Форум » Alma-mater » Подготовка офицеров Русского Императорского Флота в 1905-1920гг. » Ответить

Подготовка офицеров Русского Императорского Флота в 1905-1920гг.

Владимир Бойко: ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ РУССКОГО ФЛОТА в 1905 – 1920гг. Учебные заведения, готовившие офицеров флота, делятся на две группы: те, которые давали своим выпускникам первый офицерский чин (или право на производство), и те, где офицеры повышали свое образование. К первой группе относились Морской Корпус, Морское инженерное училище и учебные заведения с ускоренным сроком обучения, появившиеся с началом Первой мировой войны, ко второй – Николаевская морская академия и различные офицерские классы и школы. Морской Корпус Морской Корпус являлся учебным заведением, готовившим кадры флотских офицеров. Он являлся преемником учрежденной в 1701 году в Москве Школы математических и навигацких наук. Морской Корпус неоднократно менял название: Морской Корпус в 1762-1867 и в 1906-1915гг.; в 1891-1906гг. – Морской Кадетский Корпус, в 1867-1891 и 1915-1918гг. – Морское училище. 6 ноября 1914 года корпусу было дано шефство Наследника Цесаревича. Основная масса кадет была потомственными дворянами или детьми личных дворян. При наборе в корпус предпочтение отдавалось сыновьям и внукам морских офицеров. Согласно утвержденным штатам в корпусе числилось 740 человек. До 1910 года корпус ежегодно выпускал 80-90 человек, в 1911-1913гг. – в среднем по 119, а в 1914 году вместе с ускоренным выпуском дал 260, в 1915г. – 173, в 1916 и 1917гг. – по 200 человек. С 1906 года корпус выпускал воспитанников корабельными гардемаринами, (1860-1882 – гардемарин флота, 1906-1917 – корабельный гардемарин), а первый офицерский чин мичмана они получали только после практического плавания и сдачи экзаменов специальной комиссии. По своему статусу корабельные гардемарины пользовались «зауряд - правами» (то есть правами с рядом ограничений) подпоручиков по Адмиралтейству. В 1915 году после переименования Морского корпуса в Морское училище его общие классы были выделены в Морской Кадетский Корпус в Севастополе (где еще до войны собирались открыть 2-й Морской корпус). Морское училище в Петрограде было закрыто 7 марта 1918 года. Старшие гардемарины получили аттестаты об окончании училища, старшие кадеты – аттестаты об окончании общих классов, также всем выдали свидетельства «военных моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота». Морской Кадетский Корпус в Севастополе Высочайшее положение об открытии корпуса было утверждено 26 октября 1915 года, но его открытие состоялось только в следующем году. В состав корпуса вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского училища. По изначальному замыслу, корпус должен был «…доставлять малолетним, предназначенным к военно-морской службе в офицерском звании и, преимущественно сыновьям офицеров флота и морского ведомства, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание». Предполагалось, что корпус будет состоять их четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. К сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств - Совета. Корпус вновь открылся в октябре 1919 года, в ноябре следующего года ему пришлось эвакуироваться вместе с черноморским флотом и продолжить свою деятельность в Бизерте (Тунис). Морское инженерное училище В этом училище велась подготовка технических специалистов для флота. Первоначально подобное учебное заведение – Училище корабельной архитектуры -было создано в 1798 году в Петербурге. До 1894 года в него принимались представители практически всех сословий Российской Империи - дворян, мещан, купцов, крестьян. Этим оно значительно отличалось от Морского Корпуса. С 1894 года в училище принимались только дети дворян, потомственных почетных граждан, офицеров и чиновников Морского ведомства. Сословные ограничения были введены с целью снизить возможные конфликтные ситуации выпускников при дальнейшей совместной службе с выпускниками Морского корпуса. В 1897 году техническое училище преобразовано в Морское инженерное училище императора Николая I (это название оно носило до марта 1917 года, после чего стало именоваться просто Морским инженерным училищем) с двумя отделениями -механическим и кораблестроительным. Выпускники зачислялись в корпус корабельных инженеров (кораблестроительное отделение) и в корпус инженер - механиков флота (механическое отделение). Через два года они получали преимущественное право на поступление в Морскую академию. С 1877 по 1904гг. полный курс училища окончили 122 корабельных инженера и 495 инженеров-механиков. С 1905 по 1909гг. было выпущено 27 корабельных инженеров и 141 инженер-механик. В 1900-1912гг. средний выпуск составлял 30 человек, в 1913г. было выпущено 43 человека, в 1915г. – 45 человек. Корабельных инженеров в выпусках 1906-1915гг. насчитывалось в среднем по 5 человек. В марте 1918г. вместе с Морским корпусом училище было ликвидировано. Флотские учебные заведения с ускоренным сроком обучения В связи со значительной нехваткой офицерского состава флота Морскому ведомству пришлось организовать ряд учебных заведений с ускоренным сроком обучения, выпускавших офицеров военного времени. К подобным учебным заведениям относились Отдельные гардемаринские классы, Курсы гардемарин флота, Школа прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени). 5 августа 1913 года в Санкт-Петербурге открылись Временные курсы юнкеров флота с учебным курсом по программе Морского Корпуса. 