Форум » Книги, журналы, статьи » Статьи о разном, но со сведениями о людях :-) » Ответить

Статьи о разном, но со сведениями о людях :-)

Dirk: Из истории участия моряков в гражданской войне на Дону / Публикация С.Ю.Гордеева и Н.А. Кузнецова // Белая гвардия. Альманах. № 8 (Казачество России в Белом движении). М.: Посев, 2005. С. 57–66. [Публикация очерка атамана А.П.Богаевского и воспоминаний контр-адмирала И.А.Кононова и старшего лейтенанта А.А.Штрома]

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 All

temnikov: http://rus.delfi.ee/daily/estonia/article.php?id=15379481 http://rus.delfi.ee/daily/estonia/article.php?id=15379481&com=1&s=1&no=20

И.Р.: NickPol пишет: уж не помню где Это художественный роман Тома Клэнси "Охота за Красным Октябрем", полный бред.

aden13: И.Р. пишет: Это художественный роман Тома Клэнси "Охота за Красным Октябрем", Долго пытался вспомнить, где же я это читал... Спасибо, что напомнили


Автроилъ: aden13 пишет: "Охота за Красным Октябрем", Это детище холодной войны меня уже достало. У нас его прокрутили раз сорок по всем каналам и на всех языках (кроме суахили). С уважением ...

Dmitry_N: Автроилъ пишет: кроме суахили а напрасно не на суахили. Одним из самых распространенных слов в суахили является приветствие, вроде нашего Здравствуйте или Здравия желаю! На суахили это звучит как Huyamba!!

Автроилъ: Dmitry_N пишет: На суахили это звучит как ... Юмор оценил, Рад, что Вы сегодня с нами. С уважением ...

NickPol: И.Р. пишет: полный бред Жаль. Я-то думала, что это реальная история. Только причём тут герой Цусимы, Евгений Сигизмундович Политовский? Раз "бред", то сообщение убираю, чтобы не позорить род и имя деда. Англия выпустила его труды и посвятила ему роман в стихах, а в России - как всегда, "полный бред". Симптоматично.

wind: Извините, но я считаю что Вы высказались несколько не корректно :-) NickPol пишет: а Россия - только "полный бред". потому то И.Р. пишет: Это художественный роман Тома Клэнси И следовательно, более корректно будет сказать, что Англия NickPol пишет: посвятила ему роман в стихах Россия издала книгу по его письмам, а Америка NickPol пишет: только "полный бред". :-)) . С уважением, В.

И.Р.: Это роман американского писателя, так что Россия тут ни при чем.

Автроилъ: NickPol пишет: Англия посвятила ему роман в стихах ... Да уж! Пусть бы луше о чем-нибудь своём писали, враньё не так заметно (пример - знаменитая баллада об атаке бригады лёгкой кавалерии под Севастополем). И ещё. Родной брат Е.С. Политовского похоронен в Ревеле на кладбище Александра Невского. Памятник на могиле сохранился. С уважением ...

wind: Вот скан с титульного листа, причем книга переиздавалась 4 раза, что тоже о чем то говорит :-) Автроилъ пишет: Пусть бы луше о чем-нибудь своём писали, враньё не так заметно А я считаю, что это замечательно когда за границей посвещают такие вещи (роман в стихах конечно, а не "Красный Октябрь" :-)) ) нашим соотечественникам, не так часто такое было ... Да и не читали не Вы не я его и говорить что в нем вранье, я тоже считаю не совсем корректно :-) . С уважением, В.

Автроилъ: wind пишет: А я считаю, что это замечательно когда за границей посвещают такие вещи нашим соотечественникам, не так часто такое было... Опять свою классную вспонил с её врезавшимся на все годы: «Автроилов, что-то до Вас плохо доходит!» Позвольте полюбопытствовать, Вы здесь об чём? С уважением ...

wind: Автроилъ пишет: Опять свою классную вспонил с её врезавшимся на все годы Ну ето Вы здря :-)) . Автроилъ пишет: Вы здесь об чём? О том что мне импонирует когда иностранцы, что либо пишут хорошее о наших людях, согласитесь автор мог написать роман в стихах и про кого нибудь другого, ан нет написал про нашего соотечественника, или как пример когда японец в 1904 г. (наш враг) написал стихотворение на гибель Макарова ... С неизменным уважением, В.

Автроилъ: wind пишет: или как пример когда японец в 1904 г. С Вашего позволения - японка. С уважением ...

wind: Автроилъ пишет: японка. Спорить не буду, но если мне не отбиват память то в рецензии к стихотворению, было написано примерно так - японец-студент , который вскорости умер от чахотки ... Хотя вполне может быто, что "... что то с памятью моей стало..." :-)) (с) С уважением, В.

Автроилъ: Скорее всего мы говорим о разных стихотворениях двух разных авторов. С уважением ...

wind: Автроилъ пишет: мы говорим о разных стихотворениях Если найду, выложу свой вариант . С уважением, В.

NickPol: wind пишет: мне импонирует когда иностранцы, что либо пишут хорошее о наших людях, согласитесь автор мог написать роман в стихах и про кого нибудь другого, ан нет написал про нашего соотечественника Вот так выглядит этот роман в стихах. Его автор - Дуглас Данн, поэт и профессор старейшего Университета St. Andrews в Шотландии. Полные реквизиты: Douglas Dunn - THE DONKEY's EARS (Politovsky's Letters Home). Faber & Faber, 2000, 176 p. На титульном листе надпись: In memoriam E.S. Politovsky and Sophie Politovsky. Книга создана на основе личных писем Е. С. к жене Софии. Ему и 25 не было. только поженились. Он писал ей регулярно, пока наша эскадра шла из Кронштадта в Японское море. The Donkey's Ears, в переводе "ослиные уши" - это название какого-то пролива, где было сражение. Его здесь называют ещё - "Трафальгар Востока". Извините меня за возможные ошибки - я никогда не была связана с Российским флотом. Об Евгении Сигизмундовиче знала давно. Но то, что он герой Цусимского сражения и погиб там, узнала только уже в Англии. Книжка вышла совсем недавно. Это роман в стихах. Я хотела связаться с Военно-Морским музеем в СПб и информировать их о таком необычном произведении. Может быть они смогли бы перевести её на русский и издать. Перевести могла бы и я сама, но я не пишу стихов. И, тем более, у меня нет ни средств, ни спонсоров на это дело. А "От Либавы до Цусимы" были переведены на английский и опубликованы как в Англии, так и в США, в том же 1906, что и в СПб. Вот реквизиты издания: POLITOVSKY, Eugene S. – From Libau to Tsushima A narrative of the voyage of Admiral Rojdestvensky’s fleet to Eastern seas, including a detailed account of the Dogger Bank Incident. Trs. Major F.R.Godfrey. London, John Murray, 1906. 308pp POLITOVSKY, Eugene S. From Libau to Tsushima. New York: E.P. Dutton & Company, 1906. Я имела короткую переписку c Проф. Данном. Он мне писал, что несколько лет жил так, как-будто он был самим Евгением Политовским. Слышать это было очень трогательно. Я верю, что это было искренне, так как англичане (а шотланцы особенно - они же викинги) относятся с громандным уважением к истории, вообще, и к флоту, в частности. Сегодня я контактов с автором не имею. Но тем, кому это может быть интересно, сообщаю его координаты: Douglas Dunn, E-mail Address(es): ded@st-andrews.ac.uk Я собираю по крохом всё, что известно об истории моей семьи. Вот и к вам на "Кортик" попала случайно, так как нашла в ГУГЛ,е ссылку на род Политовских. То, что Сергей, младший брат, похоронен в Таллине я узнала тоже из Интернет. Сейчас обещали прислать фотографию могилы. Где похоронены два старших брата, Аполлинарий и Евгений - неизвестно (да и похоронены ли?). Также неизвестно, что стало с 5 сёстрами (Марией, Еленой, Ниной, Надеждой и Алевтиной), рожденными ещё до РЯВ. Это я пишу на тот счёт, а вдруг кто что-то знает о судьбе семьи - она была большая и славная. Отрывок, что я поместила ранее (и убрала сама), я нашла случайно. По своему стилю он совсем не был похож на художественное произведение. Больше на журналисткий очерк. Почему я и решила, что это быль. Тем более, что в истории Российского флота уже был корабль с именем "Политовский". Вот короткая ссылка о нём: - "Русские на Аляске построили много морских судов для Русской Америки. Первый русский корабль "Политовский" в гавани Святого Михаила был разломан с целью получить медные спайки для кораблестроительства, начатого Барановым." Почему именно этим именем, которое всем его обладателям приносило одни неудачи в жизни, сказать не берусь (род восходит к середине XI века и дал, вероятно, немало славных мореплавателей). С уважением, Н.

Автроилъ: Всё, сдаюсь! Был неправ. Флаги спустил, пушки разрядил, орудийные замки выкинул за борт. История действительно красивая. Всё, что знаю об инициаторе создания полка Андреевского флага С.С. Политовском напишу в следующий раз. С уважением...

NickPol: Автроилъ пишет: Всё, что знаю оБ инициаторе создания полка Андреевского флага С.С. Политовском напишу в следующий раз. Буду премного благодарна за все подробности. Может сохранились какие-нибудь письма, мемуары, фотографии. В России семейный архив был уничтожен или пропал в ходе массовых репрессий 20-30х и последующих ссылок из СПб. Чтобы не загружать форум деталями, можно писать на: nickpol@ukonline.co.uk С уважением, Н.

