Форум » По морям по волнам » Береговая структура Российского флота » Ответить

Береговая структура Российского флота

Dmitry_N: aden13 в ходе дискуссии в другой ветке дал такие пояснения Береговая структура Российского флота в 1891-1908 гг. вкратце такова. Имелись флотские экипажи, береговые подразделения, с казармами, находившиеся в портах. Все матросы и офицеры числилиь в экипажах. К этим же экипажам причислялись корабли, и каждый экипаж комплектовал корабли, причисленные к нему. Например: в 11-м флотском экипаже в 1904 году числились: крейсера I ранга "Генерал-адмирал" и "Князь Пожарский", крейсер II ранга "Вестник" и учебные суда "Верный", "Воин", "Кадет" и "Моряк". Они комплектовались матросами и офицерами 11-го ФЭ. Командиром экипажа обычно являлся старший из командиров кораблей, хотя бывал и освобожденный. На зиму суда обычно разоружались и ставлись в гавань на береговое отопление, а матросики - обратно в казарму. На следующий год то же самое. Этот период времени (примерно с апреля по сентябрь) назывался кампанией. Всего было: на Балтике: 1-я флотская дивизия (1-10-й фдлотские экипажи); 2-я флотская дивизия (11-20-й ФЭ); на Черном море: Черноморская флотская дивизия: 28-37-й ФЭ. Отдельно: Каспийский, Сибирский и Квантунский ФЭ, а также Ревельский флотский полуэкипаж. Можно ли установить на начало похода 2 ТОЭ из каких экипажей формировались команды тех или иных кораблей? Дело в том, что зачастую можно видеть фото с номерами экипажа на погонах, иногда есть упоминание о принадлежности того или иного нижнего чина к экипажу с таким-то номером. Хорошо бы еще знать, как отличались шифровки на погонах Каспийского и Квантунского ФЭ. Ну, в общем, такие всякие подробности. Например, если у пленного нижнего чина в Японии на погонах стоит номер экипажа, а не КФЭ - означает ли это, что это из второй или третьей эскадры, а никак не из Артура, у которого свой экипаж?

Ответов - 20

aden13: Dmitry_N пишет: Например, если у пленного нижнего чина в Японии на погонах стоит номер экипажа, а не КФЭ - означает ли это, что это из второй или третьей эскадры, а никак не из Артура, у которого свой экипаж? Нет, Дмитрий, не значит. Квантунский экипаж комплектовал экипажи судов, причисленных к нему, а именно: канонерские лодки, малые миноносцы (номерные) и крейсера II ранга "Джигит" и "Разбойник". Все большие корабли 1-й эскадры числились в балтийском флоте и соответственно комплектовались командами своего экипажа. Например, ЭБР "Ретвизан" - это 12-й флотский Ее Величества Королевы Эллинов экипаж. А про шифры на погонах не помню. Надо по приказам посмотреть. Только дома нет, поэтому в ближайшие два-три месяца я Вам не помощник. Надо кого другого спросить

Dmitry_N: Ну хорошо, с этим стало яснее. Просто из головы вон (а ведь знал же раньше - что это Балтфлот) Но вопросов масса все равно Берем запись в Капитуле о награждении ЗОВО 4 ст. 115203 кр. Алмаз матрос 1 статьи Власенко Степан Лаврентьевич 8 флотский экипаж. У других нижних чинов с Алмаза нет указаний на номер экипажа. Значит ли это, что Власенко как-то сбоку на крейсер попал (переведен с другого корабля) или это означает, что все "алмазцы" - 8-го экипажа

aden13: Dmitry_N пишет: означает, что все "алмазцы" - 8-го экипажа Нет, не означает. Если мне "не отшибает" (с) память, "Алмаз" 5-го экипажа. Если корабль принадлежит к какому-то экипажу, то на нем большинство матросов и офицеров этого экипажа, но есть и прикомандированные.

aden13: Черт возьми, обмишулился. "Алмаз" действительно 8-го экипажа.

Dmitry_N: Во-о-о... Огромное спасибо, уважаемый aden13 Становится все понятнее и понятнее. Осталось только составить бы списочек экипажей и соответствующих им кораблей. Надо какую-нить чайницкую ветку придумать "Все, что вы хотели знать о флоте, но стеснялись спросить". Кстати, значок копирайта, который Вы пишете как (с), можно написать так © - это Alt-0169 (по тому же принципу, что и Ять)

aden13: Dmitry_N Я думаю, по Порт-Артуру это Вам не шибко поможет. Там же кидали с корабля на корабль так, что только за ушами свистело. Не хватает артиллериста - хвать с другого корабля, и плевать, какого он экипажа! У офицеров, например, в "Списках..." обычно пишут: в заграничном плавании на таком-то корабле с такого-то по такой-то год. А у многих Порт-Артурцев стоит: "на судах эскадры Тихого океана с 02 по 04". И все. Потому что отследить его перемещение по кораблям... Да что Вы хотите, мы в какой стране живем! Когда у нас порядок был! Хотели то как лучше, а получилось как у ВСЧ.