1 июня 1914 года они были преобразованы в Отдельные гардемаринские классы (ОГК), причем, 60 раннее зачисленных туда юнкеров флота переименовали в гардемарины. В классы принимались на конкурсной основе дети офицеров, потомственных дворян, священнослужителей (в ранге не ниже иерея), гражданских чиновников (не ниже VII класса табеля о рангах), а также представители других сословий христианского вероисповедания, окончившие курс в каком-либо гражданском вузе. После зачисления в ОГК гардемарин сразу же приводили к присяге. Полный курс обучения рассчитывался на три года. Затем воспитанники производились в корабельные гардемарины и направлялись на корабли Учебно-артиллерийского и Учебного минного отрядов. После практики и сдачи экзаменов они получали первый чин мичмана. Классы произвели три выпуска мичманов: 30 января 1916 года, 25 марта 1917 года и 20 февраля 1918 года. В отличие от гардемарин Морского Корпуса, носивших белые погоны, гардемарины ОГК имели погоны черного цвета, за что они неофициально назывались «черными гардемаринами». Отдельные гардемаринские классы были упразднены постановлением Верховной морской коллегии (органом управления флота, созданным после прихода к власти большевиков) от 28 ноября 1917 года. Курсы гардемарин флота были организованы в 1916 году на базе сформированной при 2-м Балтийском флотском экипаже роты так называемых гардемарин флота, состоявшей из лиц с высшим образованием, пожелавших сдать экзамен на получение чина мичмана. Обучение на курсах должно было длиться в течение года, причем 3 месяца отводилось на практику. Экзамен на офицерский чин гардемаринам полагалось сдавать при Морском корпусе или Морском инженерном училище, в зависимости от специализации. Первое зачисление на курсы состоялось 17 декабря 1916 года. Помимо морского отделения на курсах также были открыты гидрографическое и кораблестроительное отделения. 5 мая 1917 года состоялся первый выпуск курсов. После октябрьского переворота 1917 года курсы в прежнем виде перестали существовать: гардемаринам по морской части предложили сдать оставшиеся экзамены до 28 апреля 1918 года, механическое и кораблестроительное отделения закрывались, а их гардемаринам разрешалось до 1 августа 1918 года продолжить занятия на вновь организованных краткосрочных Курсах военного кораблестроения. Гидрографическому отделению, переименованному в Класс гидрографов военного флота, было разрешено заниматься до 1 июня 1918 года. Гардемарины, обучавшиеся на курсах, носили серые шинели, за что их неофициально прозвали «серыми гардемаринами». Школа прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени) открылась в июле 1916 года в Ораниенбауме. В школу без экзамена принимались вольноопределяющиеся, охотники флота, строевые нижние чины и вообще «молодые люди христианского вероисповедания не моложе 17 лет, имеющие аттестаты или свидетельства об окончании одного из средних учебных заведений». Состоялось три выпуска прапорщиков по Адмиралтейству: 1 и 23 октября 1916 года и 15 марта 1917 года. В мае 1917 года школу перевели в Новый Петергоф и переименовали в Школу мичманов военного времени берегового состава. Первый выпуск мичманов военного времени по механической части был произведен 11 сентября 1917 года. В том же году состоялось еще два выпуска: 20 сентября - мичманов военного времени берегового состава, а 23 сентября - просто мичманов военного времени. Николаевская морская академия Николаевская морская академия ведет отсчет своей истории с 28 января 1827 года, когда при Морском корпусе по инициативе известного русского мореплавателя и морского педагога И.Ф.Крузенштерна начали действовать офицерские классы. К началу первой мировой войны академия насчитывала три отделения: гидрографическое, кораблестроительное и механическое. За 25 лет академия выпустила 100 гидрографов, 47 кораблестроителей и 54 механика. В 1910 году продолжительность курса военно-морских наук увеличили до 12 месяцев, реорганизовав его на правах отделения. Выпуск технических отделений академии в 1906-1914гг. составлял от 15 до 55 человек в год (всего 199), а военно-морского курса - от 7 до 18 человек в год (всего 113). Помимо Николаевской морской академии офицеры флота могли проходить обучение ив некоторых сухопутных учебных заведениях. 6-7 человек ежегодно направлялись в Михайловскую артиллерийскую и Императорскую Николаевскую инженерную академии, 1-2 офицера прикомандировывались к Академии Генерального Штаба. Также обучение могло проводиться в Александровской военно-юридической академии, Горном институте, Санкт-Петербургском политехническом Императора Петра Великого и Электротехническом институтах. Офицерские классы и школы Офицерские классы и школы представляли собой краткосрочные «курсы повышения квалификации» по военно-морским специальностям. Для обучения принимались офицеры, прослужившие не менее 2-х лет. Военно-морское гимнастическое заведение, открытое в 1862 году, занималось строевой переподготовкой личного состава флота (офицеров и матросов). Каждые два года в него направлялись 12 офицеров. Минный офицерский класс создан в 1874 году в Кронштадте. В годы войны вместо Минного класса были созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 человек прошел обучение при минных дивизиях и 22 – на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе. В 1913 году при Минном классе сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну. В 