Автроилъ: NickPol пишет: nickpol@ukonline.co.uk Обязательно, если успею, завтра отпишу. С уважением...

NickPol: Автроилъ пишет: Обязательно, если успею, завтра отпишу. Ждём-с С уважением, Н.

aden13: NickPol Вам, видимо, срочно, а ув. Автроилъ видимо, занят, попробавал сам выложить. Автроилъ Вы уж не обижайтесь, одно дело делаем... А по СЗА у Вас явно больше информации, добавьте, пожалуйста. ПОЛИТОВСКИЙ Сергей Сигизмундович ( 03.10.1880 - 08.11.1936 ) мичман 06.05.1900 штурманский офицер 2 разряда 1903 лейтенант 09.08.1904 старшинство в чине 06.05.1904 минный офицер 2 разряда 23.08.1904 минный офицер 1 разряда 1906 старший лейтенант 06.12.1909 п-к ст. офицера крейсера "БОГАТЫРЬ" 08.07.1910 - 1911 ( 10.01.) и.д. ст. офицера крейсера "БОГАТЫРЬ" 09.09.1911 - 1913 капитан 2 ранга 14.04.1913 старший офицер крейсера "БОГАТЫРЬ" 22.04.1913 - 1914 командир эск. миноносца "КРЕПКИЙ" 20.05.1914 - 1915 командир эск. миноносца "ГАЙДАМАК" 12.11.1915 - 1917 командир эск. миноносца "КАПИТАН БЕЛЛИ" 31.03.1917 - 1917 капитан 1 ранга "за отличие" 28.07.1917 командир крейсера "БОГАТЫРЬ" 28.07.1917 - 1918 В белых войсках Северо-Западной армии; в Морском управлении, в июне 1919 года участвовал в формировании полка "Андреевского флага", с 15 октября по декабрь 1919 года помощник командира 2-го пехотного Ревельского полка. В эмиграции проживал в Эстонии, умер в Таллине

ВЛАДИБОРЪ: Фотография из посмертного четвёртого издания книги ОТ ЛИБАВЫ ДО ЦУСИМЫ С-Петербург 1908 г. С уважением Вл.

NickPol: Уважаемые ВЛАДИБОРЪ и aden13! Огромное вам спасибо. Вы даже не представляете, какой подарок вы нам сделали. У нас не сохранилось никаких материалов по братьям Политовским. У меня даже нет фото моего родного деда, Аполлинария Сигизмундовича - старшего из братьев. Он занимал очень высокий штатский пост в предреволюционной России. Исчез в 20-х годах. Его жена и пятеро детей были репрессированы и сосланы. Их фотографии, сделанные в начале века у меня сохранились. Так что, можно представить, какая ценность для остатков семьи имеет то, что вы здесь помещаете. Мы гораздо больше знаем об отце братьев - Сигизмунде Феликсовиче. Может быть интересно рассказать об этом удивительном человеке, у которого были такие замечательные сыновья? Воодушевлённая этим, я уже намереваюсь начать перевод с английского романа Дугласа Данна об Евгении Политовском. Может потом обречём его в стихотворную форму и общими усилиями издадим. С огромным уважением, Н. и Н.

NickPol: Вот здесь можно посмотреть герб рода, к которому принадлежали Сигизмунд Политовский и три его сына - Аполлинарий, Евгений и Сергей, а также жена Алевтина.

Автроилъ: Милостивые государи и сударыня, позвольте и мне присоединиться к вашему сообществу в надежде дополнить уже сообщённое уважаемыми коллегами. *Политовский Сергей Сигизмундович. Родной брат, погибшего в Цусимском сражении Е.С. Политовского. Участник Русско-японской и Первой мировой войн. В начале противобольшевисткой борьбы на Северо-Западе России являлся одним из организаторов Русской Самообороны Эстляндского края. Возглавлял штаб Ревельского отряда. В дальнейшем - командир батальона, затем помощник командира 2-ого Ревельского полка в СЗА. Инициатор создания Полка Андреевского флага. За участие в боях в период Второго Петроградского наступления награжден орденом Св. Владимира 3-ей степени с мечами (31.12.1919). По окончании военных действий проживал в Таллине. Со дней учреждения состоял членом Ревельской кассы взаимопомощи моряков, в совет уполномоченных которой входил до марта 1932 года. Пользуясь неизменным авторитетом в среде русской эмиграции, избирался председателем и товарищем председателя Эстляндского отдела Русского Национального Союза (РНС), а также членом совета старейшин Русского клуба. Одновременно был активным популяризатором скаутского движения и с 16 февраля 1936 года принял под свое начальствование Отдел русских скаутов в Эстонии. На похоронах накрытый Андреевским флагом гроб при большом скоплении народа был пронесён по центральным улицам через весь город на кладбище Александра Невского, где в отпевании участвовали также настоятели бывшей экипажной церкви и бывшей церкви Казанского полка. За службу в Императорском флоте удостоен ряда российских орденов. От имени итальянского правительства награждён серебряной медалью за участие в спасении жителей средиземноморского город Мессина, прстрадавших от жесточайшего землетрясения в 1908 году. Некрологи были помещены в "Вестях дня"(№255 за 09.11.1936) и в пражском "Морском журнале" (№108 за 1936 год). При написании использован материал из альманаха "БАЛТИКА" за 2006 год.

aden13: NickPol Да, еще могу добавить про Сергея Сигизмундовича. После окончания Морского кадетского корпуса в 1900 году был назначен в Черноморский флот, где плавал на разных кораблях, в том числе в 1901 году на мореходной канонерской лодке "Черноморец" в Средиземном море. Осенью 1903 года поступил в минный офицерский класс в Кронштадте, который закончил в августе 1904 года, а 06.09.1904 был переведен в Балтийский флот и назначен младшим минным офицером крейсера I ранга "Олег", на котром участвовал в походе 2-й эскадры флота Тихого океана и в Цусимском бою. После окончания Русско-Японской войны в 1906 году был назначен старшим минным офицером крейсера I ранга "Богатырь", с которым была связна большая часть его оставшейся службы. В 1910 году он был назначен помощником старшего офицера, а в 1911 году и.д. старшего офицера на крейсере "Богатырь" (в 1913 году утвержден в должности). Точные даты смотрите в моем предыдущем посте (№ 597). В 1914-1917 гг. он командовал миноносцами, а в 1917 году он был снова назначен на "Богатырь", теперь командиром. Но долго оставаться в этой должности ему не довелось, т.к. развал флота продолжался. В 1918 году он не стал участвовать в "Ледяном походе" Балтийского флота и остался в Ревеле, ну а далее ув. Автроилъ очень подробно все рассказал. Сергей Сигизмундович имел награды: орд. Св. Станислава 3-й степ. с мечами и бантом (18.06.1907), за Цусимский бой; орд. Св. Анны 3-й степ. (06.12.1907); орд. Св. Станислава 2-й степ. (06.12.1910); орд. Св. Анны 2-й степ. (06.12.1914); мечи к орд. Св. Анны 2-й степ. (01.06.1915); орд. Св. Владимира 4-й степ. с мечами и бантом (05.10.1915), а также медали и иностранные ордена.

NickPol: Милостивые государи! Не знаю даже как к вам обратиться не столь формально. Хочется сказать - дорогие, родные ребята. Я могу это позволить - вы мне по возрасту наверняка годитесь, если не во внуки, то в сыновья. Получается, что на восьмом десятке своей жизни, благодаря вам я получаю такой шквал информации, которого не могла предполагать даже в самых смелых снах. Моя мам, Нина Аполлинарьевна Политовская (в девичестве), ничего мне о Политовских не рассказывала. Полагаю, она ничего о них и не знала. Евгений погиб, когда она едва родилась. Сигизмунд умер в 1911 (12?). А отец и её дядя Сергей исчезли в горниле революционных событий, когда она была ещё в нежном возрасте. Моя первая информация об истории семьи пришла из Гос. Исторического архива. Приехав в Англию, я к своему глубокому удивлению обнаружила, что мой двоюродный дед - герой Цусимы, что мемуары и письма его опубликованы и что в Шотландии ему посвящён роман. И вот теперь - Сергей и его участии в "белом" движении. Теперь мне становится более, чем понятно, почему следы жизни Аполлинария, их старшего брата, обрываются на 1918. Он не мог эмигрировать, как Сергей, оставив в СПб жену с пятью детьми. В архивах НКВД он числится как пропавший без вести. В семье о нём и других старших Политовских никогда не говорили. Мою бабушку с 5-ю детьми содержал её брат, в прошлом Директор Императорских театров России. А в 1935 г. её на 7-ом десятке жизни выслали из СПб за Волгу, как "социально-опасного элемента" (сказано в справке о посмертной реабилитации), разрешив взять с собой только одну из дочерей и отправив сына дальше, в другую тьму-таракань. Вот так шёл великий социальный эксперимент по уничтожению сословий, неугодных власти. А теперь я иногда слышу такое: - "Раз сослали? Значит было за что". Вот я и стараюсь докопаться до правды, чтобы понять "было или не было". И вижу, что убирали цвет нации, коими безусловно были и братья Политовские - моряки, верой-правдой служившие Отечеству. Уважаемый Автроилъ, я вижу, Вы из Ревеля. Значит связаны с местным морским братством. Если кто знает что-либо о Сергее, может где-то сохранились письма, воспоминания, фотографии. Вспомните, что ещё живы потомки рода Политовских, возможно одни из последних. Я готова была бы приехать в Таллин, посетить могилу. Может быть всплывёт что-нибудь ещё. Также неожиданно, как сейчас. Ниже помещу фотографию четырёх племянниц и племянника (на руках у няни) Евгения и Сергея. Фотография относится как раз к 1905 г.

