Форум » Первая мировая война » Как погиб транспорт "ЕНИСЕЙ" » Ответить

Как погиб транспорт "ЕНИСЕЙ"

ВЛАДИБОРЪ: НИВА 1915 г. № 35 "В госпитале Красного креста, помещающейся в ревельском эстонском театре, находятся спасшиеся с "ЕНИСЕЯ" матросы. На чёрных дощечках у изголовья постелей белеются надписи: "22-го мая 1915 года, транспорта "ЕНИСЕЙ", диагноз - общая простуда". Такия надписи у большенства. Один из спасшийся матросов разсказывал подробности этой тяжкой катастрофы, ещё раз подчеркнувшей геройство наших моряков: " В 5 часов утра ветер свежел. Мы шли полным ходом выполнять задачу. Солнце уже встало. Вокруг, кроме редких белых гебешков волн, ничего не было видно, ни одного дымка. Полоска берега терялась постепенно вдали. Шли по открытому морю. В бурный день трудно заметить перескоп подводной лодки. Наши зорко следили за морской поверхностью. Немцы, видно, уже поджидали нас. В 10 часов утра один из дозорных заметил мину. Она шла прямо по направлению к судну. Закричал: "Мина идёт !", но было уже поздно. Раздался толчёк, взрыв, с кормы полетели обломки. Попадали люди. От взрыва рухнула задняя мачта и разрушила при падении базпроволочный телеграф и электрические провода во внутренних помещениях. Сразу погасло электричество. Сообщить о катастрофе мы не имели никакой возможности. Вблизи нас никаго не было. Бросились первым делом подводить заплату под пробоину.Никто не растерялся. Наш командир отдавал приказания спокойно до последнего момента. Транспорт сразу дал крен на правый борт и стал почти вертикально. Ясно было, что спасти судно не было никакой возможности. Скомандовали, чтобы спасался, кто как может. Транспорт через две минуты уже стал погружаться. С громким "ура", перекрестившись, стали бросаться в воду. Успели спустить несколько шлюпок, но их захлёстывало сильной волной. Из нижних помещений выбегали на палубу, кто мог. Прошло ещё две-три минуты, и транспорт стал подыматься носом кверху. Я сбросил сорей сапоги, мешавшие мне, схватил свою койку-матрац, сделанный из толстой пробки, бросил её в воду и, изловчившись прыгнул сам. В первый момент словно ошпарило холодной водой, даже сердце защемило. Я скорее, несколькими взмахами рук, подплыл к матрацу, и мне удалось обмотать его вокруг груди и живота. Плыть стало легче. Первой заботой было отплыть подальше от судна, чтобы не затянуло в водоворот. Отплыв сажень на пять, я оглянулся. На судне никого не было. Нос "ЕНИСЕЯ" подался вертикально кверху и почти моментально изчез под водой. На месте транспорта забурлил сильный водоворот. В эту минуту из бушующего моря понеслось громкое "ура". Продолжение будет. С уважением Вл.

Ответов - 66, стр: 1 2 3 All

aden13: Офицеры, погибшие на "Енисее": командир Капитан 1 ранга Константин Викторович Прохоров 1-й старший офицер Старший лейтенант Александр Александрович Колчак 2-й ревизор Мичман Георгий Константинович Тимашев минный офицер Лейтенант Георгий Павлович Унтербергер артиллерийский офицер Старший лейтенант Александр Александрович Барон Фиркс штурманский офицер Лейтенант Павел Николаевич Матусевич 1-й 1-й вахтенный начальник Мичман Степан Иосифович Вольбек 2-й вахтенный начальник Мичман Сергей Владимирович Печаткин судовой врач Надворный советник Александр Александрович Тетьев

s.reily: Торпедировала "Енисей" ПЛ "U-26" (командир - капитан-лейтенант фон Беркхайм).

denis: А в архиве в фонде командующего балтийской эскадрой, если память не подводит, было целое дело о гибели заградителя "Енисей". Из него, что помню, так это решение о вручении наград пожалованных погибшим лейтенантам Унтербергеру и Матусевичу но не врученных при жизни, членам их семей.


aden13: denis пишет: командующего балтийской эскадрой, Может быть в фонде командующего Балтийским флотом? Во-первых, эскадры тогда еще не было, а во-вторых, даже когда ее организовали, отряд минных заградителей входил в состав минной обороны Балтийского моря

denis: aden13 пишет: Может быть в фонде командующего Балтийским флотом да скорее всего

Автроилъ: ВЛАДИБОРЪ пишет: Продолжение будет. Простите, ждём-с!

