Форум » Первая мировая война » Германский флот в ПМВ » Ответить

Германский флот в ПМВ

ркр065: Развитие темы по униформе германского флота показывает, что на форуме присутствует определенный интерес к военно-морской истории нашего главного противника в ПМВ. Предлагаю открыть дополнительную ветку, и вопросы, касающиеся непосредственного участия германского флота в ПМВ, обсуждать и рассматривать здесь. Итак, германский флот по воле своего Императора вступает в Первую мировую войну:

Ответов - 120, стр: 1 2 3 4 All

ркр065: В упомянутой ветке по униформе кайзеровского флота было выставлено много картинок крейсера "Бремен". Как известно, завершил он свой боевой путь в 1915 г. на Балтике, на русских минах. В "МС" пару-тройку лет назад была небольшая статья на эту тему. Сохранилась ее авторская версия, которую посчитал интрересной и решил "скинуть" (естественно, с согласия автора) на эту ветку. «ПОЗИЦИИ ДОЗОРНЫХ СУДОВ ВЫЯСНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:…» (Из истории радиоразведки Балтийского флота) В экспозиции Центрального Военно-Морского музея, посвященной участию русского флота в Первой мировой войне, на одном из стендов, рассказывающем о боевых действиях на Балтийском море, внимание посетителей неизменно привлекает небольшая картина с весьма интригующим названием и полным драматизма сюжетом. В быстротечной агонии, высоко задрав корму, в воду стремительно уходит трехтрубный корабль; срывающиеся с талей шлюпки и виднеющиеся среди волн головы плывущих людей дополняют трагизм и ужас происходящего. Это достаточно известная по неоднократным репродукциям в различных военно-исторических издания картина художника Н.М. Кочергина «Гибель германского крейсера «Бремен» и эскадренного миноносца V-191 17.12.1915» (Б., акв. 57х82 №23533), воспроизводящая одну из подлинных страниц летописи мировой войны на Балтике. В германских источниках по поводу данных событий сообщается, что 4(17)* декабря при выходе из Виндавы крейсер «Бремен», оказывая помощь в спасении команды сопровождавшего его и подорвавшегося на мине миноносца V-191, «…коснулся носовой частью двух мин, взорвавшихся одна вслед за другой. Корма поднялась круто кверху и крейсер в несколько минут скрылся под водой. …удалось спасти 8 офицеров и 102 человека команды… . 11 офицеров и 287 человек команды, в том числе и командир крейсера, кап. 2 р. Вальтер, погибли вместе с кораблем»[1]. В абсолютном большинстве работ по истории Первой мировой войны гибель «Бремена» рассматривается как безусловный и весьма крупный успех русского минного оружия. И с такой оценкой трудно не согласиться. Вместе с тем, изучение архивных источников позволяет флотским историкам по-новому взглянуть на эту страницу в летописи мировой войны на Балтийском море. Документы свидетельствуют, что события 4 декабря фактически являются лишь эпизодом (хотя и кульминационным) в достаточно сложной многоходовой комбинации русского флота, реализация которой стала возможна в первую очередь благодаря успехам русской морской разведки. Необходимо отметить, что русская разведка на Балтике к осени 1915 г. представляла собой весьма эффективно работающий механизм. Не претендуя в данной статье на подробное и всестороннее освещение ее истории и боевой деятельности, отметим лишь, что на Балтийском флоте по ряду объективных и субъективных причин сформировалось и почти всю войну действовало два разведывательных «центра»: один – в штабе командующего флотом, где в составе оперативной части штаба было образовано разведывательное отделение, руководство которым возложили на 2-го (радиотелеграфного) флагманского минного офицера старшего лейтенанта И.И. Ренгартена, а второй – в Службе связи, возглавляемой контр-адмиралом А.И. Непениным, где в мае 1915 г. было учреждено временное оперативное отделение при начальнике Службы связи. И там, и там специально назначенные офицеры производили сбор, обработку и анализ сведений о противнике, поступавших к ним из различных источников, основным и наиболее информативным среди которых в рассматриваемый период являлась радиоразведка. К решению задач радиоразведки на Балтике привлекались значительные силы и средства. Посты радиоперехвата действовали на большинстве береговых радиостанций Службы связи, вахты радиоразведки неслись также на кораблях (при нахождении их как в море, так и в базах). Вдоль побережья была развернута сеть радиопеленгаторных станций. С весны 1915 г. на мысе Шпитгамн действовала так называемая радиостанция особого назначения, где была сосредоточена вся дешифровальная работа во флоте. В течение первого года войны балтийские радиоразведчики получили большой опыт и сумели заявить о себе как о реальной силе, способной решать самые сложные задачи в интересах командования флота. Именно этой силе и суждено было сыграть важную роль в рассматриваемых событиях.

