Форум » Книги, журналы, статьи » Может кому будет любопытно (продолжение) » Ответить

Может кому будет любопытно (продолжение)

Dirk: Гульнев Н., Ергер В., Иванов Н., Ширский В. Наследники Морского корпуса. Воспоминания и творчество выпускников ВВМКУ им Фрунзе 1965 года выпуска. СПб.: Ника, 2006. 416 с. Перед нами – интересный сборник работ четырех авторов, капитана 1 ранга Н.Н. Гульнева и капитанов 2 ранга В.Э.Ергера, Н.М.Иванова и В.Е.Ширского. Четыре части, совершенно не похожие друг на друга. Н.Н.Гульнев, известный большим количеством книг своих стихов, написал историко-публицистическо-поэтическое исследование «Услышьте гражданский голос». Сам он определил его так: «Это не историческое исследование и не авторская фантазия, а попытка осмыслить, без претензий на оригинальность, судьбу моего Отечества, его взлеты и падения, причины, их порождающие. И на этом фоне показать высокие примеры служения русских офицеров своему Отечеству, а также роль Военно-Морского флота и некоторых руководителей флота за последний исторический период». В поле его зрения попали многие русские государственные деятели и адмиралы как последних веков, так и наших дней. Исторические параллели, конечно, не на в пользу сегодняшних. На десятках страниц – боль за сегодняшнее состояние флота и Родины, нетерпимость к несправедливости, властному невежеству и хамству. Эмоционально, с примерами из мемуаров, рассказана история родного училища – некогда Морского кадетского корпуса. Впрочем, конечно, самые интересные страницы – это воспоминания самого автора об училище и службе на Северном флоте, то меткие и едкие, то прочувствованно-уважительные «портреты» преподавателей, командиров и сослуживцев. «Верь в надежду» – так В.Э.Егер назвал историческое исследование, посвященное первой русской морской кругосветной экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Толчком к нему стали небольшая главка в книге самого «многотиражного» историка флота В.Д.Доценко «Мифы и легенды российского флота», а также различные биографии Н.П.Резанова. Автор поставил себе целью разобраться во взаимоисключающих трактовках взаимоотношений и заслуг Крузенштерна, Лисянского и Резанова. В заключение дан обзор русских кругосветных плаваний начала XIX в. Прекрасную цель поставил перед собой Н.И.Иванов – он собрал и опубликовал воспоминания многих своих товарищей по училищу. Множество имен и судеб, «жизненных стратегий». Воспоминания и размышления постаревших романтиков и энтузиастов, с грустью оглядывающихся на сегодняшний день. Завершают эту галерею биографии бывшего начальника училища вице-адмирала А.Г.Ванифатьева и заместителя начальника училища, дважды Героя Советского Союза контр-адмирала А.О.Шабалина, а также списки преподавателей и одноклассников – с последними званиями и датами жизни. Четвертый из авторов сборника, В.Е.Ширский, кратко рассказав о своем жизненном пути, поделился с читателями флотским юмором – собранными за годы службы флотскими байками. Как бы хотелось, чтобы подобные сборники стали традицией, и с его авторов взяли пример выпускники других лет и иных военно-морских училищ…

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

volnoper: У меня нет Мокроусова. Макарова послевоен., где и его адъют. и Крым. дела аж в ВОВ читал давно. С учетом тоже прочитанной критике, что он фантаст, особенно в своей разведдеятельности не оставил. В этом издании есть глава "Приезд тов. Мокроусова". Про Витязь в частности - "Пристроили вторую трубу (фальшивую) из кровельного железа, подкрасили под цвет корпуса...".

ВЛАДИБОРЪ: Москвичам. В книжном магазине "МОСКВА", Тверская 8. в продаже полный комплект "НИВЫ" за 1914 год, всего 15000 руб. Состяние очень хорошее. С уважением, Вл.