1918 году Минный офицерский класс вместе с другими подобными классами и офицерскими школами преобразовали в Соединенные классы для подготовки специального комсостава РККФ. Водолазный класс входил в состав Водолазной школы, занимавшейся также подготовкой водолазов из нижних чинов. Основан в 1905 году с ежегодным приемом 5-6 офицеров. Во время первой мировой войны приема не производилось. Всего до начала войны было подготовлено около 50 офицеров. Офицерский класс подводного плавания сформирован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания. Выпущено до войны 120 человек: от 5 до 24 в год. Морской артиллерийский класс действовал в 1905-1914гг., выпуская до 1909г. в среднем по 15 человек, затем – больше (в 1914г. -23). С 1915 года на базе класса действовали краткосрочные артиллерийские курсы, которые в 1915 году окончили 16 человек, а в 1916 году – 35. Такие же курсы, открывшиеся в Севастополе в 1916 году, окончили 24 человека. Штурманские классы созданы в 1910 году. В 1911 году их окончили 12 офицеров, в 1912 году – 14, в 1913 году – 14, в 1914 году – 23 офицера. В 1915 году на временных курсах, созданных на базе и по программе этих классов, прошли обучение 13 офицеров. Для морской авиации первоначально морских летчиков готовили на теоретических курсах авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте Петра Великого и в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота в Севастополе (была основана в 1910 году). Ввиду отсутствия возможности обучения летчиков полетам на гидросамолетах по предложению командования Черноморского флота начали проводить подготовку пилотов непосредственно на флоте, что помимо прочего сокращало сроки обучения и снижало его стоимость. В 1915 году была основана Офицерская школа морской авиации в Петрограде. С конца ноября того же года стал действовать филиал школы в Баку, вскоре преобразованный в Бакинскую школу морской авиации. Морские учебные заведения Белых флотов Морские учебные заведения, существовавшие на подконтрольных Белым правительствам территориях, можно разделить на два вида – высшие учебные заведения, конечной целью которых был выпуск офицеров флота, и различные школы, готовящие специалистов из числа матросов и унтер-офицеров. Высших мосрких учебных заведений, продолжавших в той или иной мере традиции Морского Корпуса, в период Гражданской войны существовало два – Морское Училище во Владивостоке и Морской Кадетский Корпус в Севастополе. Морское Училище во Владивостоке открылось в ноябре 1918 года на базе направленной осенью 1917 года для прохождения плавательной практики из Петрограда во Владивосток 3-й роты Отдельных Гардемринских Классов, состоявших из гардемарин, учившихся в расформированном Временным Правительством Морском училище. Учебное плавание по Восточным морям на вспомогательном крейсере «Орел», миноносцах «Бойкий» и «Грозный» продолжалось до июня 1918 года. За это время в России произошли трагические события, отразившиеся и на судьбе учебного отряда. Во французском порту Сайгон корабли покинула вся команда и меньшая часть офицеров и гардемарин. Молодые моряки, не пожелавшие примкнуть к революционно настроенным коллегам, отправившимся в Россию, решили принять участие в борьбе с большевиками в частях атамана Семенова и в составе Харбинской морской роты. Летом 1918 года оставшиеся в Сайгоне гардемарины во главе с начальником отряда капитаном I ранга М.А.Китицыным получили приказ вернуться во Владивосток для продолжения обучения в воссоздаваемом Мосрком училище. Помимо вновь прибывших гардемарин состав училища пополнился морскими кадетами и гардемаринами других рот Гардемаринских классов и Морского училища, оказавшимися на Дальнем Востоке. С другой стороны, часть гардемарин по разным причинам отчислили. Училище начало занятия в составе 129 человек. Помимо обучения гардемаринам пришлось принимать участие в боевых действиях против партизан и в подавлении восстаний. Летом 1919 года был произведен набор во 2-ю, младшую роту училища. Одновременно гардемарины проходили практику на кораблях Сибирской флотилии. После падения власти адмирала Колчака и приближения к городу красных партизан возникла угроза и существования Морского училища. Последовало решение эвакуировать его на вспомогательном крейсере «Орел» и помыльном судне «Якут». При эвакуации 31 января 1920 года училище насчитывало свыше 40 офицеров и более 250 кадет и гардемарин. 11 апреля 1920 года в Сингапуре был произведен первый выпуск 119 человек в корабельные гардемарины (начальник отряда не имел права присвоить им чин мичмана). Этот выпуск получил неофициальное название в честь Морского училища, известного русского подводника капитана I ранга М.А.Китицына – «Китицынский». 12 августа «Орел» и «Якут» пришли в югославкий порт Дубровник, где командование флота, находящееся в Севастополе, приказало вернуть мобилизованный в начале войны «Орел» Добровольному флоту. Путь в Севастополь продолжил только «Якут». Большая часть гардемарин и корабельных гардемарин, считая дальнейшую борьбу бесполезной, отказалась следовать в Крым. Вместе с Китицыным в Крым пришли 111 (по другим данным-96) гардемарин. «Якут» пришел в Севастополь за пять дней до общей эвакуации Крыма. Уже во время перехода в Константинополь 49 гардемарин приказом генерала Врангеля произвели в мичмана. Часть гардемарин, не закончивших военно-морского образования, продолжила обучение в стенах Морского Корпуса, разместившегося в Бизерте, составив в нем отдельную «Владивостокскую» роту. Из числа «владивостокских» гардемарин в Бизерте были произведены в мичманы в 1922 году 45 человек (2 выпуска), многие из которых продолжили флотскую службу в других странах. Морской Кадетский Корпус в Севастополе, созданный в 1915 году, возродился летом 1919 года в период наибольших успехов Вооруженных Сил Юга России. 