Форум » Первая мировая война » Подводная лодка "Сом" » Ответить

Подводная лодка "Сом"

wind: По просьбе трудящися. С уважением, Владимир.

Ответов - 87, стр: 1 2 3 All

venelane: http://www.dp.ru/a/2015/07/28/U_beregov_SHvecii_obnaruzhe/gallery/24884/185567/

Змей: venelane пишет: ссылка ну да, судя по истерике в западных (в т.ч. шведских) СМИ и шабашу на эхахмосквы про ПЛСМ ВМФ РФ и диверсантов, шведы нашли пл Сом

VVK: Вроде как, тамошние поисковики заявили о мини-лодке длиной всего 20 м. Похоже, что действительно "Сом"

Mykola: http://www.aif.ru/society/army/tayna_baltiki_na_territorii_shvecii_vse-taki_nashli_rossiyskuyu_podlodku

Исследователь: Уважаемые коллеги, шведско-российская подводная экспедиция нашла "Сома" ещё на прошлой неделе, сделав таким образом своеобразный подарок ко Дню ВМФ своему научному консультанту, то есть мне То, что это "Сом" - 100%! Прошу уважаемую администрацию "Кортика" открыть по этой находке отдельную тему, в которой я готов разместить ряд материалов по теме, начиная с полного списка погибших. Заранее благодарен! Надеюсь, что эта тема будет открыта на форуме уже сегодня, и я смогу поучаствовать в ней, вернувшись со съёмок на "Звезде" :) - естественно, по теме "Сома". П.С. Просьба свести в новую, "сомью" тему всё по ней - как отсюда, так и из "Последних новостей...".

boxer: Константину Борисовичу- мои искренние поздравления! С уважением Вох.

Змей: Исследователь пишет: шведско-российская подводная экспедиция нашла "Сома" ещё на прошлой неделе интересно то, что вот здесь утверждают - Сома нашли уже не первый раз : Следует отметить, что, на самом деле, обнаружение "Сома" вовсе не является открытием ни для дайверских кругов Швеции, ни для шведских вооруженных сил, поскольку, согласно более ранним сообщениям, корпус "Сома" реально был найден на этом месте другими шведскими дайверами самое позднее еще в 2011 году. Как явствует из публикации шведского веб-ресурса www.dn.se , находка "Сома", в частности, обсуждалась на одном шведском дайверском веб-форуме, на котором присутствуют члены Ocean X Team, летом 2014 года, так что нынешнее преподнесение "сенсации" этой командой выглядит странным. ПыСы о, сейчас ув. Dirk НТВ комментарии даёт ))

