Форум » Alma-mater » Морское инженерное училище (продолжение) » Ответить

Морское инженерное училище (продолжение)

И.Р.: Спортивные занятия в МИУ. После русско-японской войны 1904-1905 г.г. особое внимание было обращено на физическую подготовку будущих офицеров. Надо заметить, что до этого, в Морском инженерном училище императора Николая I, физподготовка существовала лишь в виде утренней гимнастики, да и то не всегда обязательной. Для обучения присылались ежедневно два “стрелка-гимнастера”, занимавшиеся гимнастикой в ротных помещениях только с теми воспитанниками, “которые не желали это время проводить на воздухе”. “Причины физического недоразвития и слабости корпуса офицеров легко объяснимы и в то же время легко устранимы. Стоит только взглянуть на самих себя и на способ комплектования наших рядов из Морского корпуса и Морского инженерного училища... До сих пор сплошь и рядом в интеллигентных семействах, из которых берутся будущие флотские офицеры и инженер-механики, физическое развитие поставлено ниже всякой критики... Поэтому мальчики и юноши, подлежащие поступлению в Морской корпус и Морское инженерное училище, представляют собой очень неважный материал”. Что же касается самих учебных заведений, то “стоит только взять ежедневное расписание занятий и мы увидим, насколько ничтожное место занимает забота о физическом воспитании будущих офицеров”. Впрочем, отсутствие обязательных занятий по физподготовке отнюдь не говорило об отсутствии интереса к спорту. Инженер-механик В.П.Орлов вспоминал: “Не прошло и нескольких недель, как Валя обратил наше внимание необходимость быть физически сильным. Сразу же были приобретены штанги, гири и т.п. для выжимания. Увлечение охватило всех нас; к тому же (годом нас моложе) “козерог” Прохоров, кораблестроительного отдела, показал нам приемы бокса. Манежем для тренировки избрали заднюю курилку в 3-м этаже, с асфальтовым полом, что было очень жестко при французской борьбе. Все это спаяло всех тесно. Действительно, к концу учебного года у многих из нас появились и бицепсы, и гибкость, и стройность и здоровье... Летнее плавание мы совершали на крейсере “Стрелок”... Кроме занятий по специальности мы обучались гребле, управлению парусами и конечно плаванию”. В 1897 году, при обсуждении (между Морским ведомством и Департаментом полиции) вопроса о допуске воспитанников морских учебных заведений в различные общества, разрешение было дано только лишь для кружков физического развития, “дабы тем не отвлекать их от прямых своих учебных обязанностей”. Появлению регулярных спортивных занятий в училище немало способствовал перевод инженер-механиков флота в военные чины. В связи с этим, в октябре 1905 г., был объявлен приказ об усилении военной подготовки воспитанников училища. В состав этой подготовки, среди прочего, вошли: стрельба, фехтование, военная гимнастика, управление гребными судами и обучение пехотному строю. В действительности все это было введено лишь с 1907 года, причем фехтованием, сначала, разрешалось заниматься по желанию. Большое распространение с 1909 года получила так называемая “сокольская” гимнастика, которую воспитанники называли “гимнастическим балетом”. С 1912 года преподавателями гимнастики в училище назначались исключительно офицеры, окончившие офицерскую фехтовальную школу. В неделю проводилось два часовых урока “в рядах общей гимнастики и на машинах”. Регулярные занятия фехтованием - по 1 часу в неделю в старшем классе - начались с 1910 года. Обучение стрельбе и управлению гребными судами проводилось во время летней корабельной практики. Кроме чисто спортивных дисциплин, к разряду физических упражнений в училище относили строевые занятия и танцы. Строевой подготовкой, введенной зимой 1907 года, занимался каждый класс, по 2 часа в неделю. С 1909 года стали устраивать военные прогулки, во время которых весь личный состав с оружием дефилировал по улицам Кронштадта под музыку портового оркестра. “Бодрый воинский вид гардемарин – писала местная пресса - свидетельствует об успехах в училище строевого обучения, впрочем уже неоднократно заслужившего одобрения высшего морского начальства на бывших парадах Морского инженерного училища”. Танцы в число обязательных занятий не входили, но существовали в училище издавна и привлекали много воспитанников. Вел их, на протяжении многих лет, артист Имп. театров М.