Форум » Первая мировая война » Госпитальные суда Черноморского флота в Первую Мировую войну и революцию » Ответить

Госпитальные суда Черноморского флота в Первую Мировую войну и революцию

Ермакъ: Тема создана по просьбе Алексея Царькова - московского коллеги. На форуме он пока не зарегистрирован (из-за временных проблем с Интернетом). Его e-mail: batigol77@mail.ru Уважаемые коллеги! Просьба помочь с информацией по судам медицинского назначения, обеспечивавшим деятельность ЧФ в период Первой Мировой войны, революций и Гражданской войны. Интересуют прежде всего плавгоспитали, а также санитарно-транспортные суда, баржи различного назначения, дезинфекционные суда. Прежде всего четыре "канонических" плавгоспиталя: "Португаль" (бывший "француз", потопленный в U-33 в 1916 г.), "Вперед", потопленный U-38 в 1916 г., "Экватор" (бывший "француз") и "Петр Великий". Кроме этого интересует информация и иллюстрации по следующим судам: "Креста", "Колхида", "Сюжет", "Санитар", "Раненый", "Пушкин", "Теверс", "Оксюз" и др. Интересуют и другие подобные пароходы.

Ответов - 98, стр: 1 2 3 4 All

Рамзес: wind - ну если время есть и пока не спится , чисто по шхунам в течении часа ответ дам , а насчет соединения со штабом да еще и в 16 году - может Вы имеете в виду Дивизию Сторожевых судов (тоже нужно уточнить как называлась и когда возникла) - на ЧМ к 16 тех шхун в роли ловушек уже не было (кажись транспортной флотилии передали или вовсе хозяевам вернули) , а функцию борьбы с подлодками на себя стали брать заказанные в Штатах истребители - гринпорты , на ЧМ в отличии от Балтики специальных сторожевиков не строили

Тритон: wind Встречал я запись у одного офицера - командир судна-ловушки. Надо порыться. Рамзес На "Лукулле" в 1919 г. из Черного моря в Грецию смоталось командование Черноморского флота. Группа молодых офицеров хотела на нем уйти на Север, но сперва денег не нашлось, а потом обстановка изменилась. По поводу его подъема. В 1923 г. в Константинополе еще было много морских офицеров так что этот факт не остался бы незамеченным. Но - нигде ничего. Только переписка о помощи экипажу потерявшему все вещи.

Рамзес: для Тритона - пока посмотрел насчет подъема , по одним записям вскоре после затопления поднят , к 23 перепродан туркам и уже начал работать , по другим же поднят в 23 , а в работе с 25 , но сомнений что подняли именно Лукулл и он будущая жертва наших подводников у забугорных товарищей нет - а Вам много встречалось мемуаров с подробным описанием событий 23 года в районе Стамбула ? - по моему к моменту взятия Ататюрком бывшей столицы большинтсво белых постаралось убраться оттуда куда только могло По 19 пока только что в марте его увели из Одессы французы перед самым взятием города Григорьевым - а вот дальше , как и с кем добрался до Греции у меня инфы нет - да и был ли в караване Врангеля уходившем из Крыма не уверен (его штабным судном стал позже) - может "загорал" в Константинополе все это время - по крайней мере у белых какая - то снабженческая база в 19 - 20 годах там была и даже несколько судов за ней числилось Теперь по ловушкам - инфы мизер и то благодаря работе земляка Гончарова и Заблоцкого из 34 - 35 Гангутов (дальше мои покупки его закончились) После первых успехов германских ПЛ на ЧМ в самом начале 1916 из 2 парусно моторных судов оборудовали 2 судна - ловушки Наш (бывш гулет Вел кн Михаил) и Он (шхуна Святой Николай), чуть позже присоединили еще 2 - Покой (галиот Андрей Первозванный) и Рцы (трембак Василий Великий) на каждом по 1 47 и 1 37 мм орудию - ни командиров ни других подробностей по ним нет , как и срока службы в этом качестве - чуть позже так использовали шхуну Преподобный Сергий (в то же время официально транспорт - 128) именно она и сделала в начале мая 1916 несколько выстрелов по погружавшейся немецкой UB - 7 недалеко от Севастополя Других данных нет и похоже в дальнейшем функции ПЛО на себя взяли начавшие вступать в строй Гринпорты и переоборудованные в посыльники небольшие старые номерные миноносцы


Klaus: В регистре Ллойда две Чанхаи - одна числится как "Ex Kalkida" 1879г постр., 164 брт, приписана к Измиру.

