Форум » Первая мировая война » эсминец "ГРОМЪ" » Ответить

эсминец "ГРОМЪ"

ИСИДОР: Дед служил в Первую мировую войну на ЭМ "ГРОМЪ". Кто подскажет, где найти хорошие фотографии эсминца "ГРОМЪ"? Попутно и списки личного состава экипажа, кроме запросов в архивы конечно, если таковая возможность имеется. Спасибо!

Ответов - 255, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Виктория: Возможно, уже было в теме, но ещё про Ваксмута: "Анатолий Петрович ВАКСМУТ – Скромный морской волк. В Сиднее долгиие годы существовала Кают-компания офицеров Императорского флота и ее многолетним председателем был капитан 2-го ранга Анатолий Петрович Ваксмут, чья с кромность скрывала его героическое прошлое. Он окончил Морской корпус уже после Русско-японской войны, стал офицером Балтийского флота В начале войны ходил на линейном корабле «Слава», в качестве младшего штурманского офицера, а позже старшего штурманского офицера. Участвовал во всех боевых операциях «Славы» в Рижском заливе в 1915 г. В этихъ операциях «Слава», этот «опоздавший к Цусиме броненосец» не допустил в Рижский залив подавляюще превосходные силы германского флота и этим обеспечил правый фланг русского фронта. В дополнение, он оказывал существенную поддержку сухопутным войскам своей тяжелой артиллерией. В одном из таких боев «Слава» приблизевшаяся к вражескому берегу на мелкой воде подверглась обстрелу германской артиллерии и воздушной атаке. И получила попадание в боевую рубку. В результате гибели командира корабля, к. 1р Вяземского, оставшись единственным живым офицером в боевой рубке, но будучи ранен, лейтенант Ваксмут временно принял управление линкором и отвел его на менее опасное место. И только сменившись пошел на перевязку, и вернулся переодевшись в чистую форму. . В те же годы женился. Затем был переведен на эскадренный миноносец «Гром» в декабре 1915 г., сначала штурманом, затем старшим офицером, а позже командиром эсминца. В октябре 1917 г. в тяжелых боях на Кассарском плесе, когда германский флот сосредоточил почти половину своих сил против Рижского залива, «Гром» был подбит снарядом германского дредноута, а затем оказался под огнем германских эсминцев. Ваксмут хотел погибнуть со своим кораблем, но был насильно снят с него своими матросами. После октябрьской революции на Дону вступил в Белую армию, командиром взвода Морской роты, но еще до Первого Кубанского похода ген. Корнилова был ранен в левое плечо, с раздроблением кости, и остался в Новочеркасске, где его скрывали до возвращения Белой армии. Был признан инвалидом, но получил в командование речную канонерскую лодку «Кубанец» в составе сил Всевеликого Войска Донского. За боевые отличия произведен в чин старшего лейтенанта. Позже, в 1918 г. перевелся на Черноморский флот (Белый), в качестве помощника Начальника Службы наблюдения и связи, но затем был откомандирован на Сибирскую флотилию. По пути он организовал и какое-то время командовал отрядом канонерок на Каспийском море. На Тихом океане он был при к.-адм. Старке. Тогда же произведен в чин капитана. 2 р. После войны осел на Дальнем Востоке. В Тиндзяне в 1926-33 гг. служил на разных пароходах; командовал пароходом «Пей-Конь». В общей сложности выходил и входил в этот порт 470 раз, и получил квалификацию лоцмана. В огне Гражданской войны потерял всякую связь с женой. Попытки найти ее были неуспещными. Живя в Китае, он женился во второй раз. В 1938-39 гг. служил в Шанхае в фирме Моллерс, в которой служил ряд русских моряков. Командовал буксиром. Получил особую благодарность за то, что однажды ночью отбуксировал горящий пароход от причала на менее опасное место. После Второй мировой войны стал лоцманом в Шанхае. Однажды, когда он проводил французский военный корабль, командир ему заметил, что один из его матросов носит ту же фамилию. Матроса вызвали – и А. П. Увидел перед собой своего сына от первого брака. Первая жена оказалась во Франции, но вскоре умерла, а сына воспитывали две сестры француженки, но напоминали ему о том, что его отец был морским офицером и героем. Сын поэтому и поступил матросом во французский флот. Позже сын служил во французской полиции в Шанхае, а затем был начальником полиции на Таити. При приближении китайской Красной армии, А. П. со всей семьей эвакуировался, как и большинство русских, на о-в Тубабао, на Филипинах, а оттуда в Австралию, где поселился в Сиднее. В Сиднее был ряд русских морских офицеров и образовалась Кают-компания. А. П. стал ее председателем. В общественной жизни он был скромным и предоставлял первенство почетному председателю - и создателю Кают-компании, своему бывшему начальнику – капитану 1 ранга Н.Ю. Фомину. Все члены Кают-компании считали, что не будь революции, был бы А. П. адмиралом Императорского флота, возможно даже с тремя орлами на погонах! С этим мнением я охотно соглашаюсь. Георгий Некрасов. (прислали товарищи бойцы)

