Форум » Книги, журналы, статьи » Может кому будет любопытно » Ответить

Может кому будет любопытно

Dirk: Гульнев Н., Ергер В., Иванов Н., Ширский В. Наследники Морского корпуса. Воспоминания и творчество выпускников ВВМКУ им Фрунзе 1965 года выпуска. СПб.: Ника, 2006. 416 с. Перед нами – интересный сборник работ четырех авторов, капитана 1 ранга Н.Н. Гульнева и капитанов 2 ранга В.Э.Ергера, Н.М.Иванова и В.Е.Ширского. Четыре части, совершенно не похожие друг на друга. Н.Н.Гульнев, известный большим количеством книг своих стихов, написал историко-публицистическо-поэтическое исследование «Услышьте гражданский голос». Сам он определил его так: «Это не историческое исследование и не авторская фантазия, а попытка осмыслить, без претензий на оригинальность, судьбу моего Отечества, его взлеты и падения, причины, их порождающие. И на этом фоне показать высокие примеры служения русских офицеров своему Отечеству, а также роль Военно-Морского флота и некоторых руководителей флота за последний исторический период». В поле его зрения попали многие русские государственные деятели и адмиралы как последних веков, так и наших дней. Исторические параллели, конечно, не на в пользу сегодняшних. На десятках страниц – боль за сегодняшнее состояние флота и Родины, нетерпимость к несправедливости, властному невежеству и хамству. Эмоционально, с примерами из мемуаров, рассказана история родного училища – некогда Морского кадетского корпуса. Впрочем, конечно, самые интересные страницы – это воспоминания самого автора об училище и службе на Северном флоте, то меткие и едкие, то прочувствованно-уважительные «портреты» преподавателей, командиров и сослуживцев. «Верь в надежду» – так В.Э.Егер назвал историческое исследование, посвященное первой русской морской кругосветной экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Толчком к нему стали небольшая главка в книге самого «многотиражного» историка флота В.Д.Доценко «Мифы и легенды российского флота», а также различные биографии Н.П.Резанова. Автор поставил себе целью разобраться во взаимоисключающих трактовках взаимоотношений и заслуг Крузенштерна, Лисянского и Резанова. В заключение дан обзор русских кругосветных плаваний начала XIX в. Прекрасную цель поставил перед собой Н.И.Иванов – он собрал и опубликовал воспоминания многих своих товарищей по училищу. Множество имен и судеб, «жизненных стратегий». Воспоминания и размышления постаревших романтиков и энтузиастов, с грустью оглядывающихся на сегодняшний день. Завершают эту галерею биографии бывшего начальника училища вице-адмирала А.Г.Ванифатьева и заместителя начальника училища, дважды Героя Советского Союза контр-адмирала А.О.Шабалина, а также списки преподавателей и одноклассников – с последними званиями и датами жизни. Четвертый из авторов сборника, В.Е.Ширский, кратко рассказав о своем жизненном пути, поделился с читателями флотским юмором – собранными за годы службы флотскими байками. Как бы хотелось, чтобы подобные сборники стали традицией, и с его авторов взяли пример выпускники других лет и иных военно-морских училищ…

Ответов - 235, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Klaus: SOLACE (1й): RELIEF(1й):

volnoper: Данного факта не знал. Из книги "Авроровцы". Время разговора - накануне погибли три эсминца "Гавриил", "Свобода", "Константин". "...Сепп сообщил: - Я видел Лауля с "Авроры", он находится в Кронштадтском отряде моряков. Говорит, что крейсер выводили на фарватер, чтобы затопить и тем самым загородить подход к Кронштадту. - Не может этого быть... - Да как же это, "Аврору" затопить? - Если нужно для защиты Питера, кто же скажет нет"? - заметил Карл."

volnoper: Нахожу уже вторую книгу владивостокского издания и владивостокского автора А. А. Степанова. "Сибирской флотилии лейтенант". Владивосток 1986. и ее переработанный вариант "Гавань далекой окраины". Вл. 1990. Жанр - документальная повесть. Гл. герой - П. П. Шмидт в молодости. Есть еще герой лейтенант А. Екимов. с "Аскольда", затем командир "Беспощадного". Потом коротенько о восстании миноносцев во Владике. "Сердитый" " у стенки атаковал офицерский взвод во главе с лейтенантом Шишко". "Беспощадный" соблюдает нейтралитет... В 1908 г. суд приговорил Екимова к году арестанских рот с лишением дворянства и орденов (есть отрывок документа). Затем Степанов посылает Екимова на этап "в арестанском халате" и сообщает "... уже на исходе 1921 года" в Хабаровске калмыковцы расстреляли группу командиров РККФ Амурской флотилии в их числе "бывший лейтенант Анатолий Екимов". Так ли было на самом ли деле с товарищем Акимовым?


