Форум » Первая мировая война » п/л "Гепардъ" » Ответить

п/л "Гепардъ"

Степан: С большим интересом прочитал материал о п/л "Барс" и п/л "Львица", погибших в 1917 году. В том же году погибла п/л "Гепардъ". Я бы хотел попросить "знатоков форума" рассказать столь же подробно о судьбе этой п/л, о людях которые там служили. В моем семейном альбоме лежит три фотографии присланные в 1917 году в родные края электриком унтер офицером п/л "Гепардъ" Улейчиком Степаном Федоровичем. это мой двоюродный дед. Хотелось бы подробнее узнать о его судьбе и судьбе тех, кто с ним служил. Подскажите где можно прочитать, дайте ссылку. Поместите имеющийся материал. Думаю о судьбе п/л "Гепардъ" будет интересно прочитать иным посетителям форума.

Ответов - 92, стр: 1 2 3 4 All

Автроилъ: Степан пишет: Думаю о судьбе п/л "Гепард" будет интересно прочитать иным посетителям форума. Если надо, сведения найдём, а Вы, в свою очередь, не хотите в этой же ветке поместить фотографии деда? С уважением...

Автроилъ: Подводная лодка "Гепардъ" (типа "Барсъ"). Построена по проекту И.Г. Бубнова (1872-1919) на Балтийском заводе в СПБ (зачислена в списки судов БФ 28.09.1913, заложена 15.09.1913, спущена на воду 20.05.1915, вступила в строй 12.07.1915). Входила в состав 1-ого дивизиона Дивизии подводных лодок БМ. Во время Первой мировой войны участвовала в поисковых действиях на коммуникациях германского флота, обеспечивала и прикрывала минно-заградительные постановки русских кораблей. В первом походе атаковала с большой дистанции немецкий крейсер «Любек», выпустив по нему пять торпед, но промахнулась. Всего за время службы выполнила три атаки. В ночь на 8 ноября 1915 года при очередном выходе из Ревеля на боевую позицию столкнулась с возвращавшейся из похода британской подводной лодкой «Е-8», в результате чего оказались разорвана и смята кормовая балластная цистерна, пробита обшивка прочного корпуса с правого борта, деформированы 18 шпангоутов и повреждены кормовые горизонтальные рули. В прочный корпус стала поступать забортная вода, при попадании которой на распределительный электрощит произошло короткое замыкание, вызвавшее пожар. К тому же в установленных в надстройке минных аппаратах Джевецкого от удара сорвалась одна из торпед и, удерживаемая лишь кормовым стопором, на большой волне билась о борт корабля. Только грамотные действия командира и команды предотвратили катастрофу - через три часа упорной, чрезвычайно тяжелой и опасной работы, удалось закрепить торпеду на палубе надстройки и, сопровождаемая однотипным «Вепрем» подлодка с трудом возвратилась на место стоянки в Петровскую гавань. Позже оба повреждённых корабля были поставлены для ремонта в док. Тогда же наружные решетчатые минные аппараты были подняты на палубу надстройки. Совершила 15 боевых выходов. 12 октября 1917 года вышла в район Фильзанда и из похода не вернулась, погибнув при неизвестных обстоятельствах. Исключена из списков 29 мая 1918 года. Наибольшая длина - 68 м; ширина - 4.5 м; осадка - 3.9 м; надводное водоизмещение - 650 т; подводное водоизмещение - 782 т; скорость полного хода над водой - 18 узлов; скорость полного хода под водой - 9.5 узлов; глубина погружения - 100 м; 1 орудие - 37 мм. Лодкой командовали: 1. Я.И. Подгорный (05.06.1915-11.07.1916), 2. К.К. фон Нерике (11.071916-02.11.1916), 3. Н.Л. Якобсон (02.11.1916-.10.1917). Подводная лодка "Гепардъ" в Ревельском порту.

pz.kpfw: Автроилъ пишет: Подводная лодка "Гепардъ" в Ревельском порту. слева - плавбаза Двина,за ней минзаг Волга - справа кусок транспорта типа Кама

Автроилъ: pz.kpfw пишет: слева - плавбаза Двина... Он же КР "Память Азова". С уважением...

