жетон МИУ должен был представлять собой серебряную пластинку в виде ромба с черной эмалевой накладкой по цвету погон, с золоченым на ней лавровым венком и золочеными инициалами, присвоенными училищу на погонах, т.е. с вензелем императора Николая I под короной и накладным якорем. По краю жетона - красная кайма по цвету выпушек на погонах, а между черной накладкой и каймой - серебряный просвет пластинки, кстати соответствующий цвету галуна у воспитанников училища. Надо отметить, что в училище был разработан и собственный проект спортивного жетона. В приказе отмечалось, что в МИУ жетоны должны были выдаваться за успехи воспитанников по гимнастике, плаванию, стрельбе из ружей и стрельбе из револьверов. При этом число ежегодно выдаваемых жетонов не могло превышать четырех. Гардемарины, получившие жетон, сохраняли право на его ношение и по выходе в офицеры. Сведения о награждении спортивными жетонами заносились в послужные списки офицеров. Сведений о проведении в училище соревнований по плаванию (с награждением победителей жетонами) не имеется, хотя известно, что во время летней практики обучение плаванию производилось. Кроме состязаний по гимнастике и стрельбе, выпускники училища с 1913 г. сдавали экзамены по фехтованию и рубке. Призами служили сабля (за фехтование) и кортик (за рубку), сведения о которых также заносились в послужной список. Вероятно, с началом войны и ускоренными выпусками из училища, спортивные соревнования и выдача жетонов не проводились. Реальные образцы спортивных жетонов в настоящее время не обнаружены.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

medik: Ув. stem , огромное спасибо! Фотография просто великолепная.

stem: Там еще на мундирах выпускной знак в виде жетона - до сих пор в оригинале нигде не попадался и сведений о нем нет.

stem: На фото в подписи корабел Влашимский почему-то указан, как А.А., но он ведь Александр Эрнестович, или я ошибаюсь??

Автроилъ: stem пишет: Там еще на мундирах выпускной знак в виде жетона Так называемый «бальный жетон» (у каждого выпуска свой). С уважением...

stem: Автроилъ пишет: Так называемый «бальный жетон» (у каждого выпуска свой Нет, это не бальный жетон. Если присмотритесь, то в середине фото, справа и слева, есть действительно бальные жетоны на розетках - на них дата 6.12.1901, т.е. бал 1901 г., который готовили выпускники 1902 г. Бальные жетоны воспитанники на мундирах не носили, они не для них делались. А на мундирах как раз выпускные жетоны. Известен был (и виде изображения и архивного подтверждения и оригинала) только один такой знак - выпуска 1904 года, а тут вот еще и 1902.

Игнат:

Dirk: stem ВОСТОРГ! Спасибо!!!

