Форум » Размещение фотографий, опознание людей на них и т.д. и т.п. :-) » Сегодня годовщина гибели ПЛ "Камбала" (29.05.09) » Ответить

Сегодня годовщина гибели ПЛ "Камбала" (29.05.09)

Lucy: 29 мая 1909 года во время учебной ночной атаки эскадры Черноморского флота подводная лодка "Камбала" была разрезана пополам броненосцем "Ростислав". Погибли комдив капитан II ранга Белкин, мичман Тучков и 18 подводников. Братская могила находится на старом кладбище в Севатополе. Большое спасибо тем, кто заботится о ней. На памятной плите одна из фамилий - моего двоюродного деда минного кондуктора Ф. Сальникова. Сам он покоится вместе с товарищами на дне Черного моря. МичманТучков похоронен на Новодевичьем в Москве. Ему было всего 26 лет... Весна, тело, все холмы перед Севастополем в красных маках... У семье сохранились фотография прадеда с его женой, повидимому, немкой. Детей у них, видимо, не было. Сохранился рундук и раковина. Не сохранилось в памяти семьи как он стал минным кондуктором, что заканчивал? Можно ли где-нибудь уточнить эту информацию. С уважением, Людмила Владимировна (дев. Сальникова)

Ответов - 209, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

архивист: Скорбная дата... Фотография могилы мичмана Тучкова выложена здесь на ветке "Могилы моряков". Что касается Вашего деда, то кондуктор не офицер, поэтому поиск информации очень затруднен. Может, у кого-то, что-то все-таки есть?

Olmalin: Памятник членам экипажа ПЛ "Камбала" на Севастопольском кладбище: Эпитафия: Погибшие на п/л «Камбала» 29 мая 1909 года Н.М.Белкин-2-й капитан 2 ранга Д.Тучков мичман Ф.Сальников минный кондуктор Данилюк рулевой квартирмейстер Парамонов машинный квартирмейстер Казаринов минный машинист Плотников рулевой квартирмейстер Латонов рулевой боцманмат Федоров минный машинист Базик минный квартирмейстер Прилепа моторный квартирмейстер 2 ст. Демижкин (Дмиткин) рулевой боцманмат Прилян машинист I ст. Грошев машинный квартирмейстер Королев минномашинный квартирмейстер Шаронов минномашинный квартирмейстер Соломенный боцманмат Богатырев машинист Iст. Омельченко минный квартирмейстер Лайков минный квартирмейстер "29 мая 1912 года на могиле первых подводников Черноморского флота установили и освятили памятник — поднятую рубку подводной лодки «Камбала». На рубке была установлена мраморная фигура скорбящего ангела и две мемориальные доски с посвятительным текстом. В 1930 году подводники Черноморского флота установили новую плиту с надписью: «Славные герои морских глубин, слепая смерть рано вырвала вас из славных рядов. Не довелось вам быть в победных боях борцов за свободу, увидеть клешные железные бригады и форменками вымощенный путь. Теперь в надежных руках нашей смены наше оружие, бороздит под лучистым флагом Красного флота Черноморскую зыбь. Братва с подводной лодки «Политрук». 1930 г.» В 40-е гг. надпись, отражающая это неповторимое время, исчезла, как и мраморная фигура ангела." См. Шавшин В.Г. (к сожалению, в тексте много опечаток): http://www.grafskaya.com/article.php?id=152 Старые плиты с эпитафиями утрачены. Последняя – гравированная табличка из нерж. стали была установлена в конце . 80-х - нач. 90-х годов стараниями севастопольца Владислава Зенцева. Скажите пожалуйста, а каково полное имя Сальникова? Не могли бы Вы поделиться его фотографией?

