Форум » Книги, журналы, статьи » Моряки МЗ "ПРУТ" » Ответить

Моряки МЗ "ПРУТ"

Olmalin: На днях среди старых вырезок попалась статья «Прут» - черноморский «Варяг» В то роковое утро 29 октября 1914 года Севастополь мирно спал, когда немецкий линейный крейсер «Гебен», следуя за тралами турецких миноносцев, подошел к городу. В 6 часов 30 минут он начал обстреливать порт. Огонь береговых батарей заставил неприятельский корабль поспешно уйти в открытое море. В это бремя минный заградитель «Прут» возвращался в Севастополь. На его борту находилось 710 машин и 305 членов экипажа. Было начало восьмого. «Прут» подходил к траверзу мыса Феолент, когда прямо по курсу объявился силуэт большого корабля, полным ходом шедшего навстречу. Расстояние между судами быстро сокращалось. — «Гебен»! — Выброситься на берег не успеем. Надо топить корабль,— обратился командир лейтенант Александр Рагусский к старшему офицеру. «Слушайте все!» — сыграл горнист. Корабль замер. Все за¬стыли в ожидании. — Приготовиться к потоплению. Отдраить все иллюмина¬торы,—четко скомандовал старший офицер. На «Гебене» взвился сигнал: «Предлагаю сдаться». Но «Прут», как и легендарный крейсер «Варяг», не спустил перед врагом славный Андреевский флаг. По команде командира лейтенанта Александра Рагусского и минного кондуктора Ивана Вильянского были открыты кингстоны. «Прут» стал медленно погружаться. Шлюпки одна за другой спускались на воду. Экипаж действовал четко и слаженно. Но легкие посудины не могли вместить весь личный состав корабля. Часть команды долж¬на была воспользоваться спасательными поясами. Расстояние до вражеского крейсера быстро сокращалось: сорок, тридцать, двадцать пять кабельтовых... Последняя шлюпка отвалила от борта. Офицеры во главе с командиром собрались на мостике. Мощные орудия «Гебена» были направлены на «Прут»... Вдруг вспышка. Залп! Недолет... Второй залп! Снаряд попал в полубак. Вспыхнул пожар. Командир приказал офицерам бросаться за борт, но сам со старшим офицером оставался на мостике. Один за другим залпы сыпались на «Прут». Море вокруг него кипело. Видя, что корабль медленно тонет, и опасаясь, как бы неприятель не захватил его, лейтенант Рагусский с подрывным патроном в руках бросился вниз... Раздался взрыв. «Прут» сильно осел на корму, задрав нос. Вражеский снаряд попал в мачту. Она повисла под углом в 45 градусов. Огромный Андреевский флаг продолжал развеваться на ней. Вдруг на верхней палубе среди клубов дыма и огня появился священник в полном облачении. Со шлюпок было видно, как он приблизился к борту, простер руки к небу. Это был иеромонах отец Антоний (в миру Смирнов). Он молил Бога спасти моряков, не дать им погибнуть в морской пучине. — Батюшка! Спасайтесь!— кричали ему со шлюпок. Но он не обращал внимания на голоса людей. Отец Антоний молился... Затем, высоко под¬няв крест, стал быстро благословлять всех кругом. Новые залпы, усилили пожар. «Прут» пылал, все больше и больше оседая на корму. Вихрь дыма застилал место, где только что стоял священник. Восьмидесятилетний иеромонах отец Антоний не пожелал в минуту гибели корабля расстаться с ним и погиб с крестом в руках, до последней минуты благословляя живых. Видя, что русский минный заградитель тонет, «Гебен» дал ход и пошел на Сарыч. Позже часть экипажа на шлюпках подобрала подводная лодка «Судак». Семьдесят пять человек подняли на борт турецкие эсминцы. Кто-то вплавь добрался до крутых скал Феолента, кто-то нет... В честь потопленного минного заградителя его именем был назван большой трехтрубный крейсер. А какая судьба выпала тем, кто после геройской гибели русского минного заградителя остался жив? Один из участников этой трагедии мичман Андрей Васильевич Полянский после гибели «Прута» продолжал службу на Черноморском флоте. Минный кондуктор Вильянский в 1918 году породнился с Полянским. Сестра Ивана Вильянского, Анна, вышла замуж за его двоюродного брата — Порфирия Добровольского. Таким образом героев «Прута» вновь свела судьба. В ноябре 1920 года гремели бои за Перекоп, Крым, Севастополь. На этот раз русские сражались против русских... А затем от севастопольских при¬чалов корабли уходили в Стамбул и дальше — в Безерту. 15 ноября 1920 года красные вошли в Севастополь. Через несколько дней был отдан приказ: всем оставшимся офицерам явиться для регистрации. Родные и близкие уговаривали Полянского не идти, но все мольбы были напрасны. Ведь его, справедливого и честного, любили матросы. Андрей Полянский явился в помещение цирка на площади Ушакова в офицерской форме. Больше его не видели. Остались светлая память о нем да фотография, где он изображен с женой и племянницей 1 марта 1919 года. Снимок был подписан Порфирию и Анне Добровольским. И.М.Вильянский несколько лет работал ведущим инженером в городе Ейске. За особые заслуги был награжден орденом. Пришел 1937 год. Иван Максимович за службу в царском флоте и офицерский чин был арестован как враг народа. В 1940 году реабилитирован. Посмертно. На могиле у него нет креста, да и могилы тоже нет. Остался у сестры только орден Святого Георгия IV степени за подвиг на минном заградителе «Прут». По свежим следам за совершенный подвиг капитана «Прута» лейтенанта А.В.Рагусского посмертно наградили орденом Святого Георгая IV степени: Вот уже 84 года его личные вещи хранятся в музее Черноморского флота. На снимках: Андрей Васильевич и Вера Васильевна Полянские с племянницей: И.М.Вильянский во время службы на минзаге «Прут» (фотография из фондов музея Черноморского флота). Один из авторов статьи – Светлана Добровольская – племянница героев «Прута» А.Полянского и И.Вильянского, жительница Севастополя. С.ДОБРОВОЛЬСКАЯ. В.ШАТАЛИН. «Слава Севастополя». 10.11.1998. - С.3.