Игнат: Аржановский Арсений Александрович. Род. 04.04. 1878 г- сын кол.советника С-Пб. губ. Образование: 1902 г. окончил Мор. Инж. Училище. Православный. Служба: 26.05.1902-гидравл.инж-механик на эск.брон. «Чесма» 01.08.1902-член комиссии для приема в казну котлов эск.броненосца «Екатерина 11» 30.08.1902-сверхкомплектный инж-механик на судно «Веха». 03.1903-гидравл.инж-механик на эск.брон. «Чесма». 31.03.1903 и с 19.08.1903-преподаватель в классе машинистов и кочегаров 19.05.1903-член комиссии для производства в компанию 1903г.сравнительного испытания однотипных миноносцев на одинаковых ходах под кардифом,антрацитом и коксом. 18.10.1903-в резерве на вакансию минного инж-мех на эск.брон. «Три Святителя». 14.11.1903-минный инж-механик на бр. «Три Святителя» 24.12.1903-май 1904-класс минных инж.-механиков 10.06.1904-минный инж.-механик на бр. «Чесма» 01.10.1904-преподаватель класса минных машинистов 11.10.1904-минный инж-механик на крейсере 2 ранга»Память Меркурия» 01.01.1905-переименован в поручики Корпуса Инженер-механиков флота 28.02.1905-минный инж-механик на бр. «Ростислав» 28.02.1905-судовой инж.-механик на миноносей «Стремительный» 03.04.1905-отчислен от бр.»Ростислав» 31.05.1905- судовой инж-механик на миноносец №270 04.10.1905-судовой инж-механик миноносца «Строгий» 23.03.1906-преподаватель машинной школы 23.06.1906-отчислен от мин. «Строгий» по болезни 16.08.1906-член Комиссии для производства выпускного экзамена ученикам минной школы 20.09.1906-гидр.инж-механик на бр.»Ростислав» 06.12.1906-произведен в штабс -капитаны 28.12.1906-судовой инж-механик эск.бр. «Легкий» 10.06.1907-судовой инж-механик на эск.мин. «Меткий» 10.04.1909-зав.механизмами судов резервной минной дивизии при учебноартиллерийском отряде 11.05.1909-переведен на ЧФ 07.08.1909-временно назначен на транспор«Прут» . 06.09.1909-минный инж-механик на пристрелочной станции Севпорта 10.10.1910-в помощь главному инж-механику Севпорта 10.04.1911-произведен в капитаны 10.10.1911-член Комиссии для приема в казну механизмов моторных катеров для «Иоанна Здлатоуста» и «Евстафия» 10.07.1912-и.д.портового инж-механика и зав.всеми береговыми механизмами Севпорта 06.!2.!912-старшинство в чине капитана с 18.04.1910 18.03.1913-переименован из капитанов в ст.лейтенанты 07.071913-врио н-ка железно-котельной мастерской 06.11.1914-не штатный преподаватель в Школу юнг в Севастполе на 1914-1915 и 1915-1916 06.12.1914-произведен в капитаны 2 ранга 19.02.1915-портовой инж-механик и зав.всеми механизмами Севпорта Награды. Ордена:-Св.Анны 3 ст, -Св.Станислава 2 и 3 ст.; Светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых, Светло-бронзовая медаль в память 200-летия Гангутской победы; серебряный знак за окончание курса в МИУ. Подарки : закрытые часы с Гос.гербом № 280140(15.10.1911); золотые запонки ,украшенные сапфирами(19.12.1913). Семья:1-я жена- Мария Николаевна, ур. Соколовская, дочь командира 2 Кронштадтского крепостного пехотного батальона. Сын: Юрий (21.03.1904). 2-я жена: Клавдия Ивановна Лихвенцова, дочь симферопольского купца 1 гильдии. 1916-1919- портовый инж-механик Петроградского Военпорта 1920-1921-флагмех Азвоенфлота 1921-1922-флагмех при штабе Помкоморсил при Командующем Войсками Крыма 1922-1923-помощник Директора по Технической Части Убеко Черноазморей 1923-зав.мастерскими машинной школы ЧФ 1924-начальник технического отдела Севпорта

stem: Немного про Малченко М.М. 11 октября 1900 г., капитан 2 ранга Р.Н.Вирен --- инспектору классов МИУ "Сего числа около 5 часов п.п. встретил на Господской улице воспитанника Малченко, который только поравнявшись со мною небрежно поднял руку до плеча, имея фуражку на затылке и когда я ему заметил, что надо отдавать честь за 4 шага и прикладывать руку к околышу, означенный воспитанник продолжал держать руку на высоте плеча, а левую руку держал на животе, когда же я обратил внимание на то, что при отдании чести следует левую руку опустить свободно, то Малченко ответил: я держу в левой руке собачку на шнурке......... Я попросил у Малченко его билет, который он искал долго, перерывая и выворачивая карманы и перебирая массу бумажек, пока не нашел билет..." Начальник училища: "При опросе воспитанника Малченко к большому моему сожалению я узнал, что ему не было известно о том, что воспитаннику МИУ неприлично гулять с собачкой, привязанной на шнурочке. "

Автроилъ: Игнат пишет: 28.12.1906-судовой инж-механик эск.бр. «Легкий» Господа, вы хоть проверяйте свои писания иногда. Ну, не было такого броненосца ни на ЧФ, ни на Балтике. Да и не мог броненосец иметь такое название. С уважением...

Игнат: Стреляться не готов,а выслать лист могу-читается однозначно.Проверить не по чему,да и цели такой не ставил - другая мотивация.С наилучшими..

Автроилъ: stem пишет: Санников Вениамин Алексеевич – р.7.03.1879, и-м к2р (6.12.14) На 1 января 1917 года – ст. судовой механик КР «Баянъ».

