Форум » Alma-mater » Морское инженерное училище (продолжение) » Ответить

Морское инженерное училище (продолжение)

И.Р.: Спортивные занятия в МИУ. После русско-японской войны 1904-1905 г.г. особое внимание было обращено на физическую подготовку будущих офицеров. Надо заметить, что до этого, в Морском инженерном училище императора Николая I, физподготовка существовала лишь в виде утренней гимнастики, да и то не всегда обязательной. Для обучения присылались ежедневно два “стрелка-гимнастера”, занимавшиеся гимнастикой в ротных помещениях только с теми воспитанниками, “которые не желали это время проводить на воздухе”. “Причины физического недоразвития и слабости корпуса офицеров легко объяснимы и в то же время легко устранимы. Стоит только взглянуть на самих себя и на способ комплектования наших рядов из Морского корпуса и Морского инженерного училища... До сих пор сплошь и рядом в интеллигентных семействах, из которых берутся будущие флотские офицеры и инженер-механики, физическое развитие поставлено ниже всякой критики... Поэтому мальчики и юноши, подлежащие поступлению в Морской корпус и Морское инженерное училище, представляют собой очень неважный материал”. Что же касается самих учебных заведений, то “стоит только взять ежедневное расписание занятий и мы увидим, насколько ничтожное место занимает забота о физическом воспитании будущих офицеров”. Впрочем, отсутствие обязательных занятий по физподготовке отнюдь не говорило об отсутствии интереса к спорту. Инженер-механик В.П.Орлов вспоминал: “Не прошло и нескольких недель, как Валя обратил наше внимание необходимость быть физически сильным. Сразу же были приобретены штанги, гири и т.п. для выжимания. Увлечение охватило всех нас; к тому же (годом нас моложе) “козерог” Прохоров, кораблестроительного отдела, показал нам приемы бокса. Манежем для тренировки избрали заднюю курилку в 3-м этаже, с асфальтовым полом, что было очень жестко при французской борьбе. Все это спаяло всех тесно. Действительно, к концу учебного года у многих из нас появились и бицепсы, и гибкость, и стройность и здоровье... Летнее плавание мы совершали на крейсере “Стрелок”... Кроме занятий по специальности мы обучались гребле, управлению парусами и конечно плаванию”. В 1897 году, при обсуждении (между Морским ведомством и Департаментом полиции) вопроса о допуске воспитанников морских учебных заведений в различные общества, разрешение было дано только лишь для кружков физического развития, “дабы тем не отвлекать их от прямых своих учебных обязанностей”. Появлению регулярных спортивных занятий в училище немало способствовал перевод инженер-механиков флота в военные чины. В связи с этим, в октябре 1905 г., был объявлен приказ об усилении военной подготовки воспитанников училища. В состав этой подготовки, среди прочего, вошли: стрельба, фехтование, военная гимнастика, управление гребными судами и обучение пехотному строю. В действительности все это было введено лишь с 1907 года, причем фехтованием, сначала, разрешалось заниматься по желанию. Большое распространение с 1909 года получила так называемая “сокольская” гимнастика, которую воспитанники называли “гимнастическим балетом”. С 1912 года преподавателями гимнастики в училище назначались исключительно офицеры, окончившие офицерскую фехтовальную школу. В неделю проводилось два часовых урока “в рядах общей гимнастики и на машинах”. Регулярные занятия фехтованием - по 1 часу в неделю в старшем классе - начались с 1910 года. Обучение стрельбе и управлению гребными судами проводилось во время летней корабельной практики. Кроме чисто спортивных дисциплин, к разряду физических упражнений в училище относили строевые занятия и танцы. Строевой подготовкой, введенной зимой 1907 года, занимался каждый класс, по 2 часа в неделю. С 1909 года стали устраивать военные прогулки, во время которых весь личный состав с оружием дефилировал по улицам Кронштадта под музыку портового оркестра. “Бодрый воинский вид гардемарин – писала местная пресса - свидетельствует об успехах в училище строевого обучения, впрочем уже неоднократно заслужившего одобрения высшего морского начальства на бывших парадах Морского инженерного училища”. Танцы в число обязательных занятий не входили, но существовали в училище издавна и привлекали много воспитанников. Вел их, на протяжении многих лет, артист Имп. театров М.