Форум » Alma-mater » Морское инженерное училище (продолжение) » Ответить

Морское инженерное училище (продолжение)

И.Р.: Спортивные занятия в МИУ. После русско-японской войны 1904-1905 г.г. особое внимание было обращено на физическую подготовку будущих офицеров. Надо заметить, что до этого, в Морском инженерном училище императора Николая I, физподготовка существовала лишь в виде утренней гимнастики, да и то не всегда обязательной. Для обучения присылались ежедневно два “стрелка-гимнастера”, занимавшиеся гимнастикой в ротных помещениях только с теми воспитанниками, “которые не желали это время проводить на воздухе”. “Причины физического недоразвития и слабости корпуса офицеров легко объяснимы и в то же время легко устранимы. Стоит только взглянуть на самих себя и на способ комплектования наших рядов из Морского корпуса и Морского инженерного училища... До сих пор сплошь и рядом в интеллигентных семействах, из которых берутся будущие флотские офицеры и инженер-механики, физическое развитие поставлено ниже всякой критики... Поэтому мальчики и юноши, подлежащие поступлению в Морской корпус и Морское инженерное училище, представляют собой очень неважный материал”. Что же касается самих учебных заведений, то “стоит только взять ежедневное расписание занятий и мы увидим, насколько ничтожное место занимает забота о физическом воспитании будущих офицеров”. Впрочем, отсутствие обязательных занятий по физподготовке отнюдь не говорило об отсутствии интереса к спорту. Инженер-механик В.П.Орлов вспоминал: “Не прошло и нескольких недель, как Валя обратил наше внимание необходимость быть физически сильным. Сразу же были приобретены штанги, гири и т.п. для выжимания. Увлечение охватило всех нас; к тому же (годом нас моложе) “козерог” Прохоров, кораблестроительного отдела, показал нам приемы бокса. Манежем для тренировки избрали заднюю курилку в 3-м этаже, с асфальтовым полом, что было очень жестко при французской борьбе. Все это спаяло всех тесно. Действительно, к концу учебного года у многих из нас появились и бицепсы, и гибкость, и стройность и здоровье... Летнее плавание мы совершали на крейсере “Стрелок”... Кроме занятий по специальности мы обучались гребле, управлению парусами и конечно плаванию”. В 1897 году, при обсуждении (между Морским ведомством и Департаментом полиции) вопроса о допуске воспитанников морских учебных заведений в различные общества, разрешение было дано только лишь для кружков физического развития, “дабы тем не отвлекать их от прямых своих учебных обязанностей”. Появлению регулярных спортивных занятий в училище немало способствовал перевод инженер-механиков флота в военные чины. В связи с этим, в октябре 1905 г., был объявлен приказ об усилении военной подготовки воспитанников училища. В состав этой подготовки, среди прочего, вошли: стрельба, фехтование, военная гимнастика, управление гребными судами и обучение пехотному строю. В действительности все это было введено лишь с 1907 года, причем фехтованием, сначала, разрешалось заниматься по желанию. Большое распространение с 1909 года получила так называемая “сокольская” гимнастика, которую воспитанники называли “гимнастическим балетом”. С 1912 года преподавателями гимнастики в училище назначались исключительно офицеры, окончившие офицерскую фехтовальную школу. В неделю проводилось два часовых урока “в рядах общей гимнастики и на машинах”. Регулярные занятия фехтованием - по 1 часу в неделю в старшем классе - начались с 1910 года. Обучение стрельбе и управлению гребными судами проводилось во время летней корабельной практики. Кроме чисто спортивных дисциплин, к разряду физических упражнений в училище относили строевые занятия и танцы. Строевой подготовкой, введенной зимой 1907 года, занимался каждый класс, по 2 часа в неделю. С 1909 года стали устраивать военные прогулки, во время которых весь личный состав с оружием дефилировал по улицам Кронштадта под музыку портового оркестра. “Бодрый воинский вид гардемарин – писала местная пресса - свидетельствует об успехах в училище строевого обучения, впрочем уже неоднократно заслужившего одобрения высшего морского начальства на бывших парадах Морского инженерного училища”. Танцы в число обязательных занятий не входили, но существовали в училище издавна и привлекали много воспитанников. Вел их, на протяжении многих лет, артист Имп. театров М.Федоров. В зимнее время любимейшим занятием воспитанников было катание на коньках, благо под окнами училища, на Итальянском пруду, устраивался шикарный городской каток. С наступлением теплых дней воспитанники часто играли в городки, ездили на велосипедах, а в Петербурге посещали скетинг-ринги. Во дворе училища была устроена т.н. “гимнастика” - деревянное сооружение со спортивными снарядами - кольцами, шестом, канатом, лестницами, трапецией . И, наконец, нельзя не отметить увлечения набиравшим тогда популярность футболом. “Сознание необходимости подмены здоровой работы на палубах и мачтах каким-либо спортом - писал контр-адмирал Б.П.Дудоров - постепенно проникало в среду наиболее вдумчивых представителей командного состава и значительная заслуга в осуществлении этих начинаний на Балтийском флоте принадлежала молодому офицеру - инженер-механику старшему лейтенанту И.Волхонскому, уже в стенах Морского инженерного училища Императора Николая I, организовавшего из его гардемарин первую морскую футбольную команду”. В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса...” Незадолго до I мировой войны физическая подготовка в мужских учебных заведениях всех ведомств была взята под особый контроль. Общее наблюдение за ней и руководство, а также принятие мер к объединению деятельности частных физкультурных обществ, император возложил на командира Л.-Гв. Гусарского полка ген.-майора Воейкова. На присланном им в МИУ опросном листе, начальство, помимо прочего, отмечало, что “о влиянии физических упражнений на физическое и нравственное развитие учащихся наблюдений врачом не проводится”. Для поощрения воспитанников военно-учебных заведений за успехи в физической подготовке, приказом по военно-учебным заведениям Военн. вед. №141 от 16.12.1909 был учрежден специальный призовой жетон, носившийся на мундире в виде брелока. Морской министр, ознакомившись с приказом, признал желательным установить подобное отличие и для воспитанников морских учебных заведений. Только 19.04.1912 (пр. по м.в.№105) было объявлено о распространении приказа по военно-учебным заведениям на морские учебные заведения. При этом никаких указаний на изменение внешнего вида жетона сделано не было. Таким образом, если точно следовать описанию 1909 года, жетон МИУ должен был представлять собой серебряную пластинку в виде ромба с черной эмалевой накладкой по цвету погон, с золоченым на ней лавровым венком и золочеными инициалами, присвоенными училищу на погонах, т.е. с вензелем императора Николая I под короной и накладным якорем. По краю жетона - красная кайма по цвету выпушек на погонах, а между черной накладкой и каймой - серебряный просвет пластинки, кстати соответствующий цвету галуна у воспитанников училища. Надо отметить, что в училище был разработан и собственный проект спортивного жетона. В приказе отмечалось, что в МИУ жетоны должны были выдаваться за успехи воспитанников по гимнастике, плаванию, стрельбе из ружей и стрельбе из револьверов. При этом число ежегодно выдаваемых жетонов не могло превышать четырех. Гардемарины, получившие жетон, сохраняли право на его ношение и по выходе в офицеры. Сведения о награждении спортивными жетонами заносились в послужные списки офицеров. Сведений о проведении в училище соревнований по плаванию (с награждением победителей жетонами) не имеется, хотя известно, что во время летней практики обучение плаванию производилось. Кроме состязаний по гимнастике и стрельбе, выпускники училища с 1913 г. сдавали экзамены по фехтованию и рубке. Призами служили сабля (за фехтование) и кортик (за рубку), сведения о которых также заносились в послужной список. Вероятно, с началом войны и ускоренными выпусками из училища, спортивные соревнования и выдача жетонов не проводились. Реальные образцы спортивных жетонов в настоящее время не обнаружены.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Dirk: Окончил два курса МИУ (1916 - 1918). Краткая биография тут: Лурье В.М. Военно-морские атташе // Новый часовой. 1997. № 5. С.329.