Автроилъ: NickPol пишет: Вот здесь можно посмотреть герб Можно было и оставить, как вначале было - с превьюшкой. С уважением ...

Автроилъ: Рад был оказаться полезным. Фотография капитана 1-ого ранга С.С. Политовского существует. Мне просто нужно время, чтобы получить возможность сделать копию. С уважением...

NickPol: Автроилъ пишет: Рад был оказаться полезным. "Полезным" - это не совсем то. Это очень слабо сказано. Я очень-очень Вам благодарна. А сын, ещё больше. Буду ждать фотографию Сергея. А фото Евгения я уже увеличила и распечатала. Потом отнесу к спецам и они сделают качественно. Кто бы мог подумать, что так получится. Я же набрела случайно. С уважением, Н. и Н.

Автроилъ: Всё в жизни предопределено - случайного ничего не бывает! С уважением...

NickPol: Автроилъ пишет: Всё в жизни предопределено - случайного ничего не бывает! Cогласна. Это, кажется, у М. Булгакова утверждает Воланд? С уважением, Н.

aden13: NickPol А по Евгению Сигизмундовичу, я думаю, Вам более подробно сможет рассказать участник форума с ником И.Р., он занимается механиками и кораблестроителями, так что ему и карты в руки... Я могу только сказать, что Е.С. был назначен в штаб 2-й эскадры 13-го сентября 1904года, а 4-го октября 1904 года "за особо усердные труды по изготовлению судов 2-й эскадры флота Тихого океана к плаванию" был награжден орд. Св. Анны 3-й степ.

Автроилъ: aden13 пишет: И.Р. ... занимается механиками и кораблестроителями, Что важно, на очень профессиональном уровне! Уважаеммый aden13 прав - у И.Р. справка получится более объективной... С уважением...

NickPol: aden13 пишет: NickPol А по Евгению Сигизмундовичу, я думаю, Вам более подробно сможет рассказать участник форума с ником И.Р., Спасибо. Мы уже с ним в контакте. Но я не могу ему быть полезной. А у него информация только та, что мне уже известна. Вот, если соберусь перевести книгу Данна, может появиться новая пища для обсуждений, А пока, меня очень заинтересовала информация о Сергее и обещание прислать его фотографию. С уважением, Н.

Автроилъ: Это памятник на могиле С.С. Политовского, одного из замечательнейших представителей ревельской Белой эмиграции. Могила находится на кладбище Александра Невского в Таллине. Лет двадцать назад верх башни маяка на памятнике венчал бронзовый фонарик (туда можно было поставить свечу), но кладбище (его «русскую» часть) давно уже для своих развлечений облюбовали вандалы и, как и многое другое, фонарик безнадёжно утрачен.

NickPol: Уважаемый Автроилъ, Спасибо большое за эту фотографию. Может у Вас в архивах есть фотография самого Сергея? Очень бы хотелось взглянуть. У нас ведь ничего не сохранилось кроме того, что связано с бабушкой. У меня есть фото её могилы в Н. Новгороде. И надпись на кресте - Политовская Екатерина Александровна. С уважением, Н. и Н.

Автроилъ: NickPol пишет: Спасибо большое за эту фотографию Спасибо, это не мне, а одному доброму человеку, который вместо того, чтобы идти вкушать свой вечерний рацион, лазил со мной в зарослях с фотоаппаратом, разыскивая нужные мне могилы (на что только не пойдёшь ради стародавней дружбы). Фотографию С.С. Политовского я обязательно выставлю - мне просто нужно время. Как и у всех, у меня значительную его часть отбирают работа и житейские хлопоты. С уважением...

NickPol: Автроилъ пишет: . Как и у всех, у меня значительную его часть отбирают работа и житейские хлопоты. Я всё отлично понимаю, потому благодарна всем, кто откликнулся и ещё откликнется. С уважением, Надежда

Автроилъ: NickPol пишет: благодарна всем, кто откликнулся и ещё откликнется. Откликнемся, откликнемся... С уважением...

Автроилъ: Ну, вот, как и обещал - откликаюсь. С.С. Политовский в бытность его капитаном 2-ого ранга. Май 1914 года. Оригинал этого снимка хранится в архиве Государственного Морского музея Эстонии. Сейчас работаем над тем, чтобы получить разрешение сделать качественную копию именно с портрета. С уважением...

NickPol: Всем, кто откликнулся и поместил здесь информацию о героях-моряках, братьях Политовских, особенно, уважаемому Автроилъ, наша искренняя благодарность. С уважением, потомки Политовских

Автроилъ: Вот, когда всё завершим, тогда и будете благодарности (если сочтёте нужным) раздавать, а пока лучше воздержимся, а то ещё что-нибудь о своей исключительности возомню. Не искушайте... С уважением...

Smith: В последнем номере альманаха "Белая гвардия", посвященном Белому движению на Севере России опубликована статья М.А. Хайрулина "Авиационные чины союзных и русских войск Северной Области (июнь 1918 г. - 1920 г.). Среди биографий летчиков встречаются и морские офицеры, в частности: Бабаненко, Бересневич, Знаменский, Ковалевский, Краевский, Матвей, Попов, Серов, Яковицкий и др. Кому интересно, могу отсканировать и выслать статью на мыло. С ув. Константин

Dirk: Да, Марата знаю! Интересно! kortic@eu.spb.ru

Olmalin: Вышел № 29 альманаха "Севастополь", а в нем статья Крестьянникова В. Офицеры Черноморского флота - Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. Как утверждает автор, полный список офицеров ЧФ - Георгиевских кавалеров (119 чел.) публикуется впервые.

Автроилъ: Olmalin пишет: ...полный список офицеров ЧФ - Георгиевских кавалеров (119 чел.) публикуется впервые. Глянуть бы одним глазком. С уважением...

ДМЛ: статья о Н.Монастырёве. Хорошие фото http://www.lnonline.ru/article.php?artid=106&sid=886252d3e306162cfdb5bdd6f955c83c

Гайдукъ: Вот наткнулся на статейку в газете "Сталинец" за 1940 год. Может кому и сгодится. Статья посвящена 35 летию востания на ЭБР ".......Потемкин"

ДМЛ:

ABP_TOR: Статья на портале киевского еженедельника "2000" http://www.news2000.kiev.ua/print/aspekty/1622793755.html Александр Данилов Дела адмиралтейские с фотографиями: украинский морской офицер и офицер морской пехоты Дмитрий Антонович первый морской министр Украины (секретар з морських справ) в студенческие годы генерал-хорунжий по адмиралтейству Владимир Савченко-Бельский директор Гардемаринской школы в Каменце-Подольском Святослав Шрамченко и морской министр Михаил Билинский Савченко-Бельский и Святослав Шрамченко

aden13: ABP_TOR пишет: Святослав Шрамченко А можно про него поподробнее? Что про него известно?

velbot-067: aden13 пишет: А можно про него поподробнее? Что про него известно? Антон, это явно не потомок. На Украине такая фамилия не редкость.

aden13: Лень, меня интересует сам Святослав Шрамченко. Я про него знаю только фамилию, имя, и то, что 05.06.1917 произведен в мичманы из гардемаринов флота. Ни дня рождения, ни смерти, ни его службу в Украине, ничего. Может, хоть что-то

ABP_TOR: Шрамченко Святослав Александрович род. в Баку в 3.05.1893 г. (отец известный украинский культурный деятель и этнограф, после окончания ист.-филолог. фак-та Киевского университета в 1887 г.учительствовал на Кавказе, затем на Холмщине, с 1909г жил в Киеве редактировал ряд укр. изданий, ум. в 1921 г.) в 1917г. окончил Гардемаринские классы и Военно-Юридическую академию в Петрограде (?) после февраля 1917 на Бал. флоте вместе с лейт. Михаилом Біилинским и кап. 1 ранга Николаем Злобиным создал „Український воєнно-морський революційний Штаб Балтійського флоту”который предпринимал попытки организовать моряков-украинцев и провести украинизациюю крейсера „Светлана” и эсминцев „Украина” и „Гайдамак” с поднятием на них украинских флагов. Далее по окончании войны планировали перевести эти корабли на ЧФ. 1918-19 кап.-л-т Укр. Держ. Фльоти 1920 начальник орг. відділу морського ген. штабу затем в лагерях интернированых войск УНР и в эммиграции в Польше, поселился в Ченстохове в 1924-39 г голова Укр. громади в Ченстохове в 1941-44 г. голова Укр. допомогового ком-та в Холме с 1945 г. в Германии 1945-50 голова Укр. допомогового ком-та в Эрфурте в 1950г. перереехал в США, жил в Филадельфии умер 24.06. 1958 г. видный украинский военно-морской историк и филателист автор морских глав в «Історії Укр. Війська», вид. І. Тиктора (1936 і 1953), Шрамченко Святослав. „Українська морська піхота.1917-1920рр”. /Літопис червоної калини.Ч.8-9. Львів,1992. Шрамченко Святослав. „Командування Українською Державною фльотою в рр.1918-1920”./Табор, №18. Варшава,1933. Шрамченко Святослав. „Український Морський Генеральний штаб в рр. 1917-1921”./Табор, № 16, 17. Варшава, 1933. Шрамченко Святослав. „Нарис подій в Чорноморському фльоті в рр.1918/1920”. /Табор, № 12. Варшава, 1933. Шрамченко Святослав. „Українські Воєнно-Морські Школи (1918-1920 рр.)”/ Табор, №15. Варшава, 1935. Шрамченко Святослав. Прапор голови української держави і українські воєнні прапори над Балтиком у 1918 році. ЗЫ. На рабочем компе есть книга Науменко К. та ін. Генералітет українських визвольних змагань. Львів, 1995 там статья о Шрамченко,

aden13: Спасибо. Интересно, почему про него нет у Лобыцына? Наверное, в военно-морских эмигрантских изданиях про него не пписали... И еще вопрос. Про С.Н. Дружину ничего сказать не можете?