Федоров. В зимнее время любимейшим занятием воспитанников было катание на коньках, благо под окнами училища, на Итальянском пруду, устраивался шикарный городской каток. С наступлением теплых дней воспитанники часто играли в городки, ездили на велосипедах, а в Петербурге посещали скетинг-ринги. Во дворе училища была устроена т.н. “гимнастика” - деревянное сооружение со спортивными снарядами - кольцами, шестом, канатом, лестницами, трапецией . И, наконец, нельзя не отметить увлечения набиравшим тогда популярность футболом. “Сознание необходимости подмены здоровой работы на палубах и мачтах каким-либо спортом - писал контр-адмирал Б.П.Дудоров - постепенно проникало в среду наиболее вдумчивых представителей командного состава и значительная заслуга в осуществлении этих начинаний на Балтийском флоте принадлежала молодому офицеру - инженер-механику старшему лейтенанту И.Волхонскому, уже в стенах Морского инженерного училища Императора Николая I, организовавшего из его гардемарин первую морскую футбольную команду”. В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса...” Незадолго до I мировой войны физическая подготовка в мужских учебных заведениях всех ведомств была взята под особый контроль. Общее наблюдение за ней и руководство, а также принятие мер к объединению деятельности частных физкультурных обществ, император возложил на командира Л.-Гв. Гусарского полка ген.-майора Воейкова. На присланном им в МИУ опросном листе, начальство, помимо прочего, отмечало, что “о влиянии физических упражнений на физическое и нравственное развитие учащихся наблюдений врачом не проводится”. Для поощрения воспитанников военно-учебных заведений за успехи в физической подготовке, приказом по военно-учебным заведениям Военн. вед. №141 от 16.12.1909 был учрежден специальный призовой жетон, носившийся на мундире в виде брелока. Морской министр, ознакомившись с приказом, признал желательным установить подобное отличие и для воспитанников морских учебных заведений. Только 19.04.1912 (пр. по м.в.№105) было объявлено о распространении приказа по военно-учебным заведениям на морские учебные заведения. При этом никаких указаний на изменение внешнего вида жетона сделано не было. Таким образом, если точно следовать описанию 1909 года, жетон МИУ должен был представлять собой серебряную пластинку в виде ромба с черной эмалевой накладкой по цвету погон, с золоченым на ней лавровым венком и золочеными инициалами, присвоенными училищу на погонах, т.е. с вензелем императора Николая I под короной и накладным якорем. По краю жетона - красная кайма по цвету выпушек на погонах, а между черной накладкой и каймой - серебряный просвет пластинки, кстати соответствующий цвету галуна у воспитанников училища. Надо отметить, что в училище был разработан и собственный проект спортивного жетона. В приказе отмечалось, что в МИУ жетоны должны были выдаваться за успехи воспитанников по гимнастике, плаванию, стрельбе из ружей и стрельбе из револьверов. При этом число ежегодно выдаваемых жетонов не могло превышать четырех. Гардемарины, получившие жетон, сохраняли право на его ношение и по выходе в офицеры. Сведения о награждении спортивными жетонами заносились в послужные списки офицеров. Сведений о проведении в училище соревнований по плаванию (с награждением победителей жетонами) не имеется, хотя известно, что во время летней практики обучение плаванию производилось. Кроме состязаний по гимнастике и стрельбе, выпускники училища с 1913 г. сдавали экзамены по фехтованию и рубке. Призами служили сабля (за фехтование) и кортик (за рубку), сведения о которых также заносились в послужной список. Вероятно, с началом войны и ускоренными выпусками из училища, спортивные соревнования и выдача жетонов не проводились. Реальные образцы спортивных жетонов в настоящее время не обнаружены.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Dirk: ОК, завтра, если будет время, попробую разобраться. Довольно таки части в послужных списках указывались не все переводы. В части реальных плаваний больше доверия той части послужного списка, где отражаются именно плавания, а в ПС Владимира Николаевича её нет...

