Форум » Книги, журналы, статьи » Из эмигрантских журналов » Ответить

Из эмигрантских журналов

olvia: В многочисленных эмигрантских периодических изданиях часто попадаются воспоминания и рассказы о Российском флоте. Может кому-то будет интересно.

Ответов - 214, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

olvia: Рассказ «День на крейсере» опубликован в Журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» за 1958 г. №28 стр. 12-15, №29 стр. 8-10, №30 стр. 5-9. Бытовая зарисовка, видимо, «по мотивам» действительных событий, хотя и без хронологической привязки. Подозреваю, что описывается кр. «Диана». У ряда персонажей фамилии реальных людей, за некоторыми инициалами также угадываются реальные люди (однако, если это действительно «Диана», то у настоящего командира не было баронского титула): "капитан 1 ранга барон Ш." (командир) - ШЕЛЬТИНГА 1-й Владимир Владимирович, кап. 1 р. "Александр Семенович" (ст. офицер) - ? "Петр Петрович" (ст. арт. оф.) - ? "Павлуша" (ст. штурман) - ЛЮБИМОВ 3-й Павел Павлович, лейт. "лейтенант Лев Николаевич Р." - ? "лейтенант барон Федор Лотарович Р." - барон фон-дер РОПП 2-й Федор Лотарович, лейт. "лейтенант С." (мл. арт. оф.) - ? "мичман А." - ? "мичман М." - ? "мичман Колюбакин Константин Николаевич" - КОЛЮБАКИН Константин Владимирович, мичм. "мичман Заболотский" - ЗАБОЛОТСКИЙ Сергей Константинович, мичм. "мичман К." - ? "мичман Шевчук" (инж.-мех.) - ШЕВЧУК Михаил Макарович, инж.-мех. мичм. "механик Данилевич" (инж.-мех.) - ДАНИЛЕВИЧ Петр Адольфович, инж.-мех. мичм. "Николай Павлович" (ст. врач) - СИМАНОВИЧ Николай Павлович, Кс "лекарь В." (мл. врач) - ? "отец Константин" (священник) - ? Если кто располагает списком ЛС «Дианы» в 1915, легко проверить насколько верно мое предположение. В этой связи особый интерес вызывает "мичман А.", поскольку он ассоциируется с автором рассказа. Его настоящая фамилия помогла бы понять, кто в «ВОЕННОЙ БЫЛИ» подписывался инициалами «Д.А.»: Дмитрий Астафьев или кто-то другой?

olvia: Рассказ «На "Памяти Меркурия"» опубликован в Журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» за 1957 г. №22 стр. 11-13. В рассказе описаны события 3 апреля 1915 г.

Роберт: А нет ли рассказов про декабрь 1916 г.? Роберт

Dirk: olvia пишет: "капитан 1 ранга барон Ш." (командир) - ШЕЛЬТИНГА 1-й Владимир Владимирович, кап. 1 р. "Александр Семенович" (ст. офицер) - ? ПИЛИПЕНКО капитан 2 ранга, старший офицер, 26.05.1916 г. убыл на эск. миноносец «Видный». "Петр Петрович" (ст. арт. оф.) - ? ФЕОДОСЬЕВ, старший лейтенант, старший артиллерийский офицер, 1915-26.05.1916 г., и.д. старшего офицера, 26.05-09.09.1916 г., приказ командира крейсера № 579 от 26.05.1916 г., старший артиллерийский офицер, 09.09-10.10.1916 г., убыл в Штаб Начальника дивизии траления, приказ К-щего БФ № 683 от 27.09.1916 г. "Павлуша" (ст. штурман) - ЛЮБИМОВ 3-й Павел Павлович, лейт. "лейтенант Лев Николаевич Р." - ? Вероятно, Лев Николаевич РОСТОВЦЕВ "лейтенант барон Федор Лотарович Р." - барон фон-дер РОПП 2-й Федор Лотарович, лейт. "лейтенант С." (мл. арт. оф.) - ? "мичман А." - ? "мичман М." - ? А.Н.МАТУСЕВИЧ, мичман, вахтенный начальник и командир 1 роты, 1915-18.01.1916 г., убыл в Отдельный батальон Действующего флота Балтийского моря, циркуляр Штаба БФ № 58 от 01.01.1916 г., вахтенный начальник; прибыл из Отдельного батальона Действующего флота Балтийского моря 26.02.1916 - 1917 г. "мичман Колюбакин Константин Николаевич" - КОЛЮБАКИН Константин Владимирович, мичм. "мичман Заболотский" - ЗАБОЛОТСКИЙ Сергей Константинович, мичм. "мичман К." - ? КРИШТОФОВИЧ, мичман, и.д. младшего минного офицера "мичман Шевчук" (инж.-мех.) - ШЕВЧУК Михаил Макарович, инж.-мех. мичм. "механик Данилевич" (инж.-мех.) - ДАНИЛЕВИЧ Петр Адольфович, инж.-мех. мичм. "Николай Павлович" (ст. врач) - СИМАНОВИЧ Николай Павлович, Кс "лекарь В." (мл. врач) - ? "отец Константин" (священник) - ?

