Форум » Первая мировая война » Подводная лодка АГ-14 » Ответить

Подводная лодка АГ-14

Автроилъ: "СЫН АДМИРАЛА ПОКОИТСЯ НА ДНЕ" Под такими или сходными заголовками несколько газет в Стокгольме помеестили отчёт об очередных подводных изысканиях шведских аквалангистов, в результате которых была сделана одна интересная находка, имеющая прямое отношение к Российскому ВМФ. Специалисты подсчитали, что нигде в морях планеты не разбросано по дну столько затонувших судов, сколько на Балтике. Только в глубинах Финского залива покоятся более шести тысяч кораблей всех времен и народов, погибших в боях и штормах. Сегодня, когда в руках подводных исследователей оказалась современная поисковая техника (всевозможные сонары, телевизионные камеры, гидролокаторы бокового обзора), открытия посыпались как из рога изобилия. Вначале эстонцам во главе с Вепло Мясе удалось разгадать вековую загадку пропавшего на переходе из Ревеля в Гельсингфорс броненосца береговой обороны"Русалка". Затем совсем недавно шведские дайверы нашли погибшие в годы минувшей войны советские подводные лодки С-7 и С-8 ("Российская газета" подробно об этом рассказывала). И вот та же группа водолазов из компании "Deep Sea" - Андерс Яллай, Карл Дуглас и другие - обнаружили под водой русскую подводную лодку АГ-14, предположительно подорвавшуюся в июле 1917-ого на минном заграждении возле тогдашней Либавы. Вообще-то шведы искали свой самолет DS-3, упавший в море летом 1953 года, и наткнулись на корпус старой субмарины почти случайно. Она лежит на глубине чуть больше ста метров в нейтральных водах в точке с координатами 58°26'9"N и 20°24'11"O в районе острова Готска-Санден. Видимых повреждений корпуса не обнаружено. Из тридцатиметрового слоя ила 45-метровый корпус подлодки выступает всего на 12 метров. Причиной её гибели шведские эксперты считают подрыв на мине, поскольку вокруг "обнаружено множество следов минных полей времен Первой мировой войны". В отсеках лодки остались двадцать шесть подводников со своим командиром - ст. лейтенантом Антонием Николаевичем Эссеном (МК 1907), единственным сыном командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича Эссена (1860-1915). Известному адмиралу было не суждено узнать о гибели сына, поскольку он скончался за два года до рокового похода АГ-14. Российским властям шведы передали точные координаты места, где погребены в стальном саркофаге русские моряки. Теперь от ответа наших официальных лиц зависит дальнейшая судьба этой братской могилы, поскольку лежащая на относительно небольшой глубине лодка вполне доступна для подводных мародёров... Немного о самой лодке. Подводные корабли этой серии (АГ-"Американский Голланд", проект «602-F») строила американская фирма «Еlectric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере. От большинства других русских лодок отличались более лучшими ходовыми качествами и живучестью. Прочный корпус был разделён на четыре водонепроницаемых отсека. Водоизмещение 355/433 т; длина, щирина и осадка соответственно 45,84х4,8х3.8 м; скорость хода 13/10,5 узла, рабочая глубина погружения 50 м; дальность плавания 1750/25 (если полным ходом) миль; вооружение: четыре трубчатых (носовых) торпедных аппарата и одно 47/1-мм орудие Гочкисса, два перископа. После вступления в строй (11.11.1916) входила в состав 4-ого дивизиона подводных лодок. В кампанию 1917 года участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам базирования его военного флота). 18 сентября АГ-14 вышла в четвертый боевой поход на позицию к северо-западу от Стейнорта (район Либавы). Возвращение подводного корабля планировалось к 23 сентября, однако в назначенный срок лодка в базу не вернулась. Кроме АГ-14 за период боевых действий с 1914-ого по 1918 год с моря не пришли ещё шесть подлодок Российского флота: «Сомъ», «Акула», «Львица», «Моржъ», "Барсъ" и «Гепардъ». Командиры АГ-14: 1. Лейтенант Хвицкий 1-й Анатолий Александрович (26.06.1916-22.01.1917) 2. Лейтенант Головачёв Николай Николаевич (врид ...12.1916-...04.1917) 3. Ст. лейтенант фон Эссен 1-й Антоний Николаевич (22.01-...09.1917) .