ркр065: В оперативном отношении обстановка на Балтийском театре осенью 1915 г., после завершения германским флотом операций в Рижском заливе, характеризовалась фактическим отказом германского командования от дальнейших активных действий. Основной целью германских морских сил в Балтийском море было определено противодействие «наступательной деятельности русского флота»[2]. Ключевое место в новых оперативных планах отводилось организации так называемой Эстергарн-Люзерортской позиции, основу которой составили корабельные дозоры, развернутые между Готландом и Курляндией. Позиции дозоров с севера были частично прикрыты минными заграждениями, которые в дальнейшем планировалось усилить. Русское командование, в свою очередь, предполагало максимально использовать наступившее осеннее время с его темными и продолжительными ночами для осуществления новых минных постановок в операционной зоне германского флота. Следует отметить, что организации постоянной дозорной службы на линии Эстергарн – Люзерорт потребовала от германской стороны значительного напряжения сил и средств, что в конечном итоге привело к необходимости создания нового пункта базирования легких сил, приближенного к району выполнения кораблями дозора своей боевой задачи. В качестве такого пункта была выбрана Виндава, захваченная еще в ходе летнего (1915 г.) наступления германской армии в Курляндии. Использование Виндавы, правда, затруднялось наличием в прибрежных водах русских минных заграждений. Поэтому в конце октября сюда был перебазирован свинемюндский вспомогательный дивизион тральщиков, который сразу приступил к определению границ этих заграждений. К тральным работам позднее были также привлечены несколько миноносцев 10-й флотилии, обследовавшие подходы к Виндаве и к банке Спон[3]. Активная деятельность минно-тральных сил противника в районе Виндавы была почти сразу выявлена русской радиоразведкой и обоснованно привлекла к себе внимание командования Балтийского флота. В качестве одной из контрмер минной дивизии была поставлена задача - вновь заградить минами участки, на которых по данным радиоразведки наиболее активно велись тральные работы. Однако к этому моменту возникли некие новые обстоятельства, позволившие русскому командованию разыграть более интересную комбинацию. На основании комплексного анализа материалов радиоперехвата и радиопеленгования, а также донесений подводных лодок, флотским разведчикам к началу ноября удалось вскрыть организацию несения дозорной службы на Эстергарн-Люзерортской позиции, достаточно точно определив расположение корабельных дозоров противника. Так, А.И. Непенин в телеграмме от 2 ноября 1915 г. на имя начальника минной дивизии сообщал: «Позиции дозорных судов выясняются следующие: ПС1 между южной половиной Готланда и Эландом, ПС2 и ПС3 у Эстергарна и на Ост до 20 градусов долготы, ПС4 между параллелями Либавы и Виндавы и меридианами 20 град. и 21 град., ПС5 к Норд-Весту от Виндавы, ПС6 по-видимому вблизи Виндавы, ПС7 в бухте Норчепинг от Висби до Ландсорта. К Весту от Готланда дозоры – это пары миноносцев типа «173», к Осту – это новые миноносцы около 1000 тонн. Иногда эти позиции занимают легкие крейсера, сохраняя те же позывные ПС и номер позиции. <…> Полагаю возможным часть их без особого риска уничтожить и лишь после этого ставить заграждения … на ныне тралящейся линии Виндава – банка Спон . …»[4]. Высказанное Непениным предложение было поддержано временно командующим минной дивизией капитаном 1 ранга А.В. Колчаком, и в ночь с 7 на 8 ноября эскадренные миноносцы «Охотник» (брейд-вымпел капитана 1 ранга Колчака), «Новик», «Страшный» и 1-я группа 5-го дивизиона: «Эмир Бухарский» (брейд-вымпел начальника 5-го дивизиона капитана 1 ранга П.М. Плена), «Финн», «Доброволец», «Москвитянин» провели операцию против германского дозорного корабля на позиции №5. (Участь именно этого дозора решилась 4 ноября: разведсводка штаба флота за этот день содержит короткую запись: «Выяснилось с точностью местонахождение одного из дозоров у Спон-банки»[5]). В ходе непродолжительного боя дозорный корабль – им в эту ночь оказался сторожевой корабль «Норбург» (СКР №19) – был потоплен; из 26 членов экипажа 4 спаслись на шлюпке, остальных подобрали из воды русские эсминцы. Получив донесение о бое, германское командование приказало поддержать «Норбург» сменившемуся недавно с позиции №4 и следовавшему в базу в сопровождении миноносцев крейсеру «Любек», а также сменившему его в дозоре кораблю. Однако они к месту боя опоздали.

ркр065: Реакция германского командования на потопление своего дозорного корабля оказалась более чем «оригинальной»: последовало решение держать в дневное время на позиции №5 два сторожевых корабля, на ночь же дозорные корабли было решено снимать, оставляя позицию незанятой6. Столь важное изменение в организации несения дозорной службы не осталось незамеченным русской радиоразведкой. В разведсводке от 11 ноября, составленной оперативным отделением Службы связи, зафиксировано: «Дозорная служба неслась по-прежнему на тех же позициях и примерно тем же составом судов. <…> Позиция «ПС5» - занимавшаяся раньше на ночь сторожевым судном, показывавшим в назначенные часы огонь, теперь, после потопления нашими миноносцами на этом месте сторожевого судна «№19», занимается такими же сторожевыми судами перед рассветом, и оставляют они ее с наступлением темноты»[7]. Русское командование не замедлило воспользоваться столь благоприятной обстановкой и при первой представившейся возможности провело запланированную ранее минную постановку на протраленных немцами фарватерах. В ночь с 3 на 4 декабря 1915 г. эскадренные миноносцы «Победитель» (брейд-вымпел начальника 1-го дивизиона эсминцев капитана 1 ранга В.С. Вечеслова), «Забияка» и «Новик» выставили 150 мин на подходах к Виндаве. Эти мины «заявили» о себе уже вечером 4 декабря, о чем командованию Балтийского флота стало известно из материалов радиоразведки. В 18 час. 29 мин. посты радиоперехвата зафиксировали экстренное донесение германского крейсера, вышедшего из Виндавы для занятия позиции дозора №4, о взрыве на сопровождавшем его миноносце V-191. Далее последовало сообщение, что миноносец тонет. В 19 час. 10 мин. другой миноносец, V-186, донес о взрыве на самом крейсере, а затем, через 4 минуты, запросил немедленной помощи, сообщив, что дважды атакован подводной лодкой. В 19 час. 25 мин. он донес, что крейсер «Бремен» и миноносец V-191 погибли[8]. Русское командование, своевременно получив от радиоразведки информацию о происшедших у Виндавы событиях, предприняло шаги, призванные укрепить противника в его ошибочной версии относительно причин гибели своих кораблей. 6 декабря по флоту была передана открытая радиограмма следующего содержания: «Флот извещается, что 4-го декабря вечером нами были потоплены в Балтийском море крейсер «Бремен» и большой миноносец». Аналогичное сообщение было передано по каналам телеграфных информационных агенств[9]. В германских источниках, правда, отрицается, что эти сообщения как-то повлияли на последующие выводы и оценки, однако, признается тот факт, что гибель «Бремена» и V-191 была, в конечном итоге, «списана» на неизвестную подводную лодку, поиском которой несколько дней усиленно занимались германские миноносцы[10]. Минное же заграждение у Виндавы сохранило свое «инкогнито» и было готово принять следующую жертву. 10 декабря в 9 час. 44 мин. дозорный сторожевик, занимавший позицию №5 (по германским данным – СКР №6), донес, что наблюдает взрыв корабля. Им оказался СКР №15 «Фрея», пытавшийся в этот момент расстрелять обнаруженную мину, ошибочно принятую им за плавающую. Корабль почти мгновенно затонул в точке с координатами Ш-57 град. 31,5 мин, Д-21 град. 20 мин. Вышедшие за полчаса до этого из Виндавы на позицию №4 миноносцы S-176 и S-177 успели, подойдя к месту трагедии, спасти 4 человека из экипажа сторожевика. При этом с миноносцев также были обнаружены мины, поставленные с малым углублением и оголявшиеся на волнении. В 10 час. 29 мин. миноносец S-176 дал радиограмму с оповещением, что «квадрат 091 -1 подозрителен относительно мин». Оба миноносца взяли курс на Виндаву, однако, в 10 час. 40 мин. миноносец S-177, так и не успев выйти из объявленного «подозрительным» квадрата, подорвался на мине и через несколько минут затонул в точке с координатами Ш-57 град. 30 мин., Д-21 град. 27 мин[11]. В этот же день, 10 декабря, командующий морскими силами Балтийского моря вице-адмирал Щульц приказал «отменить постоянное несение дозора между Готландом и Курляндией»[12]. Таким образом, потеряв в течение короткого времени на Эстергарн-Люзерортской позиции пять боевых кораблей, противник вынужден был в конечном итоге отказаться от самой идеи ее организации в том виде, в каком она возникла в начале осени 1915 г., фактически признав свою неспособность решить задачу, поставленную перед флотом на Балтийском театре. Что же касается русской радиоразведки и той роли, которую она сыграла в этой и других операциях, - ее деятельность так и осталась для германского командования тайной вплоть до 1918 г., когда при занятии Гельсингфорса в его руки попали некоторые документы, давшие, наконец, «ключ» к пониманию отдельных эпизодов войны на Балтике.