VVK: Dirk пишет: "мичман К." - ? КРИШТОФОВИЧ, А который: Николай или Петр ?

Dirk: Николай

olvia: Роберт пишет: нет ли рассказов про декабрь 1916 г.? Про "Память Меркурия" есть в рассказе ПРИЗ (могу выложить). Но это - обстрел болгарского побережья в мае 1915. А про их дела в в дек. 1916, похоже, пока ничего не попадалось.

olvia: Dirk Спасибо большое за расшифровку списка. И с "мичманом А." видимо все ясно. Просто, ранее мне поразительным образом удалось не заметить в МАРТИРОЛОГЕ Волкова строчку: "АСТАФЬЕВ Дмитрий Иванович - ... плутонговый командир крейсера «Диана»..."

Dirk: olvia пишет: "АСТАФЬЕВ Дмитрий Иванович - ... плутонговый командир крейсера «Диана»..." вахтенный начальник, 1915-1916 г., и.д. командира 3 роты, 03.07-09.09.1916 г., назначен приказом командира № 637 от 03.07.1916 г., командир 5 роты, 30.10.1916-1917 г., назначен приказом командира № 826 от 30.10.1916 г. младший штурманский офицер и командир 3 роты КР «Диана» на 05.07.1917, 05.08.1917; 05.09.1917, на 05.12.1917 – младший штурманский офицер. О том, что "Д.А." - это Астафьев, написано ещё в указателе: Военная быль. Париж, 1952 - 1974. Указатель материалов / Составители Н.Г. Пискунова и Т.Г. Дмитриева. М., 2003. С. 170. Да и статья того же автора говорит о том же (никто другой с такими инициалами точно в начале 1917 г. на "Диане" не служил): Д.А. День 4-го марта 1917 года на крейсере // Военная быль. 1958. № 32. С. 2-7; № 33. С. 11-14; № 34. С. 5-8.

Роберт: olvia пишет: Про "Память Меркурия" есть в рассказе ПРИЗ (могу выложить). Но это - обстрел болгарского побережья в мае 1915. А про их дела в в дек. 1916, похоже, пока ничего не попадалось. Ув. olvia, В мае 1915 г. Болгария все еще нейтральное государство и даже, замечу, что в мае клонило выступить на стороне Антанты. Потому там неувязочка с временем. А вот 13 декабря 1916 г. крейсер наносил арт. удар по зерновым складам г. Балчик, которые, оказалось, румыны оставили при отступлении в порту. В результате произошел бой. По всей видимости рассказ про все это, но дата неточно указана. Прошу, скиньте мне рассказ, буду весьма благодарен. С уважением! Роберт

olvia: Dirk пишет: "Д.А." - это Астафьев Спасибо за полную и окончательную идентификацию "Д.А."

olvia: Роберт пишет: В мае 1915 г. Болгария все еще нейтральное государство Рассказ «Приз» опубликован в Журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» за 1957 г. №25 стр. 17-20 Это воспоминания о событиях 4 мая 1915 г., когда русский флот обстрелял румелийское побережье в районе Инады и задержал пароход «Амалия» под итальянским флагом, шедший из Констанцы в Константинополь с контрабандным грузом. Рассказчик говорит о приказе "... разрушить вновь построенные болгарами земляные укрепления". Видимо, на достоверность изложения повлияли те факты, то что Болгария в том же году вступила в войну, а район Инады - приграничный с Болгарией. Герой рассказа: мичман ЯЗЫКОВ Дмитрий Николаевич (р. 26.IX.1891). Морской корпус (1913). Лейтенант - "за выдающуюся распорядительность и отважное исполнение ответственного поручения" (25.V.1915). Ум. в эмиграции в 1975 г. в Аржентее (Франция). Также в рассказе описан быт эмигрантской British School for Russian Boys в Константинополе.

