Форум » Книги, журналы, статьи » Пополнение в моем шкафу (продолжение) » Ответить

Пополнение в моем шкафу (продолжение)

Dirk: Сегодня получил от коллеги Рышарда Мельчарека в подарок книгу воспоминаний: Stankiewicz M. Z floty carskiej do polskiej. Warszawa: ISKRY, 1997. 352 s. Мамерт Феодосьевич Станкевич (09.01.1890–26.11.1839) – выпускник Морского кадетского корпуса (1909), лейтенант русского флота (06.12.1913). Служил в польском флоте; погиб в Северном море при подрыве на мине транспорта «Пилсудский», которым командовал. По-польски не разумею, но вижу, что учебе в корпусе, службе в русском флоте и Гражданской войне (был в Омске у Колчака) уделено много места. Фотографий на вклейках не много, но есть его снимок вместе со старшим братом Иваном Теодосьевичем, окончившим МК в том же году. Кстати, Иван сражался в Конно-Егерском полку Северо-Западной армии, почему, несомненно, его лицо будет интересно нашим коллегам из Эстонии. На фотографии Иван слева.

Ответов - 29

Dirk: Адмирал Ф.В. Дубасов и его военно-теоретическое наследие / В.Г. Смирнов - составитель, автор вступительной статьи и комментариев. Санкт-Петербург: "Морское наследие", 2025. 264 с.

Dirk: Старк Г. Последняя эскадра России. 1920−1924 гг. Гражданская война на Дальнем Востоке. 1918−1922: Сб. / сост. Н.А. Кузнецов. — Владивосток: Рубеж, 2024. — 720 c. 🛒Заказать книгу можно на сайте издательства "Посев": https://possev.org/product/stark-g-poslednyaya-eskadra-rossii-19201924-gg-grazhdanskaya-voyna-na-dalnem-vostoke-19181922 🖊 «Отчет о деятельности Сибирской флотилии», написанный ее последним командующим контр-адмиралом Г.К. Старком и публикуемый в настоящем издании, является ценнейшим историческим источником, содержащим значительное количество уникальной информации не только по истории Сибирской флотилии в 1920−1924 гг., но и в целом о событиях Гражданской войны на Дальнем Востоке этого периода, а также о Дальневосточном Исходе 1922−1923 гг., к 100-летию которого готовился выход этой книги. Публикацию «Отчета о деятельности Сибирской флотилии» дополняет биографический очерк о Г.К. Старке, написанный с привлечением архивных материалов, в том числе ранее не вводившихся в научный оборот, а также воспоминания других участников событий, статьи, освещающие малоизвестные аспекты Дальневосточного Исхода и списки чинов Сибирской флотилии.

ssergey x 100: Dirk пишет: Отчет о деятельности Сибирской флотилии», написанный ее последним командующим контр-адмиралом Г.К. Старком и публикуемый в настоящем издании, является ценнейшим историческим источником, содержащим значительное количество уникальной информации не только по истории Сибирской флотилии в 1920−1924 гг. 🤣🤣🤣 Смешно ! (с Морского)


Dirk: В издательстве Европейского университета вышел перевод на русский язык неопубликованных воспоминаний Дмитрия Николаевича Федотова (-Уайта). Кому интересно - презентация в Петербурге пройдёт 23 сентября в 19 часов в книжном магазине "Все свободны". Мемуары историка и писателя Д. Н. Федотова-Уайта — уникальный, ранее не издававшийся источник неоценимых сведений о дореволюционной жизни в Санкт-Петербурге, быте морского офицерства, о военной и гражданской службе, взаимодействии между представителями различных сословий, предреволюционных настроениях горожан. Описанные события охватывают 1889–1917 гг. — от раннего детства автора до Февральской революции. Д. Н. Федотов и его родные были знакомы со многими ключевыми фигурами русской истории начала XX в. В книге приводится множество неизвестных фактов из биографий русских морских офицеров и государственных деятелей. В то же время это прекрасный рассказ о юности, проведенной в Северной столице конца XIX — начала XX в., об образовании, образе жизни и надеждах, о морских путешествиях и приобретении первого опыта службы на паруснике молодого офицера. Рукопись создавалась в эмиграции с конца 1930-х до 1945 г. на английском языке. Публикуется впервые. Книгу представят: Никита Кузнецов, к.и.н, историк флота, ведущий научный сотрудник отдела военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына; Алексей Емелин, к.и.н., историк флота, заместитель директора Российского государственного архива Военно-морского флота. Александр Дементьев, переводчик Начало в 19:00 Вход свободный

квн: В четверг купил "Воспоминания" Д.Н. Федотова-Уайт. Замечательная книга: масса известных имен, интереснейшие аттестации, от чтения не оторвать. Настоятельно рекомендую... Брал на Некрасова в магазинчике "Все свободны" , в пределах 1200р.