ABP_TOR: aden13 пишет: Про С.Н. Дружину ничего сказать не можете? Информации не имею.

aden13: ABP_TOR Сергей Николаевич Дружина мичман (05.06.1917) В 1918-1919 гг. в гетманской армии, младший адъютант гетмана. Расстрелян большевиками в Киеве 24.06.1919. Хотел бы проверить эту информацию...

ABP_TOR: aden13 пишет: Хотел бы проверить эту информацию... Вышла новая книжка Ярослава Тинченко по украинским старшинам (офицерам), тираж правда 2000, надеюсь что к концу месяца удастся ее приобрести.

Dmitry_N: ABP_TOR пишет: надеюсь что к концу месяца удастся ее приобрести. По сведениям, полученным от ДМЛ на форуме 1914 Ярослав Тинченко собирался в Москву с некоторым запасом книг. Я полазил по сайту издательства и как заказать книгу - не уяснил. А очень хочется.

Гайдукъ: Вот пролистывая старые номера журнала "Морской флот" нашёл статью о замечательном русском судостроителе Иване Васильевиче Курепанове http://www.morflot.su/archives/articles1435file.pdf

Гайдукъ: Тот же журнал следующий номер http://www.morflot.su/archives/articles1500file.pdf "Беломорская экспедиция М.Ф Рейнеке" Об экспедиции по уточнению карт Белого моря.

Сумрак: Перекапывая свои архивы сегодня наткнулся на такую вещицу "Звезда". 2001. №2. С. 123—137 АДМИРАЛ Ю. К. СТАРК ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ. 1920—1922 гг. © Вадим Старк (публикация, вступительная заметка), 2001 Может кому интересно будет?

Коллежский советник: На сайте МО РФ выложены все номера "Военно-исторического журнала" за текущий год (в №№7 и 8 исправлены ошибки). Из морского на мой взгляд наиболее интересны мемуары Нестора Монастырева, публиковавшиеся в №№5, 9, и 10. Окончания еще нет (наверное заманивают на подписку). С неизменным уважением Л.И.

alargo: Уважаемая NickPol, Вы внучка Апполинария Сигизмундовича? Значит мы с Вами приходимся родственниками. Сестра моей бабушки, Екатерина Михайловна Мычелкина (тоже из морской офицерской семьи) вышла замуж за его сына, Вашего дядю значит. Вы можете прочитать что рассказала о семье Политовских моя бабушка Ольга Михайловна Мычелкина (Косолапова) в этом романе Черкашина "Одиссея мичмана Д...". Судя по обращению "дядя Женя", по моим воспоминаниям и по общим офицерским корням, наши семьи были не только родственны но и близки. Там же говорится и о фотографии Апполинария Сигизмундовича которую она отправила Черкашину. Я поспрашиваю детали и об этой фотографии, есть ли она в наших семейных архивах но наверняка она есть у Черкашина. P.S. Не знаю только позволительны ли на форуме такие вот семейные столетние встречи. Если нет, то пишите мне на alargo1@yahoo.com

ркр065: alargo пишет: Не знаю только позволительны ли на форуме такие вот семейные столетние встречи. Я так думаю, что форум для этого (в том числе) и создавался Или нет?

Dirk: Вне всякого сомнения!!!

ДМЛ: Не знаю в тему или нет, но на всякий случай выкладываю, если нет - пусть админ снесёт источник-А.ЕСаркисян Армяне-военные учёные.конструкторы,производственники и испытатели XX века, т3,Ереван,"Амарас",2005

lns: Статья повещена лётчикам – кавалерам Георгиевского оружия «За храбрость», есть там упоминания и о морских лётчиках.

ДМЛ: lns Большое спасибо. некоторые пассажи, не знаю как и комментировать.. ".. так называемая Эскадра воздушных кораблей..." Это что-то...

Евгений: Вот тут кое-что на флотскую тему: http://webfile.ru/1795007

Dmitry_N: Евгений пишет: Вот тут кое-что на флотскую тему: Евгений, спасибо! Жалко, что всего один номер Нивы за 1916 год. Лазил-лазил по сайту, думал - может, еще есть номера. Больше нет...

Евгений: Dmitry_N пишет: Жалко, что всего один номер Нивы за 1916 год. Есть ещё один. И какое-то количество неотсканированных. Есть мысль отсканировать всё, что попадётся, но маловато времени.

Сумрак: На "цусиме" выложили номер "Нивы" 3а 1915 г. http://tsushima.org.ru/article/a-107.html

Doktor: Уважаемые Форумчание, уважаемый Dmitry_N Набрался терпения и отсканировал весь сборник Нивы за 1916 год. Сейчас в работе 1904 и 1905 годы. Готов обменяться сканами год на год (любые кроме указанных) 300 точек, формат TIFF или JPEG. Сокращать не хочется, теряется качество фотография и иллюстраций. С глубочайшим уважением Doktor

medik: Doktor Нельзя ли у Вас разжиться на отдельные страницы по 1904 г. подшивка есть, но ущербная и неудобная для сканирования.Doktor

Евгений: Ещё один номер "Нивы": http://webfile.ru/1801411

Doktor: medik Отдельные страницы (указанные Вами точно), без проблем, лучше по Email, что бы не отягощать любимый форум. Встречно любезно прошу ЛЮБУЮ информацию по классным медицинским чинам. Сообщите в личку страницы и Ваш Email С глубоким уважением Doktor

Dmitry_N: Doktor Единственное, чем могу быть Вам полезен - это переслать сканы отсутствующего в Вашей подшивке 27 (?) номера Нивы 1904. Сам же я располагаю лишь годовыми комплектами 1904 и 1905, но они у Вас и так есть.

Сумрак: Нашел сегодня в сети такую статью. Первые русские гардемарины за границей в XVIII столетии Статья А.Рачинского. Русский Вестник № 11, 1875. http://adjudant.ru/lib/rus_vestnik_11_1875.htm