Ответов - 35, стр: 1 2 All

wind: Olmalin пишет: обратился командир лейтенант Александр Рагусский к старшему офицеру. Хоть Командиром и был Кап. 2 ранга Г.А.Быков, старшим офицером Старший лейтенант Ю.Л.Лонткевич, а Лейтенант А.В.Рогусский был Старшим минным офицером :-)) , но агитка очень даже хорошая ... С уважением, В.

Автроилъ: Olmalin пишет: В честь потопленного минного заградителя его именем был назван большой трехтрубный крейсер. Бывший турецкий "Medydieh". Зачислен в состав русского флота 13 июня 1915 года. Что касается газеты, то «Слава Севастополя» одно время была моей любимой газетой - до сих пор храню в ахиве несколько номеров. Спасибо за напоминание о многом, в том числе и дорогом ... С уважением ...

aden13: Автроилъ Может быть Вы скажете? Никто мне не может сообщить, кто был командиром крейсера "Прут" в русском флоте в 1915-1918 гг.? Старших офицеров аж двое числится: старший лейтенант Н.Р. Гутан 2-й (с 23.09.1915) и старший лейтенант В.Е. Погорельский (с 24.04.1916), а командир нигде не прописан. У Вас нет информации? P.S. Кстати, даты в статье по новому стилю (почему-то)

aden13: Olmalin пишет: На его борту находилось 710 машин и 305 членов экипажа. Красиво звучит о-:)))

aden13: Olmalin пишет: Один из участников этой трагедии мичман Андрей Васильевич Полянский Кто такой?

aden13: Сам же и нашел: прапорщик по морской части Андрей Васильевич Полянский (род. 17.10.1889). Произведен по экзамену в прапорщики по морской части 12.12.1905 с зачислением в запас флота по Бердянскому уезду. Определен в службу 24.07.1914. Кто же его в мичманы-то произвел? Наверное сам автор статьи