Автроилъ: Об одном из командиров "Гепарда". фон НЕРИКЕ Константин Карлович (21.10.1880 -…). капитан 2-ого ранга (в чине с 06.04.1914). Родился в Новгороде. Брат генерал-лейтенанта А.К. Нерике (1876-1934). Окончил Морской кадетский корпус (1901), Артиллерийский офицерский класс (1908) и Михайловскую артиллерийскую академию (1912). Служил ревизором, вахтенным офицером и вахтенным начальнмком на крейсере I ранга "Память Азова" (22.05.1901-01.09.1902), транспорте "Компасъ" (1903), учебных судах "Верный" (1903), "Воинъ" (1903) и "Морякъ" (1903). В Русско-японскую кампанию вахтенным начальником миноносца "Бравый" (21.08.1903-.05.1905) участвовал в переходе эскадры вице-адмирала З.П. Рожественского (1848-1909) на Тихий океан и в сражении с японским флотом у острова Цусима (14-15.05.1905). За проявленные мужество и самоотверженность удостоен ордена Св. Владимира 4-ой степени с мечами и бантом (04.06.1905). После прорыва во Владивосток прошёл подготовку на Отдельном отряде миноносцев (с 08.12. 1907 на основании приказа по Морскому ведомству за №273 переименован в Отряд подводного плавания). Помощник командира на подводных лодках "Скатъ" (1905) и "Фельдмаршалъ графъ Шереметьевъ" (17.10.1905-30.6.1907). Присвоено звание «офицер подводного плавания» (1908). По возвращении на Балтику продолжил службу артиллерийским офицером мореходной канонерской лодки "Сивучъ" (1908-1909), линейного корабля "Слава" (1909) и минного заградителя "Амуръ" (1909). В годы Первой мировой войны ст. офицером крейсера "Богатырь" (с 20.05.1914) принимал участие в набеговых и минно-заградительных операциях русского флота. За бой с германскими кораблями у маяка Эстергарн награжден орденом Св. Станислава 2-ой степени с мечами (03.08.1915). В последующем командовал подводными лодками "Леопардъ" (13.12.1915-11.7.1916), "Гепардъ" (11.07.1916-02.11.1916), №3 (15.1.1916-31.12.1916) и "Ягуаръ" (23.10.1916-20.6.1917). Совершил несколько выходов на боевые позиции. Перед октябрьским переворотом занимал должность начальника 5-ого дивизиона подводных лодок БМ. Весной 1918 года состоял председателем ликвидационной комиссии в Гельсингфорсе. Участник Белого движения - воевал против большевиков в войсках Восточного фронта. Первоначально – в морских формированиях адмирала Колчака (с 25.06.1919), затем состоял при штабе Сибирской флотилии. В эмиграции до конца 30-х годов проживал в Эстонии, после чего выехал в Швецию. Предположительно умер в 1951 году.

Степан: Большое спасибо всем, кто откликнулся на мою просьбу. С удовольствием прочитаю (и сохраню) всю информацию о п/л "Гепард" и людях служивших на ней. не хотите в этой же ветке поместить фотографии деда? Я готов выставить фотографии, но, к сожалению, они в очень плохом состоянии. Прежде чем попасть ко мне, они очень долго висели в рамке на стене в сельской избе (была такая традиция, вывешивать на стены в застекленные рамки множество фотографий родственников), пока, после очередной переклейки обоев, не оказались на чердаке, где летом жарко, в дождливую погоду – сыро. Photoshop творит чудеса, но даже ему не всегда под силу отреставрировать такое.

