Форум » Первая мировая война » Речная война на севере Восточной Пруссии и на Немане в 1914 – 1919 » Ответить

Речная война на севере Восточной Пруссии и на Немане в 1914 – 1919

Сумрак: Перевел сегодня первую часть немецкой статьи с броским заголовком "Речная война на севере Восточной Пруссии и на Немане в 1914 – 1919 гг.". Часть 1-я. Конкретики, конечно, маловато... но немного описывает структуру и организацию этого дела в Германии.

Ответов - 26

Сумрак: "Речная война на севере Восточной Пруссии и на Немане в 1914 – 1919 гг." Часть 1-я. Бернд Шварц События речной войны на севере Восточной Пруссии и на Немане практически не находили отражения в официальной немецкой истории Первой мировой войны.[1] Они рассматривались в общей связи, пожалуй, как слишком незначительные. Относящиеся к ним документы Архива сухопутных войск в Потсдаме пропали, вероятно, в начале 1945 года. Об отряде лодок крепости Кёнигсберг (FBA), отряде лодок Верхнего Востока (Ober-Ost) и флотилии Куршского залива имеются две небольшие, но существенные работы.[2] Использование Добровольческого катерного корпуса (FM) на Мемеле описывается в лишь некоторых немногих публикациях.[3] На 1 августа 1914 года, к началу Первой мировой войны, у России уже имелось некоторое временное опережение. Для царской армии и военно-морского флота «период подготовки к войне» начался уже 26 июля, а всеобщая мобилизация была объявлена 30-го.[4] Мобилизация в Германии произошла на 2 дня позже. С немецкой стороны стоял только I. Армейский корпус (командующий – генерал-лейтенант Герман фон Франсуа), слишком слабый для защиты Восточной Пруссии. Русские военные планы предусматривали марш северной 1-й (Неманской) армии (командующий – генерал от кавалерии Павел фон Ренненкампф) и южной 2-й (Наревской) армии (командующий – генерал от кавалерии Александр Самсонов) на крепость Кёнигсберг. Однако пока боевые действия представляли собой разведывательные рейды кавалерии и короткие огневые перестрелки. 17 августа началось русское наступление между Сувалками и Шиллиненом (к северу от Эйдткунена). Изо Тауроггена русские пограничные войска нанесли удар по Тильзиту и заняли город. Немецкие войска группировались на юго-западе и остановили Наревскую армию, которая с 26 по 30 августа в «Битве при Танненберге» была уничтожена. На севере до 27 августа русские войска продвинулись на линию приблизительно: Куршский залив – река Дейма – западнее Велау – Прейсиш-Эйлау. Вследствие этого над Кёнигсбергом нависла исключительная угроза. Германские силы после победы над Наревской армией развернулись в сторону Восточной Мазурии. В ходе «Битвы на Мазурских озерах» с 8 по 11 сентября Неманская армия была вытеснена с территории Германии. Параллельно первоначальная угроза со стороны русских войск для Кёнигсберга отодвинулась на восток (так, например, 19 сентября был освобожден Тильзит). Все эти события сопровождались боевыми действиями обеих сторон на Мемеле/Немане и в Куршском заливе. Со стороны Германии эти действия распространялись на военный транспорт и непосредственно на боевые акции. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА РЕКАХ 17 августа 1914 (в этот день Неманская армия перешла к наступлению) 2-ая бригада ландвера посылала 2 роты солдат морем из Мемеля к границе в Юрбург, в тыл русских войск. [5] Какие транспортные средства предоставлялись для этого, не известно. Так же неясна транспортировка двух батальонов из Кремиттена в Кёнигсберг, которая должна была быть проведена 24/25 августа семью пароходами, принадлежавшими Роберту Майхёферу. [6] «В конце августа и в начале сентября 1914 отряд крепостных лодок вступил в первые сражения с русскими, которые продвинулись вперед до Деймы [...]. Вооруженные корабли смогли приостановить быстрое продвижение русских. Это облегчило деятельность немецких пароходов и лодок, которые действовали, прежде всего, на Дейме, а также на «Гроссен Фридрихсграбене» (ныне – Полесский канал), который ведет в обход Куршского залива как короткий канал от Деймы к дельте Мемеля. С 26 августа до середины сентября 1914 буксиры и моторные лодки из Лабиау [...] участвовали в боевых действиях армии. Они участвовали в патрулировании на водных путях поблизости от врага, помогали в строительствах мостов или защищали их от неожиданностей, спасали отставших от частей, и 7 сентября даже смогли спасти целую роту, отрезанную на Гроссен Фридрихсграбене, от взятия в плен. Пароходы «PHOENIX» и «SCHWARZORT» из Кранцбеекерской флотилии лейтенанта Клеизера производили разведывательные операции в юго-восточный части Куршского залива и обстреливали занятые русскими деревни из пулеметов. Все эти транспортные средства часто попадали под русский огонь, однако, имели только незначительные потери. Они следом за русскими, которые после победы Гинденбурга ушли, прибыли в Мемель и устранили тамошние перебои в электроснабжении. Так как железнодорожная линия Кенигсберг – Тильзит временно не действовала из-за подрыва моста через Дейму, снабжение по водным путям также имело важное значение.» [7] Отход русской 1-ой армии в первой половине сентября на север, побуждал ставку верховного главнокомандования 12 сентября потребовать у флота, чтобы тот разрушил русские понтонные мосты через Мемель. Кроме всего прочего, вследствие этого, угроза для города Мемеля должна была уменьшиться. Однако у флота не было для этого возможностей. «Отдельный адмирал» контр-адмирал Беринг отправил в Мемель малый крейсер «Амазоне», где тот для защиты города предоставил в распоряжение сильный десантный отряд в количестве 30 человек. [8] В октябре 1914 года вновь возобновились действия на Мемеле. Восточная флотилия наносила удары от Тильзита вверх по течению вплоть до территории занятой русскими. 25 октября около Юрбурга состоялся первый бой с русской Неманской флотилией. Русские использовали якорные и дрейфующие мины, из-за которых немецкие лодки вначале должны были уйти. Однако вскоре последовали следующие удары. Кроме этого экипажи лодок действовали также время от времени на суше в окрестностях Тильзита. Вследствие начавшегося сильного замерзания Мемеля перед наступающим Новым 1915-м годом, Восточная флотилия Добровольческого катерного корпуса ушла из прифронтовой области. «В течение зимы, благодаря ледоколам, отряд крепостных лодок считал Прегель, Дейму и Мемель всегда временно проходимыми. После того, как в марте 1915 года русское нападение на Мемель по суше было отбито, по требованию пароход «HINDENBURG» прибыл для службы в замерзшем Куршском заливе. 