Dmitry_N: Ну да, конечно. Я уже сталкивался с таким случаем. Внучка одного из артурцев просила навести по нему справки. Она знала, что он служил кочегаром на "Пересвете" до начала войны. В Артуре он оказывается в составе Севастопольской десантной роты. вот меня тоже интересует - десантная рота "Севастополя", "Баяна" и т.п. - это действительно "Севастопольцы" или, допустим, кочегаров списали на берег в экипаж - зачем кочегары стоящему на приколе кораблю, во всяком случае в таком количестве? А из экипажа уже роты формировали. То есть вопрос мой звучит так: рота "Севастопольцев" под командованием Петрова - это севастопольцы или с бору по сосенке?

aden13: Dmitry_N пишет: То есть вопрос мой звучит так. рота "Севастопольцев" под командованием Петрова - это севастопольцы или с бору по сосенке? В большинстве своем все-таки "Севастопольцы". Здесь во многом зависело от командиров кораблей. В том смысле, что они старались отправлять своих матросов со своими офицерами. А там, на берегу, особенно в разгар боев... Пополняли тем, кто был под рукой. И из экипажа, и из других кораблей, да и пехтуру могли подбросить

Dmitry_N: 1-я флотская дивизия (1-10-й флотские экипажи); 2-я флотская дивизия (11-20-й ФЭ); на Черном море: Черноморская флотская дивизия: 28-37-й ФЭ А 21-27 вообще не было?

aden13: Dmitry_N пишет: А 21-27 вообще не было? Не было

ABP_TOR: А когда был создан Архангельский дисциплинарный полуэкипаж и кто был его командиром на 1917 год?

aden13: ABP_TOR пишет: А когда был создан Архангельский дисциплинарный полуэкипаж и кто был его командиром на 1917 год Не путайте. В 1907 году создан дисциплинарный полуэкипаж, с дислокацией в Архангельске. Командиры: капитан 2-го ранга, с 06.12.1907 капитан 1-го ранга А.И. Берлинский 1-й (01.09.1907 - 22.12.1908); капитан 2-го ранга, с 06.12.1909 капитан 1-го ранга Г.П. Пекарский (22.12.1908 - 27.09.1911); капитан 1-го ранга, с 10.04.1916 генерал-майор флота А.А. Заборовский (27.09.1911-1917). Арестован матросами 25-26 марта 1917 года и отправлен в Петроград. А в годы Первой мировой войны был создан Архангельский флотский полуэкипаж (в основном на базе Либавского флотского полуэкипажа). Его единственным командиром с 23.11.1915 был капитан 1-го ранга, с 10.04.1916 генерал-майор флота К.М. Ратьков 1-й. Арестован матросами 16 марта 1917 года и отправлен в Петроград. Правда, даты ареста не совпадаюТ. может быть у меня ошибка, и они были арестованы в один день

ABP_TOR: aden13 Благодарю за разъяснение

bratishka: Уважаемые коллеги! aden13 пишет: Его единственным командиром с 23.11.1915 был капитан 1-го ранга, с 10.04.1916 генерал-майор флота К.М. Ратьков 1-й. А это не тот ли Ратьков, что был в десантных ротах в Порт-Артуре, а в 1914 г. командовал 2-м батальоном Черноморского флота в Батуме в составе гарнизона Михайловской крепости? С уважением,

aden13: bratishka В Артуре был тот самый, а вот в Батуме его быть не могло, т.к. с 01.08.1908 К.М. Ратьков был помощником командира Либавского флотского полуэкипажа. В Батуме скорее всего был капитан 1-го ранга Н.В. Ратьков 2-й, с 30.07.1912 служивший заведующим мобилизационной частью в Севастопольском порту

ksologub: Уважаемые коллеги, добрый вечер! Известно, что в конце 1906 - начале 1907 гг. было сокращено число флотских экипажей БФ и ЧФ. В этой связи, хотелось бы узнать, какими именно нормативными актами это регламентировалось. Например, сокращение числа флотских экипажей БФ было отражено только в Приказе по флоту и Морскому ведомству № 288 от 4-го ноября 1906 года или был какой-то еще?