Dmitry_N: ВЛАДИБОРЪ пишет: всего 15000 руб. Дороговато-с... На alib номера Нивы стоят по 150 рублей. Правда, годовой подшивки за 1914 нет, но 24 номера за 1915 есть. 24 номера - 3600, плюс пересылка из Астрахани - рублей 200. Я покупаю на алибе и всегда доволен. Годовая подшивка Нивы 1905 в отличном состоянии обошлась мне в 7 с небольшим тыщ. У московских букинистов покупать - очень уж дорого.


nemos: ВЛАДИБОРЪ пишет: всего 15000 руб. Dmitry_N пишет: Дороговато-с... ...оригинал - однако

volnoper: Из биословаря "Комкоры". Павлов Александр Федорович (1895. СПБ - 1975 Свердловск). генерал-майор артиллерии (1943). "В российском ВМФ с 1916 г.... Участник Первой мировой войны...". В ГВ с января 1919 г. военмор 1-го экспедиционного отряда БФ, с июля 1918 г. в РККА (артиллерия). Восточный фронт, с осени 1919 ЮЖфронт, с весны 1920 г. поляки, в 1921 г. "боролся с бандитизмом" в Южн. Сибири. До 1941 г. на различных долж. в артиллерии СибВО. В июне 1941 г. начартдив. В период ВОВ Зап. и Калинин. фронты, ОРВО, 2-й Укр. фронт. Командовал арт. дивизией и арт. корпусом прорыва РГК. После ВОВ командовал арт. корпусом РГК, Гороховецким лагерем МВО, начштаба Гос. центр. полигона МВС СССР, зам. коман. арт. ГорВО и УрВО. В 1956-58 в МВД. С 1958 в запасе. Ленина (2), Кр. Зн. (5), Кут. 2ст. (1).

Гайдукъ: Рекомендую прочитать! В руки попался скан вырезки из старой газетки - делюсь с сообществом.

nemos: Гайдукъ пишет: Рекомендую прочитать! ....блин - аш глаза разболелись Гайдукъ - дейсивмтельно интересно - спасибо!

Гайдукъ: nemos пишет: ....блин - аш глаза разболелись Не понял? Плохое качество сканирования? Чем могу

nemos: ...что поделаешь - зрение ...

volnoper: Книга - Николай Бадеев. "Высылайте устав". Рассказы о боевых кораблях. М. 1971. Если бы в книге вновь не были в нескольких рассказах обнаружены элементы альтернативной истории ВМФ, то информацию из других рассказов можно было бы и в другие ветки подать, но в рассказе линкоре "Павле I" узнаем, что когда вечером 3 мая 1917 г. там начались "офицерские чистки" - "... прорычал вице-адмирал..." Непенин "...Немедленно обстрелять и потопить "Павла"... Непенин приказал торпедировать зачинщика - линкор "Павел I"... А на следующей день его уже не было в живых: повстанцы расстреляли Непенина". Вновь не повезло контр-адмиралу Владиславлеву. Вновь сообщено, что дезертировал с дивизии ПЛ пойман и как дезертир расстрелян матросами. А вот любопытное про мичмана Палова. Рассказ "Приказ №1". Рассказывается как Антонов-Овсеенко представил прапора морякам, они были недовольны командиром из "крупы". Взятие Зимнего, бои на Пулковских высотах. "Когда закончились бои, Павлов стал прощаться с отрядом". Здесь же в Гатчинском дворце находился Дыбенко. Моряки обратились к наркому не отдавать прапора обратно в пехоту. Павлов тоже согласился перейти во флот и "... Дыбенко по просьбе моряков тут же, в Гатчинском дворце издал приказ №1. Первый параграф был принят на ура: С. Д. Павлов переводится в морское ведомство с переименованием в мичманы... Второй параграф - куда зачислить мичмана С. Д. Павлова? - вызвал спор... Дыбенко направил мичмана Павлова в Свеаборг к минерам...". Рассказ "Первый лейтенант Советского флота". Автор был знаком с полковником И. И. Вахрамаевым. Оказывается 22 ноября 1917 г. "постановлением I Всероссийского съезда военного флота за преданность народу и Революции" его произвели в лейтенанты и даже преподнесли кортик, который он хранил всю жизнь. В рассказе упоминается член Военно-морского ревкомитета штурман Карл Зедин. Зедин провел миноносцы к деревне Рыбацкое "вверх по Неве".