30 марта 1915 года он дымил морем из Пиллау в Мемель и показывал почти через 50 лет вновь прусский военный флаг на море. Во время германского наступления [...] весной 1915 отряд образовал боевую флотилию под командованием лейтенанта Вильдиса. Она состояла из вооруженных двумя револьверными пушками и снабженных легкой защитой из листовой стали пароходов внутреннего плавания «TILSIT» и «HEROLD», а также 8 моторных лодок, которые были частично вооружены пулеметами и частично снабжены минными тралами. В то время как остальные лодки в апреле и мае 1915 года осуществляли большую переброску войск (в целом 20.000 мужчин, 3.000 лошадей и множества материалов; эпизодически ежедневно от 2.500 до 3.500 человек на пароходах и баржах) по Мемелю из Тильзита в Юрбург к русским позициям, боевая флотилия обустроила свою станцию в Юрбурге. Оттуда она действовала совместно с армией. Для защиты понтонных мостов, наведенных саперами, ставились минные заграждения, первое 9 июня у Пупкайни. Патрульные катера искали контакты с русскими пароходами и войсками, обозначали фарватер, продвигаясь далеко впереди перед флотилией. Мосты и минные заграждения переносились все дальше вверх по течению, и флотилия, после неоднократных столкновений с врагом, 9 августа сама смогла перенести свою станцию в Илгово. Еще во время продвижения началась перевозка большого количества древесины из Вилени (на полпути к Ковно), которые попали там в руки немецких войск. Затем последовал захват русской крепости Ковно. Боевая флотилия продолжала постоянные столкновения с врагом до середины августа, когда было поставлено последнее минное заграждение у Сапишек, после чего русские вооруженные пароходы скрылись. 18 августа 1915 года два парохода и несколько моторных лодок боевой флотилии пришли в Ковно. Там они смогли захватить брошенные в спешке два русских вооруженных парохода «ЯРОСЛАВНА» и «ВЕНЕРА» (по 2-4,7 см орудия, несколько пулеметов, легкое бронирование) и большие запасы боеприпасов для них. Еще шесть невооруженных русских пароходов и несколько моторных лодок были конфискована и затем переданы в Тильзит в линейную комендатуру. Боевые действия на Мемеле/Немане на этом были окончены».[9] ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОЕННАЯ КОМЕНДАТУРА N И ОРГАНИЗАЦИИ-ПРЕЕМНИЦЫ Военно-транспортная служба основывалась на законе о воинной повинности 1873 года и «Инструкции для военного использования водных путей на войне» от 1906 года.[10] Слабая железнодорожная сеть Восточной Пруссии требовала для разгрузки дорог осуществлять, как можно больший грузооборот на воде. Однако сразу предусмотренная организация дела не оправдала ожиданий. «По инициативе отдела водного транспорта железнодорожной военной комендатуры Кёнигсберга [= железнодорожная военная комендатура N [9]] заместитель начальника штаба I. Армейского корпуса заключил 8 августа договор с пароходством Роберта Майхёфера [АО Тильзитское пароходное общество] из Кёнигсберга об учреждении ключевой водной линии этапов между Кенигсбергом и Тильзитом по Прегелю, Дейме, Гроссен Фридрихсграбену и Гилге. Очень скоро судоходное сообщение по маршруту Кёнигсберг – Данциг также присоединилось к военному трафику. В то время как надзор и руководство перевозками водным транспортом осуществлялось железнодорожной военной комендатурой Кёнигсберга, то фирма должна была предоставить пароход и буксирные баржи, а также брать на себя организацию и управление делами пароходства. Судовладельцам за уступку их судов предоставлялось возмещение аренды, предоставлялись для уступки ее парка; военная администрация должна была нести издержки производства и ответственность за возникшие убытки.»[12] Кёнигбергская фирма «Роберт Майхёфер» заключила практически идентичное соглашение с отделом водного транспорта. Судами железнодорожной военной комендатуры N в конце августа 1914 года были эвакуировались в Данциг примерно 35.000 гражданских лиц, фонды кёнигсбергского филиала рейхсбанка, ценные вещи органов власти и т.д. и т.п.[13] «Майхёфер» с 1910 года находился во владении Юстуса Хаслингера, сыновья которого Эрих и Освальд действовали как доверенные лица в руководстве фирмы. Они оба занимали важные должности в военном немецком судоходстве по внутренним водным путям во время Первой мировой войны. Освальд Хаслингер после исполнения некоторых других обязанностей был откомандирован в группу судоходства при начальнике железнодорожного отдела генерального штаба.[14] Начиная с 1 января 1917 года он был назначен заместителем начальника отдела. Его брат, Эрих Хаслингер, был назначен уполномоченным водных путей Востока. [15] В начале апреля 1916 года фирма «Майхёфер» по новому договору с армейской дирекцией железной дороги V брала на себя также судовые перевозки по Восточной Пруссии от Мемеля до Ковно. [16] В июне 1916 года группа судоходства при железнодорожном отделе генерального штаба была преобразована в центральную организацию по использованию водных путей рейха и на занятых восточных территориях. Отделы водного транспорта при железнодорожных военных комендатурах были расформированы к 1 января 1917 года. [17] В бассейнах Прегеля и Мемеля у группы судоходства «Восток» (по состоянию на 15.08.1918) были эти подразделения: * уполномоченный по судоходству (Кёнигсберг); * производственные участки и бюро заявок в Пиллау, Кёнигсберге, Лабиау, Тильзите, Schmalleningken и Мемеле. В регионе Немана у группы судоходства «Север» были эти подразделения: * филиал группы судоходства в Ковно.[18] В занятых восточных областях у отдела судоходства было 77 собственных, частично трюмом оснащенных и к пассажирской перевозке годных парохода. Немецкие судовладельцы очень неохотно предоставляли свои транспортные средства для внешненемецких областей. Лесоматериалы составляли большую часть перевозимого груза. На Западный фронт древесина отправлялась морем по Восточно-Фризскому пути. Для внутригерманского использования транспортировка происходила к складу лесоматериалов отдела военного сырья в Магдебурге. Отдел судоходства непрерывно увеличивался, что рождало возрастающую потребность в персонале. Поэтому в 1917 году в Кёнигсберге был расквартирована рота запасного шкиперского батальона.[18] СУДОВОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ВОЕННОЙ КОМЕНДАТУРЫ N[20] Далее идут справки на 35 пароходов и буксиров - если кому надо, пишите в личку, либо здесь же. У более позднего уполномоченного по судоходству (Кёнигсберг) начальника военно-полевого железнодорожного транспорта, присоединенный судовой состав не был абсолютно идентичен с предшествующим составом железнодорожной военной комендатуры N. Это объясняется из-за частого обмена судовым составом с другими речными бассейнами, в частности, Вислы.