aden13: volnoper А. Екимов - вообще колоритная личность. 14.01.1908 военно-окружным судом Приамурского военного округа "за бездействие власти" во время беспорядков во Владивостоке осужден к исключению из службы, лишению дворянства, чинов, орденов и заключению в исправительном арестантском отделении на один год. После оглашения приговора - попытка самоубийтсва (неудачная). 03.03.1908 по Высочайшей конфирмации наказание заменено трехмесячным заключением в крепости. В дальнейшем служил на Балтике, капитан 1 ранга (1917). С 1918 года на службе в РККФ; с 16.05.1918 старший морской начальник на р. Неве и Ладожском озере. 28.09.1918 снят с должности и арестован по делу начальника Селигеро-Волжской флотилии Билибина. 15.02.1919 осужден на принудительные работы. Освобожден 25.03.1919. С апреля 1919 года начальник отделения Морского Генерального Штаба, с августа 1919 года помощник начальника штурманского отдела Управления безопасности кораблевождения Балтийского моря, в 1920-1922 гг. начальник Управления безопасности кораблевождения Северного Ледовитого океана, с сентября 1922 года помощник начальника Главного Гидрографического управления, с 01.04.1924 начальник картографического отдела ГГУ. Арестован в мае 1924 года по обвинению "в участии в организации, действующей в целях совершения контрреволюционных преступлений". Так что в 1921 году в Хабаровске его явно не было. Вот что о нем написал В.К. Пилкин: "...был моим старшим офицером на "Петре Великом". Больной, истеричный человек, грубо обращавшийся с командой, и которого я сажал под арест за то, что он давал волю рукам. Не думал я, что он когда-нибудь попадет в выборные начальники!.."

volnoper: Недостатки госпит. судна "Relief" по "словам главного врача" - двухэтажная надстройка придает некоторую неустойчивость, малый запас угля. На судне - 2 паровых катера и 4 шлюпки, способные перевозить раненых. Судно сделало несколько рейсов Куба-Сан-Франциско. "Взяв на после сражения раненых, он их держал обыкновенно до выздоровления. Имеет 250 коек, но может развернуться до 320. Устройство судна "вообщем как такое же, как на "Colace"." Третье госпитальное судно "Bay-State" устроено на средства частного общества (Massachussetts Volunteer Aid Ass.) всего 61 м длиной, вод. 774 т, первоначально оно было торговым и перевозило фрукты с Антильских островов на континент. При перестройке, палубы цементированы или перекрыты сосновыми досками, устроен операционный зал, ледник, кушетки, поставлено 124 белых эмаллированных кровати с волосяными тюфяками. На каждые 4 кровати устроен электрический вентилятор. Имеется большая дезинфекционная камера, где можно поместить 12 матрацев, в 36 часов возможно продезенфицировать все белье и все судовые постельные принадлежности. Рефрижератор рассчитан на хранение 10000 фунтов свежего мяса. Персонал - 5 врачей, 6 санитаров, 6 сиделок. Судно доставило из Кубы в Бостон 93 раненых, двое умерло дорогой. Четвертое судно того же типа и устройства "Olivetto"." амеры кончились.

volnoper: Боксерское восстание - Америка прислала с Манилы "Reliet". Япония прислала два судна Красного Креста - "Nakuai-Maru" и "Kosai-Maru" "для пользования больных всех наций". 12 плавгоспиталей - 2 франц., 3 нем., 1 русское, 3 англы, 2 япон. 1 амеры. "Франция обладала в то время 4 госп. судами -1. "Notre-Dame de Salut" госпитальное судно для дальних экспедиций, 2. "La Nive", 3. "Vinh-Long", 4. "Mytho" - три транспорта морского мед. департамента. Германия - 3 судна - "Hera" - морского департамента, быв. пароход Сев. Герм. Лойда, делавший рейсы в Австралию, переделан в госпиталь в 1900 г. Вод. 550 т, посадка 26 ф., скорость хода до 15 узлов. Рассчитан на 560 больных, пост. койки - 360, остальные подвесные. Имеется операционная, выкрашенная белой краской, с линолемом на полу, аппарат Рентгена, стерилизационные аппараты, дезинфикционный и т.п., бактериологический кабинет, прачечная, секционная камера, рефрижератор, ледоделательная машина, дающая 1 т льда в сутки. Состав - 1 ст. врач, 5 мл., 8 фельдшеров, 42 брата милосердия, кроме того санитары и прислуга. Главврач - нач. судна, подчинен и капитан, который распоряжается только ходом судна. Все врачи - морск. ведомства.