volnoper:

volnoper: Возможно починился Радикал, тогда можно будет посылать и посылать . Книга - "У нас на Галерном острове" Л. 1958. Книгу выпустила газета "За коммунизм". "Комсомольцы Адмиралтейского завода за 40 лет". Энное количество фото с корабликами. Что я и не подозревал - "Буксиры для Ирана". На фото два, носом, на воде, но видно, что еще недостроены. Название одного - "Ленинград". Сверху наших буковок, надпись краской... то ли на фарси. Это люпобытно

Klaus: volnoper пишет: Это люпобытно Не то слово! Если будет возможность, выложите, пожалуйста! А с фарси перетолмачим, есть добрый человек...

nemos: ...Во Франции вышел фотоальбом "Белая армия, портреты русских офицеров: 1917-1922 годы" 13.09.2008 18:04 Фотоальбом «Белая армия, портреты русских офицеров: 1917-1922 годы» выпущен в Париже издательством "ИМКА-Пресс". В фотоальбоме на 600 страницах помещены более 800 портретных снимков времен Гражданской войны. Большинство из них никогда не публиковались. Книга представляет коллекцию историка Виталия Жуменко, живущего в Париже с начала 90-х годов. Жуменко – выдающийся эксперт, опознающий забытых воинов по старым фотографиям. Несколько лет назад он рассказал умиравшему в доме для престарелых участнику Гражданской войны его собственный жизненный путь, когда тот, потеряв память, не мог ничего о себе вспомнить. Фотографии для альбома Виталия Жуменко реставрировал известный историк эмигрантской иконографии Андрей Корляков. В создании книги принимал участие французский военный историк русского происхождения Жерар Горохофф. Альбом вышел на русском и французском языках. Радио "Свобода"

volnoper: Из воспоминаний писателя-мариниста, на тот момент старшего политрука БФ П. Капицы. "23 сентября тяжелейший для флота день... Время подошло к обеду... я вышел из каземата на улицу, уселся на гранитный парапет и, любуясь ставшим невдалеке у Усть-Рогатки линкором "Марат" закурил... На Кронштадт надвигалась очередная туча самолетов. Понимая, что им незачем бомбить Кроншлот, я не ушел в укрытие... И вдруг на носовой палубе "Марата" вспыхнул слепящий огонь, за ним другой... вверх взвилось острое пламя и рассыпалось искрами... На Кроншлот накатился двойной взрыв. Как на экране я увидел медленно поднявшуюся носовую башню линкора с тремя двенадцатидюймовыми пушками и отделившиюся от корабля фок-мачту с ее мостиками и площадками, сплошь облепленную людьми в белых робах... Фок-мачта переломилась на несколько частей и вместе с башней рухнула воду. Взметнувшиеся брызги, пар и дым обволокли корабль... Я невольно зажмурился. А когда вновь открыл глаза, то увидел осевший на грунт линкор с начисто оторванным носом. На нем не было ни кривой трубы, ни толстенной фок-мачты, ни передней стальной башни с тремя пушками. Корабль парил, а вокруг него вода кишела плавающими телами."

volnoper: Так и не сообразил куда послать. Поэтому сюда. Из дневника И. И. Толстого. 1914. "10 июня. Жаркий день... В 3 часа отправился отдать визит английскому адмиралу на вошедшие в Неву крейсера (вчера адмирал с двумя капитанами приезжали в Думу и оставили мне карточки). Начальник речной полиции любезно предоставил мне свой паровой катер... Нас встретил на трапе капитан и вызвал караул морской пехоты, который отдал мне воинскую честь; я прошел по фронту, сняв шляпу. Адмирала Битти мы не застали и расписались в его книге. Затем сели обратно в катер, причем вновь был вызван караул. Отправились к яхте жены адмирала, леди Битти (рожд. Рокфеллер), и, не застав ее оставили карточки... ... на обед отправился в ресторан Контана (на Мойку) где чествовала своих моряков английская колония. Собралось свыше 200 человек, из них русских человек 20. Председательствовал на обеде посол лорд Бьюкенен. Он произнес две речи: первую в честь государя и короля, и вторую в честь английского флота; за ним произнес речь русский адмирал Эссен в честь английского флота. Ему ответил английский адмирал, провозгласивший тост за "братьев-русских моряков..."" Продолжение следует.