ВЛАДИБОРЪ: продолжу. "... Большая часть командыещё держалась на воде. Меня стало затягивать в водоворот. Несколькими сильными движениями удалось выплыть. Я оглянулся вокруг; из-за волн видно было, как из воды вынурнала подводная лодка, потопившая нас, и стала полным ходом уходить, не обращая на нас никокого внимания. Водоворот понемногу начал расширяться широкими кругами, и море стало пустынным. То там, то здесь среди волн мелькали головы наших матросов, ещё державшихся на воде. Разчитывать на помощь было неоткуда. Мы приготовились к смерти. Большенство держалось совершенно спокойно, переговаривались, пели песни. Сбоку от меня перевернулся полузалитый водой баркас с несколькими матросами. Они пошли ко дну.одка поплыла килем кверху. К ней подплыли два матроса и уцепились. Так мы продержались более часа на воде. Некоторые приуныли, крестились, держались из последних сил. Невдалеке от меня за буёк держался молодой офицер-мичман. Он вёл себя геройскидо последней минуты. Заметив, что команда приуныла, собрал последния силя и крикнул: "Братцы, бодритесь, не унывать ! Наши победили, потопили германский броненосец. Слышите "ура"? Опять разнеслось "ура" над водой, но уже слабеющие. Более двух часов продержались мы на воде. Ни одной жалобы ни одного малодушного стона не слышал я. Нас 32 человека, неожиданно подобрали подошедшие лодки со стородевых пограничных постов. Закоченевших до потери способности двигаться, нас отвезли на берег. Отогретые, мы остались живы. Теперь поправляемся". В дознании по поводу гибели транспорта "ЕНИСЕЙ" выяснилось из допроса людей, которых удалось спасти, насколько выдающимся по доблести и самоотвержению было поведение личного состава погибшего судна. По единогласному показанию спасшихся, командир, капитан 1-го ранга, Прохоров прявил исключительное хладнокровие и своими умелыми распоряжениями достиг того, что при катострофе не только не было паники, но даже и ни малейшего замешательства. Имея полную возможность лично спастись, герой-командир предпочёл разделить участь своего корабля и погиб вместе с ним, до последнего момента оставаясь на мостике, озабоченный только тем, чтобы обеспечить возможность спастись как можно большему числу своих подчинённых. По показанию нижних чинов, которые находились на мостике возле командира, последний всё время приободрял команду и сохранял порядок при оставлении судна людми. Зная, что он лично останется и неминуемо погибнет, капитан 1-го ранга Прохопов тем не менее всё время имел спокойный, бодрый и даже весёлый вид. Бывший по обязанностям службы при командире мичман Вольбек не покинул его и добровольно погиб вместе со своим начальником. Когда рулевой Мылов подбежал и предложил для спасения буёк лейтенанту Матусевичу, то последний, занятый спусканием шлюпок, сказал ему: "Спасибо, братец, оставь себе буёк и спасайся сам". После этого он до конца оставался на мостике, исполняя своё дело, и только когда на мостике стоять было уже нельзя, упал в воду и погиб. Все остальные офицеры, насколько могли, были заняты спасением людей и, очутившись в воде, ободряли их, пока, будучи контужены или ранены, не пошли ко дну. Мичман Печаткин за несколько минут до того, как, обезсилев, утонул, кричал плававшей рядом с ним команде: "Не падайте духом, ребята, наш "ОКУНЬ" отомстил за нас !" Инженер-механик, капитан 2-го ранга Сачковский, держась на воде рядом с судовым врачём и лейтенантом Унтербергером, раненым и окровавленным, до самого того момента, когда оба они, выбившись из сил, пошли ко дну, старалсяподбодрить нижних чинов. Команда, сильная духом и вдохновлённая примером своих начальников, проявила полное спокойствие, мужество и образцовую дисцыплину. Тонушие, окоченевшие в ледяной воде люди перед лицом смерти нашли в себе силы прокричать "ура" в честь своего корабля в то мгновение, когда последний скрывался под поверхностью воды. С уважением Вл.