aden13: БЕЛКИН 3(2-1904) Николай Михайлович ( 04.12.1873 - 29.05.1909 ) мичман 15.09.1894 лейтенант 18.04.1899 артиллерийский офицер 2 разряда 23.08.1904 и.д. ст. офицера крейсера 2 ранга "РУСЬ" 20.09.1905 - 1906 командующий миноносцем № 214 17.04.1906 - 1907 содержание капитан-лейтенанта по цензу 22.04.1907 командир подводной лодки "ЛОСОСЬ" 04.06.1907 - 1907 капитан-лейтенант 11.06.1907 старший офицер учебного судна "ХАБАРОВСК" 25.06.1907 - 1908 Заведующий обучением управлению подводными лодками Учебного отряда подводного плавания 25.06.1907 - 1908 офицер подводного плавания 07.12.1907 Заведующий отрядом подводного плавания Черного моря 24.03.1908 - 1909 капитан 2 ранга 29.03.1909 Исключен из списков погибшим на подводной лодке "КАМБАЛА" 18.06.1909 АКВИЛОНОВ Михаил Михайлович ( 06.03.1881 - ... ) мичман 06.05.1902 лейтенант 06.12.1905 офицер подводного плавания 08.12.1908 уволен от службы 13.07.1909 27.11.1909 По Высочайше утвержденному приговору военно-морского суда Севастопольского порта по делу о гибели подводной лодки "КАМБАЛА" определено: подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства 18.01.1910 Всемилостивейше повелено: взамен наказания, определенного ему приговором военно-морского суда Севастопольского порта, за преступные деяния, предусмотренные 226 статьей Военно-Морского Устава о Наказаниях и 362 статьи Уложения о Наказаниях, и по совокупности с приговором того же суда, объявленного в Высочайшем приказе по Морскому Ведомству 27.11.1909 - считать исключенным из службы, с лишением чинов, орденов и знаков отличия, дворянства и всех особенных прав и премуществ и подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев и церковному покаянию, по распоряжению духовного начальства 25.03.1912 Всемилостивейше повелено: возвратить утраченные им по суду дворянство, чины, ордена, знаки отличия и все особенные права и преимущества с тем, чтобы считать его уволенным от службы лейтенантом ТУЧКОВ 3 Дмитрий Александрович ( 07.07.1883 - 29.05.1909 ) юнкер флота 18.06.1904 мичман 12.12.1905 зачислен в запас флота 03.07.1906 определен в службу 05.09.1907 в чине за пребывание в запасе флота 14.02.1907 офицер подводного плавания 08.12.1908 Исключен из списков погибшим на подводной лодке "КАМБАЛА" 18.06.1909 Вообще-то командиром ПЛ "Камбала" был лейтенант граф П.Ф. Келлер, но он с 20-го апреля 1909 года находился в двухмесячном отпуске по болезни, и Аквилонов его заменял на это время...


Lucy: Добрый день! Спасибо за ответ. Вчера были на Новодевичьем кладбище, навестили могилу Д.А. Тучкова. Его могилу, очевидно, не забывают. В земле у обелиска небольшой- Андреевский флаг. С большим пониманием и сочувствием относятся охранники кладбища - среди которых есть ветераны моряки. Через два года столетняя годовщина гибели ПЛ "Камбала". Вы пишете, что памятник на Севастопольском кладбище венчала фигура скорбящего мраморного ангела, которая утрачена. Готова принять посильное участие в восстановлении фигуры из современных материалов, возможно. Есть ли где-нибудь фотография подлинного памятника, на которой можно увидеть и как можно точнее воспроизвести утраченное? Фотографию деда отсканирую в ближайшее время и размещу здесь. Спасибо всем кто откликнулся на сообщение. С уважением, Людмила Владимировна Вечная память героям, отдавшим жизнь за честь и славу России!

Lucy: На фотографии прадед Ф.Л. Сальников и его невеста. Либава. Декабрь, 1907г. За полтора года до трагических событий. С уважением, Людмила Владимировна.

aden13: Lucy Ну раз Либава, то однозначно - учебный отряд подводного плавания. И еще я на карточке прочитал "... кондуктор Балтийского флота...", значит скорее всего заканчивал школу для нижних чинов в учебно-минном отряде Балтийского флота. Хотя я, конечно, по нижним чинам не специалист...

Lucy: Нашла, на мой взгляд, интересную статью о семье Белкиных: "Столетию подводных сил России посвящается. Первопроходцы." http://alerozin.narod.ru/belkin.htm Родовое гнездо Белкиных в Белкино, Ярославской обл., на р. Коростоль (приток Волги) Сальников Ф.Л. родился в г. Кинешме, Ивановской обл., на Волге.