Автроилъ: aden13 пишет: Кто же его в мичманы-то произвел? Был приказ, подписанный Керенским, которым всех прапорщиков по морской части переименовали в мичмана военного времени. С уважением ...

aden13: Автроилъ А всех ли? Тех кто уже был на службе, вроде не переименовывали, а только выпускников Школы прапорщиков флота (стала Школой мичманов военного времени). Хотя, может быть, я не прав. P.S. Во всяком случае в 1914 году он точно был прапорщиком

Сергей: Уважаемые! Вот нашёл в сети статью из «Гангута», о гибели МЗ «Прут». По этой статье составил справку на РОГУСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИСЛАВОВИЧ(1887-1914) 16.10.1914 г. погиб на МЗ «Прут»(тело взрывом германского снаряда выброшено за борт в море). По всем ранее публиковавшимся изданиям, ушёл в трюм заложил патроны, что ускорило затопление МЗ. Больше его не видели. Где истина? С уважением Сергей.

Автроилъ: aden13 пишет: А всех ли? Надо посмотреть, что у меня есть в архиве, но сегодня ухожу на работу и по сему ответ дам не раньше, чем через сутки. Может что-нибудь есть у нашей Администрации. С уважением ...

aden13: Статья в "Гангуте" написана П.А. Варнеком и судя по всему на основе воспоминаний командира "Прута" Г.А. Быкова. А альтернативная версия взята в основном на основе книги А.П. Лукина "Флот". Кому верить, не знаю. Скорее уж Быкову. Хотя так ли уж это принципиально?

Автроилъ: aden13 пишет: Автроилъ Может быть Вы скажете? Никто мне не может сообщить, кто был командиром крейсера "Прут" в русском флоте в 1915-1918 гг.? К стыду своему ничего у себя не нашёл. Как-то всё больше Балтикой занимался. А теперь уже самому стало интересно, кто же на "Пруте" командовал. Есть у кого какие соображения? С уважением ...

wind: Автроилъ пишет: Есть у кого какие соображения? Вплоне возможно и не успели назначить Командира, и заправлял там в ремонте Старший офицер ... С уважением, В.

Автроилъ: wind пишет: и заправлял там в ремонте ... Да нет, помнится мне, что вроде где-то читал у эмигрантов о том, как большевики командира КР "ПРУТЪ" то ли в док, то ли в баржу сбросили ... Я тогда ещё позволял себе не всё записывать. с увжением ...

aden13: По поводу командира КР "Прут". Крейсер участвовал в походах - сопровождение 127 и 123 пехотных дивизий в переброске в Трапезунд, без командира там никак. По чину должен быть капитан 2 ранга: крейсер II ранга, небольшой, капитана 1 ранга вряд ли назнчали, тем более старшие офицеры - оба старшие лейтенанты, и без приставки и.д. Из черноморцев: окно у В.С. Головизнина: сдал "Лейтенанта Пущина" Д.М. Пышнову 03.09.1915, а назначен командиром "Донца" 21.11.1916. Хотя с крейсера на канонерку... Маловероятно Еще: В.В. Николя: флагманский минер минной бригады Черного моря, сменен Н.М. Ратьковым 26.08.1915, а назначен флагманским минером флота Черного моря 11.09.1916. Хотя надо еще черноморцев посмотреть, скорее всего кто-то постарше...

aden13: А что известно про Ф.Д. Климова? Сдал ЭМ "Счастливый" Г.В. Фусу 17.10.1915 и все... Вполне может быть. Еще черноморец: Ф.С. Нелидов.

Азов: Могу порекомендовать свою работу о гибели МЗ "Прут", в основу которой положены не только работа Варнека, полученная мной ещё от Н. А. Залесского, но и рапорта пяти офицеров "Прута" из ЦГА ВМФ, написанные по "горячим" следам. Международный морской альманах "Черноморские румбы", выпуск №4, Одесса 2005 год.