15 июня 1919 года власть белых была установлена в Севастополе. Началось восстановление Морских Сил на Черном море. Естественно, перед командованием флота встал вопрос подготовки кадров. Впрочем, в условиях Гражданской войны решить его оказалось чрезвычайно трудно. Благодаря титаническим усилиям старшего лейтенанта Н.Н.Машукова, наиболее энергичного офицера флота Добровольческой Армии, Корпус открылся 17 октября 1919 года. Несмотря на всевозможные трудности, 6 сентября 1919 года начался набор 130 человек, имеющих среднее образование, в гардемаринскую роту и столько же, окончивших три класса – в младшую кадетскую роту. При этом количество кадет и гардемарин разогнанного большевиками Морского училища в рядах воспитанников оказалось минимальным, поскольку большую их часть, принимавшую участие в Гражданской войне, уже произвели в офицеры в тех армиях и флотах, где они проходили службу. Только в середине 1920 года, после приказа генерала Врангеля о возвращении с фронта учащихся, при корпусе удалось образовать «Сводную роту» из двух взводов. В один взвод вошли бывшие кадеты Морского училища, в другой – гардемарины Отдеольных Гардемаринских Классов и гардемарины флота для завершения курса. В Сводной роте насчитывалось около 70 человек. Больше половины роты были уже произведены в офицеры Корпуса по Адмиралтейству или Корабельных офицеров (Корпус Корабельных офицеров был образован в 1919 году. В его состав, после ускоренной подготовки, зачислялись студенты, армейские офицеры, бывшие гардемарины и кондукторы), «впредь до выдержания экзамена за полный курс Морского Корпуса», как это говорилось в приказе о производстве. Первоначально гардемарин и строевых начальников корпуса одели в английскую пехотную форму, за что они получили неофициальное название «зеленые гардемарины». 21 октября 1919 года в стенах корпуса начались занятия. Теоретические занятия, которые в основном велись по программе дореволюционного Морского училища, совмещались со шлюпочной практикой, посещением боевых кораблей. Кроме этого кадеты и гардемарины несли охранную службу. Летом 1920 года гардемарины проходили плавательную практику на крейсере «Генерал Корнилов», участвовавшем в боевых операциях, линкорах «Генерал Алексеев», «Ростислав» и яхте «Забава». Такая «практика» в боевых условиях дала немало опыта молодым морякам. Занятия в корпусе продолжались вплоть до самой эвакуации Крыма. При эвакуации корпус насчитывал 235 гардемарин, 110 кадет и 17 офицеров-экстернов (лиц, уже имевших офицерские чины). Основная масса восмпитанников Корпуса получила свидетельства о его окончании уже в Бизерте. Процесс подготовки кадров для флота в период Гражданской войны не прекратился, гардемаринам и кадетам пришлось сочетать учебный процесс с участием в боевых действиях. Именно воспитанники военно-учебных заведений оказались наиболее «идеологически надежной» составляющей белых сил в эмиграции. Помимо учебных заведений, готовивших офицерские кадры, в составе белых флотов существовали различные школы для подготовки специалистов из числа матросов и унтер-офицеров. Наиболее крупными из них были: Машинно-моторная школа Морского ведомства в Томске и радиошкола во Владивостоке. Машинно-моторная школа образована 25 января 1919 года приказом по Управлению делами личного состава флота и Морского ведомства правительства адмирала Колчака. В ней велась подготовка специалистов для технического обслуживания кораблей Речной боевой флотилии. В школе обучались добровольцы и грамотные солдаты, и матросы, владеющие техническими ремеслами или знакомые с двигателями внутреннего сгорания. При школе существовал класс авиационных механиков (открыт 28 марта). 10 июня 1919 года школу перевели в Омск, а 10 августа 1919 года ликвидировали. Радиошкола Морского ведомства была создана в начале 1919 года во Владивостоке. Ее основной задачей являлась подготовка специалистов по радиотелеграфу и электротехнике для кораблей белых флотилий и частей морских стрелков. Комплектовать школу предполагалось добровольцами в возрасте не моложе 18 лет, имеющих среднее образование. Срок обучения планировался 3 месяца, в конце ученики сдавали выпускной экзамен. 50% лучших учеников на втором месяце обучения выделялись в унтер-офицерский класс. В качестве слушателей к школе могли прикрепляться и офицеры. 7 марта 1919 года в школе организовали класс мотористов для обслуживания радиотелеграфных установок, а 3 июня – класс минных машинистов. В связи с изменением обстановки на фронте и ликвидацией многих морских частей с 1 октября 1919 года была ликвидирована и радиошкола. Всего за время своего существования она подготовила 102 радиотелеграфиста, 8 радиотелеграфных офицеров, 15 электриков, 21 моториста, 23 минных машиниста. Различные школы и учебные команды существовали и в составе других белых флотов и флотилий. Их деятельность чрезвычайно затруднялась условиями ведущейся войны, но, тем не менее, они сыграли важную роль в обеспечении флотилией квалифицированными кадрами. Из книги Никиты Кузнецова «Русский флот на чужбине». Москва.»Вече».2009г.