tur: В 1901 году заложена на верфи «Holland Torpedo Boat C» в Сан-Франциско (США) под наименованием «Fulton». 12 июня 1901 года спущена на воду. 28 апреля 1902 года вышла из Нью-Йорка в Чесапикскую бухту в сопровождении парохода «Норфолк». В самом начале перехода на лодке произошел взрыв скопившегося в прочном корпусе «гремучего газа», вызванный электрической искрой. Подводная лодка серьезных повреждений не получила, но через выбитые заклепки соленая забортная вода попала в АБ, вызвав образование ядовитого хлорного газа. Командир, четверо подводников и австрийский морской офицер получили ожоги. Экипаж был отравлен хлорным газом. До 1904 года проводились испытания подводной лодки в рекламных целях. 28 апреля 1904 года с Невским заводом, как представителем фирмы «Holland», был заключен договор на покупку подводной лодки с доставкой ее в готовом и исправном виде в без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства подводная лодка получила название «Сом». Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. 13 июня 1904 года была отправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием «паровой котел». 1 июля 1904 года прибыла в Кронштадт в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта «груз» отправили в Петербург на Невский завод, где на ПЛ были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. 6 сентября 1906 года сборка ПЛ была завершена. 26 сентября 1906 года переела в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала подводную лодку годной «для прибрежной зоны». 10 октября 1904 года перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей. 15 ноября 1904 года была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 года. 1 января 1905 года зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского отряда крейсеров. 1 февраля 1905 года во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, и готова к плаванию, однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см. Во время Русско-японской войны вся боевая деятельность подводной лодки сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. 16-19 февраля 1905 года совместно с ПЛ «Дельфин» и ТР «Камчадал» перешла в бухту Патрокл для отработки экипажей, вышли в Уссурийский залив за остров Скрыплева. 21 февраля 1905 года вышла без торпед совместно с подводной лодкой «Дельфин» в сопровождении двух миноносцев для поиска японских кораблей. 2 марта 1905 года вышла к южным бухтам Амурского залива. По возвращении во Владивосток стала в ДОК для ремонта и замены прогоревших насквозь газовых труб. 13 апреля 1905 года произвела первую практическую стрельбу торпедами. 19-24 апреля 1905 года совершила Боевой поход с целью освоения плавания по бухтам к югу от острова Русского и создания на одном из островов топливной базы. Запас бензина для топливной базы в 25 банках по 25 литров каждая был размещен снаружи на корпусе лодки. Выйдя из пролива Босфор Восточный из-за сильного ветра была вынуждена идти в бухту Патрокл и встать там на якорь до утра. 20 апреля подошла к острову Рикорда и встала на якорь, выгрузила бензин на сигнально-наблюдательный пост. На берегу был организован отдых и обед. 22 апреля направилась в залив Посьет, вошла в бухту Постовую, где пополнила запасы бензина. Отойдя от Владивостока начал отказывать двигатель. Командир решил не рисковать и в 18.00 24 апреля начал возвращение во Владивосток. 28 апреля – 4 мая 1905 года совершила Боевой поход в район мыса Поворотный с целью поиски и атаки при обнаружении по пути следования судов противника в составе отряда подводных лодок из трех единиц («Касатка», «Дельфин», «Сом») под командованием командира подводной лодки «Касатка». Подводная лодка снялась со швартовов позже других из-за необходимости пополнить запасы. У острова Ахлесштева встретилась с «Касаткой» и «Дельфином». У острова Аскольда разошлись, «Сом» обогнула остров с юга. Ночь подводная лодка провела в зарядке АБ. В 06.00 29 апреля на траверзе мыса Сысоева обнаружила два судна, идущих на пересечение курса. Установив, что перед ней два двухтрубных японских миноносца, погрузилась на 30 футов и начала выход в атаку, сближаясь с первым кораблем. Подвсплыв под перископ, командир обнаружил, что миноносцы изменили курс и большим ходом удаляются на юг. Некоторое время подводная лодка шла за миноносцами, но они быстро скрылись в тумане. В 11.30 всплыла и перешла в бухту Находка, где встала на якорь. 30 апреля снялась с якоря, но из-за сильной зыби вернулась. В 16.15 вместе с «Касаткой» снялась с якоря и пошла в залив Стрелок. После захода в залив Стрелок были осмотрены все бухты, но неприятеля не обнаружили. 