Федоров. В зимнее время любимейшим занятием воспитанников было катание на коньках, благо под окнами училища, на Итальянском пруду, устраивался шикарный городской каток. С наступлением теплых дней воспитанники часто играли в городки, ездили на велосипедах, а в Петербурге посещали скетинг-ринги. Во дворе училища была устроена т.н. “гимнастика” - деревянное сооружение со спортивными снарядами - кольцами, шестом, канатом, лестницами, трапецией . И, наконец, нельзя не отметить увлечения набиравшим тогда популярность футболом. “Сознание необходимости подмены здоровой работы на палубах и мачтах каким-либо спортом - писал контр-адмирал Б.П.Дудоров - постепенно проникало в среду наиболее вдумчивых представителей командного состава и значительная заслуга в осуществлении этих начинаний на Балтийском флоте принадлежала молодому офицеру - инженер-механику старшему лейтенанту И.Волхонскому, уже в стенах Морского инженерного училища Императора Николая I, организовавшего из его гардемарин первую морскую футбольную команду”. В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса...” Незадолго до I мировой войны физическая подготовка в мужских учебных заведениях всех ведомств была взята под особый контроль. Общее наблюдение за ней и руководство, а также принятие мер к объединению деятельности частных физкультурных обществ, император возложил на командира Л.-Гв. Гусарского полка ген.-майора Воейкова. На присланном им в МИУ опросном листе, начальство, помимо прочего, отмечало, что “о влиянии физических упражнений на физическое и нравственное развитие учащихся наблюдений врачом не проводится”. Для поощрения воспитанников военно-учебных заведений за успехи в физической подготовке, приказом по военно-учебным заведениям Военн. вед. №141 от 16.12.1909 был учрежден специальный призовой жетон, носившийся на мундире в виде брелока. Морской министр, ознакомившись с приказом, признал желательным установить подобное отличие и для воспитанников морских учебных заведений. Только 19.04.1912 (пр. по м.в.№105) было объявлено о распространении приказа по военно-учебным заведениям на морские учебные заведения. При этом никаких указаний на изменение внешнего вида жетона сделано не было. Таким образом, если точно следовать описанию 1909 года, жетон МИУ должен был представлять собой серебряную пластинку в виде ромба с черной эмалевой накладкой по цвету погон, с золоченым на ней лавровым венком и золочеными инициалами, присвоенными училищу на погонах, т.е. с вензелем императора Николая I под короной и накладным якорем. По краю жетона - красная кайма по цвету выпушек на погонах, а между черной накладкой и каймой - серебряный просвет пластинки, кстати соответствующий цвету галуна у воспитанников училища. Надо отметить, что в училище был разработан и собственный проект спортивного жетона. В приказе отмечалось, что в МИУ жетоны должны были выдаваться за успехи воспитанников по гимнастике, плаванию, стрельбе из ружей и стрельбе из револьверов. При этом число ежегодно выдаваемых жетонов не могло превышать четырех. Гардемарины, получившие жетон, сохраняли право на его ношение и по выходе в офицеры. Сведения о награждении спортивными жетонами заносились в послужные списки офицеров. Сведений о проведении в училище соревнований по плаванию (с награждением победителей жетонами) не имеется, хотя известно, что во время летней практики обучение плаванию производилось. Кроме состязаний по гимнастике и стрельбе, выпускники училища с 1913 г. сдавали экзамены по фехтованию и рубке. Призами служили сабля (за фехтование) и кортик (за рубку), сведения о которых также заносились в послужной список. Вероятно, с началом войны и ускоренными выпусками из училища, спортивные соревнования и выдача жетонов не проводились. Реальные образцы спортивных жетонов в настоящее время не обнаружены.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Автроилъ: stem пишет: но их воспитанники не носили, это дамские значки... Интересно, с чего Вы это взяли? С уважением...

