Форум » Книги, журналы, статьи » Серия статей "Моторные катера Российского императорского флота" » Ответить

Серия статей "Моторные катера Российского императорского флота"

pz.kpfw: Меня давно интересовала тема моторных катеров Российского императорского флота, я пытался разобраться в ней. Тема известная, немало исследователей обращались к ней. Дам свою краткую оценку наиболее заметным работам: 1) Несколько статей в журнале “Моделист-Конструктор” в “Катерной серии” несмотря на возраст остаются вполне качественными, хоть и обзорными исследованиями, но в них содержатся ошибки относительно фирм-строителей катеров, атрибутации схем. Плюс статьи не содержат исчерпывающей информации о всех типах катеров и освещают только боевые катера. 2) При написании справочников по Российскому императорскому флоту выходивших под редакцией Ю. Апалькова (“Морская коллекция № 4 за 1998”) и А.Тараса (Корабли Российского императорского флота (1892-1917) Корабли Российского императорского флота (1892-1917) 2000 ) судя по совпадению ошибок, первоисточником явилась “Катерная серия” “Моделиста-Конструктора”, поэтому назвать эти работы качественными и добавляющие что-то новое к теме сложно. 3) С виду одна из наиболее основательных попыток разобраться с типами катеров, использовавшимися Российским императорским флотом была произведена в книге Ю.Апальков Катера отечественного военного флота, но она содержала значительное число ошибок. Часть сведений автор взял с форума…. поклонников альтернативной истории и поэтому в работе появились вымышленные катера. Поэтому серьезно рассматривать эту работу нельзя. 4) И.И.Черников для журнала Катера и яхты написал несколько статей про некоторые типы боевых катеров. Данные работы до сих пор актуальны и содержат ценные сведения, но, увы, типов катеров гораздо больше. 5) Баскаков И. Малые охотники отечественного флота, несмотря на использование ряда документальных источников, автор неверно разобрался с типами сторожевых катеров в отечественном флоте до революции. К сожалению, документов по этой теме действительно мало и они сильно фрагментированы. 6) Есть достаточно объемная моя работа по сторожевым катерам постройки The Greenport Basin and Construction Company, вышедшая в Морской коллекции № 5 за 2011 г. В ней я допустил несколько ошибок, плюс найденный сейчас материал расширяет тему. Исходя из вышеперечисленного, работа по отечественным катерам периода ПМВ является актуальной при использовании документальных источников и при условии систематизации всех типов катеров, заказанных, построенных и использовавшихся РИФ в ПМВ. Свет увидела моя первая статья в журнале “Судостроение” № 2 за 2018 из планируемой серии про моторные катера Российского императорского флота времен Первой мировой войны. В ней рассказывается про сторожевые катера БФ постройки завода “Андрэ и Розенквист”, которые известны в отечественной литературы как катерные тральщики. В зависимости от количества и качества найденного материала, цикл статей будет состоять из 10-12 статей по разным типам катеров, в которых я планирую раскрыть тему от появления идеи о необходимости иметь катера в составе флота до их постройки и эксплуатации. При подготовке серии я провел масштабные поиски материалов в РГА ВМФ и ЦГИА СПб, а так же в русских и западных изданиях. Хочу поблагодарить всех людей, которые помогали в этой исследовательской работе: Н.Афонина, А.Емелина, А.Гайдука, А.Сидоренко, И.Черникова, В.Ярового, С.Харитонова, Ю.Дмитриева, С.Гордеева, А.Шмагина и других. И особенно форумчанину с ником Justas A. Yes (yes_1) моя благодарность. С уважением к нашему отличному форуму, Приданников Максим.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Ad rem: Максим, поздравляю!

Гайдукъ: Поздравляю выходом.

Dirk: Поздравляю, Максим! Так держать!