Сумрак: Ссылки 1 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 - 1918. Bd. 1 - 14. Berlin 1925 - 1956. 2 – Glodschey, Erich: Die preußische Kriegsflagge im Weltkriege. In: Marine-Rundschau 40 (1935) S. 171 - 175 и Glodschey, Erich: Deutsche Flußflottillen 1919/20. в: Marine-Rundschau 42 (1937) S. 204 - 206. 3 – В 1914 и 1915 годах журнал «Die Yacht» с пропагандистскими намерениями неоднократно обращал внимание на восточную флотилию Добровольческого катерного корпуса. Эти статьи имеют мало ценности из-за военного времени. Куда более существенная работа по истории Добровольческого катерного корпуса: Ostersehlte, Christian: Motorboote im militärischen Einsatz: Versuch einer kritischen Betrachtung des Freiwilligen Motorboot-Korps (FMK). В: Deutsches Schiffahrtsarchiv 24 (2001) S. 253 - 297. 4 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 - 1918. Bd. 2 Die Befreiung Ostpreußens. Berlin 1925 S. 32. 5 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 - 1918. Bd. 2 Die Befreiung Ostpreußens. Berlin 1925 S. 72. 6 – In Gerdau, Kurt: Eine ostpreußische Institution; Vor 100 Jahren wurde Erich Haslinger geboren (II). В: Das Ostpreußenblatt 33 (1982) Folge 26, S. 10 указано: „ Транспортировки указываться должны особенно, из-за чего фирма Майхёфера в Военной истории Большого генерального штаба упоминалась". Однако упомянутое развитие событий в «Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914-1918. Bd. 2» не обнаруживается. 7 – Цитата из Glodschey, Erich: Die preußische Kriegsflagge im Weltkriege S. 172 - 173. 8 – Vgl. Firle, Rudolph: Der Krieg zur See 1914-1918. Der Krieg in der Ostsee Bd. 1 Berlin 1921 S. 130- 132 и Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914-1918. Bd. 2 S. 294. Наглое требование армии кажется непонятным, так как собственное плавающее соединение находился у нее в распоряжении в виде кораблей флотилии Куршского залива. Очевидно, что со стороны армии имелись абсолютно нереальные представления о возможностях флота. 9 – Цитируется Glodschey, Erich: Die preußische Kriegsflagge im Weltkriege S. 174 - 175. 10 – Fischer: Bedeutung und Ausnutzung unserer Wasserstraßen im Weltkriege. В: Die Wasserwirtschaft Deutschlands und ihre neuen Aufgaben. Berlin 1921 Bd. 2 S. 327. 11 – Регулирование военного транспорта вменялось в обязанность железнодорожным военным комендатурам в мирное и военное время. Они были органами железнодорожного отдела Большого генерального штаба. Немецкая железнодорожная сеть, в отличие от административных округов, была разделена для военного использования на 22 производственных района (линии). В каждом существовала железнодорожная военная комендатура, которая способствовала отношениям между военным управлением железной дороги и расположенными в районе линии предприятиями, управляемыми администрацией железной дороги. В мирное время железнодорожные военные комендатуры подчинялись начальнику железнодорожного отдела прусского Большого генерального штаба, а в военное время его заменял начальник военно-полевого железнодорожного транспорта (далее – FECH). Область железнодорожной военной комендатуры N с местонахождением в Кёнигсберге соответствовала приблизительно границам Восточной Пруссии. На западе она граничила с железнодорожными военными комендатурами V (Данциг) и R (Бромберг). 12 – Цитата из Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914- 1918. Das deutsche Feldeiscnbahnwesen. Bd. 1 Die Eisenbahnen zu Kriegsbeginn. Berlin 1928 S. 139. 13 – Gerdau, Kurt: Eine ostpreußische Institution: Vor 100 Jahren wurde Erich Haslinger geboren (II). In: Das Ostpreußenblatt 33 (1982) Folge 26 S. 10. 14 – N.N.: Oswald Haslinger. In: Schreiber, Erich u. Ludwig Seiermann (Hrsg.): Binnenschiffahrts-Handbuch. 2. Aufl. Wiesbaden 1952 S. 334. 15 – http://de.wikipedia.org/wiki/Erich_Haslinger (23.02.2013). 16 – Meyer, Günther: Die deutsche militärische Binnenschiffahrt im Ersten Weltkrieg. В: Schiff und Zeit / Panorama maritim Heft 44 S. 9. 17 – Fischer: Bedeutung und Ausnutzung unserer Wasserstraßen im Weltkriege. В: Die Wasserwirtschaft Deutschlands und ihre neuen Aufgaben. Berlin 1921 Bd. 2 S. 332. 18 – Fischer: Bedeutung und Ausnutzung unserer Wasserstraßen im Weltkriege. В: Die Wasserwirtschaft Deutschlands und ihre neuen Aufgaben. Berlin 1921 Bd. 2 S. 329. 19 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 bis 1918. Rohde, Horst (Hrsg.): Das deutsche Feldeisenbahnwesen. Bd. 2 Die Eisenbahnen vom Oktober 1914 bis zum Kriegsende. Hamburg/Berlin/Bonn 2010 S. 339 - 340. 20 – Список базируется на указаниях из Gröner, Erich: Die deutschen Kriegsschiffe 1815 - 1945. Bd. 8/1 Bonn 1993, Meyer, Günther: Arbeitsmaterial: Ergänzungen und Korrekturen zu Gröner, Erich: Die deutschen Kriegsschiffe 1815 - 1945. Stand 20.2.2013 / Unveröffentlicht und Schwarz, Bernd: Binnenschiffe zwischen Ostpreussen und Schlesien. Cuxhaven 2012. Транспортные средств без двигательной установки не указаны.

