Форум » Первая мировая война » Подводная лодка АГ-14 » Ответить

Подводная лодка АГ-14

Автроилъ: "СЫН АДМИРАЛА ПОКОИТСЯ НА ДНЕ" Под такими или сходными заголовками несколько газет в Стокгольме помеестили отчёт об очередных подводных изысканиях шведских аквалангистов, в результате которых была сделана одна интересная находка, имеющая прямое отношение к Российскому ВМФ. Специалисты подсчитали, что нигде в морях планеты не разбросано по дну столько затонувших судов, сколько на Балтике. Только в глубинах Финского залива покоятся более шести тысяч кораблей всех времен и народов, погибших в боях и штормах. Сегодня, когда в руках подводных исследователей оказалась современная поисковая техника (всевозможные сонары, телевизионные камеры, гидролокаторы бокового обзора), открытия посыпались как из рога изобилия. Вначале эстонцам во главе с Вепло Мясе удалось разгадать вековую загадку пропавшего на переходе из Ревеля в Гельсингфорс броненосца береговой обороны"Русалка". Затем совсем недавно шведские дайверы нашли погибшие в годы минувшей войны советские подводные лодки С-7 и С-8 ("Российская газета" подробно об этом рассказывала). И вот та же группа водолазов из компании "Deep Sea" - Андерс Яллай, Карл Дуглас и другие - обнаружили под водой русскую подводную лодку АГ-14, предположительно подорвавшуюся в июле 1917-ого на минном заграждении возле тогдашней Либавы. Вообще-то шведы искали свой самолет DS-3, упавший в море летом 1953 года, и наткнулись на корпус старой субмарины почти случайно. Она лежит на глубине чуть больше ста метров в нейтральных водах в точке с координатами 58°26'9"N и 20°24'11"O в районе острова Готска-Санден. Видимых повреждений корпуса не обнаружено. Из тридцатиметрового слоя ила 45-метровый корпус подлодки выступает всего на 12 метров. Причиной её гибели шведские эксперты считают подрыв на мине, поскольку вокруг "обнаружено множество следов минных полей времен Первой мировой войны". В отсеках лодки остались двадцать шесть подводников со своим командиром - ст. лейтенантом Антонием Николаевичем Эссеном (МК 1907), единственным сыном командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича Эссена (1860-1915). Известному адмиралу было не суждено узнать о гибели сына, поскольку он скончался за два года до рокового похода АГ-14. Российским властям шведы передали точные координаты места, где погребены в стальном саркофаге русские моряки. Теперь от ответа наших официальных лиц зависит дальнейшая судьба этой братской могилы, поскольку лежащая на относительно небольшой глубине лодка вполне доступна для подводных мародёров... Немного о самой лодке. Подводные корабли этой серии (АГ-"Американский Голланд", проект «602-F») строила американская фирма «Еlectric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере. От большинства других русских лодок отличались более лучшими ходовыми качествами и живучестью. Прочный корпус был разделён на четыре водонепроницаемых отсека. Водоизмещение 355/433 т; длина, щирина и осадка соответственно 45,84х4,8х3.8 м; скорость хода 13/10,5 узла, рабочая глубина погружения 50 м; дальность плавания 1750/25 (если полным ходом) миль; вооружение: четыре трубчатых (носовых) торпедных аппарата и одно 47/1-мм орудие Гочкисса, два перископа. После вступления в строй (11.11.1916) входила в состав 4-ого дивизиона подводных лодок. В кампанию 1917 года участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам базирования его военного флота). 18 сентября АГ-14 вышла в четвертый боевой поход на позицию к северо-западу от Стейнорта (район Либавы). Возвращение подводного корабля планировалось к 23 сентября, однако в назначенный срок лодка в базу не вернулась. Кроме АГ-14 за период боевых действий с 1914-ого по 1918 год с моря не пришли ещё шесть подлодок Российского флота: «Сомъ», «Акула», «Львица», «Моржъ», "Барсъ" и «Гепардъ». Командиры АГ-14: 1. Лейтенант Хвицкий 1-й Анатолий Александрович (26.06.1916-22.01.1917) 2. Лейтенант Головачёв Николай Николаевич (врид ...12.1916-...04.1917) 3. Ст. лейтенант фон Эссен 1-й Антоний Николаевич (22.01-...09.1917) .

Ответов - 69, стр: 1 2 3 All

Автроилъ: Нашёл у себя фотографию получше, где "АГ-14" отснята во время испытаний на Ревельском рейде - я потом её выложу. Но, может, у кого-то есть список всего экипажа подлодки? Было бы здорово. Известно, что из офицеров кроме командира ст. лейтенанта А.Н. фон Эссена на "АГ-14" также погибли старший офицер корабля поручик по адмиралтейству М.Н.Субуров и мичманы А.Г.Соколовский и Ф.Ф.Беккер. С уважением...

Автроилъ: А в ответ тишина... («А вдоль дороги покойнички с косами стоят...») Может тогда кто-нибудь что-нибудь о лейтенанте Н.Н. Головачёве расскажет? С уважением...