Сергей: ursus пишет: думаю, речь идет о преподавателе МИУ им Имп Никл1, Александре МИТУРИЧЕ Спасибо, думаю наверно он 6.12.1903 г. Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 513 произведён в полковник по Адмиралтейству, по линии.

ркр065: Dirk пишет: Краткая биография тут: Лурье В.М. А.Ю.! Спасибо! Лурье у меня есть. Хотелось бы что-нибудь по-подробней :)

stem: ркр065 пишет: за любые подробности по пребыванию в МИУ Павла (Пауля) Юрьевича Ораса Посмотрите журнал Красный флот за 1923 год - там есть воспоминания Ораса о его учебе в МИУ и СКСКСФ - довольно интересно. Написано по случаю окончания учебы.

ркр065: Ув. stem, спасибо!

Olmalin: Небольшое дополнение,касающееся братьев Брикке, обсуждавшихся в 1 части ветки МИУ, см.: http://kortic.borda.ru/?1-1-0-00000008-000-10001-0-1241967986 27.02.2010 г. при обследовании старого севастопольского городского кладбища в районе ниже памятника экипажу ПЛ «Камбала»» был обнаружен в переотложенном состоянии фрагмент мраморной таблички с текстом: «Учитель / [Николай] Акимович / [Бри]кке / […янв]аря 1922 г.»