Сумрак: Сейчас глянул, остались несколько шероховатостей от перевода, но терпимо

yes_1: Сумрак пишет: Перевел сегодня первую часть немецкой статьи Большое спасибо, надеюсь, что будет продолжение тем более, что там есть ссылка на сайт "Кортик". С уважением

Юрген: Здорово, у Вольфа были намеки на действия немцев-речников, но читать об этом не приходилось. Спасибо.

amba: Сумрак пишет: "Речная война на севере Восточной Пруссии и на Немане в 1914 – 1919 гг.". Часть 1-я. Спасибо! Продолжение будет? Очень интересует "FBA", в статье использовали фото из моего собрания (без моего ведома, догадываюсь, благодаря кому оно попало к автору ) с пароходом, использовавшейся этой структурой.

Сумрак: Эта статья (1-я часть) была в последнем MNB (№14). Будет 15-й - продолжу)... а фото... так особо и не было - штуки три-четыре. amba - списки завтра пришлю.

amba: Сумрак пишет: Будет 15-й - продолжу) Заранее спасибо! Похоже, пользуемся разными источниками. Подробности в личке.

Сумрак: Уважаемый amba прислал свой "источник". "Архитектурно" этот вариант немножко отличается ссылочным аппаратом и все. Но по тексту, по крайней мере, 1-я часть - один в один. Так что есть вопрос. Перевести все остальное из другого источника, или ждать пока Крюйсманн и Ко напечатают продолжение статьи Шварца в MNB? Это займет у них где-то 3-4 месяца.

Юрген: Сумрак пишет: или ждать Ждать и догонять - хуже нет!

Сумрак: Времени особо нет, понемногу продолжу дальше. Отряд лодок крепости (FBA) Кёнигсберг В 1914 году перед началом войны ни у одной восточно-прусской гавани не было военно-морского гарнизона. Крепости Пиллау, Кёнигсберг и Мемель защищались армией. «Армия (...) уже обладала с началом войны (...) корабельным составом для применения на восточно-прусских гаффах и потоках, благодаря чему был создан отряд лодок крепости Кёнигсберг, который располагал более чем 22 пароходами и буксирами внутреннего плавания, а также 28 моторными лодками. Этот отряд был образован без всякого участия флота. Сначала судоводители и машинные команды были приняты по договору гражданской службы, в то время как военный персонал находился на борту как боевой экипаж. 20 капитанов моторных лодок были откомандированы из Штеттина в Кёнигсберг. Военно-морской ландштурм, персонал которого имел военно-морскую подготовку, не был отправлен согласно мобилизационных инструкции в военные порты, а остался в распоряжение местных штабов корпуса, и вернулся только через 4 недели для надобности отряда лодок крепости. «Военно-морской батальон ландштурма Кёнигсберг» был придан 25 августа 1914 года отряду лодок крепости Кёнигсберга, к которому теперь также присоединился гражданский персонал. Личный состав носил саперную униформу. Отрядом, численность которого первоначально составляла 500 человек, командовал капитан ландвера в отставке Рост; военно-морской капитан-инженер в отставке Форберг являлся техническим начальником. Оба добровольно поступили на службу к администрации Кёнигсберга. Первоначально отряд лодок крепости служил под военным имперским флагом, затем над кораблями и лодками был поднят прусский военный флаг. (...) В качестве вооружения были предусмотрены пулеметы, которые были предоставлены воинскими частями соответственно в распоряжение отряда. Только гораздо позже техническому начальнику удалось получить от флота 10 автоматических пушек и 10 револьверных пушек калибра 3,7 см в качестве собственного вооружения.» [20] Отряд лодок крепости Кёнигсберг при его образовании состоял из 4 флотилий: Флотилия Балтийской косы (Кёнигсберг): 5 пароходов, 1 моторная лодка; Флотилия Куршского залива (Кранцбеек): 5 пароходов (в том числе «PHOENIX» и «SCHWARZORT»), 1 моторная лодка; Флотилия Прегеля (Кёнигсберг, Тапиау, Лабиау): 7 пароходов, 1 моторная лодка; Флотилия моторных лодок (Кенигсберг, Тапиау, Лабиау): 20 моторных лодок Кроме того весной 1915 года была образована Боевая флотилия: пароходы «TILSIT» и «HEROLD», 8 моторных лодок. В дальнейшем Отряд лодок крепости Кёнигсберг, а позднее и Отряд лодок Верхнего Востока, подчинялись Речной команде Шмалленингкен и Ледокольной флотилии Клокен. [21] Ледокол, находившийся в постройке на «Union-Gießerei» по русскому заказу, был конфискован и введен в эксплуатацию в ноябре 1914 года под наименованием «HINDENBURG». Он стал первым мореходным кораблем отряда. 20 – Цитируется из Glodschey, Erich: Die Preußische ... S. 172. 21 – Chef des Generalstabes des Feldheeres, Chef des Feldeisenbahnwesens. Aktenverzeichnis und Gliederungen der unterstellten Dienststellen. Ehemals: Militärarchiv der DDR Potsdam. Signatur Pr.3.2.16.1.2-/9.