Dmitry_N: Автроил, спасибо за материал. Меня интересуют дети артурцев. По-моему кто-то выставлял фотографию А.Н. фон Эссена Но вот возник вопрос Автроилъ пишет: строила американская фирма «Еlectric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере А между тем ЦАКФД приводит фото подводной лодки типа АГ на стапелях Балтийского завода Вот фото. Подпись Подводная лодка типа "АГ" на одном из стапелей Балтийского завода. 1910-е г. Но на 45 м. она как-то не тянет. Если принять фигуру человека на снимке за 1.7 м, то длина изображения лодки на снимке составит 28 м. из-за изменения масштаба при разной удаленности и некоторой косоватости ракурса можно допустить, что лодка имеет длину метров 30-32 (пусть 35), но никак не 45. В архиве ошиблись при определении типа лодки? еще Подпись Спуск на воду подводной лодки типа АГ, созданной на заводе

ВЛАДИБОРЪ: ГОЛОВАЧЁВ Николай Николаевич (14.08.1889 - ?) Родился в г. Киев. Из потомственных дворян Гродненской губернии. Православный. Женат, два сына. Окончил Самарскую классическую гимназию. Юнкер флота (1908). Мичман по экзамену (1911), лейтенант (06.12.1915). Назначен в Сибирский флотский экипал (01.01.1912), для службы в Амурскую речную флотилию. Вахтенный начальник КЛ "ВЬЮГА" (1912), "СИБИРЯК" (1912 - 1914). Флаг-офицер Начальника Отряда судов Амурской речной флотилии (1914). Участник боевых действий на БМ (1914 - 1917). Заведующий отрядом посыльных судов (1914 - 1915). Окончил ОПП (1916). Старшийофицер ПЛ "КРОКОДИЛ" (1916), "КАЙМАН" (Вр. 1916) "АГ-14" (1916). Командиром ПЛ "АГ-14" (Вр. 12.1916 - 04.1917). Старший офицер ПЛ "ЁРШ" (1917) Был арестован, затем освобождён (1917). В РККФ. Командир ПЛ "ЁРШЁ (091917 - 11.1917), "МИНОГА" (01.06.1918 - 15.09.1918) и одновременно "ТУР" (06.1918 - 07.1918 - 08.10.1918) и начальник дивизиона ПЛ БМ06.1918 - 10.1918). Командир ПЛ "КАСАТКА" (13.10.1918 - 28.08.1920). Начальник пограничной флотилии ГПУ ЧМ (1923). Начальник Отдельного дивизиона ПЛ ЧМ (1924 - 1926). Уволен со службу по несоответствию службе (1926) Арестован (1926) Награды: Св. Станислава 3-й ст. с мечами (29.02.1916) и бантом к нему (31.03.1916) сс-бр. медаль в память 300-летия царствования дома Романовых (1913) Список ЛС МОрведа 1916 г. стр. 373 Э.А. Ковалёв РЫЦАРИ ГЛУБИН (Хроника зарироссийского подплава)стр.372 ЦЕНТПОЛИГРАФ МиМ-Дельта 2005 С уважением Вл.

Автроилъ: Dmitry_N пишет: Подводная лодка типа "АГ" на одном из стапелей Балтийского завода. 1910-е г. Доставлена в Россию в разобранном виде после того, как была выкуплена заводом «Ноблесснер». Перезаложена (02.04.1916) и достроена в Петрограде на Балтийском заводе. С уважением...

Автроилъ: ВЛАДИБОРЪ, спасибо за справку о Головачёве. С уважением...

Тритон: Dmitry_N. Не сомневайтесь, на снимке действительно подводная лодка типа "АГ".

ВЛАДИБОРЪ: Есть текст письма написаннго А. Эссеном незадолго до выхода в послений боевой поход. Письмо интересное, но, не могу указать источник (приятель дал ксерокопию статьи). С уважением Вл.

Автроилъ: ВЛАДИБОРЪ пишет: (приятель дал ксерокопию статьи). Тогда сделайте скан или наберите текст. С уважение...

ВЛАДИБОРЪ: Если кому то известна эта публикация прошу назвать источник. С уважением Вл.

Автроилъ: Автроилъ пишет: Кроме АГ-14 за период военных действий с 1914-ого по 1918 год с моря не пришли ещё шесть подлодок Российского флота: «Сомъ», «Акула», «Львица», «Моржъ», "Барсъ" и «Гепардъ». На ПЛ "ГЕПАРДЪ" погибли следующие офицеры: 1. ЯКОБСОН Николай Леопольдович, ст. лейтенант (МК 1907), командир. 2. ВИКТОРОВ Николай Владимирович, лейтенант, ст. офицер. 3. КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ Валериан Апполонович, лейтенант (МК 1912), шт. офицер. 4. ГЕРКОВИЧ Ярослав Антонович, мичман в.в., минный офицер. 5. ЛАЗАРЕВ Владимир Александрович, инж.-мех. мичман, судовой механик. Предлагаю по возможности биграфические сведения дополнить.