Юрген: pz.kpfw пишет: моя первая статья Как говорят охотники: "С полем!!"

ksologub: Мои поздравления!

pz.kpfw: Примерные темы статей: 1. Катера службы связи БМ. 2. Сторожевые катера заказа командующего флотом Балтийского моря. ч.1 (Моторные тральщики). 3. Сторожевые катера заказа командующего флотом Балтийского моря. ч.2 4. Сторожевые катера Петроградских заводов. 5. Сторожевые катера норвежской постройки. 6-7. Гринпорты. 8. Сторожевые катера финской постройки. 9. Служебные катера РИФ. К сожалению, материала по многим типам микроскопически мало. Прям один-два документа...Поэтому в перспективе книги сводной не стоит ждать, графика и фото по счастью есть на много чего, прямо удивительно даже.

Гайдукъ: С удовольствием прочел статью М.И. Приданникова МОТОРНЫЕ ТРАЛЬЩИКИ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА в журнале Судостроение №2 за 2018 год. Очень много новой информации открыл для себя. Заодно снял несколько своих старых ошибок (или заблуждений периода "Лапшиниады") и уточнил несколько судеб катеров . На стр 78 моторное судно CHALKIS под греческим флагом как правильно определено автором бывший тип 72 футовый. В тексте же на той же стр. указано что один катер использовался контрабандистами, а второй служил в эстонском флоте под наименованием МТ-7 как катерный тральщик. К сожалению это одно и то же судно. Эстонцы в апреле 1922 года продали его в частный руки где он пошел по "наклонной" часто меняя имена, флаги и владельцев успел поносить имена ASTRAPI, MANON, CALIOPI, CHALKIS и FORTUNA (это те что известны.) Отличный материал. Ждем продолжения....

cuckoo:

pz.kpfw: В третьем номере журнала Судостроение за этот год свет увидела вторая статья серии про моторные катера РИФ, посвященная сторожевым катерам Або-Оландской шхерной позиции.

Ad rem: pz.kpfw Роздравляю! Так держать!

Вельбот-067: pz.kpfw Поздравляю!

pz.kpfw: Третья пошла:

Ad rem: ждем новых серий

Гайдукъ: pz.kpfw пишет: Третья пошла: Поздравляю. Отличный материал. Но есть совсем маленькое но .... малюсенькое - судьбы катеров такой совсем не маленькой серии. Хотя это уже другая история которая явно не лезла в формат журнала.

pz.kpfw: Все, кому не нравится, не понятно, не так написано, могут написать исследование сами, даже проще чем мне будет - я указал какие документы использовал. Осталось сделать правильный порядок, дополнить, найти недостающие судьбы, чертежи, фото и сделать лучше, делов-то.

Гайдукъ: pz.kpfw пишет: Все, кому не нравится, не понятно, не так написано, могут написать исследование сами, даже проще чем мне будет - я указал какие документы использовал. Осталось сделать правильный порядок, дополнить, найти недостающие судьбы, чертежи, фото и сделать лучше, делов-то. Шо се таки було-с?

boxer: Отмазка самолюбивой посредственности- играю, как умею-сыграйте лучше!

pz.kpfw: Всё, хватит.

ksologub: pz.kpfw пишет: В третьем номере журнала Судостроение за этот год свет увидела вторая статья серии про моторные катера РИФ, посвященная сторожевым катерам Або-Оландской шхерной позиции. Мои поздравления, тема для меня интересная, так что постараюсь приобрести номер

pz.kpfw: ksologub пишет: тема для меня интересная Скан висит на балансере уже в теме Русские корабли времен РЯВ и ПМВ

ksologub: pz.kpfw пишет: Скан висит на балансере уже в теме Русские корабли времен РЯВ и ПМВ Спасибо!

Гайдукъ: Максим. К вопросу о катерах службы связи. Получается что нечего нового не изобрели? В СПб телеграфной роте был близкий по конструкции катер: ???? И еще один вопрос... Случайно попался катер с именем близким к СС БФ. Но судя по твоей статье А 9 в рус. флоте не было - там номера насколько помню у таких на 6 закончились. Что это может быть?

pz.kpfw: Гайдукъ пишет: В СПб телеграфной роте Это из альбома офицера, служившего в Гельсинфорсе. И скорее всего крепостной или вообще частный на подряде.Гайдукъ пишет: А 9 в рус. флоте не было Не было. Флаг - финский же, это как бы не 1920-ые.