volnoper: Нашел, правда без оглавления, обложки и частями - Б. Я. Красиков (контр-адмирал-инженер). "Опыт борьбы за живучесть кораблей и судов ЧФ в ВОВ". Часть вторая. Борьба за живучесть кораблей и судов флота в ходе боевых действий. Л. 1976. Рассекречена в 1989. Для выгрузки больных из шлюпок пользуются имеющимися на всех комм. пароходах стрелами, которые при помощи талей, поднимают кресло, в которое садится со шлюпки больной. Кресло опускают в палубные широкие люки, сообщающиеся с палатами 3-го и 4-го этажей. "Wittekind" - морского департамента. Ранее был пассаж. пароходом на линиях в Америку и Австралию. Длина-444 фута. Вод. 6000 т. 2 машины при 9 узлах хода в час. Персонал - 10 врачей, 1 фармацевт, 2 фельдшера, 12 санитаров. "Главный врач-полный хозяин госпиталя..." Командир только навигатор. Для нижних чинов - 250 кроватей и 12 кроватей для офицеров. Межпалубные хорошо освещены и прекрасно вентилируются. Все кладовые и помещения для служащих совершенно изолированы от госпит. палат. Операционная хорошо оборудована. Имеется рентгенаппарат. Недостатки - плохая постановка ванн и ватерклозетов, так же в плохой нижней палубе в недостаточном числе кранов для воды. "Savoia" - третий пароход-госпиталь меньших размеров чем остальные два, перевозил раненых в Японию. Немцы все. После взятия фортов "Таку" для русской Тих. эскадры был прспособлен "Инкоу". Вод. 350 т. Посадка кормовой части в 8 футов, "для прохода прямо в реку и для транспортировки раненых В Порт-Артур. Служил просто транспортом.

volnoper: В августе 1900 г. из России в Порт-Артур послан плавгоспиталь "Царица". Пароход РОПИТа зафрактован Минфином на средства Госказначейства и снаряжен под наблюдением "Состоящей под председательством Ея Императорского Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской Испольнительной комиссии по оказанию помощи Общества Красного Креста больным и раненым воинам на Дальнем Востоке". Санотряд Красного Креста - 1 уполномоченный, 3 врача (один старший), 1 провизор, 7 сестер милосердия, 8 санитаров. Капитан и команда РОПИТа. Приспособлено 12 офицерских мест и 180 для нижних чинов. "По приходе в Порт-Артур... подняла флаг Красного Креста 18 октября 1900 года". За время перехода производились подг. работы для устройства аптеки, аптечного склада и т. п. Во время стоянки в Нагасаки все палатные помещения были капитально-ремонтированы и продезинфецированы, устроена операционная из столовой 2 класса, устроены стерилизаторы, перевязочные столы и т.п. "Царица" как плавгоспиталь функционировала до 19 марта 1901 г. и передана РОПИТу. За период 18.10.1900-19.3.1901 пользованных в лазарете - 770 нижних чинов, 14 офицеров. Сделано 6 рейсов - 23 ноября 1900. П.-Арт.-Владик. доставлено 3 офицера-130 н. чинов; 18 ноября 1900. Таку- П.-Арт. 2-160; 19 декабря 1900. Шанхай-Гуань-П.-Арт. 1-129; 30 ноября 1900. П.-Арт.-Владик. 2-93; 28 декабря 1900. П.-Арт.-Нагасаки. 5-114; 24 февраля 1901. П.-Арт.-Владик. 1-144. Офицеры - выздоровело 4, переведено 10, умерло 0, всего 14. Нижние чины - выздоровело 111, переведено 655, умерло 4, всего 770.