2 мая все три лодки снялись с якорей и кильватерной колонной пошли на Владивосток. Но через 10 миль из-за сильной зыби подводные лодки вынуждены были вернуться в бухту Назимова, где встали на якорь. 3 мая начали переход во Владивосток. В тяжелых условиях «Сом» сменила головную подводную лодку. В 07.40 «Сом» села на мель около камня Святого Матвея, чуть позже рядом с ней села на мель «Касатка». ПЛ «Дельфин» была отправлена во Владивосток за подмогой. В 10.00 обе подводные лодки были сняты с мели буксиром «Павел» и в 12.30 ошвартовались в порту Владивостока. 11 июня 1905 года «Сом» перечислена в состав Сибирского флотского экипажа, отнесена к отряду подводных лодок Владивостокского порта. С 20 по 26 июля 1905 года проходила отработку совместного плавания подводных лодок отряда в Славянском заливе. 9-19 августа 1905 года находилась в крейсерстве у Киенчина. 10 августа во время запуска на полном ходу бензинового двигателя произошел локальный взрыв паров бензина. Серьезных повреждений и последствий не было. 6 марта 1906 года «Сом» отнесена к подклассу подводных лодок. С весны 1907 года по зиму 1914 года проходила боевую подготовку и зимовку во Владивостоке. В июне 1914 года перешла в бухту Разбойник и начала летний период боевой подготовки. 20 июля 1914 года после объявления военного положения перешла вместе с другими подводными лодками во Владивосток, где приняла боевые мины и пополнила запасы. Декабрь 1914 года – январь 1915 года на железнодорожной платформе вместе с командой была отправлена на Черноморский флот в Севастополь, куда прибыла 2 января 1915 года. Вошла в состав 4-го дивизиона Бригады подводного плавания Черноморского флота. 15 февраля 1915 года окончательно собрана и приведена в полную боевую готовность. Вышла в море совместно с подводной лодкой «Щука» на позицию в 30 милях от Балаклавы. 15 марта 1915 года совместно с подводной лодкой «Щука» совершила переход из Севастополя в Одессу и вошла в состав специального отряда судов, сформированного для обороны Одессы. 21 марта 1915 года совместно с подводной лодкой «Щука» вышла на разведку сил германо-турецкого отряда кораблей. Были обнаружены только торчащие из воды мачты и трубы турецкого крейсера «Меджидие», который раннее подорвался на мине. В марте – июле 1915 года находилась в Одесском порту в одночасовой готовности к выходу в море. Неоднократно выходила на позиции на дальних подступах к порту на срок до пяти суток. 29 июля 1915 года совместно с подводной лодкой «Щука» перешла в Николаев для подготовки к отправке в Петроград по железной дороге. 17 августа 1915 года была погружена на железнодорожную платформу и отправлена в Петроград. 27 августа 1915 года начата сборка и ремонт. 26 сентября 1915 года приступила к испытаниям. 1 октября 1915 года своим ходом пришла к новому месту базирования – базу Мариенхамн. С осени 1915 года по весну 1916 года использовалась для несения дозорной службы, совершила ряд выходов в Южную часть Ботнического залива, где обычно дежурили по 3-4 подводные лодки. В начале 1916 года «Сом» перечислена в состав 6-го дивизиона Дивизии подводных лодок балтийского моря. 10 мая 1916 года в 4 часа утра подводная лодка «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Осландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 метр, на расстоянии 150 метров. Подводная лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что ее хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше подводная лодка не показывалась. Вместе с подводной лодкой «Сом» погиб ее экипаж – 2 офицера и 16 нижних чинов. Возможно, что капитан парохода преднамеренно протаранил подводную лодку «Сом». Члены экипажа подводной лодки «Сом»: Бугураев Хрисанф Константинович, лейтенант, командир подводной лодки Андрианов Иван Антонович, рулевой боцманмат Безматерных Дмитрий Петрович, моторный унтер-офицер 1 статьи Гусев Михаил Михайлович, матрос 2 статьи, и.д. минного машиниста Завадский Дмитрий Макарович, минно-машинный унтер-офицер 1 статьи Захарченко Дмитрий Борисович, старший электрик Истратов Николай Иванович, машинист 1 статьи Кирейчук Лука Маркович, электрик унтер-офицер 1 статьи Климачев Алексей Львович, электрик Корнев Дмитрий Александрович, минный машинист 1 статьи Кривчиков Захар Степанович, рулевой боцманмат Лунин Даниил Семенович, рулевой Романов Николай Андреевич, моторный унтер-офицер 1 статьи Саско Борис Владимирович, лейтенант, старший офицер подводной лодки Сидоров Иван Васильевич, электрик Сорокин Николай Иванович, машинист 1 статьи Цвелодуб Алексей Михайлович, моторный унтер-офицер 1 статьи Шевенок Илларион Демидович, артиллерийский унтер-офицер 2 статьи