velbot-067: ЯКОБСОН Николай Леопольдович 25.04.1884—1917 Родился в Санкт-Петербургской губернии. Образование: МК - 1907 г. Водолазный офицер - 1909 г. Офицер Подводного Плавания - 1912 г. Из обер-офицерских детей. Участник Первой мировой войны на Балтийском море. Награды: Орден Св. Станислава 3 ст. (1915), мечи и бант к род. Св. Станислава 3 ст. (1916). Владел французским языком Лейтенант. Вахтенный начальник УС «Крейсер» (07), Штурманский офицер УС «Африка» (08), слушатель Водолазной школы (1908—1909), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1910—1912), Помощник командира ПЛ «Белуга» (1912), перевод в Сибирский флотский экипаж (1912), Командир ПЛ «Бычок» (26.02.13— 22.04.13—18.11.13) + Помощник командира ПЛ «Кефаль» (13), Командир ПЛ «Шереметев» (12.10.13—18.11.13— 06.02.14), Командир ПЛ «Налим» (Вр. 05.02.14—22.0414), Командир ПЛ «Шереметев» (17.04.14—02.11.16) + Вахтенный Начальник «Щука» (14), Командир ПЛ «Гепард» (02.11.16—10.17) Э.А. Ковалев. Рыцари глубин.

velbot-067: ВИКТОРОВ Михаил (Николай) Владимирович (02.05.1893 или 21.12.1992—?) Место рождения не известно. Образование: Реальное училище (1906), МК (1910? или 1912), Штурманский офицер 2-го разряда (1917). Сын начальника пути Московско-Брестской ж/д Командир ПЛ «АГ-11» (09.10.17—17) Э.А. Ковалев. Рыцари глубин.

velbot-067: КУЗЬМИН-КОРОВАЕВ Валериан Апполонович 1-й Балтийский флотский экипаж родился 3 октября 1891 года. Православный, холост В службе с 1909 года Корабельный гардемарин – 1912 г. Мичман – 1912 г. Лейтенант – 6 декабря 1915 года. Награды: золотой знак, посвященный окончанию курса Морского корпуса (1912). светло-бронзовая медаль памяти 300-летия царствования дома Романовых (1913). орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (8 июня 1915). Список л/с Морведа 1916 г. с. 375

wind: velbot-067 пишет: ВИКТОРОВ Михаил (Николай) Владимирович (02.05.1893 или 21.12.1992—?) А это как Михаил (Николай) :-))) ? Старшим офицером был Николай Владимирович : 1 Балтийский флотский экипаж ПП (16) Род. (14.09.91) Православный холост. В службе (09) Корабельный гардемарин (12) Мичман (12), Лейтенант (06.12.15). Награды: Станислав 3 Х и бантом (23.11.15), Владимир 4 Х и бпгтои (10.02.16), Анна 4 с надписью "За храбрость" (31.03.16). 1917 г. октябрь - И. д. Старшего офицера подводной лодки "Гепард", погиб вместе с лодкой во время боевого похода . С уважением, В.

velbot-067: wind, я дал так, как написано в книге.

wind: velbot-067 пишет: я дал так, как написано в книге. "Иван Арнольдович не читайте советских газет перед обедом" (с) :-)) , Викторов М.В. позднее стал Флагманом 1 ранга, и его в 1938 г. "прислонили к амбару" сиречь расстреляли ... С уважением, В. ЗЫ Посмотри почту, пишу здесь, а то у меня ЛС глючит :-((

Dmitry_N: wind пишет: А это как Михаил (Николай) :-))) Wind, я думаю, что в первоисточнике это могло выглядеть примерно так (попробовал сделать понепонятнее) Таких случаев масса, и мы уже здесь на форуме пытались расшифровывать непонятные письмена. Я думаю, что неясность в прочтении имени примерно такого рода

Автроилъ: wind пишет: "Иван Арнольдович не читайте советских газет перед обедом" Ну, так других нет... Я почему и вопросил вас, господа. В списке чинов Флота и Морского ведомства указан только Николай, а в ряде источников упорно фигурирует Михаил. Что думает народ по этому поводу? Если это тот Викторов, которого мы потом расстреляли, то на лодке, конечно же - Николай. Однако, вдруг ещё какой-нибудь был. С уважением...

Александр: Памятная доска в соборе св. Александра Невского в Таллинне (перенесена из Ревельской экипажной церкви св. Симеона Богоприимца) командир старший лейтенант А. Н. Эссен 1-й старший офицер поручик по Адмиралтейству М. Н. Суборов вахтенный начальник мичман А. Г. Соколовский вахтенный начальник мичман Ф. Ф. Беккер боцман П. Азявин рулевой боцманмат Т. Макарчук рулевой унтер - офицер Я. Кожемякин строевой боцманмат П. Барсук строевой боцманмат Ф. Прозоров водолазный боцманмат М. Красноштан водолаз С. Пугачев комендор И. Башилов электрический унтер – офицер В. Иванов старший электрик К. Голубушкин старший электрик Л. Сергеев старший электрик Е. Зиновкин электрик С. Жидков радиотелеграфный унтер – офицер А. Филиппов радиотелеграфный унтер – офицер Ф. Скопцов машинный унтер - офицер А. Еременко машинный унтер - офицер Н. Кожухов машинный унтер - офицер Ф. Белявский машинный унтер - офицер В. Головкин моторный унтер - офицер В. Рыбаков моторный унтер - офицер Н. Волынкин моторный унтер - офицер Ю. Межкапан моторист М. Линевич минный машинный унтер – офицер М. Булеев минный машинист И. Гоголев минный машинист К. Куклев минный машинист Г. Гулин санитарный унтер – офицер С. Козлов матрос В. Ласкаржевский От оставшихся товарищей Ревель 29 октября 1917

