Форум » Книги, журналы, статьи » Ординарец С. О. Макарова » Ответить

Ординарец С. О. Макарова

Александр: Николаевская городская газета Вечерний Николаев, № 95 (2502) 14 Августа 2007г. НЕОРДИНАРНЫЙ ОРДИНАРЕЦ На днях коллекция музея судостроения и флота пополнилась уникальными экспонатами. Это документы и фотографии ординарца адмирала С.О.Макарова Афанасия Мащенко более чем столетней давности. Но дело даже не в возрасте этих свидетельств минувших лет, а в том, что принадлежали они человеку неординарному. В самом начале 1900-х на Балтике среди сотен курсантов учебного отряда выбирали лучшего из лучших… в ординарцы к вице-адмиралу С.О.Макарову, занимавшему в тот период должность Главного Командира Кронштадтского порта. Лучшим оказался рядовой 12-го флотского экипажа Афанасий Мащенко. Как следует из аттестата, выданного 31 августа 1902 года за подписью С.Макарова, заверенной казённой печатью штаба Кронштадтского порта, Афанасий Мащенко "поведения был безупречного и возлагаемые на него служебные обязанности исполнял с усердием и аккуратностью". В благодарность за добросовестную работу Макаров подарил ординарцу свою фотографию с автографом и надписью на обороте: "Моему ординарцу Афонасию Мащенко на память от меня. Вице Адмирал С.Макаров. 31 августа 1902 г. Кронштадт". Следует заметить, что в те времена не каждый, как сегодня, имел "мыльницу" или цифровой фотоаппарат, и хорошее фото, сделанное в фотоателье Д.С.Здобнова в С.-Петербурге, действительно было отличным памятным подарком. В ближайшее время это фото и другие бесценные документы станут украшением экспозиции музея. А вот другая фотография, на которой запечатлены два матроса. На ленточках бескозырок - название корабля: "Память Азова". "Неординарного ординарца" можно вычислить сразу, не прибегая к надписи на обороте. Умные глаза, решительный взгляд, поза, демонстрирующая твёрдость, уверенность в себе и даже до блеска начищенная обувь - говорят о многом. Сегодня, глядя на фотографию, сделанную более ста лет назад, ощущаешь энергию, излучаемую этим человеком. Среди документов, рассказывающих о работе Афанасия Еремеевича Мащенко в Николаеве, - аттестат, выданный Обществом судостроительных, механических и литейных заводов, удостоверяющий, что "А.Мащенко прослужил такелажником в Доковой мастерской с 1903 п о 1905 г.". В аттестате Николаевского порта, выданном в 1912 г., говорится, что он служил в Николаевском Адмиралтействе с 1905 по 1912 г., "хорошо знает такелажные работы, выполнял порученное ему дело добросовестно и аккуратно". Жил Афанасий Мащенко на Слободке, на улице Мастерской. Во время строительства на заводе "Руссуд" самого мощного в своё время линкора "Императрица Мария", спущенного на воду в 1913 г., он принимал непосредственное участие в его постройке, работая такелажником. (Для понимания специфики профессии "такелажник" приводим энциклопедическую справку: "Такелаж (голл. takelage) 1) совокупность судовых снастей (тросы, цепи, прутки) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъёмных работ. Стоячий Т (ванты, штаги и пр.) служит для неподвижного удержания мачт, стеньг и т.д.; бегучий Т (фалы, шкоты и пр.) - для подъёма и спуска шлюпок, парусов, сигналов, груза"). Однако работа на заводе "Руссуд" в должности такелажника и указателя Такелажного цеха была прервана в 1918 году, "вследствие приостановки завода". В 1925 г. "бригадир такелажного цеха тов. Мащенко участвовал в работах по восстановлению театра имени т.Луначарского. Управление Главного Инженера по восстановлению театра отметило его "полное знание дела и выдающуюся энергию и распорядительность". За строками другого казённого документа, обычного удостоверения 1930 года, перед нами вновь предстаёт неординарная личность бывшего ординарца адмирала Макарова: "Дано старшему такелажному завода "А.Марти" тов.Мащенко Афанасию Еремеевичу в том, что под его личным руководством и при его непосредственном участии осуществлены весьма сложные и ответственные такелажные работы на Никэлектроцентрали, связанные с установкой всего оборудования котельной, мостового 30-тонного крана и др. Тов. Мащенко при выполнении своей работы проявил большое знание такелажного дела, всегда применял такие способы работы, которые создавали максимальную простоту и дешевизну вспомогательных сооружений. Благодаря опытности тов. Мащенко, за всё время проведения работ им ни в чём не сделано ни разу ни одной ошибки". За строками этих документов мы видим специалиста, человека, добросовестно и творчески относящегося к своей работе, наблюдаем, как переплелась история человеческой жизни с историей города, а также с историей всей страны. С.О.Макаров, как известно, был требовательным и заботливым наставником молодых матросов и офицеров. Особое внимание он уделял воспитанию моральных качеств моряков. В своих "Рассуждениях по вопросам морской тактики" он пишет: "Дело духовной жизни корабля есть дело самой первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нём долю участия". Приводя примеры из истории, он показывает, какое огромное значение имеет поддержание бодрости духа, энергии и стойкости личного состава. Подчинённые любили и уважали Макарова, прислушивались к его мнению. Он пользовался безупречным авторитетом среди моряков. Без сомнения, выдающаяся личность адмирала оказала влияние и на молодого ординарца. Личным примером С.О.Макаров вдохновил способного, трудолюбивого, энергичного юношу на дальнейшую активную и плодотворную деятельность. Сегодня, благодаря полученным документам, мы с большим интересом смогли проследить, как пересеклись жизненные пути двух наших земляков - С.Макарова и А.Мащенко. В связи с этим хочется выразить огромную благодарность человеку, передавшему этот бесценный дар в музей, - внуку Афанасия Мащенко Валерию Иосифовичу Мащенко, известному яхтсмену, мастеру спорта по парусному спорту, судье республиканской категории, заслуженному тренеру Украины, подготовившему за годы тренерской деятельности более тридцати мастеров спорта, среди которых - чемпионы и призёры чемпионатов СССР и Украины. Видится символическая связь между профессией деда и жизненным выбором внука, сумевшего зажечь столько спортивных звёзд и научившего их поднимать паруса. А для нас, музейщиков, особенно важно, что, несмотря на революции, войны, перестройки и, как правило, следующие за ними переоценки личностей, пересмотры их роли в истории, - Валерий Иосифович, во-первых, сумел сберечь семейные реликвии, а, во-вторых, как истинный патриот Николаева, не поддался различным соблазнам и просьбам других музеев о передаче этих документов, а сохранил их именно для того музея, где эти экспонаты по логике вещей должны находиться и где в скором времени они займут достойное место. Алевтина Владерчук, заведующая фондами музея судостроения и флота.