Ответов - 49, стр: 1 2 All

Andy Smith: Подготовка офицеров Русского императорского флота из студентов Высших учебных заведений 1913-1918. http://i070.radikal.ru/0910/d2/ba9a7f4b37a1.jpg http://s61.radikal.ru/i174/0910/57/6cfff83659e1.jpg с уважением...

malfem: Уважаемые коллеги! Кто подскажет, в каких учебных заведениях (кроме Николаевской морской академии) готовили офицеров корпуса гидрографов флота? С уважением, Александр

Georg G-L: malfem пишет: в каких учебных заведениях (кроме Николаевской морской академии) готовили офицеров корпуса гидрографов флота? это смотря в какой период истории. Штурманов с 1752 г. готовила Штурманская рота, а в 1798 г. открыты штурманские училища в Кронштадте и в Николаеве. Кронштадтскому (Штурманскому балтийских флотов училищу) в 1804 г. был установлен штат в 250 учеников с 8-летним сроком обучения и ежегодным выпуском 30 штурманов. В 1826 г. училище преобразовано в Штурманскую роту, а в 1827 г. — в 1-й Штурманский полуэкипаж со штатом 450 человек и 9-летним курсом. В 1856 г. он преобразован в Штурманское училище, число учащихся уменьшилось с 363 в 1861 г. до 60 в 1871 г. В 1872 г. штурманское и инженерно-артиллерийское училища объединены в одно учебное заведение — Техническое училище Морского ведомства. Это было высшее учебное заведение со штатом 225 человек и трехлетним сроком обучения. В 1883 г. штурманский и артиллерийский отделы упразднены в связи со специализацией строевых офицеров флота. Николаевское штурманское училище (Черноморское) получило штат в 271 учащегося. В 1805 г. штат сократился до 152 человек, а в 1826 г. училище преобразовано в Черноморскую штурманскую роту. Курс и правила приема и выпуска соответствовали 1-му Штурманскому полуэкипажу. Выпуск был небольшим (в 1854 г., например, 5 офицеров и 10 кондукторов), за первую половину XIX в. выпущено около 450 человек. В 1860 г. рота получила штат в 130 человек, а в 1872 г. была упразднена. Штурманское училище в Николаевске-на-Амуре вело свою историю от Охотской навигацкой школы основанной в 1731 г. (фактически 1756 г.)1799 - Охотская четвертьрота штурманских кондукторов, кадет и кантонистов). В 1847 г. переименована в штурманское училище. 1850 г. переведено в Петропавловск-на-Камчатке, в 1855 г - в Николаевск-на-Амуре. В 1875 году преобразовано в мужскую прогимназию.


Georg G-L: Еще можно здесь посмотреть http://shturman-tof.ru/Bibl/Bibl_1/Bibl_1_5_1-1.htm

malfem: Спасибо за краткий ликбез, кое-что для себя почерпнул. Но интересует подготовка именно офицеров корпуса гидрографов флота. Так как существовал он с 1912 г., то и интересует именно этот период. С уважением, Александр

ркр065: malfem пишет: Но интересует подготовка именно офицеров корпуса гидрографов флота. Так как существовал он с 1912 г., то и интересует именно этот период. В основном переводили туда флотских офицеров. Рутинная процедура. Многие потом снова переводились по флоту. Подготовки МК для занятий гидрографией вполне хватало.

malfem: ркр065 пишет: В основном переводили туда флотских офицеров. Рутинная процедура. Многие потом снова переводились по флоту. Вас не затруднит прояснить следующий момент: мичманов переводили туда поручиками (по логике), то были ли подпоручики этого корпуса? Если да, то из кого они производились/переводились?

ркр065: malfem Посмотрите в соседней ветке. http://www.kortic.borda.ru/?1-10-0-00000310-000-0-1-1271924164 Типичный путь.