Рамзес: для Клауса - на какой это год и есть ли что более подробное ? для Тритона - есть описание аварии , по данным газет того времени , страницы полторы мелкого текста и набирать подробно неохота , если кратко - произошла в районе 5 дня , Лукулл стоял на 2 якорях,Адрия шла из Батума и влупила в борт (вроде не смогла затормозить из - за сбоя в машине , хоть яхта и не на фарватере стояла) , насчет разрезала пополам преувеличение - когда выдергивала свой застрявший форштевень просто утянула яхту на дно - та затонула меньше чем за 5 минут - раз в 10 потяжелее все же экс - австрияк (в общем весьма случай с Адмиралом Нахимовым напоминает) - затонула не глубоко ибо через несколько дней (точной даты нет , но весьма быстро) спустили водолазов и те подняли архив о котором Вы писали - даже такая подробность , не нашли лишь 2 тетради личных записей Врангеля - генерал что - то типа дневника вел На борту 6 офицеров , 2 адъютанта , 33 члена команды и 18 конвойцев - погиб дежурный по яхте мичман Симаков , остальных всех спасли - возможно действительно без ГПУшников не обошлось - газетчики пишут удар пришелся в район каюты Врангеляб а он где - то за час до аварии съехал на берег - ну может и "утка" ради такого случая , еще подробность - спасали не шлюпки парохода , а лодки с близ стоящих военных судов, в их числе итальянского дредноута Кайо Дуилио - расследование было, но вины капитана Адрии и лоцмана сопровождавшего пароход не нашли

Klaus: для Рамзеса: Ллойд подряд c 1936-37 по 1945-46гг. CANKAYA ex KALKIDA, железный, год постройки 1879, место постройки Англия, 194 брт, (на 1945-46 стоит 264 брт), 115 нрт, владелец Izmir Liman Isleri Sirketi, с 1940-41 T. C. Munakalat Vekaleti Devlet Denizyollari Isletme U. M., 144,3х20,7х10,2 фут. Порт приписки Измир, флаг турецкий. Данные о силовой установке отсутствуют полностью во всех годах.

aden13: Рамзес пишет: погиб дежурный по яхте мичман Симаков , Погибшего звали Сапунов Петр Петрович, мичман (ОГК(1917))

wind: Рамзес пишет: На борту 6 офицеров , 2 адъютанта , 33 члена команды и 18 конвойцев - погиб дежурный по яхте мичман Симаков , Все правильно, только это был Мичман Петр Петрович САПУНОВ выпускник ОГК 1917 г. Мичман (25.03.1917) ... С уважением, В.

wind: Антон, опять ты меня опередил ;-), все пока ты на форуме молчу как рыба ;-))) ... С уважением, В.

Рамзес: Да по фэмили я малость ошибся - когда весь объем набирал и не глянул чисто это уточнить Для Клауса - а что по второй Чанхае , там данные какие ? Меня смущает даже не дата постройки отличная от Лукулла - с этим проблем в регистрах хватало - корпус чисто турка имеет довольно серьезные различия по ширине , ладно еще по длине бушприт убрали и может носовую часть при ремонте с клиперской перестроили , а вот ширина это посерьезней Но в тоже время экс Калхида - она при русском посольстве в Турции не один год состояла именно с этим именем и турки ее думаю хорошо запомнили А более ранних регистров нет , чтобы вычислить достоверно дату появления - финт что стоит на учете в 45 - 46 тоже не особо смущает , после 1 МВ "бабки подбивали" до 22 года и в некоторых современных справочниках на основе Ллойда мелочь погибшая в годы 1 МВ , в новообразованных флотах вплоть до 22 года числится (с этим столкнулись когда прибалтами плотно занялись) - вероятно и во 2 МВ происходило аналогичное По крайней мере хозяева этой Чанхайи и то что давал я совпадают да и приписка одна Измир - ну версии конечно высказывать можно любые

Klaus: По второй выложу попозже, биография у неё бурная, надо как следует порыть. Но первое впечатление - вряд ли. Траулер, переделанный в танкер, да и по датам не стыкуется...

batigol: история гибели "Колхиды" мне хорошо известна, но вот насколько достоверна информация о ее подьеме? в статье в "Родине" об этом ни слова. а фото приведено не то - плавгоспиталь был крупнее и двухмачтовый.

Рамзес: Алексей - насчет подъема , а вообще насколько можно верить регистру Ллойда ? (выводы делайте сами - но кажись тут мнение однозначно) Двухмачтовая яхта это как раз будущий Лукулл - Колхида (экс Тамара) приведена верно Кажись фото о котором Вы пишете было в одной из книг по Бизерте (может еще где) , но и там оно подписано как Лукулл на Босфоре, а не как плавгоспиталь Колхида - если есть сомнения , запостите свою версию - подумаем да вместе разберемся А насчет дальнейшей судьбы экс - русских кораблей за бугром , после гражданской - они меняли флаги , неоднократно продавались , бывало тонули и вновь после подъема вводились в строй - вот только многим ли эта их зарубежная сторона биографии известна и интересна ? По моему Вы путаете разные вещи - гибель Колхиды у болгарских берегов (ее действительно никто не поднимал и дайверы до сих пор временами ныряют) - ну так это 1920 , а мы же разбирались с Лукуллом (экс Колхидой) - она затонула в Босфоре в 21

batigol: это фото у меня есть в подлиннике, в книгах его пока не встречал. зато это точно посыльное судно, временно бывшее госпиталем. а на представленном выше кадре, насколько я разбираюсь, "Колхида", ставшая ростовской АВРОРОЙ. потом она затонула у болгарии. ее чертежи публиковались в моделисте, их на яндексе легко найти.

