Форум » Первая мировая война » п/л "Гепардъ" » Ответить

п/л "Гепардъ"

Степан: С большим интересом прочитал материал о п/л "Барс" и п/л "Львица", погибших в 1917 году. В том же году погибла п/л "Гепардъ". Я бы хотел попросить "знатоков форума" рассказать столь же подробно о судьбе этой п/л, о людях которые там служили. В моем семейном альбоме лежит три фотографии присланные в 1917 году в родные края электриком унтер офицером п/л "Гепардъ" Улейчиком Степаном Федоровичем. это мой двоюродный дед. Хотелось бы подробнее узнать о его судьбе и судьбе тех, кто с ним служил. Подскажите где можно прочитать, дайте ссылку. Поместите имеющийся материал. Думаю о судьбе п/л "Гепардъ" будет интересно прочитать иным посетителям форума.

Ответов - 92, стр: 1 2 3 4 All

wind: Автроилъ пишет: он там указан по корпусу инженер-механиков. Вот этот приказ: "... № 269. 7-го декабря 1907 года. Согласно заключению комиссии, производившей в этом году экзамен обучавшемуся составу учебного отряда подводного плавания, а также на основании знаний, приобретенных некоторыми офицерами за время своей предыдущей службы на подводных лодках, нижеупомянутые лица, как удовлетворяющие всем необходимым условиям для управления и службы на таких лодках, зачисляются в список «офицеров подводного плавания». Означенный список предлагаю ежегодно пополнять фамилиями офицеров, согласно с результатом экзаменов комиссии и в общих списках Морского ведомства против фамилий офицеров подводного плавания ставить отметку «подв. плав.». СПИСОК ОФИЦЕРОВ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ: Контр-адмирал Щенснович; капитан 1-го ранга Беклемишев 1-й; капитаны 2-го ранга: Плотто, Магнус 1-й и князь Трубецкой; капитан-лейтенанты: Заботкин, Белкин 1-й, Белкин 2-й, Гадд 2-й и Кржижановский; лейтенанты: фон-Ден 2-й, Волков 2-й, Подгурский, Быков 2-й, граф Головин (по флоту), Любимов 2-й, фон-Липхарт, Ризнич, Николев, фон-дер Рааб-Тилен, Андреев 1-й, Клочковский, Якубовский, Дмитриев 7-й, Власьев, Терентьев 1-й, барон Майдель 2-й, Нищенков, граф Келлер, Шидловский 2-й, Блюменталь, Бровцын 2-й, Бескровный, Бабицын 1-й, Гудим, Дудкин, Феншоу, Арбенев, Виноградов, Вилькен 3-й, Циолкевич и Нордштейн; мичманы: Рогге, Меркушев и Кочетов; корпуса инженер-механиков флота: капитаны: Солдатов, Карпов и Дергаченко; штабс-капитаны: Маркович 2-й и Даниленко; поручики: де-Вейхер, Толмачев и Крутиков; подпоручики: Лукьянов 2-й и Брод; корпуса корабельных инженеров: подполковник Бубнов; штабс-капитан Мациевич; подпоручик Киверов; по адмиралтейству: поручики: Бохенский, Подгорный, Беляев 2-й и Гаевский; подпоручики: Пантелеев (он же Строганов) и Лагидзе; медицинские чины: надворный советник Рейнвальдт; коллежские асессоры: Анискевич и Гейман; лекарь Востросаблин; гражданские чины: надворный советник Смирнов. С уважением, В.

volnoper: Вопрос по Подгорному. Участвовал ли он в единственном (неудачном) походе "Дона" в Атлантику? У меня положительно, но пошли такие документы, вдруг я ошибаюсь. Все-таки почти на войну шли.

volnoper: На сайте "Белая Россия" про Подгорного сказано, что в 1945 г. арестован СМЕРШЕМ за принадлежность к белоэмигрантской террористической организации.

Автроилъ: volnoper пишет: про Подгорного сказано, что в 1945 г. арестован СМЕРШЕМ А ссылку можно? С уважением...

aden13: volnoper пишет: про Подгорного сказано, что в 1945 г. арестован СМЕРШЕМ Честно говоря, больше верится, чем в НКВД. Что делать НКВД в 1945 году в Праге? А вот для СМЕРШа - это прямая работа

velbot-067: Вот как здорово все получилось, а то совсем тема угасла. Многие узнали массу нужной и полезной информации, а я научился, благодаря Автроилу, правильно составлять справки. Автроилъ пишет: Вот именно так и надо составлять биографические справки!

volnoper: "VI отдел (Чехословакия). капитан 1 ранга Я. И. Подгорный, в 1945 г. арестован Смерш "за принадлежность к белоэмигрантской террористической организации", умер во время следствия". Сайт Белая Россия.

volnoper: В интернете на сайте Русская линия /библиотека периодической печати/Дроздовцы после Галлиполи:Чехословакия:от 1-й республики... Есть сведения о деятельности Подгорного в РОВС. Состоятельно. Советую.

Автроилъ: volnoper пишет: В интернете на сайте Русская линия Очень печально, что Вы не даете ссылки. С уважением...