ВЛАДИБОРЪ: Потери личного состава составили 298 человек. Были спасены шлюпками с берега 1 офицер и 29 матросов. Спасённый офицер - старший механик инженер-механик капитан 2 ранга САЧКОВСКИЙ Николай Иосифович (Осипович) Род. 24.11.1878 г., инженер-механик капитан 2 ранга 06.04.1914 г. Удивительна его судьба, во время Русско-японской он уже тонул на минном транспорте "ЕНИСЕЙ" и вот опять "ЕНИСЕЙ". Кто нибудь знает как она сложилась в последующем ? УНТЕРБЕРГЕР Георгий ПАВЛОВИЧ 20.09.1885 - 22.05.1915 г. , МК 1906, лейтенант 06.11.1911 г. Может быть у кого нибудь есть портреты остальных офицеров, Прохоров у меня есть только на групповом снимке офицеров крейсера "АВРОРА". С уважением Вл.

denis: стопроцентно не даю гарантии но предположительно Павел Николаевич Матусевич

wind: ВЛАДИБОРЪ пишет: Спасённый офицер - старший механик инженер-механик капитан 2 ранга САЧКОВСКИЙ Николай Иосифович (Осипович) Род. 24.11.1878 г., инженер-механик капитан 2 ранга 06.04.1914 г. Удивительна его судьба, во время Русско-японской он уже тонул на минном транспорте "ЕНИСЕЙ" и вот опять "ЕНИСЕЙ". Извините ув. ВЛАДИБОРЪ но Вы, что-то путаете, на первом "Енисее" был один механик Помощник Старшего инженер-механика Н.Д. Яновский, который погиб, я конечно не большой специалист по механическим, и слету не скажу на чем он ходил в РЯв, но его первой наградой за РЯв был Станислав 3 степени с мечами и бантом (12.12.1905), хотя всех остальных если не ошибаюсь наградили одним приказом 14.05.1904 г. с примерно такой формулировкой :-) (покрайней мере такая формулировка была у С.Н. Власьева к Анне 4 ): "За постановку минного заграждения в заливе Талиенван и проявленную при крушении минного транспорта " Енисей " распорядительность по спасению команды" С уважением, В.

aden13: К.В. Прохоров А.А. Колчак

aden13: Г.П. Унтербергер Г.К. Тимашев

aden13: Врач А.А. Тетьев. Да, все фото из "Морского сборника" за 1916 год

ВЛАДИБОРЪ: Спасибо за фото. Прошу извинить за задержку, пытался сам разобраться, честно безуспешно. Вот. что пишит В.А. Белли в своих воспоминания В РОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ФЛОТЕ стр. 168. "... Интереснна была судьба Н.О. Сачковского, очень хорошего, прятного в общении человека и отличного специалиста. В Порт-Артуре он служил старшим механиком на заградителе "ЕНИСЕЙ", спасся при ео взрыве и гибели. Во время войны 1914 - 1918 гг. он снова был старшим механиком на новом минном заградителе "ЕНИСЕЙ", опять пережил его гибель от подводной лодки и спасся ..." На однотипном минном транспорте "АМУР" были два механика - помощник старшего инженер-механика СМЕТАНИН Владимир и и младший инженер-механик ФРЕЙЛИХМАН Алексей. Тогда почему на минном траспорте "ЕНИСЕЙ" один? Да, нашёл ещё одного САЧКОВСКОГО. Приказ Наместника Е.И.В. на Дальнем Востоке. г. Мукден 18 июня 1904 г. "За исправления повреждённого винта броненосца "СЕВАСТОПОЛЬ" - младшего инженер-механика Бориса САЧКОВСКОГО - орд. Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом". Можен быть уважаемый И.Р. что-то подскажет. С уважением Вл.

aden13: Их было два брата Сачковских - Николай и Борис. Оба были в Артуре: Николай на "Полтаве", а Борис на "Севастополе". Кстати, Николай за Порт-Артур получил еще Владимира 4-й степ. с мечами и бантом (22.12.1908). А Белли же сам в предисловии сказал, что пишет по памяти. Так что перепутал. Красиво, конечно, но все было не так

ВЛАДИБОРЪ: aden13 пишет: Красиво, конечно, но все было не так Да, скорее всего это так. Вот и у Ларенко среди спасённых офицеров САЧКОВСКИЙ незначится. Спасибо, с уважением Вл.

ДжинГрин: Уважаемые господа! на снимке члены команды Енисея: слева Флегонт Чудов. Возможно ли опознание второго человека?

denis: Давайте попросим хором Dirk проверить в персональном фонде Н.Н.Матусевича, нет ли там фотографии Павла Николаевича Матусевича. Фотографии то там были разные точно, но вот какие не помню.