Ответов - 69, стр: 1 2 3 All

wildcat: Чтобы не плодить ветки про отдельные ПЛ Российского флота приспособлю данную ветку под информация о российском подплаве вцелом. Начну я с Акулы. Все-таки первая погибшая в ПМВ. 9 ноября 1915 года в телеграфной ленте №690 с грифом ВВО контр-адмиралу Непенину сообщалось, что командующий флотом Балтийского моря вице - адмирал Канин приказал: "(подводную лодку) "Акулу" выслать для постановки минного заграждения под берегом на пути (фарватере№)55 Мемель-Либава, где (ей надлежит) поставить (минную) банку, определив первоначально возможно точнее курс непр(иятельских) судов и придерживаясь возможно ближе к Мемелю, в расчете в будущем ставить к северу от первой еще раз новые минные банки. По постановке заграждения "Акуле" вернуться в Ревель." В оригинале скорее всего слов в скобках не было, а современном источнике, откуда я взял данный текст они даны для разъяснения.

wildcat: Подлодка под командованием капитана второго ранга вышла из Ревеля 14 ноября 1915 года. Через две недели 29 ноября 1915 года адмирал Григоров отправил из Гельсингфорса телеграмму №988, в которой занчилось: "Подлодка "Акула" должна была вернуться около 20-го числа. Запас ее определяет продолжительность крейсерства 12 дней. Так как лодка не возвращается к назначенному сроку восемь дней при общей продолжительности пребывания вне портов 14 дней, то это обстоятельство и является основанием для предположения о ее гибели, т.к. никаких других версий нет."

wildcat: 1 декабря 1915 года в Штаб командующего флотом из канцелярии дивизии подводных лодок Балтийского моря были высланы "именные списки Г.г. офицеров и нижних чинов, ушедших в поход на подводной лодке "Акула". 1. Гудим Николай Александровия - капитан 2-го ранга, командир корабля, родился 11.06.1882 г .в селе Княвич, ныне Жирятинского района Брянской области. 2. Калчев Стефан Афанасьевич - лейтенант Российского Императорского флота (ранее - мичман 1-го разряда Королеского ВМФ Болгарии Калчев Стефан Атанасоф), флагманский минный офицер Штаба начальника Отряда заградителей Балтийского моря, прикомандированный на боевой поход к экипажу "Акулы" "для постановки мин собственной конструкции". Родился 02.02.1885 года в Калофере, ныне округ Пловдив, Болгария.

wind: wildcat пишет: Подлодка под командованием капитана второго ранга вышла из Ревеля Фамилия пропущена, командовал лодкой в том роковом походе капитан 2 ранга Н.А.Гудим. С уважением, В.

wildcat: 3. фон Герсдорф Карл Павлович - лейтенант, старший и минный офицер, родился 0508.1884 года в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Курляндской губернии России , ныне - Латвия. 4. Копец Константин Иосифович - лейтенант, штурманский офицер, родился 03.06.1885 года в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Минской губернии России, ныне - Беларусь.

wildcat: wind пишет: Фамилия пропущена, командовал лодкой в том роковом походе капитан 2 ранга Н.А.Гудим. Точно. Виноват, постараюсь быть внимательней.

wildcat: 5. Чистовский Роман Алексеевич - мичман, вахтенный начальник, родился в 1894 году, место рождения в документах не указано. 6. Исаков Алексей Иванович - минный боцманмат, родился 1884 году в деревне Коросыльно, ныне Макарьевского района Костромской области России. 7. Пасте Иван Янович - рулевой боцманмат, родился в 1892 году в неуказанном в документах населенном пункте натерритории бывшего Гробинского уезда Курляндской губернии России, ныне-Латвия. 8. Сучков Дмитрий Куприянович - рулевой боцманмат, родился в 1884 году в селе Сокольные горы, ныне Мамадышевского района Татарии, Россия.

wildcat: 9. Архипов Николай Максимович - моторный унтер -офицер 1-й статьи, родился в 1891 году в деревне Вторая Потаповка, ныне Ногинский район Московской области России. 10. Михайлов Петр Александрович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 году в Санкт-Петербурге, Россия. 11. Сидельников Василий Антонович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1893 году в Актарско-Пригородной слободе, ныне город Актарск Саратовской области. 12. Фролов Михаил Дмитриевич - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 году в деревне Красная, ныне Гдовского района Псковской области России.

wildcat: 13. Эрман Александр Иванович - моторный унтер - офицер 1-й статьи, родился в 1892 году в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Вехмутской волости Вейсенштейнского уезда Эстлянской губернии России, ныне - Эстония. 14. Берестнев Сергей Петрович - электрик унтер-офицер 1-й статьи, родился в селе Высоцкое, ныне - Оршанского райрна Витебской области Белоруссии. 15. Тяпко Захар Наумович - электрик унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1888 году в селе Великая Корогода, ныне Радомышльского района Житомирской области Украины. 16. Щербаков Константин Алексеевич - электрик унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1888 году в селе Старые Кривцы, ныне Новозыбсковского района Брянской области России.