Степан: В середине 1980-х годов фотографии попали ко мне и я сделал запрос в Центральный архив Военно-морского флота СССР о судьбе Улейчика С.Ф. В полученном ответе было сказано: Улейчик Степан Федорович, 1889 г. рождения, 14 ноября 1911 г. явился на службу и 25 ноября 1911 г. определен в 1-й Балтийский флотский экипаж; 11 апреля 1912 г. зачислен в Учебно-минный отряд для обучения по специальности электрика; с 1 мая 1914 г. произведен в электрики унтер-офицеры 2-й статьи; 14 мая 1914 г. переведен на крейсер «Муравьев-Амурский»; 1 июня 1915 г. назначен в распоряжение начальника Штаба дивизии подводных лодок БФ, где проходил службу на п/л «Гепард» с 13 сентября 1915 г. по сентябрь 1917 г. осенью 1917 г. погиб на этой лодке. Основание: ЦГАВМФ СССР, ф. 989, оп. 2, д. 74, л. 330-333, д. 54, л. 24, 129. На обороте фото надпись: Поздравляю с праздником и желаю всего наилучшего. Степан. 25 марта 1917 г.

Степан: Моя бабушка (родная сестра Степана) вспоминала, что в начале 1920-х годов, когда она вернулась в родное село из беженства, к ней приходил один из бывших сослуживцев Степана Улейчика и сообщил, чтоб Степана не ждали, так как он погиб. Ей это было важно знать при разделе земли, полученной в наследство от родителей. На обороте надпись: Поздравляю с праздником св. Петра и желаю всего наилучшего в жизни. Степан. На память великой Революции.

volnoper: Автроилъ. Нерике -цусимец, миноносец "Бравый". Его биография есть у Лихачева, есть информация, но даже указан японский плен... Очень интересует как он туда попал с "Бравого". Может за борт свалился когда шли во Владивосток?

wind: volnoper пишет: но даже указан японский плен... Это ошибка. Что интересно Нерике почти сразу после учебного отряда подводного плавания, пошел в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1911 г. С уважением, В.

Dirk: volnoper пишет: Его биография есть у Лихачева, есть информация, но даже указан японский плен... Очень интересует как он туда попал с "Бравого". Может за борт свалился когда шли во Владивосток?

Автроилъ: wind пишет: ...пошел в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1911 г. Закончил в 1912-ом. Прошёл ещё дополнительный курс. С уважением...

Степан: Расскажите так же о иных командирах п/л "Гепардъ". Если можно расскажите поподробнее о боевом пути п/л "Гепардъ", были ли награждение экипажа (на фото выше есть матрос с медалью), разместите полный список погибшего экипажа. Может есть фотографии командиров и членов экипажа?

velbot-067: Степан пишет: Расскажите так же о иных командирах п/л "Гепардъ". ПОДГОРНЫЙ Яков Иванович (01.11.1877-1945). Родился в Херсоне. Образование: по эк-замену в Отделе торгового мореплавания Министерства финансов в шхиперы дальнего плавания (1902), по экзамену в подпоручики по адмиралтейству (1903), Офицер Подводного Плавания (1907), минный офицер 2-го разряда (1908), по экзамену из штабс-капитана по адмиралтейству во флот лейтенантом (1910). Из мещан г. Лохвицы Полтавской губ. Состоял во втором браке, два сына и дочь. Во время РЯВ находился в крепости Владивосток. Модернизировал торпедные аппараты Джевецкого, в результате ощутимо повысилась точность торпедной стрельбы. Изобретатель минного оружия, пользовался доверием и поддержкой академика А. Н. Крылова. Награды: Ст. 3 (1910), А. 3 с мечами и бантом (1915). В 1921 г. находился в Бизерте. Жил в Пльзене, где в 1928-1932 гг. издавал «Зарубежный морской сборник». Инициатор создания «Всезарубежного объединения русских морских офицеров». Капитан 1-го ранга (1919, Деникин). В мае 1945 г. депортирован из Праги в СССР. Умер в застенках НКВД в Москве во время следствия. Производитель гидрографических работ на портовом судне «Лоцман» (1904), Вахтенный Начальник вспомогательного кр «Дон» (1904-1905), ПК ПЛ«Кефаль» (1905), командир ПЛ «Кефаль» (03.01.06-08.05.08), сидел на мели в 08.1907 г. в заливе Стрелок, слушатель Мин Оф Кл (1908), ПК ПЛ «Аллигатор» (1908-1910), Мин оф Штаба 2-го дивизиона ПЛ БМ (1910), командир ПЛ «Крокодил» (26.07.10-05.03.15), командир ПЛ «Кайман» (Вр. 14-01.03.15), СО ПЛ «Гепард» (15), командир ПЛ «Гепард» (05.06.15-11.07.16), списан по болезни (1916), пом нач Отд ПП ГУК (1916-1917), в Добровольческой армии и ВСЮР в Новороссийском военном порту (1919), в Донской армии, командир бронепоезда, инспектор и начальник тяжелой артиллерии (1919-1920), командовал тр «Далланд» (1920), ушел в Бизерту (1920), в эмиграции в Марселе (1921), в Чехословакии (1928-1931) __________ Источник: Э.А. Ковалев. Рыцари глубин