aden13: Автроилъ пишет: Что думает народ по этому поводу? Викторовых было два: ВИКТОРОВ Николай Георгиевич ( 14.09.1891 - ...10.1917 ) корабельный гардемарин 02.05.1912 мичман 05.10.1912 лейтенант 06.12.1915 и.д. ст. офицера подводной лодки "ГЕПАРД" 09.07.1916 - 1917 офицер подводного плавания 19.11.1916 командующий подводной лодкой АГ-11 09.10.1917 - 1917 Исключен из списков погибшим при исполнении служебного долга 23.12.1917 Примечание. Н.Г. Викторов был назначен командиром ПЛ АГ-11, но в должность не вступил, т.к. погиб на Гепарде ----- ВИКТОРОВ Михаил Владимирович ( 21.12.1892 - 01.08.1938 ) корабельный гардемарин 14.04.1913 мичман 05.10.1913 лейтенант 30.07.1916 С 1918 года на службе в РККФ; в 1918 году первый помощник командира ЛК "ГРАЖДАНИН" (бывший "ЦЕСАРЕВИЧ"), в 1919 году первый помощник и врид командира КР "ОЛЕГ", командир ЭМ "ВСАДНИК", в 1920 году командир ЛК "АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ", в 1920-1921 гг. первый помощник и командир ЛК "ГАНГУТ". С апреля 1921 года старший морской начальник в Кронштадте, с мая начальник морских сил Балтийского моря. С июня 1924 года начальник морских сил Черного моря, с декабря 1924 до апреля 1926 гг. начальник Гидрографического управления. В 1926-1932 гг. начальник морских сил Балтийского моря, с марта 1932 года командующий морскими силами Дальнего Востока, с 1935 года командующий Тихоокеанским флотом. Флагман флота 1 ранга (20.11.1935). С 15.08.1937 начальник и член военного совета УВМС РККА. 27.03.1938 снят с должности и зачислен в распоряжение командного управления РККФ; арестован 22.04.1938, осужден и расстрелян

Автроилъ: Антон, спасибо! В общих чертах я это знал. Смущало то, что в доступных мне источниках имя погибшего на "Гепарде" Викторова не совпадало. По сему, аз недостойный, впал в ересь, конщунственно возмыслив, что рабов божьих по фамилии Викторов могло быть и больше, чем два. С уважением...

Автроилъ: Александр пишет: Памятная доска в соборе Св. Александра Невского в Таллинне... Спасибо, я, действительно о ней забыл. Кстати, Российская Академия Наук не отменяла своего последнего решения о правописании названий некоторых столиц бывших республик СССР... Известно ли Вам, что когда эсты потребовали также и от латышей удвоить колличество «н» в названии Эстонского государства, те резонно им ответили, что в эстонской орфографии Таллин может писаться и с тремя «н» (Tallinnn), а уж на своём языке они будут писать исходя из законов собственной грамматики. С уважением...

Александр: Автроилъ пишет: Известно ли Вам Да, конечно, Вы правы. Дело в том, что я автоматически пишу так, как принято у эстов. У меня в бывшем Ревеле дочь живёт и я часто там бываю. С уважением, А.

wildcat: Dmitry_N пишет: Но на 45 м. она как-то не тянет. Если принять фигуру человека на снимке за 1.7 м, то длина изображения лодки на снимке составит 28 м. из-за изменения масштаба при разной удаленности и некоторой косоватости ракурса можно допустить, что лодка имеет длину метров 30-32 (пусть 35), но никак не 45. В архиве ошиблись при определении типа лодки? Если это и неправильно, то эти ошибочные данные кочуют из одной публикации в другую уже очень давно. В справочнике от Невского бастиона указана величина в примерно 45 метров. В статье из Моделиста - Конструктора про краснознаменную А-5 еще советских времен - 46 метров.

Dmitry_N: Нет, все правильно. Это мне (теперь уж не помню, каким образом) глаза позастило. Рассмотрел картинку заново - метров на 40-45 как раз и тянет.

wildcat: Кстати, а какая часть корпуса выступает из ила - носовая или кормовая?

Сумрак: Кстати, если фотографии черноморских АГ-ешек (уже в Красном флоте) интересуют, их можно достаточно выложить. Спасибо Костриченко.

Серж: Этот тип ПЛ получил название "А.Г." ("Американский Голланд") и отличался рядом достоинств: хорошей мореходностью, разделением корпуса водонепроницаемыми переборками на 5 отсеков. На этих ПЛ был принят веретенообразный корпус, причем центр тяжести лодки располагался в нос от миделя, что способствовало устойчивости на курсе и уменьшению сопротивления движению в подводном положении. Аккумуляторные ямы были герметичны и в случае попадания в лодку воды - она не могла залить аккумуляторы и вызвать появление удушливого газа - хлора. Водоизмещение ПЛ 355/433 т, длина - 46 м. Энергетическая установка двухвальная, состоящая из двух дизелей мощностью по 240 л.с. и двух электродвигателей мощностью по 160 л.с. Скорость 13/10,5 уз., дальность плавания 1750/25 миль, рабочая глубина погружения - 50 м. - http://www.submarine.id.ru/sub.php?a1 - ликбез, правда, но ТТД - верны.

wildcat: Сумрак пишет: Кстати, если фотографии черноморских АГ-ешек (уже в Красном флоте) интересуют, их можно достаточно выложить. Разумеется интересно. Выкладывайте.