Автроилъ: velbot-067 пишет: а я научился, благодаря Автроилу, правильно составлять справки. Зря Вы на меня обижаетесь. Я лишь сказал, что справка была составлена небрежно. Позволю себе привести всего только два примера. Вы пишите: Образование: по эк-замену в Отделе торгового мореплавания..., по экзамену в подпоручики по адмиралтейству (1903), по экзамену из штабс-капитана по адмиралтейству во флот лейтенантом (1910)... В мае 1945 г. депортирован из Праги в СССР... в эмиграции в Марселе (1921), в Чехословакии (1928-1931) 1. Если в первых двух случаях ещё как-то можно понять, что диплом капитана дальнего плавания, затем офицерские погоны Подгорный получил сдав экзамены за курс чего-то (?), то перевод «по экзамену во флот лейтенантом» это уже из области жанра фэнтэзи. 2. Выехав из Чехословакии в 1931-ом, как он попал в Прагу в 1945 году? И в чём была необходимость его отъезда? (Как в голивудских боевиках любят говорить герои разного уровня: «Ничего личного, только ради дела!»). С уважением...

Автроилъ: wind пишет: Вот этот приказ: ........... В подписанном морским министром генерал-адъютантом адмиралом И.М. Диковым (1833-1914) и опубликованном в «Известиях по подводному плаванию» (выпуск 1-ый, Либвава, издание УОПП, 1908 год) циркуляре ГМШ за №269 (от 07.12.1907) читаем: «...Корпуса корабельных инженеров: поручики Бохенский, Подгорный...». С уважением...

volnoper: Автроилъ. Вчера у меня безбожно плохо грузился интернет. И на сайт Русскя линия я вышел, направ - Подгорный Я. И. Смерш. Высветилось, что я привел. Это же кодовая фраза дала и "Белую Россию".

velbot-067: Автроилъ пишет: Зря Вы на меня обижаетесь. Ничего личного... Я всего лишь процитировал указанный источник. Если бы я составлял справку сам, то не стал бы иронизировать.

Степан: Ребята, давайте жить ... Вы хорошее дело делаете, большое Вам спасибо за это, любую информацию читаю с большим интересом. Поделитесь всем, что касается п/л "Гепардъ" и ее экипажа.

Автроилъ: Ссылку мне прислали. Вот она: http://whiterussia1.narod.ru/EMI/ROVSVI.htm

Автроилъ: Как-то сразу не обратил внимание, но, составляя справку о Подгорном, коллеги подчеркнули, что он до поступления на флот уже имел диплом шкипера дальнего плавания. Это очень интересный факт, так как после 1902 года такого судоводительского звания (введено в 1853) в российском коммерческом флоте уже не существовало и, следовательно, подобные дипломы уже не выдавались. С уважением...

aden13: Автроилъ пишет: уже имел диплом шкипера дальнего плавания. Извините, что не в тему, но хотелось бу уточнить - штурман дальнего плавания и штурман 1-го разряда - это разные звания (или это не звание, а специальность - как правильно?) или это одно и то же?..

Автроилъ: aden13 пишет: ...штурман дальнего плавания и штурман 1-го разряда - это разные звания... или это одно и то же?.. Антон, Вас мама в детстве не учила, что грешно над старыми людьми смеяться, или Вы это серьёзно? Звание «штурман дальнего плавания» существовало только на торговом флоте, однако по сути это одно и то же. Шкипер же дальнего плавания, вообще, особь статья. С уважением...

Автроилъ: aden13 пишет: определен в службу с зачислением по адмиралтейству 30.03.1904 velbot-067 пишет: № 537. Санкт-Петербург, 12-го апреля 1904 года. Определяются в службу: состоящий в запасе флота подпоручик Яков Подгорный. Где истина? Или это в разных календарных стилях? С уважением...

Автроилъ: Ещё один из офицеров "Гепарда". ЗНАМЕНСКИЙ Иван Константинович (31.10.1892 – в 1973 или в 1974), лейтенант (МК 1914-I). Уроженец Санкт-Петербурга. По окончании Корпуса проходил службу на Дивизии подводных лодок БМ. К лету 1917-ого занимал должность ст. офицера на «Гепарде», с производством в лейтенанты (28.07.1917) назначен командовать новой подлодкой «Угорь». В Гражданскую войну вместе с Чудской военной флотилией перешел на сторону белых (28.10.1918), и в дальнейшем в составе отряда С.М. Булак-Балаховича (1883 – 1940) участвовал в освобождении Принаровья от большевиков. В период второго похода на Петроград возглавлял отдел контрразведки при штабе 1-ой Стрелковой бригады СЗА. После ликвидации СЗ фронта служил в эст. флоте, приняв в командование переделанный из старого парохода тральщик. В 1925 году отбыл в Африку, где под руководством известного российского гидрографа контр-адмирала Б.А. Вилькицкого (1885 – 1961) проводил гидрологические изыскания на судоходных реках Бельгийского Конго, после чего на расчистке фарватера командовал землесосом. С 1932 года проживал в Брюсселе, работал водителем такси. Во время гитлеровской оккупации находился на угольных шахтах под Шарлеруа, где одно время в качестве переводчика состоял при русских военнопленных. В 1952-ом выехал в США. Местом для жительства выбрал Лос-Анжелес. Скончался там же и похоронен на муниципальном кладбище. В сборнике «На морские темы» (Лос-Анжелес, 1958) были напечатаны его воспоминания о службе на подводной лодке «Гепардъ». О смерти сообщено в бюллетене Об-ва ОИФ в Америке (№130 за 1974 год).