batigol: И ОПЯТЬ ВСЕ ЗАБЫЛИ ПРО "ВПЕРЕД""

Рамзес: Алексей забыть можно о том , что есть - чего нет просто нет (это к столь искомой фотке Вперед) Вы все же разберитесь или поделитесь своей инфой что есть - ростовская Аврора (Колхида -2) именно она и есть плавгоспиталь начального периода войны - Колхида 1 к началу 1 МВ уже Лукулл (вот она двухмачтовик и приличное фото кажись на Балансере Панцеркапфвагеныч цеплял) и с этим именем входила в ЧФ всю 1 МВ и гражданскую - Вы или "сдайте" источник инфы где точно пишется о плавгоспитале Лукулл (еще раз повторюсь - уже не Колхиде к лету 1914 года) или просто разберитесь в теме А насчет того что 2 мачтовик крупнее - это всего лишь фото сделано с более близкого расстояния тоже повторю, теперь ТТХ - Колхида 1 (она же Лукулл и двухмачтовик) 533 (580) т / 268 брт 48,77/54,9 - 7,3 - 3,3 m, 700 лс 11 узл теперь Колхида 2 (экс Тамара и трехмачтовик - позднее "ростовец" и гибель у Болгарии в 1920) 1897-1899 гг.завод Крейтона в Або. 1020 т. 79,2 - 8,68 - 4,3 м. 1200 лс 14 узлов Так кто в реале крупнее - или почти 80 метров длины уже меньше чем 55 с бушпритом ?

архивист: То что есть в моей работе о РОКК в ПМВ о "Португалии" я уже выкладывал здесь: http://kortic.fastbb.ru/?1-5-0-00000001-000-120-0-1205301619 О "Вперед": "Сразу после потопления «Португаля» ГУ постановило оборудовать взамен него 2 новых госпитальных судна на Черном море. И уже 27 и 28 апреля 1916 г. МИД уведомил все неприятельские правительства, о зачислении новых плавучих госпиталей РОКК «Вперед» и «Атене» в разряд госпитальных судов. Но 25 июня госпитальное судно РОКК «Вперед» было, также как «Португаль», потоплено подводной лодкой близь Батума, погибли 8 человек, из них 2 сотрудника РОКК. 30 июня Общество заявило новый протест. 8 июля пришла телеграмма от Турецкого общества Красного Полумесяца, где указывалось, что оно не может найти «Вперед» в списке признанных госпитальных судов, что было явным лицемерием. А 9 июля МИД сообщило ГУ, что им по дипломатическим каналам получено сообщение турецкого правительства, что оно не признает пароход «Атене» госпитальным судном. Турецкое правительство ссылалось на, якобы, российское «несогласие признавать турецкие госпитальные суда в неограниченном количестве», что было уже прямой ложью, так как все турецкие суда, о которых было получено уведомление, были признаны Россией. В ответ на это правительство России довело до сведения Турции, что отныне Женевская и Гаагская конвенции применяться к турецким госпитальным судам русскими войсками не будут. Хотя и до этого воюющие стороны допускали нарушения международных конвенций, но в случай с потоплением русских госпитальных судов, был из ряда вон выходящим. Возник большой резонанс, повлекший за собой такие крайние меры, как официальный отказ воюющих сторон от некоторых положений конвенций, что произошло впервые за все время Первой мировой войны." Ссылаться, если что, придеться на мою работу, как на рукопись. О баржах: "Еще на румынском фронте действовали 4 баржи для перевозки раненых и больных и госпитальное судно «Атене»." Источник: Извлечение из краткой записки Главноуполномоченного Южного района кн. Н.П. Урусова о деятельности его в Добружанском районе с открытия кампании до 1 ноября 1916 г. // Вестник Красного Креста. 1917. № 1. Там, вроде были названия барж, но я, к сожалению, не записал, цели другие преследовал тогда. По-моему, среди названий были "Санитар" и "Раненый", но не уверен. Но одно название помню точно - "Сестра милосердия".