wildcat: Чтобы не плодить ветки про отдельные ПЛ Российского флота приспособлю данную ветку под информация о российском подплаве вцелом. Начну я с Акулы. Все-таки первая погибшая в ПМВ. 9 ноября 1915 года в телеграфной ленте №690 с грифом ВВО контр-адмиралу Непенину сообщалось, что командующий флотом Балтийского моря вице - адмирал Канин приказал: "(подводную лодку) "Акулу" выслать для постановки минного заграждения под берегом на пути (фарватере№)55 Мемель-Либава, где (ей надлежит) поставить (минную) банку, определив первоначально возможно точнее курс непр(иятельских) судов и придерживаясь возможно ближе к Мемелю, в расчете в будущем ставить к северу от первой еще раз новые минные банки. По постановке заграждения "Акуле" вернуться в Ревель." В оригинале скорее всего слов в скобках не было, а современном источнике, откуда я взял данный текст они даны для разъяснения.

wildcat: Подлодка под командованием капитана второго ранга вышла из Ревеля 14 ноября 1915 года. Через две недели 29 ноября 1915 года адмирал Григоров отправил из Гельсингфорса телеграмму №988, в которой занчилось: "Подлодка "Акула" должна была вернуться около 20-го числа. Запас ее определяет продолжительность крейсерства 12 дней. Так как лодка не возвращается к назначенному сроку восемь дней при общей продолжительности пребывания вне портов 14 дней, то это обстоятельство и является основанием для предположения о ее гибели, т.к. никаких других версий нет."

wildcat: 1 декабря 1915 года в Штаб командующего флотом из канцелярии дивизии подводных лодок Балтийского моря были высланы "именные списки Г.г. офицеров и нижних чинов, ушедших в поход на подводной лодке "Акула". 1. Гудим Николай Александровия - капитан 2-го ранга, командир корабля, родился 11.06.1882 г .в селе Княвич, ныне Жирятинского района Брянской области. 2. Калчев Стефан Афанасьевич - лейтенант Российского Императорского флота (ранее - мичман 1-го разряда Королеского ВМФ Болгарии Калчев Стефан Атанасоф), флагманский минный офицер Штаба начальника Отряда заградителей Балтийского моря, прикомандированный на боевой поход к экипажу "Акулы" "для постановки мин собственной конструкции". Родился 02.02.1885 года в Калофере, ныне округ Пловдив, Болгария.

wind: wildcat пишет: Подлодка под командованием капитана второго ранга вышла из Ревеля Фамилия пропущена, командовал лодкой в том роковом походе капитан 2 ранга Н.А.Гудим. С уважением, В.

wildcat: 3. фон Герсдорф Карл Павлович - лейтенант, старший и минный офицер, родился 0508.1884 года в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Курляндской губернии России , ныне - Латвия. 4. Копец Константин Иосифович - лейтенант, штурманский офицер, родился 03.06.1885 года в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Минской губернии России, ныне - Беларусь.

wildcat: wind пишет: Фамилия пропущена, командовал лодкой в том роковом походе капитан 2 ранга Н.А.Гудим. Точно. Виноват, постараюсь быть внимательней.

wildcat: 5. Чистовский Роман Алексеевич - мичман, вахтенный начальник, родился в 1894 году, место рождения в документах не указано. 6. Исаков Алексей Иванович - минный боцманмат, родился 1884 году в деревне Коросыльно, ныне Макарьевского района Костромской области России. 7. Пасте Иван Янович - рулевой боцманмат, родился в 1892 году в неуказанном в документах населенном пункте натерритории бывшего Гробинского уезда Курляндской губернии России, ныне-Латвия. 8. Сучков Дмитрий Куприянович - рулевой боцманмат, родился в 1884 году в селе Сокольные горы, ныне Мамадышевского района Татарии, Россия.

wildcat: 9. Архипов Николай Максимович - моторный унтер -офицер 1-й статьи, родился в 1891 году в деревне Вторая Потаповка, ныне Ногинский район Московской области России. 10. Михайлов Петр Александрович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 году в Санкт-Петербурге, Россия. 11. Сидельников Василий Антонович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1893 году в Актарско-Пригородной слободе, ныне город Актарск Саратовской области. 12. Фролов Михаил Дмитриевич - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 году в деревне Красная, ныне Гдовского района Псковской области России.

wildcat: 13. Эрман Александр Иванович - моторный унтер - офицер 1-й статьи, родился в 1892 году в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Вехмутской волости Вейсенштейнского уезда Эстлянской губернии России, ныне - Эстония. 14. Берестнев Сергей Петрович - электрик унтер-офицер 1-й статьи, родился в селе Высоцкое, ныне - Оршанского райрна Витебской области Белоруссии. 15. Тяпко Захар Наумович - электрик унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1888 году в селе Великая Корогода, ныне Радомышльского района Житомирской области Украины. 16. Щербаков Константин Алексеевич - электрик унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1888 году в селе Старые Кривцы, ныне Новозыбсковского района Брянской области России.

wildcat: 17. Гончаров Иван Лаврентьевич - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 году в Могилеве, ныне - Могилевкая облать Белоруссии. 18. Кондрашкин Василий Семенович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 году в деревне Серковая (Михайловкий район Рязанской области России). 19. Никифоров Тарас Никифорович - машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1883 году в деревне Александровка (Вяземский район Смоленской области России) 20. Семенов Григорий Семенович - машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1883 году в деревне Курдюки (Юхновский район Калужской области России). 21. Шубин Федор Михайлович - машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1888 году в деревне Павловская (Шенкурский район Архангельская облать России). 22. Турчин Филипп Тимофеевич - телеграфный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1889 году в Ивангороде (Борзненский район Черниговкой области Украины).