aden13: Автроилъ пишет: Где истина? Или это в разных календарных стилях? Извините, что не уточнил. Дословно в приказе так: № 537. Санкт-Петербург, 12-го апреля 1904 года. Определяются в службу: ...состоящие в запасе флота: ...по адмиралтейству: ...подпоручики: ...Яков Подгорный... – ... с 30-го марта сего года. Т.е. Высочайший приказ приказ вышел 12-го апреля, но определение на действительную службу считается с 30-го марта

aden13: Автроилъ пишет: Звание «штурман дальнего плавания» существовало только на торговом флоте, однако по сути это одно и то же. Шкипер же дальнего плавания, вообще, особь статья. Извините, опечатался. Суть вопроса в следующем: у одного из унтерцеров в приказе о производстве в прапорщики запаса флота по морской части значится: ...имеющий свидетельство о выдержании испытания на звание штурмана 1-го разряда.... Но в списке офицеров запаса флота и Морского ведомства, любезно предоставленным ... (не будем говорить кем) о нем же написано - шкипер дальнего плавания. Я и хочу понять - это одно и то же или как?

Степан: Господа, может у кого-нибудь есть еще фото офицеров п/л Гепардъ, фото экипажа - дайте ссылку или разместите на форуме. Автроилъ пишет: В сборнике «На морские темы» (Лос-Анжелес, 1958) были напечатаны его воспоминания о службе на подводной лодке «Гепардъ». Существует ли русскоязычная версия этих воспоминаний. если "да", то как их почитай - дайте ссылку.

Степан: На ветке о морских летчиках (http://kortic.fastbb.ru/?1-5-0-00000017-000-480-0) встретил упоминание - Знаменский Иван Константинович (МК(1914)) это что совпадение. Какое отношение офицер п/л Гепардъ имел к морским летчикам?