АВЩ: Азов пишет: Международный морской альманах "Черноморские румбы", выпуск №4, Одесса 2005 год. Игорь, ну угадай с трёх раз: где народ сейчас найдёт этот альманах?... Давай не скромничай (или не скупердяйничай ) и "свети явки" где людям достать альманах "Черноморские румбы", выпуск №4, Одесса 2005 год. или вывали статью в скане или элекр. виде... как не одно дело делаем...

Азов: РђР’Р© пишет: Игорь, ну угадай с трёх раз: где народ сейчас найдёт этот альманах?... Тоже верно..)) http://www.mtovarov.ru/CHernomorskie_rumbi_Vipusk_4_Mezdunarodniy_morskoy_alma_.html

Азов: Начальник отряда заградителей. Секретно. Чёрного моря. Начальнику Штаба Командующего Черноморским Октября 25 дня 1914 г. флотом. № 91. Рейд Севастопольский. РАПОРТ. О представлении показаний офицеров заградителя «Прут» и о нижних чинах отличившихся во время боя. При сём предоставляю ВАШЕМУ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ показания Г. г. офицеров заградителя «Прут» лейтенанта ИГНАТЬЕВА, инженер-механика лейтенанта КАШЕРИНИНОВА, мичмана АЛЕКСЕЕВА, мичмана ЯНОВСКОГО и прапорщика по механической части СОКОЛОВА, бывших очевидцами боя заградителя с германским крейсером «Гебен» и турецкими миноносцами 16-го октября 1914 г., а так же список отличившихся нижних чинов команды заградителя: 1) Рулевой боцманмат Василий ПИЦЕНКО – оставался у штурвала до самого последнего момента гибели заградителя и бросился в воду только по приказанию старшего офицера. 2) Минный боцманмат Яков ВЕРБИЦКИЙ и 3) Кочегарный унтер-офицер Пётр ЗАВИЗИОН, увидевши плохо умевших плавать своих офицеров инженер-механика лейтенанта КАШЕРИНИНОВА и старшего штурманского офицера лейтенанта ИГНАТЬЕВА, подплыли к ним и помогли продержаться в воде в течении 2-ух часов до посадки в шестёрку. 4) Кочегар Семён РУДЕНКО – оставался у котлов один, когда все ушли из кочегарки, выгребал уголь из топок, оставив работу только по приказанию инженер-механика КАШЕРИНИНОВА. 5) Марсовый Андрей ДОНЧЕНКО – увидя в воде плохо умевшего плавать мичмана АЛЕКСЕЕВА, подплыл к нему и помогал держаться на воде. 6) Машинный кондуктор Ефим ПУДАК – получив приказание старшего механика открыть кингстоны, хладнокровно и спокойно выполнял работу, сам отворачивал маховики, подавал пример остальным работавшим с ним. 7) Машинный унтер-офицер Лаврентий ЛАЗАРЕНКО 8) --------------\\------------------- Фёдор ПОГОРЕЛЬСКИЙ 9)---------------\\------------------- Михаил СОЛОЩЕНКО 10)---------------\\----------------- Иван ТИМОШЕНКО 11)---------------\\----------------- Марк МЕРНЫЙ 12) Машинист Георгий ЖАРКОВ 13)-------------\\------------------- Иван ЛЕОНТЬЕВ 14)------------- //------------------ Сергей СКЛЯРОВ 15)--------------//------------------ Яков ДРОЗАЧ 16)--------------//----------------- Антон МОРОДУДИН 17)--------------\\--------------Варфоломей ШЕРКИЕНКО 18)--------------//------------------ Емельян УКРАЙНЕНКО 19)--------------//------------------ Иван МАРЧЕНКО 20) Трюмный унтер-офицер Павел СОКОЛОВ 21)---------------//---------------- Фёдор ТАМБОВЦЕВ 22) Подручный трюмного Василий НИКИТИН Открывали кингстоны и клапана и клапана на переборках. 23) Кочегарный унтер-офицер Михаил КАРАСЕНКО 24) ---------------\\---------------- Владимир ЦАПКО Открывали предохранительные клапана у котлов. 25) Кочегар Михаил СНЕЖКО 26)------\\----------- Дионисий ВОЛОВИК 27)---------\\---------- Авксентий ТИМОШ 28)---------\\---------- Иоан ЧАБАН 29) -----------//--------- Макар МОРОХОВСКИЙ 30)----------//---------- Григорий МИРОШНИЧЕНКО 31)----------//------------ Иван ТИМОХА. Выгребали жар из топок. Все вышеуказанные нижние чины, кроме машинного унтер-офицера Ивана ТИМОШЕНКО, машинистов: Ивана ЛЕОНТЬЕВА и Антона МОРОДУДИНА (погибли на «Пруте» или находятся в плену) – спасены и находятся на транспорте «Петроград». Контр-адмирал Львов. Старший флаг-офицер лейтенант Данчич.