wildcat: 23. Авксентьев Авксентий Иосифович - машинный унтер-офицер 2-й статьи (из юнг набора 1914 года), родился 1890-х (точная дата неизвестна) в селе Субботинское (Александровкий пайон Кировоградской области Украины) 24. Доронин Филипп Михайлович - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1892 году в селе Ревязено (Княгининский район Нижегородской области России). 25.Лебедев Василий Сергеевич - минно-машинный унтер - офицер 2-й статьи, родился в 1891 году в деревне Деменьтьевка (Кинешемский район Иванговской области России). 26. Лепа Вольдемар Эмильевич - старший электрик, родился в 1891 году в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Кремовской волости рижского уезда Лифлянской губернии России (Латвия).

wildcat: 27. Маурин Петр Савельевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1889 году в селе Ивашково (Одинцовский район Московской области России). 28. Чванов Василий Васильевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Кватиха, ныне Сенгилеевского района Ульяновской области России. 29. Монахов Федор Николаевич - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Медяны (пильцинский пайон Нижегородской области России). 30. Павлов Владимир Иванович - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Барское Городище (Суздальский район Владимирской области России). 31. Мухин Григорий Сергеевич - машинный содержатель 1-й статьи, родился в 1889 году в Орле, Россия.

wildcat: 32. Панин Михаил Александрович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 году в деревне Староподгорная (Спасский район рязанской области России). 33. Ющенко Анисим захарович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Бреч (Городнянский район Черниговской области Украины) 34. Румянцев Владимир Павлович - фельшер 2-й статьи, родился в 1893 году в деревне Козлово (Старицкий район Тверской области России). 35. Афанасьев Александр Андреевич - матрос 2-й статьи, прикомандированный из "штата малой подводной лодки" на данный боевой поход в экипажу "Акулы", родился в 1887 году в неуказанном в документах населенном пункте на территории нынешнего Кемского района Карелии, Россия.

wildcat: Из донесения Морского министра адмирала Григоровича Николаю II-му в декабре 1915 года: "Всеподданейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что подводная лодка Балтийского флота "Акула", под командой капитана 2-го ранга Гудима, 14-го ноября сего года вышла в море и должна была вернуться 22-го ноября , имея запасы до 26 ноября, но до сего времени не вернулась, почему следует предполагать, что лодка погибла. Последний раз лодку видели 15-го ноября. Кроме командира на лодке находилось 4 офицера, число остпльных по табели: 2 кондуктора, 29 нижних чинов. Неприятелю, видимо, гибель лодки не известна, почему является желательным сохранить ее гибель в тайне и объявление о смерти личного состава делать постепенно. Можно предполагать, что лодка погибла или взорвавшись на мине, или попала в неприятельские сети, илиже , обледенев перевернулась."

wildcat: Разъяснение вопроса с лодкой затянулось до весны 1916, когда на запрос 2-го отделения Главного морского штаба в Морской Генеральный Штаб пришел ответ от адмирала Григорова телеграммой за номером 644/оп "лодку следует считать погибшей. Сведение остается секретным до конца войны." Офицально ПЛ "Акула" из списков флота (на тот момент уже Республиканского) 15 марта 1917 года.

Автроилъ: А если перебрать таким же способом (по три-четыре человека) команды дредноутов? Это ж сколько постов получится? Застрелиться можно... С уважением...

wildcat: Автроилъ пишет: А если перебрать таким же способом (по три-четыре человека) команды дредноутов? Это ж сколько постов получится? Застрелиться можно... Да я все понимаю, просто у меня подключение особой стабильностью не отличается и чтобы случайно не потерять уже сделанное приходиться посты дробить. Но лучше ,наверное, было бы сделать заранее, а потом скопировать текст. Постараюсь по мере возможности учесть ваше замечание.

velbot-067: Автроилъ пишет: А если перебрать таким же способом (по три-четыре человека) команды дредноутов? Это ж сколько постов получится? Застрелиться можно... У wildcat все посты по существу дела и их получится не на много больше чем постов-реплик у самого Автроила

Dirk: wildcat пишет: фон Герсдорф Карл Павлович - лейтенант, старший и минный офицер, родился 0508.1884 года в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Курляндской губернии России , ныне - Латвия. ур. Тальсен Курляндской губ. velbot-067 пишет: У wildcat все посты по существу дела и их получится не на много больше чем постов-реплик у самого Автроила Только просьба - давайте все-же указывать источники информации...

Dirk: wildcat пишет: Чистовский Роман Алексеевич - мичман, вахтенный начальник, родился в 1894 году, место рождения в документах не указано. Крещен 04.08.1894 в церкви 143-го пехотного Дорогобужского полка (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 7. Д. 3273. Л. 2). В конце 19 века полк стоял в г. Орел.

wildcat: Dirk пишет: ур. Тальсен Курляндской губ. Стало быть населенный пункт известен. Примем к сведению. Dirk пишет: Крещен 04.08.1894 в церкви 143-го пехотного Дорогобужского полка (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 7. Д. 3273. Л. 2). В конце 19 века полк стоял в г. Орел. Ясно. Спасибо за информацию.