wind: malfem пишет: были ли подпоручики этого корпуса? Если да, то из кого они производились/переводились? Были, из офицеров адмиралтейцев, и армейских офицеров. Вот по идее полный список гидрографов на начало деятельности этого Корпуса, а снизу пример Подоручика гидрографа: "ВЫСОЧАЙШИЕ ПРИКАЗЫ ПО МОРСКОМУ ВЕДОМСТВУ О ЧИНАХ ВОЕННЫХ ... № 1162. Царское Село, 4-го февраля 1913 года. Производится: в контр-адмиралы: капитан 1-го ранга Римский-Корсаков 1-й, за отличие по службе, с назначением командиром Владивостокского порта. Зачисляются: в корпус гидрографов: со званием гидрографа-геодезиста: корпуса флотских штурманов: генерал-лейтенанты: начальник Главного Гидрографического Управления, Вилькицкий; начальник отдельной съемки Мурманского берега, Дриженко, и начальник гидрографической экспедиции Восточного океана, Жданко; генерал-майоры: директор Лоцманского и маячного ведомства в Финляндии, Самсонов; начальник гидрографической экспедиции Балтийского моря, Бялокоз, и начальник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, Сергеев; состоящие по адмиралтейству: генерал-майоры: заведующий компасным делом во флоте, Оглоблинский; председатель комиссии по обзору Финляндских шхер, Студницкий, и помощник начальника Главного Гидрографического Управления, Бухтеев; капитаны 2-го ранга: начальник отдельной съемки Каспийского моря, Бровцын 1-й, и Максимов 3-й, оба – подполковниками; состоящие по адмиралтейству: полковники: Оглоблинский, и начальник геодезической части Главного Гидрографического Управления, Мордовин, и исправляющий должность начальника отдельной съемки Белого моря, капитан Матусевич 2-й; со званием гидрографа: корпуса флотских штурманов, генерал-майор Шиляев; состоящие по адмиралтейству: генерал-майоры: начальник маячно-лоцмейстерской части Главного Гидрографического Управления, Жаворонков, и Попов; капитаны 1-го ранга: Гулькевич и Дефабр 2-й, оба – полковниками; капитаны 2-го ранга: Армфельт 1-й, Белкин, Васильев 4-й, Глазов, Смирнов 1-й и Армфельт 2-й, все шесть – подполковниками; старшие лейтенанты: Мюнстер и барон Аминов, оба – капитанами; лейтенанты: барон Унгерн-Штернберг, Четверухин 1-й, Захаров, Овод 2-й, Нордман и Измалков, все шесть – штабс-капитанами; корпуса флотских штурманов: полковники: Пешканский, Куликов, Егоров, Усов, Михайлов, Иванов, Монтон, Политаев; директор маяков и лоции Белого моря, Престин; Васильев, Гурин, Степанов, Сидоров, Тиханов, Панин, Арский и Георгиади; подполковники: Шауман и Федоров; состоящие по адмиралтейству: подполковники: Неелов, Богославский и Дементьев; капитаны: Срезневский, Костромитинов, Машковцев, Балацкий, Федоров, Яковлев и Антонов 1-й; штабс-капитаны: Озерецкий, Деев, Котельников, Белов 2-й, Чоповский, Березовский 2-й, фон-Гельфрейх, Лукьянов, Чирков, Антонов 2-й, Кащенко, Чертов, Силе, Сорокин 1-й, Успенский, Щеглов, Николаев 1-й, Августовский, Ромашкин, Винтер, Экебум, Ивашкевич и Балакшин; поручики: Олизоровский, Мурашев-Петров, Эвальд, Ментов, Пильстрем, Блофиельд, Бергбом, Рябинин, Трахтенберг и Прохоров 2-й. ... № 1163. Царское Село, 12-го февраля 1913 года. ... Определяются в службу: ... отставной прапорщик по морской части Афанасий Токарчук, с производством в подпоручики и с зачислением в корпус гидрографов, со званием гидрографа." С уважением, В.