wildcat: 17. Гончаров Иван Лаврентьевич - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 году в Могилеве, ныне - Могилевкая облать Белоруссии. 18. Кондрашкин Василий Семенович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 году в деревне Серковая (Михайловкий район Рязанской области России). 19. Никифоров Тарас Никифорович - машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1883 году в деревне Александровка (Вяземский район Смоленской области России) 20. Семенов Григорий Семенович - машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1883 году в деревне Курдюки (Юхновский район Калужской области России). 21. Шубин Федор Михайлович - машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1888 году в деревне Павловская (Шенкурский район Архангельская облать России). 22. Турчин Филипп Тимофеевич - телеграфный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1889 году в Ивангороде (Борзненский район Черниговкой области Украины).

wildcat: 23. Авксентьев Авксентий Иосифович - машинный унтер-офицер 2-й статьи (из юнг набора 1914 года), родился 1890-х (точная дата неизвестна) в селе Субботинское (Александровкий пайон Кировоградской области Украины) 24. Доронин Филипп Михайлович - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1892 году в селе Ревязено (Княгининский район Нижегородской области России). 25.Лебедев Василий Сергеевич - минно-машинный унтер - офицер 2-й статьи, родился в 1891 году в деревне Деменьтьевка (Кинешемский район Иванговской области России). 26. Лепа Вольдемар Эмильевич - старший электрик, родился в 1891 году в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Кремовской волости рижского уезда Лифлянской губернии России (Латвия).

wildcat: 27. Маурин Петр Савельевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1889 году в селе Ивашково (Одинцовский район Московской области России). 28. Чванов Василий Васильевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Кватиха, ныне Сенгилеевского района Ульяновской области России. 29. Монахов Федор Николаевич - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Медяны (пильцинский пайон Нижегородской области России). 30. Павлов Владимир Иванович - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Барское Городище (Суздальский район Владимирской области России). 31. Мухин Григорий Сергеевич - машинный содержатель 1-й статьи, родился в 1889 году в Орле, Россия.

wildcat: 32. Панин Михаил Александрович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 году в деревне Староподгорная (Спасский район рязанской области России). 33. Ющенко Анисим захарович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 году в селе Бреч (Городнянский район Черниговской области Украины) 34. Румянцев Владимир Павлович - фельшер 2-й статьи, родился в 1893 году в деревне Козлово (Старицкий район Тверской области России). 35. Афанасьев Александр Андреевич - матрос 2-й статьи, прикомандированный из "штата малой подводной лодки" на данный боевой поход в экипажу "Акулы", родился в 1887 году в неуказанном в документах населенном пункте на территории нынешнего Кемского района Карелии, Россия.

wildcat: Из донесения Морского министра адмирала Григоровича Николаю II-му в декабре 1915 года: "Всеподданейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что подводная лодка Балтийского флота "Акула", под командой капитана 2-го ранга Гудима, 14-го ноября сего года вышла в море и должна была вернуться 22-го ноября , имея запасы до 26 ноября, но до сего времени не вернулась, почему следует предполагать, что лодка погибла. Последний раз лодку видели 15-го ноября. Кроме командира на лодке находилось 4 офицера, число остпльных по табели: 2 кондуктора, 29 нижних чинов. Неприятелю, видимо, гибель лодки не известна, почему является желательным сохранить ее гибель в тайне и объявление о смерти личного состава делать постепенно. Можно предполагать, что лодка погибла или взорвавшись на мине, или попала в неприятельские сети, илиже , обледенев перевернулась."

wildcat: Разъяснение вопроса с лодкой затянулось до весны 1916, когда на запрос 2-го отделения Главного морского штаба в Морской Генеральный Штаб пришел ответ от адмирала Григорова телеграммой за номером 644/оп "лодку следует считать погибшей. Сведение остается секретным до конца войны." Офицально ПЛ "Акула" из списков флота (на тот момент уже Республиканского) 15 марта 1917 года.

Автроилъ: А если перебрать таким же способом (по три-четыре человека) команды дредноутов? Это ж сколько постов получится? Застрелиться можно... С уважением...

wildcat: Автроилъ пишет: А если перебрать таким же способом (по три-четыре человека) команды дредноутов? Это ж сколько постов получится? Застрелиться можно... Да я все понимаю, просто у меня подключение особой стабильностью не отличается и чтобы случайно не потерять уже сделанное приходиться посты дробить. Но лучше ,наверное, было бы сделать заранее, а потом скопировать текст. Постараюсь по мере возможности учесть ваше замечание.

velbot-067: Автроилъ пишет: А если перебрать таким же способом (по три-четыре человека) команды дредноутов? Это ж сколько постов получится? Застрелиться можно... У wildcat все посты по существу дела и их получится не на много больше чем постов-реплик у самого Автроила

Dirk: wildcat пишет: фон Герсдорф Карл Павлович - лейтенант, старший и минный офицер, родился 0508.1884 года в неуказанном в документах населенном пункте на территории бывшей Курляндской губернии России , ныне - Латвия. ур. Тальсен Курляндской губ. velbot-067 пишет: У wildcat все посты по существу дела и их получится не на много больше чем постов-реплик у самого Автроила Только просьба - давайте все-же указывать источники информации...