Dirk: Пока в руках не держал, но уже очень хочу! https://www.morkniga.ru/p848926.html

Dirk: https://heritage-navalis.ru/product/ya-pered-flotom-serdtsem-chist-vospominaniya-i-rasskazy

vvy: Dirk пишет: Пока в руках не держал, но уже очень хочу! Предварительно отозвался на эту книгу на Тсушиме.

Dirk: vvy пишет: Предварительно отозвался на эту книгу на Тсушиме. Спасибо, глянул. У меня тоже мысли веером. Отсутствие указателя кораблей - просто шокирует. Оооочень трудно найти нужный корабль. Такой дизайн, такой мелкий текст... В колонтитулы вынесены автор и название книги. Ну почему, почему не тип корабля - было бы хоть чуть-чуть легче. Я понимаю, что это вопросы скорее не к автору, а к издателю. Читать книгу пока времени не было. Открыл список литературы. Поразили опечатки в годах выхода книг. "Воениздат, 1885 г." - согласитесь, впечатляет. Сразу начинаешь бояться, что и в бесконечно больших справках тоже что-то подобное закралось... Мелочи, конечно, мелочи. С благодарностью вспоминаешь дизайнера, оформлявшего справочники Чернышева. Какое бы ни было их содержание - в них легко искать информацию. А тут море информации, и информации прекрасной. Указаны разночтения в информации, например, в вооружении (со ссылками!). Но чтобы этим воспользоваться - нужно сперва посидеть и сделать указатель кораблей. Почему этого не сделало издательство? Потому, что ему похрен...

vvy: Dirk пишет: "Воениздат, 1885 г." - согласитесь, впечатляет. Сразу начинаешь бояться, что и в бесконечно больших справках тоже что-то подобное закралось... Ага, тоже зародилась такая подленькая мыслишка. Увы, опечатки – это вселенская проблема и бич любых справочников. Эффективно проверить такое циклопическое количество цифр просто нереально. Хорошо еще, что был корректор, а это в наше время исключительная редкость. Также для подобных изданий требуется научный редактор (по себе знаю, сам справочники делал). Однако, данный институт, похоже, отмер навсегда. Что касается структурирования материала – это, по большому счету, дело автора. Он так видит. Каждая форма подачи материала имеет свои плюсы и свои минусы. Все это и призван компенсировать научный аппарат книги. Если он присутствует и составлен грамотно – проблем нет. В любом случае, книга по ЧФ - это явление в нашей морской литературе последних лет. Я считаю, что нужно приветствовать ее выход в свет. Будем надеяться на продолжение.

АБЕ: Dirk пишет: Отсутствие указателя кораблей - просто шокирует. Автор рассылает указатель и, по желанию, еще страниц 3000 текста в ворде, не вошедших в книгу; адрес в предисловии к книге (см. прим. 1).

АБЕ: АБЕ пишет: страниц 3000 текста Прибавил, правильно, 300.

АБЕ: Dirk пишет: Поразили опечатки в годах выхода книг. "Воениздат, 1885 г." Dirk пишет: Поразили опечатки в годах выхода книг. "Воениздат, 1885 г." Да, конечно, правильно 1981 г. Спасибо. Во 2-й части будет раздел "Исправления и дополнения ч. 1" и будет исправлено с указанием читателей, указавших на замеченные опечатки и прочее.

АБЕ: Перенос с Цусимы: VVY: что 8-дм пушка на корвете "Воин" стояла в башне (?). Кто-нибудь может что-то сказать по этому поводу? Я вот не могу представить башню на деревянной посудине. Или бывали небронированные башни, из дерева? См. в книге с. 218, начиная со слов "В 1872 г. ...", если интересно, могу выложить из Отчета о занятиях КО МТК за 1872 г.