Азов: Севастопольский рейд октября 26 дня 1914 г. Приказ № 820. За отличие в боях с неприятелем 16 сего октября награждаются Георгиевским крестом 4-степени, согласно статута означенного креста, следующие раненые нижние чины. ................................................................................................... ................................................................................................... Водолаз 1913 г. Степан Однорог - заградитель "Прут" Кочегар 1 статьи 1912 г. Терентий Петриченко - заградитель "Прут" Кочегар 2статьи 1913 г. Илья Будюк - заградитель "Прут" ................................................................................................... Нумера пожалованных крестов будут объявлены дополнительно. Приказ прочесть при собрании команд. Адмирал Эбергард. Севастопольский рейд февраля 18 дня 1915 г. Приказ № 164. В дополнение к приказам за №№ 820, 871, 898, 947 и 955 объявляю нумера Георгиевских крестов и медалий, пожалованных нижним чинам флота за боевые отличия. ..................................................................................................... Заградителя "Прут" Водолаз 1913 г. Степан Однорог 100069 Кочегар 1 статьи 1912 г. Терентий Петриченко 100070 Кочегар 2 статьи 1913 г. Илья Будюк 100075 ..................................................................................................... Адмирал Эбергард.

Автроилъ: Olmalin пишет: цитата: На его борту находилось 710 машин и 305 членов экипажа. aden13 пишет: Красиво звучит о-:))) Думается, что Чёрное море уже тогда пользовалось большим успехом у отдыхающих (автолюбителей)... А может такое количество автотранспорта везли исключительно на продажу. Одним словом, история тёмная...

Автроилъ: Сергей пишет: ...составил справку на РОГУСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИСЛАВОВИЧ А когда Рогуского произвели в лейтенанты? И, может. есть дата его назначения на МЗ "Прутъ". С уважением...

Азов: Автроилъ пишет: А когда Рогуского произвели в лейтенанты? И, может. есть дата его назначения на МЗ "Прутъ". Минный офицер лейтенант Рогузский Александр Владиславович (1887-1914). Родился: 16.04.1887 года. Православный. Женат (жена Зинаида Александровна – 1887 г.р.). В службе с 1905 г. 6.05.1908 г. Корабельный гардемарин. Окончил Морской кадетский корпус 115-м по списку и приказом Морского министра за № 103 произведён в корабельные гардемарины. 12.1908 г. участвовал в оказании помощи жителям Мессины 29.03.1909 г. Приказом по Морскому ведомству за № 897 произведён по экзамену в мичманы 91-м по списку. В составе Черноморского флотского экипажа. 1910 г. предоставлено право ношения Золотого знака об окончании полного курса наук Морского кадетского корпуса. 1911 г. награждён итальянской серебряной медалью за оказание помощи пострадавшим во время землетрясения в 1908 году в Сицилии и Калабрии. 7.10.1911 г. Окончил Минный офицерский класс с зачислением в минные офицеры 2 разряда. 1913 г. пожалован светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. 14.04.1913 г. произведён в лейтенанты. 22.07.1913 г. зачислен в минные офицеры 1-го разряда. ?-16.10.1914 г. Старший минный офицер МЗ «Прут». Точной даты назначения на МЗ нет...но судя по всему тогда же в 1913 г.