Юрген: Флотские экипажи были заведены в русском флоте в 1810 году. Они были своеобразными аналогами сухопутных полков. К экипажам "приписывались" определенные суда, которые комплектовались личным составом из этих экипажей. К 1853 году было 27 ФЭ на Балтике и 17 ФЭ (№№28-44) на Черном море. Затем их состав часто менялся. В 1857 году на Балтике было24 ФЭ, 25, 26, 27, 28 экипажи предназначались для малых судов, Сибирской флотилии, экипажи №№29-43 были Черноморскими, №44-46- Каспийскими. В 1860 году все Черноморские экипажи объединены в 3 Сводных экипажа. В 1863 году на Балтике осталось 8 флотских экипажей, на Черном море 1-й и 2-й Черноморские, на Каспии- 1-й и 2-й Каспийские. В 1866 году остались один Черноморский и один Каспийский. По реформе 1891 году на Балтике сформированы 18 экипажей (зарезервированы номера еще для 9), на Черном море сформированы №№28-34 экипажи. В 1900-х годах количество балтийских ФЭ уменьшилось до 9. А по реформе 1908 года все флотские экипажи расформированы и созданы новые два Балтийских, один Черноморский, четыре полуэкипажа в Либаве, Кронштадте, Севастополе и Николаеве. Конкретные приказы можно посмотреть в "Сборник приказов и циркуляров о личном составе чинов флота и Морского ведомства"; издавался еженедельно с 1884 по 1917 гг. В РГБ (бывшая Библиотека им. Ленина) находится под шифром Δ 158/13 - к ним свободный доступ. Так же это публиковалось в официальном отделе "Морского сборника" - посмотрите подшивку за нужный вам год. У меня есть только материалы по передаче их флагов (Может Вам пригодится) 1 октября 1908 года знаменные флаги флотским экипажам и полуэкипажам были перераспределены следующим образом: знаменные флаги 1-го флотского экипажа передан 1-му Балтийскому флотскому экипажу; 3-го флотского экипажа передан Кронштадтскому флотскому полуэкипажу; 8-го флотского экипажа передан 2-му Балтийскому флотскому экипажу; 9-го флотского экипажа передан Либавскому флотскому полуэкипажу; 28-го флотского экипажа передан Черноморскому флотскому экипажу; 34-го флотского экипажа передан Севастопольскому флотскому полуэкипажу; 37-го флотского экипажа передан Николаевскому флотскому полуэкипажу Флаги 2-го, 4-го, 5-го, 6-го, 7-го, 10-го, 11-го, 12-го, 13-го, 14-го, 15-го, 16-го, 17-го, 18-го, 19-го, 20-го флотских экипажей переданы в Кронштадтский морской собор. Флаги 20-го, 30-го, 31-го, 32-го, 33-го, 35-го, 36-го Черноморского флотских экипажей, Каспийского флотского экипажа (бывш. знаменный флаг 45-го Черноморского экипажа) переданы в Адмиралтейский собор города Николаева. 25 октября 1911 года на хранение команде крейсера «Адмирал Макаров» был передан Георгиевский флаг бывшего 12-го Балтийского Королевы Эллинов флотского экипажа (бывшее знамя экипажа, которым был укомплектован линейный корабль "Азов").

ksologub: Юрген Благодарю, но приведенная Вами информация мне хорошо известна. Вопрос был именно о кратком периоде 1906-1907 гг., отраженном во фразе "В 1900-х годах количество балтийских ФЭ уменьшилось до 9. " и конкретно о Приказе по флоту и Морскому ведомству № 288 от 4-го ноября 1906 года, а именно только ли им число ФЭ БФ сокращалось число ФЭ БФ до вышеупомянутых 9.

Юрген: ksologub пишет: № 288 от 4-го ноября 1906 года Тут выложена подшивка МС за этот (в том числе) период, раньше открывалась, сейчас? давно не пробовал - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3552636 Удачи. С уважением Ю.

ksologub: Спасибо. Более полно номера МС представлены здесь http://book-olds.ru/BookLibrary/00970-Morskoy-sbornik.html Что касается самого приказа № 288 от 4-го ноября 1906 года, то его текст был в свое время любезно размещен на форуме aden13, но интрига сохраняется, т.к. не вполне ясно, были ли он единственным нормативным актом, сокращавшим число ФЭ БФ в период 1906-07 гг.



полная версия страницы