АБЕ: Перенос с Цусимы: VVY: имелись ввиду строевые (исчисляемые по известной формуле) тонны? Строевые тонны вычислялись по вледующим формулам: принятой в Англии: D= (L – 3/5 В) x B x 1/2B/94 (также в Судовых списках и Залесский с. 21 прим. 1). L – длина между перпендикулярами; B – ширина без досок (без обшивки). В Собрании узаконений … за 1832 г. кн. 1 с. 144 (Журнал Комитета Образования Флота от 04.03.1832 г. прим. к Таблице размерения кораблей, фрегатов и др. судов …: Длина между перпендикулярами есть расстояние от задней кромки шпунта в стеме до передней кромки шпунта в старн-посте при вышине: на кораблях гондека, на фрегатах нижней или жилой палубы и на судах с открытыми батарейными палубами при вышине этих палуб. Ширина с обшивкой, приведенная в 3-й графе таблицы, показывает по принятым правилам толщину досок обшивки в подводной части, а не при бархоуте (эта толщина составляла: для кораблей 9 дм, для фрегатов – 8 дм, а начиная с корветов – 6 дм). С пр. Упр ММ № 183 от 25.11.1867 г. L – длина судна от передней кромки шпунта форштевня до самой оконечности подзора кормы на высоте грузовой ватерлинии (в приказе «…Г-А изволил приказать, чтобы на теоретических чертежах судов кормовые перпендикуляры проводить не при задней кромке старнпоста, а при самой оконечности подзора кормы, на высоте ГВЛ»). 13.02.1824 г. в связи с заключением контракта на построение судов по подряду с М.Сребренным и Д.Исаковым ГК ЧФ и П в.-адм. Грейг предложил для вычисления строевых тонн «в возможнейшую простоту» применять формулу: (число тонн) = (B2 × L)/223, где B – ширина без обшивки, L – длина между перпендикулярами (РГА ВМФ ф. 243 оп. 1 д. 1592 л. 1об.). 10.12.1826 г. ЧИЭ № 9248 в ответ на запрос Канцелярии Черноморского Департамента № 519 от 22.11. сообщила об еще одном правиле вычисления строевых тонн, данном ГК ЧФ и П: (чило тонн) = {L × B1 × [(Hн + Hк + 2×Hс)/4]}/178 (РГА ВМФ ф. 243 оп. 1 д. 1592 л. 8об.). Во времена Грейга, в основном, строевые тонны считались по его простой формуле.

vvy: АБЕ пишет: См. в книге с. 218, начиная со слов "В 1872 г. ...", если интересно, могу выложить из Отчета о занятиях КО МТК за 1872 г. Да, уже разобрался. Башня была посередине и назначалась для для ознакомления с управлением орудий в башнях. 8-дм пушка была на станке капитана Чернова. Еще стояли 6,03-дм: одна на вращающейся платформе и четыре по бортам. АБЕ пишет: Строевые тонны вычислялись по вледующим формулам: Да, я в курсе. Пост преназначался Олегу.

Nico: А баржи там есть? Это я на перспективу, когда Балтфлот пойдет, стоит ли ожидать воткинскую продукцию? Кстати, буквально в этом году докопался до перегрузных астраханских барж: они служили всего пару лет, после чего продали Кавказу и Меркурию. Интересно, вы о них будете писать?

АБЕ: Nico пишет: А баржи там есть? Это я на перспективу, когда Балтфлот пойдет, стоит ли ожидать воткинскую продукцию? Кстати, буквально в этом году докопался до перегрузных астраханских барж: они служили всего пару лет, после чего продали Кавказу и Меркурию. Интересно, вы о них будете писать? Все суда и плавучие средства (включая мелкие гребные суда), которые в этом 100-летнем периоде так или иначе были связаны с РИФ (например, принадлежали Военному или другому ведомствам, но комплектовались флотскими, ластовыми или портовыми экипажами МВ) будут пкм упомянуты. Первая часть Вам, конечно, не очень нужна, т. к. есть только справка об "Ингуле" (с. 366-381) и кое-что об якорях, изготовленных на Воткинском заводе, но они Вам вряд ли интересны.