volnoper: Англы. Впервые госпсудно уже в 1856 г. Война с Китаем. Война с Абиссинией в 1873 г. отправлено госпсудно "Victor Emmanuel". во вторую войну (1895-1897) "Coromandel". Бурская война 5 госпсудов. "Кроме того у английского Красного Креста есть" госпсудно "Princess of Wales". Боксерская кампания 3 госп. судна. Данные только на плавгоспиталь "Maine". Вод. 2228 т. Куплен "группой богатых людей, по инициативе одной из миллиардерш США, приспособлен для плавгоспиталя и поднесен в дар Англии. Пароход сделал 2 рейса Южн. Африка-Англия, затем плавал при эскадре в Средиземке. Персонал - 3 врача, 9 санитаров, лазаретные служители английских ВМФ. Пароход в распоряжении главврача. Помещаются - 120 ниж. чинов и 14 офицеров. Для 6 заразных помещение изолировано. Хорошая операционная, но малой площади. Фотографическая комната, механическая прачечная, дезинфекционный аппарат, ледоделательная машина, элект. освещение и вентиляция. Австрийский Красный Крест - госпсудно на 170 кроватей "Falkenhayn". Италия. В войне 1866 г. специально приспособленный транспорт "Washington". Персонал 4 врача, 1 аптекарь, 1 комиссар,2 мл. чиновника, 6 санитаров. В битве при Лиссе смогло принять "лишь около сотни раненых с "Formidable" и других мелких судов, тогда как раненым с неповрежденных судов пришлось остаться на них, а с потерпевших судов "Palestro", "Re d Italia" раненые погибли в большом количестве от недостатка своевременной помощи".

volnoper: Италия. Кроме того для помощи раненым был назначен пароход "Rosolino Pilo", но его не не успели приспособить и он остался в Неаполе. "В первые года оккупации в Красном море действовал, как плавучий госпиталь, Garibaldi". Японцы. РЯВ. "2 госп. судна принадлежали государству - "Kobe-Maru"и "Saikio-Maru" и три парохода японского Красного Креста - "Nakuai-Maru", "Kosai-Maru", "Rossetta-Maru". "Sai.-Maru" переделана из торгового судна компании "Nippon Jusen Kaischa". Вод. 2978 т, глубины 20 футов, ширины 30 футов, длина 365 футов. 4 палубы - надстройка, верхняя, средняя, нижняя. На надстройке помещаются паровой баркас и 8 семиметровых шлюпок. На краю этой палубы есть люк, пропускающий подъемный ворот. Люк и ворот для подъема больных на носилках со шлюпок. Благодаря возможности поворачивать ворот в стороны, носилки прямо подаются на верх. палубу.

volnoper: Сегодня нашел книгу С. Нагорный. "Георгий Седов". М. 1950. Пролистывая на стр. 158 читаю - "Командовать спасательной экспедицией было предложено ряду высших морских офицеров: капитану 1-го ранга Коломейцеву, капитану 2-го ранга Новопашенному... А ведь пока принято считать, что Новопашенный умер в концлагере в Орше осенью 1950 г. Книга сия подписана к печати в феврале 1950 г. Последнее прижизненное и даже советское упоминание. Для справки, читал и совкнигу о каперанге Власьеве, поэтому времена не упрощаю. В книге много документов, в том числе по спас. экспедиции Ислямова. Фото. В том числе побритого налысо и без усов и бородки Седова "на Новой Земле", я такого ранее не видал. Из совершенно нового, купленного В. В. Балабин. "Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте. М. 2008. От проектов Бауэра, до ВМВ и репараций с Германии и Италии и трофеев с Румынии. "Форель", "Губэ", АГ, литовки и т.д. само собой. Сразу пишу, кое-что не по душе, но в общем и целом очень понравилась.

volnoper: Продолжим японцев. Еще два таких ворота, по одному с каждой стороны корабля, в задней ее части. Особый элеватор служит для спуска больных вниз в отделения. Есть - покойницкая, подготовительная к операции коината со стерилизаторами для горячей и холодной воды, подъемная машина для доставки раненого снизу, операционная 13 х 7 футов, стены деревянные, выкрашены белой краской, пол - линолиум. Дезинф. камера в деревянной рубке на верхней палубе. Она содержит очень большой аппарат, который служит не только для нужд госпитального судна, но и для минных и других кораблей в случае надобности. Прачечная с с паровым катком и механическим выжимателем. Бактерио. лабор., прекрасно обставленная. Фотокомната. 2 большие палаты - хирургическая и терапевтическая. Койки деревянные. "Отделка пола и стен довольно грубая, хотя вполне чисто". Помещение палат тесное, расположено 150 мест. Имеется еще перевязочная. Ренткабинет, ванны и клозеты или японского типа, или несколько видоизменены. Есть изолятор для дуриков. На нижпалубе ледоделательная маш. и маш. для выработки углекислоты дающая 1100 фунтов в день, ледник, холодильник. Но они не употребляются, так как лед доставляется с берега. На ниж палубе - заразное отделение. Персонал - главврач он же командир судна, 4 вр. 2 фармацевта, санитары-мужчины до 45 человек. "Капитан принадлежит к торговому флоту".