ИСИДОР: Исследователь пишет: Прошу уважаемую администрацию "Кортика" открыть по этой находке отдельную тему, Константин! Поддерживаю! Если у тебя, ну или у кого то, разместить точное место гибели ПЛ "СОМЪ", на ветке - КООРДИНАТЫ ПАМЯТИ. Надеюсь, что это было бы правильно и не помешает другим материалам, которые будут размещены на нашем форуме!

Исследователь: Уважаемые коллеги! Приношу извинения, что поздно вступаю в эту тему, инициированную мной самим же - только недавно вернулся домой... Выходной день, намеченный как парково-хозяйственный , плавно перетёк в "СМИшный" и всё - вокруг находки "Сома": сначало - телефонное интервью "Серебряному дождю", потом - съёмка для "Звезды", затем - таковая же для "М24", а закончилось всё прямым эфиром на "LifeNews"... Это не в рамках пресловутого "самопиара", а для "отмазки" - мол, занят сильно был, но всё по делу Поэтому сейчас - только обещанный поимённый список последнего экипажа "Сома", выверенный мной по многочисленным документам РГАВМФ: 1. Бугураев Хрисанф Константинович - лейтенант, командир корабля (родился 03.03.1891 в станице Усть-Белокалитвенская, ныне - город Белая Калитва Белокалитвенского района Ростовской области Российской Федерации) 2. Саско Борис Владимирович - лейтенант, старший офицер (родился 06.07.1891 в слободе Хасав-Юрт, ныне – город Хасавюрт Хасавюртовского района Республики Дагестан, Российская Федерация) 3. Андрианов Иван Антонович - рулевой боцманмат (родился в 1891 г. в селе Таймоново, ныне – Новобыховского сельского совета Быховского района Могилёвской области Республики Беларусь) 4. Кривчиков Захар Степанович - рулевой боцманмат (родился в 1891 г. в селе Грязнуха, ныне – хутор Лебяжинского сельского поселения Камышинского района Волгоградской области Российской Федерации) 5. Бематерных Дмитрий Петрович - моторный унтер-офицер 1-й статьи (родился в 1889 г. в селе Подзуево, ныне – Осинского района Пермского края Российской Федерации) 6. Романов Николай Андреевич - моторный унтер-офицер 1-й статьи (родился в 1890 г. в селе Ксюнино, ныне - Костромского района Костромской области Российской Федерации) 7. Цвелобуд Алексей Михайлович - моторный унтер-офицер 1-й статьи (родился в 1890 г. в селе Янковское, ныне - Глуховского района Сумской области Украины) 8. Завадский Дмитрий Макарович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи (родился в 1889 г. в деревне Юроновка, ныне - Оршанского района Витебской области Белоруссии) 9. Корнев Дмитрий Александрович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи (родился в 1889 г. в деревне Чернцы, ныне – село Введенского сельского поселения Шуйского района Ивановской области Российской Федерации) 10. Кирейчук Лука Маркович - электрик-унтер-офицер 1-й статьи (родился в 1891 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Гродненской губернии Российской Империи) 11. Шевенок Илларион Демидович - артиллерийский унтер-офицер 2-й статьи (родился в 1893 г. в селе Краслово, ныне - Черниговской области Украины) 12. Захарченко Дмитрий Борисович - старший электрик (родился в 1891 г. в деревне Поповцы, ныне – Поболовского сельского совета Рогачёвского района Гомельской области Республики Беларусь) 13. Истратов Николай Иванович - машинист 1-й статьи (родился в 1893 г. в деревне Красная Пахра, ныне – село Краснопахорского сельского поселения Троицкого административного округа города Москова Российской Федерации) 14. Сорокин Николай Иванович - машинист 1-й статьи (родился в 1893 г. в деревне Волтино, ныне - одного из районов (Вышневолоцкого, Кимрского, Тверского или Торжокского) Тверской области Российской Федерации) 15. Климачёв Алексей Львович - электрик (родился в 1894 г. в городе Саратове, ныне – Саратовской области Российской Федерации) 16. Сидоров Иван Васильевич - электрик (родился в 1894 г. в городе Ельце, ныне - Елецкого района Липецкой области Российской Федерации) 17. Лунин Даниил Семёнович - рулевой (родился в 1894 г. в селе Кузаикино, ныне - Касимовского района Рязанской области Российской Федерации) 18. Гусев Михаил Михайлович - матрос 2-й статьи «разряда штрафованных», исправляющий должность минного машиниста, прикомандированный к экипажу «Сома» на данный боевой поход (родился в 1891 г. в селе Кочетовка, ныне – Сельского поселения Кочетовский сельсовет Мичуринского района Тамбовской области Российской Федерации).