volnoper:

volnoper: Купил книгу - Р. А. Гусев (каперанг в отставке) "Основание минерского ремесла". СПБ 2006. Книга оставляет впечатление - момента превращения царевны-лягушки в Василису Прекрасную. Например Н. Н. Шрейбер назван "агентом влияния" Германии в России, из-за его отношений с Налетовым, а потом узнаем в очерке о Колчаке "Отпетый минер", что тот специально вызвал на ЧФ "лучшего специалиста по проектированию мин заграждения..." Н. Н. Шрейбера. Интересны размышления автора о суде над адмиралами в 1947 г. Гусев оправдывает каперангов Алафузова и Скворцова (действовали под давлением). Считает, что Сталин разгневался не за авиаторпеду, а за самовольную передачу "части карт Кольского залива", что в условиях начала холодной войны... По автору, когда Кузнецов после ДВ, не подал руку при посещении ВМА инженер-контр-адмиралу Скворцову И. А. Интересен очерк о Киткине. Очерк даже посвящен памяти контр-адмирала. Но читала его можно понять, что после 1917 г. он все время был в РККФ. Еще о Колчаке - судим Иркутским ревкомом в составе 2 эсера, 2 большевика, 1 меньшевик. Расстрелян "эсеровской боевой дружиной". "И расстреляли его, в основном, за расправу с Учредительным собранием... которое большевики распустили по домам... осело в Екатеринбурге. Вот тут Колчак и поставил их к стенке. За оппозицию..." Инж.-каперанг Тёпин Ф. И. назван участником РЯВ. По списку 1916 г. не был, но там я уже опечатки находил. Поэтому и задавал вопрос. Участник ли он? Книга хорошо и умно иллюстрирована, много видов и разрезов минно-торпедного оружия до 1960-х годов.

volnoper: Из дневника И. И. Толстого. 11 июня 1914 г. "... К 8 час. поехал на обед к английскому послу. Были приглашены адмирал и все старшие офицеры английской эскадры. Присутствовали великие князья Кирилл и Борис и вел. кн. Виктория. Дам было мало; мне было поручено было вести к столу мисс Бьюкенен, дочь посла. Из наших министров присутствовали Григорович (морской) и Сазонов (иностранных дел). За обедом произнесли речи посол (между прочим, в моем лице благодарил Городское управление) и Григорович... Был приглашен тоже председатель Государственной думы Родзянко.... Английские моряки, по-видимому, довольны и тронуты приемом Петербурга и государя, который принял их сегодня в Царском Селе."

Klaus: Уважаемый volnoper , спасибо за фото буксиров. Как я и думал, на фарси продублированы имена пароходов, причём ЛЕНИНГРАД написано отдельно - ЛЕНИН и ГРАД. Буксиры предназначались для Каспия, на вопрос о судьбе "персовед - иранолог" ответил ёмко - " я их там не видел "

volnoper: Cначало текст. "На шланге и сигнале стояли два старых водолаза - ... Сергеев... Сергеев в то время был одним из лучших специалистов. За спиной у него больше двадцати лет водолазного стажа. В годы русско-японской войны он служил матросом на броненосце "Цесаревич". В Китайском море в броненосец попал японский снаряд. Сильным ударом разворотило корму и многих матросов сбросило за борт. Пришел миноносец, взял на буксир поврежденный корабль и увел в порт. А матросов оставили в море... (это многоточие по тексту-волн.) Сергеев плавал на обломке. Он слышал вокруг себя хохот сходивших с ума матросов... (тоже-волн.) Только на следующий день вспомнили о них и подобрали Впоследствии Сергеев соорудил деревянную корму к броненосцу. Два месяца трудился. Окрасили корму под цвет металла, и "Цесаревич" с виду целый и невредимый, прошел почти все порты мира и благополучно добрался до Петербурга. Это был своеобразный политический ход, - мол, не весь флот разбили японцы при Цусиме. Сергеева, рядового матроса, наградили орденом "Святого Владимира", который давался только офицерским чинам..."