Валерий-П: Спасибо, Виктория! Статья, на мой взгляд, известная. Долго гуляет по интернету. Но она пестрит многими неточностями, видимо, автор писал ее с чьих-то чужих слов. С уважением.

ют-707: ют-707 пишет: Вопрос задан относительно мест захоронения! aden13 пишет: Умер в 1931 году в Ленинграде aden13 пишет: Умер в 1936 году в санатории под Парижем Спасибо! А где похоронен Тырков Н.Д.? Тыртов Д.Д. кажется на Сент-Женевьев-де-Буа.

Poplavok: Если не ошибаюсь, то автор статьи о Ваксмуте ("Скромный морской волк") еще и автор такой вот книги: http://www.ebay.com/itm/Expendable-Glory-Russian-Battleship-Baltic-1915-1917-Slava-George-Nekrasov-RAN-/180945898585?pt=AU_Antiquarian_Collectable_Books&hash=item2a21374c59 Там же, в приложении №2, биографические данные о A. P. Waxmouth (А. П. Ваксмут).

Dirk: Да, это он.

Виктория: Poplavok Так деды же... писали со слов друг друга. Могли и напутать. Я вон тоже переиодически то имена напутаю, то даты... А чего уж о них говорить :)

ИСИДОР:

Volna2012: По просьбе Исидора переношу свое сообщение в эту тему. Он меня заверил, что скорее всего, изображенный на снимке человек служил на ЭМ "Гром". К сожалению, сообщить могу очень немного. В семейном альбоме нашлась фотография родственника, как я полагаю, в форме матроса с эсминца "Гром". Увы, в семье не сохранилось никаких воспоминаний о нем, и даже точно ФИО сообщить не могу. На фото изображена большая семья из 16 человек на природе, у стола с самоваром. БОльшая часть изображенных людей - Вагаевы, небогатая купеческая семья города Чембар Пензенской области (сейчас это г.Белинский). Все мужчины призывного возраста (их трое) - в военной форме, но моряк только один из них. Был ли он сам Вагаевым или породнился с ними (например, женился на одной из изображенных женщин-Вагаевых), сказать не могу. Для этого нужно полностью восстанавливать состав семьи по исповедным росписям и метрическим книгам, а живу я не в Пензе, так что для меня это проблематично. Как так вышло, что все эти военнослужащие оказались в одно время в Чембаре, не могу объяснить. Также непонятно, как человек из Чембара, отнюдь не морского города, вдруг попал служить на эсминец. Может быть, форумчане помогут мне ответить на эти вопросы? Нет ли среди нижних чинов "Грома" некоего Вагаева? (прекрасно понимаю, что такое поиск нижних чинов, сама архивный "черфь" :), так что это скорее вопрос "на удачу")

ИСИДОР: Фото вероятно сделано после Революции уже. На бескозырке кокарды нет. Тельника тоже вроде не видно, полоски не просматриваются. Трудно разобрать, но кажется на заднем плане дерево и снег...

Volna2012: ИСИДОР пишет: Фото вероятно сделано после Революции уже после февральской или октябрьской? на заднем плане деревья с густой листвой, снега нет, остальные люди одеты легко, так что скорее всего это лето, в крайнем случае самое начало осени

oigen999: Volna2012 пишет: после февральской или октябрьской? А форменка то белая, читай - летняя. Зябко в такой после Октябрьской. Volna2012 пишет: скорее всего это лето, в крайнем случае самое начало осени 16 человек на природе, у стола с самоваром. Фото сделано в саду или в ... парке? Если в собственном саду, то по наличию или отсутствию каких-нибудь там яблок (или какой другой фруктины) на столе, возможно, получится сделать временную привязку, скажем июнь это или август (учитывая климат и естественность условий созревания). Volna2012 пишет: Все мужчины призывного возраста (их трое) - в военной форме, А в форме трейтьего военно есть хоть что-нибудь примечательное или он тоже только при кокарде и погонах? Можно ли увидеть все фото целиком, неочевидные детали в таких вопросах могут оказать определенную помощь... С уважением, oigen999.