Автроилъ: Автроилъ пишет: На 1 января 1917 года – ст. судовой механик КР «Баянъ». А что-нибудь ещё о нём известно?

kerbyol: Крейсер "Аскольд" сент. 1902. В.А. Санников - сидит первый слева. (из собрания А.В. Плотто) С уважением !

Автроилъ: kerbyol пишет: Крейсер "Аскольд" сент. 1902. В.А. Санников - сидит первый слева. Спасибо, стало быть, можно предполагать, что Санников в Русско-японскую кампанию находился в Порт-Артуре. С уважением...

medik: Автроилъ пишет: находился в Порт-Артуре После боя 28 июля ушел на "Диане" в Сайгон.

Автроилъ: stem пишет: 19. Аржановский Арсений Александрович – р.4.04.1878, и-м к2р (6.12.14), кр. Возвращаясь к любимой теме: АРЖАНОВСКИЙ Арсений Александрович (04.04.1878 – ...), инж.-механик капитан 2-ого ранга (в чине с 06.12.1914). Родился в семье чиновника Санкт-Петербургской губернии. Брат расстрелянного большевиками в 1931 году служившего на флоте и преподававшего Закон Божий в гимназии, духовника (с 1903) о. Иоанна Кронштадтского, архимандрита Иакова (в миру И.А. Аржановского, 1873-1931). Окончил механический отдел Морского инженерного Императора Николая I училища девятнадцатым по списку успеваемости, со званием мл. инж.-механика (приказ по МВ за № 151 от 06.05.1902) и зачислением в 32-ой флотский экипаж (06.05.1902). Прошёл дополнительную подготовку в классе минных механиков (24.12.1903-.03.1904). Присвоено звание минного механика (10.06.1904). Судовой механик миноносца "№ 270" (1905-1906). Переименован в поручики КИМФ (01.01.1905). В 1908 году занимал должность заведующего механизмами 2-ого дивизиона эскадренных миноносцев БФ. После перевода на ЧМ назначен минным механиком пристрелочной станции Севастопольского военного порта (1909). Переименован в инж.-механики ст. лейтенанты (с 18.03.1913). Участник Первой мировой войны. С приходом к власти большевиков остался на службе в РККФ. На 1924 год – начальник Технического бюро Севвоенпорта. Дальнейшая судьба неизвестна.

Dirk: medik пишет: После боя 28 июля ушел на "Диане" в Сайгон. На КР "Диана" - и.д. помощник старшего механика, трюмный механик; прибыл 24.07.1904 с ТР «Амур», участвовал в бою 28.07.1904.

Автроилъ: Dirk пишет: На КР "Диана"... С миру по нитке - голому рубашка.

stem: Dirk пишет: трюмный механик; прибыл 24.07.1904 Похоже, он заменил своего однокашника, умершего Ф.К.Коростелева (в списке я неверно указал дату смерти - не 14, а 15 июля 1904 г.) Про Коростелева из кн. В.Семенова "Расплата" (СПб, 1994, с.204-208) "14 июля "Диана" понесла тяжкую утрату в лице своего трюмного механика Коростелева. Неутомимый работник, выдающийся механик, обладавший не только серьезной научной подготовкой, но и богатыми практическими сведениями, бывший на заводе во время постройки крейсера и (как говорили смеясь в кают-компании) знавший на нем "в лицо" каждую заклепку, он был более чем правой рукой и командира и старшего офицера. Рослый, на взгляд крепкий, он по выражению докторов обладал от природы каким-то "легким дефектом" сердца и чрезмерной нервной организацией, для которой почти полгода войны не могли пройти даром. Последнее время чаще и чаще с ним случались припадки удушья... Коростелев скончался в госпиталев 1 ч 30 мин. пополуночи 15 июля, так тихо и мирно, что даже дежурившая при нем сестра милосердия не сразу это заметила. На следующий день состоялись торжественные похороны."