Dmitry_N: volnoper ЧТО ЭТО???

volnoper: Есть такая книга - К. Золотовский "Рыба-одеяло". Л. 1965. Сб. рассказов. Золотовский Константин Дмитриевич известный писатель. 1904 г.р. С 1923 г. на БФ. 18 лет служил водолазом ВМФ, ЭПРОН. Печатается с конца 1920-х годов. Участник ВОВ. Ханковец, болокадник. Кстати очень интересная книга. Автор интереснейше пишет о подъеме кораблей ЧФ и транспортов на ЧМ. Потемкин, пароход Меркурий, Гаджибей, Ростислав (в Азов. море), ПЛ Пеликан, Им. Мария, На БМ ПЛ №9 (1933), нашли Русалку... Но есть в книге МОМЕНТЫ Хорошо, что в детстве не все данное читали...

volnoper: Кlaus. Просмотрев книгу, откуда фото буксиров, единственное, похожее - "Если комсомольцы 30-х годов собираются сегодня, чтобы вспомнить прошлое... Буксиры для Каспия, рефрижераторные суда "Тегеран" и "Ленинград"..."

aden13: volnoper пишет: Ростислав (в Азов. море), А разве Ростислава подняли?

Серж: Смерть адмирала Виктор Эссен Смерть адмирала. Н.О. Эссену. (флотоводцу и однофамильцу) Адмирал умирал. В груди с каждым вздохом кипело и клокотало, не фигурально, а на самом деле. Воспаление легких, пневмония, недозалеченная еще с предыдущей войны. Теперь он чувствовал, что уже все. С этой жесткой койки в каюте он уже не встанет. Адмирал был еще не стар, ему не было шестидесяти. За свою жизнь он по-разному представлял себе собственную смерть. Он не хотел одного - умереть на берегу. Поэтому он отказался съезжать в госпиталь. Он понимал, что не вернется оттуда. Поэтому и ответил флаг-офицеру: - Командующий сдохнет на своем флагмане. И надиктовал приказ по поводу своей смерти. Офицер едва не упал в обморок, записывая это. С тех пор он лежал на койке почти неделю. Он думал о том, что многое еще не сделал, что флот без него утопят карьеристы подхалимы, что сдать командование некому. Поэтому он не просился в отставку и даже не назвал в приказе заместителя. иногда в полутьме ему мерещилась ненавистная рожа министра. Тогда адмирал, всегда следивший за чистотой языка, ругался хуже последнего боцмана. Адмиралу никогда не было все равно. Даже теперь, практически лежа в могиле, он диктовал флаг-офицерам планы боевых операций и приказы по флоту. Говорил он уже с трудом, и им приходилось напрягать уши, чтобы понять, что говорит командующий. Броненосец, на котором он умирал, был одного типа с тем, которым он командовал в прошлую войну и который геройски погиб (точнее, вместе с которым едва не погиб он сам). Поэтому иногда ему казалось, что вокруг опасность, и вот-вот начнется бой. Он силился встать и выйти на мостик, но вспоминал, что прошло десять лет, война совсем другая, а от тех времен остались только ордена и этот старый броненосец. Иногда ему казалось. что он зря прожил свою жизнь, что лучше бы он погиб в том бою, а не воевал потом с казнокрадами и проходимцами, не устанавливал дисциплину среди матросов. Но он гнал эти мысли от себя. Однажды он спросил дежурного флаг офицера: - Лейтенант, у вас есть револьвер? Лейтенант зачем-то встал и ответил: - Никак нет, ваше превосходительство! - А зря, - сказал адмирал, - вы не дали мне застрелиться. Я объявляю вам выговор. Больше ему застрелиться не хотелось. он не чувствовал себя виноватым, а по его понятиям, стреляются лишь затем, чтобы избежать позора. Дни тянулись как недели. Адмирал хрипел в ответ на указания министра, флаг-офицеры дежурили. Но однажды, когда адмирал почти уснул, перед дверью каюты послышалась перепалка. Вполголоса переругивались один из флаг-офицеров и врач. - Не тревожьте его, - говорил врач, - он и так при смерти. - Но это очень важно, поймите, - отвечал ему офицер. Наконец, врач уступил и офицер вошел. - Ваше превосходительство, - начал он, - вражеская эскадра прорывается через заграждения. Два эсминца вступили в бой и погибли. - Имена, - прохрипел адмирал, не поворачивая головы. - "Жуткий" и "Жгучий". - "Жгучий"... Это ему я обязан тем, что я сейчас здесь. Адмирал действительно простудился на мостике "Жгучего". - Пишите приказ, лейтенант, - голос адмирала был едва слышен, - эскадру - в море по последнему плану. Командует старший в чине. Министру не сообщать.... Остальное, надеюсь, вы знаете. Адмирал отвернулся к стене, затем повернулся на спину вытянулсяи затих. В каюту вошел врач, посмотрел на адмирала, потрогал лоб и пульс. - Он умер, - сказал он офицеру, - да, адмирал умер. - Никому не сообщайте до выхода в море. И вообще, вы арестованы на сутки. Прошу меня простить, иначе эскадра потеряет всякий дух. Эскадра вышла в море и победила. Враг был отброшен, потери были огромны. В их числе был и броненосец с телом адмирала. Его мечта сбылась - на суше его могилы нет до сих пор, есть только скромный памятник, сооруженный на средства офицеров на том месте, у которого последний раз пришвартовывался броненосец. Ствол старой башенной пушки, врытый в землю казенником вниз, к нему приварен шлюпочный якорь и привинчена табличка с кратким текстом. теперь там уже не швартуются военные корабли, но памятник остался. ... http://www.proza.ru/texts/2003/05/31-85.html