Dirk: В именном списке личного состава 2-й бригады ЛК БФ на 01.05.1917: ЛК "Ростислав": инженер-механик мичман Владимир Брикке - и.д. минного офицера (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 2159. Л. 222 об.). На 01.06.1917 его уже нет, и.д. старшего минного офицера - [инженер-механик] мичман Павел Десятов (Л. 504 об.).

kerbyol: Dirk , спасибо ! Если даже послужным спискам верить нельзя ......

Dirk: Почему же нельзя-то? Просто они не отражают всей действительности, особенно когда нет последней части - о плавании. На "Евстафии" он служил, как о том сказано в ПС? Скорее всего да. На "Прут" потом был переведён? Скорее всего да. Но вот между этим ещё минёром поплавал на "Ростиславе" и, как минёр, отправился на вылазку в Босфор на барказах. Всё нормально.

Spanthout: НОВОЕ ВРЕМЯ #11916, 16 мая 1909 г. Самойлов А.В. в Списках личн. сост. флота последующих лет отсутствует.

stem: Вот спасибо за фото! А.В.Самойлов (сын зав. Школой музыкантов-учеников БФ В.И.Самойлова) окончил младший, 4-й класс механического отдела училища и был уволен 23.07.1909. Вероятно, в связи с открывшимися перспективами - правда дальнейшей его судьбы не просматривается (в т.ч. и конкретно этого изобретения). О демонстрации изобретения 5.04.09 перед морским министром и в присутствии начальников ГМШ и МГШ, есть заметка в газете Котлин за 8.04.1909.

olvia: stem пишет: в т.ч. и конкретно этого изобретения Это нынешняя игрушечная железная дорога. из "Огонька" №16, 1909

stem: Я имел ввиду - как лично он реализовал свое изобретение в дальнейшем, неизвестно.

olvia: из журн. "Разведчик", №776, 6 сен. 1905

medik:

vladl: Выпускник МИУ 1907 г. капитан Корпуса корабельных инженеров Романов Александр Васильевич работал в Николаеве в Комиссии для наблюдения с 23.02.1912 г. В 1915-1917 гг. наблюдающий по кораблестроительной части эсминцев первой "Ушаковской" серии на заводе ОНЗиВ и в 1915-1916 гг. - 40 десантных барж на заводе "Руссуд". О дальнейшей судьбе известно только, что в 1932 г. он работал старшим инженером "Проектверфи" вместе с В.П. Костенко, который был начальником технической конторы по судостроению ОНЗиВ в 1912-1917 гг. и руководил разработкой документации по эсминцам "Ушаковской" серии. Вероятнее всего он был репрессирован в 30-е годы, т.к. Костенко несколько раз подвергался арестам ОГПУ и НКВД. Помогите установить его судьбу, если есть информация. С уважением, vladl

Dirk: vladl пишет: Выпускник МИУ 1907 г. капитан Корпуса корабельных инженеров Романов Александр Васильевич Окончил МИУ в 1906 г. Это в офицеры произведен в 1907-м... "25 октября 1906 г., лейтенант М., возвращался из Шеффилда (Англия), после осмотра заводов Виккерса, в Хейшам, в купэ вагона, в котором кроме него и других офицеров находились также корабельные гардемарины судостроители Р. и. В[олков Александр]. Во время обеда Р. и В., сидевшие за отдельным столом, стали держать себя очень развязно, громко требовали шампанское, брали и курили сигары и, не стесняясь присутствием офицеров, вели неприличные разговоры. На замечание лейт. М., гардемарины отвечали недисциплинарно, а Р., кроме того, произнес по отношению к лейт. М. и прочим офицерам, сидевшим в вагоне, бранные и оскорбительные слова настолько громко, что лейт. М. их слышал". Осуждены судом Особой комиссии ЭБР "Слава" на 6 месяцев с ограничением прав и на 1 месяц без ограничения прав на гауптвахте соответственно. Командующий отрядом наказание для Романова утвердил, уменьшив наказание для Волкова до 2 недель ареста при каюте с приставлением часового. (Сборник решений Главного военно-морского суда за 1901 - 1912 гг. Составлен председателем Кронштадтского военно-морского суда генерал-лейтенантом В.Алабышевым. Пг., 1915. С. 269).

vladl: Уважаемый Dirk, Спасибо, исправил год выпуска. Интересный факт по Романову, но в последующей службе он исправился, т.к. произведен в капитаны "за отличие". С уважением, vladl

ркр065: Автроилъ пишет: В ответ девять старших воспитанников, в числе которых был и фельдфебель Виктор Вологдин, написали «недисциплинарный протокол» и сложили с себя обязанности по управлению читальней. Начальник училища доложил об этом инциденте Морскому Министру, который приказал уволить из училища всех причастных, stem пишет: Но этот случай - не просто фронда: все старшины читальни были членами революционного кружка, А ФИО остальных возможно узнать? Какие еще были отчисления из МИУ в связи с революционными событиями тех лет?