Dirk:

olvia: Dirk Хорошая иллюстрация - такой, полный информативный ряд. А источник несекретный?

olvia: Воспоминания И.А. Волхонского «Морское Инженерное училище Императора Николая I» с подзаголовком "практические плавания 1909-1913 гг." опубликованы в Журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» за 1958 г. №32 стр. 22-24. Автор: ВОЛХОНСКИЙ Иван Александрович (р. 01.VI.1888). Морское Инженерное Училище. Инженер-механик мичман (05.X.1913). Турбинный механик и командир 6-й роты линкора «Полтава» (1913). Ум. в эмиграции в 1962 г. в Париже.

Dirk: olvia пишет: А источник несекретный? Не, не секретный... Но неизвестный. У друга переснял вырезку из газеты. А из какой - он и сам не знает...

olvia: Два отрывка из очерков-воспоминаний Б.П. Апрелева «Брызги моря» опубликованы в Журнале «ЧАСОВОЙ» за 1930 г. №38 стр. 16-17

olvia: Воспоминания И.А. Волхонского «Линейный корабль "Полтава"» с подзаголовком "биографический этюд" опубликованы в Журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» за 1959 г. №37 стр. 5-7, №38 стр. 1-4

olvia: Автобиографический рассказ А.В. Зернина «В шторм» опубликован в Журнале «ЧАСОВОЙ» за 1930 г. №40 стр. 11-15. Описан переход миноносца "ПОСЛУШНЫЙ" из Гельсингфорса в Ревель. Персонажи: Вахтенный начальник Владимир Николаевич: вероятно, сам автор - мичман ЗЕРНИН Александр Владимирович (р. 31.I.1891). Морской корпус (1911). Вахтенный нач. миноносца "ПОСЛУШНЫЙ" (21.XII.1911-16.X.1913). В эмиграции в Тунисе. Ум. в 1962 г. в Ницце (Франция). Командир "ПОСЛУШНОГО", "академик": ст. лейтенант МИХАЙЛОВ 3-й Павел Иванович (р. 15.II.1883). Морской корпус (1902). Окончил курс Николаевской Морской Академии (1912). Командир миноносца "ПОСЛУШНЫЙ" (17.II.1913-1914). Инженер-механик Миша Порывкин: инж.-мех. лейтенант ПОРЫВКИН Михаил Павлович (р. 20.V.1882). Морское инженерное училище (1905). И.д. суд. мех. миноносца "СТРОЙНЫЙ" (28.IV.1909-1915). Командир "АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО": капитан 1 ранга Зеленой 2-й Александр Павлович (р. 25.VIII.1872). Морской корпус (1892). Командир линейного корабля "АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ" (10.X.1912—1915).

olvia: Воспоминания Д.И. Астафьева «День в Морском корпусе» с подзаголовком "посвящается выпуску 1915 г." опубликованы в Журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» за 1957 г. №23 стр. 15-18, №24 стр. 12-17. Среди персонажей: Гардемарин Мотя – сам автор, АСТАФЬЕВ Дмитрий Иванович (р. 14.V.1896). Морской корпус (1915). Мичман (30.VII.1915). В эмиграции в Тунисе, Ливане, Иране, Саудовской Аравии, Танганьике и Новой Зеландии. Ум. в 1972 г. в Веллингтоне. Гардемарин Геринг - ГЕРИНГ Алексей Алексеевич (р. 17.XII.1895). Морской корпус (1915). Мичман (30.VII.1915). В эмиграции во Франции. Редактор газеты «ВЕСТНИК», редактор журнала «ВОЕННАЯ БЫЛЬ». Ум. в 1977 в Париже. Адмирал, директор корпуса - РУСИН Александр Иванович, вице-адмирал. Директор Морского корпуса (1909-1913). Генерал Б. - БРИГЕР Александр Михайлович, генерал-майор фл. Инспектор классов. Генерал-майор Е. - ЕСАУЛОВ Алексей Алексеевич, генерал-майор фл. Заведующий строевой и хозяйственной частью. Капитан 2-го ранга Н. – возможно, НИКИТИН Михаил Васильевич, полковник по Адм. Штатный преподаватель МК. Окончил курс Николаевской Морской Академии по гидрографическому отделению (1900). Отец Удимов - Удимов Дмитрий Иоаннович (1876 г.р.), кандидат богословия, с 1911 - священник церкви МК.