Автроилъ: aden13 пишет: раз Либава, то однозначно - учебный отряд подводного плавания. И еще я на карточке прочитал "... кондуктор Балтийского флота...", значит скорее всего заканчивал школу для нижних чинов в учебно-минном отряде Балтийского флота. Именно так, полностю под этим подписываюсь ... Правда, хотелось бы знать имя-отчество кондуктора. Суважением ...

aden13: Но тут еще один вариант. Если кондуктор Сальников был в экипаже "Камбалы" с самого начала, то он мог быть в это время в Либаве вместе с лодкой. Т.к. лодки типа "Карп" ("Карп", "Камбала" и "Карась") строили в Киле, в конце лета 1907 года они своим ходом пришли в Либаву, где осенью проходили сдаточные испытания, а всеной 1908 года по железной дороге их отправили в Севастополь (прибыли 22.04.1908). Причем комплектовали экипажи из Балтийского флота, и затем всех перевели в Черноморский флот.

Lucy: К моему огромному сожалению... Имя прадеда на текущий момент установить не удалось, ниточки разорваны-потеряны. Прилагаю усилия, чтобы восстановить историю. У него не было детей, жена вернулась в Германию.

aden13: Lucy пишет: жена вернулась в Германию. 90%, что познакомились они в Киле, когда русские команды принимали ПЛ на заводе...

Lucy: Думаю, что да... Прямых потомков не осталось... Крым, Севастополь, начало лета... Думаю, что все были полны планов на будущее. Молодые, молодые мужчины... Подводный флот только начинал свою историю и, по моим скромным сведениям, взаимоотношения внутри команды ПЛ существенно отличались в лучшую сторону от взаимоотношений на флоте в целом...

Автроилъ: aden13 пишет: 90%, что познакомились они в Киле, когда русские команды принимали ПЛ на заводе... Версия, безусловно, интересная и, как и все другие, имеет право на существование, но хотелось бы мне тогда знать: на каком языке бравый кондуктор общался с барышней? С уважением ...

aden13: Lucy пишет: взаимоотношения внутри команды ПЛ существенно отличались в лучшую сторону от взаимоотношений на флоте в целом... Безусловно. Да и еще с учетом того, что в подводное плавание набирали исключительно добровольцев

Автроилъ: Подводная лодка "Камбала" в Севастополе.

Lucy: Автроилъ пишет: на каком языке бравый кондуктор общался с барышней? Думаю, что не на русском к сожалению... Понимаю вашу иронию, но на мой взгляд, в провинциальных гимназиях тогда неплохое гуманитарное образование давали. Бабушка закончила гимназию в Кинешме, владела как минимум французским языком. У меня осталось несколько книг из ее библиотеки и я помню, что она их читала. Думаю, что и дед тоже учился сначала в гимназии и, видимо, знал языки. Возможно, владел немецким... К сожалению, спросить уже не у кого...

Lucy: Такой фотографии у меня не было. Занесла в архив. Спасибо. Если возможно пришлите, пожалуйста, ссылку на публикацию этой фотографии.

архивист: Lucy пишет: Думаю, что и дед тоже учился сначала в гимназии Вероятность того, что Ваш дед учился в гимназии очень мала (хотя это совершенно не значит, что он не знал немецкого языка). В кондукторы выходили из нижних чинов флота, а в Российской империи существовали очень серьезные льготы по образованию и человек даже с неполным курсом гимназии мог рассчитывать на большее. Кстати в тогдашней Германии очень многие знали русский.

Lucy: Интересный комментарий, но немного буду почемучкой: 1. Почему мала вероятность обучения в гимназии? 2. Почему в Германии тогда очень многие знали русский?

aden13: архивист пишет: человек даже с неполным курсом гимназии мог рассчитывать на большее. А на что большее? Если не из дворян, то в офицеры попасть не мог, а в кондукторы - в самый раз. Я думаю льготы по образованию как раз и подрузамевали, кто из нижних чинов мог рассчитывать на дальнейшее повышение по службе, а кто так и заканчивал кочегаром...