velbot-067: ЯКОБСОН Николай Леопольдович (25.04.1884-1917). Родился в Санкт-Петербургской губ. Образование: МК (1907), окончил Водолазную школу (1909), Офицер Подводного Плавания (1912). Из обер-офицерских детей. Участник Первой мировой войны на Балтийском море. Награды: Ст. 3 (15), мечи и бант к Ст. 3 (16). Владел французским языком. Лейтенант. Вахтенный Начальник ус «Крейсер» (1907), Штурманский офицер ус «Африка» (1908), слушатель Водолазной Школы (1908-1909), слушатель УОПП (1910-1912), ПК ПЛ «Белуга» (12), перевод в Сибирский флотский экипаж (1912), Командир ПЛ «Бычок» (26.02.13- 22.04.13-18.11.13) + ПК ПЛ «Кефаль» (1913), Командир ПЛ «Шереметев» (12.10.13-18.11.13-06.02.14), Командир ПЛ «Налим» (Вр. 05.02.14-22.0414), Командир ПЛ «Шереметев» (17.04.14-02.11.16) + ВН «Щука» (14), Командир ПЛ «Гепард» (02.11.16-10.17) _________ Источник: Э.А. Ковалев. Рыцари глубин.

volnoper: velbot-067. Вы перепечатываете Ковалева, био Подгорного. "Во время РЯВ находился в крепости Владивосток", т.е. в период 1904-1905 гг. А на каких кораблях -"Лоцман", "Дон", разве не БФ? "Кефаль" прибыла во Владик 20 июля 1905 г. по н. ст. И медаль за РЯВ у него отсутствует в списке 1916 г. Есть ли подробности его карьеры в 1904-1905 гг. Не хочется сразу думать, что ошибка, вдруг числился там, а находился тут. Или находился во Владике уже на "Кефали", т.е. с лета 1905 г. Семенов хорошо в "Расплате" пишет, как его допрашивали японцы, как он с "Ангары" вдруг на "Суворов" попал.

Автроилъ: velbot-067 пишет: Образование: по эк-замену в Отделе торгового мореплавания Министерства финансов в шхиперы дальнего плавания (1902), по экзамену из штабс-капитана по адмиралтейству во флот лейтенантом (1910). Если не обременит, переведите, пожалуйста, на общечеловеческий. И, вообще, боюсь опять вызвать чьё-то раздражение, но справка составлена крайне небрежно. С уважением...

volnoper: С Автроилом нельзя не согласиться. Можно было посмотреть Волкова, а справка на Подгорного у него норма. И почему именно в застенках НКВД, есть информация, что им занимался не Смерш, не НГБ, не ГРУ, а именно НКВД. И подходит ли к такому человеку термин депортирован. Арестован-вывезен, как у Волкова. Кстати у Лихачева тоже био Подгорного очень-очень. Там есть ответы на оба вопроса Автроила. Единственное у меня возник вопрос по медали за РЯВ, у Лихачева она указана, может в списке 1916 г. опечатка или наоборот...