boxer: Уважаемые коллеги! А что известно о командире и ст. офицере, т.е. о л-тах Х.Бугураеве и Б.Саско. (Ну нет у меня спр-ка А.Пожарского ...).

Dirk: tur пишет: пароходом «Ингерманланд» Это неистребимо...

Dirk: На соседней ветке прозвучала просьба: Уважаемые коллеги! А что известно о командире и ст. офицере, т.е. о л-тах Х.Бугураеве и Б.Саско. (Ну нет у меня спр-ка А.Пожарского ...).

Исследователь: Dirk пишет: tur пишет: цитата: пароходом «Ингерманланд» Это неистребимо... Согласен... Правильное название этого шведского парохода в русской транскрипции - "Онгерманланд". Подробно это было объяснено мной ещё в 2004 году, в 18-м выпуске "Тайн подводной войны". Позволю привести себе полную цитату по этому поводу оттуда: "...3. Г.Тарас пишет: «... Соломонов утверждает, будто бы я в своей книге о подводных лодках «перепутал» название шведского парохода, протаранившего русскую субмарину «Сом» 10 мая 1916 года. У меня сказано, что это был пароход «Ingermanland» (т.е. Ингермаландия, если по-русски). А в сборнике «Тайны подводной войны» (выпуск 5) на странице 7 в перечне, который составили Боженко, Воронов, Смагин и Стрельбицкий, заявлено, что пароход назывался «Ангерманланд» (латинские написание отсутствует). Чувствуете разницу? Это ведь не какой-то дилетант Тарас утверждает, а «настоящие историки», специалисты с большой буквы. Однако о том, что такое Ингерманландия, можно прочесть в любой энциклопедии. Там сказано, что это старое, именно шведское по происхождению, название Ижорской земли, раскинувшейся между Невой и озером Ладога. На тех землях небольшой народ когда-то жил - ингерманландцы, одним из первых в СССР подвергшийся сталинским репрессиям по национальному признаку. За период с 1928 по 1941 год доблестные советские чекисты уничтожили каждого второго ингерманландца, считая и грудных младенцев. Остальные, воспользовавшись немецкой оккупацией, предпочли сбежать в Финляндию. Что же такое Ангерманландия, никто не знает. Во всяком случае, в первом томе «Краткой географической энциклопедии» (Москва, 1960 год) это название отсутствует. Нет его и в «Энциклопедическом словаре географических названий» (Москва, 1973 год). Поэтому вопрос о том, кто из нас путаник, остаётся открытым». Я «закрываю» этот вопрос, предварительно подробно ответив на него «незнающему» г.Тарасу. Название парохода, потопившего тараном русскую подводную лодку «Сом» 10 мая 1916 года пишется по-шведски как «Angermanland» (правильность написания можно проверить по шведским источникам, например: Skogsberg B. «...och ovan oss - vagorna», 1991, P.223). 27-я по счёту буква шведского алфавита (или в русском просторечии «А с кружочком») по-русски традиционно читалась ранее просто как «А» (например, с неё начиналось шведское написание финского города Турку - известной всем базы русского Балтийского флота Або). Именно поэтому мы и передали название этого парохода так, как оно было написано в хранящихся в фондах Российского государственного архива ВМФ (РГА ВМФ, Санкт-Петербург) русских документах той поры - «Ангерманланд». Современные правила транскрипции рекомендуют передавать 27-ю букву шведского алфавита как русское «О», и поэтому, если бы нечто произошло со шведским судном под этим названием сейчас, то мы написали бы его как «Онгерманланд». Г.Тарасу не стоило утруждать себя составлением примитивного «экскурса в историю» «о том, что такое Ингерманландия», хотя его «научное открытие», что оставшиеся в живых после «известных всем зверств чекистов» «каждые первые ингермаландцы» (разумеется, «считая и грудных младенцев»), «воспользовавшись немецкой оккупацией, предпочли сбежать в Финляндию», не может не поразить любого сведущего в военной истории и географии человека отсутствием не только какого-либо исторического фундамента, но и элементарной логики. Я пишу «не стоило утруждать себя» потому, что Ижорская земля (или Ингрия) не имеет абсолютно никакого отношения к шведской территории Онгерманланд, в честь которой был назван пароход, потопивший «Сома»: так называются земли в северной Швеции, в лене (провинции) Вестерноррланд, лежащие по берегам реки Онгерман-Эльвен (Онгерманельвен), впадающей в Ботнический залив Балтийского моря севернее порта Хернёсанд. Для того, чтобы это узнать, достаточно было посмотреть, например, на общедоступную карту «Юг Скандинавии и Дания» в «Атласе мира. Западная Европа» выпуска 1975 года. Г.Тарасу не стоило поднимать этот вопрос, так как теперь читатели будут считать его отнюдь не просто «путаником», а тем, кем он сам себя называет и является на самом деле - дилетантом, причём не только в области истории (он и так себя считает «ненастоящим историком»), но и географии. Ибо не стоит, г.Тарас, считать, что, если Вы сами не знаете чего-то, то этого и «никто не знает»... ".