ркр065: Примечания: * Здесь и далее все даты приведены по старому стилю. 1 Ролльман Г. Война на Балтийском море. 1915 год.: Пер. с нем. – М.: Воениздат 1935. – С. 310, 311. 2 Ролльман Г. Указ. соч. С. 297. 3 Киреев И.А. Траление в Балтийском море в войну 1914-1917 гг. – М.-Л.: Военмориздат, 1939. – С. 349. 4 РГА ВМФ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 286. 5 Там же. Д. 452. Л. 132. 6 Ролльман Г. Указ. соч. С.306. 7 РГА ВМФ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 490. 8 Там же. Ф. 464. Оп. 1. Д. 26. 9 Подобный прием несколько раз применялся русским командованием в ходе войны. Оперативная передача сообщений о гибели германских кораблей заставляла противника думать, что источником этих сведений могла быть подводная лодка, которая и произвела атаку. 10 Ролльман Г. Указ. соч. С. 311. 11 Координаты гибели кораблей указаны по данным шифрперехвата. РГА ВМФ. Ф. 464. Оп. 1. Д. 26. 12 Ролльман Г. Указ. соч. С. 311.

KENING: дерфингер обратная сторона открытки обратите внимание открытка цветная и дата стоит 1911 год

Автроилъ: Интересный эпизод из событий Первой мировой войны. http://enoth.narod.ru/Navy/Ryazan_Emden.htm

Юрген: Уважаемый Автроилъ статья содержит следующую концовку "Рязань", открыл новую страницу в итории войны на море самим фактом своего захвата в нейтральных водах, подтвердив истину, что в морской войне превалирующую роль играет право силы над силой права. А как же "Алабама" в гражданскую войну в Америке? Ведь она занималась таким же "промыслом".

ркр065: Разбирая документы по л/с одного из германских крейсеров в 1914 г., наткнулся на такое подразделение: II Werftdivision. Вопрос-консультация к знатокам германского флота: что это такое в структуре корабельной организации (т.е. требуется не дословный перевод, а объяснение). Цифра два в начале позволяет предполагать и наличие такого-же дивизиона с цифрой один. Особо подчеркиваю - это корабельное подразделение. В документе есть и дополнительная градация: A 1 II W.D. С ув., М.

Rector: Вот такое дело:

Юрген: Не страшны дурные вести Начинаем бег на месте В выигрыше даже начинающий Красота среди бегущих Первых нет и отстающих Бег на месте Обще примеряющий. Матросы дредноутов Флота открытого моря в 1917 г. В этот год линейный флот Германии занимался в основном только этой процедурой. С уважением Ю.

Dirk: ркр065 пишет: В "МС" пару-тройку лет назад была небольшая статья на эту тему. Сохранилась ее авторская версия, которую посчитал интрересной и решил "скинуть" (естественно, с согласия автора) на эту ветку. Дак можно и автора назвать...

KENING:

Dmitry_N: Во какая аукционная открытка Германская подводная лодка бомбардирует Александровск (надо полагать - нынешний Полярный) Оборот с текстом и интересным штемпелем По-немецки я, увы, полный швах. Интересно, что там пишут? Что за эпизод с бомбардировкой Александровска подводной лодкой? Больно уж пожарище от пушечки несоразмерно... Цена открытки - 5 евр, продавец - в Великобритании.

Серж: Dmitry_N пишет: Больно уж пожарище от пушечки несоразмерно... ...никак, опять в Полярном боесклады рванули?! (на макар 1981) С ув, С.

ркр065: "Открыточная" статья Л.Амирханова по германскому флоту. http://www.antiq.info/by_topics/7897.html Может у кого-то появится желание найти и сам журнал :)

Сумрак: "Уж полночь близится, а "Германа" уж нет!" (жертва "новиков")

ркр065: Ув. Сумрак, это зачОт!

Klaus: Сумрак

Сумрак: ркр065 пишет: Разбирая документы по л/с одного из германских крейсеров в 1914 г., наткнулся на такое подразделение: II Werftdivision. Вопрос-консультация к знатокам германского флота: что это такое в структуре корабельной организации (т.е. требуется не дословный перевод, а объяснение). Цифра два в начале позволяет предполагать и наличие такого-же дивизиона с цифрой один. Особо подчеркиваю - это корабельное подразделение. В документе есть и дополнительная градация: A 1 II W.D. Недавно разбираясь с биографией одного офицера, я также наткнулся на этот самый верфт-дивизион. С помощью уважаемого Freiherr'a вот что выяснилось. Werft-Division - это аналог нашего ластового экипажа. В Кайзерлихе Марине их было два - 1-й базировался на Киль, 2-й - Вильгельмсхафен. А 1 - я так понимаю, это 1 Abteilung - аналог нашему... не знаю... кмпания - так это рота, а абтайлунг знакомые переводят именно как подразделение... Еще были Matrosen-Division - это аналоги наших береговых экипажей.

ркр065: Dmitry_N пишет: Во какая аукционная открытка А как вам вот такая открытка?

Сумрак: Сурово!

Ad rem: Русская?

ркр065: Ad rem пишет: Русская? Да. Скобелевский комитет. 5-III-1916 г.

ркр065: Ну, а эта открытка уже более в тему :)

Ad rem: Какая сила в нем сокрыта....

Сумрак: ркр065 пишет: Ну, а эта открытка уже более в тему :) Спасибо! Один из "беовульфов". Все ни как не доходят руки - кто это Я видел раньше эту открытку в "цвете".