Серж: Статья газетная. Но интересная, очень, и со сведениями о людях (морская авиация и чуть-чуть флот) сын отечества Николай КЕДРОВ ЛЕЙТЕНАНТ С ЭЗЕЛЯ В один из апрельских вечеров 1911 г. актер петербургской оперетты Николай Георгиевич Прокофьев, известный публике под сценическим псевдонимом «Северский», вдруг объявил своей супруге, что с опереточными подмостками покончено и что теперь он займется делом не в пример более достойным — воздушным летанием… Вера Васильевна возражать не стала. Прожив с мужем двадцать лет, она хорошо знала цену его вечерним фантазиям и всегда держала в уме, что утро вечера мудренее… На сей раз, однако же, случай вышел особый. Поднявшись чуть свет, актер Северский начал деловито упаковывать в дорожный саквояж предметы странные: пробковый защитный шлем, кожаную куртку, длинный вязаный шарф и перчатки на манер шоферских, с огромными раструбами… — Колька… — вымолвила женщина, стремительно осознавая бесповоротность происходящего. — Ты куда?.. «Колька» (ему, кстати, давно уже перевалило на пятый десяток) устремил на жену взгляд бестрепетно-спокойный. — Так я же тебе вчера вечером всё рассказал… Или ты не слушала? Сережа Щетинин открыл у себя при заводе школу воздушного летания, куда принимаются все желающие… Даже дамы! Задаток я уже внёс. Эти слова Веру Васильевну ничуть не утешили. — Побойся Бога, Николай! — возгласила она в отчаянии. — У тебя же дети!.. — Ну так и славно, — сказал актер. И напомнил супруге, что спартанский царь Леонид повел в безнадежную битву при Фермопилах только людей женатых и обремененных чадами — с тою целью, чтобы каждый полегший боец оставил за собою наследника-продолжателя. В ответ на сей исторический экскурс Вера Васильевна произнесла слово «дурак» и залилась безутешными слезами… Бедная женщина! Думалось ли ей тогда, что дети её будут подвержены той же самой «летательной» страсти? Да, читатель, факт исторический: в одном поколении русских авиаторов (и, по сути, в самом первом!) уместились и жили параллельно два поколения мужчин Прокофьевых, которые величали себя в шутку «Воздушно-семейная фирма «Прокофьев и сыновья». Во время Великой войны Прокофьев-отец водил тяжелые «Муромцы», восхищая молодых коллег точностью бомбовых ударов. На Эскадре он получил ласковое прозвище «Папуля». Старший его сын Георгий. Талантливый летчик, он обнаружил недюжинный педагогический дар, и после четвертого рапорта с требованием отправить его на театр военных дей-ствий получил собственноручное распоряжение великого князя Александра Михайловича, тогдашнего шефа русской военной авиации: «На войну не пускать. Использовать исключительно на летно-инструкторской работе». Младший Александр… Первый опыт летания состоялся у него в начале 1914 г., когда конструктор Сикорский, оценив массу молодого человека в неполные 130 фунтов, дозволил ему занять место в салоне четырехмоторного «Муромца». Потом говорили, что на борту находились тогда 15 пассажиров-мужчин, аэродромная собака по кличке Шкалик и гардемарин Морского корпуса Прокофьев Сашка… Всю первую военную кампанию гардемарин отплавал добровольцем на канонерских лодках, осенью держал досрочно мичманский экзамен и, едва лишь украсив себя кортиком и золотыми погонами, подал рапорт об откомандировании его в Севастопольскую школу военной авиации. Учебный «Фарман-четверку» мичман освоил за небывало краткие сроки, затем пересел на более строгий «Ньюпор» и как-то в приступе вдохновения крутанул на нем несколько «мертвых петель», по рисунку безукоризненных, но к исполнению строжайше запрещенных. Результатом был десятидневный арест и запись в аттестации: «Летчик выдающийся, но легкомыслен и склонен к авантюризму». В июне 1915 г. мичман Александр Прокофьев явился нежданно-негаданно в родительском доме на улице Гоголя, где сразу же попал в объятия сестрицы Ники, егозы-стрекозы неполных десяти лет. Повиснув на крепкой авиаторской шее, Ника провозгласила: — Мамочка! Сашке нашему дали серебряный нагрудный знак, и теперь он у нас летчик не какой-нибудь, а морской! — Да, — вздохнула Вера Васильевна. — Только морских нам и не хватало… На вооружении воздушных сил Балт-флота состояли тогда летающие лодки ФБА, именуемые в просторечии «Фуки-буки». Такую машину вёл 6 июля 1915 г. мичман Прокофьев. У плеча его сидел унтер-офицер Блинов, на коленях которого лежали две бомбы весом по десять фунтов каждая… Внизу всё явственнее сгущались вечерние сумерки. Летчик отсверкал электрическим фонарем условную фразу «Я свой», подобрал газ и, точно выдержав посадочную глиссаду, позволил ребристому днищу коснуться воды… Сотрясение было незначительным, но его хватило вполне. Комиссия, собранная сутки спустя, к единому мнению так и не пришла. Одни говорили, что грех на Блинове, другие — что виною всему бомбовая начинка, вещество капризное и ненадежное… Как бы то ни было, «Фуки-буки» вдруг исчез в ослепительной вспышке. Наблюдателя разнесло буквально в куски. Прокофьев очнулся в черной воде, легкие его разрывал удушающий кашель, а вместо правой ноги прощупывалось нечто бесформенно-жуткое… Дальнейшее запомнилось мичману нечеткими фрагментами. Кажется, чьи-то руки втаскивали его в паровой катер… Потом был ревельский госпиталь, безжизненный свет хирургических ламп и маленький врач, устало сдирающий с пальцев окровавленные перчатки. Тогда-то мичман и сумел вымолвить непослушными губами: — Скажите, доктор… А ступню вы мне сохранили? Доктор ответил с нарочитой грубостью: — Башку мы тебе сохранили, а это главное! Ника вспоминала потом: «Папа сидел на диване, мама сидела тут же рядом… Вдруг принесли телеграмму. Папа… прочитал и схватился за затылок. Протянул её маме: «Вот, прочти. Нога сломана в двух местах. Оторвана ступня… Надо ехать в Ревель». Увидев покалеченного сына, Прокофьев-старший не смог сдержать слез. Мать безмолвно кусала губы. А егоза Ника пристроила подле брата любимейшую из своих игрушек — плюшевую обезьянку. — Он очень хороший, — серьезно сказала девочка. — Зовут его Яшка… Теперь обязательно летай только с ним! — Думаешь, я когда-нибудь полечу? — со слабой улыбкой вымолвил Александр. В ответ Ника удивленно вскинула бровки: — А ты сам разве так не думаешь? По начальственному распоряжению Прокофьева переправили в столицу, в роскошный «Адмиралтейский лазарет», и там его навестила дочь английского посла леди Мариэль Бьюкенен. Воображению девушки представлялся несчастный, остро нуждающийся в утешении молодой человек, но… действительность оказалась иной! Мичман ловко передвигался с помощью костылей, был весел, поведал гостье, что «деревяшку» для него делает опытнейший протезный мастер («истинный Страдивари в своем ремесле!») и развлекал её нехитрыми стишками собственного сочинения, которые сам же и напевал под гитару: — А мичман Сашка живет себе не тужит, И с деревяшкой родине послужит! — Вот уж не думала, — призналась леди, — что вы… поёте! — Дайте срок, — заверил её мичман. — Я ещё и станцую! Танцевальный дебют его состоялся 6 ноя-бря, в день храмового праздника Морского корпуса. После полуночи, безупречно выполнив несчетные «шассе» и «круазе», мичман хотел уединиться в полумраке картинной галереи, где смог бы наконец присесть, но тут его настиг Сергей Сергеевич Щетинин, владелец авиационного завода «Гамаюн» и давний друг артиста Северского. — Ну, Сашка! Нет слов… Ты молодец! — искренне восхитился Щетинин и, не тратя попусту слов и времени, сразу же задал вопрос чисто практический: — Пойдешь ко мне на завод? Александр усмехнулся: — Кем? Или вам теперь и танцоры нужны? — Танцоры тоже. В особенности такие, как ты! Через несколько дней мичман А. Прокофьев получил официальное назначение наблюдателем (иначе — военным приемщиком) на завод «Гамаюн», выпускавший по заказу Морского ведомства крупную серию летающих лодок М-5, именуемых на флоте «пятаками». Щетинин дружески потрепал Александра по плечу, затем поднял телефонную трубку и сказал кому-то: — Георгий Анатольевич! Сейчас к тебе подойдет один молодой человек, наш новый наблюдатель… Да, тоже летчик… Объясни ему, что и как. Лейтенант Георгий Анатольевич Фриде начинал войну в составе Черноморского флота, продолжил её в одном из армейских отрядов, и на груди его, рядом с «крыльями» морского летчика, светил красной эмалью боевой «Владимир» с мечами. В один из дней — а случилось это в конце зимы — лейтенант готовил к обычному полету «пятак» с двойным управлением и как бы -между прочим обмолвился: — Прискучило мне что-то в одиночку… Саша! Не хочешь ли составить компанию? Господи! Что за вопрос?.. Перчатки, шлем, очки, горло наспех замотано белым офицерским кашне… — Готов! — Ну тогда поехали… Короткий разбег… Отрыв… Полет! «Пятак» исполнил классическую «коробочку» и, едва лишь он закончил пробег, мичман взмолился: — Жора, дружище! Ещё разик! За вторым «разиком» тут же последовал третий, а четвертую «коробочку» Прокофьев совершил один… Раздернув застежку шлема, мичман облобызал лейтенанта в жесткие обветренные щеки: — Ну, Жорж!.. Никак не думал, что ты сегодня же меня выпустишь! — Да, — Фриде усмехнулся. — Выпустил я… Джинна из бутылки! «Джинн» дал о себе знать довольно скоро. В первых числах мая Нева сбросила лёд, и по ней, совсем как в мирное время, побежали нарядные речные трамваи… В один из таких дней лейтенанта Фриде позвали к телефону. Звонил, как оказалось, некий жандармский ротмистр. — Сожалею, лейтенант, но вынужден сообщить вам о совершенной разнузданности ваших подчиненных. — А что такое стряслось? — осведомился Фриде. Стряслось, как объяснил ротмистр, вот что. Среди бела дня, при всём честном народе, мичман А. Прокофьев на гидроплане типа М-9 (т. е. на «девятке») пролетел под самой серединой Николаевского моста… Фриде пожал плечами: — Ну и что? Лично я пролетел однажды под всеми петроградскими мостами… Почему ж мичману Прокофьеву не пролететь хотя бы под одним? — Логика в этом есть, — согласился ротмистр. — Но вы, надеюсь, не пытались таранить… речной трамвай? Оказывается, мичман А. Прокофьев сумел не только вписаться между водой, настилом и опорами, но также и разминулся (буквально в дюймах!) со встречным речным трамваем. — Господи помилуй! — воскликнул Фриде. — Вот и я говорю, — вздохнул жандарм. — К счастью, пассажиры отделались лишь испугом… Но не думаю, чтобы легким! «Трамвайная» история быстро дошла до начальственных верхов, и через несколько дней Фриде сказал мичману: — Ну, Сашка, молись. Адриан тебя требует! Воздушные силы Балтфлота считались тогда подразделением Службы связи, создателем и бессменным начальником которой был контр-адмирал Адриан Иванович Непенин — когда-то лихой миноносник, а ныне — тонкий стратег и грамотный тактик, ценитель и знаток всяческих военных новшеств и… негласный шеф русской морской разведки… Указуя перстом на деревянную мичманскую конечность, Адриан Иванович прорычал: — Вот этой бы штукой да тебя же и по башке!.. За коим лешим ты под мост-то полез?.. И трамвай почему вовремя не заметил? Или зажмурился со страху? — Но я же с ним разошелся, — тихо сказал мичман. — По всем правилам речной навигации, левыми бортами. — Дурак ты, — грустно сказал Непенин, уже спустивший самый высокий «пар». — Ну что мне с тобой делать? — Отправить в строевую часть, — с готовностью подсказал мичман. — Желательно в авиационную. — В саперную роту пошлю, — серьезно сказал Непениин. — Уж там-то ты налазишься под мостами… Досыта! Мичман отбыл на родительскую квартиру — под арест. А Непенин позвал писаря с машинкой «Ундервуд» и стал диктовать ему подробный доклад на Высочайшее имя, который несколько дней спустя вернулся с резолюцией: «Читал. Восхищен. Пусть летает. НИКОЛАЙ». Первого своего немца Прокофьев «завалил» в августе 1916 года, когда три русских «девятки» сошлись над озером Ангерн в упорном бою с германскими «жуками» — так моряки называли самолет «Альбатрос», поставленный на поплавки. На базу Саша привез 28 пулевых пробоин и окрепшую веру в себя. Вторую победу Прокофьев поделил с лейтенантом Дитерихсом, а третьего «жука» прикончил самостоятельно — внезапным ударом со стороны солнца, когда немец уже заходил в хвост лейтенанту Левицкому. За спасение командира в бою Прокофьев был досрочно возвышен в лейтенантский чин и награжден георгиевским оружием — золотым кортиком с надписью «За храбрость»… Осенью Непенин возглавил Балтийский флот, а лейтенант Прокофьев получил под начало всю истребительную авиацию флота — шесть (аж целых шесть!) аппаратов типа «Ньюпор-17», которые базировались на воздушной станции Кильконд, остров Эзель. За зиму лейтенант и его товарищи «спустили» с неба ещё нескольких «жуков», а в феврале грянула «великая и бескровная» — с убийствами офицеров и с приказом Петроградского Совета №1, который за считанные дни превратил великую армию в митингующую толпу… Но «Ньюпоры» Прокофьева всё так же патрулировали небо над Рижским заливом, обеспечивая флоту воздушную «крышу». — Революции в столицах, — говорил Александр. — А тут у нас, извините, война. 