Исследователь: Уважаемый Dirk, можно ли перенести сюда все посты "по теме" из "Подводных лодок..." и "Новостей..."? А то просто неудобно "бегать" по трём темам, отвечая то тут, то там практически на одно и тоже...

Юрген: Исследователь пишет: То, что это "Сом" - 100%! Константин Борисович, поздравляю. Вроде в некоторых СМИ писали что сохранились буквы названия?

Исследователь: Уважаемый коллега, спасибо! Полностью надпись "СОМЪ" на одном из бортов ПЛ была отчищена ещё на прошлой неделе.

Змей: Исследователь пишет: Правильное название этого шведского парохода в русской транскрипции - "Онгерманланд" Ångermanland Bredd över allt 7,60 meter Längd över allt 51,38 meter Reg. Nr.: 2605 Rederi: Stockholms Rederi AB Svea Byggår: 1872 Varv: Bergsunds MV и пара фото по 3Мб (1920х годов)

Исследователь: Змей пишет: Исследователь пишет: цитата: шведско-российская подводная экспедиция нашла "Сома" ещё на прошлой неделе интересно то, что вот здесь утверждают - Сома нашли уже не первый раз : Следует отметить, что, на самом деле, обнаружение "Сома" вовсе не является открытием ни для дайверских кругов Швеции, ни для шведских вооруженных сил, поскольку, согласно более ранним сообщениям, корпус "Сома" реально был найден на этом месте другими шведскими дайверами самое позднее еще в 2011 году. Как явствует из публикации шведского веб-ресурса www.dn.se , находка "Сома", в частности, обсуждалась на одном шведском дайверском веб-форуме, на котором присутствуют члены Ocean X Team, летом 2014 года, так что нынешнее преподнесение "сенсации" этой командой выглядит странным. ЖЖ непонятно кого - это, конечно, источник Уважаемый Змей, если бы Вы знали, КАКОЙ ГАДЮЧНИК представляет из себя шведское дайвинг-сообщество... (знаком с ним с 1999 года, с ПЛ С-8). По сравнению с ним все конфликты в нашем поисковом движении - сущий детский сад! Но по делу: "рэк", который на прошлой неделе был точно идентифицирован как "Сом", был обнаружен русским дайвером из Москвы, участником нынешней экспедиции 21.05.2012 - в свой день рождения Но тогда он был один, без команды и подробно иобследовать этот "рэк" ему не удалось, не говоря уж об идентификации.