stem: Старшие воспитанники Воробьев, Кальбус, Вологдин, Гуссаковский, Адриановский. Воспитанники Давыдов, Ключарев, Н.Попов, Трунов, Юнгмейстер, Порохин, Зорин. В конце января Н.Попов принят обратно. Прочие пошли в Политех. Чуть ранее: в книге В.П.Костенко (выпускника 1904 г.) упоминается о получаемой кружковцами запрещенной литературе через бывшего воспитанника Л.Потылицина, уволенного в 1902 г. за '"резко оппозиционное отношение к требованиям воинской дисциплины" (отданию чести). На самом деле данный воспитанник был уволен за банальную пьянку в сочетании с полной учебной неуспеваемостью. В числе кружковцев (9 чел.) того периода он называет В.Филипповского, А.Певцова, В.Толмачева (все они окончили училище). Известно также, что окончивший в 1901 г. А.Булгаков с 1902 г. состоял в партии эсеров, возможно он и был в свое время организатором кружка. Затем революционеры-воспитанники всплывают только в 1917, хотя тайные слухи о кружке в училище и ходили.

ркр065: stem пишет: Старшие воспитанники Воробьев, Кальбус, Вологдин, Гуссаковский, Адриановский. Воспитанники Давыдов, Ключарев, Н.Попов, Трунов, Юнгмейстер, Порохин, Зорин. В конце января Н.Попов принят обратно. Прочие пошли в Политех. Спасибо! А где можно почитать более подробно про эту историю? Что касается Политеха, то по Юнгмейстеру архивы выдают фонд Техноложки: ЦГИА. Фонд 492 Петроградский технологический институт Имп. Николая I ЦГИА. Фонд 492. Опись 2. Дело 9504А О принятии в студенты института Бориса Юнгмейстера Начальный год: 1907

stem: В Политех подало заявления 9 человек, на кор.отд-е принято 7 (данные без указания фамилий) - впрочем среди выпускников этого отделения их нет. Вологдин с Гуссаковским окончили Политех (электрики), а Кальбус кажется Техноложку. Гуссаковский сдал экзамены в МИУ в 1914 и получил чин и-м мичмана. Кальбус - то же, но уже у Колчака (там же и Вологдин - и-м к2р).

ркр065: stem Спасибо!

Dirk: Вот такая биография выпускника МИУ. Можно ли добавить что-то интересное? Сечкин Николай Петрович. Родился 04.04.1885. сын коллежского советника Костромской губ. В 1902 г. - сирота; попечитель с 1902 г.: Борисоглебская Анна Васильевна, вдова дьякона. Окончил Комисаровское техническое училище в г. Москве (1903 г.), поступил в Морское инженерное училище имп. Николая I (14.09.1903), по окончании произведён в инженер-механики корабельные гардемарины (01.05.1907) и направлен в учебное плавание на линейном корабле "Цесаревич" (15.06.1907 - 04.04.1908). Подпоручик корпуса инженер-механиков флота (13.04.1908). Назначен на Чёрное море, где плавал на линейном корабле "Георгий Победоносец" (13.05.1908 - 01.04.1910), вахтенным, с 12.08.1908 - гидравлическим, с 13.06.1909 - трюмным механиком. Гидравлический механик линейного корабля "Синоп" (назначен 11.03.1910, в плавании 01.04 - 23.08.1910). Поручик (18.04.1910), штабс-капитан корпуса инженер-механиков (06.12.1912); переименован в инженер-механики лейтенанты (28.03.1913). Окончил механический отдел Николаевской морской академии (01.10.1910 - 03.05.1913). Судовой механик мин. "Строгий" (28.06 - 02.08.1913). Непосредственно наблюдающий по механической части за постройкой кораблей в Чёрном море (21.06.1913). Инженер-механик старший лейтенант (06.04.1914). Награды: орден Св. Станислава 3 ст. (30.07.1915). Биография из "Бюллетеня Общества офицеров Российского императорского флота в Америке", 1967, № 1 (112). С. 6-7. В 1974 зачислен в действительные члены Общества офицеров Российского императорского флота в Америке (Бюллетень …, 1974. №4. С.6). Незабытые могилы (Т. 6. Ч. 1. С. 537): "СЕЧКИН Николай Петрович (ок. 1880 — до 28 марта 1970, Вашингтон). Инженер, окончил Морскую академию (кораблестроение). Перед Первой мировой войной строил русский линкор «Императрица Мария». В 1914 г. был послан в Англию контролировать постройку для России военных судов на верфях в Шотландии (до 1918). В Советскую Россию не вернулся. В 1918 г. приехал в США. Поступил инженером на кораблестроительный завод компании Бетлехем Стил. Стал специалистом по топливу для кораблей. Создал систему борьбы с пожаром. Работал много лет зав. технической лабораторией Морской академии в Анаполисе и в Бюро стандартов в Вашингтоне, читал лекции в Нью-Йоркском университете. Несколько лет перед отставкой работал в Библиотеке Конгресса. Скончался на 91-м году жизни. Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1970, 28 марта". К сожалению, в "Незабытых могилах" перепутаны год рождения и год смерти, а также год некролога. Скончался 26 января 1976 г. в Вашингтоне.