volnoper: Все те же японцы. "Kobe-Maru" соверженно схоже с "Sai.-M." около 3000 т, вмещает около 186 кроватей, из них 18 для инфекционных и 12 для офицеров. До переделки принадлежало той же судох. кампании. У японцев функционировало еще несколько госпитальных судов в армии, около 18-ти. Кроме того два плавучих госпиталя те же самые, что участвовали в японско-китайскую и боксерскую кампанию. За исключением сражения у Шантунга 28. 7. 1904. когда госпитальные суда сопровождали эскадру и приняли непосредственно раненых с военных судов, плавучие госпитали у Японии всегда оставались на рейде во временной базе во время сражений. Это все. Не давал информацию только по российским судам в РЯВ.

piper: может будет интересно

volnoper: Книги - К. Е. Ворошилов. "Оборона СССР". Военный вестник. Москва. 1927. Речи и отчеты наркомвоенмора. Есть небольшая глава "Морской флот". Приведу цифры из диаграмм - Диаграмма 10 - "Тоннаж морского флота СССР и сопредельных стран (в тыс. тонн) .Балтийское море - СССР - 111, Финляндия, Эстония, Латвия, Польша -12; Черное море - СССР-28, Турция - 24, Румыния - 6. Диаграмма 11- Тоннаж морского флота СССР (в тыс. тонн) - 1914 - 321, 1917 - 548, 1923-82, 1926-139. Диаграмма 12 - Общий тоннаж морская флота СССР и Великих держав (тыс. тонн) - С.-А.С.Ш. - 1255, Англия-1238, Франция - 458, Италия - 289, СССР - 139, Германия - 84, Япония - 622. "По данным переписи декабря 1926 г., личный состав морского флота представляет следующую картину - Рабочих - Весь состав морфлота 29,39%, Только начсостав -18,52% Крестьян -------------------------- 60,47%,----------------------47,35% Прочие-----------------------------10,14%, -----------------------34,13% По партийности Членов и канд. ------------------20,36%, ----------------------- 43,08% Членов ВЛКСМ------------------21, 48%,------------------------1,76% Беспартийных----------------- 58,16%,-------------------------55,16%. "Юным рассказают коммунисты разных поколений". М. 1964. Член КПСС с 1919 г. Завадин И. А. матрос с "Лейтенанта Шестакова" навспоминал разного, на форуме к воспоминаниям рев.матросов отношение "не очень верю". Поэтому вот какой отрывок, я такого не слышал - "В середине декабря 1917 года меньшевики пошли на новую подлость. Они вышли из Совета, и с помощью уголовников, переодетых в матросскую форму, устроили в городе погром. Они хотели скомпрометировать черноморских моряков в глазах народа. Но народ быстро разобрался, откуда грабеж и убийства. И в течение пяти дней в городе был восстановлен порядок." "Дорогой товарищ Ленин" Л. 1969. много писем от матросов Ленину, но это так. А, вот документ №78 интересен своим названием - "От первого выпуска рабочих офицеров Красной Армии Петергофских советских командных курсов. 18 сентября 1918 года"

volnoper: К. Жаковщиков. "Разгром Кронштадтского контрреволюционного мятежа в 1921 году". Л. 1941 (к печати 31.3). Брошюрка карманного формата 74 стр. "Страна гибнет сегодня" Воспоминания. Февраль 1917. М. 1991. Из моряков - М. И. Смирнов "Адмирал Колчак во время революции в Черноморском флоте".

volnoper: Р. Белевитнев, А. Лось. "Крепость без фортов". Страницы героической обороны Лиепаи. М. 1966. А. Новиков, А. Тараданкин. "Сказание о "Сибирякове". М. 1961. Документальная повесть. Понятно, что посвящена службе ледокола в ВОВ, последнему бою и судьбе экипажа до момента написания книги. Лариса Рейснер в воспоминаниях современников. М. 1969. Взята из-за воспоминаний о ее комиссарстве на флотилиях. Авторы-быв. матросы и командиры данных флотилий. И. В. Алесанян, М. Ш. Кнопов "Главные хирурги фронтов и флотов в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М. 1985. Краткие биографии.

volnoper: Н. П. Болгаров. "Рассказы о подводной лодке". М. 1960. Книжечка научно-популярная, но вот часть 4-ая начинается с воспоминаний кавторанга в отставке Г. М. Трусова о его службе на ПЛ "Тур" в начале 1918 г. Переход Гельсингфорс-Кронштадт. И. А. Быховский. "Повесть о рядовом балтийце". Л. 1970. Документальная повесть о подводнике, унтере еще царского флота и каперанге советского Ф. В. Сакуне.