Исследователь: Уважаемые форумчане, за последние пару дней по находке "Сома" в СМИ и в Интернете было сказано и написано столько, что комментировать всё это "никак не можно"... Лично меня удивлдяют две вещи: огромнгое количество "экспертов" по данной теме и полное молчание "заинтересованных ведомств" РФ (2 министерства и ещё одна госорганизация). Учитывая, что имею с той экспедицией практически ежедневные контакты (в том числе - непосредственные), сообщаю конспективно следующукю основную информацию: - экспедиция - частная и "негосударственная", в ней работаю как шведы, так и иностранцы (уже упомянул выше москвича, есть там, например, и исландец), - экспедиция работает с официального разрешения шведских властей (место гибели "Сома" - это ныне шведские воды), - экспедиция перед началом работ на данном объекте направила официальные уведомления в Администрацию Президента РФ В.В.Путина, Министру обороны РФ С.К.Шойгу, в Русское Географическое общество "и т.д., и т.п.", - экспедиция продолжит работы по обследования "Сома" уже на этой неделе, - члены экспедиции прекрасно понимают, что данный "рэк" является фактическим подводным воинским захоронением, хотя таковым официально российской стороной до сих пор не объявлен. Так, что я ещё не "озвучил"? Задавайте вопросы! П.С. Спасибо нашему уважаемому Администратору за объединение тем в одну!

agvozd: Причины затопления п/л "СОМЪ" какие? Хотя бы предположительные. Видимых повреждений, я так понимаю, нет. Внутри лодки сейчас воздух или вода?

Исследователь: agvozd пишет: Причины затопления п/л "СОМЪ" какие? Хотя бы предположительные. Видимых повреждений, я так понимаю, нет. Внутри лодки сейчас воздух или вода? Это будет устанавливаться при продолжении обследования с конца этой недели. Проникновение внутрь корпуса "Сома" сейчас не планируется.

yes_1: tur пишет: 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства Это дата Высочайшего повеления, приказ по МВ был от 05.06.1904 г. (№ 111). tur пишет: подводная лодка получила название «Сом». Класса подводных лодок в русском флоте еще не было, поэтому миноносец получил название СОМ (см. ниже). tur пишет: Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. Не зачислялась, на том простом основании, что Сибирской флотилии в то время не существовало (см. например, описание к ф. 1122 РГА ВМФ). По мобилизации формировался флот Тихого океана из двух эскадр (см. например, пр. по МВ № 81 от 17.04.1904 г.). tur пишет: 6 сентября 1906 года сборка ПЛ была завершена. 26 сентября 1906 года переела в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала подводную лодку годной «для прибрежной зоны». Здесь речь идет о 1904 г., а не о 1906. tur пишет: 6 марта 1906 года «Сом» отнесена к подклассу подводных лодок. Это также дата Высочайшего повеления (пр. по МВ № 52 от 11.03.1906 г.). Кроме того, правильно КЛАСС, а не ПОДКЛАСС - это несколько разные понятия. tur пишет: куда прибыла 2 января 1915 года. Вошла в состав 4-го дивизиона Бригады подводного плавания Черноморского флота. С 01.01.1915 г. включена в состав 3 дивизиона бригады подводных лодок Черноморского флота. tur пишет: 15 февраля 1915 года окончательно собрана и приведена в полную боевую готовность. Во общето к 01.02.1915 г. закончена сборка, произведены пробы и лодка вступила в строй, о чем было объявлено по ЧФ с поощрением личного состава. tur пишет: «Ингерманланд». Спор о том, как писать названия иностранных кораблей и судов ведется давно, но общепринятая норма писать либо на языке страны приписки судна, либо на английском. А кто-нибудь задавался вопросом, почему лодка вышла в боевой поход с неполным комплектом команды ? (по ТК 2 оф., 2 конд., 18 н.ч., хотя с прибытием на ЧФ в ЧФЭ зачислялись 1 конд. 18 н.ч.). С уважением

agvozd: У некоторых матросов, видимо, дела были поважнее, чем боевой поход. 17 год!