olvia: stem пишет: В конце января Н.Попов принят обратно. Это - Николай Петрович Попов (1884 г.р.)? Который впоследствии в печати критиковал И. И. Защука за то, что тот в своем справочнике "Русский флот" якобы опорочил корпорацию иженер-механиков?

stem: olvia пишет: Это - Николай Петрович Попов (1884 г.р.)? У меня точных данных, к сожалению, нет. Николай Петрович Попов - выпуска 1907 г., т.е. на момент событий был во 2 классе и под звание воспитанника (4, 3, 2 классы) подходит. Однако был еще воспитанник 4 класса механиков Н.Попов (Николай?), уволенный в том же 1906 г., в мае по неуспеваемости. Вполне мог быть и он. А где статьи с критикой были?

olvia: В "Разведчике" за 1912 г.

stem: Да, больная тема в то время о строевых и инженерах. Правда здесь не очень понятен пассаж о принадлежности подпоручиков механиков к 10 классу.

boxer: Соттветствие чинов и званий отдельная , весьма запутанная и малоизученная тема. Первичное звание выпускника МИУ- мл. инж.-механик (Х класс). С 1905г - все они переименованы в чин поручика КИМ . Выпускники более поздних лет , выпущенные уже только подпоручиками КИМ , могли считать себя тоже в Х классе Табели и т,д. Относительно полное соответствие (по классам) строевых и механников было окончательно достигнуто лишь в 1913г, но не имело почти никакого значения. Строевые оставались строевыми , а механики- механиками. *И тонкий малиновый кант на рукаве ,многое говорил знающему человеку *(почти цитата).

stem: В 1905 г. прежнее звание мл.и-м (10 кл.) было поделено на два чина - подпоручика и поручика (соответственно 12 и 10 класс). Понятно, что все уже состоящие на службе получили поручиков, а выпускники становились подпоручиками (после 1905 с промежуточным званием кгм). Тут запутанности нет. Я к тому, что человек по аналогии с мичманами причислял подпоручиков механиков к 10 классу, ставя их выше армейских (действительно запутывая этот вопрос). Это, кстати, было главной темой споров при установлении механикам военных чинов. В том смысле, что они проигрывали на начальном этапе, получая более низкий класс табели о рангах. Тем не менее, волевым решением генерал-адмирала это утвердили.

olvia: Georg G-L пишет: ... выпускника Технического училища морского ведомства Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918), Записано со слов М. В. Меньшиковой — Лидией Ивановной Веселитской "Как убили моего мужа, М. О. Меньшикова, в г. Валдае Новгородской губ."

Виктория: Недавно была на кладбище, искала могилу деда. Набрела на могилу Александра Ивановича Пароменского, одного из начальников МИУ. Выкладываю фотографии тут, возможно кому-нибудь пригодится:

stem: до реставрации 2007 г. первый этап, вероятно, еще нет ступенек вокруг Реставрация конечно, очень хорошее дело, но вид какой-то стал... По некоторым сведениям, до Пароменского этот склеп принадлежал протоиерею П.А.Фелицыну, ум.1879

Виктория: stem Цвет, конечно... эээ... меня тоже немного удивил. Но радует то, что этот участок потихоньку приводят в порядок. Вот и церковь Всех Святых заново отстраивают.

Dirk: Дорогие друзья! По просьбе одного из коллег выставляю вот такую открытку с наклеенным на неё портретом. Может, кто-то узнает лицо?



полная версия страницы