Юрген: Я человек новый на форуме, может и повтор, но не могу не указать такую книгу. Особенно интересно по итальянцам в ПМВ.

volnoper: Книги - "По срочному расписанию". Контр-адмирал (политработник) А. Т. Караваев. М. 1967. Исключительно интересное начало. Автор командовал доставкой на грузовиках орудий (в том числе две 3-х дюймовки с "Авроры") для Чудской военной флотилии Авраамова и там находился некоторое время. Военные действия, корабли, эстонцы на флотилии. Биография каперанга Н. Ю. Авраамова на 5-ти стр. до 1941 года. Затем грузоперевозки по Ладоге осенью 1941 г. Упоминается каперанг Б. Хорошхин. Буксиры, баржи, военные корабли, потери. Вновь Авраамов на Ладоге. Есть возможность понять, почему он не сделал лучшей карьеры в ВОВ. И. М. Короткин. "Боевые повреждения надводных кораблей" М. 1960. Вторая Мировая Война. "Мировая война в цифрах" М. 1934. Таблицы и таблицы.

volnoper: Сегодня нашел книгу - "Творцы отечественного оружия". М. 1955. На мой взгляд интересны три фото. 1). "Броненосец "Ретвизан" после ремонта выходит в море". Фото снято с горы, великолепно виден "Гиляк" с правого борта броненосца, пришвартованный кормой к японскому пароходу. За "Гиляком" некий пароходик (одна труба, две мачты). Фото небольшое, может где-то или у кого-то есть оно большое. 2)."Русский прожектор на позициях Порт-Артура". Никогда не задавался вопросам, а как прожектора устанавливали в П-А. Этот на лафете, два нижних чина, офицер с шашкой. Армейцы в меховых шапках. 3). "Русский радиотелеграф на высотах Ляотешаня в русско-японскую войну". Четыре мачты с растяжками. В главе про минометы упоминается мичман Сергей Николаевич Власьев. Хвалят. Н. Н. Митрофанов. "Радио Октября. День за днем...". М. 1980. О радиопропаганде в первые дни после ВОР. Интересны радиограммы эпохи, даже кусочками. После захвата Царского Села Керенский послал в эфир - "Крейсер "Олег" ловит ралиограмму: "Всем судам, идущим в Петроград без разрешения на то Временного правительства. Приказываю командирам подводных лодок топить суда, не повинующиеся Временному правительству. Керенский". По книге после данной телеграммы Ф. Кроми беседовал с Развозовым и Ренгартеном и сообщил, что опасаясь, что английские ПЛ, могут быть обстреляны кораблями БФ, выход их в море отменяется. "Бывший штурман лодки "Е-8", академик Аксель Иванович Берг, составлявший с радиотелеграфистом Ефремовым русскую часть экипажа, рассказывал мне, как трудно бывало в те времена ускользнуть от обстрела собственных береговых батарей, которые видели врага в любой субмарине". Как известно Кроми был убит в перестрелке 31 августа 1918 г. в здании бывшего Английского посольства. В книге Быховского "Повесть о рядовом балтийце" пишется, что военмор Сакун был в отряде матросов, который должен был в случаи необходимости поддержать чекистов, имевших приказ обыскать здание бывшего посольства. И именно Сакун обознал убитого Кроми (наш матрос служил на "Е-9"), от которого открещивались англичане.