Александр: Гепард 17.08.1913 Начата постройкой 11.10 (28.09).1913 Зачислена в списки судов Балтийского флота 28 (15).09.1913 Официально заложена на судоверфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге 31.12.1914 Постановлением Адмиралтейств - Совета (№№ 4969 и 43036) зачислена во II ранг судов флота. 01.01.1915 Приказом Морского Министра Адмирала Генерал - Адъютанта Григоровича № 310 зачислена во II ранг судов флота. 02.06 (20.05).1915 Спущена на воду 25 (12).06.1915 Вступила в строй Ответственный сдатчик инженер Руберовский К. И. Водоизмещение, тонн: надводное - 650.0 800.0 подводное - 720.0 780.0 782.0 Главные размерения, метров (футов): длина - 68.0 67.97 ширина - 4.5 4.27 4.47 углубление - 3.9 4.11 3.94 Система машин и мощность механизмов, л.с.: дизель 2 х 1500.0 2 х 250.0 Первоначально дизели заказаны Балтийскому заводу по германской технологии (по другим данным – фирме Фельдзер в Риге), впоследствии установлены дизели, снятые с канонерских лодок типа «Шквал» Амурской флотилии. электромотор 2 х 450.0 2 х 420.0 аккумуляторная батарея – 240 элементов Число винтов – 2 Скорость хода, узлов: надводная - 18.0 9.5 (максимальная) 11.5 10.0-11.0 подводная - 9.57 10.0* 7.5 (максимальная) 8.5 Запас топлива, тонн - 40.0 Дальность плавания, мили (со скоростью, узлов): надводная - 2250.0 2500.0 (экономическим ходом) 3100.0 (10.0) подводная - 25.0 100.0 (экономическим ходом) 30.0 23.0 (7.5) Вооружение: артиллерийское, мм: 2 х 75*; с 09.1915 – 1х57-мм орудие Гочкиса с длиной ствола 50 калибров, 1х37-мм орудие, 1х7.62-мм пулемёт; с 23.12.1916 (по другим данным – с 01.09.1916) - 1х57-мм, 1х37-мм, 1х7.62-мм пулемёт торпедно - минное: 2 Н. 2 К 457 мм трубчатых ТА, 8 457 мм решетчатых ТА Джевецкого (зимой 1915/1916 - подняты на верхнюю палубу, торпедные ниши заделаны; сняты в 1917 году), 8 мин Экипаж - 33 офицеров - 3 кондукторов - рядовых - 30 Во время первой мировой войны вела поисковые и разведывательные действия на коммуникациях неприятеля, обеспечивала и прикрывала набеговые и минно-заградительные операции легких сил флота; совершила 15 боевых походов. 07.1915 Предъявлена к испытаниям. На испытаниях погрузилась на глубину 27.4 метра. 12.07.1915 Вступила в строй. 17.07.1915 (н. ст.) Совместно с подводной лодкой Барс перешла из Кронштадта в Ревель. В первое время отмечались частые поломки из-за дефектов механизмов и неопытности личного состава. 07.1915 На подводной лодке испытаны 37-мм орудие и съем-ные 7,62-мм пулеметы. 04.08.1915 (н. ст.) В преддверии германского прорыва в Рижский залив совместно с подводной лодкой Барс прибыла из Ревеля в Арнесбург. 07.08.1915 По результатам испытаний подводных лодок Барс и Гепард председатель комиссии по приёму подводных лодок типа «Барс» П. П. Левицкий доложил о недостатках: сильная вибрация корпуса при работе дизелей и гребного электродвигателя; чрезмерно низкое расположение решетчатых торпедных аппаратов; недостаточная прочность палубных цистерн; медленное заполнение цистерн главного балласта4 неустойчивое положение перископов; некоторые другие. «… ввиду обстоятельств военного времени неотложно приняты в казну». 1915 Вошла в состав 1 дивизиона Дивизии подводных лодок. 1917 - в составе 1-го дивизиона подводных лодок; Начальник дивизии - контр - адмирал Д. Н. Вердеревский, Начальник дивизиона капитан 2 ранга В. Ф. Дудкин 25.05.1915 Вышла из Ревеля для действий в районе Лансорт - Нора - Эланд - Утэ, у острова Готланд. Задачи: основная - уничтожение транспортов и боевых кораблей, дополнительная - разведка морских сообщений противника. Командир особо предупрежден о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм по действиям на морских сообщениях. 08.08.1915 (н. ст.) 05.00 вышла на внутреннюю позицию у Ирбенского пролива. 09.30 заняла позицию. Находясь на позиции, наблюдала бой русских кораблей с немецкими. 13.44 с миноносца Прочный получила приказание возвратиться к Аренсбургу. 17.20 прибыла в указанную точку. С того же миноносца получила приказание Начальника дивизии подводных лодок возвратиться на прежнюю позицию, но встать ближе к Ирбенскому проливу. 19.00 заняла позицию. 09.08.1915 (н. ст.) Утром оставила позицию. В течение дня находилась в Рижском заливе в районе знака Алиарха, после чего направилась в базу. Поздно вечером получила приказание занять позицию к западу от Люзерорта. 10.08.1915 (н. ст.) 03.25 западнее полуострова Сворбе (остров Эзель) на правом траверзе обнаружила дымы. Погрузились, но командир в перископ ничего не видел. 05.20 по корме обнаружили германский трехтрубный крейсер «Любек», шедший в охранении 5 миноносцев (задача противника – прикрыть с юга обстрел крейсерами укреплений Цереля). Миноносцы шли по 2 с каждого траверза крейсера на расстоянии 5 кабельтовых от него и один – впереди по курсу. Дождь, пасмурно, большая зыбь. Начали маневрирование для торпедной атаки крейсера. Неблагоприятные погодные условия осложняли определение курса и дистанции до неприятеля (были определены неверно). Сблизившись с линией миноносцев правого борта до 5...8 кабельтовых в 2-3 кабельтовых от головного. 05.25 атаковали крейсер пятью торпедами. Миноносец S-146 заметил выстрел, сообщил на крейсер, и повернул на лодку с намерением таранить. После залпа в перископ слева обнаружили миноносец курсом на лодку. Увеличили ход до полного, положили руль вправо, начали погружение на глубину 20 метров. 05.27 глубина 65 футов, в лодке услышали взрыв - в цель попала 1 торпеда. Поступление воды в прочный корпус из-за прорыва набивки сальников гребных валов, лодка получила дифферент на корму до 10 градусов. 05.40 в лодку слышали частые взрывы снарядов в разных направлениях и на разном удалении. Сила взрывов много слабее первого. Командир предположил, что крейсер получил повреждения и возвратился в базу (по германским данным, 2 торпеды прошли по носу и 2 – по корме; крейсер уклонился поворотом на лодку). около 05.50 стрельба прекратилась. Сначала командир решил всплыть, но затем из-за дифферента и скопления воды со следами масла в кормовой части от намерения отказался, опасаясь, что масляный след демаскирует лодку. Дифферент пытались выровнять перемещением личного состава в нос и перекачкой балласта, но лодка начала терять плавучесть. Откачали масляную воду за борт, выровняли дифферент. 