Форум » Первая мировая война » Подводная лодка АГ-14 » Ответить

Подводная лодка АГ-14

Автроилъ: "СЫН АДМИРАЛА ПОКОИТСЯ НА ДНЕ" Под такими или сходными заголовками несколько газет в Стокгольме помеестили отчёт об очередных подводных изысканиях шведских аквалангистов, в результате которых была сделана одна интересная находка, имеющая прямое отношение к Российскому ВМФ. Специалисты подсчитали, что нигде в морях планеты не разбросано по дну столько затонувших судов, сколько на Балтике. Только в глубинах Финского залива покоятся более шести тысяч кораблей всех времен и народов, погибших в боях и штормах. Сегодня, когда в руках подводных исследователей оказалась современная поисковая техника (всевозможные сонары, телевизионные камеры, гидролокаторы бокового обзора), открытия посыпались как из рога изобилия. Вначале эстонцам во главе с Вепло Мясе удалось разгадать вековую загадку пропавшего на переходе из Ревеля в Гельсингфорс броненосца береговой обороны"Русалка". Затем совсем недавно шведские дайверы нашли погибшие в годы минувшей войны советские подводные лодки С-7 и С-8 ("Российская газета" подробно об этом рассказывала). И вот та же группа водолазов из компании "Deep Sea" - Андерс Яллай, Карл Дуглас и другие - обнаружили под водой русскую подводную лодку АГ-14, предположительно подорвавшуюся в июле 1917-ого на минном заграждении возле тогдашней Либавы. Вообще-то шведы искали свой самолет DS-3, упавший в море летом 1953 года, и наткнулись на корпус старой субмарины почти случайно. Она лежит на глубине чуть больше ста метров в нейтральных водах в точке с координатами 58°26'9"N и 20°24'11"O в районе острова Готска-Санден. Видимых повреждений корпуса не обнаружено. Из тридцатиметрового слоя ила 45-метровый корпус подлодки выступает всего на 12 метров. Причиной её гибели шведские эксперты считают подрыв на мине, поскольку вокруг "обнаружено множество следов минных полей времен Первой мировой войны". В отсеках лодки остались двадцать шесть подводников со своим командиром - ст. лейтенантом Антонием Николаевичем Эссеном (МК 1907), единственным сыном командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича Эссена (1860-1915). Известному адмиралу было не суждено узнать о гибели сына, поскольку он скончался за два года до рокового похода АГ-14. Российским властям шведы передали точные координаты места, где погребены в стальном саркофаге русские моряки. Теперь от ответа наших официальных лиц зависит дальнейшая судьба этой братской могилы, поскольку лежащая на относительно небольшой глубине лодка вполне доступна для подводных мародёров... Немного о самой лодке. Подводные корабли этой серии (АГ-"Американский Голланд", проект «602-F») строила американская фирма «Еlectric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере. От большинства других русских лодок отличались более лучшими ходовыми качествами и живучестью. Прочный корпус был разделён на четыре водонепроницаемых отсека. Водоизмещение 355/433 т; длина, щирина и осадка соответственно 45,84х4,8х3.8 м; скорость хода 13/10,5 узла, рабочая глубина погружения 50 м; дальность плавания 1750/25 (если полным ходом) миль; вооружение: четыре трубчатых (носовых) торпедных аппарата и одно 47/1-мм орудие Гочкисса, два перископа. После вступления в строй (11.11.1916) входила в состав 4-ого дивизиона подводных лодок. В кампанию 1917 года участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам базирования его военного флота). 18 сентября АГ-14 вышла в четвертый боевой поход на позицию к северо-западу от Стейнорта (район Либавы). Возвращение подводного корабля планировалось к 23 сентября, однако в назначенный срок лодка в базу не вернулась. Кроме АГ-14 за период боевых действий с 1914-ого по 1918 год с моря не пришли ещё шесть подлодок Российского флота: «Сомъ», «Акула», «Львица», «Моржъ», "Барсъ" и «Гепардъ». Командиры АГ-14: 1. Лейтенант Хвицкий 1-й Анатолий Александрович (26.06.1916-22.01.1917) 2. Лейтенант Головачёв Николай Николаевич (врид ...12.1916-...04.1917) 3. Ст. лейтенант фон Эссен 1-й Антоний Николаевич (22.01-...09.1917) .