29 сентября 1917 г. германский «Хохзее-флотте», насчитывающий до 300 боевых вымпелов, двинулся в теснины Моонзунда, имея конечной целью прорваться к русской столице. Все «пятаки» с «девятками» спешно перебазировались в Аренсбург, за ними готовился лететь и Прокофьев со своими «Ньюпорами»… Но тут по проводу с полуострова Сворбе донесло не просьбу — мольбу: — Прокофьев! Саша! Не улетай. А то ведь он нас тут совсем заклюет!.. Начальник базы сказал авиатору: — Приказать не могу. Поступайте по совести. Прокофьев так и поступил — остался. С ним остался мичман Сафонов (ещё, кажется, никогда в жизни не брившийся). Боевую работу летчики вели от темна до темна, лицо Сафонова перекашивал нервный тик, но сам он был энергичен и весел. — Во, «гансы»-то налетели… Только сшибай! — Вот и сшибай, — говорил ему Прокофьев. Каждый день офицеры вгоняли в землю «жука» или «фоккера». Бывало, что двух. А то и трех! Германские радисты стучали в эфир: «Ахтунг, ахтунг! Над Эзелем — русские асы…» — Если я неприятеля вижу, — говорил Прокофьев, — то ему меня уже не сбить… А первым я его увижу всегда. Прокофьева не сбили. Он упал сам. В один из дней ротативный мотор закапризничал, и лишенный тяги «Ньюпор» устремился к близкой земле… Верхушки сосен остро хлестнули по крыльям. Летчик уперся руками в переднюю кромку кабины, чтобы не разбить лицо… Слава Богу! Приземление состоялось. Колеса — по сторонам, нижние плоскости раздерганы в клочья… Может ли инвалид на протезе пройти самостоятельно больше тридцати верст? И не по гладкой дороге, а по запутанным эзельским тропинкам и просекам?.. Оказывается, может! Вечером на Ориссарской дамбе матросы заприметили персону весьма необычную: на голове — чёрный вязаный шлем, лицо — серое от непомерной усталости, на плече пулемет «Льюис», а из-за отворота кожаной куртки выглядывает плюшевый «обезьян». — Это что за зверь у тебя? — полюбопыт-ствовал моряк с эмблемой ревельского «батальона смерти». — Зовут его Яшка, — был ответ. — А-а… — кивнул матрос. — Так ты, стало быть, лейтенант Прокофьев… Эй, братва! Пропусти нашего летчика!.. С острова Моон лейтенанта подхватил дозорный эсминец, к утру Прокофьев был уже в Ревеле, там опробовал новый аппарат, а в середине дня сбил над Эзелем очередного немца… Цифры такие. Мичман Сафонов уничтожил 11 неприятельских самолетов, лейтенант Прокофьев — на два больше, так что в списке русских асов (т. е. тех, у кого было 5 и более воздушных побед) над его фамилией значился лишь один летчик — подполковник Александр Казаков. К исходу боев за Моонзунд Александр Николаевич Прокофьев был уже старшим лейтенантом и кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени… А спустя считанные дни грохнул выстрел «Авроры», большевики реализовали свои знаменитые «почта, вокзалы, телеграф», и страна вступила в новую эру… В моду вошли бесконечные митинги с резолюциями, нежно-голубой денатурат и семечки, семечки, семечки… Плюнув на всё, старший лейтенант отправился в Питер, и там на родительской квартире его навестил князь Черкасский, занимавший тогда должность начальника штаба флота. С удовольствием прихлебывая крепкий чай (довоенный, от Перлова), Черкасский сказал: — Ещё в сентябре мы предлагали вам командировку в Североамериканские Штаты. Тогда, помнится, вы наотрез отказались… Ну а сейчас? Несколько дней спустя Прокофьев получил новенький заграничный паспорт, открыл его… и с удивлением обнаружил, что какой-то премудрый писарь уснастил фамилию «Север-ский» французской приставкой «де». — Звучит неплохо, — констатировал Александр. — Но «де Прокофьев» было бы ещё лучше… Путь его лежал через весь огромный континент, по Великой Сибирской магистрали. За станцией Миасс, на каком-то заснеженном полустанке, поезд был остановлен «Особым отрядом революционной расправы». Глаз у «товарищей» был наметан, и Прокофьева при всём его штатском обличье сразу же распо-знали как «золотопогонную контру». — А ну выходи, — велели ему. — Вещи можешь оставить… Командовал отрядом огромного роста матрос, и на ленточке у него ещё читались полинявшие литеры: «Береговая оборона». Сдернув с плеча карабин, революционный «братишка» перещелкнул затвором. — Тут недалече, — сказал он. — Видишь вон ту кирпичную стенку?.. На едва пробитой меж сугробами тропке летчика вдруг мотнуло в сторону, правая штанина его задралась и показала никелевые планки протеза… Конвоир остановился. — Послушай… Ты часом не Сашка ли Прокофьев? — Он самый… Карабин отлетел — прямо в снег! Матрос прижал офицера к широченной своей груди: — Я же батарейный, с Цереля! Ты всем нам был как свет в окошке… Мы ж так тебя и звали — ангел-хранитель! На сей раз исполнение «высшей меры» не состоялось, а гражданин Прокофьев (он же «де Северский») получил на руки «охранную грамоту», написанную на тетрадном листе крупным корявым почерком и скрепленную какой-то нечеткой печатью. — С нею тебя никто не тронет, — заверил его матрос. — Езжай теперь хоть куда… Хоть в Америку! Америка… Вот и она! Дивный Сан-Франциско распахивает свои просторные гавани, маня путешественника сиянием золотых огней и тревожа буйством ароматов калифорнийской весны… На дворе был год 1918-й, март месяц. Думалось ли тогда русскому офицеру Прокофьеву, что ни русским офицером, ни даже Прокофьевым он не будет уже никогда, что никогда больше нога его не ступит на родную землю, что на все последующие годы подлинную фамилию заменит ему сценический псевдоним отца с нелепой приставкой «де», и что сейчас перед ним распахивает гавани та страна, в которой ему предстоит умереть… Но прежде — прожить очень долгую жизнь! Думалось ли ему, что первые свои доллары будет он зарабатывать испытаниями самолетов «на пикирование», когда летчик озабочен лишь одной мыслью: выдержит ли машина «запредел» диких нагрузок? Если выдержит — получи гонорар, если же нет — пышные похороны за счет фирмы… Думалось ли ему, что в течение последующих трех лет он разработает уникальный бомбоприцел, за который правительство САСШ выплатит ему громадную по тем временам сумму в 50 тысяч долларов?.. И что эти доллары сделаются потом финансовой основой фирмы «Северский Аэро Корпорейшн», и что в 1925 г. женой его станет обворожительная Эвелин Оллифант, которая когда-то жила в Петрограде вместе с отцом-дипломатом и, встретив там однажды неотразимого Сашку Прокофьева, смертельно влюбилась в него… Человеку не дано знать судьбы своей. А потому «мистер де Северский» не знал и не мог знать, что в годы Великой депрессии его первое детище разорится в пух и прах, но спустя недолгое время снова воскреснет под именем «Северский Эркрафт Корпорейшн»… Тогда-то и встретит он давнего своего знакомца по заводу Щетинина — молодого Сашу Картвели, человека с редкостным инженерным талантом. И скажет ему: — Есть фирма. Пока небольшая. Но если пойдешь ко мне главным инженером, то… нас будет уже двое! Затем настанет недоброй памяти год 1939-й, когда по решению совета директоров Александра Северского сместят с поста президента собственной его фирмы, а спустя недолгое время и вовсе выставят за ворота. — Вы слишком увлекались экспериментальной деятельностью, — скажут ему. — А мы, как и все наши акционеры, более заинтересованы в получении дивидендов… Фирма «Северский» станет фирмой «Рипаблик». Летчик, однако же, вновь заявит о себе — на сей раз уже как публицист и… как военный тео-ретик. В 1942 г. выйдет его книга «Воздушная мощь — путь к победе». Труд этот немедленно сделался бестселлером, а спустя годы генерал Эйзенхауэр как-то сказал: «Если бы не книга Северского, то мы бы долго ещё не имели настоящей стратегической авиации…» Вскоре майор Северский будет назначен военным консультантом при правительстве Соединенных Штатов, а в небе над Европой к этому времени начнет одерживать первые свои победы тяжелый истребитель сопровождения Р-47 «Тандерболт», выпущенный фирмой «Рипаблик», но задуманный когда-то на фирме «Северский». — Кто сделал эту штуку? — спрашивали англичане, когда первые «Тандерболты» 56-й истребительной авиагруппы появились у них на острове. — Двое русских, — отвечали янки. — Северский и Картвели. В 1945-м году Северский посетит сожженную ядерным огнем Хиросиму, в 1946-м примет участие в секретных атомных испытаниях, и в том же году президент Трумэн повесит ему на грудь медаль «За заслуги»… Потом будут еще книги, еще статьи, преподавание в академиях и колледжах… Кончину свою майор в отставке де Северский встретит 24 августа 1974 г., в нью-йоркском Мемориальном госпитале. Всё это будет. А пока… Золотом ярких огней сияет сказочный город, и зефиры калифорнийской весны сладостно кружат голову 23-летнему старшему лейтенанту, морскому летчику, герою Моонзунда, георгиевскому кавалеру Сашке Прокофьеву. Пока еще не американцу, пока — русскому… В заключение сообщу следующее. Николай Георгиевич Прокофьев-Север-ский, артист-летчик, во время революционных настроений перебрался с женой и дочерью в Швецию. На театральных подмостках он больше не играл, но зато снимался в кино. Необычайное сходство с Петром Великим обеспечило ему роль Петра Великого в каком-то шведском фильме. Ника, по слухам, тоже пробовала себя в актерском ремесле, но с каким успехом — о том не извещен… Прокофьев Георгий. «Вихри враждебные» занесли его в Париж. Когда-то прекрасный летчик, он зарабатывал себе на жизнь тем, что в русских ресторанах пел под гитару старинные романсы. Неизменным успехом пользовался «Вечерний звон», публика вытирала слезы… Касательно судьбы Яшки не знаю ничего. Быть может, он жив и по сию пору?.. На фото стр. 16: Вверху слева направо: А. Северский (Прокофьев). Америка, 1934 г.; А. Северский у самолета «Северский», 1935 г.; Внизу слева направо: самолет «Северский Р-35», за штурвалом — Северский, 1937 г.; А. Прокофьев, зима 1917 г. 08.10.2004 http://www.mosoblpress.ru/yarosl/show.shtml?d_id=4730