06.20 всплыли на перископную глубину. На дистанции 7 миль обнаружили уходящую IV эскадру противника, возвращавшуюся после прикрытия артиллерийского обстрела Цереля: 5 линейных кораблей типа Виттельсбах и Дойчланд, крейсер типа Роон и много миноносцев 07.50 всплыли в надводное положение. Обнаружили сломанную волной верхнюю надстройку. Из-за обнаруженных повреждений командир решил возвратиться в базу. 15.00 прибыли в Куйвасто. 11.08.1915 (н. ст.) Вышла в Ревель 19.00 встретили подводную лодку Барс, стоявшей на якоре у острова Вормси в ожидании темного времени суток из-за часто обнаруживаемых в этом районе неприятельских подводных лодок. Совместно с Барсом направились в Ревель. 19.08.1915 (н. ст.) Вечером вышла из Ревеля в Моонзунд. 20.08.1915 (н. ст.) около 12.00 прибыла в Куйвасто. 19.00 вышла в Рижский залив в район между островом Руно и Перновским заливом. около 21.00 следуя в район, обнаружила завесу германских миноносцев, которые прикрывали отход главных сил неприятеля.. Погрузились, пошли на глубине 35-40 футов малым ходом. 21.08.1915 (н. ст.) 05.00 всплыли в надводное положение. 13.00 оставила позицию, направилась в Куйвасто. Позже перешла в Ревель. 24 (23).08.1915 (н. ст.) Вышла в южную часть Балтийского моря. Задача – осмотреть море как можно дальше к югу и к 18.00 26.08.1915 возвратиться к Дагерорту. Цель разведки – обеспечение операции заграждения Ирбенского пролива, планирующейся на 27.08.1915. 15.46 шла к юго-западу от Дагерорта. Справа по курсу обнаружила дымы. Легли на курс сближения. Через некоторое время командир предположил, что обнаружил германский линейный корабль типа Брауншвейг и 6 миноносцев (на самом деле – крейсеры Регенсбург и Пиллау). Начали маневрирование для выхода в торпедную атаку. Находилась на курсе неприятельских кораблей, которые на дистанции 30 кабельтовых повернули сначала на север, затем – на запад, и атака стала невозможной. После того, как неприятель скрылся, пошли по назначению 21.00 достигли широты Цереля. 26.08.1915 (н. ст.) Никого не обнаружила, пошла к Дагерорту. Позже перешла в Ревель. Сковала свободу маневра немецких кораблей; других результатов не достигла из-за неточных данных разведки (корабельная и воздушная разведки отсутствовали). 29.08.1915 (н. ст.) 18.00 вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксгефта; к 07.09.1915 должна возвратиться к Дагерорту. 30.08.1915 (н. ст.) около 08.00 прошла Нижний Дагерорт, направилась к Эстергарну. около 22.00 от Эстергарна направилась на позицию. 31.08.1915 (н. ст.) К югу от острова Готланд застигнута сильным штормом. Считая, что шторм продлится долго, командир ершил укрыться от него за островом. 06.15 заметили силуэт корабля. Погрузились, начали маневрирование для выхода в торпедную атаку, но вскоре из-за шторма потеряли контакт с целью. 07.00 всплыли в надводное положение, направились к Готланду. 19.30 встали на якорь в бухте Сандвик (остров Готланд) 01.09.1915 (н. ст.) 04.00 снялись с якоря, пошли в западном направлении. Вскоре обнаружили силуэт подводной лодки. Командир опознал английскую лодку (Е-9), погружаться не стал, но привёл цель за корму. Так как шторм не прекращался, командир решил возвратиться в Ревель. 02.09.1915 (н. ст.) Вечером прибыли в Ревель. 09.09.1915 (н. ст.) Утром вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксгефта в связи с демонстративным выходом германской эскадры к острову Готланд. 10.09.1915 (н. ст.) Утром обнаружили лёгкий крейсер, безуспешно пыталась сблизиться с ним для торпедной атаки. Вышел из строя дизель. Оставила позицию, направилась в базу. 11.09.1915 Возвратилась в Ревель. Действия подводной лодки сковали свободу оперативного манёвра германских кораблей. Других результатов не добилась из-за неточных данных разведки и отсутствия корабельной и воздушной разведки. 13.09.1915 (н. ст.) Вечером вышла из Ревеля. По пути подошла к Дагерорту, получила приказание идти к Риксгефту. 15.09.1915 (н. ст.) Заняла позицию, на которой никого не обнаружила. 16.09.1915 (н. ст.) Из-за шторма вечером направилась к острову Готланд. 8.09.1915 (н. ст.) Большая волна. Находилась у банки Басгрунд; обнаружена подводной лодкой Акула Возвратилась в Балтийский Порт. 14.10.1915 (н. ст.) Днём вышла из Ревеля к Данцигу. Зашла к Дагерорту, после чего направилась в район между Каппарстернарнэ и Алмагрундет 15.10.1915 (н. ст.) Заняла район. Днём движения неприятеля не видела, ночью заметила огни нескольких пароходов. 16.10.1915 (н. ст.) Утром командир решил спуститься к югу между островом Готланд и шведским берегом. 17.10.1915 (н. ст.) Утром подходили к району германского дозора. Обнаружили сзади 2 догоняющих подводную лодку миноносца. Из-за большой дистанции неприятеля атаковать не смогли. около 07.10 всплыли в надводное положение, направились дальше на юг, Вскоре обнаружили 2 миноносца, шедших переменными курсами. Начали маневрирование для сближения с неприятелем. 10.10 с дистанции 1.5-2 кабельтова атаковала один из миноносцев из траверзных аппаратов двумя торпедами. Неприятель заметил выстрел, быстро отошёл по ходу торпед. 13.10 сблизились с противником на близкую дистанцию, приготовились к выстрелу. Замечена миноносцем, который повернул на таран. Развернулись вправо, разошлись с цель на дистанции не более 0.5 кабельтова, и атаковала её двумя торпедами из траверзных аппаратов Торпеды прошли под днищем миноносца (были установлены на глубину хода 2 метра). Продолжили маневрирование на перископной глубине, но противника, как только обнаруживал перископ, немедленно открывал артиллерийский огонь. От дальнейших атак командир отказался. Увеличили глубину погружения, отошли к северу. 