Question1945: Извиняюсь за оффтопную просьбу Ищу информацию по торпедным катерам базировавшиеся в Мемеле в период ПМВ. Как неспециалиста интересует их ТТХ. Заранее благодарю ответивших.

Сумрак: Ээээ... Вы торпедные катера (Schnellboote) имеете ввиду, или миноносцы (Torpedoboote)?

Рамзес: Вить дык Schnellboote в 1 МВ вроде как не сущестовало ? Только тип ЛМ + малость опытных вариантов а вот был ли кто вообше из них в Мемеле - сомнения большие берут. Вероятно вопрос миноносцев с эсминцами касается - те точно за войну в Мемеле не раз появлялись только кто именно и когда ? Не моя все же тема - а Гайдук городом лишь с 1923 всурьез занимается - раньше там немчурия была и это не совсем его парафия.

Гайдукъ: Question1945 Не будем гнать волны а просто спросим у специально обученых людей проживающих в Каунасе и Клайпеде. Есть у них очень неплохой форум по истории городов Литовских так они там в полный рост проходятся и по немцам как то Тилзит и д.р. Спрошу с меня не убудет. Надежды слабы так как флотом и околофлотскими темами во всей Литве занимаются всего 4-5 человек но надежда есть.

Question1945: Сумрак Torpedoboote. Интересуют миноносцы которые стояли в Мемеле в сентябре 1914г. Рамзес По теме немецких пароходов во время налёта Потапова на Мемель в марте 1915г. В рапорте Никифораки (Флотомастер 03-2003) есть упоминание о трех коммерческих пароходах, которые стояли в Зимней гавани. "При осмотре порта выяснилось, что в зимней гавани стоят три коммерческих парохода, но воспользоваться ими скоро нельзя, так как в гавани лед и пароходы без паров. Подходящими же для постановки мин были два буксирных парохода, которых немцы держали на своей стороне косы" Если кого интересует могу выложить фотографии мемельской местной "живности" в довоенный период (ВМВ) Тему только укажите.

Сумрак: ркр065 пишет: Ну, а эта открытка уже более в тему :) Уважаемый ркр065, крутил сегодня фото броненосцев и так и так - "Беовульф" выходит...

ркр065: Сумрак пишет: и так и так - "Беовульф" выходит... Да, что-то в этом духе :) Так сказать, привет из "прошлого" в эпоху дредноутов и быстроходных крейсеров. А эту картинку недавно прикупил по случаю. Тут уже привет из ПМВ в эпоху WW2.

Ad rem: ркр065 , замечательный снимок

Гайдукъ: Question1945 пишет: Если кого интересует могу выложить фотографии мемельской местной "живности" в довоенный период (ВМВ) Тему только укажите. Тема вот gaiduk_aa@inbox.ru

ркр065: Ad rem пишет: замечательный снимок Самому нравится Красиво идут!

Сумрак: Легкие крейсера. Фото сделано с "Карлсруэ"-II.

ркр065: Ув. Сумрак, а где сделан снимок?

Сумрак: Не знаю, но попробую спросить. Это как-то известный немецкий коллекционер Андреас Винкель выставил серию из трех открыток с "Карлсруэ"-II (вечером покажу остальные).

Сумрак: Question1945 пишет: Интересуют миноносцы которые стояли в Мемеле в сентябре 1914г. Хе... С этим сложно. На начало войны у Генриха Прусского было 10 миноносцев - 3 больших и относительно новых V-25, V-26, V-186 и 7 постарше (знаю только S-124). А в сентябре в связи с операцией, в которой участвовали временно переброшенные на Балтику БКР "Блюхер" и IV эскадра линейных кораблей Флота Открытого моря, к ним добавились еще 2-я и 6-я флотилии миноносцев. Списочных составов их я не видел.

Сумрак: Вот еще два фото "Карлсруэ". На обороте первой, подписано 15 декабря 1916 г.

ркр065: Question1945 пишет: Интересуют миноносцы которые стояли в Мемеле в сентябре 1914г. А откуда информация, что там кто-то стоял? Или лучше спросим так: какой смысл Вы вкладываете в слово "стояли"?

ркр065: UC 5 - младшая сестра "Магдебурга" и кузина турецкого "Меджидие" (Открытка тех лет)

Сумрак: ркр065 пишет: а где сделан снимок? Уважаемый ркр065. Спросил, получил пока один ответ - утверждают, что это Либава! На заднем плане виден мост ведущий к военной гавани (дословно с немецкого). Может местные коллеги, в виде уважаемого DD, ответят так ли это?

ркр065: Сумрак пишет: пока один ответ - утверждают, что это Либава! У меня тоже первая мысль возникла, что это Либава. Поэтому и решил уточнить, вдруг есть точная инфа.

Question1945: ркр065 Сумрак Либава - 100% Виден Воздушный мост, значит Военная гавань.

Question1945: Сумрак пишет: Хе... С этим сложно А кто сомневался? ркр065 пишет: А откуда информация, что там кто-то стоял? Или лучше спросим так: какой смысл Вы вкладываете в слово "стояли"? Смысл - стояли возле причальной стенки В "Военной истории Мемеля" упомянуто, что в сентябре 1914, с миноносцев в городские казармы были посланы пулеметные команды на 2 ночи, для усиление охраны города

Юрген: Самая крупная потеря немецкого флота за всю ПМВ. С уважением Ю.

Сумрак: Это "Мольтке" из коллекции Стаффа... Запощен мною же два дня назад в ветке "Кайзерлихе Марине".

Юрген: Сумрак пишет: Запощен мною же два дня назад Уже всплыл на иностранном сайте... Вы явно пользуетесь популярностью.

Сумрак: На котором?

Cekists: Сумрак пишет: пока один ответ - утверждают, что это Либава! 100% Либава, виден мост через канал. Корабли стоят на левой стороне (т.е. ближе к городу) у угольной пристани. Пусть Господ коллкг не беспокоит странный вид правой стороны моста. Это только-что восстановили немецкие саперы ибо при отходе русских войск северный пролет был взорван. (см.недавнюю дисскуссию на форуме по теме "Порт Имп.Александра Ш"

ркр065: Такие вот приятности для всех исследователей темы: "ПМВ на БМ". Р. Фирле (издание 1926 г.): http://sistematima.narod.ru/Texts2009/Firle_1926/a_Firle_1926_obl1.htm Г. Ролльман (изд. 1937 г.) http://sistematima.narod.ru/Texts2009/Rollman1937_1915/a_Rollman1937_1915_obl1.htm

Сумрак: Ого! Михаил, огромное спасибо! А то я еще сегодня в обед я уныло сидел с карандашом в руках над списком из книг (включая эти), которые хотел бы просмотреть в интересующих меня моментах, и которых у меня не было. Вот Вам в ответ - прекрасное фото моего любимого "Зейдлица"

Question1945: ркр065 Большое Спасибо за Ролльмана!!!