Вельбот-067: Азов пишет: 14.04.1913 г. произведён в лейтенанты. Высочайший приказ № 1181.

Dirk: Азов пишет: Точной даты назначения на МЗ нет...но судя по всему тогда же в 1913 г. Приказом н-ка Черноморской минной дивизией № 230 переведен на мин. "Живой" минным офицером 2-го отделения дивизиона (06.05.1912); в плавании (15 - 31.05.1912). Приказом его же № 258 перемещен на заградитель "Прут" минным офицером (26.05.1912). В плавании на "Пруте" с 01.06.1912 по 16.10.1914.

Yuriy2803: Здравствуйте, уважаемые дамы/господа! Разыскиваю ЛЮБУЮ инфо о моём деде Михнове Константине Федоровиче,28/07/1890 г.р., служил на Пруте, когда он в море под Севастополем встретился с германским крейсером Гебен. После затопления Прута, дед был в плену, сначала в Констанце, затем в Турции.По рассказам отца дед закончил минную школу в Севастополе. На Пруте служил на радиостанции- кем, я не знаю. После возвращения из плена дед продолжал службу на учебном судне "Березань" В 1928 году был раскулачен и с малолетними детьми (моему отцу в то время было 2 года) сослан в Архангельскую область.У меня сохранилась фотография деда в морской форме во время его службы в Севастополе.Дед умер и похоронен в Киеве в 1952 году. Искренне надеюсь на ВАШУ ЛЮБУЮ ПОМОЩЬ, СОВЕТЫ, ИНФОРМАЦИЮ, ДОКУМЕНТЫ о моем деде и его службе на флоте. Заранее благодарю. С уважением, Юрий Михнов Киев yuriy2803@gmail.com +380503828132 +380683451700 Скайп:yuriyskype2803

Исследователь: Азов пишет: Могу порекомендовать свою работу о гибели МЗ "Прут"... Ну, тогда и я тоже могу порекомендовать свою давнюю публикацию: Гибель «Прута». - «Наваль», 1992. - С.71 (публикация с комментариями рукописи А.П.Бордюкова). Её Интернет-версия была размещена, в частности, вот здесь - http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOutOther/PrutEnd/PrutEnd001.htm Оригинал рукописи - в моём личном архиве: мой родной дед, тогда - севастопольский гимназист, записал всё это, вернувшись домой с Графской пристани, куда прибыли из Турции русские пленные, и прямо там один из них рассказывал всё это встречавшим их. Сам рассказ доктора Бурко - большой, но в "Навале" было опубликовано только его начало, посвящённое непосредственно гибели "Прута", а дальше - про пленение, доставку на "Гёбене" в Турцию и пребывание там в плену.

Азов: Исследователь пишет: Сам рассказ доктора Бурко Дело в том что не было никакого «доктора Бурко» на «Пруте»... А был надворный советник, доктор Владимир Иванович Алёшин. Судовой врач, доктор медицины, надворный советник Алёшин Владимир Иванович. (1873-?). Родился 29.05.1873 г. Православный, женат, трое детей. Лекарь и на службе в Военном ведомстве с 1899, младший врач 68 пехотного полка. Переведен в Морское ведомство, старший врач Черноморского флотского экипажа – 9.06.1914 г. Доктор медицины, коллежский советник (06.1914). Флагманский врач отряда заградителей и судовой врач минного заградителя «Прут»-17.09.1914 г. В 06.1917 возвратился из плена и назначен врачом охраны Севастопольских рейдов. В гражданскую войну старший портовый врач санитарной инспекции Севастопольского порта. На 23.11.1920 ординатор Севастопольского военно-морского госпиталя Красного Черноморского флота. В списках РККФ на 01.02.1924 не значится. Жена Констанция Фридриховна.

Исследователь: Уважаемый Игорь Владимирович, спасибо за уточнение личности "доктора Бурко"!



полная версия страницы