Dirk: Dirk пишет: Только просьба - давайте все-же указывать источники информации... Ответа на призыв не последовало..

wildcat: Dirk пишет: Ответа на призыв не последовало.. Ну что вы так сразу. Конечно, я удовлетворю ваше любопытство. Альманах "Подводный флот" №13.

wildcat: У меня тут вопрос возник. А всегда ли ПЛ уходили в поход со штатной численностью экипажа или бывали случаи недокомплекта?

aden13: wildcat Я бы этот вопрос сформулировал по другому: а все ли корабли во время войны уходили в море с некомплектом личного состава или все же бывали случаи когда был полный комплект? (извините за бедность речи)

wildcat: aden13 пишет: wildcat Я бы этот вопрос сформулировал по другому: а все ли корабли во время войны уходили в море с некомплектом личного состава или все же бывали случаи когда был полный комплект? (извините за бедность речи) Даже вот так? А то я посмотрел ТТХ на Акулу - у нее экипаж 35 человек (4 офицера/2 кондуктора/29 нижних чинов). Я выложил 35 фамилий, но 2 прикомандированы на лодку именно на этот поход. Остается 33. Получается, что мне на этот счет не следует даже задумываться!

Автроилъ: Подводная лодка типа "АГ" только уже в 20-е годы.

wildcat: Автроилъ пишет: Подводная лодка типа "АГ" только уже в 20-е годы. Название у неё было тогда прикольное - "Политработник" (№15, бывш АГ26).

Автроилъ: wildcat пишет: Название у неё было тогда прикольное - "Политработник" 1. Давайте уж как-нибудь без подросткового жаргона. 2. О фотографии. На ней бывшая подводная лодка "АГ-26", заснятая в Южной бухте Севастополя во второй половине 20-х годов. В течение своей службы лодка носила разные наименования: вначале "А.Г. 26", с 23.10.1920 года переназвана в "Имени товарища Каменева", с 23.03.1923 года - в "Политработник" (ПЛ №15), затем с 15.09.1934 года числилась в составе флота как "А-4". Построена в 1916 году для ВМС Великобритании, по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), однако в том же году (19.09.1916) по заказу Морведа России приобретена заводом «Ноблесснеръ», после чего зачислена в списки кораблей ЧФ (с 21.08.1917). Была доставлена в разобранном виде морем во Владивосток и по железной дороге перевезена для достройки на завод «Наваль» в Николаев. Перезаложенная уже после Гражданской войны (23.10.1920, по другим данным - 26.09.1920) и спущенная на воду 24 февраля 1923 года, тем же летом вступила в строй (11.07.1923). Входила в состав МСЧМ и в годы последующей службы нанесла визит в столицу Турции - город Стамбул (30.08-06.09.1929). В 1930-1931 и 1936-1938 гг. прошла капитальный ремонт. С 11.01.1935 года вошла в состав ЧФ. Во время Великой Отечественной войны участвовала в поисковых действиях на коммуникациях противника в ЧМ и при обороне Севастополя в июне 1942-ого совершила 15 боевых походов. 22.02.1947 года разоружена, выведена из состава ВМФ и 06.03.1947 года сдана в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

wildcat: Автроилъ пишет: 1. Давайте уж как-нибудь без подросткового жаргона. Извините. Постараюсь исправиться.

nemos: Автроилъ пишет: Подводная лодка типа "АГ" только уже в 20-е годы. ...хорошее фото! Автроилъ - спасибо

Igrov: Трое суток (без перерыва ) искал на вашем (нашем? ) форуме, где можно найти что-нибудь об «Акуле». В первую очередь меня интересует именно она. Решил посмотреть пока об АГ-14. И тут такая приятная неожиданность !!! Наверное, Wildcat прав, когда пишет: Чтобы не плодить ветки про отдельные ПЛ Российского флота приспособлю данную ветку под информация о российском подплаве вцелом. Я, конечно, новичок. Не мне «наводить порядок». Но именно как новичок, с большим трудом нашедший нужную информацию, задаю вопрос: а не стоит ли тогда переименовать тему? Назвать её, например, «ПЛ 1-й мировой войны» или "ПЛ дореволюционного подплава". Или ещё как-нибудь в этом роде. Или всё же лучше - по каждой лодке отдельная тема?