velbot-067: Друзья! Я понимаю ваше недоумение, но я вам дал ссылку откуда у меня эта информация: Э.А. Ковалев. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава, - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 445 Подгорный Я.И. - стр. 400, Якобсон Н.Л. - стр. 413

wind: volnoper пишет: Единственное у меня возник вопрос по медали за РЯВ, у Лихачева она указана, может в списке 1916 г. опечатка или наоборот... Ошибка у Лихачева, у Подгорного не было медали за РЯв. volnoper пишет: И почему именно в застенках НКВД, есть информация, что им занимался не Смерш, не НГБ, не ГРУ, а именно НКВД. Потому что так было дано в эмигрантской литературе. Подгорный кстати был командующим подводной лодкой "Гепард" с 12.01.1915 г. velbot-067 пишет: «Крокодил» (26.07.10-05.03.15) "Крокодилом" он командовал до 1914 г. С уважением, В.

velbot-067: wind пишет: Подгорный кстати был командующим подводной лодкой "Гепард" с 12.01.1915 г. Все правильно. От себя вот еще что могу добавить по Подгорному: № 511. Царское Село, 24-го ноября 1903 года. Производится: состоящий в запасе флота, шкипер дальнего плавания Яков Подгорный – в подпоручики запаса флота. № 537. Санкт-Петербург, 12-го апреля 1904 года. Определяются в службу: состоящий в запасе флота подпоручик Яков Подгорный. № 733. Царское Село, 6-го декабря 1906 года. за отличие по службе: состоящий в отряде подводных судов во Владивостоке, Подгорный. № 897. Царское Село, 29-го марта 1909 года. в штабс-капитаны: поручик: за отличие по службе: Подгорный № 991. Петергоф, 26-го июля 1910 года. Переводится: штабс-капитан по адмиралтейству Подгорный – во флот, лейтенантом, с назначением командующим подводной лодкой «Крокодил». № 1332. Воронеж, 6-го декабря 1914 года. Производится: в старшие лейтенанты: по линии: лейтенант, командующий подводной лодкой «Крокодил», Подгорный, с оставлением в занимаемой должности; № 1353. Царское Село, 12-го января 1915 года. Назначается командующий подводной лодкой «Крокодил», Подгорный – командующим подводной лодкой «Гепард» № 1601. Царская Ставка, 11-го июля 1916 года. Назначается: в отдел подводного плавания Главного Управления Кораблестроения: командующий подводной лодкой «Гепард», старший лейтенант Подгорный – исправляющим должность младшего помощника начальника отдела.

Степан: Большое спасибо, приятно ощущать, что тебе готовы помочь единомышленники, которым также дорога история.

aden13: Попробую свести всю информацию по Подгорному к единому знаменателю. ПОДГОРНЫЙ Яков Иванович ( 01.11.1877 - ......1946 ) шкипер дальнего плавания подпоручик запаса флота 24.11.1903 определен в службу с зачислением по адмиралтейству 30.03.1904 командующий подводной лодкой "КЕФАЛЬ" 20.03.1906 - 1908 поручик по адмиралтейству "за отличие" 06.12.1906 офицер подводного плавания 07.12.1907 минный офицер 2 разряда 17.09.1908 штабс-капитан по адмиралтейству "за отличие" 29.03.1909 переведен во Флот лейтенантом 26.07.1910 старшинство в чине 29.03.1909 командующий подводной лодкой "КРОКОДИЛ" 26.07.1910 - 1915 старший лейтенант "за отличие" 06.12.1914 командующий подводной лодкой "ГЕПАРД" 12.01.1915 - 1916 и.д. Младшего Помощника Начальника отдела подводного плавания Главного Управления Кораблестроения 17.06.1916 - 1917 капитан 2 ранга "за отличие" 28.07.1917 В Донской армии, ВСЮР и Русской армии до эвакуации Крыма; в 1918 году организатор ВМС Войска Донского, с 02.02.1919 инспектор и начальник управления тяжелой артиллерии Донской флотилии. С конца 1919 года служил в Черноморском флоте, ушел с эскадрой в Бизерту (командир ТР "ДАЛЛАНД"). В эмиграции проживал в Чехословакии (Пльзень и Прага). Арестован в 1945 году в Праге, депортирован в СССР. Умер в тюрьме в Москве во время следствия Награды: орд. Св. Станислава 3-й степ. (06.12.1910) благодарность Морского Министра (06.12.1911) орд. Св. Анны 3-й степ. с мечами и бантом (назначен командующим флотом Балтийского моря, Высочайшее утверждение 29.06.1915) --- Не совсем понятно с Минным офицерским классом. Вообще-то обучение проходило в течение одного календарного года - с осени до лета. Так что если Подгорный в 1908 году закончил минный класс, то поступить туда он был должен осенью 1907 года, а он вроде бы до весны 1908 года был во Владике... --- "В крепости Владивосток" Подгорного, конечно же, не было. Был он на Балтике, сначала на "Лоцмане", затем на крейсере "Дон". Во Владике он появился в период 1905-1906 гг.