Гайдукъ: pz.kpfw Спасибо за пояснения.

ksologub: Гайдукъ пишет: В СПб телеграфной роте Часть называлась именно так?

Гайдукъ: Так указано в подписи к фото на сайте http://goskatalog.ru Но пересмотрев заново подборку фото с Максимом согласен на все 100. Все сняты вокруг Гельсинфорса и в нем.

ksologub: Гайдукъ пишет: Так указано в подписи к фото на сайте http://goskatalog.ru Спасибо за пояснение

pz.kpfw: Всем привет! Вышла четвертая статья из серии, посвященная сторожевым моторным катерам норвежской постройки. Неоценимую помощь при написании статьи оказал наш форумчанин Алексей Гайдук, за что ему большое спасибо! К сожалению, на эту серию не удалось найти заводской графики, поэтому реконструкции внешнего вида выложу тут. Cверху - норвег 2-й серии у эстонцев, снизу - у финнов (VMV 4): Также лично я перепутал фото в статье "/Норвежский/Катер 2-й серии в ковше Русско-Балтийского завода в Таллине, Лето 1923" на самом деле "Катер 1-й серии Золотова в Эстонии". Пара интересных фото , которые не вошли в статью(как раз катера 2-й серии в Эстонии): В составе МСЧМ:

Гайдукъ: pz.kpfw пишет: Вышла четвертая статья из серии, посвященная сторожевым моторным катерам норвежской постройки. Неоценимую помощь при написании статьи оказал наш форумчанин Алексей Гайдук, за что ему большое спасибо! Максим - ты автор потому принимай заслуженные поздравления. За теплые слова спасибо но - к чему эти любезности. Формат статьи немного не дал раскрыть Максиму "мелкие детали" ну а здесь кто нам запретит это делать))))) Появление их в Эстонии связано с осенним наступлением СЗА. Из хронологии боевых действий ВМС Эстонии на море в 1919 году , понятна поставленная перед ними задача. Как развивались события – не совсем понятно, т.к. известные дневники Пилкина этого периода отсутствуют. Там эти события должны были быть явно освещены. По имеющимся разрозненным материалам можно косвенно составить следующий предпологаемый план действий. Подчеркиваю – это только версия (Пееду Палыча Саммалсоо) и документального подтверждения этому у него нет. При занятии англичанами и эстонцами Кронштадта русские должны были появиться на месте и недопустить перехода кораблей в распоряжение первых. Для этого собирались использовать упомянуты катера – 12 штук. Только в первых числах ноября 1919 года из Хельсинки в Таллинн пришли первые 4 еденицы. Базировались на Яхт-клуб ( южный волнолом ) Купеческой гавани Таллинна. Носили номера 1 – 4. Бортовое вооружение – пулеметы Кольт. Орудий не было. В Нарве никогда не были. В течении месяца стояли в готовности и изредка выходили на Таллиннский рейд для проб машин и обучения команд стрельбе из пулеметов. Один катер совершил какой-то тайный ночной рейс с неизвестными пассажирами в Хельсинки.В конце декабря 1919 года под проводкой буксиров перешли во льду в ковш Русско-Балтийского завода в Копли (Таллинн) и были подняты плавкраном на стенку. Оборудование частично демонтировано и перенесено в како-то рядом находящийся склад. Каманды катеров несли при них караульную службу до начала февраля 1920, до ликвидации СЗА. Были переданы Управлению Государственного имущества Эстонии. Простояли на стенке в заводе до лета 1923 года. Почему не взяли в ВМС – не понятно, т.к.в начале 20-х годов разработали почти аналогичный проект СК. Правда он остался не реализованным.