Dirk: Денис, привет! Хоть хором, хоть поврозь, но у меня сейчас нет практически никакой возможности смотреть дела в советских фондах. Я работаю на Серебристом, а они - на Миллионной. Если на то пошло, то тебе намного проще от своей фирмы дойти до читального зала. Слабо тряхнуть стариной, а?

Dirk: В порядке анонса печатающегося седьмого номера "Кортика" - пересказ показаний спасенных с "Енисея": …Около 9 ч 30 мин утра, когда заградитель шел со скоростью около 12 узлов под 9 котлами, сигнальщик, находившийся на правом крыле мостика, внезапно закричал: «Справа идет мина!». Его крик подхватили еще несколько голосов. Стоявший вблизи него командир корабля капитан 1 ранга Константин Викторович Прохоров немедленно дал команду «право на борт», и приказал одну из машин перевести на задний ход, но спасти положение было уже невозможно. Взрыв произошел в районе правого трапа, против коридора гребного вала. В корме тотчас же погас свет, на находившихся в левой кочегарке сверху посыпался уголь, жилая палуба наполнилась дымом и паром. На палубу падали поднятые взрывной волной обломки, рухнула фор-стеньга. Сила взрыва была такова, что находившийся в носовом отделении у минного погреба матрос 2 ст. Николай Кламбоцкий был сбит с ног вышибленной крышкой иллюминатора. …Инженер-механик капитан 2 ранга Николай Иванович Сачковский, незадолго перед взрывом покинувший машину и зашедший в пустую кают-компанию, пришел в себя от острой боли в голове и с ужасом обнаружил, что он заклинен обломками стола, кресел и рухнувшего книжного шкафа. С трудом освободившись, он, пошатываясь, двинулся к трапу на верхнюю палубу... Командир и старший штурман подали команду «Водяная тревога», но крен на правый борт нарастал с такой скоростью, что о борьбе за живучесть не могло быть и речи. Находившиеся на верхней палубе матросы безуспешно пытались спустить шлюпки, но те были закреплены, и времени не хватило. Тали рубили топорами. Паники практически не было. Этому много способствовали офицеры, в частности командир и стоявший рядом с ним мичман Степан Иосифович Вольбек. Последние были спокойны, даже веселы, шутили, подбадривали команду: «Ребята, не робейте, не обалдевайте!», «Не ошалевайте, молодцы, не ошалевайте!» Старший офицер корабля старший лейтенант Александр Александрович Колчак дал команду рубить крепления, с помощью которых из коек были скреплены противоосколочные траверзы вокруг орудий – это многим помогло обрести спасательные средства. Лейтенант Павел Николаевич Матусевич, скинув бушлат, распоряжался с мостика, когда рулевой Петр Мылов предложил ему буек. «Спасибо, возьми сам», – ответил офицер. Он бросился за борт, лишь когда на мостике нельзя уже было стоять. Командир оставался на посту до последнего, и только один из спасенных впоследствии показал, что видел и его прыгнувшим в воду. Вероятно, он был затянут воронкой. Выбравшиеся из тьмы на верхнюю палубу с тоской видели потоки воды, вливавшиеся через правый борт. Машинные люки были открыты, и срывавшаяся туда вода еще ускоряла опрокидывание. Оставалось лишь бросаться за борт и стараться отплыть подальше от уходящего в пучину заградителя. Буквально через пять-семь минут после взрыва корабль уже стоял почти вертикально носом вверх, и по борту в сторону штевня карабкался трюмный Карманов. Крик Сачковского «“Енисей” погружается, ура, ребята!», был подхвачен десятками голосов. Через несколько минут на поверхности плавали лишь многочисленные обломки и около 200 человек. Вода – +8, до берега – 3 мили, на горизонте – ни дымка. Люди пытались использовать плававшие вверх килем шлюпки, переворачивали их, но отчерпать воду было нечем. Офицеры и в воде подбадривали команду, мичман Сергей Владимирович Печаткин говорил: «Не робейте, ребята, они нас потопили, но наш “Окунь” отомстил за нас, потопил их крейсер!» Вскоре крики и песни смолкли. Окоченевшие люди по одному теряли силы и шли на дно. Лейтенант Г.П.Унтербергер, доктор А.А.Тетьев и многие другие погибли, когда уже радостные крики оповестили о приближении паруса… …Гибель «Енисея» была замечена с пограничного поста Ристи. Отправив сообщение в Ревель, солдаты бросились к шлюпкам. До места катастрофы они и их товарищи с поста Неве (ныне – Ныва) добрались через час, когда холод и волнение уже сделали свое дело. Да и старые, нещадно текущие маленькие лодченки могли взять на борт лишь немногих. В 11 ч 40 мин подошли из Балтийского порта спасательные суда «Эрви», «Карин» и «Либава», приведенные инженер-механиком капитаном 1 ранга Петром Александровичем Федоровым. Всем вместе удалось спасти лишь инженер-механика Н.И.Сачковского, 29 матросов, да поднять 11 тел. Всего же погибли 298 человек, в том числе командир капитан 1 ранга К.В.Прохоров, семь офицеров и врач. Прошла Первая мировая. В сети рыбаков из посёлка Ныва стали попадать черепа, напоминая о недавней трагедии. Говорят, что постепенно множество их скопилось на стеллажах в местном пункте приема рыбы… «Енисей» же, хоть и лежал на довольно большой глубине – как потом оказалось, 45–47 м – манил охотников за металлами, которые надеялись разделать его так же, как, например, полузатонувшую на мелководье «Славу». В 30-е гг. Департамент водных путей Эстонии выдал соответствующее разрешение, однако предпринимателям из-за несовершенства техники не удалось даже найти интересовавший их объект. И вот в 1993 г. к Осмусаару подошли «Маре» и «Альтаир». Слово самому Велло Мяссу. ... Ну а дальше - читайте в номере!