17.00 всплыли на перископную глубину, миноносцев не обнаружили. Командир принял решение идти на север, чтобы за время зарядки аккумуляторной батареи (20 часов) вести наблюдение за путями пароходов на севере и укрыться от засвежевшего юго-восточного ветра за островом Готланд. 18.10.1915 (н. ст.) Держались в районе Норчёпингской бухты. Днём обнаружили шведские миноносец и пароход. Ночью видели много огней пароходов. 19.10.1915 (н. ст.) Вдоль восточного берега острова Готланд направились на юг. Севернее Форе обнаружили плавающую германскую мину. Следуя дальше, срочным погружением уклонились от шведского миноносца. К вечеру, после прохода западной границы германского минного заграждения, выставленного 05.10.1915 между островом Эланд и Люзерортом, оказались в районе II немецких дозорных кораблей у острова Эланд. Так как никого не обнаружили, и из-за ненадёжной работы машин командир решил дальше на юг не идти, перешёл на позицию между островом Эланд и мысом Хоборг, и оставаться на ней, пока выдержат машины. 20.10.1915 (н. ст.) Утром заняли позицию. 21.10.1915 (н. ст.) Утром командир решил перейти на позицию севернее острова Эланд и, если позволят погода и состояние машин, спуститься на юг. 10.15 на юго-западе обнаружили дым. Повернули на север, в надводном положении легли на курс, параллельный дыму. 13.40 пеленг на дым переместился на нос. Считая, что неприятельские корабли направились на обстрел Дагерорта, направились туда. 14.30 прямо по носу обнаружили дым в направлении подводной лодки. Погрузились, начали сближение с целью. Вскоре разглядели трёхтрубный крейсер и миноносца (по одному с каждого борта) на дистанции 8-10 кабельтовых от крейсера. Командир принял решение атаковать крейсер с дистанции 2-3 кабельтовых. Прошли между крейсером и миноносцем. Начали циркуляцию влево 15.10 вышел из строя электрический привод кормовых горизонтальных рулей. Во время перехода на ручное управление рулями не удержала глубину, показала рубку. Миноносец V-100 обнаружил подводную лодку, повернул на таран. Срочное погружение. Миноносец прошёл над носовой частью лодки. 15.25 неприятельские корабли скрылись, всплыли в надводное положение. 18.12 в сумерках обнаружили силуэт. Срочное погружение. 18.50 всплыли в надводное положение. 21.00 вышел из строя левый дизель. 23.00 вышел из строя правый дизель. Перешли на ход под электромоторами против волны, начали ремонт. 22.10.1915 (н. ст.) Утром запустили дизели, пошли к Дагерорту, оттуда направились в Ревель. 08.11.1915 (н. ст.) Вечером совместно с подводными лодками Вепрь и Е-18 вышла из Ревеля к Либаве. Получили указание о предполагавшейся заградительной операции русского флота (крейсера "Адмирал Макаров", "Баян" и "Олег" под прикрытием линейных кораблей "Петропавловск", "Гангут" и крейсера "Рюрик" с шестью эсминцами 6-го дивизиона). Впервые установлено время для радиосвязи с базой (22.00-23.00). Возвращение предполагалось через 8-10 суток. Ночью при выходе за боновое заграждение протаранена английской подводной лодкой E-8, возвращавшейся из похода, получила пробоину правого борта длиной около 60 сантиметров. Благодаря умелым действиям личного состава при помощи матрацев и одеял предотвратили затопление подводной лодки, осталась на плаву. От удара одна торпеда в траверзном аппарате была сорвана с места и удерживалась лишь кормовым стопором, на волне билась о борт. Через 3 часа сорванную торпеду с большим трудом и риском для личного состава смогли закрепить. В сопровождении подводной лодки Вепрь с трудом дошла до Ревеля, где встала в доковый ремонт. 1915 Походов за кампанию - 7 Дней: в походах - 32 на позиции – 18 Походный коэффициент полезного использования – 0.6 Средняя продолжительность похода – 4.6 Дней в кампании: в оборонительных операциях – 14 в активных операциях – 2 в разведке у Либавы – 16 в базе – 25 всего – 97 Годовой коэффициент полезного использования – 0.33 Атак с выпуском торпед – 3 (выпущено 9 торпед) Атаковано: боевых кораблей – 1 крейсер, 1 миноносец торговых судов – 0 % попаданий - 0 к началу 1916 года Вошла в состав 1 дивизиона подводных лодок Зима 1915/1916 Прошла ремонт и модернизацию. Строитель инженер Малинин Борис Михайлович. 25.05.1916 Вышла из Ревеля к Ландсорту, Нора-Эланд-Удэ, острову Готланд. Задачи: уничтожать транспорты и боевые корабли (основная) разведка коммуникаций противника (дополнительная). Командир особо предупреждён о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм при действиях на коммуникациях. 26.05.1916 Крейсировала у Ландсорта, в течение дня наблюдала норвежские, шведские и датские суда. Вечером обнаружила 3 транспорта в охранении 2-х вспомогательных кораблей (по другим данным – в составе эскорта – 8 эскадренных миноносцев). Начала маневрирование для выхода в атаку, была обнаружена и атакована кораблями эскорта, была таранена одним из кораблей охранения, получила повреждения обоих орудий и перископных тумб. 29.05.1916 Безрезультатно атаковала германский транспорт. 31.05.1916 Возвратилась в Ревель. 13.06.1916 около 22.15 обнаружила конвой, идущий в Швецию и безрезультатно атаковала его двумя торпедами. вторая половина 1916 Привлекалась к боевым действиям. Использовалась в центральной и южной Балтике методом крейсерства в назначенном районе. 06.05.1917 03.00 совместно с подводными лодками 1 дивизиона Барс, Волк, Вепрь вышла в море из Ганге. Задача – действия на коммуникациях неприятеля Швеция – Германия, затем переход на либавские позиции, и позицию у Форэ (северная оконечность острова Готланд), 13.05.1917 – прибыть на дагерортский створ (западная оконечность острова Даго) 13.05.1917 Вечером возвратилась в Ганге. 10.1917 Закончила ремонт, который был произведен весьма некачественно - на пробе механизмов было выявлено много недостатков, в одном из цилиндров обнаружена гайка. 28.09 (12.10).1917 После устранения неисправностей вышла в поход в район к западу от острова Фальзунд (ныне – остров Вилсанди близ западного побережья острова Сааремаа). Погибла в Финском заливе от неизвестной причины; предположительно, от неисправностей механизмов. 