Igrov: В развитие начинания Wildcat по ПЛ “Акула” приведу сохранившуюся у меня старую выписку из вахтенного журнала “Акулы” за 1914 г. в части находившихся в том году на этой ПЛ (в её штате?) лиц. РГА ВМФ, ф.870 (вхтенные и шканечные журналы), оп.1, д.598 (вахтенный журнал ПЛ “Акула” в 1914 г.), лл. 1-17об. Лист 1 (титульный): Выписка из журнала о плавании подводной лодки 2 ранга “Акула” в 1914 году В дивизионе под начальством Капитана 2 ранга Власьева Под флагом Контр-адмирала Левицкаго. Листы 1об.-5об.: 1. Начальник дивизиона и Командир Подводной лодки “Акула” Капитан 2-го ранга Сергей Николаевич Власьев, 2. И.д. Старшего офицера под. лодки “Акула” Лейтенант Иван Бежукович Лагидзе, 3. Вахтенный начальник под. лодки “Акула” Константин Филиппович Терлецкий, 4. И.д. флагманского миннаго офицера штаба Начальника Бригады под. лодок Лейтенант Алексей Евгеньевич Циолкевич, 5. Флаг-офицер и ревизор 1-го дивизиона под. лодок Лейтенант Александр Михайлович Сыробоярский, 6. Минный офицер 1-го дивизиона под. лодок Лейтенант Дмитрий Ставрович Карабуджи, 7. Инженер-механик 1-го дивизиона под. лодок Капитан 2-го ранга Евгений Григорьевич Даниленко, 8. Врач 1-го дивизиона под. лодок, надворный советник Иван Аристархович Попов, Боцман, сверхсрочнослужащий рулевой боцманмат: 9. Василий Богданов и 10. Дмитрий Сучков, 11. Рулевой Иван Пастэ, Сверхсрочнослужащие: 12. электрик унтер-офицер 1 ст. Захарий Тяпко, 13. электрик унтер-офицер 1 ст. Константин Щербаков, 14. боцманмат минёр Алексей Исаков, 15. электрик унтер-офицер 2 ст. Еронько (Еронеко?, Еронско?), 16. электрик Дмитрий Ховиков, 17. электрик Владимир Леппа, 18. старшина машин. унтер-офицер 1 ст. Тарас Никифоров, 19. машин. унтер-офицер 1 ст. Фёдор Шубин, 20. машин. унтер-офицер 1 ст. Григорий Семёнов, 21. машин. унтер-офицер2 ст. Дмитрий Баклашкин, 22. машин. унтер-офицер 2 ст. Пётр Михайлов, 23. машин. унтер-офицер 2 ст. Михаил Фролов, 24. мот. унтер-офицер 2 ст. Николай Архипов, 25. мот. 1 ст. Александр Эрман, 26. мин. машин. унтер-офицер 1 ст. Василий Кондрашкин, 27. мин. машин унтер-офицер 1 ст. Иван Юращик, 28. мин. машин. унтер-офицер 1 ст. Николай Седавкин, 29. мин. машин. 1 ст. Пётр Маурин, 30. мин. машин. 1 ст. Август Киляк, 31. машин. содержатель 1 ст. Григорий Мухин, 32. фельдшер 2 ст. Виктор Коробицын, 33. минный кондуктор 1-го дивизиона под. лодок Иван Берёзкин (с 10-го февраля), 34. И.д. миннаго офицера 1-го дивизиона под. лодок Лейтенант Владимир Николаевич Кондрашов (с 21-го июля), 35. Старший машинный содержатель кондуктор Евтихий Продан (с 27-го марта), 36. Старший боцман кондуктор Ефим Матвеевич Курганов (с 22-го июля). Пояснения: 1). Нумерация в списке – моя (Igrov). В архивном деле список приведён без нумерации и в табличной форме. Таблица имеет три столбца: 1-й - “Каких команд”, 2-й – “Должности, чины, имена, отчества и фамилии” (т.е.приведённый выше список без нумерации и без скобок после фамилий), 3-й – “С какого и по какое время состояли на миноноске”. 2). В 1-м столбце (“Каких команд”) для лиц под номерами 1-3 и 9-34 указано: “Подводной лодки “Акула”, для № 4 – “Штаб начальника Бригады под. лодок”, для №№ 5-8 – “1-го Балтийского флотск. экипажа”. 3). В 3-ем столбце (“Скакого и по какое время состояли на миноноске”) записи есть только у №№ 33-36. В приведённом выше списке эти записи показаны в скобках, расположенных после фамилий. Предполагаю, что лишь лица под №№ 33-36 прибыли на ПЛ в 1914 году. Остальные служили на этой “миноноске” и ранее. При этом все перечисленные в списке лица продолжали служить на “Акуле”, по крайней мере, до конца 1914 года. Т.е. именно с этим личным составом команда “Акулы” участвовала в боевых походах в 1914 году.

ssergey x 100: ПЛ " Акула " с минами заграждения . Ноябрь 1915 г ( вероятно это одно из последних изображении лодки) С уважением !

квн: Хотелось бы обратить внимание на еще один факт из биографии АГ-14: Михаил Суборов, поручик по Адмиралтейству и старший офицер субмарины был к тому же кавалером Знака отличия Военного ордена 4 степени (за Цусиму), и получается что на борту АГ-14 погибло 2 Георгиевских кавалера- Эссен (командир) и его старшой.

ВЛАДИБОРЪ: На подводной лодке "АГ-14" так же служил и лейтенант РАЛЛЬ 2-й Всеволод Фёлорович (во время последнего похода лодки находился на излечении в госпитале). Вместо него и был назначен мичман военного времени Фёдор БЕККЕР. С уважением, Вл.

ВЛАДИБОРЪ: Антоний ЭССЕН и группа офицеров и матросов английской подводной лодки "Е-9". Весна 1915 г. (Антоний Николаевич ЭССЕН, служил на "Е-9" с 20.10.1914 по 30.06.1916) РГАВМФ, Ф. 757, Оп.1.Д. 155. Л. 180 С уважением, Вл.

tmosh@sampo.ru: *PRIVAT*

maslopoop: Экипаж АГ-12 .. Командир лодки Соболев Константин Львович наверху у лееров 2-й справа... во 2-м ряду, в центре - Могучий Адам Адамович .. с дудкой - боцман.. с сайта "Русская Эстония" ..



полная версия страницы