omitsch: Место гибели подлодки Щ-305. АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА. Газета "Труд" № 120 за 11.07.2007 click herehttp://www.trud.ru/issue/article.php?id=200707111200103 НЕСЧАСТЛИВАЯ "ЩУКА" "ТРУД" ОТЫСКАЛ В АРХИВАХ СПИСОК МОРЯКОВ ПОДЛОДКИ Щ-305, ОБНАРУЖЕННОЙ НА ДНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ В территориальных водах Швеции в районе Аландских островов обнаружена советская подводная лодка Щ-305, затонувшая в годы войны. До сих пор 38 моряков считались без вести пропавшими. Теперь координаты братской могилы, в которую превратилась лежащая на дне искореженная "Щука", будут нанесены на все навигационные карты флота. В свой последний боевой поход Щ-305 уходила 17 октября 1942 года. Приходилось прорываться из обложенного блокадой Ленинграда, из засыпанного гитлеровскими минами Финского залива. Моряков на кронштадтских и питерских причалах провожали как в последний бой. Для многих он таким и оказался. Той осенью балтийский подплав понес тяжелые потери. Экипажи уходили и пропадали, зачастую не успевая дать ни единой радиограммы. 29 августа вышла в поход и сгинула Щ-304 под командованием капитана III ранга Я. Афанасьева. 18 сентября в Балтику на поиск противника повел свою Щ-308 капитан III ранга Л. Костылев. Четверо суток они пробирались сквозь скрежетавшие по корпусу минные тросы. Пронесло - выбрались в Балтику. 2 октября атаковали финский конвой у полуострова Ханко. Спустя пять дней выпустили торпеды по германскому госпитальному судну "Рюген". Через полторы недели - по немецкому судну-ловушке "Шифф-47". Костылев сообщил по радио о повреждениях прочного корпуса подлодки и получил разрешение возвращаться. Не вернулся. 11 октября вышла в море и пропала Щ-302. 20 октября под прикрытием пяти тральщиков и двух сторожевых катеров в открытое море двинулись Щ-406 и Щ-306. Конвой успешно добрался до точки погружения. Как воевала в те дни Щ-406, известно. За шесть дней на позиции у Данцигской бухты по кораблям и транспортам она выпустила весь торпедный боезапас и вернулась домой. А куда девалась Щ-306, можно строить лишь предположения. Поскольку противолодочные силы врага о победах в те дни не доносили, то считается, что она подорвалась на минах. Словом, скверно все складывалось. Но Ленинград надо было спасать, и с жертвами не считались. Вот в такой обстановке приказ прорываться в Балтику получил командир той самой, найденной теперь у Аландских островов Щ-305 капитан-лейтенант Дмитрий Сазонов. Что думали в те часы 38 моряков "Щуки", когда по боевой тревоге разбежались по боевым постам? Надеялись ли, что им повезет больше, чем тем, кто в те горькие месяцы уже в последний раз ушел в море? Наверное. Как на грех, с подачи умников в наркомате ВМФ до сентября 1934 года лодку называли по-революционному бесшабашно - "Воинствующий безбожник". Потом кто-то додумался, что и для неверующих это как-то слишком. Щ-305 в документах переименовали поближе к водной стихии - "Линь". В первом боевом походе "Линю" повезло. У Финляндии тогда было всего три подводные лодки. И с двумя Щ-305 умудрилась встретиться. 28 июня 1941 года "Щука" атаковала финскую подлодку "Весихиси". Тогда не умели воевать не только в этом экипаже, поэтому в цель направили всего одну торпеду. Много позже в Москве проанализировали причины неудачной войны на море? и подводникам было приказано сближаться с врагом на расстояние пистолетного выстрела и торпеды выпускать залпом. А в 1941-м Щ-305 промахнулась и тут же едва не поплатилась за это. Два дня спустя уже "Весихиси" атаковала "Щуку". К счастью, тоже промах. Но ко второму походу, видимо, лимит везения бывший "Воинствующий безбожник" исчерпал. Об обстоятельствах гибели стало известно лишь после победы из трофейных архивов. У Аландских островов Щ-305 подстерегла другая финская лодка - "Ветехинен". Ночью 5 ноября, когда наш экипаж всплыл подзарядить аккумуляторные батареи, финны выстрелили сначала двумя торпедами. Мимо. Открыли огонь из 76-миллиметровой пушки. Тут промахнуться было невозможно. "Линь" затонул мгновенно. Неизвестных солдат на войне были миллионы. У тех, кто до последнего бился с врагом на море, всегда оставались имена. В штабах каждого, ступившего на палубу, учитывали и отдавали приказом, который подшивали береговые писари. Но неизвестных могил на морском дне не счесть! Теперь одной стало меньше. "Труду" с помощью архивов Главного штаба ВМФ России удалось установить каждого, кто лежит у Аланских островов на Щ-305. ВОТ ИХ ИМЕНА: 1. Ануфриев Петр Степанович, капитан-лейтенант, помощник командира подлодки. Род. в 1910 г. в селе Лужино, Ржаксинского района Тамбовской области. 2. Грачев Александр Иванович, краснофлотец, кок. Род. в дер. Петровское Калининской обл. 3. Дашкевич Александр Трофимович, старший краснофлотец, электрик. Род. в с. Сур-Михайловское Днепропетровской обл. 4. Денищев Александр Фотеевич, старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков. Род. в Иваново. 5. Дремалов Михаил Андреевич, старший краснофлотец, старший моторист. Род. в п. Калинин-Языков Куйбышевской обл. 6. Ермилов Владимир Иванович, старший краснофлотец, старший моторист. Род. в Москве. 7. Желнин Василий Иванович, старшина 2 статьи, командир отделения комендоров. Род. в с. Минино Ивановской обл. 8. Зуев Виктор Петрович, старший политрук, заместитель командира по политической части. Род. в Москве. 9. Зуйков Василий Николаевич, краснофлотец, торпедист. Род. в с. Мухталово Горьковской обл. 10. Каранда Валентин Ефимович, старшина 2 статьи, командир отделения акустиков. Род. в Изюме Харьковской обл. 11. Киселев Александр Сергеевич, краснофлотец, моторист. Род. в дер. Александровка Воронежской обл. 12. Кузнецов Василий Николаевич, старший военфельдшер, фельдшер. Род. в дер. Анисимовка Ленинградской обл. 13. Курицын Иван Парфирович, старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов. Род. в дер. Петково Ярославской обл. 14. Лавриченко Михаил Тимофеевич, старшина 2 статьи, командир отделения рулевых. Род. в с. Тамбовка Днепропетровской обл. 15. Ларченко Андрей Евдокимович, главный старшина, старшина группы трюмных. Род. в дер. Студино Могилевской области. 16. Лейдерман Соломон Яковлевич, инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5. Род. в Одессе. 17. Миргородский Константин Иосифович, краснофлотец, строевой. Род. на станции Саракташ Чкаловской обл. 18. Морозов Пантелей Дмитриевич, главный старшина, старшина группы рулевых. Род. в с. Межедор Коми АССР. 19. Наумчик Григорий Миронович, главный старшина, старшина группы электриков. Род. в дер. Оломея Гродненской обл. 20. Невгод Николай Андреевич, главный старшина, старшина группы торпедистов. Род. в с. Плысадское Киевской обл. 21. Николаев Николай Алексеевич, мичман, старшина группы радистов. Род. в Горьком. 22. Нутрихин Алексей Васильевич, главный старшина, боцман. Род. в Ленинграде. 23. Павлюченко Михаил Никифорович, старший краснофлотец, трюмный. Род. в Нарофоминске Московской обл. 24. Пильченко Петр Трофимович, старшина 1 статьи, командир отделения. Род. в дер. Очилино Смоленской обл. 25. Посадский Петр Андреевич, старший лейтенант, командир БЧ-3. Род. в деревне Селышки Ивановской обл. 26. Резниченко Павел Петрович, краснофлотец, электрик. Род. в с. Александровка Сталинской обл. 27. Сазонов Дмитрий Михайлович, капитан 3 ранга, командир подлодки. Род. в дер. Горелово Рязанского района Белорусской АССР. 28. Сараев Николай Яковлевич, старший лейтенант, командир БЧ-1. Род. в с. Боярское Бурят-Монгольской АССР. 29. Сергеев Александр Николаевич, старший лейтенант, помощник командира подлодки П-3. Род. в Киеве. 30. Смалиев Александр Михайлович, старшина 2 статьи, командир отделения электриков. Род. в Сергеевском р-не Ворошиловградской обл. 31. Соловьев Василий Иванович, главный старшина, старшина отдела мотористов. Род. в дер. Медведки Калининской обл. 32. Сычев Алексей Иванович, краснофлотец, моторист. Род. в дер. Нижняя Николаевская Сталинской обл. 33. Третьяков Иван Иванович, старшина 2 статьи, командир отделения комендоров. Род. в с. Лады Воронежской обл. 34. Ушаков Леонид Андреевич, краснофлотец, радист. Род. в дер. Вотская Горьковской обл. 35. Чибисов Александр Григорьевич, краснофлотец, трюмный. Род. в деревне Воронино Московской обл. 36. Шаманов Иван Андреевич, краснофлотец, электрик. Род. в дер. Рождественская Воронежской обл. 37. Шаповал Николай Николаевич, краснофлотец, рулевой. Род. в с. Вишневец Днепропетровской обл. 38. Шершаков Александр Андреевич, старшина 1 статьи, командир отделения мотористов. Род. в дер. Березцово Московской обл. Справка "Труда" Всего в годы Великой Отечественной войны Балтийский флот потерял 47 подводных лодок. Вместе с ними из походов не вернулись 1447 советских моряков.