olvia: olvia пишет: Командир "ПОСЛУШНОГО", "академик": ст. лейтенант МИХАЙЛОВ Исходя из этого предположения описанный случай можно датировать весной 1913 г. Но миноносцу "ПОСЛУШНЫЙ" исключительно везло на высокообразованных командиров. Предыдущий также был "академиком": капитан 2 ранга НИКОЛЬСКИЙ 1-й Михаил Ильич (р. 25.X.1977). Морской корпус (15.IX.1897). Окончил курс Николаевской Морской Академии (1911). Окончил дополнительный курс Академии (1912). Командир миноносца "ПОСЛУШНЫЙ" (12.IV.1912-14.I.1913). Значит, подобное плавание могло случиться и летом 1912 г. Тогда, командир "АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО" - капитан 1 ранга ШВАНК Аллан Федорович (р. 29.V.1863). Командир линейного корабля "АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ" (24.XI.1908—10.X.1912). Дополнительных хронологических подсказок выжать из рассказа у меня не получается.

olvia: Очерк Б.П. Апрелева «Воля народа» опубликован в Журнале «ЧАСОВОЙ» за 1930 г. №44 стр. 9-11, №45 стр. 13-15. Описан эпизод, связанный с эскадренным миноносцем "Трухменец", который был построен на народные средства, собранные во время русско–японской войны "Особым комитетом по усилению флота на добровольные пожертвования" под управлением великого князя Александра Михайловича. Осенью 1908 г., когда Николай II осматривал адрес, поднесенный миноносцу туркменами Ставропольской губернии, командир корабля обратил его внимание на то, что миноносец неправильно назван "Трухменец", т.к. нет такой народности, а есть туркмены. В результате Николай II приказал сообщить морскому министру, что он переименовал миноносец в "Туркменец Ставропольский" (6.X.1908). В тексте упоминается командир эскадренного миноносца кап. 2 ранга И., по прозвищу «Николашка». Среди обнаруженных мною командиров нет никого с подходящей фамилией: 1905 - капитан 2 ранга Bлaдиcлaв Koнcтaнтинoвич Ержикович (р. 1858) 1906 - капитан 2 ранга Николай Николаевич Банов (р. 1859) 1907–1909 - капитан 2 ранга Сергей Николаевич Ворожейкин (р. 1867) 14.X.1909 – 1913 - капитан 2 ранга Николай Николаевич Веселаго (р. 1870) Из этого списка на «Николашку» больше шансов у Банова, т.к. Веселаго служил уже после переименования миноносца.

Автроилъ: Нет слов! Бальзам для души. Надеюсь, что публикация подобного продолжится.

olvia: Автроилъ пишет: Надеюсь, что публикация подобного продолжится. Спасибо, на добром слове. В свою очередь надеюсь, что инициативу поддержат те, кто имеет доступ к первоисточникам помимо "ВОЕННОЙ БЫЛИ", "ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА" и "ЧАСОВОГО" - эмигрантских изданий было много.

Автроилъ: olvia пишет: ...эмигрантских изданий было много. http://www.ruslo.cz/MoZu/MoZu-PDF-29/MoZu_1929_04.pdf http://www.ruslo.cz/MoZu/MoZu-PDF-30/MoZu_1930_01.pdf

Dirk: olvia пишет: Описан эпизод, связанный с эскадренным миноносцем "Трухменец", который был построен на народные средства, собранные во время русско–японской войны "Особым комитетом по усилению флота на добровольные пожертвования" под управлением великого князя Александра Михайловича. Осенью 1908 г., когда Николай II осматривал адрес, поднесенный миноносцу туркменами Ставропольской губернии, командир корабля обратил его внимание на то, что миноносец неправильно назван "Трухменец", т.к. нет такой народности, а есть туркмены. В результате Николай II приказал сообщить морскому министру, что он переименовал миноносец в "Туркменец Ставропольский" (6.X.1908). Да, именно так всё рассказал Г.К. Граф. olvia пишет: Из этого списка на «Николашку» больше шансов у Банова, т.к. Веселаго служил уже после переименования миноносца. Тут дело в чём... Апрелев в данном случае - не мемуарист, а ПИСАТЕЛЬ. Он не был очевидцем этих событий. Поэтому искать здесь абсолютную точность едва ли целесообразно. Например, Банов, если цепляться к мелочам, не может быть "героем" данного очерка - в момент его командования в строю ещё не было "Рюрика", которому в рассказе миноносец лихо "режет" корму. И Эссен тут уже почему-то вице-адмирал. Конечно, возможно, что приезжала некая делегация туркмен уже во времена вице-адмиральства Эссена и, соответственно, нахождения в составе флота крейсера "Рюрик", но тогда всё это не имеет отношения к первому названию корабля. А рассказ сам по себе - замечательный!

