Форум » Книги, журналы, статьи » Морские записки (1958-1962 гг.) » Ответить

Морские записки (1958-1962 гг.)

Smith: День добрый. Последнее время занимаюсь вычиткой и правкой эмигр. журнала "Морские записки" (№№ 48-54, 56). Если кого-нибудь из уважаемого сообщества что-то из нижеприведенного списка заинтересует, буду выкладывать помаленьку Ну и, собственно, содержание номеров: № 48 1. Транспорт «Анадырь» - первый поход за углем. 2. Девиатором на советских судах в 1945-46 гг. в Финляндии. Д. И. Дараган...3 Вице-адмирал А. И. Непенин (Опыт биографии). Продолжение. Контр-адмирал Б. П. Дудоров...14 Первый выстрел по Босфору. Памяти контр-адмирал князя Н. С. Путятина. Кап. 1 ранга В. А. Потапьев...41 «Английский социалист» Руссель. А. Г. Тарсаидзе...44 Краткий очерк действий флота при эвакуации Крыма в 1920 г. Окончание...47 1. Новое о Советском флоте 2. Краткий обзор современного состояния флотов всех морских держав Стар. лейт. К. И. фон Нотбек...63 15 лет в Латвийском флоте. Продолжение. Инж. Мех. Кап. 2 р. И. Зарин, Л. Ф....72 Библиография...77 № 49 Советско-германская война на Балтийском море 1941-45. Стар. лейт. К. фон Нотбек...3 Вице-адмирал А. И. Непенин (Опыт биографии). Продолжение. Контр-адмирал Б. П. Дудоров...21 Африканские воспоминания. С. А. Степанов...50 15 лет в Латвийском флоте. Продолжение. Инж. Мех. Кап. 2 р. И. Зарин...63 В дни русской смуты. Инж. Мех. лейт. Н. З. Кадесников...72 Морская выставка в Нью-Йорке. Г. В. Месняев...84 Библиография...88 № 50 Краткий исторический очерк Морской пехоты в русском флоте. Г. Н. Таубе...3 Вице-адмирал А. И. Непенин (Опыт биографии). Продолжение. Контр-адмирал Дудоров...24 Советско-германская война на Балтийском море 1941-45. Стар. лейт. К. фон Нотбек...52 Участие русской военно-морской эмиграции в учебной подготовке офицерского состава Югославянского флота...68 15 лет в Латвийском флоте. Продолжение. Инж. Мех. Кап. 2 р. И. Зарин...71 № 51 Краткий исторический очерк Морской пехоты в русском флоте. Г. Н. Таубе...3 Вице-адмирал А. И. Непенин (Опыт биографии). Продолжение. Контр-адмирал Б. П. Дудоров. 31 Советско-германская война на Балтийском море 1941-45. Стар. лейт. К. фон Нотбек...67 15 лет в Латвийском флоте. Продолжение. Инж. Мех. кап. 2 р. И. Зарин...88 Владивостокские номерные миноносцы 1904-1905. Инж. Мех. кап. 1 р. В. П. Орлов-Диаборский...96 Библиография...99 № 52 Упущенная возможность. Проф. А. Д. Бубнов...3 Вице-адмирал А. И. Непенин (Опыт биографии). Продолжение. Контр-адмирал Б. П. Дудоров...16 Военно-морские действия в Черном море во вторую Мировую войну. П. А. Варнек...39 Памяти кап. 2 р. князя В. Н. Урусова. П. Е. Стогов...60 Эск. миноносец «Новик». Н. В. Кемарский...77 Библиография...96 № 53 На подводной лодке «Тюлень». Кап. 1 р. М. А. Китицын...3 1. К 50-ти летию Военно-Морского Отдела Николаевской Морской Академии. 2. Влияние опыта войны с Японией на реформы в русском флоте. Проф. А. Д. Бубнов...29 Вице-адмирал А. И. Непенин. (Опыт биографии). Продолжение. Контр-адмирал Б. П. Дудоров...41 Военно-морские действия в Черном море во вторую Мировую войну. Продолжение. П. А. Варнек...62 Эск. миноносец «Новик». Продолжение. Н. В. Кемарский...86 Новое о советском флоте. Очередная сводка. Стар. лейт. К. фон Нотбек...100 № 54 Капитан 1-го ранга М. А. Китицын. Г. Н. Таубе...3 Мои воспоминания о капитане 1-го ранга М. А. Китицыне. М. А. Юнаков...24 Жуткие дни… Агония Черноморского флота. Я. В. Шрамченко...41 Влияние прогресса техники на военно-морскую идеологию. Проф. А. Д. Бубнов...81 Вице-адмирал А. И. Непенин. (Опыт биографии). Продолжение. Контр-адмирал Б. П. Дудоров...88 Из прошлого. М. М. Тьедер...120 Военно-морские действия в Черном море во вторую Мировую войну. Продолжение. П. А. Варнек...126 Воспоминания. Д. И. Дараган...146 Эск. миноносец «Новик». Продолжение. Н. В. Кемарский...148 Контр-адмирал Б. А. Вилькицкий. П. А. Варнек...165 1. Новое о Советском флоте. 2. Обзор состояния современных флотов. К. фон Нотбек...167 Библиография. 1. Нормандская теория. 2. Морской справочник Weyers Flottentaschenbuch на 1961 г. 3. L’enigme des sous-marins Sovietiques Lieut. de Vaisseau Clode Huah...177 № 56 Еще о защите Ирбенского пролива в кампанию 1915 года. Н. Ю. Фомин...3 Верховный Правитель Адмирал А. В. Колчак. Кап. 2 р. Н. С. Чириков...20 Открытие памятника адмиралу Макарову в 1913 году. А. В. Зернин...39 Вице-адмирал А. И. Непенин. (Опыт биографии). Окончание. Контр-адмирал Б. П. Дудоров...44 К 50-летнему юбилею выпуска 1912 года...67 Военно-морские действия в Черном море во вторую Мировую войну. Продолжение. П. А. Варнек...70 Эск. миноносец «Новик». Окончание. Н. В. Кемарский...89 Библиография библиографии морского дела. Н. Гуляев...107 С уважением, Константин.