Ответов - 69, стр: 1 2 3 All

Автроилъ: Нашёл у себя фотографию получше, где "АГ-14" отснята во время испытаний на Ревельском рейде - я потом её выложу. Но, может, у кого-то есть список всего экипажа подлодки? Было бы здорово. Известно, что из офицеров кроме командира ст. лейтенанта А.Н. фон Эссена на "АГ-14" также погибли старший офицер корабля поручик по адмиралтейству М.Н.Субуров и мичманы А.Г.Соколовский и Ф.Ф.Беккер. С уважением...

Автроилъ: А в ответ тишина... («А вдоль дороги покойнички с косами стоят...») Может тогда кто-нибудь что-нибудь о лейтенанте Н.Н. Головачёве расскажет? С уважением...

Dmitry_N: Автроил, спасибо за материал. Меня интересуют дети артурцев. По-моему кто-то выставлял фотографию А.Н. фон Эссена Но вот возник вопрос Автроилъ пишет: строила американская фирма «Еlectric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере А между тем ЦАКФД приводит фото подводной лодки типа АГ на стапелях Балтийского завода Вот фото. Подпись Подводная лодка типа "АГ" на одном из стапелей Балтийского завода. 1910-е г. Но на 45 м. она как-то не тянет. Если принять фигуру человека на снимке за 1.7 м, то длина изображения лодки на снимке составит 28 м. из-за изменения масштаба при разной удаленности и некоторой косоватости ракурса можно допустить, что лодка имеет длину метров 30-32 (пусть 35), но никак не 45. В архиве ошиблись при определении типа лодки? еще Подпись Спуск на воду подводной лодки типа АГ, созданной на заводе

ВЛАДИБОРЪ: ГОЛОВАЧЁВ Николай Николаевич (14.08.1889 - ?) Родился в г. Киев. Из потомственных дворян Гродненской губернии. Православный. Женат, два сына. Окончил Самарскую классическую гимназию. Юнкер флота (1908). Мичман по экзамену (1911), лейтенант (06.12.1915). Назначен в Сибирский флотский экипал (01.01.1912), для службы в Амурскую речную флотилию. Вахтенный начальник КЛ "ВЬЮГА" (1912), "СИБИРЯК" (1912 - 1914). Флаг-офицер Начальника Отряда судов Амурской речной флотилии (1914). Участник боевых действий на БМ (1914 - 1917). Заведующий отрядом посыльных судов (1914 - 1915). Окончил ОПП (1916). Старшийофицер ПЛ "КРОКОДИЛ" (1916), "КАЙМАН" (Вр. 1916) "АГ-14" (1916). Командиром ПЛ "АГ-14" (Вр. 12.1916 - 04.1917). Старший офицер ПЛ "ЁРШ" (1917) Был арестован, затем освобождён (1917). В РККФ. Командир ПЛ "ЁРШЁ (091917 - 11.1917), "МИНОГА" (01.06.1918 - 15.09.1918) и одновременно "ТУР" (06.1918 - 07.1918 - 08.10.1918) и начальник дивизиона ПЛ БМ06.1918 - 10.1918). Командир ПЛ "КАСАТКА" (13.10.1918 - 28.08.1920). Начальник пограничной флотилии ГПУ ЧМ (1923). Начальник Отдельного дивизиона ПЛ ЧМ (1924 - 1926). Уволен со службу по несоответствию службе (1926) Арестован (1926) Награды: Св. Станислава 3-й ст. с мечами (29.02.1916) и бантом к нему (31.03.1916) сс-бр. медаль в память 300-летия царствования дома Романовых (1913) Список ЛС МОрведа 1916 г. стр. 373 Э.А. Ковалёв РЫЦАРИ ГЛУБИН (Хроника зарироссийского подплава)стр.372 ЦЕНТПОЛИГРАФ МиМ-Дельта 2005 С уважением Вл.

Автроилъ: Dmitry_N пишет: Подводная лодка типа "АГ" на одном из стапелей Балтийского завода. 1910-е г. Доставлена в Россию в разобранном виде после того, как была выкуплена заводом «Ноблесснер». Перезаложена (02.04.1916) и достроена в Петрограде на Балтийском заводе. С уважением...