Volna2012: oigen999 пишет: А в форме трейтьего военно есть хоть что-нибудь примечательное или он тоже только при кокарде и погонах? К сожалению, его практически не разглядеть, ибо он весело висит на дереве Но, похоже, тоже нижний чин. В общем, вот фото целиком:

Volna2012: В более крупном разрешении можно посмотреть фото здесь

oigen999: Volna2012 пишет: В более крупном разрешении можно посмотреть фото "Запрашиваемая страница отсутствует" Это только у меня так?

Volna2012: oigen999 пишет: Запрашиваемая страница отсутствует Перезалила заново, должно теперь работать

Volna2012: Повторные семейные допросы прояснили следующее: матрос с "Грома" - действительно Вагаев; к сожалению, имя пока вспомнить не удалось. Его родители на фото - 2-я женщина справа (Вагаева Евгения Григорьевна) и стоящий рядом с ней мужчина (Вагаев Иван Николаевич). Так что искомое лицо - Вагаев ... Иванович. Его сестра искала брата уже в советские годы - она знала о судьбе "Грома", но не знала, погиб брат или все же жив. Всё безрезультатно, из органов никакой информации получить не смогла.

oigen999: Ну вооот. Какие-то выводы сделать уже можно. Яблок, к сожалению, нет, но... В условиях достаточно теплого лета в Пензенской области земляника когда созревает и ромашка обыкновенная кода пышно цветет? Где-нибудь в конце июня середине июля, вряд ли позже. Судя по банке в руках у женщины и ягодке в руке у девочки - земляничка свежая, только с куста, ни разу не варенье... Если принять во внимание созревание в условиях дубовой опушки в речной пойме в окрестностях Чембара, подвижка может составить 1-2 недели. Как-то так. С уважением, oigen999.

тёма: Ув. oigen999 всё таки клубника, а не земляника, а она попозже созревает. А ремень у мальца, явно не его, поносить дали. А тельник видимо, маманя застирала. С уважением, тёма.

oigen999: Форум с ума сойдет от такой полемики, чую меня забанят. Клубника — принятое в науке, начиная с XVIII века, русское название земляники мускатной (лат. Fragaria moschata, syn. Fragaria elatior). К. - многолетнее травянистое растение рода земляники семейства розоцветных. БСЭ. Не суть. Важнее определить лето 1916 или все-таки уже 1917 г. В беззаботном висении на дереве как-то не ощущается предчувствия гражданской войны. С уважением, oigen999.

тёма: А продолжение Мировой ощущается? Вообще собрать всех вместе в такое время, если это не служивые со всей деревни. Может на этот случай и фотографа привезли из города, там и лошадь на заднем плане не распряженная стоит. С уважением, тёма.

Volna2012: Подождите, дорогие знатоки! А как же этот аргумент? ИСИДОР пишет: Фото вероятно сделано после Революции уже. На бескозырке кокарды нет Тогда явно лето 1917-го. Или это неверно? PS И простите меня за оффтоп, но уж больно любопытно: что за шашку дали мальцу? :)

тёма: Я не знаток в шашках, но помоему, простая кавалерийская, а вот у висящего воина, помоему медаль свешивается. С уважением, тёма.

ИСИДОР: На всё сразу в одном! Volna2012 пишет: Его сестра искала брата уже в советские годы - она знала о судьбе "Грома", но не знала, погиб брат или все же жив. Всё безрезультатно, из органов никакой информации получить не смогла. А Вагаев ... Иванович, он что, пропал без вести? Почему его сетра то искала? oigen999 пишет: Форум с ума сойдет от такой полемики, чую меня забанят. В части касающейся ЭМ "ГРОМЪ", иду с ув. oigen999 на бан! Мне так каацца, что в банке вишня, блестючие ягодки больно, а для земляники больно ушшш большие! По персонажам на первом фото. Думается, что два брата, матрос старший. Подбородоки, носы, общее сходство лиц просматривается вроде.

ИСИДОР: Одного Вагаева Николая Васильевича (вероятно военный справа на фото) 1899 г.р., м.р. Пензенская обл., Чембар, нашел в ОБД "МЕМОРИАЛ", похож. Фото не выставляю, только если с разрешения ув. Volna2012.

oigen999: Volna2012 пишет: Тогда явно лето 1917-го. Или это неверно? Тут не все так однозначно. Кокарда вполне может оказаться под белым чехлом потому как - лето. Согласно такой логике этих матросов из 1893 года тоже можно причислить к революционным. Кроме того, довольно часто встречаются фото, на которых на бескозырках кокарды отсутствуют. И это никак не связано с революционными событиями. "Корнилов", например, исключен из списков судов флота в .05.1911 г. и окончательно разобран на металл в .01.1913 г. Справедливости ради, нужно отметить, что встречаются фото, где кокарда на бескозырке отсутствует в интересующий нас период: На обороте фото указана дата: "18.05.1917 г." С другой стороны есть декрет СНК "Об уравнении в правах всех военнослужащих" от 16.12.1917 г., согласно 2-му пункту которого отменяются все наружные знаки отличия. В сухом остатке - есть над чем подумать. С уважением, oigen999.