Автроилъ: Возвращаясь к любимой теме. Альбом 1914 года. ГРИГОРЬЕВ Николай Георгиевич (30.11.1892 – ...), инж.-механик лейтенант (в чине по указу Вр. правительства от 28.06.1917). Окончил Морское инженерное Императора Николая I училище четвёртым по списку успеваемости и с производством в корабельные гадемарины-механики (приказ по Морскому ведомству за № 182/144 от 03.05.1914). После гардемаринского плавания произведён в инж.-механики мичманы (с 16.07.1914). Зачислен в 1-ый Балтийский флотский экипаж. За участие в боевой деятельности флота в годы Первой мировой войны награждён орденами Св. Станислава 3-ей степени с мечами и бантом (03.08.1915) и Св. Анны 4-ой степени с надписью «За храбрость» (31.03.1916). Прошёл подготовку в УОПП (1917) с назначением по окончании курса ст. механиком подводного минного заградителя "Ёршъ" (1917). После октябрьского переворота оставался на службе в РККФ. Состоял трюмным механиком крейсера "Олег" (1919), дивизионным механиком Дивизии траления БМ (1920), флагманским механиком той же дивизии (1921), затем ст. судовым механиком линейного корабля «Гангут» (1922). На 1 февраля 1924 года – инж.-механик судов сданных Петропорту. В последующем занимал должности начальника маячно-технического отдела УБЕКО ЧМ (1924), инженера для дачи нарядов ГВП БМ (1927) и начальника одного из отделов ГВП БМ (с 01.12.1929). С 8 июля 1932 года назначен портовым инж.-механиком Ленинградского военного порта. В 30-х годах репрессирован. Дальнейшая судьба неизвестна.

Автроилъ: Возвращаясь к любимой теме. Ещё одна личность из "Альбома 1914 года". МИЗЮРА Андрей Маркович (25.09.1890 – ...), инж.-механик лейтенант (в чине по указу Вр. правительства от 28.06.1917). Окончил Морское инженерное Императора Николая I училище шестнадцатым по списку успеваемости и с производством в корабельные гадемарины-механики (приказ по Морскому ведомству за № 182/144 от 03.05.1914). После гардемаринского плавания произведён в инж.-механики мичманы (с 16.07.1914). Офицер Гвардейского Экипажа. С 1916 года служил вахтенным механиком на выкупленном у японцев крейсере "Варягъ". Участник Великой войны. В период противобольшевистской борьбы находился в белых войсках Восточного фронта. В эмиграции обосновался в Китае. На 1920 год – служащий английской фирмы в Шанхае. Дальнейшая судьба неизвестна.

Georg G-L: Воспоминания выпускника Технического училища морского ведомства Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918),

stem: Дополнения по альбому 1914 г. Под №126 вероятно корабельный инженер А.И.Балкашин, преподавал в МИУ с 1913, по окончании НМА.

stem: гардемарин К.Л.Мазанов (качество фото правда плохое) из альбома №177 Похожи?

velbot-067: Шиманский Юлиан Венцеславович

Автроилъ: velbot-067 пишет: Шиманский Юлиан Венцеславович Да это он. Как-то просмотрел. Надо проверить, может, ещё кто отыщется. С уважением...

Автроилъ: stem пишет: гардемарин К.Л.Мазанов... Прочитайте начало этой ветки и тогда поймёте, в чём Ваша ошибка...

medik: Автроилъ пишет: ПАВЛОВ Александр Федорович (14.03.1866-14.02.1951), генерал-майор по Адмиралтейству Буду рад, если у кого-нибудь найдётся, что добавить. Это Павлов Александр Иосифович, инженер-механик капитан 2 р., старший отделенный начальник МИУ

Автроилъ: medik пишет: Это Павлов Александр Иосифович, инженер-механик капитан 2 р. Любопытственно, однако.

medik: kerbyol пишет: 6 ТОРОПОВ Иван (нет отчества) 6 Горюнов Иван Семенович, инженер-механик капитан 1 ранга, ротный командир МИУ Пропущен: 15 Ген Андрей Константинович, инженер-механик капитан 2 ранга, старший отделенный начальник МИУ kerbyol пишет: 16 ГАЛЛЕР П.М. (не расшифровано) 16 Галахов Петр Алексеевич, действительный статский советник, делопроизводитель канцелярии МИУ Пропущен: 29 Гехенбергер Василий Карлович, инженер-механик капитан 1 ранга, старший отделенный начальник МИУ