Автроилъ: ВЛАДИБОРЪ, спасибо за справку о Головачёве. С уважением...

Тритон: Dmitry_N. Не сомневайтесь, на снимке действительно подводная лодка типа "АГ".

ВЛАДИБОРЪ: Есть текст письма написаннго А. Эссеном незадолго до выхода в послений боевой поход. Письмо интересное, но, не могу указать источник (приятель дал ксерокопию статьи). С уважением Вл.

Автроилъ: ВЛАДИБОРЪ пишет: (приятель дал ксерокопию статьи). Тогда сделайте скан или наберите текст. С уважение...

ВЛАДИБОРЪ: Если кому то известна эта публикация прошу назвать источник. С уважением Вл.

Автроилъ: Автроилъ пишет: Кроме АГ-14 за период военных действий с 1914-ого по 1918 год с моря не пришли ещё шесть подлодок Российского флота: «Сомъ», «Акула», «Львица», «Моржъ», "Барсъ" и «Гепардъ». На ПЛ "ГЕПАРДЪ" погибли следующие офицеры: 1. ЯКОБСОН Николай Леопольдович, ст. лейтенант (МК 1907), командир. 2. ВИКТОРОВ Николай Владимирович, лейтенант, ст. офицер. 3. КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ Валериан Апполонович, лейтенант (МК 1912), шт. офицер. 4. ГЕРКОВИЧ Ярослав Антонович, мичман в.в., минный офицер. 5. ЛАЗАРЕВ Владимир Александрович, инж.-мех. мичман, судовой механик. Предлагаю по возможности биграфические сведения дополнить.

velbot-067: ЯКОБСОН Николай Леопольдович 25.04.1884—1917 Родился в Санкт-Петербургской губернии. Образование: МК - 1907 г. Водолазный офицер - 1909 г. Офицер Подводного Плавания - 1912 г. Из обер-офицерских детей. Участник Первой мировой войны на Балтийском море. Награды: Орден Св. Станислава 3 ст. (1915), мечи и бант к род. Св. Станислава 3 ст. (1916). Владел французским языком Лейтенант. Вахтенный начальник УС «Крейсер» (07), Штурманский офицер УС «Африка» (08), слушатель Водолазной школы (1908—1909), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1910—1912), Помощник командира ПЛ «Белуга» (1912), перевод в Сибирский флотский экипаж (1912), Командир ПЛ «Бычок» (26.02.13— 22.04.13—18.11.13) + Помощник командира ПЛ «Кефаль» (13), Командир ПЛ «Шереметев» (12.10.13—18.11.13— 06.02.14), Командир ПЛ «Налим» (Вр. 05.02.14—22.0414), Командир ПЛ «Шереметев» (17.04.14—02.11.16) + Вахтенный Начальник «Щука» (14), Командир ПЛ «Гепард» (02.11.16—10.17) Э.А. Ковалев. Рыцари глубин.

velbot-067: ВИКТОРОВ Михаил (Николай) Владимирович (02.05.1893 или 21.12.1992—?) Место рождения не известно. Образование: Реальное училище (1906), МК (1910? или 1912), Штурманский офицер 2-го разряда (1917). Сын начальника пути Московско-Брестской ж/д Командир ПЛ «АГ-11» (09.10.17—17) Э.А. Ковалев. Рыцари глубин.

velbot-067: КУЗЬМИН-КОРОВАЕВ Валериан Апполонович 1-й Балтийский флотский экипаж родился 3 октября 1891 года. Православный, холост В службе с 1909 года Корабельный гардемарин – 1912 г. Мичман – 1912 г. Лейтенант – 6 декабря 1915 года. Награды: золотой знак, посвященный окончанию курса Морского корпуса (1912). светло-бронзовая медаль памяти 300-летия царствования дома Романовых (1913). орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (8 июня 1915). Список л/с Морведа 1916 г. с. 375

wind: velbot-067 пишет: ВИКТОРОВ Михаил (Николай) Владимирович (02.05.1893 или 21.12.1992—?) А это как Михаил (Николай) :-))) ? Старшим офицером был Николай Владимирович : 1 Балтийский флотский экипаж ПП (16) Род. (14.09.91) Православный холост. В службе (09) Корабельный гардемарин (12) Мичман (12), Лейтенант (06.12.15). Награды: Станислав 3 Х и бантом (23.11.15), Владимир 4 Х и бпгтои (10.02.16), Анна 4 с надписью "За храбрость" (31.03.16). 1917 г. октябрь - И. д. Старшего офицера подводной лодки "Гепард", погиб вместе с лодкой во время боевого похода . С уважением, В.