Nico: Приобрел на всякий случай. Кстати, строительные номера у воткинцев попадались? У меня по заводской документации серьезные пробелы есть.

Nico: Если не сложно, отпишите пожалуйста nico02@mail.ru. Не хочется тут заполонять обсуждением.

vladl: В 2018 г. издана книга Ю.С. Крючкова "Парусное судостроение в Николаеве (1790-1865)", в которой приводятся эмпирические формулы, найденные в документах адмирала А.С. Грейга для расчета "грузоподъемности в тоннах" и стоимости подрядной постройки. Указанная в списках кораблей ЧФ грузоподъемность для транспортных судов эпохи парусного деревянного флота соответствует эмпирической формуле: P=LB2/223, где L - длина по ГВЛ, B2 - ширина с обшивкой в квадрате, размерения в футах. Тогда получается, что грузоподъемность в тоннах и строевые тонны рассчитывались по одной и той же формуле??

АБЕ: vladl пишет: грузоподъемность в тоннах и строевые тонны рассчитывались по одной и той же формуле?? В предложении № 907 от 13.02.1824 г. ЧИЭ А.С. Грейг, вводя эту формулу, не указывает для каких тонн (строевых или грузовых) она применима, (см. РГА ВМФ ф. 243 оп. 1 д. 1592 л. 1об.), но подрядчики указали на то, что на чертежах указана одно число, по формуле Грейга - другое и они не знают, сколько казна им заплатит. Началось разбирательство, корабельные инженеры Разумов и Суравцов доложили, что они считали по английской формуле: D= (L – 3/5 В) x B x 1/2B/94 и полученный результат (округленный) приведен на чертеже (по этой формуле считаются строевые тонны). А 10.12.1826 г. ЧИЭ в ответ на запрос Канцелярии ЧД однозначно указывает, что по формуле Грейга рассчитываются строевые тонны (там же л. 8-8об).

vladl: Тогда возникает вопрос какие тонны указаны для транспортных судов в списках судов ЧФ? Например, для спущенных в 1826 г.: "Нырок"-60 т, "Ингулец"-355 т, "Кит"-587 т, спущенном в 1827 г. "Редут-Кале"-290 т. В вышеуказанной книге Ю.С. Крючкова в списках отмечено, что это грузоподъемность и она примерно соответствует расчету по формуле Грейга, где длина и ширина принимаются для грузовой ватерлинии.

АБЕ: vladl пишет: какие тонны указаны для транспортных судов в списках судов ЧФ В каких списках ? Тонны во времена А.С. Грейга указывались в приказах, например, о присвоении наименования, причем в справочнике для "Редут-Кале" я указал "290 (г/п ?)" (как указано, в приказе о наименовании), но при корректоре знак вопроса пропал. А транспорт "Редут-Кале" (по другому пр. Грейга) классифицировался как "транспорт в 300 - 400 т". Для "Кита"587 т, а точнее, 587,76 т, указаны в записке купца М. Сребренного, причем для длины между перпендикулярами - 128 фут, ширине без обшивки - 32 фут; у ЧИЭ по этой же формуле, но без указания по какой длине и ширине считалось, получилось 569,54 т (а по первой – 575,82 т, а у М.И. Суравцова по этой же формуле получилось – 500 т, что и было указано на чертеже, по 3-й у ЧИЭ, тоже формуле Грейга, – 627,05 т). vladl пишет: где длина и ширина принимаются для грузовой ватерлинии К сожалению, сейчас уже не спросишь, откуда он их брал ...

Olmalin: Вышла вторая книга из серии "Исторический некрополь Севастополя" - Сыны и дочери Отчизны. Кладбище Коммунаров / О. И. Малиновская, В. В. Крестьянников. – Симферополь : ООО «Антиква», 2025. – 268 с. – (Серия: Исторический некрополь Севастополя. Вып. 2). Скачать можно по ссылке: click here

Dirk: Спасибо, Ольга Ивановна! От души поздравляем и восхищаемся!

vladl: Посмотрите Ф.Ф. Веселаго "Список русских военных судов 1668-1860", для транспортов ЧФ, начиная с "Березань" (стр. 552), указывается вместимость в тоннах (груза). Вместимость груза также учитывалась при заказе новых транспортов. При заказе транспортных судов для ЧФ адмирал Грейг предложил передать купцу М. Сребреному (он же Серебреный) и его компаньону Д. Исакову на условиях ранее подписанного с ними контракта от 28 мая 1823 г. подряд на постройку транспортного брига в 500 тонн, трех бригов по 160 тонн, двух военных катеров и двух малых транспортов по 60 тонн, которые были построены в Николаеве в 1824-1826 гг.