malfem: Большое спасибо - как раз то, что доктор прописал. С уважением, Александр

Штурман: Извините, а Вы служили на флоте?

malfem: Штурман пишет: Извините, а Вы служили на флоте? Если это вопрос мне - то отвечаю: нет, не служил.

Бортмех: цитата: "№ 1163. Царское Село, 12-го февраля 1913 года. ... Определяются в службу: ... отставной прапорщик по морской части Афанасий Токарчук, с производством в подпоручики и с зачислением в корпус гидрографов, со званием гидрографа." Афанасий Токарчук является одним из наших предков. Может быть кто - нибудь подскажет где можно найти или поискать информацию о нем. Заранее благодарен за помощь.

Сергей: ЕЖ-1916 СТР. 668. Токарчук Афанасий Григорьевич р. 18.01.1881 г.

wind: Бортмех пишет: Афанасий Токарчук Токарчук Афанасий Григорьевич, данные на 1916 г.: В распоряжении Директора лоций и маячного ведомства в Финляндии (12.03.13) Прикомандирован к конторе Свеаборгского порта. Родился (18.01.81) Православный 2 детей. В службе (04) Прапорщик по Морской части (06), Подпоручик Корпуса Гидрографов со званием гидрографа (13), Поручик за отличную ревностную службу и особые труды вызванные обстоятельствами войны (30.07.15). Награды: Светло-бронзовая О в память 300 летия Царствования Дома Романовых (13), Станислав 3 (15.06.15), Нагрудный знак Православного Камчатского Братства 4 ст. (15). С уважением, В.

Бортмех2: И Сергею и wind-у спасибо огромное. Честно говоря, не думал, что получится. Сергей, а что такое ЕЖ-1916, стр. 668. Если вдруг попадется что - либо еще, будьте добры, напишите. И если возможно, подскажите, а где можно еще поискать. Еще раз большое спасибо. Вот еще и пароль забыл. Спасибо от Бортмеха.

ркр065: wind пишет: Токарчук Афанасий Григорьевич, данные на 1916 г.: Станислав 3 (15.06.15), Увеличить Увеличить

Сергей: Бортмех2 "ЕЖ-1916" это Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства. (исправлено по 11.04. 1916 г.) - СПБ, 1916. Пост № 4261 от Владимира. С уваженим Сергей.

Бортмех2: Спасибо огромное всем, кто откликнулся по поводу информации о Токарчуке Афанасии: и Сергею и ркр065, и wind-у. Если есть возможность, сообщите об источнике текста приказа о награждении Токарчука Афанасия Станиславом третьей степени. Всю информацию, которую вы сообщили я передал внучке Афанасия Токарчука (она живет в России). В 19 году Афанасий Токарчук был вынужден с женой и тремя из четырех детей уйти на последнем корабле из Севастополя. А одна его дочь, волею судьбы, осталась гостить у родственников. Ей было на тот момент пять лет, поэтому она почти ничего не помнила о своей семье. Сейчас мы собираем информацию по крупицам. Афанасий Токарчук захоронен на территории бывшей Югославии. Если появится какая – либо информация связанная с А. Токарчуком, очень прошу ее сообщить. Нам она очень интересна и дорога. Еще раз огромное спасибо за вашу помощь.