Dirk: wildcat пишет: Чистовский Роман Алексеевич - мичман, вахтенный начальник, родился в 1894 году, место рождения в документах не указано. Крещен 04.08.1894 в церкви 143-го пехотного Дорогобужского полка (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 7. Д. 3273. Л. 2). В конце 19 века полк стоял в г. Орел.

wildcat: Dirk пишет: ур. Тальсен Курляндской губ. Стало быть населенный пункт известен. Примем к сведению. Dirk пишет: Крещен 04.08.1894 в церкви 143-го пехотного Дорогобужского полка (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 7. Д. 3273. Л. 2). В конце 19 века полк стоял в г. Орел. Ясно. Спасибо за информацию.

Dirk: Dirk пишет: Только просьба - давайте все-же указывать источники информации... Ответа на призыв не последовало..

wildcat: Dirk пишет: Ответа на призыв не последовало.. Ну что вы так сразу. Конечно, я удовлетворю ваше любопытство. Альманах "Подводный флот" №13.

wildcat: У меня тут вопрос возник. А всегда ли ПЛ уходили в поход со штатной численностью экипажа или бывали случаи недокомплекта?

aden13: wildcat Я бы этот вопрос сформулировал по другому: а все ли корабли во время войны уходили в море с некомплектом личного состава или все же бывали случаи когда был полный комплект? (извините за бедность речи)

wildcat: aden13 пишет: wildcat Я бы этот вопрос сформулировал по другому: а все ли корабли во время войны уходили в море с некомплектом личного состава или все же бывали случаи когда был полный комплект? (извините за бедность речи) Даже вот так? А то я посмотрел ТТХ на Акулу - у нее экипаж 35 человек (4 офицера/2 кондуктора/29 нижних чинов). Я выложил 35 фамилий, но 2 прикомандированы на лодку именно на этот поход. Остается 33. Получается, что мне на этот счет не следует даже задумываться!

Автроилъ: Подводная лодка типа "АГ" только уже в 20-е годы.

wildcat: Автроилъ пишет: Подводная лодка типа "АГ" только уже в 20-е годы. Название у неё было тогда прикольное - "Политработник" (№15, бывш АГ26).

Автроилъ: wildcat пишет: Название у неё было тогда прикольное - "Политработник" 1. Давайте уж как-нибудь без подросткового жаргона. 2. О фотографии. На ней бывшая подводная лодка "АГ-26", заснятая в Южной бухте Севастополя во второй половине 20-х годов. В течение своей службы лодка носила разные наименования: вначале "А.Г. 26", с 23.10.1920 года переназвана в "Имени товарища Каменева", с 23.03.1923 года - в "Политработник" (ПЛ №15), затем с 15.09.1934 года числилась в составе флота как "А-4". Построена в 1916 году для ВМС Великобритании, по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), однако в том же году (19.09.1916) по заказу Морведа России приобретена заводом «Ноблесснеръ», после чего зачислена в списки кораблей ЧФ (с 21.08.1917). Была доставлена в разобранном виде морем во Владивосток и по железной дороге перевезена для достройки на завод «Наваль» в Николаев. Перезаложенная уже после Гражданской войны (23.10.1920, по другим данным - 26.09.1920) и спущенная на воду 24 февраля 1923 года, тем же летом вступила в строй (11.07.1923). Входила в состав МСЧМ и в годы последующей службы нанесла визит в столицу Турции - город Стамбул (30.08-06.09.1929). В 1930-1931 и 1936-1938 гг. прошла капитальный ремонт. С 11.01.1935 года вошла в состав ЧФ. Во время Великой Отечественной войны участвовала в поисковых действиях на коммуникациях противника в ЧМ и при обороне Севастополя в июне 1942-ого совершила 15 боевых походов. 22.02.1947 года разоружена, выведена из состава ВМФ и 06.03.1947 года сдана в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

wildcat: Автроилъ пишет: 1. Давайте уж как-нибудь без подросткового жаргона. Извините. Постараюсь исправиться.



полная версия страницы