Ad rem: Извините, если уже было (и любезно покажите ветку). Кто на заднем плане стоит?

Ad rem: Кто это может быть?

Сумрак: Ad rem пишет: Извините, если уже было (и любезно покажите ветку). Кто на заднем плане стоит? Юра, на ней задних планов Если на ближнем дальнем, то кто-то из "кайзеров", точно не знаю... На второй - "Баден". Опознается по двум спасательным кругам на крыльях мостика.

Ad rem: Сумрак Спасибо

АВЩ: кр "Гебен" на рейде Севастополя.

ркр065: Ув. АВЩ, не в плане "прихвата", но так мы скоро начнём ходить по кругу http://kortic.borda.ru/?1-15-0-00000040-000-0-0-1251463734

АВЩ: не вопрос..., убрал...

Сумрак: Кстати, а после Фирле и Ролльмана были книги по ПМВ? Меня больше интересуют 1916-17 года? Фон Чишвиц в наличии

ркр065: Сумрак пишет: Кстати, а после Фирле и Ролльмана были книги по ПМВ? Меня больше интересуют 1916-17 года? По Балтике? Был третий том. Издан в 1964 году. Но на русский не переводился.

Сумрак: т.е. это и есть то самое знаменитое "Krieg zur See 1914-1918"?

ркр065: Сумрак Да, это то самое многотомное издание "Марине-Архив" - Der Krieg zur See 1914-1918. Эти тома - описывают войну на Балтийском море и объединены общим подзаголовком (названием) Der Krieg in der Ostsee. Фирле - это Erster Band. Ролльман - Zweiter Band. Gagern E. - Dritter Band.

Сумрак: Спасибо. Упоминавшаяся в ветке про K.u.K. U-35. Наверное немногие знают, что у Лотара фон Арнольд де ла Перьера был брат Фридрих, который начинал службу также в Кайзерлихе Марине и дослужился до фрегаттен-капитана. Возможно его флотская карьера была бы более впечатляющей, но еще в 1914 году он окончил летные курсы и был переведен в морскую авиацию. Не знаю, правда или нет, но пишут, что именно ему принадлежит честь осуществить первый взлет самолета с подводной лодки. Произошло это 9.01.1915 г. в Зеебрюгге. Гидросамолет был типа FF 29 за номером 204, а "авианосцем" служила U-12. Воевал он правда недолго, 17.12.1915 г. попал в плен к французам, где находился аж пять лет. Вернувшись на флот служил в основном на береговых должностях, пока в 1934 г. вновь не вернулся в морскую авиацию, став на следующий год оберст-лейтенантом. Вышел в отставку в апреле 1944 г. в чине генерал-лейтенанта. Умер в 1969 г. http://balsi.de/Homepage-Generale/Luftwaffe/Luftwaffe-Startseite.htm http://www.geocities.com/~orion47/WEHRMACHT/LUFTWAFFE/Generalleutnant/ARNAULD_FRIEDRICH.html Был у них и третий брат - Хельмут, но тот пошел по пехоте. Погиб в самом начале Великой войны (22.08.) под Виртоном, служа лейтенантом в 7-м гренадерском полку Кенига Вильгельма I (2-й Западно-Прусский).

ssergey x 100: Вот такая открытка "U-9" топит ...всех . С инета. Возможно уже було !

Автроилъ: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1004/ Ещё раз о Пенанге в журнале «Вокруг света».

Сумрак: Три фотографии одного происшествия Кассарский плесс, 15 октября 17-го года, миноносец В-98. Последнее фото уже в Либаве.

Роберт: Уважаемые коллеги! Спешу сообщить новость! Недавно обнаружили погибшую подводную лодку, которую сначала посчитали, что это С-34. Однако повторный осмотр водолазов показал, что это UB 7 времен ПМВ. Подробнее читайте на http://morskivestnik.com/compass/news/2010/092010/092010_29.html С уважением! Роберт

Сумрак: Спасибо - очень интересная информация!

Сумрак: Показал ссылку камрадам - те упираются, говорят, что это не может быть UB-7, т.к. на ней не было орудия. С их слов, 37-мм пушка стояла только на UB-8 и UB-14. Предлагают как вариант, что это не доведенная французами до Бизерты UB-8.

Роберт: Сумрак пишет: что это не доведенная французами до Бизерты UB-8. Уважаемый Сумрак, Я не железячник, но думаю, что Ваши комрады правы, что это не UB-7. Тем более ее (UB-7) уже обнаружили вроде бы под Севастополем. И даже в интернете опубликованы фотографии с находки. http://s48.radikal.ru/i121/1009/e3/c1b70348d25d.jpg Я тоже склонен думать, что это болгарский "Подводник №18" (ех UB-8). Французы не очень-то бережно относились к трофеям и часто топили их где попало, а потом заявляли, что их разбирали на железо в Бизерте, как вполне возможно получилось с "болгаркой". Пушка - пушкой - ее можно снять, а можно и поставить. Кроме того она еще не обследована экспертами. Вообще пушка - несомненно важная примета, но важнее на мой взгляд винто-рулевая группа, а она у лодок типа UB-I была весьма характерной формы. В этой связи нужны дальнейшие уточнения по обнаруженному объекту. А это предстоит. Я постараюсь информировать Вас лично, если хотите, поскольку на форуме не замечаю особого интереса к находке. Передайте мои почитания Вашим комрадам! Они это заслуживают! С уважением! Роберт

Роберт: Уважаемый Сумрак, Еще хочу добавить, что у "Подводника №18" (ех UB-8) была пушка 47-мм, а не 37-мм, как утверждают комрады. Это чтобы была унификация с болгарскими миноносцами и УК "Надежда". С уважением! Роберт

Сумрак: насчет UB-7 у Севастополя, уже есть большие сомнения, что это она... винт от UB-14...