velbot-067: wind, я дал так, как написано в книге.

wind: velbot-067 пишет: я дал так, как написано в книге. "Иван Арнольдович не читайте советских газет перед обедом" (с) :-)) , Викторов М.В. позднее стал Флагманом 1 ранга, и его в 1938 г. "прислонили к амбару" сиречь расстреляли ... С уважением, В. ЗЫ Посмотри почту, пишу здесь, а то у меня ЛС глючит :-((

Dmitry_N: wind пишет: А это как Михаил (Николай) :-))) Wind, я думаю, что в первоисточнике это могло выглядеть примерно так (попробовал сделать понепонятнее) Таких случаев масса, и мы уже здесь на форуме пытались расшифровывать непонятные письмена. Я думаю, что неясность в прочтении имени примерно такого рода

Автроилъ: wind пишет: "Иван Арнольдович не читайте советских газет перед обедом" Ну, так других нет... Я почему и вопросил вас, господа. В списке чинов Флота и Морского ведомства указан только Николай, а в ряде источников упорно фигурирует Михаил. Что думает народ по этому поводу? Если это тот Викторов, которого мы потом расстреляли, то на лодке, конечно же - Николай. Однако, вдруг ещё какой-нибудь был. С уважением...

Александр: Памятная доска в соборе св. Александра Невского в Таллинне (перенесена из Ревельской экипажной церкви св. Симеона Богоприимца) командир старший лейтенант А. Н. Эссен 1-й старший офицер поручик по Адмиралтейству М. Н. Суборов вахтенный начальник мичман А. Г. Соколовский вахтенный начальник мичман Ф. Ф. Беккер боцман П. Азявин рулевой боцманмат Т. Макарчук рулевой унтер - офицер Я. Кожемякин строевой боцманмат П. Барсук строевой боцманмат Ф. Прозоров водолазный боцманмат М. Красноштан водолаз С. Пугачев комендор И. Башилов электрический унтер – офицер В. Иванов старший электрик К. Голубушкин старший электрик Л. Сергеев старший электрик Е. Зиновкин электрик С. Жидков радиотелеграфный унтер – офицер А. Филиппов радиотелеграфный унтер – офицер Ф. Скопцов машинный унтер - офицер А. Еременко машинный унтер - офицер Н. Кожухов машинный унтер - офицер Ф. Белявский машинный унтер - офицер В. Головкин моторный унтер - офицер В. Рыбаков моторный унтер - офицер Н. Волынкин моторный унтер - офицер Ю. Межкапан моторист М. Линевич минный машинный унтер – офицер М. Булеев минный машинист И. Гоголев минный машинист К. Куклев минный машинист Г. Гулин санитарный унтер – офицер С. Козлов матрос В. Ласкаржевский От оставшихся товарищей Ревель 29 октября 1917

aden13: Автроилъ пишет: Что думает народ по этому поводу? Викторовых было два: ВИКТОРОВ Николай Георгиевич ( 14.09.1891 - ...10.1917 ) корабельный гардемарин 02.05.1912 мичман 05.10.1912 лейтенант 06.12.1915 и.д. ст. офицера подводной лодки "ГЕПАРД" 09.07.1916 - 1917 офицер подводного плавания 19.11.1916 командующий подводной лодкой АГ-11 09.10.1917 - 1917 Исключен из списков погибшим при исполнении служебного долга 23.12.1917 Примечание. Н.Г. Викторов был назначен командиром ПЛ АГ-11, но в должность не вступил, т.к. погиб на Гепарде ----- ВИКТОРОВ Михаил Владимирович ( 21.12.1892 - 01.08.1938 ) корабельный гардемарин 14.04.1913 мичман 05.10.1913 лейтенант 30.07.1916 С 1918 года на службе в РККФ; в 1918 году первый помощник командира ЛК "ГРАЖДАНИН" (бывший "ЦЕСАРЕВИЧ"), в 1919 году первый помощник и врид командира КР "ОЛЕГ", командир ЭМ "ВСАДНИК", в 1920 году командир ЛК "АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ", в 1920-1921 гг. первый помощник и командир ЛК "ГАНГУТ". С апреля 1921 года старший морской начальник в Кронштадте, с мая начальник морских сил Балтийского моря. С июня 1924 года начальник морских сил Черного моря, с декабря 1924 до апреля 1926 гг. начальник Гидрографического управления. В 1926-1932 гг. начальник морских сил Балтийского моря, с марта 1932 года командующий морскими силами Дальнего Востока, с 1935 года командующий Тихоокеанским флотом. Флагман флота 1 ранга (20.11.1935). С 15.08.1937 начальник и член военного совета УВМС РККА. 27.03.1938 снят с должности и зачислен в распоряжение командного управления РККФ; арестован 22.04.1938, осужден и расстрелян