Ответов - 6

Автроилъ: 1. Фотографии (в последнее время форум завалили подобными) из разряда тех, что называются «ни богу свечка , ни чёрту кочерга». 2. Статья написана человеком в должной мере невладеющим историческим материалом. На учебных отрядах БФ проходили подготовку не «курсанты», а ученики различных школ: Машинной, Водолазной, Школы артиллерийских квартирмейстеров... Вестовых (обычно так было принято называть ординарцев на флоте), как правило, набирали из строевых. В остальном всё в духе родного советского прошлого. Провинциализм в стиле «дежа вю». С уважением...

Александр: Автроилъ пишет: ни богу свечка , ни чёрту кочерга Уважаемый Автроил! Вы совершенно правы!!! Но этой статьёй я "завалил" форум исключительно из чувства искреннего восхищения Степаном Осиповичем. Что же касается неумения отделить зёрна от плевел, то "виноват, молодой, исправлюсь". Примите уверения в совершееном к Вам почтении. Александр.

Автроилъ: Ну, что Вы, право. Я, так скоро, вообще, от каких-либо оценок буду стараться воздерживаться. Уже и поворчать не дадут. Вы скидку то на возраст иногда делайте. Опять же карахтер у меня, не приведи Господи. Февраль 1904 года, Порт-Артур. Адмирал С.О. Макаров спускается в кессон для осмотра пробоины в борту ЭБР "Цесаревичъ".


RateR: !!! Очень люблю эту фотографию !!!

Александр: Автроилъ пишет: Вы скидку то на возраст иногда делайте Уважаемый !втроил! Если Ваши варчи и оценки исчезнут с форума, он многого лишится. А оценки такого опытного человека дорогого стоят! Это я говорю абсолютно серьёзно. А скидку на возраст, кончно, делаю - ведь я безобразно Вас моложе - на 1 год и 53 дня! А чем карахтер более не приведи Господи, тем с человеком интереснее. Прошу прошения, если сообщение не в тему. Прошу принять уверения в соввершеннейшем к Вам почтени. Александр, офицер подводного плавания и разных иедалей кавалер. А за фото Степана Осиповича спасибо - одна из мои[ самых любимых.

Автроилъ: Александр пишет: ведь я безобразно Вас моложе - на 1 год... Э-э-э, батенька, у меня каждый год - за три засчитывается. За доброе слово спасибо! С уважением...



полная версия страницы