nic52: у политовских во владивостоке есть правнук ему сейчас 50 лет, я видела у него все фотографии которые представлены.Зовут Игорь Борисович Политовский.живет на Муравьева-Амурского.

Автроилъ: Любопытная статья: http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&art_id=13501&num_id=&rubrik_id=5

Сергей: ВОГАК АНДРЕЙ ИППОЛИТОВИЧ ВОГАК ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ(1890-?) Родственники???.

А.И.ПОЛИТОВСКАЯ: ДОБРЫЙ ДЕНЬ, МЕНЯ ЗОВУТ ПОЛИТОВСКАЯ АЛЕКСАНДРА ИГОРЕВНА , Я ДОЧЬ ПОЛИТОВСКОГО ИГОРЯ БОРИСОВИЧА (ПРАВНУК Е.С.ПОЛИТОВСКОГО И С. ПОЛИТВСКОГО) НА ДАННЫЙ ФОРУМ ЗАШЛА СЛУЧАЙНО РАЗЫСКИВАЯ ХОТЬ КАКУЮ ЛИБО ИНФОРМАЦИЮ О СВОИХ РОДСТВЕНИКАХ ИЗ РОДА ПОЛИТОВСКИХ ПО ЛИНИИ Сигизмунд Феликсович Политовский (1842 г.р.), из дворян, впоследствии переехал в Петербург. У него было пятеро детей - сыновья Евгений, Сергей и Аполлинарий, две дочери - Елена и Нина. ЕСЛИ О СЫНОВЬЯХ ЕВГЕНИИ , СЕРГЕИ И АППОЛИНАРИИ ИМЕЕМ ХОТЬ КАКОЙ ТО МАЛЕЙШЕЙ ИНФОРМАЦИЕ, ТО ОБ ИХ СЕМЬЯХ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ !ТАК ЖЕ КАК И О СЕСТРАХ НИНЕ И ЕЛЕНЕ! ВСЕ КТО МОЖЕТ ХОТЬ ЧТО ТО СООБЩИТЬ БУДУ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА. ТАК ЖЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗНАТЬ КТО ПИШЕТ ПОД НИКОМ NICKPOL???? с Уважением ,Александра Политовская!

А.И.ПОЛИТОВСКАЯ: ТАК ЖЕ МНЕ МОЖНО НАПИСАТЬ НА ПОЧТУ politocha_1984@mail.ru . СПАСИБО ! С УВАЖЕНИЕМ , АЛЕКСАНДРА ПОЛИТОВСКАЯ!

Автроилъ: ПОЛИТОВСКИЙ Сергей Сигизмундович (03.10.1880 – 08.11.1936), капитан 1-ого ранга. Брат погибшего в Цусимском сражении (14.05.1905) на эскадренном броненосце "Князь Суворовъ" флагманского корабельного инженера ст. помощника судостроителя Е.С. Политовского. Окончил МК (1900). Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Во время последней кампании командовал эсминцами "Крепкiй" (20.05.1914-1915), "Гайдамакъ" (1915-1917), "Капитанъ Белли" (с 31.03.1917). и бр. крейсером "Богатырь" (1917-1918). Участник Белого движения. В период существования Cеверо-Западного фронта находился в ОКСА, затем в войсках генерала Н.Н. Юденича (1862-1933). Был инициатором создания т.н. «Полка Андреевского флага». Командир батальона, затем помощник командира 2-ого Ревельского полка СЗА. За участие в боях во время Второго похода на Петроград награжден орденом Св. Владимира 3-ей степени с мечами (31.12.1919). После окончания военных действий проживал в Таллине. С момента учреждения состоял членом Ревельской кассы взаимопомощи моряков, в совет уполномоченных которой входил до марта 1932 года. Пользуясь неизменным авторитетом в среде русской эмиграции, избирался председателем и товарищем председателя Эстонского отдела Русского Национального Союза (РНС), а также членом совета старейшин Русского клуба. Одновременно являлся активным популяризатором скаутского движения и с 16 февраля 1936 года принял под свое начальствование Отдел русских скаутов в Эстонии. За службу в Императорском флоте удостоен ряда российских орденов. От имени итальянского правительства награжден серебряной медалью за участие в спасении жителей Мессины, пострадавших от жесточайшего землетрясения в 1908 году. Один из авторов вышедшего в Риге сборника «Флаг адмирала» (1930). Похоронен в Таллине на кладбище Александра Невского. Некрологи помещены в ревельской русскоязычной газете «Вести дня» (№ 255 за 09.11.1936) и в издававшемся в Праге «Морском журнале» (№ 108 за 1936 год).

Dirk: Политовский Евгений Сигизмундович. Пенсионное дело с послужным списком: РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 1780. Сестра: Нина. Окончила Мариинскую гимн. в СПб. С авг. 1904 на театре военных действий сестрой милосердия, с марта по октябрь 1905 - на передовых позициях в 63-м полевом подвижном госпитале. Фото: Истина о русско-японской морской войне. Т. 1. СПб., 1907. С. 296. Жена (с 26.05.1900): София Герасимовна, дочь потомственного почетного гражданина Карпенко. Адрес в июне 1905: СПб., Рузовская ул. 29, кв. 3; возраст на момент назначения пенсии - 21 год.

Юрген: Не совсем статья, конечно, но сведения дает весьма хорошие. Вышла книга одного из наиболее серьезных ВМ историков Половинкина, что в ней особенно ценно, проведен подробный разбор трудов Кутейникова с подробными комментариями и выделено их значение. такая работа бывшего начфака кораблестроения ВМА дорогово стоит... С уважением Ю

WWS: Одна биографическая статья о генерале Савченко-Бельском: http://fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=4320

Автроилъ: Случайно наткнулся в интернете: http://www.modernlib.ru/books/ivanov_georgiy/delo_pochtamtskoy_ulici/read_1/ Теперь не знаю, как к этому отнестись...

olvia: из интернет-газеты СТОЛЕТИЕ Иван Стеблин-Каменский «ЭТО РАЗЛОЖЕНИЕ, А НЕ НОВАЯ ЕВРОПА» (Главы рукописи «Из дневника переводчика вермахта»)



полная версия страницы