Рамзес: архивист - а с баржами накладок нет ?По моим данным в ЭОН на Дунае была , баржа Сестра Мира (похоже от имени собственного - может и через 2 Р пишется - нужно смотреть) , насчет Сестра милосердия данные не попадались Кстати - в той же статье Гончарова и Заблоцкого из Гангута пишется что после гибели парохода Вперед уже с 8 8 1916 2 оставшихся госпиталя Атене и Экватор были исключены из разряда госпитальных и все остальное время входили в транспортную флотилию как номерные транспорты - даже перекрасили специально Правда не совсем понятно с Петром Великим - он похоже госпиталем был и в 17 году , может просто в Севе как стационарное использовался - немцы его по крайней мере там взяли Насчет барж еще немного - Раненый действительно в районе Одессы находился и к операциям на Дунае в принципе мог привлекаться , а вот Санитар это бывший миноносец и его как санитарного кажись тоже всю войну в Севе держали , ну до такой экзотики как "поденка" для каждого малого судна в моменте его участия в 1 МВ и гражданской войне я еще не дожил

архивист: Рамзес пишет: архивист - а с баржами накладок нет ? Рамзес, наверняка есть. Я и написал, что названий не помню. Можно попробовать проверить, но требует времени. Что в отчете упомянуто 4 баржи - точно. Насчет "Сестры милосердия" отчетливо помню. А "Сестра Мирра" - это, похоже, в женщины награжденной орденом Св. Георгия. Написание ее имени, как "Мирра" я встречал. Но ЭОН и РОКК организации больно разные. Хотя все возможно. Может это одно и тоже. Рамзес пишет: после гибели парохода Вперед уже с 8 8 1916 2 оставшихся госпиталя Атене и Экватор были исключены из разряда госпитальных и все остальное время входили в транспортную флотилию как номерные транспорты - даже перекрасили специально Встречал я подобную информацию, но тем не менее в отчете на который я ссылаюсь "Атене" упомянут как госпитальное судно РОКК.

Тритон: Рамзес В "Списке судов речной транспортной флотилии" составленном не ранее 11 октября 1918 г. упоминаются баржи: "Сестра Милосердия" грузоподъемностью 60000 пудов принадлежащая речной транспортной флотилии зачисленная 20 июля 1916 г. мобилизованная в Рени используемая Морведом и захваченная румынами; "Раненый" грузоподъемностью 60000 пудов принадлежащая речной транспортной флотилии зачисленная 27 августа 1916 г. мобилизованная в Рени используемая Морведом; "Сестрица" грузоподъемностью 60000 пудов принадлежащая речной транспортной флотилии зачисленная 27 августа 1916 г. мобилизованная в Рени используемая Морведом и захвачена румынами; "Сестра Мира Иванова" грузоподъемностью 120000 пудов принадлежащая речной транспортной флотилии зачисленная 28 октября 1915 г. мобилизованная в Рени используемая Морведом. Ни одна баржа из этих и остальных в списке не отмечена как санитарная.

pz.kpfw: Сестрица это не блокшив, дунайский старый параход?

Тритон: pz.kpfw Об этом в "Списке..." ничего не говорится, но судя по грузоподъемности вряд ли это раньше был пароход.

batigol: C "Колхидой" это я попутал малость, но разобрался и исправляю свою оплошность - именно "Колхида-2" непродолжительное время была плавгоспиталем ЧФ. позднее погибла у берегов Болгарии по непонятной причине.... ну, а на отыскание "Вперед" надежда только на СПб. но погодка там сейчас "чудесная"....

batigol: у кого есть информация по плавгоспиталю "Атене"(кроме справочника Бережного) и изображения парохода - большая просьба поделиться!

Серж: Плавучий госпиталь =Экватор= - масса интересных фото - - http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001797380 - - http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2502391037 - лазарет КК на пароходе "Царица" - Дальний Восток - http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2008071603 - госпиталь на парусном судне "Орел" С ув, С

batigol: не дадим умереть родной теме.... спасибо за ссылку, ранее видел подобную страницу по "Португали", только подписана она была не совсем правильно. из фоток лишь одна была с внешним видом корабля - стандартный вид на левый борт, остальное- различные интерьеры.

vvy: batigol пишет: у кого есть информация по плавгоспиталю "Атене" Я сейчас делаю справочник по русскому флоту в Первой войне. Вот, что там будет по "Атене":

Klaus: У меня картинки только голландского периода. Кстати, голландцы почему-то упорно "топят" его в Босфоре в 1918г как австро-венгерский приз.

Рамзес: Наш любимый Миррамар тоже дает так - explosion Kara Burnu 10.1918 А остров если не ошибаюсь разумеется именуется ЭВбея (не ЭОбея) - может разные транскрипции ?) - это один из множества в их Архипелаге , причем не самый маленький

rspc: vvy пишет: Я сейчас делаю справочник по русскому флоту в Первой войне. Вот, что там будет по "Атене": Напмсал в личку



полная версия страницы