29.05.1918 Исключена из списков командиры 05.06.1915-11.07.1916 – старший лейтенант Подгорный Яков Иванович 11.07-02.11.1916, 1917 – капитан 2 ранга фон Нерике К. К. 02.11.1916-10.1917 – старший лейтенант Якобсон Н. Л. Имя подводной лодки передано крейсерской атомной подводной лодке Краснознамённого Северного флота проекта 971 (по классификации НАТО – Акула-2). Командир – гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов. Передана флоту 04.12.2001 Памяти членов экипажа: мемориальная доска с именами погибших находится в кают-компании новой подводной лодки. Александров Ю. Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник), военно-технический сборник Бастион совместно с Флотомастером (Техника – молодёжи), 2002, выпуск 6, с.с. 50-55 Ачкасов В. И., Козлов И. В., Соловьев И. Н. Действия русского флота на Балтийском море 1914 - 1917. В книге «Флот в первой мировой войне», т. 1, с.с. 155, 185, 208, 226, 227, 230, 239 Бережной С. С. Корабли Отечества, вып. 1. Подводные лодки, часть 1. 1903 - 1907. Харьков, АТФ, 1996, с. 34, 35 Граф Г. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию. СПб, Гангут, 1997, с.с. 165, 335, 469, 477 Ковалёв С. Первый прыжок Гепарда. Морской сборник, 2002, № 3, с.с. 44-46 Козлов И. А. История военно - морского искусства. М., Воениздат, 1963, т. 1, с. 287. Лобицын В. Подводная лодка Барс на дне Балтийского моря. Подводный флот, № 1, с.с. 53, 54, 55, 57 Лобицин В. Раскрыта тайна подводной лодки «Барс». Русские моряки покоятся на дне Балтийского моря близ острова Готланд. Красная Звезда, 1997, 28 ноября, № 278 Лобицин В. Как погибла подлодка Барс. Новая версия трагических событий 1917 года у острова Готланд. Красная Звезда, 1998, 27 января Лобицин В. В базу не вернулся… Морской сборник, 1998, № 4, с.с. 77, 78, 79 Меркушов В. А., Записки русского подводника, Подводный флот, № 1, 1998 с.с. 13, 29 Русские подводные лодки. История создания и использования, 1834-1923. Научно-исторический справочник, том 1, часть 1. ЦКЕ морской техники Рубин, 1 ЦНИИ (кораблестроения ВМФ), СПБ, 1994, с.с. Собрание узаконений, постановлений и других распоряжений по Морскому Ведомству за 1915 год. Пг, 1916 Стволинский Ю. Конструкторы подводных кораблей. Л., 1984, с. 97 Трусов Г. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963, с.с. 226, 257, 258, 259 Шерр С. Корабли морских глубин. М., Воениздат, 1963, с.с. 97-98 Подгорный Яков Иванович 1903 – по экзамену произведён в подпоручики по адмиралтейству с зачислением в запас по флоту 1904 – по случаю войны с Японией определён на флот, «оказался отличным офицером и дельным изобретателем» Из воспоминаний А. Н. Крылова: 1909 - начальник отряда подводного плавания и главный инспек¬тор минного дела представили Подгорного к переводу во флот с чином лейтенанта, чтобы иметь возможность назначить его командиром одной из подводных лодок. Дело это шло в 1909 г. по Морскому техническому коми¬тету. Главный морской штаб согласился с представлением, Воеводский отказал под двумя предлогами: Подгорный из мещан и он торгует своим изобретением. Тогда я подал Вое¬водскому докладную записку, в которой приводил следующие доводы: - Сословные ограничения относятся к приему в привилеги¬рованные учебные заведения: Пажеский корпус, Морской кор¬пус, Училище правоведения, Лицей и пр., но не относятся по закону к приему в юнкера флота. Производство в офицерские чины зависит от «высочайшей воли», и нет оснований ее заранее ограничивать. Генерал-адъютант граф Евдокимов был из крестьян и на¬чал службу рядовым. Адмирал С. О. Макаров был сыном прапорщика ластовых экипажей, начавшего службу матросом. По закону «всякое изобретение или открытие есть собствен¬ность того, кем оно сделано» и, следовательно, останется тако¬вой, пока это изобретение не будет отчуждено в пользу госу-дарства. Работа по изобретениям есть полезная деятельность офице¬ра, прошло то время, когда платный труд считался позором, а праздность—добродетелью, Присоединяясь к представлению прапорщика по Адмиралтейству Подгорного к производству в лейтенанты флота, прошу указать законные поводы к отказу с Вашей стороны, кроме дискреционной власти Вашего высокопревосходительства». Видимо, Воеводский посоветовался с кем следует и увидал, что тут дело пахнет Сенатом. Через две недели Подгорный явился ко мне лейтенантом (1910) с 18.01.1919 – в Донской армии; «…выдающийся офицер по своей энергии, умению создавать боевые единицы из ничего и в наикратчайший срок укомплектовывать их отборным и прекрасным личным составом…» 1927 – глава Объединения русских морских организаций в Чехословакии (Пльзенская группа морских офицеров, Пражская кают-компания, Морской кружок в Брно) 1928-1931 – редактор (совместно с лейтенантом М. Стахевичем) Зарубежного Морского сборника (№№ 1-7, 1928-1931, Пильзен), преемник – Морской Журнал с 1937 (№№ 1-107) возглавлял группу Общества Галлиполийцев и Группу офицеров флота в Пльзене к 1939 - начальник 6-го отдела РОВС 05.1945 – в Праге арестован СМЕРШ за «принадлежность к белоэмигрантской террористической организации» Знаменский 20.02.1918 Состоялось собрание личного состава лодки. Протокол Заседания команды подводной лодки «Угорь» под председательством товарища Краснова от 20-го февраля 1918 года за № 65 На общем собрании команды подводной лодки «Угорь» постановлено единогласно: все вещи, числящиеся на подводной лодке «Угорь» разделить по рукам команды, и это постановление срочно выполнено, вещи разделены. Что подписью Судового Комитета подводной лодки «Угорь» и приложением печати удостоверяется. «20» февраля 1918 года. Председатель: Краснов Секретарь: неразборчиво Члены: М. Рогов неразборчиво Печать судового комитета лодки Комиссар: Леонов Удостоверяю. Командир подводной лодки «Угорь» Лейтенант Знаменский, что действительно общее собрание состоялось, но согласиться с разделом достояния народа Республики между отдельными лицами никак не могу. Знаменский. Печать подводной лодки «Угорь».