Автроилъ: Антон, спасибо! В общих чертах я это знал. Смущало то, что в доступных мне источниках имя погибшего на "Гепарде" Викторова не совпадало. По сему, аз недостойный, впал в ересь, конщунственно возмыслив, что рабов божьих по фамилии Викторов могло быть и больше, чем два. С уважением...

Автроилъ: Александр пишет: Памятная доска в соборе Св. Александра Невского в Таллинне... Спасибо, я, действительно о ней забыл. Кстати, Российская Академия Наук не отменяла своего последнего решения о правописании названий некоторых столиц бывших республик СССР... Известно ли Вам, что когда эсты потребовали также и от латышей удвоить колличество «н» в названии Эстонского государства, те резонно им ответили, что в эстонской орфографии Таллин может писаться и с тремя «н» (Tallinnn), а уж на своём языке они будут писать исходя из законов собственной грамматики. С уважением...

Александр: Автроилъ пишет: Известно ли Вам Да, конечно, Вы правы. Дело в том, что я автоматически пишу так, как принято у эстов. У меня в бывшем Ревеле дочь живёт и я часто там бываю. С уважением, А.

wildcat: Dmitry_N пишет: Но на 45 м. она как-то не тянет. Если принять фигуру человека на снимке за 1.7 м, то длина изображения лодки на снимке составит 28 м. из-за изменения масштаба при разной удаленности и некоторой косоватости ракурса можно допустить, что лодка имеет длину метров 30-32 (пусть 35), но никак не 45. В архиве ошиблись при определении типа лодки? Если это и неправильно, то эти ошибочные данные кочуют из одной публикации в другую уже очень давно. В справочнике от Невского бастиона указана величина в примерно 45 метров. В статье из Моделиста - Конструктора про краснознаменную А-5 еще советских времен - 46 метров.

Dmitry_N: Нет, все правильно. Это мне (теперь уж не помню, каким образом) глаза позастило. Рассмотрел картинку заново - метров на 40-45 как раз и тянет.

wildcat: Кстати, а какая часть корпуса выступает из ила - носовая или кормовая?

Сумрак: Кстати, если фотографии черноморских АГ-ешек (уже в Красном флоте) интересуют, их можно достаточно выложить. Спасибо Костриченко.

Серж: Этот тип ПЛ получил название "А.Г." ("Американский Голланд") и отличался рядом достоинств: хорошей мореходностью, разделением корпуса водонепроницаемыми переборками на 5 отсеков. На этих ПЛ был принят веретенообразный корпус, причем центр тяжести лодки располагался в нос от миделя, что способствовало устойчивости на курсе и уменьшению сопротивления движению в подводном положении. Аккумуляторные ямы были герметичны и в случае попадания в лодку воды - она не могла залить аккумуляторы и вызвать появление удушливого газа - хлора. Водоизмещение ПЛ 355/433 т, длина - 46 м. Энергетическая установка двухвальная, состоящая из двух дизелей мощностью по 240 л.с. и двух электродвигателей мощностью по 160 л.с. Скорость 13/10,5 уз., дальность плавания 1750/25 миль, рабочая глубина погружения - 50 м. - http://www.submarine.id.ru/sub.php?a1 - ликбез, правда, но ТТД - верны.

wildcat: Сумрак пишет: Кстати, если фотографии черноморских АГ-ешек (уже в Красном флоте) интересуют, их можно достаточно выложить. Разумеется интересно. Выкладывайте.



полная версия страницы