Сумрак: продолжу... Мореходный отряд Отряда лодок крепости Кёнигсберг [22] В мае 1915 года Отряд лодок крепости Кёнигсберга по требованию Восточной армии создал в своем составе мореходную группу, которая существовала до середины 1917 года. «После отражения русского набега на Мемель началось наступление через Курляндию, которое привело в мае 1915 года к захвату Либау. Тут же началось оживленное движение транспортных пароходов армии из Восточной Пруссии в Либау, которую по железной дороге можно было достигнуть только в объезд. Ввиду опасности нападения подводных лодок командование сухопутными войсками пришло к мысли защищать эти морские перевозки посредством собственных вооруженных судов. (...) Первоначально в распоряжение были предоставлены пароход «HINDENBURG» (2 3,7 см револьверные пушки) и так же принадлежащий к Отряду кёнигсбергский морской буксир «Puck» (1 револьверная пушка, 1 пулемет). Начиная с первых дней июня 1915 года они начали совершать переходы из Пиллау и Мемеля в Либау. [23] В конце июня гафф-пароход «PHOENIX» некоторое время участвовал в этом, но вскоре был заменен на гамбургский пароход «Horst» (...), который нес 2 револьверные и 2 автоматические пушки. Тот час же первые походы этой мореходной флотилии показали необходимость приспособления в к новым условиям. 4 июня 1915 года пароход «HINDENBURG» был атакован русской подводной лодкой на широте Папензее между Мемелем и Либау; торпеда прошла 3 м в от форштевня. «HINDENBURG» обстрелял подводную лодку и ускользнул от нее.» [24] «В июле 1915 года мореходная флотилия Отряда лодок крепости усилилась 1000-тонным транспортным пароходом, бывшим бельгийским «Belgika», который был конфискован в Пиллау в начале войны и получившим наименование «KOMMANDANTUR». Его вооружили 4 револьверными и 2 автоматическими пушками. Также пароход «HINDENBURG» в дополнение к своим двоим револьверным пушкам получил две автоматические. На место парохода «Horst», который в начале 1916 года был приобретен торпедной мастерской в Фридрихсорте, прибыл штеттинский пароход «THOR» (...), который получал команду и вооружение «Horst». Все эти пароходы обеспечивали снабжение Либау и Виндау, до тех пор, пока 20 июля 1917 года согласно распоряжению военного министерства они не перешли к Группе судоходства Либау. Вооруженный буксир «Puck» уже в 1915 году был направлен для службы в порту Мемеля и рыбнадзора у Мемеля. Тендеры «HINDENBURG» И «THOR» В 1916 году несколько месяцев также занимались спасательной службой в Либау или Пиллау; время от времени один них также использовался как Kriegslostendampfer (?) в Либау. Они часто сопровождали торговые пароходы, уничтожили некоторое количество мин, участвовали в противовоздушной обороне Виндау, при случае буксировали поврежденные немецкие гидросамолеты, а также эскортировали многочисленные транспорты для армии и иногда и для флота (...)». [25] Восточная флотилия Добровольческого катерного корпуса (FMK) Вскоре после начала войны был основан Добровольческий катерный корпус (FMK). «Решающая инициатива возникла в кругах Берлинского мотоспорта, в частности, Императорского моторного яхт-клуба. Эта флотилия добровольно предоставленных в распоряжение моторных лодок и их команд были приведены в состояние, пригодное для военной службы. Наконец, через несколько недель после начала войны, это обстоятельство привело к получению из Императорской штаб-квартиры разрешения об образовании Добровольческого катерного корпуса». [26] В журнале «Die Yacht» уже 14 августа 1914 года появлялись первые указания на образование FMK. [27] FMK нужно причислять к вольнонаемному составу армии, т.е. его члены несли статус комбатантов. Использование происходило как в западе – в Бельгии и Франции, так и на востоке – на Висле и водоемах северной Восточной Пруссии (Восточная флотилия), позже также на Дунае, и в пограничной службе на Боденском озере. Первый командующий Восточной флотилии FMK был капитан цур зее граф Посадовски-Вернер, который, однако, вскоре возглавил Флотилию Вислы FMK. Отношение подчиненности флотилии и оперативной координации неясны. Можно предположить, что она принадлежала к Отряду лодок крепости. Однако, вероятно, она владела и собственными моторными лодками. [28] В начале ноября 1914 образовавшая Флотилия моторных лодок была подчинена Отряду Тильзита 8-ой армии, объединенному с крепостью Кёнигсберг. [29] В военных документах, напротив, сообщается, что в начале 1915 года из подчиненного 10-ой армии Подразделения Тильзит 6 пулеметов были предоставлены к оснащению «Восточной флотилии». [30] Можно предположить, что ввиду имеется Восточная флотилия FMK. Существует описание Фрица Борхардинга с берлинской моторной лодки «NIRVANA» об использовании Восточной флотилии. [31] Борхардинг был призван 26 октября 1914 года в качестве лодочного офицера на «NIRVANA». Вместе с другими берлинскими лодками, упомянуты поименно еще мореходные яхты «Schwan» и «Luise», она водным путем перешла в Штеттин. Там на верфи «Вулкан» она была погружена ж/д платформу и доставлена затем в Эльбинг. Разгрузка происходила на местной верфи «Шихау». Через Пиллау и Кёнигсберг, по Прегелю, Дейме и Куршскому заливу лодки попали в порт Мемеля. Оттуда отряд перешел на Мемель. Можно предполагать, что Восточная флотилия вступала в действие, приблизительно начиная с ноября 1914 года на Мемеле/Немане – преимущественно для обеспечения тыловых операций. Борхардинг описывал его отряд таким образом: «(...) большая часть нашей флотилии состояла из 2 больших колесных пароходов, 5 баркасов построенных из листовой стали, могущих перевозить примерно 40 – 50 человек за раз, быстроходного катера и 6 малых средств, которые могли служить в мирные времена для буксировки, речной полицейской стражи и т. д.» [32] Упомянутые колесные пароходы, вероятно, принадлежали Отряду лодок крепости. Согласно Глодшею, «6 малых средств», непосредственно из Берлина в Восточная Пруссию были переведены в указанную флотилию. Другие корабли и лодки были местного происхождения и были приданы FMK (временно?). [33] Есть доказательства использования «NIRVANA» на Востоке еще в начале 1915 года. [34] В феврале 1916 лодка находилась уже в составе Полиции Дуная. После взятия Ковно и захвата верхнего бассейна реки Неман уже больше нельзя найти подтверждений последующих действий Восточной флотилии. Неясно – или все лодки, или только часть их состава были переведены в другие речные бассейны, как, например, «NIRVANA». Отряд лодок Верхнего Востока После окончания боевых действий в области Мемель/Неман осенью 1915 года Отряд лодок крепости Кёнигсберг перешел из подчинения администрации Кёнигсберга в подчинение главнокомандующего Востоком. «В этой области он действовал с 1917 года до конца войны под наименованием «Отряд лодок Верхнего Востока», и на водном пути от бассейна Мемеля до Вильно занимался проводкой или наблюдением за транспортировкой огромных масс древесины, нужных для ведения войны. При оставлении восточных областей весь состав Отряда лодок, вплоть до нескольких моторных лодок, уцелел. Отряд был расформирован 31 января 1919 года в Кенигсберге. Его персонал сильно уменьшился в конце войны, так как много унтер-офицеров и рядовых убыли в состав флота или для особых целей. После чего состав был пополнен за счет армейских частей, так что в 1918 году общая численность составляла 600 человек(...)».[35] Начальник военно-полевого железнодорожного транспорта, очевидно, являлся главным командующим Отряда лодок, так же как и ранее для Отряда лодок крепости. [36] 22 – Мореходный отряд, строго говоря, не относится к теме статьи, однако для полноты изложения должен упоминаться. 23 – Также Rollmann. Heinrich: Der Krieg zur See 1914 -1918. Der Krieg in der Ostsee Bd. 2 Berlin 1929 S. 116. 24 – Там же S. 147. 25 – Цитата из Glodschey, Erich: Die Preußische ... S. 173 - 174. 26 – Цитата из Ostersehlte, Christian: Motorboote im ... S. 258. 27 – N.N.: Die Verwendung von Motorbooten im Kriege. In: Die Yacht 11 (1914) S. 843. 28 – Смотри сноску 20. 29 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 - 1918. Bd. 6 Der Herbstfeldzug 1914 Berlin 1929 S. 325. 30 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914- 1918. Bd. 8 Die Operationen des Jahres 1915: Die Ereignisse im Winter und Frühjahr. Berlin 1931 S. 456. 31 – Borcharding. Fritz: Von der Ostflottille des Freiwilligen Motorboot-Korps. In: Die Yacht 12 (1915) S. 123 ff.. 135 ff., 147 ff. 158 ff.. 171 ff. 32 – там же. 33 – из Glodschey, Erich: Die Preußische ... S. 173. 14 34 – там же: Однако, Glodschey указывает, что Восточная флотилия покинулаа Восточную Пруссию с наступающими морозами. 35 – там же S. 175 36 – оба соединения представлены в: Chef des Ceneralstabes des Feldheeres.....