Lucy: aden13 пишет: Если не из дворян, то в офицеры попасть не мог Он не из дворян, из купеческого рода... Простите историческую неграмотность, но конец 19- начало 20 века - это взлет российской промышленности и прочее, прочее, прочее... Действительно ли был абсолютно жесткий закон, что офицеры - только дворяне - без исключения? PS Уже после отправки сообщения прочитала в форуме "Карьерная лестница" статью "Кризис офицерского состава русского флота накануне русско-японской войны 1904–1905 гг." Емелин А.Ю. и обсуждения ниже - многое стало более понятным.

архивист: Lucy пишет: офицеры - только дворяне - без исключения Вкратце. Сухопутным офицером мог стать человек любого сословия, нужны были только средства на среднее образование, затем сдача экзамена на вольноопределяющегося, и после службы в полку экзамен в военное училище. После кадетских корпусов брали без экзаменов, но там учились только дети офицеров и дворян. Во флоте ситуация иная, Морской корпус - один на всю Россию, одно из привелигерованных учебных заведений, принимались только потомственные дворяне и дети морских офицеров. Lucy пишет: за воинскую отвагу на полях сражений? До ПМВ на суше бывало, но не часто. Также некоторые пробивались в офицеры из нижних чинов после многолетней службы. Во время ПМВ все изменилось и на суше и на море, но к Вашему деду это, к сожалению, отношения не имеет. Может быть он так любил военный флот, что пренебрег льготами, если у него было образование он вполне мог стать офицером на суше или гражданским моряком. С уважением, Олег.

Lucy: К сожалению мотивацию поступка узнать уже невозможно, а любая гипотеза имеет право на жизнь, но это только гипотеза. Интересно другое... ознакомившись с вышеупомянутой статьей Емелина А.Ю. и спорам вокруг нее стало интересно - как моряки-офицеры выбирали службу на подводном флоте, выбирали добровольно - это понятно. Были ли они более технически подкованными, учитывая, что ПЛ - новый вид вооружения на то время... Как формировались отношения внутри команды для успешного выполнения боевых задач? Ведь, на мой взгляд, и тогда и сейчас условия жизни, обучения состава и пр. на ПЛ существенно отличались от условий надводного флота. Есть ли у вас ссылки на материалы, которые восполнят пробелы в моих знаниях? С уважением, Людмила Владимировна

aden13: Lucy Могу порекомандовать Вам книгу В.А. Меркушова "Записки подводника" М., 2004. Еще недавно она была в магазине "Русского зарубежья" на Верхней Радищевской (м. Таганская). Цена 270 руб. Очень интерсный и достойны труд. Автор - офицер-подводник, один из пионеров подводного плавания в России. Труд охватывает период 1905-1915 гг., и там есть не только автобиографический материал, но и обзорные статьи по истории подплава Русского флота

Lucy: Большое спасибо.

Автроилъ: aden13 пишет: Если не из дворян, то в офицеры попасть не мог, Я даже не буду перечислять всех тех, кто вышел из простых матросов в офицеры по Адмиралтейству ещё задолго до Первой мировой войны. Согласитесь, что Вы несколько поторопились озвучить некорректное утверждение ... С уважением ...

aden13: Автроилъ пишет: Вы несколько поторопились озвучить некорректное утверждение ... Может быть я немного некорректно выразился... Я имел в виду, что напрямую (через Морской корпус или Инженерное училище) не было возможности. А альтернативным путем, с последующим производством в офицеры по адмиралтейству - вполне. Если выразился некорректно, то прошу извинить

wind: Lucy пишет: из купеческого рода... Ну заканчивали кстати и Морской Корпус из купеческого сословия :-)) . А по поводу Кондуктора то это ведь тоже не плохо (аналог современных прапорщиков и мичманов во флоте) еще не офицер но уже и не нижний чин . Я думаю остался бы Ваш предок живым то к концу войны процентов на 90 стал бы офицером по Адмиралтейству, тем более в подплаве . А по поводу Меркушева вот две ссылки http://militera.lib.ru/memo/russian/merkushov_va1/title.html http://militera.lib.ru/db/merkushov_va2/index.html . С уважением, В.

Lucy: Спасибо за ссылку. С уважением, Людмила Владимировна

wind: Я немного подправил, добавил еще одну ссылку, на милитере просто есть две его книги :-) . С уважением, В.



полная версия страницы