Исследователь: agvozd пишет: У некоторых матросов, видимо, дела были поважнее, чем боевой поход. 17 год! Вообще-то - 1916-й. Вышла с неполным экипажем в краткосрочное патрулирование. В «Книге исходящих радио и телефонограмм в 1916 г.» (за период с 1 января по 22 июля) Балтийского подплава за № 602 от 1 июня записан следующий текст: «Телефонограмма Штаб Командующего Флаг Капитану по распорядительной части. На № 3053. «Сом» вышел 9-го Мая в 19 час. 25 мин. на одни сутки из Мариенхамна. Кавторанг Коптев».

Исследователь: yes_1 пишет: tur пишет: цитата: «Ингерманланд». Спор о том, как писать названия иностранных кораблей и судов ведется давно, но общепринятая норма писать либо на языке страны приписки судна, либо на английском. Название иностранного корабля/судна в русскоязычной литературе должно писаться в русской транскрибции и в скобках - в транскрибции оригинала. В данном случае - "Шведский пароход "Онгерманланд" (Ångermanland)". Причём тут АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Транскрибция должна приводиться в соответствии с рекомендациями справочника "Иностранные имена и названия в русском тексте".

boxer: Уважаемые коллеги! А что можно сказать ЕЩЕ об *Ангерманланде*? Вроде средних размеров каботажник , да и *Сом * вроде сугубо в шведских территориальных водах- в чем интрига ситуации ( кого- что и куда-откуда он вез)?

boxer: yes_1 пишет: А кто-нибудь задавался вопросом, почему лодка вышла в боевой поход с неполным комплектом команды ? (по ТК 2 оф., 2 конд., 18 н.ч. Дефицит в РИФ был на кондукторов. Итак половина н.ч. - унтер-офицеры 1-й статьи 4-6 года службы. Вот офицеры - два молодых *лихих казака* - один донской, второй почти терский... Хотя - Бог им судья!

Исследователь: boxer пишет: Уважаемые коллеги! А что можно сказать ЕЩЕ об *Ангерманланде*? Вроде средних размеров каботажник , да и *Сом * вроде сугубо в шведских территориальных водах- в чем интрига ситуации ( кого- что и куда-откуда он вез)? "Онгерманланд" возвращался из российского Раумо в Стокгольм. Его встреча с "Сомом" произошла в ТОГДАШНИХ нейтральных водах, НЫНЕ являюшихся шведскими.

yes_1: Исследователь пишет: Название иностранного корабля/судна Меньше всего хотелось бы вступать с Вами в дискуссию, вот так устроит tur пишет: на пароходе «Менатик» yes_1 пишет: Спор о том, как писать названия иностранных кораблей и судов ведется давно, но общепринятая норма писать либо на языке страны приписки судна, либо на английском. Исследователь пишет: в русскоязычной литературе должно писаться в русской транскрибции и в скобках - в транскрибции оригинала. Так пишите, но Вы это не делаете, в результате даже Тарас впадает в стопор. Исследователь пишет: в краткосрочное патрулирование. Это ничего не объясняет. Во-первых, у моряков еще с парусного флота есть простое правило - выходишь в море на сутки, готовься на неделю, на неделю - готовься на месяц и т.д. (конечно, в разные времена и в разных странах число суток могло варьироваться, но принцип остается одним и тем же). Во-вторых, ТК был утвержден Адмиралтейств-Советом - законодательным органом Морского ведомства, следовательно, командир, выходя в море с неполной командой, нарушил Морской устав (например, ст. 274 и 13). boxer пишет: Дефицит в РИФ был на кондукторов. С этим согласен, но нет 2 нижних чинов, в т.ч. одного рулевого. Куда командир приказывал поворачивать (как-то в версию "отработки команды по подныриванию под пароход" вериться слабо - ни время, ни погода, ни район и пр. этому не способствовали)? Может быть и был командир лихим казаком, но дебилом вряд ли. С уважением



полная версия страницы