Исследователь: Уважаемый Сумрак, большое спасибо Вам за находку столь интересного материала и за Ваш труд по его переводу! Могу ли я просить у Вас дать мне в "Личном сообщении" ссылку на его оригинал? Просто лично мне, как знающему немецкий язык, будет легче прочитать всё это "в подлиннике", где сразу понятно, что такое "гафф-пароход" или в качестве чего использовались немцами в Либаве "Гинденбург" и "Тор". Заранее Вам благодарен!

Сумрак: Термин "гафф-пароход", использованный в статье, так и переводится. Я пользуюсь (на мой взгляд, отличным) словарем-онлайн "Мультитран". Там много терминов с корнем "Haff". Тот же Куршский залив, по-немецки "Kurisch-Haff". А вот перевод Kriegslostendampfer - мне так и не дался...

Исследователь: Сумрак пишет: Термин "гафф-пароход", использованный в статье, так и переводится. Я пользуюсь (на мой взгляд, отличным) словарем-онлайн "Мультитран". Там много терминов с корнем "Haff". Тот же Куршский залив, по-немецки "Kurisch-Haff" Ваше "Термин "гафф-пароход" - это немецкий морской слэнг (как "Хафф-дампфер" (Haff-Dampfer), конечно ). Его никакой "автопереводчик" не переведёт, если самому этого не знать и не понимать. Но Вы ведь сами до этого почти добрались: в Восточной Пруссии, говоря "Хафф", подразумеdали один-динственный залив - именно Куршский! (Подобно тому, как у англичан "Скала" (Rock) - это Гибралтар, а у американцев "Залив" (Gulf) - это Персидский). Поэтому этот самый Haff-Dampfer переводится как "пароход, специально спроектированный, построенный и эксплуатирующийся в акватории Куршского залива Балтийского моря" - длинно, но максимально полно. Для сокращения чего слэнг и существует Сумрак пишет: А вот перевод Kriegslostendampfer - мне так и не дался... И не мог даться при использовании автопереводчика! Потому что в это слово "вкралась досадная опечатка": латинские литеры "т" и "с" "поменялись местами", а в результате возникло "нечто" типа "военно-потерьного парохода" А на самом деле это - всего лишь "Kriegslotsendampfer", то есть "военно-лоцманское судно".

Сумрак: Исследователь пишет: Для сокращения чего слэнг и существует Да, со слэнгом мне тяжело бороться Исследователь пишет: "Kriegslotsendampfer" совсем другое дело - кстати, грамматических ошибок в текстах имеется у немцев много, в результате чего, трудно переводить. Я его не автопереводчиком, а со словарями гонял...

Сумрак: В качестве небольшой иллюстрации. Дилер почему-то уверен, что это Ковно...

Сумрак: Еще пару фото, выловленных сегодня на е-бее. Мемель и Варшава. P.S. Выйду в понедельник со второй части отпуска и добью статью.

Юрген: Увы, фото не открываются...

Сумрак: Видно были проблемы на файлообменнике. Сейчас все нормально.

amba: Сумрак пишет: Дилер почему-то уверен, что это Ковно... На бэе была в продаже пачка фото, включая это. Без сомнений Ковно, в ту зиму ледоход натворил там бед. Поищу у себя те фото.

Сумрак: Сегодня на е-бее. Вислинская флотилия.

amba: amba пишет: Без сомнений Ковно, в ту зиму ледоход натворил там бед. Поищу у себя те фото. Искомых барж не нашел.