Georg G-L: Автроилъ пишет: с чего Вы это взяли? Жетоны для выпускников Морского Инженерного Училища изготовлялись в память о выпускном бале проходящим традиционно 6 декабря (день св. Николая Чудотворца - храмовый праздник МИУ). Однако с 1899 г. серебряные жетоны в качестве котильонных значков вручали только приглашенным дамам и барышням. Три жетона, кроме того, делали (с 1902 г.) золотыми – для жен главного командира Кронштадтского порта, коменданта крепости и начальника училища. Общий комплект бальных жетонов начиная с 1899 г. должен составлять 12 штук (1899-1903, 1906-1907, 1909-1913). Вотпрос - были ли жетоны до 1899 г. и выдавались ли они выпускникам?

Georg G-L: Напомним также, что Высочайшим повелением от 12 марта 1891 года было запрещено ношение жетонов «напоказ».

Georg G-L: В газете "Петербургский коллекционер", №1(7) за 2000 г. есть статья "К истории бальных жетонов". К сожалению самой статьей не располагаю, может там ответы на вопросы?

stem: Страницы из: К.А.Калинин, И.Н.Наймушин, Е.А.Солнцев "Нагрудные знаки Военно-морского инженерного института", СПб., 2003

oigen999: РИФ конца XIX начала XX века Пара фоток учащихся кораблестроительного отделения МИУ 1900-е годы. Коллеги, есть знакомые? С уважением, oigen999.

stem: Вероятно, можно посмотреть следующих лиц (выпуск 1899 г.): 1. Сасиновский Марьян Иванович (у-о) 2. Келлер Вильгельм Генрихович (у-о) 3. Рейер Армин Карлович (фельдф.) 4. Благовещенский Иван Владимирович 5. Воронин Леонтий Георгиевич 6. Федоров Федор Александрович Снято, скорее всего, весной 1898

medik: Ув. stem, не скажете ли, как Вы вышли на этот выпуск кораблестроителей? Дело в том, что, если это действительно выпуск 1899 г., то попутно может решиться еще пара вопросов.

stem: 1. Самый колоритный персонаж обоих фото присутствует на известной фотографии 100-летнего юбилея училища, сделанной 24 сентября 1898 г, причем в шеренге старшего класса, на погонах якоря. 2. На приведенных фотографиях у воспитанников нет якорей, т.е. это не 1-й (выпускной класс). При этом трое на фото с лычками, т.е. это 2 класс (третий год обучения). 3. С выпуском 1899 совпадает и количество человек и звания Выпуск 1898 отпадает, т.к. 15.09.1898 был приказ о производстве, а выпуск 1900 - т.к. они до 1898 г. не успели бы получить лычек. Ну и кроме того, эти выпуски не подходят по количеству.

stem:

medik: Спасибо за детальное объяснение. Действительно, все за то, что это выпуск 1899 г.

Марина.М.: Воспитанник МИУ 1902-1906? На фото брат с сестрой. Мантьев Александр 1884 г.р. Что за надпись на фуражке? С уважением, Марина М.

ркр065: Марина.М. пишет: Что за надпись на фуражке? Морское инженерное училище Императора Николая I. Вполне хорошо читается: "...уч. Императора...".

Марина.М.: Спасибо, ркр065! А какой это год обучения, или какой год,- нельзя ли по фото определить? То, что это 1902-1906, - мне известно из Аттестата. На фото сестра Бориса и Александра Мантьева, Валентина. В ее день рождения, ее 25-летие, 9 сентября 1914 года погиб ее старший брат Борис при взрыве тральщика. Ее жених также погиб на Первой Мировой. Замуж она не вышла, детей не имела. "Ах, война, что ты, подлая, сделала..." С уважением. Марина М.

kerbyol: Продолжение следует.... С уважением !

kerbyol:

kerbyol:

kerbyol: На сегодня - всё... С уважением !

Автроилъ: kerbyol пишет: На сегодня - всё... М-даа...

kerbyol: Еще чуть-чуть ... С уважением !

Серж: kerbyol пишет: Еще чуть-чуть ... Спасибо, Ольга! С уважением, Серж.

kerbyol: С уважением !

kerbyol: С уважением !

kerbyol: С уважением !

kerbyol: С уважением !

kerbyol: Конец. С уважением !

stem: Жетон уже выкладывался ув.Автроилом, как имеющий отношение к МИУ. А что за погон?

Автроилъ: Младшего инж.-механика, подпоручика КИМФ.

stem: Если имеется ввиду звание младшего инженер-механика (что было у выпускников МИУ до 1905 г. вместо чинов), то с 1892 г. - это узкий продольный погон с одной звездочкой, с красным кантом и красным же просветом. У подпоручика КИМФ обычный погон, но две (или я ошибаюсь?) звездочки и также красные канты с красным просветом. ???

Автроилъ: У нас на Форуме есть целый раздел, посвящённый различным пертурбациям в морской униформе - поднимете этот вопрос там и коллеги с радостью Вас просветят. С уважением...



полная версия страницы