Гайдукъ: Статья опубликована - вышла. Мы люди попроще - мы и в ЖЖ можем....... Попытка нарастить мясца на статью Максима в так сказать эстонский период жизни катеров. Думаю что в трех частях.. Поехали. СКА норвежской постройки в Северо-Западной армии Юденича и на службе Эстонской республики. Часть 1. https://fong1975.livejournal.com/18973.html Звиняйте за мало картинок - их будет больше в последующих частях.

Гайдукъ: Продолжаемъ. Ч.2 СКА норвежской постройки в Северо-Западной армии Юденича и на службе Эстонской республики https://fong1975.livejournal.com/19244.html

pz.kpfw: Гайдукъ пишет: Формат статьи немного не дал раскрыть Максиму "мелкие детали" ну а здесь кто нам запретит это делать))))) Скорее желание сделать "ровный" текст. Поэтому некоторые части были сокращены т.к. подробно описать все события в проектировании/постройке/приёмке/судьбе катеров просто невозможно по причине отсутствия материалов такого качества. К тому же я придерживаюсь мнения по норвегам 2-й серии, что только 4 корпуса "оживили" по понятным причинам. Во-первых - как раз 4 катера были на ходу в 1917. Остальные - недостроенные, поврежденные при перевозке катера. Появление 12 шт. в Гельсингфорсе практически совпало с замерзанием Балтики и полным коллапсом. К тому же с октября 1917 г. прекращается финансирование катеростроения и эксплуатации морведом и финны могли даже не начинать работ. Плюс на катерах при революционном "хранении" моментально исчезали магнето, свечи и шкиперское имущество. Так, что белым дали собранные с миру по нитке 4 катера, канибализировав другие.

Гайдукъ: pz.kpfw пишет: К тому же я придерживаюсь мнения по норвегам 2-й серии, что только 4 корпуса "оживили" по понятным причинам. Я то же придерживаюсь этой же версии но: Занимался поиском катеров в эстонских водах и не учитывая возможные в финских водах известно о 5 катерах постройки 14-17 гг на A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. Вполне возможно один из них обычный "гражданский" постройки этой верфи ТТХ даны по эстонским спискам начала 30-х так что по стоящим ДВС вопросы не ко мне.. 1 - (1916 г. A/S Maritim. Kristiania. Норвегия. 35т., 29,9 брт, 20,1 х 3,6 х 2,0 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с.) Mootorvahilaev № 1 - STANDART - BOKEN -ANDROS; 2 - (28 брт, 21,4 х 3,2 х 1,8 м. 2 бенз. мотора по 150 л.с Van-Blerck.). Mootorvahilaev № 2 - VARONA; 3 - (1916 г. A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. 35,6 брт. 22,9 х 3,5 х 1,9 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с. 21 узл.) Mootorvahilaev № 3 - МАRТА № 1 - SERIPHOS - МАRТА №1 - VILLY ; 4 - (1916 г. A/S Maritim. Kristiania. Норвегия. 29,9 брт, 20,1 х 3,6 х 2,0 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с.). Mootorvahilaev № 4 – STERLING - VMV 4 ; 5 - (1914 г. A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. 38,7 брт. 22,6 - 3,5 - 1,9 м. 2 ДВС «Mercedez-Benz» по 255 л.с.+ 1 «Siemens-Halske» 400 л.с.) ОLА - STERLING - ALBATROS

Гайдукъ: pz.kpfw пишет: Также лично я перепутал фото в статье "/Норвежский/Катер 2-й серии в ковше Русско-Балтийского завода в Таллине, Лето 1923" на самом деле "Катер 1-й серии Золотова в Эстонии". Максим, Этот катер так же не норвег. https://b.radikal.ru/b05/1810/ff/15a782a44415.jpg pz.kpfw пишет: Пара интересных фото , которые не вошли в статью(как раз катера 2-й серии в Эстонии): Но Читателям мы для компенсации покажем несколько других видов и ракурсов)))))) Получено от Mike Erickson - сделано в Америке)))))) Ну и оспариваемая Максимом как правильная схема катера первой серии



полная версия страницы