volnoper: Книга "О Владимире Ильиче Ленина. Воспоминания. 1900-1922. М. 1963. Очень порадовали воспоминания тов. М. К. Тер-Арутюнянца. "В. И. Ленин-военный руководитель в период становления Советской власти" Недавно находил книгу "Ленин и физика". Академик Вавилов написавши. ВИЛ знал ВСЕ. Теперь ищу книгу "Маркс и Энгельс о Ленине". Надеюсь и такое может быть. Теперь подтверждаю воспоминаниями Тер-Арутюнянца о "знал все" - "27 октября вечером в Смольном в кабинете Владимира Ильича Ленина, состоялось совещание... Не повезло проекту плана обороны Петрограда с моря. Владимир Ильич внимательно прочитал этот проект и спросил у присутствующих на завещании моряков о дальности полета снарядов из орудий на военных кораблях, защищавших подступы к столице с моря. Моряки сообщили эти данные. Владимир Ильич взял циркуль, произвел измерения по карте и указал морякам, что при предложенной ими постановке военных кораблей некоторые пункты нашей обороны при нападении неприятеля с моря окажутся недостаточно защищенными артиллерийским огнем. Владимир Ильич показал, куда, по его мнению, следует передвинуть наши военные корабли, чтобы они вместе с береговой артиллерией могли взять под перекрестный артиллерийский огонь неприятельсике суда. Моряки были поражены замечаниями Владимира Ильича и признали свою ошибку. Поправки Владимира Ильича были внесены в план морской обороны Петрограда."

volnoper: Решил, что данный отрывок из дневника Сорокина напечатаю здесь. Он не о моряке, но человек, связан с морской темой. Сорокин. 12 октября 1944 г. "Как-то летом в издательство ввалился крепко сбитый старик и отрекомендовался инспектором по хлебопечению и по совместительству писателем Сергеевым. В молодости Сергеев служил клерком в русско-Китайском банке и проживал в Порт-Артуре до 1905 года. Воочию видел русско-японскую войну и пережил осаду и оборону крепости. Был знаком и близко знал почти всех офицеров порт-артурской эскадры. Принес с собой рукопись романа "Варяг". Автор не просил заключать с ним авторский договор, ему не нужен и аванс, нужно отпечатать рукопись в трех экземплярах, конечно на машинке:"Что и как - договоримся попозже". Сегодня писатель принес рукопись нового романа "Стерегущий". Клялся и извинялся, что "Варяга" будет издавать "Молодая гвардия". На мое недоумение ответил, что еще и еще глубоко извиняется, расходы по перепечатке заплатил немедленно. "Варяга" он запродал "молодогвардейцам" уже давным-давно и по рассеянности сдал нам не ту рукопись. Теперь принес "Стерегущего" для нас, но рукопись надо перепечать..." Из послесловия к роману А. Сергеева "Стерегущий". Молодая гвардия. 1957. "Александр Степанович Сергеев, автор романа, родился в 1886 году в городе Очакове Херсонской губернии в семье артиллерийского офицера. Отец его умер, когда мальчику было семь лет. Через два с половиной года его как сироту приняли на казенный счет в Симферопольскую гимназию, в интернат. По окончании гимназии он поступил в Петербургский университет на филологический факультет, но так как смерть матери лишила его последней моральной и материальной поддержки, Александр Степанович вынужден был оставить учение и уехать работать мелким банковским служащим на Дальний Восток... После Октябрьской революции в течении двадцати лет А.С. Сергеев занимал ряд ответственных должностей в советских учреждениях. В 1937 году выйдя на пенсию, А. С. Сергеев решил написать книгу... Лейтенант Александр Семенович Сергеев приходится ему двоюродным братом". Скончался в 1954 г.

volnoper: Из книги В. Красильников "А. С. Новиков-Прибой". Жизнь и творчество. М. 1966. "Другие псевдонимы Новикова-Прибоя, под которыми он печатался в первые годы литературной деятельности: "А. Затертый (Бывший матрос)", "Матрос Кожуколка". Несколько произведений были подписаны - "Прибой". Но так как этим псевдонимом уже пользовался печатавший статьи по морским вопросам капитан 2-го ранга Кладо. Алексей Силыч, по совету В. Вересаева, присоединил псевдоним "Прибой" к своей фамилии."

volnoper: Из статьи Н. А. Коробовой. "Адмирал Авелан-Антон Чехов (Письма А. П. Чехова к Т. Л. Щепкиной-Куперник). "А. П. Чехов был чрезвычайно изобретателен в придумывании таких псевдонимов. Его псевдонимы - Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат своего брата - получили широкую известность... Немногим известно одно из таких прозвищ - Авелан... Когда в Москву приезжал Чехов, он вносил еще большее оживление, его принимали особенно торжественно и начинали усиленно (и шутливо) чествовать, отсюда и возникло одно из прозвищ - Авелан, которое Чехов дал самому себе, иронически относясь к бесконечным чествованиям в России и Франции вице-адмирала Ф. К. Авелана, командовавшего в 1893 году русской эскадрой, посетившей Францию в связи с заключением франко-русского союза."