Исследователь: Перевод подписей к фото: слева - "Выброшенный на ледорез перед мостом в Ковно пароход, который был взорван. 10.01.1916", справа - "Ковно. Выброшенный на мост пароход".

Сумрак: Ну и окончание статьи. Русская Неманская флотилия Русская сторона учитывала, что немецкие войска в случае войны станут использовать внутренние водные пути для своих целей. В частности, русские опасались, что немецкая артиллерия из крепости Кёнигсберг таким путем будет доставлена к русской крепости Ковно. [1] До 5 августа 1914 г. русские сформировали вспомогательную флотилию, которая состояла первоначально из пароходов «Ковно», «Планета», «Венера», «Курьер», «Ярославна», и моторной лодки «Маргарита». Экипаж флотилии (командующий капитан 1-го ранга князь Ширинский-Шихматов), в количестве 592 человек, был сформирован 1 сентября 1914 г. из состава Гвардейского экипажа Балтийского флота, который составляли команды царских яхт в мирное время. [2] На следующий день соединение, усиленное пароходом «Рекорд», впервые использовалось, чтобы блокировать фарватер в районе Срединики. При этом флотилия побывала якобы под германским артиллерийским огнем. [3] Очевидно, корабли на тот момент вряд ли были вооружены, так как до начала декабря 1914 г., по меньшей мере, на «Венеру» и «Ярославну» установили по два 4,7-см орудия и пулемет. Особо важные места, как например рубки, получили дополнительную защиту. Флотилия теперь очевидно подчинялась крепости Ковно. 13 мая 1915 г. «Ярославна» и 14 мая «Венера» обстреливали немецкие позиции в Принеманье. Так как положение царских войск в районе Ковно становилось все более тяжелым, команды кораблей частично посылались в стрелковые окопы. 3 августа 1915 г. пароходы «Комета», «Перкунас» «Экспресс», «Курьер» и «Марс» были потоплены артиллерией в районе крепости. Корабли флотилии в силу своих возможностей еще поддерживали отход русских, например при перевозке раненных. С падением крепости Ковно 18 августа 1915 г. закончилось существование царской Неманской флотилии во время 1-ой мировой войны. Далее идет корабельный состав русской Неманской флотилии Из имеющихся источников установить точный и надежный список русской Неманской флотилии едва ли возможно. Существуют несколько вариантов, причем неясно – зачислялись ли все эти корабли во флотилию или это планируемые судовые списки в случае мобилизации, и часть из перечисленных судов в действительности не использовались. Дальнейший список по «максимуму», т.е. все упомянутые корабли указаны, независимо от их фактического использования. Настоящими «боевыми кораблями», вероятно, могли считаться только «Венера» и «Ярославна». Нужно также обращать внимание, что не все последующие немецкие «трофеи» ранее непременно принадлежали русской Неманской флотилии. Куршская и речная флотилия в Восточной Пруссии Окончательное военное крушение стран Центральной Европы в начале ноября 1918 года происходило в Германии с развитием революции. 11 ноября 1918 года в Берлине была образована народная военно-морская дивизия. Несколько позже, 29 ноября в Кенигсберге для обороны было образовано Народный военно-морское ополчение. 12 января 1919 г. дошло до перестрелки с контрреволюционными силами, во время которой имелись жертвы. Для пограничной охраны, и как противовес Народному военно-морском ополчению, с одобрения армии и флота 18 января был образован Восточно-прусский фрайкор под общим командованием рейхсминистра обороны Германии социал-демократа Густава Носке. Вследствие этого в начале февраля была образована Куршская и речная флотилия из бывших представителей флота, входивших в состав фрайкора. Капитан-лейтенанту Хайнцу Бёдекеру поручали разместить личный состав флотилии в Зеераппене (ныне поселок Люблино под Калининградом), где до этого находился аэродром и штаб дирижаблей Сил Балтийского моря Кайзерлихе Марине. [4] Из примерно 800 фрайкоровцев в состав флотилии вошло 200 человек. 3 марта 1919 г. флотилия участвовала в нападение фрайкора на Народное военно-морское ополчение. У нее к этой дате еще не было еще собственных кораблей. Была лишь сформирована штурмовая группа, которая не успела принять участие в боевых действиях. [5] «Чтобы иметь возможность использовать восточно-прусские водные коммуникации с полностью восстановленной безопасностью, приобретение лодок [...]проводилось ускоренно. Вначале предполагалось использовать состав расформированного 31.01.1919 в Кенигсберге «Отряда лодок Верхнего Востока» старой армии. [...] Однако все еще остававшиеся лодки этого отряда, которые находились в строю уже более 4 лет, оказылись довольно таки изношенными. Речь шла только о моторных лодках, так как пароходы были возвращены частном судоходству. Предписывалось дальнейшее изъятие моторных лодок.» [6] 1-ая полуфлотилия была сформирована 20 марта в Лабиау (ныне – Полесск). На строительной площадке службы гидротехнического строительства моторные лодки были приведены в исправность и вооружены пулеметами. Моторная лодка «LISBETH» первой вступила в строй и служила на каналах между бассейнами рек Прегель и Мемель. В апреле полуфлотилия в Данциге ввела в строй пять бывших плоскодонных тральщиков (FM-boote) военно-морского флота и перевела их затем в Лабиау. «Командующий флотилией лейтенант цур зее резерва Клейнен поднял свой флаг на FM 30. [...] Так как 1-ая полуфлотилия использовалась не только на реках и в Куршском заливе, но и в караульной службе побережья между Риксхёфтом (ныне мыс Розеве на Кашубском побережье Польши) и Мемелем, то ее команда [...] позже передислоцировалась в Пиллау [Лабиау остался районом боевых действий группы моторных лодок и был местом постоянной дислокации флотилий]. Судоверфь «Uniongießerei AG» в Континене (ныне – поселок Ворошилово) около Кенигсберга [...] служила как техническая база. Применение катеров типа FM на внутренних водных артериях, для которых они первоначально не были предназначены, оказалось не очень удачным. Их поршневые паровые машин потребляли слишком много угля. [...] Между тем Куршская и речная флотилия с учетом пожеланий 1-ого дивизиона, штаб которого располагался в Хайнрихсвальде (ныне - Славск), продолжала укрупняться. В Тильзите из речных пароходов и моторных лодок была сформирована 2-я полуфлотилия [...]