Роберт: Уважаемый Сумрак, Спасибо за уточнение! Оказывается комрады с forum-marinearchiv.de уже читали статьи в болгарской электронной газете про С-34 и UB-7. И болгарский им не помеха, хотя и пишут комрады "вражескими буквами" по понятиям "темных" времен ПМВ. А если серьезно, то это прекрасно, когда так быстро обменивается информация с дружественными форумами из далекой заграницы! А почему бы комрадам не выступить напрямую на "Кортике", если есть чего сказать? С уважением! Роберт

Сумрак: Это не камрады читали, это я читал Ваше сообщение

Роберт: Сумрак пишет: Это не камрады читали Уважаемый Сумрак, Простите, человек на то и человек, что иногда грешит. Есть продолжение той истории с лодкой. Читайте по адресу: http://morskivestnik.com/compass/news/2010/092010/092010_39.html С уважением! Роберт

Юрген: Это из дойчевской книги 27 сентября из Варны вышла в море UB-7 под командованием обер-лейтенанта цур зее Х. Лютйоганна. На борту субмарины находилось 15 членов экипажа и стажер-рулевой- болгарский старшина второй статьи Стоян Георгиев Пешев. Планировавшаяся после этого похода передача лодку флоту Болгарии так и не состоялась, так как она пропала без вести. Существующая и очень часто повторяемая версия ее гибели в результате бомбежки русским гидросамолетов 1 октября юго-западнее мыса Херсонес (приблизительно в точке 33 30’N, 33 15’ E), учитывая малую эффективность противолодочного оружия тех лет, представляется сомнительной - еще 12 ноября 1916 года у мыса Калиакра было обнаружено тело боцмана Моршладта из экипажа UB-7. Таким образом, можно предположить, что лодка погибла недалеко от берегов Болгарии еще при следовании на позицию, а причиной могли быть как подрыв на мине, так и аварийная ситуация на таком несовершенном и изношенном корабле. Т.о. можно предположить, что лодка погибла недалеко от берегов Болгарии еще при следовании на позицию, а причиной могли быть как подрыв на мине, так и аварийная ситуация на таком несовершенном и изношенном корабле. История с потоплением UB-7 русскими гидросамолетами появилась впервые у Лорея. Основания - показания пленных летчиков. 5 мая 1917 года (ст.ст.) во время рейда к Констанце в воздушном бою были сбиты М-9 № 159 и М-9 № 161. Их экипажи пилот лейт. М.М.Сергеев , стрелок унтер-оф. Т.Л.Тур и пилот мичман Н.Н. Шустров , стрелок прапорщик С.И.Карпов попали в плен. М-9 № 159 затонул. М-9 № 161 захвачен.

Роберт: Есть продолжение той истории о субмарине времен ПМВ. Орудие пишут, что 37-мм. Опубликовали фотографию с перископа - там номера видны. Подробнее читайте: http://morskivestnik.com/compass/news/2010/092010/092010_81.html С уважением Роберт

Роберт: Юрген пишет: появилась впервые у Лорея. Не очень советую доверять Лорею. Все следует проверить в архивах. В болгарских, думаю, на этот счет ничего нет, а вот протоколы с допросов русских летчиков по всей вероятности надо искать в Общегерманском военном архиве г. Фрейбург. Правда, основная масса бумаг архива сгорела во время бомбежек 1943 г. Однако стоит все же поискать. А вдруг и выскачит правда о том, что было сказано на допросах. С уважением! Роберт

gasfs: Юрген пишет: Это из дойчевской книги Ув. Юрген, и зачем было наш опус про У-боты кайзера (см.Гангут 34-36) обзывать "дойчевской книгой"?

Роберт: Плохи дела, если авторское право не в почете среди форумчан! Я все же надеюсь, что это недоразумение и уважаемый Юрген ответит полагаемым в такой ситуации объяснением. Роберт

Роберт: Дамы и господа, Может ли кто сказать откуда появились эти кресты членов экипажа УБ-45 в ЦВММ - С-Пб? И откуда известно, что они именно с УБ 45? С неизменным уважением! Роберт

gasfs: Юрген пишет: 5 мая 1917 года (ст.ст.) во время рейда к Констанце в воздушном бою были сбиты М-9 № 159 и М-9 № 161. Их экипажи пилот лейт. М.М.Сергеев , стрелок унтер-оф. Т.Л.Тур и пилот мичман Н.Н. Шустров , стрелок прапорщик С.И.Карпов попали в плен. М-9 № 159 затонул. М-9 № 161 захвачен. Кстати, в ЦВММ есть еще и вот такие экспонаты: Невполне по теме ветки, но по поводу упомянутых лиц... С ув.,

Роберт: А вот еще один участник ПМВ: http://morskivestnik.com/mor_kolekcii/izsledwaniq/nemski_BG.html Хорошо написано, рекомендую! Роберт

Сумрак: Вопрос касательно боя у мыса Сарыч. Откуда пошла цифра о более чем сотни убитых (115 убитыми и 57 ранеными) на "Гебене" во время боя у мыса Сарыч в 1914 году? Насколько я знаю, эти цифры тиражируется Петровым и Пузыревским в их работах. Встречал упоминание, что впервые она была озвучена в рапорте Эбергарда и ссылаются на Петрова: "Жалкой иронией звучит телеграмма Эбергарда, посланная на другой день в Морской генеральный штаб: "После вчерашнего боя "Гебен", вероятно, имеет серьезные повреждения и ушел в Босфор. Настоятельно необходимо принять самые энергичные меры для установления его местопребывания и точных данных о его повреждениях. Представляется это легко выполнимым, пользуясь поддержкой и содействием нейтральных держав, также многочисленностью армянского и греческого населения, рассеянного но портам"."... Может кто в курсе? Хотелось бы для себя уяснить происхождение этой "легенды" русского флота.

Роберт: Вроде бы нашли UB - I 8, но есть и сомнения. Рекомендую сайт: http://www.pan.bg/view_article-3-5202-SENZACIQ-%E2%80%93-NA-DYNOTO-KRAJ-VARNA-E-PYRVATA-BYLGARSKA-PODVODNICA-UB-%E2%80%93-18-.html Роберт

Бенжамин Фокин: Мне вот интересно, знал ли командир ПЛ UB-20, что "Лузитания" перевозит так же военный груз, а командир, потопивший "Британик", что англо-саксы лицемерно прикрываясь госпитальным судном перевозит винтовки и пр? или была установка топить все и вся, даже госпитальные суда и суда нейтральных держав? Есть ли в электронном варианте радиограммы командиров нем. ПЛ о контактах с противником и пр? А СЖ капитана?