Dirk: stem пишет: Про Коростелева из кн. В.Семенова "Расплата" (СПб, 1994, с.204-208) "14 июля "Диана" понесла тяжкую утрату в лице своего трюмного механика Коростелева. Неутомимый работник, выдающийся механик, обладавший не только серьезной научной подготовкой, но и богатыми практическими сведениями, бывший на заводе во время постройки крейсера и (как говорили смеясь в кают-компании) знавший на нем "в лицо" каждую заклепку, он был более чем правой рукой и командира и старшего офицера. Рослый, на взгляд крепкий, он по выражению докторов обладал от природы каким-то "легким дефектом" сердца и чрезмерной нервной организацией, для которой почти полгода войны не могли пройти даром. Последнее время чаще и чаще с ним случались припадки удушья... Коростелев скончался в госпиталев 1 ч 30 мин. пополуночи 15 июля, так тихо и мирно, что даже дежурившая при нем сестра милосердия не сразу это заметила. На следующий день состоялись торжественные похороны." Трюмный инженер-механик (по вахтенному журналу - и.д. помощник старшего механика) КР I р. "Диана", 13.07.1904 (так по вахтенному журналу) выбыл в морской госпиталь Порт-Артура. НО! В 14 ч 14.07.1904 доставлен во Временный Морской госпиталь в Порт-Артуре, где в тот же день в 23 ч 30 мин скончался от приступа грудной жабы. Похороны намечены на 16.07.1904 (РГАВМФ. Ф. 452. Оп. 1. Д. 128. Л. 1-4).

stem: То есть дата смерти все таки 14 июля.

Dirk: Ну, по "моему документу" - да. Другое дело, что может найтись другой архивный документ, в котором будет что-то иное... Увы...

Автроилъ: ЛАВРОВ Семен Федорович (02.02.1881 – ...), штабс-капитан КИМФ в отставке (произведён 06.12.1905). Окончил механическое отделение Морского инженерного Императора Николая I училища в Кронштадте с присвоением звания мл. инж.-механика (Высочайший приказ по МВ о чинах гражданских за № 389 от 06.05.1902). В Русско-японскую кампанию (1904-1905) участвовал в обороне Порт-Артура (27.01-20.12.1904). Был тяжело ранен в период боёв на сухопутном фронте и находился на излечении в Порт-Артурском госпитале. По окончании военных действий в чине поручика КИМФ (с 01.01.1905) вышел в отставку (с 31.10.1905). Дальнейшая судьба неизвестна.

Автроилъ: Для любителей корабельной архитектуры. Стирка белья на одном из использовавшихся в качестве учебных судов МИУ - транспорте БФ "Николавъ". Первая мировая война. (Фото из интернета).

Ламбушка: Дорый день! Нашли на форуме упоминание о Шапошникове Симоне Симоновиче. Можно ли получить о нем более подробную информацию? Заранее благодарю

Автроилъ: Ламбушка пишет: Нашли на форуме упоминание о Шапошникове Симоне Симоновиче. Можно ли получить о нем более подробную информацию? А, что именно вас интересует? Мне кажется, что там всё сказано...

Автроилъ: stem пишет: 3. Видстедт Валентин Александрович... Ну, тогда общими усилиями примерно следующее: ВИДСТЕДТ Валентин Александрович (15.06.1880 – после 1930), инж.-механик капитан 2-ого ранга в отставке (с 29.09.1917). Окончил механический отдел Морского инженерного Императора Николая I училища унтер-офицером и со званием мл. инж.-механика (Высочайший приказ по МВ о чинах гражданских за № 389 от 06.05.1902). В период Русско-японской кампании (1904-1905) трюмным механиком ЭБР "Победа" принимал участие в обороне Порт-Артура (27.01-20.12.1904). Переименован в поручики КИМФ (01.01.1905). В чине штабс-капитана КИМФ пребывал в запасе (27.08.1908-25.08.1914). С началом событий Первой мировой призван вновь. Произведен в инж.-механики ст. лейтенанты «за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами войны» (01.01.1915). Служил на БМ. Покинул Россию сразу после Февральской революции. В эмиграции проживал во Франции, состоял членом Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже (1924-1930). Дальнейшая судьба неизвестна.

aden13: Автроилъ пишет: В чине штабс-капитана КИМФ пребывал в запасе (27.08.1908-25.08.1914). Перед уходом в запас состоял судовым механиком М "Поражающий" (9 мес. 4 дня); в запасе проживал в Гельсингфорсе

Автроилъ: aden13 пишет: Перед уходом в запас состоял судовым механиком... Тогда ещё «две копейки». В годы Первой мировой войны был представителем МВ на верфи в Выборге. С уважением...



полная версия страницы