Автроилъ: Вот именно так и надо составлять биографические справки! Добавлю только, что приказом генерала А.И. Деникина произведён в капитаны 1-ого ранга (с 01.06.1919). И можно немного подробнее: «капитан дальнего плавания» апосля чего? С увважением...

wind: aden13 пишет: и.д. Младшего Помощника Начальника отдела подводного плавания Главного Управления Кораблестроения 17.06.1916 - 1917 Антон, он был просто помошником, не младшим ... aden13 пишет: Попробую свести всю информацию по Подгорному к единому знаменателю. Ну тогда вставить надо что произведен в капитаны 1 ранга в 1919 г. aden13 пишет: командующий подводной лодкой "КЕФАЛЬ" 20.03.1906 - 1908 Вот это меня кстати сильно смущает, обратите внимание, до до декабря 1907 г. обучение в Учебном отряде подводного плавания, затем Минный офицерский класс в 1908 г. ... Но спорить не буду, так как опровергнуть сие не могу ... Комендант англ. п\х "Браунсфельс" 06.03.1920-1920 г. Ну и для "законченности" темы, держите ;-)) С уважением, В.

Автроилъ: wind пишет: Ну и для "законченности" темы, держите ;-)) Благодарим-с! Однако, мы ещё только начали - до конца, как бы, ещё далеко... С уважением...

aden13: wind пишет: до до декабря 1907 г. обучение в Учебном отряде подводного плавания, Володь, не учился он в УОПП. Подгорный зачислен в офицеры подплава "по первому списку", куда зачисляли всех, кто служил на подводных лодках до этого момента. Даже тех, кто уже к этому времени закончил эту службу и более там не появлялся (например, К.И. фон-Ден)

aden13: Автроилъ пишет: И можно немного подробнее: «капитан дальнего плавания» апосля чего? В 1902 году окончил в Одессе мореходку

aden13: wind пишет: Антон, он был просто помошником, не младшим ... Володь, вот выдержка из приказа: № 1601. Царская Ставка, 11-го июля 1916 года. ... Назначаются: в отдел подводного плавания Главного Управления Кораблестроения: капитан 1-го ранга Быков 2-й – исправляющим должность начальника отдела; капитан 2-го ранга фон-Липгардт 1-й – исправляющим должность старшего помощника начальника отдела; инженер-механик капитан 1-го ранга Солдатов – исправляющим должность старшего помощника начальника отдела; командующий подводной лодкой «Гепард», старший лейтенант Подгорный – исправляющим должность младшего помощника начальника отдела; старший помощник судостроителя Кронштадтского порта, корпуса корабельных инженеров, капитан Щеглов – исправляющим должность младшего помощника начальника отдела; лейтенант Максимович – исправляющим должность старшего делопроизводителя V класса, по технической части – все шесть с 17-го июня сего года, на основании Высочайше утвержденного 9-го июня сего года временного штата означенного отдела...

Автроилъ: aden13 пишет: зачислен в офицеры подплава "по первому списку", Что интересно, он там указан по корпусу инженер-механиков. С уважением...



полная версия страницы