Степан: Спасибо за столь большую и подробную статью. Поместите список погибшего экипажа, пожалуйсто.

Автроилъ: Степан пишет: Существует ли русскоязычная версия этх воспоминаний... - дайте ссылку. Иногда всё же лучше добавлять слово «пожалуйста». Если, конечно, Вас не затруднит. С уважением...

Степан: Автроилъ Иногда всё же лучше добавлять слово «пожалуйста». Если, конечно, Вас не затруднит. Конечно же не затруднит. За столь большую работу, которую Вы делаете, следует сказать большое спасибо и попросить продолжить свой рассказ о славных подводниках. Они были первыми, техника была еще несовершенна, но они делали все что могли и как умели, не пожалев своей жизни. И мы должны помнить о тех кто стоял в начале истории подводного флота России. Спасибо всем, кто принимает участие в рассказе об экипаже п/л Гепардъ. И пожалуйста не обижайтесь за невольно пропущенное слово пожалуйста и если Вас не затруднит продолжайте пожалуйста рассказ о судьбе п/л Гепардъ и ее экипаже.

ВЛАДИБОРЪ: ПОДГОРНЫЙ Я.И. (фото 1920) Из книги В. Меркушова ЗАПИСКИ ПОДВОДНИКА 1905 - 1915 гг. НЕРИКЕ К.К. С уважением, Вл.

Степан: Большое спасибо за фото. Мне кажется, что этот материал интересен не только мне, но и другим посетителям форума, и они так же благодарны Вам всем за предоставленный материал.



полная версия страницы