Ответов - 52, стр: 1 2 All

velbot-067: Smith Если у вас есть возможность, то выкладывайте все номера. Каждый найдет для себя то, что ему нужно.

Серж: velbot-067 пишет: Если у вас есть возможность ...поддерживаю. С ув, С.

Smith: velbot-067 пишет: Если у вас есть возможность, то выкладывайте все номера. Каждый найдет для себя то, что ему нужно. ъ Возможность есть, но это дело затянется, посему я и обратился к форумчанам: может есть что-то наиболее приоритетное? Если нет - буду идти по порядку. С уважением, Константин


vvy: Smith пишет: может есть что-то наиболее приоритетное? Давайте прямо с № 48 и далее. Благодарная общественность Вам сразу плюсиков накидает.

velbot-067: Smith пишет: Возможность есть, но это дело затянется... Знаете, я только слышал о "Морских записках", а тут такая счастливая возможность почитать. Думаю что есть смысл ждать.

Smith: Ну-с, приступим. Нумерация страниц подсмотрена на Милитере, т.е. в [] скобках указан номер следующей стр. Для затравки: Д. И. Дараган ТРАНСПОРТ «АНАДЫРЬ» – ПЕРВЫЙ ПОХОД ЗА УГЛЕМ Балтийский флот принимал уголь или с казенных складов в портах или с меньших частных складов в некоторых стоянках на Финляндском побережье. Уголь этот покупался через оптовиков, доставлялся на иностранных пароходах, обходился довольно дорого, и бывал не всегда одинакового качества, что сильно отражалось на котлах миноносцев. В начале 1911 г. в Штабе адм. Эссена явилась мысль самим доставлять уголь, воспользовавшись для этого одним из больших транспортов, вернувшихся из Цусимы. Министерство согласилось произвести такой опыт и транспорт «Анадырь», стоявший в Либаве, был предназначен для этого первого похода. Его как-то подскоблили и подкрасили, привели машины в приличный вид, пополнили командой и он должен был уйти ранней весной «в Англию». Штурманом предполагался лейт. Б. В. Муромцев. Я был в это время флаг. штурманом 2-ой Мин. Дивизии в Гельсингфорсе. Дня за 3 до назначенного отхода, Муромцева потребовали на линкор «Петропавловск» (?), и я был вызван срочной телеграммой в Либаву. С одной стороны это было интересно и лестно, с другой же – это немного смутило меня: академию то я кончил, какие-то траектории планет вычислял (вместе с Хлюстиным), но опыта дальнего плавания у меня было мало. Прибыв на «Анадырь», я увидал нечто, к чему мы были непривычны: огромного, пустого купца, в плохом внешнем виде, со сбродной командой и смешанным офицерским составом. Командиром был кап. I р. Н. М. Белов, хороший, добрый человечек, но типичный «капитуся» доцусимского времени; затем, кроме командированных на поход, врача, старшего инженер-механика и «славного мич-[4]манка», следовала компания и опороченных флотских офицеров, и офицеров по адмиралтейству, и прапорщиков, и чиновников (одного «петуха») *). Моим помощником, т. е. бывшим старшим штурманом (в Либавском канале) был поручик по адмиралтейству (из коммерческих штурманов). Во время первого завтрака он рассказывал, что был 7 раз в Америке и этот его опыт в сравнении с моим смутил меня. Но днем я пошел осматривать свою часть и, когда я дошел до главного компаса, то увидал в нактоузе, под котелком кучу окурков и спичек. Это меня успокоило: конкурент был не страшный! *) На следующий день надо было выходить, но место назначения было неизвестно: оно скрывалось умышленно, но нам были присланы карты всей северной части Европы. Вставши утром, я увидал, что корма около компаса была завалена стольными тросами, и было не легко заставить их убрать. Наконец, мы вышли на девиацию и для дальнейшего следования, но только отойдя от порта командир вскрыл запе¬чатанный конверт и прочел: «Порть назначения — Барри». Где же это? Я знал Барри только в Южной Италии. Никто из офицеров не имел понятия об этом месте, но к счастью нашелся прапорщик, который ходил за углём в Бристольский залив и там было такое местечко. Я вздох¬нул облегченно и мы двинулись в путь. «Анадырь» считался около 12000 т. (Мы приняли на обратном пути около 10 000 т угля), но покуда это была пустая коробка, которую несло ветром куда угодно. По не¬опытности я проложил курс южнее Борнгольма. Погода была чудная, прошли Борнгольм с юга и вдруг я увидал какие-то отмели, кучу разных незнакомых вышек и в па¬нике (внутренней) круто повернул на N, чтобы выйти на *) Фамилий состава я больше не помню, но у меня был альбом фото¬графий этого похода, кот. я передал в Морской Музей (С. В. Гладкому), и там все фотографии была надписаны. *) В дальнейшей своей службе и даже потом (девиатором) я часто заглядывал под компас на посещаемых кораблях и это обычно очень верно характеризовало судового штурмана. [5] нормальный фарватер. Все это никого нисколько не волно¬вало: «Прислали ученого штурмана — пусть он