Volna2012: ИСИДОР пишет: нашел в ОБД "МЕМОРИАЛ", похож о господи! действительно похож, разрез глаз был в семье довольно характерный, но идентифицировать этого несчастного увы не могу, да и тема не о нем. (Еще немного, и форумчане сподвигнут меня на контакты с Пензенским архивом ) ИСИДОР пишет: А Вагаев ... Иванович, он что, пропал без вести? Почему его сетра то искала? да, для семьи он пропал без вести, я так понимаю, что "похоронка" никакая не пришла. Вот и искала его сестра, не зная, жив он или нет. Так моя мама и запомнила в далеком детстве: взрослые всё обсуждали какой-то "Гром" и матроса-родственника с него. Подробности, к сожалению, она запомнить не могла...

Volna2012: ИСИДОР пишет: Ну хорошо, в списках л/с эсминца не числится, но в списках флота то почему нет? Не один же список на весь флот! Должны ведь матросы проходить по каким то ведомостям - денежное довольствие, ранения, награждения, перемещения по службе! Уважаемый ИСИДОР! Я на днях как раз была в архиве РГАВМФ. И смотрела списки ниж.чинов "Грома". Там было ПЯТЬ списков, на разные даты, за 1915-17 годы. Могу лично подтвердить, что Вашего "громовца" там нет. Впрочем, как и моего. Но это поиск, скажем так, "в лоб" - только по "Грому". А можно искать более широко - по Минной дивизии, по 1-му Балтийскому флотскому экипажу. Там много списков н.ч., и среди получавших довольствие, заболевших, уволенных в запас, награжденных, погибших и т.п. вам может посчастливиться найти своего. Но этих документов очень много, чтобы изучить их, понадобится не один месяц. С одной стороны, это отрадно, потому что обычно информация по нижним чинам довольно скудна; в других архивах, по другим родам войск и близко нет такого объема документов. Однако эту работу можете проделать только Вы, при наличии времени, возможности и огромного терпения (ну, бывают еще варианты - люди оплачивают подобные поиски частным лицам, но это "вылетит в копеечку", и весьма солидную). Если есть какая-либо уточняющая информация, это поможет сузить поиск. Например, если известен год рождения человека, то можно прикинуть, когда он мог быть призван, и попытаться найти какую-то информацию в фонде Балтийской учетной канцелярии, за соответствующий год. Там информация систематизирована по алфавиту, есть приемно-формулярные списки и послужные списки матросов. Но, повторюсь, это аццкий труд. В целом же хочу сказать, что в РГАВМФ работают чрезвычайно отзывчивые и очень профессиональные люди, я очень благодарна им за помощь и консультации. Поэтому не вижу ни малейшей причины подозревать их в том, что к Вашему запросу отнеслись невнимательно.

ИСИДОР: Ув. Volna2012! Спасибо огромное! Да, я понимаю про "в лоб", там могут быть ещё и прикомандированные, как мне говорили. Будем думать. Что касаемо исполнителей запросов, то согласен с Вами. Даже при всей отрицательности (пока надеюсь) в поиске, у меня осталось чрезвычайно положительное мнение о работнице РГА ВМФ, с которой пришлось общаться! Ещё раз ЕЙ спасибо!

ИСИДОР: Задаю вопрос на этой ветке, т.к. он адресный и касается именно ЭМ "ГРОМЪ". В каких случаях, для чего, из-за чего, откуда (из каких подразделений не плавсостава) на корабль могли быть прикомандированы матросы в 1916-1917 г.г. ???

Sailor45: Существует версия, что в гибели ЭМ"ГРОМЪ" косвенно виноват анархический экипаж минзага "Припять", отказавшийся выйти на минную постановку в пролив Саэлзунд. Пролив оказался открытым для прохода неприятельских кораблей, в т.ч. ЛК "Кайзер", один из снарядов главного калибра которого в первом залпе накрыл "ГРОМЪ" и вывел из строя обе турбины, лишив эсминец хода.



полная версия страницы