medik: Пропущены: 37 Наумов Владимир Георгиевич, чиновник пятого класса, преподаватель применения электричества к артиллерии в АОК УАО БФ 70 Козловский Владимир Александрович, чиновник шестого класса, лаборант в АОК УАО БФ 93 Добровольский Виктор Эрастович, старший делопроизводитель V класса Главного военно-морского судного управления 116 Дымов Алексей Иванович, инженер-механик старший лейтенант, младший отделенный начальник МИУ

stem: medik пишет: Павлов Александр Иосифович Алексей Иосифович. С 6.04.1914 и-м к1р

stem: №5 - Немцов Николай Павлович - полковник корпуса морской артиллерии (17.04.05), ротный командир МИУ (с 1900), с августа 1914 - заведующий строевой и хоз. частью, умер 4.05.1915 в Кисловодске, похоронен в Кронштадте. Генерал-майор КМА (.....)

stem: Автроилъ пишет: Прочитайте начало этой ветки и тогда поймёте, в чём Ваша ошибка... Что-то не очень понял.

Автроилъ: stem пишет: Что-то не очень понял. Просто, всё дело в том, что в МИУ были только воспитанники. С уважением...

Автроилъ: Всем спасибо за дополнения!

stem: Автроилъ пишет: Просто, всё дело в том, что в МИУ были только воспитанники Понял. Нашел Ваш пост в начале ветки. Там указано, что с 1909 г. звание воспитанников - только младший класс МИУ, остальные гардемарины, а с 1914 уже все гардемарины. Ну уж если совсем быть точным, то К.Мазанов на приведенном мной фото действительно воспитанник, т.к. это 1909-1910 год, а если №177 - это он, то должен быть в звании юнкера флота по механической части (в 1912 г. Мазанова отчислили в юнкера). Впрочем, я поинтересовался мнением относительно похожести лиц - а звание зесь не поможет (например отличть в альбоме юнкера от гардемарина затруднительно).

Автроилъ: stem пишет: Впрочем, я поинтересовался мнением относительно похожести лиц... Уважаемый коллега, о какой похожести можно говорить, если Вы дали фотографии столь малого размера?

stem: Еще из альбома: №24 - Парадеев Василий Иванович №42 - Буков Георгий Петрович (болгарин) №62 - Ненов Георгий Ненович (болгарин) №79 - Кащик Евгений Васильевич (фельдфебель) №83 - Шапошников Симон Симонович №86 - Голицын Константин Васильевич №156 - Зубков Иван Тимофеевич (унтер-офицер) - идентифкация исключительно по погонам (это единственный неопознанный унтер-офицер)

Роберт: Stem пишет: №42 - Буков Георгий Петрович (болгарин) Спасибо за заметку, уважаемый Stem, Хочу добавить, что инженер (и отставной лейтенант болгарского флота) Георги Петров Буков - отец известного пианиста Юрия Букова. С уважением! Роберт

Автроилъ: stem пишет: №83 - Шапошников Симон Симонович К сожалению, о нём очень мало. ШАПОШНИКОВ Симон Симонович (26.04.1892 – 08.07.1962), капитан ККИ (в чине по приказу белого командования). В службе с 1911 года. Окончил в Кронштадте кораблестроительное отделение Морского инженерного Императора Николая I училища с производством в корабельные гардемарины-судостроители (Высочайший приказ по Морскому Ведомству от 03.05.1914 за № 182/144). В офицерских чинах с 16 июля 1914 года. Во время Первой мировой войны являлся непосредственно наблюдающим за постройкой кораблей (представителем заказчика) на ЧМ. Поручик ККИ (с 30.07.1916). В годы противобольшевистской борьбы находился во ВСЮР. Одно время в Севастополе был привлечён к организации работ по подъёму линейного корабля "Императрица Марiя". На 25 марта 1921 года – в составе интернированной в Бизерте Русской эскадры. В эмиграции проживал во Франции. Состоял членом Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища (1924-1930). Умер под Парижем и похоронен на Русском кладбище Ste Genevieve des Bois. Сообщение о смерти опубликовано в бюллетене Об-ва ОИФ в Америке (№ 98 за 1962 год).

stem: В бюллетене Общества ОИФ в Америке №1(126) за 1972 г. указан корабельный инженер Хохлов (№85 в альбоме), как проживающий в Бельгии, при этом инициалы стоят такие - А.А.Хохлов (вместо Н.Г.Хохлов). Не перепутано ли с мичманом А.А.Хохловым (МК 1915), тоже проживавшим в Бельгии?

stem: Что за жетон у М.Г.Волощенко? Очень похож на бальный жетон, но их воспитанники не носили, это дамские значки. С другой стороны, Волощенко был награжден жетоном за успехи в гимнастике (который можно носить), но он был иной формы (ромб).



полная версия страницы