ркр065: Бортмех2 пишет: Если есть возможность, сообщите об источнике текста приказа о награждении Токарчука Афанасия Станиславом третьей степени. В данном случае я Вам выложил ПЕРВОисточник, т.е. сам приказ. Это скан с оригинального документа штаба КФБМ. Приказы печатались в типографии штаба КФБМ и рассылались в части и на корабли. На всякий случаю уточняю ситуация по расхождению дат в данном приказе и у ув. wind-а. Награждение произведено командуюущим флотом, в рамках предоставленных ему полномочий. Однако, формально, награждение должно быть утверждено государем-императором. Дата, которую указал ув. wind, взята из "Списка...", где обычно указываются даты приказов об утверждении наград. Так что, 15.06.1915 - это, судя по всему, дата Высочайшего приказа.

kerbyol: Уважаемые Форумчане ! Просматривая штампы на книгах в Венсенском Военно-Морском Архиве встретился следующий штамп "Школы Специалистов Морских Сил Тихого Океана" : на этой книге : Е.А. Макухин и В.В. Полтавский - Выпуска 04-1920 Владивостокского Морского Училища. Эта школа входила в него ? Книга была привезена в Париж из Бизерты. С Уважением !

Натали: Уважаемые форумчане! Подскажите, где можно прочесть-что такое "Вагнеровские курсы"?

Сергей: Уважаема "Натали", я так думаю, что это: ВАГНЕР ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ(1862-1932) Служил в РККФ. 1921-1929 г. профессор факультета Живописи, Графики, Скульптуры Высшего Художественно-технического Института-ВХУТЕИН(Академии Художеств). В 1922,1923 г. нач. Гидрографического училища в Петрограде(б. ОГК). 1923 г. переведён на другую должность и ушёл из училища. На 1.02.1924 г. преподователь Военно-морского училища. В дальнейшем преподовал в Военно-морской академии. Профессор. Художник-маринист. 1932 г. умер.

Dirk: Натали пишет: Уважаемые форумчане! Подскажите, где можно прочесть-что такое "Вагнеровские курсы"? Это называлось "Курсы гардемарин флота". Почитать можно тут: Шрамченко С. Гардемарины флота // Морские записки. 1954. № 1.

Сибор: Господа офицеры! Прошу помочь с информацией (если возможно, пожалуйста, поподробней). Олизаровский  Николай Алоизович - лоц-командир общества Каспийских лоцманов.

Натали: Сергей, спасибо. Речь идет именно о Петре Николаевиче Вагнере, ученике А. Куинджи. Интересуют годы работы после 1917 г. Dirk, спасибо за подсказку!

VladiN: wind пишет: состоящие по адмиралтейству: подполковники: Неелов, Речь идет об Александре Ивановиче Неелове, позднее генерал-майоре корпуса гидрографов. Это в его честь назван залив Неелова недалеко от Тикси

сирый гардемарин: Уважаемые форумчане, естЬ ли на форуме сведения о мичмане П.П. Непокойчицком, 1918 г.в. Сохранились ли личные дела гардемаринов МК и можно ли их посмотреть? Меня интересует место рождения и из дворян какой губернии происходил. Заранее благодарен.

Вельбот-067: По данным А.В. Плотто Непокойчицкий Павел Павлович, окончил курсы М.У. 02.1918; мичман 12.05.1920 (старшинство с 24.02.1918) Мичман, в Бизерте на канлодке "Грозный". 26.02.1923 вмести с мичманом Рукша открыл кингстоны, чтобы потопить канлодку и не отдать её на продажу. Арестован и увезен в Марсель французами, которые объясняли этот поступок тем что он коммунист. Под угрозой ссылки в СССР, сделал неудачную попытку самоубийства. Французы, убедившись что он не коммунист, после выздоровления дали пропуск на выезд в Югославию.

ssergey x 100: Вельбот-067 пишет: Непокойчицкий Павел Павлович, окончил курсы М.У. 02.1918; мичман 12.05.1920 (старшинство с 24.02.1918) Летом 1920 г комендор на КНЛ "Салгир" Ч.Ф.



полная версия страницы