volnoper: аden13. В книге есть рассказ "В старинном броненосце". В 1927 году поднять броненосец не удалось. "разразился страшный шторм, и "Ростислав" снова ушел на грунт". Рассказ повествует, как автор и всем известный Сергеев работали на "Ростиславе" позже, имея задание осмотреть "машинное отделение и определить годность механизмов". Работали "в стальной утробе". О подъеме не говорится...

volnoper: Книги - "Бюллетень Научно-Технического комитета У.В.М.С. РККА. Отчет об испытании русских углей. По материалам опытного судостроительного бассейна У.В.М.С. Составил С. Вяхирев Выпуск III-й. Декабрь 1929." Управление В.-Морских Сил Р.К.К.А. Ленинград. 1929. Тираж 600 экз. Состав комиссии по испытанию - От НТК Председатель П.Н.Лесков, Зам. председателя Я.С.Солдатов, секр. В.Н. Танфильев. Члены - От НТК М.О.Яновский Тех. управления УВМС П. Ф. Лавров Опытного судостроит. бассейна С.В.Вяхирев В.-Морской Академии В.П.Мадисов Ленинград. Военного порта П. Д. Чудаков Морских Сил БМ А. А. Блауберг, С.М. Хоменко, Цугрома М.П. Павлов, Гаврилович (имя и от. не указаны), Донугля С.П. Булгаков, Я.И. Левицкий АИК А.А. Мантьев. Могут данные пригодиться при состовлении биографий. П. А. Кузнецов. "Базы флота и техническая эксплоатация их оборудования". Военмориздат. М.-Л. 1941. Для меня был особо интересны рис. 88 "Повреждения днища крейсера "Рюрик", рис. 89 "Повреждения носовой части крейсера "Рюрик" от взрыва мины. Ф. Митрофанов. "Флаг над Осмуссаром". Таллин. 1980. Мемуар полковника береговой артиллерии 1940-1941 и 1944 гг. Для себя узнал, что остатки "Магдебурга" сидели на камнях еще в 1944 г., а пушки 203-мм "Рюрика-2" использовались для сов. берег. батареи.

volnoper: Из дневника И.И.Толстого. 12 июня. "...отправился в третий раз в Думу, на обед в честь английских моряков. Помещение Думы было весьма недурно декорированы цветами, флагами и взятой напрокат мебелью. Я занял председательское место за центральным столом, имея по правую руку английского посла, а по левую адмирала Beatty. Наши устроители пригласили балалаечников, цыганский хор, неаполитанцев и т.д., которые играли и пели во все время обеда. После жаркого я превозгласил первый тост за английского короля; посол превозгласил второй за нашего государя; после этого я (по составленной, для верности, сегодня шпаргалке) произнес небольшую английскую речь в честь английских моряков, наших друзей. Мне ответил адмирал Битти... От города поднес адмиралу кружку от Овчинникова, а для кают-кампании флагманского судно "Lion" - братину, отделанную серебром. Гости остались, видимо, очень довольны приемом... Обошелся он Городскому управлению около 20 000 рублей"...

velbot-067: Для общего развития



полная версия страницы