volnoper: "Его Императорскому Величеству Командира Гвардейского экипажа Рапорт Всеподданайше доношу Вашему Императорскому Величеству, что из бывшей учебной батареи вверенного мне экипажа в ночное время похищена бракованная учебная 37-мм пушка Гочкиса без станка и принадлежностей. Дознание производиться. Свиты Вашего Императорского Величества № 1147 Контр-адмирал Нилов 15 февраля 1906 г." Если возможность установить рапорт по тексту - соответствует реальному? Если рапорт не соцфантастика, то напечатаю всю историю с шестистволкой.

volnoper: Из книг. М. Сонкин, И. Максимов. "Морские ворота Ленинграда". Л. 1957. Очерки по истории Ленинградского морского порта. Информации много, для меня самое интересное - навигация 1918-1919 гг., списки судов и наших и иностранных. Оказывается первое германское судно пришло в Петроград 26 августа 1918 г. с грузом вестфальского угля. Я занимался этим вопросом в свое время, под другим ракурсом, разбирался повлияли ли на отношения Россия-Германия казнь бывшего императора. Не повлияло. "Советское судостроение 1917-1967". Юбилейный выпуск. Л. 1967. Для служебного пользования. Тираж 2500. Много фото. Узнал много нового - "Грузовой теплоход для колхозов", Крановые суда - крановый катамаран "Кер-Оглы"

Klaus: volnoper пишет: навигация 1918-1919 гг., списки судов и наших и иностранных Уважаемый volnoper, есть ли у Вас возможность их разместить на форуме? (надеюсь, не сильно здоровые...)

volnoper: Возможность есть, надо только собрать информацию, она разделена по по трем главам. Начну с этого "В отдел торговых портов Комиссариата торговли и промышленности". Доношу, что с приходом из Гельсингфорса 20-го (7) апреля сего года первого транспорта военных судов навигация во вверенном мне порте указанного числа открыта. Капитан Петроградского торгового порта (подпись) 21 апреля 1918 г." Из Гельсингфорса "прибыли русские транспорты "Ильза" и "Эрос", доставившие пассажиров, которые увакуировались на родину". 17 июня пришел швед "Гуте". Груз 129 т бумаги и шарикоподшипников. "Вслед стали прибывать более крупные суда - "Лулео", "Грета Сефле", "Ингерманланд" "и другие". Груз - предметы быта, спички, топоры, пилы, мелкое оборудование для текстильных фабрик, семена, сельхоз машины, краска, бумага, продовольствие, электрооборудование. В Швецию поставляли - лен и пеньку (96 т. тонн), 109 т. тонн цв. металлов в виде лома и стружек, 61 т. тонн техмасла, 2777 т. стандартов досок. Немцы настояли, чтобы шведы идя в Петроград заходили для осмотра в Ревель. "В 1918 году из Швеции в Петроград прибыло 52 парохода." Немцы - 26 августа - "Анни Гуго Стиннес" груз 2250 т вестфальского угля из порта Дельфтиль. 22 сентября - еще угольщик - 3500 т угля. Упоминаются суда - "Билефельд", "Еринген", "Генуа" (угольщики). Октябрь - ноябрь - 9 судов. Наши - "Федерация" (б. название "Вера", 1850 рт) пришла в Копенгаген, разгрузиться не дали, ушла в Стокгольм и разгрузилась. Ушла из Питера 10 ноября в три часа дня. 1 декабря в 14 ч. - "Циммервальд" в Стокгольм, "Северная Коммуна" в Копенгаген. 2 декабря - в 14 ч. - "Лассаль" и "Республиканец", как можно понять ушли в Копенгаген. "Всего в 1918 году в Петроградском порту было обработано свыше 160 советских и иностранных (шведских и германских) судов." 1919 г. 11 мая поднят флаг навигации. Из Стокгольма пришел швед "Эскильстун". Он разгрузился, а загрузился 4-х тысяч пудов льна. Пошел домой. В заливе Койвисто "окружили торпедные лодки белофиннов (такое название, я не опечатался) и вынудили зайти в Выборг." "В те же дни финские белогвардейцы" захватили наш пароход идущий из Стокгольма в Питер. Навигацию закрыли. У меня есть еще информация по данному вопросу. Посмотрю и если есть интерес пошлю на форум.

Klaus: volnoper пишет: Посмотрю и если есть интерес пошлю на форум. Есть-есть, спасибо!



полная версия страницы