и разбирается!» Все датские воды мы прошли благополучно (отгоняя пристающих лоцманов), но мне приходилось, как белке, все время лазить к главному компасу для проверки по пеленгам нашего положения. Этот первый самостоятельный проход, в Немецком море придал мне уверенности и мы благополучно обогнули Англию и пошли к Бристольскому заливу. Но, идя еще на N; я вдруг увидал слева зеленый остров: что за чудо? Место было верное, по карте все чисто, но кругом других судов не было... Мы были вероятно мористее обычного пути. Сбавили ход и стали смотреть: ока¬залось, что это был так сказать «плавучий остров» — боль¬шое зеленое пятно оторвавшихся откуда-то водорослей или трав. Отойдя от испуга, мы скоро вошли в Бристольский залив, и подошли к Барри, верстах в 50-ти на запад от Кардифа. *) Прилив в Барри бывал около 30’ и море то «разливалось», всюду стояли угольщики, то на этих же местах, мелкие суда, даже паровые, стояли на мели и недалеко броди¬ли коровы. Между прочим, для уменьшения расходов этого заграничного плавания нам погрузили в Либаве 10 коров, дли продовольствия в пути туда и обратно. Вот с этим «обратно» дело-то и не вышло, мы думали, что придя «куда-то», мы сгрузим коров на зеленые пажити, и перед уходом примем их отъевшимися. Но английские власти кате¬горически воспротивились «импорту русского скота» и нам пришлось срочно всех зарезать. Оставлять их во время погрузки на накаленной палубе под угольной пылью было невозможно. После разных формальных (но не долгих) проце¬дур, явился лоцман, вступил полностью в управление на- *) Как в канале, так и миль за 20-25 до Барри нас стали «атаковы¬вать» лоцманские боты, предлагая свои услуги провести куда угодно. Мы шли под Андреевским флагом, ни о каких морских лоцманах не могло быть и речи, но когда мне надоедало отвечать в рупор на их вопросы, то я кричал: «One pound to Cardiff!» И они немедленно поворачивали, вероятно выругавшись. [6]шей коробкой и ввел ее при наличии ветра и течения в узкие ворота дока. Это был действительно замечательный маневр! Док представлял собою огромный бассейн, в котором стояло вдоль стенок до 20 разных пароходов, в которые ссыпали уголь прямо из вагонеток, идущих на большой высоте с копей. Эти вагонетки попадали на помост с рельсами, идущими вдоль бассейна и, опрокинувшись продолжали свой путь вниз до уровня земли и затем порожним на копи. Над портом и над городом стояла черная туча, и когда было совсем тихо, то эта угольная пыль падала на землю и покрывала стоячую воду доков вровень с землей. Подгулявшие матросы, возвращавшиеся вечером на свои пароходы, часто «плюхались» в воду, столь же черную, как и стенка. Вахт мы не стояли, я был вообще на несколько привилегированном положении, и на следующий день по приходе в Барри уехал осмотреть Кардиф, а затем прямо в Лондон — на 8 дней, до вызова к походу обратно. Это было мое первое пребывание в Лондоне, в роскошной гос¬тинице, под опекой милейшей Петербургской семьи. Эти чудные 8 дней не забудутся, но они не относятся к «Анадырю», а к моим многим интересным пребываниям «на берегу». Никто из моих соплавателей дальше Кардифа не ездил, но оказалось, что кто-то из них бывал уже в Барри, т. е. в ближайшем к порту трактире. В каком порту этот трактир помещался — это роли не играло. Вышли мы сильно загруженные и еще не отмытые от угля, забившегося во все щели (8 суток под пылью). Уни¬чтожив девиацию, пошли в Канал, где погода стала пор¬титься. Навигационно прошли Канал хорошо, но в Немецком море сильно засвежело. Транспорт валяло, что-то скри¬пело, и когда мы подошли к Скагену, то я увидал, что ком¬пасы совсем разошлись, и что девиация на нашем курсе бы¬ла около 6° вместо 1°*). Идти так дальше было невозможно *) Это характерный случай, как относительно слабые суда (легкой постройки) могут изменять свое магнитное состояние под влиянием изменения напряжений в корпусе. [7] и тут пригодилась «ученость». Милях в 2-х на N от Скагена, в полной темноте, под дождем (и под зонтиком!) я уничтожил девиацию на 4-хъ компасных курсах, проверил еще расхождение сил после уничтожении, приняв вероятную ошибку не больше +/- 1°, пошел дальше. Сидя 29’ и 8’’, имея по карте 4’’ под килем, мы прекрасно прошли все датские воды по лоту и по пеленгам и пришли «куда хотели». Встретили нас в Либаве совсем равнодушно, и уже на следующий день меня списали и я вернулся в Гельсингфорс, очень довольный своим штурманским опытом. Этот поход мне очень помог чисто проходить в дальнейшем Датские воды, особенно в качестве флагманского штурмана на крейсерах и на броненосцах. Этот первый поход «Анадыря» вполне оправдал расчеты Штаба Балтийского флота и эта посылка за углем пов¬торялась еще несколько раз, но долго ли — не помню.