olvia: Конечно, это – рассказ в чистом виде. И отслеживать тут какую-то хронологию бессмысленно. Более того, Апрелев даже неправильно приводит имя корабля. В первоначальном названии отсутствовало слово "Ставропольский". А вот, с личностью первого (или одного из первых) командиров – ход мысли такой: Маловероятно, что прозвище «Николашка» автор стал бы выдумывать. Если такой человек был, и он именуется «кап. 2 ранга И.» - а не «N» или « X» - то начинаешь искать командира с фамилией именно на «И». А при отсутствии полного списка командиров "Трухменца", остается ощущение, что персонаж так и неразгадан.

olvia: Автобиографический рассказ М.О. фон Кубе «Казнь» с подзаголовком "из записной книжки корабельного гардемарина" опубликован в Журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» за 1952 г. №1 стр. 29-32. Похоже, что приведенный случай имел место во время второго похода (30.IX.1907-26.III.1908) Особого отряда судов, предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами, ("Цесаревич", "Слава" и "Богатырь") под командованием контр-адмирала А.А. Эбергарда. Персонажи: Корабельный гардемарин Алешин – видимо, сам автор, фон КУБЕ Максимилиан Оскарович (р. 3.XII.1885). Морской корпус (20.04.1907). Мичман(1908). В эмиграции во Франции. Ум. в 1955 г. в Дорнштадте (Германия). Лейтенант Сафонов – САФОНОВ Дмитрий Николаевич (р. 26.X.1882). Морской корпус (1904). Лейтенант (6.XII.1907). В заграничном плавании на кр. "Богатырь" (1906 - 1908). Старший офицер – ЗАРУБАЕВ Сергей Валерианович (р. 22.VIII.1877). Ст. лейтенант. Ст. офицер кр. "Богатырь" (1907 - 1909).

Alchel: olvia пишет: В тексте упоминается командир эскадренного миноносца кап. 2 ранга И., по прозвищу «Николашка». Среди обнаруженных мною командиров нет никого с подходящей фамилией: 1905 - капитан 2 ранга Bлaдиcлaв Koнcтaнтинoвич Ержикович (р. 1858) 1906 - капитан 2 ранга Николай Николаевич Банов (р. 1859) 1907–1909 - капитан 2 ранга Сергей Николаевич Ворожейкин (р. 1867) 14.X.1909 – 1913 - капитан 2 ранга Николай Николаевич Веселаго (р. 1870) Из этого списка на «Николашку» больше шансов у Банова, т.к. Веселаго служил уже после переименования миноносца. В назначенный час государь сел в мотор, и тот отвалил от трапа. Осмотр должен был начаться с «Трухменца», так как он считался флагманским, потому что начальник Дивизиона держал на нем свой брейд-вымпел. Через несколько минут мотор уже подходил к нашему трапу и государь был встречен рапортами командира и вахтенного начальника. Затем он обошел фронт офицеров и, как всегда, поздоровался с каждым отдельно и после этого с командой. Его сопровождали: флаг-капитан вице-адмирал Нилов, наш начальник дивизиона и флигель-адъютант полковник Дрентельн. Обойдя все помещения миноносца, государь, по приглашению командира, спустился в кают-компанию, так как Ворожейкин хотел показать адрес, поднесенный миноносцу туркменами Ставропольской губернии, на пожертвования которых он был выстроен. Вслед за государем спустились и все офицеры и я, как находившийся все время при осмотре корабля. Его величество очень внимательно рассматривал адрес туркмен, и командир обратил его внимание на то, что миноносец совершенно неправильно назван «Трухменец», ибо ведь нет такой народности, которая называлась бы трухмены, а есть туркмены. Государь улыбнулся и стал удивляться, откуда могло взяться такое мудреное название, как «Трухменец», и тут же стал объяснять, какие племена туркмен существуют и где они живут. Затем, обратясь к адмиралу Нилову, приказал сообщить морскому министру, что он переименовал миноносец в «Туркменец Ставропольский». Командир был этим чрезвычайно доволен. На этом смотр закончился, и, поблагодарив офицеров и команду, его величество отбыл на соседний миноносец.

olvia: Alchel пишет: В назначенный час государь сел в мотор, Спасибо. Это отрывок из воспоминаний Графа, о которых упоминает Dirk. Но, к сожалению, установлению личности «Николашки» он вряд ли может помочь. В контексте рассказа Апрелева, это должен быть командир того периода, когда корабль только получил свое необычное имя, и оно еще было настолько в диковинку, что он пытался установить его происхождение. Т.е. где-то 1904-06 гг. И если это все-таки реальное прозвище, оно, наверное, должно как-то ассоциироваться с его носителем. В этом смысле у Николая Николаевича Банова есть хоть какой-то шанс.



полная версия страницы