АВЩ: Бенжамин Фокин пишет: А СЖ капитана? на пл судовых журналов не бывает, а "первого после бога"(с) как правило называют командиром. Бенжамин Фокин пишет: знал ли командир ПЛ UB-20, что "Лузитания" перевозит так же военный груз, а командир, потопивший "Британик", что англо-саксы лицемерно прикрываясь госпитальным судном перевозит винтовки и пр? вряд ли,возможно,на это и делался расчёт. с уважением, АВЩ

Роберт: Об этом много написано. Не знал конечно, что "Лузитания" везла контрабанду. Топил на общем основании. А зачем Вам знать эту деталь Великой войны, уважаемый Бенжамин? С уважением! Роберт

Alchel: Германский посол в Америке среди моряков на борту крейсера «Мольтке»: адмирал Рейбер-Пашвин, посол граф Бернсторф и кап. К. Ванцербильт.

Сумрак: Alchel пишет: Германский посол в Америке среди моряков на борту крейсера «Мольтке»: адмирал Рейбер-Пашвин, посол граф Бернсторф и кап. К. Ванцербильт. Исправлю фамилии - контр-адмирал Рейбер-ПашвиЦ, ...., кап. К. ВанДербильт. Этот визит отряда кораблей Кайзерлихе Марине в США состоялся в 1912 году. Так что, фото не имеет отношения к ПМВ.

Юрген: Удивительно, что после войны не угодил на висилицу, а ведь был в списке военных преступников под одним из первых номеров...

Alchel: Сумрак пишет: Этот визит отряда кораблей Кайзерлихе Марине в США состоялся в 1912 году. Так что, фото не имеет отношения к ПМВ. Да уж, с фамилиями я намудрил-напечатал. Однако, хотя это конкретное фото и не имеет отношения к ПМВ, персоны на ней изображенные - самое прямое. В частности, Рейбер-Пашвиц. Вот, еще встретилось о немецком флоте. Сдается мне "Фридрих III" поучаствовал в ПМВ в 1914 году:

kerbyol: 8 мая 1918 г. С уважением !

Кара: Колеги, я интересуюсь авиацией, но заглядываю и к вам, потому как много точек соприкосновения. И прошу просветить по одной из них. В "ТОРПЕДОЙ — ПЛИ! ИСТОРИЯ МАЛЫХ ТОРПЕДНЫХ КОРАБЛЕЙ" есть о телеуправляемых взрывающихся катерах: "Эксперименты Симменса нашли отклик у немецкого командования, по приказу которого были сооружены четыре высотных береговых поста для операторов торпедных катеров — в Либаве, Кольберге, Зеебрюгге и Остенде. К концу 1916 г. там базировались в общей сложности 10 катеров-торпед, вместе с гидросамолетами сопровождения, по одному на каждый пост." http://militera.lib.ru/h/torpedo/03.html "Голубой мечтой" является установление этих четырёх самолётов. Но интерес представляет и принадлежность самих катеров. Пока нашёл только этот перечень: http://navyworld.narod.ru/sb01.htm Но из него можно вычислить только место дислокации некоторых из них. Попадалась ли кому нибудь информация об этом? На Форуме не нашёл. Во всяком случае - не увидел.

Сумрак: На этом сайте просто выложена информация, переведенная из справочника Гренера, том 2. Вот сама страница, посвященная "взрывающимся катерам". Да и кстати. Указанная Вами книга - это "тарасятина". Я бы не верил ни одному слову там написанному, без подтверждения в иностранной литературе.

Кара: Сумрак, cпасибо за скан оригинала. Сопоставляя его с «переводом», разобрался в обозначениях и базировании. Но в немецком я не силён и из пунктов a – g понял только то, что в пункте f говорится об управлении с самолёта катерами FL9 – 11, 13 и 15. А пункт этот, наиболее информативен. Вы можете просветить, о чём в нём (да и в других тоже) речь? А о недоверии к Тарасу я наслышан. И Ваши слова, вкупе со сканом, подтвердили это: в перечне мест базирования нет Кольберга. Но есть Киль. И, исходя из временных рамок, когда указанными выше катерами стали управлять с воздуха, в Курляндии (Либаве ?) их уже не было. Т.е. и самолёты управления (сколько бы их в реальности ни было) там тоже не базировались

Юрген: Кара пишет: о недоверии к Тарасу я наслышан. Вроде все это есть в очень подробной и авторитетной книге - А. Кузьмин. Записки по истории торпедных катеров. Глава VIII. Деятельность германских катеров, управляемых на расстоянии

Кара: Юрген , спасибо. Нашёл эту книгу в сети. Но ясности не прибавилось. А даже - наоборот. Вот на стр. 66 он пишет: "к концу 1916 г. дислокация катеров имела следующий вид: Зеебрюгге — 2 катера и 1 самолет; Остенде — 2 катера; Либава — 3 катера и 1 самолет; Курляндия — 3 катера и 1 самолет". Я полагал, что под Курляндией подразумевалась Либава. А исходя из написанного следует понимать, что на территории Курляндии было два пункта базирования?

Кара: А в состав каких подразделений входили эти катера? В каждом месте дислокации было отдельное подразделение, или все они были сведены в какую-то единую структуру? Кузьмин упоминает какой-то "Морской корпус". Что это?

Сумрак: "Морской корпус во Фландрии". https://de.wikipedia.org/wiki/Marinekorps_Flandern Порылся я в тырнете. Насчет фландрийских катеров и гидро. Обзывалось это подразделение - Kommando der Fernlenkwaffe (F.L.-Waffe) или Fernlenkbootsabteilung. Вот ссылка на номера дел в бундесархиве. К сожалению - материалы не оцифрованы. https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/WI42UN547MGSHJTK3PZYCDGAVD6TVC3F https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/LMIWKWNZNWN5NYCLBTYNAXIVLDGR22Q7 https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/S5BNO3VKWSHBMV43Y7LEYA3H5POHAMYN В немецкой вики указано, что в отряд входило два подразделения: Gruppenführer der Fernlenkwaffe (Kapitänleutnant der Reserve von Ketelhodt) Fernlenkzug I, zwei Fernlenkboote und ein Fernlenk-Flugzeug Fernlenkzug II, ebenso Насчет Балтики ничего не нашел, возможно, они не выделялись в специальные отряды, а были приписаны к к своим станциям. Вообще, судя по всему, все материалы по ним находятся в 110 фонде бундесархива - RM 110, Kommandostellen der Marineluftstreitkräfte. https://www.archivesportaleurope.net/ead-display/-/ead/pl/aicode/DE-1958/type/fa/id/RM110-46316;jsessionid=842ED8563164EB7324C79BE4E0BBE43F