aden13: Dirk пишет: Старший офицер корабля старший лейтенант Александр Александрович Колчак дал команду рубить крепления, с помощью которых из коек были скреплены противоосколочные траверзы вокруг орудий – это многим помогло обрести спасательные средства. Дима, обрати внимание - твой, Артурец

denis: Dirk пишет: Слабо тряхнуть стариной, а? Рекомендации дашь?

Dirk: А что? Пишешь заявление от своего имени на имя директора (если прям завтра - то на имя В.С.Соболева, придешь позже - уточни в канцелярии). Указываешь тему исследования, хронологические рамки. Для русских и советских фондов, кажется, надо рызные заявления. Приходишь с паспортом на Миллионную 36 в канцелярию (флигель, 2 этаж). Калитка закрыта, придется говорить с милиционером по домофону. Время: ВТ, ЧТ с 10 до 17, ПТ - 10 - 16 (обед в канцелярии с 13 и до 14 с хвостиком). Успехов, Денис!

UB: Господа, а какую задачу выполнял Енисей в момент своего потопления ? В свеже изданной книге Арбузова - Минные заградители типа Амур(http://u-boat-laboratorium.com/booksnews/page308/page392/), на страницах 53-54 приводится интересная справка. - Капитан 2 ранга Н. Новиков, редактировавший книгу Ролльмана "Война на Балтийском море 1915 год"в примечании написал - Гибель Енисея должна быть всецело приписана легкомыслию русского оперативного руководства, пославшего корабль специального назначения в Рижский залив для поддержки миноносцев в качестве лёгкого крейсера (с ходом в 17 узлов!!!) без охраны, что явилось повторением случая с Палладой. Енисей шёл без хранения - один ? С У.

volnoper: У Ролльмана - "он шел без конвоиров, держась вплотную к берегу..."

Dirk: Да, без охранения. Я же говорю, пограничники на шлюпках спасали... Но вот "вплотную к берегу"... Там миль шесть!

volnoper: Посмотрел Ролльмана (в изд. 1935 г. это стр. 99) перепечатал правильно о береге. "...U-26 подошла незамеченной с носу на дистанцию 600 м, и в 8ч. 27 м. выпустила торпеду. Взрыв пришелся под средней частью корабля, который тотчас лег на правый борт и затонул через 3 минуты... только 21 человека удалось спасти подошедшему миноносцу...".

Ad rem: Когда прочитал статью уважаемого Dirkа , опубликованную в последнем "Кортике" (выдержки из нее см. выше) и работу В.Я. Крестьянинова про Амуры, вышедшую пару недель назад в изд. Арбузова, то поймал себя на мысле о том, что описание СПАСАТЕЛЬНЫХ работы мягко-говоря не сходятся... А именно.... Версия уважаемого Dirkа Версия В.Я. Крестьянинова Смотрел Пузыревского, но там ответа не нашел... Какая версия ближе к истине и почему могло возникнуть такое разночтение?

ркр065: Ad rem пишет: Какая версия ближе к истине...?

ркр065:



полная версия страницы