АБЕ: vladl пишет: его компаньону Д. Исакову он же Давыд Исакович. vladl пишет: Посмотрите Ф.Ф. Веселаго "Список русских военных судов 1668-1860", для транспортов ЧФ, начиная с "Березань" (стр. 552), указывается вместимость в тоннах (груза). А Вы посмотрите Ф.Ф. Веселаго "Список русских военных судов 1668-1860" с. III п. VIII и мой справочник (с. 897 прим.), в котором объяснено, почему в списке источников и литературы нет указания на справочник Ф.Ф. Веселаго. У него первоисточник приведен не совсем точно: 1) Список, на который он ссылается, на самом деле состоит из двух частей: часть первая с 1814 (а не 1824 г.) по 1833 г., написанная адъютантом штаба кап.-лтом И.С. Генбачевым, и вторая с 1834 по 1860 г., составленная шт.-кап. КФШ Высота (предполагаю, это П.П. Высота, который с кап. 1 р. Ф.Е. Кроуном ловко угробил первую «Ливадию») под наблюдением Генбачева. 2) Высота действительно указывает тонны (Генбачев этого не делает), но он не пишет, что это вместимость, а лишь «тонъ 750», тонны для «Березани» и других судов он берет из приказов о присвоении наименования, в которых не указано о каких тоннах идет речь. 3) Грузовместимость и грузоподъемность – это разные понятия и измеряются в разных тоннах, например, для «Лаба» верфь дает 297 нрт, а Ф.Ф. Веселаго вместимость указывает, как 280 т, кому прикажете верить? 4) По судовым документам «Бзыби» ком-р докладывает НШ ЧФ и портов тоннаж по старому измерению 323 61/94 т, а по новому – 396 1288/3500 т, а в приказе – 346 т, хотя Высота пишет «Теоретического чертежа нет». Ну и так далее. По судам, заказанным по контракту от 28.05.1823 г., как я понимаю, документов Вы не видели, т. к. в контракте, так и в предписаниях А.С. Грейга и других документах, в т. ч. "Одесского (ныне Николаевского) купца Михеля Сребренного" (так называет его Грейг) указано для всех «около … (столько-то) тонЪ», а на чертежах, тонны указаны конкретно и совпадают с теми величанами (как Вы понимаете, без «около»), за исключением трех бригов «около 160 тонов», для них указано 170 т, а далее в рапорте кораб. мастера 6 класса Разумова и контролера 5 класса Беляева объяснено, что тонны на чертеже считались по 1-й формуле, по которой в России считали строевые тонны.

vladl: Действительно в приказе нач. ГМШ ЕИВ № 282 от 14.03.1836 г. указано, что "...транспорт в 715-ть тонов наименован "Березань", без указания вместимость это или грузоподъемность. Получается, что приведенные для транспортов тонны являются какими-то абстрактными величинами. Возможно их указывали, чтобы судить о величине транспорта - большой, средний или малый? Была ли какая-то классификация транспортов? Я не знаю. Кстати об Императорской яхте "Ливадия", в приказах по Морведу за 1879 г. я выписал интересный приказ № 57 от 29.07.1879 г. "Служивший на Имп. яхте "Ливадия", лейтенант Князь Петр Ишеев, признанный, по делу о постановке ты на мель, виновным в недонесении командиру об открывшемся на его вахте огне, приговорен Николаевским Военно-Морским Судом, на основании 43 ст. Военно-Морского Дисциплинарного Устава, аресту на гауптвату на одну неделю". Возможно лейтенант стал козлом отпущения по делу о крушении шикарной и дорого отделанной яхты. Действительно, я не видел документов по контракту подрядчиков от 28.05.1823 г. Я выписал информацию из неопубликованной статьи А.Г. Сацкого "Участие еврейских подрядчиков в черноморском кораблестроении. Хотел бы с Вами пообщаться не на форуме. Напишите на мою почту lvladalex@gmal.com.



полная версия страницы