Кара: Сумрак , спасибо за ссылочки. Я вот тоже эти дни лазил по интернетам и у фортификаторов, на ветке "Либавская крепость (Лиепая)" увидел, что народ тоже интересовался этими вышками, но следов не нашли и полагают, что их не было http://fortification.ru/forum/index.php?topic=157.140 Если это так, то и катера тоже вряд ли там находились

Сумрак: Дело в том, что все эти новые виды вооружения, особенно на Балтике, не слишком прописывались в официальных документах. Скажем так - первый торпедный катер германского флота, добившийся успеха в бою, служил как раз таки там и база у него было в Виндаве. Но при этом - местом базирования катера было "материнское судно" 3-го дивизиона катерных тральщиков «Инкула», а организационно он вошел в состав XIX полуфлотилии миноносцев (Х флотилия миноносцев). Вот и не зная этих тонкостей и разберись, кому подчинялся и где был прописан "Его императорского Величества глиссер" - он не то что бы наименования не имел, но и даже номера. Как вариант - ищите 3-й том "Krieg in der Ostsee. 1916-1918" из официальной истории германского флота в ПМВ под общим названием "Krieg zur See. 1914-1918". Если первые два тома (Фирле и Ролльман) переводились на русский язык в 20-х годах, то третий нет. Если интересует Фландрия - то я где-то видел в тырнете уже не из серии "Кригс цур Зее", но того же издательства "Миттлер унд Сон", тоже изданную в 20-х годах толстенную книгу про "Морской корпус". Правда, сразу скажу - весь германский официоз изданный про ПМВ напечатан на готике, даже переизданный уже в 60-х годах.

Кара: Сумрак , спасибо, буду искать эти книги. Пока же, в Википедии по Вашей ссылке прочёл: Fernlenkzug I, zwei Fernlenkboote und ein Fernlenk-Flugzeug Fernlenkzug II, ebenso Как я понял Fernlenkzug - это и есть обозначение подразделения кабель-ботов?

Сумрак: Да. Сведены они были в Kommando der Fernlenkwaffe (F.L.-Waffe) или Fernlenkbootsabteilung.

Сумрак: Я так быстро просмотрел 3-й том "Войны на Балтике". Кое что выяснилось. Страницы 69-70 "Боевые действия против "Славы" и больших кораблей". События августа 1916 года. Также совсем недавно прибывшую в Либаву "Лодочную команду Курляндия" (Bootskommando Kurland), в составе 2 телеуправляемых (без экипажа, посредством кабеля управляемых) загруженных взрывчатым веществом быстроходных катеров, предполагалось использовать против "Храброго" из обустроенной у входа в Ирбенский пролив вспомогательной базы. К сожалению, необходимый для телеуправления катерами самолет еще не был готов для отправки на фронт, так же как и устройство управления катерами с миноносца "S 146". Как-то так. Больше упоминаний об этом подразделении не нашел. Значит в Либаве базировалась "Bootskommando Kurland"

Кара: Сумрак пишет: Значит в Либаве базировалась "Bootskommando Kurland" Спасибо большое за помощь. А в книге про самолёты управления ничего не попадалось? Я пытаюсь выяснить их принадлежность: они штатно входили в состав этих катерных подразделений, или придавались им, числясь в своих структурах? Ведь в пунктах базирования катеров (Зебрюгге, Остенде и теперь Либава) располагались и морские эскадрильи. А меня, как нумеролога, принадлежность интересует значительно больше боевого применения.

Сумрак: Если честно... у немцев не очень много форумов по Великой войне по кораблям... я Вам советую (ИМХО) найти форум по Люфтваффе (хороший) - и поспрашивать там, возможно они Вас направят, куда искать - тут все таки "летчеги" нужны - если Вас интересуют конкретные номера самолетов, которые были приписаны к подразделениям телеуправляемых катеров.

Кара: Да я, в принципе, так и делал. Но что на наших, что на импортных "немецких" и вообще сайтах, по морской авиации Германии периода 1МВ информации немного. Про самолёты же управления - вообще ничего (на морских форумах катера иногда упоминаются и даже с картинками). Я в поисковике конкретно вводил Fernlenk-Flugzeug - ссылки на 30-40-е гг. По названиям морских воздушных станций - тоже глухо, а ведь самолёты управления были гидропланами и должны были принадлежать им. Попадались ссылки на какие-то объёмные труды по истории 1МВ на английском издания 30-х гг. При беглом просмотре - не заметил, а подробно вникать пока нет времени. Попробую ещё посмотреть по другим поисковым системам. Хотя Бинг и Яхо выдают такие же ссылки

Сумрак: Был такой журнал "Die Yacht", если мне память не изменяет. Тут Алексей Гайдук больше в теме. Там в 20-30х годах очень много печаталось по "мелкой посуде" - катерам, лодкам, яхтам и т.п. Вот там что то может и быть.

Кара: Нашёл электронный архив этого журнала. Для примера ввёл 1920-й год - выдало 500 страниц.Судя по подписям - спортивные яхты. Но всё равно потихоньку буду просматривать. Времени займёт конечно много, да и не знаю, удастся ли всё просмотреть - может у них есть какие ограничения на просмотр. Но Вы мне этим журналом навели на мысль просмотреть наши старые авиационные журналы. "Вестник воздушного флота" и "Самолёт" в те же годы тоже печатали статьи с обобщением опыта Великой войны. Так что спасибо за подсказку

VVYN: Сумрак, Книга про Морской корпус есть на том же эстонском сайте, откуда можно скачать и 1, 3, 4 тт Войны на море (адрес его у Вас есть).

Кара: VVYN пишет: Книга про Морской корпус есть на том же эстонском сайте, откуда можно скачать и 1, 3, 4 тт Войны на море (адрес его у Вас есть). А со мной ссылочкой не поделитесь?

Юрген:

VVYN: Кара пишет: http://www.digar.ee/arhiiv/ru/книги/15752 И ещё http://von-lans.livejournal.com/49704.html Вызывает интерес про место нахождения "все пять томов "Торговой войны с у-ботами"."

Сумрак: VVYN пишет: Вызывает интерес про место нахождения "все пять томов "Торговой войны с у-ботами"." Вроде адрес раньше давали на "цусе" - я поищу, сейчас точно не помню. Там сайт был в основном по чертежам, а "у-боты" шли довеском. Но очень слабо, если сравнивать с "Северным" или "Балтийским" морями.

VVYN: Кстати, есть шикарный по размеру файл (почти 700 метров, а не жалкие 19 с archive.org, с картами) "Der Krieg in der Ostsee Bd. 1" http://dspace.ut.ee/handle/10062/49471 (опять прибалты подсуетились).



полная версия страницы