velbot-067: Smith Спасибо Ждем-с продолжения

kerbyol: Уважаемые Форумчане, По примеру уважаемого Smith предлагаю Вашему вниманию Морские Записки № 2/3 1955 г. Имеются еще №№ 46 и 47 (1958 г.) Эти номера были любезно высланы Софией Миткевич, дочерью Жака Миткевича-Новицкого. Жак Миткевич, внук Александра Константиновича Миткевича , правнук вице-адмирала Павла Ивановича Новицкого, внучатый племянник Георгия Павловича Новицкого, и сын Константина Александровича Миткевича. Материал об этих лицах будет представлен отдельно попозже. Морские Записки № 2/3 1955 г Продолжение следует С уважением

kerbyol: Продолжение завтра. С уважением

kerbyol: Морские Записки № 2/3 1955 г (Продолжение) Продолжение следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 2/3 1955 г (Продолжение) Продолжение следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 2/3 1955 г (Продолжение) Продолжение следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 2/3 1955 г (Продолжение) Продолжение следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 2/3 1955 г (Продолжение и конец) С уважением

kerbyol: Морские Записки № 46 - 1958 г. Продолжение 1 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 46 - 1958 г. (Продолжение 1) Продолжение 2 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 46 - 1958 г. (Продолжение 2) Продолжение 3 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 46 - 1958 г. (Продолжение 3) Продолжение 4 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 46 - 1958 г. (Продолжение 4) Продолжение 5 следует. С уважением

kerbyol: Морские Записки № 46 - 1958 г. (Продолжение 5) Продолжение 6 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 46 - 1958 г. (Продолжение 6 и конец) Конец Морских Записок № 46. С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. Продоложение 1 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. (Продолжение 1) Продолжение 2 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. (Продолжение 2) Радикал радикально отказывается работать. Продолжу попозже с Продолжением 3 С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. (Продолжение 3) Продолжение 4 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. (Продолжение 4) Продолжение 5 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. (Продолжение 5) Продолжение 6 следует С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. (Продолжение 6) Продолжение 7 следует. С уважением

kerbyol: Морские Записки № 47 - 1958 г. (Продолжение 7 и конец) Морские Записки № 47 - 1958 г. Конец С уважением

kerbyol: С согласием уважаемого Smith предлагаю : Морские Записки № 48 - 1958 г Продолжение 1 следует. С уважением



полная версия страницы