. Первоначально 2-й полуфлотилией [...] командовал лейтенант цур зее Вальтер, которого потом сменил обер-лейтенант резерва Нордманн. Флотилия время от времени отправляла моторную лодку LETTOW-VORBECK до Ковно [...]. Для связи с 1-ой полуфлотилией колесный пароход HEINZ использовался в качестве посыльного судна. Для охраны рейда в Кенигсберге была сформирована 3-ья полуфлотилия [...] под командованием обер-лейтенанта резерва Люра. Она имела в своем распоряжении несколько моторных лодок и морских баркасов. В качестве ее базы служил саперный учебный инженерный полигон на Прегеле. Там с военного времени стоял русский трофейный пароход [LUDENDORFF] в качестве судна снабжения». Также в Кенигсберге располагался штаб всей флотилии. Судовой состав флотилии ходил под военным флагом Кайзерлихе Марине. Униформа была цвета фельдграу с лосиными рогами в качестве знака фрайкора и черно-бело-красной кокардой. Флотилия, как и весь фрайкор, была непосредственно подчинена командованию армии Север. Так как это вело со стороны моряков к мелочной ревности, соединение станций Балтийского моря временно присоединили к Рейхсмарине. Однако в дальнейшем флотилия тактически использовалась армией.[7] «Специальное подразделение [...] во главе с дек-офицером располагалась у восточной границы на озере Висзитер (к югу от Эйдткунена). Там началось оживленное перемещение контрабанды, которому препятствовало наличие вооруженной моторной лодки. [8] Следующие базы планировалось расположить в Лётцене (ныне польский Гижицко), в центре Мазурского поозёрья, и в Эльбинге. [...]Но затем было решено передать службу безопасности на внутренних водных артериях только что основанной имперской службе охраны водных районов. Она приняла базы и часть транспортных средств Куршской и речной флотилии. 01.10.1919 г. Куршская и речная флотилия была переподчинена Рейхсмарине и вошла конце концов в состав флотилии тральщиков Балтийского моря. Большая часть единиц была передана имперской службе охраны водных районов, меньшая – Рейхсмарине. FM-боты и несколько моторных лодок достались Рейхсмарине.» [9] Далее идет структура (по состоянию на июнь 1919 г.) и корабельный состав Куршской и речной флотилии. Наряду с описанными соединениями еще как минимум два военных подразделения армии или комендатуры располагали, вероятно, собственными моторными лодками: 1. Портовые комендатуры и комендатуры этапов в районе Мемель/Немана (ср. иллюстрацию MNB № 14 стр. 5). 2. Команда «Мемель» сформированная 4 декабря 1915 в Тильзите. Уже 28 декабря 1915 она главнокомандующим «Восток» была переименована в команду «Неман». Она состояла как минимум из 17 подразделений. Ее задачами, наряду с борьбой с «бесчинствами банд», были контроль и наблюдение за речным судоходством, а также и охрана мостов и проверки на железнодорожных дорогах. Вскоре штаб-квартира была перенесена в Ковно. Приблизительно в конце лета 1918 г. команда вошла в состав управления пограничной охраны «Верхний Восток». [13] В общем, можно сказать, что подробности о событиях речной войны на Мемеле/Немане во время 1-ой мировой войны могут передаваться будущим поколениям по существу только двумя работами Эриха Глодшея. Они базируются на до сих пор неизвестных документах и источниках, и представляют собой компиляцию предыдущих публикаций. Литовские документы смогли быть привлечены к описанию истории только лишь нескольких кораблей. Корабельные списки по отношению к прежним публикациям дают много уточнений и корректировок, но при этом еще не могут рассматриваться, как окончательно удовлетворительные. 1 – Гайдук, Алексей A.: Речное судоходство на территории Литовской республики 1918 – 1940 гг. (Flussschifffahrt im Gebiet der Republik Litauen 1918 - 1940). Неопубликованная рукопись. 2 – http://kortic.borda.ru/?1-15-0-00000054-000-10001-0 (17.02.2012). Из Гвардейского Экипажа в течение войны была сформирована «Отдельная морская бригада специального назначения», из состава которой формировались также речные флотилии на других участках фронта. 3 – Упомянутое Гайдуком использование немцами артиллерии было невозможным при тогдашней фронтовой обстановке. В: «Имперский архив: Мировая война 1914-1918. Т. 2-й» отсутствует подобная информация. Однако, по меньшей мере, участие в этой операции привело к награждениям русских команд. При этом Гайдук не упоминает бой между немецкими и русскими кораблями 25 октября 1914 г. 4 – Бёдекер во время 1-ой мировой войны командовал флотскими экипажами дирижаблей L 16, L 30, L 41 и L61 (см. Stoelzel, Albert: Ehrenrangliste der Kaiserlich Deutschen Marine 1914-18. Berlin 1930 S. 277). После роспуска флотилии он принял командование вновь образованной имперской службой охраны водных районов. Бёдекер был руководителем команды охраны водного района Кёнигсберг (см. Fox, Werner u. Günther Meyer: Der Reichswasserschutz (R.W.S.): Eine Weimarer Episode. Hamburg/Berlin 1994 S. 91). 5 – см. Vgl. Scheer, K.W.: Grenzwacht unter Elchschaufeln: Die Haff- und Flußflottille des ostpreußischen Freiwilligenkorps. In: Das Ostpreußenblatt 20 (1969) Folge 49, S. 10. 6 – Цитируется из Glodschey, Erich: Deutsche Flußflottillen 1919/20. In: Marine-Rundschau 42 (1937) S. 204. 7 – Deußen, (Klaus): Die Haff- und Flussflottille des Ostpr. Freiw.-Korps. In: Mittschiffs 1 (1919) S. 52. 8 – Глодшей называет одну, а Шеер – две моторные лодки. 9 – Цитаты из Glodschey, Erich: Deutsche Flußflottillen 1919/20 S. 205. 13 – Rundbriefder Arbeitsgemeinschaft Deutsche Feldpost 1914- 1918Ausg. 192 (2014) S. 10-11

Question1945:



полная версия страницы