Форум » Первая мировая война » Офицеры Первой мировой... » Ответить

Офицеры Первой мировой...

Автроилъ: СТЕПАНОВ Константин Иванович (26.09.1866-02.03.1917), капитан 1-ого ранга (в чине с 06.12.1911). Окончил Морское училище (1887) и Минный офицерский класс (1893). Служил на кораблях Балтийского флота. Старший офицер МКР "Лейтенантъ Ильинъ" (1904-1905), УС "Двина" (1905) и МТР "Волга" (1905-1907). Командовал внутренней брандвахтой "Адмиралъ Грейгъ" (1907-1908), минными заградителями "Амуръ" (1908-1910) и "Нарова" (1910-1912). С 1913-ого по 1914 год заведовал обучением в Минном офицерском классе. В Первую мировую войну вступил командиром КР "Адмиралъ Макаровъ" (с 27.05.1914). Участвовал в минно-заградительных операциях русского флота и боестолкновениях с кораблями противника, однако, вскоре был отставлен от должности за нерешительность в действиях при встрече в устье Финского залива с германскими крейсерами "Augsburg"и "Magdeburg" (17.08.1914). По предложению адмирала Н.О. Эссена (1860-1915) назначен командовать УС "Николаевъ" (с 10.08.1915). В последующем исполнял обязанности начальника Школы юнгов (12.05.1916-02.03.1917). Убит матросами в Кронштадте во время событий февраля-марта 1917-ого. Фотографии случайно ни у кого нет?

Ответов - 208, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

ркр065: Автроилъ пишет: Фотографии случайно не у кого нет? В разделе "фото" на ветке про "Николаев" был групповой снимок офицеров УМО с интересующим Вас офицером в центре.

Автроилъ: ркр065 пишет: В разделе "фото" на ветке про "Николаев"... Благодарю! Однако. на каком снимке, который из "Гангута"? С уважением...

ркр065: Да. Он там самый "габаритный" :)


ркр065: Вот еще одно его изображение в бытность службы в МОК. Фото несколько раз публиковалось, в том числе в упомянутом выпуске "Гангута".

ркр065: Кстати, желающие могут поупражняться в разгадывании остальных "персоналий" :) С пожеланиями успехов, М.

wind: ркр065 пишет: Кстати, желающие могут поупражняться в разгадывании остальных "персоналий" :) Миша, тебе это надо ;-)) ? С уважением, В.

ркр065: wind пишет: Миша, тебе это надо ;-)) Я ж не о себе думаю, о людях! :)

ркр065: ...и между прочим, приличных фотографий Пяткина не так уж и много

wind: ркр065 пишет: Я ж не о себе думаю, о людях! :) Если ТЕБЕ нужно, я думаю можно попытаться ;-)) С уважением, В.

ркр065: Володя, спасибо! Я знал, что ты всегда готов ринуться в бой :) Правда, если уж речь обо мне, то меня, честно говоря, больше интересовала та, первая фотография, на "Николаеве". Но, она как-то не вызвала в свое время большого восторга и энтузиазма... :( С ув., М.

ркр065: Специально для Archivarius выкладываю несколько приказов по БФ, которые, думаю, будут в этой ветке вполне к месту :)

ркр065:

ркр065:

Лишенный профайла: ркр065

ркр065: Залез в "Списки..." в поисках кандидата на идентификацию офицера на фотографии из другой ветки и наткнулся случайно на нечто, из ряда вон... Во всяком случаем, для меня такой факт был совершенно неожиданным и произвел потрясающее впечатление. Т.к. факт касается офицера и взят из 1916 г., то решил его запостить в эту ветку. В "Списке..." за 1916 год в разделе "Подпоручики" пунктом 246 указан подпоручик по Адмиралтейству АБАКУМОВ Александр Маркович, Черн. фл. эк., ст. боцман (15). Подпор. за отл. (18.1.16). Род. (12. 6. _). Т.е. года рождения нет. К чему бы это?? А просто уже никто и не помнит Ибо!!!!! , товарищщъ в службе с (52) !!!!!! И дальше: список наград - т.е. это даже не список, а музейная экспозиция! Серебр. медаль на Георг. л. за Севаст. обор. (55) Св.-бр. медаль за Синопский бой (54) Т.-бр. медаль на Георг.-Андр. л. за войну 1877-1878 (78) Т.-бр. медаль памяти корон. Императора Александра III (83) Св.-бр. медаль п. 300 л. царствования дома Романовых (13) и что-то там еще иностранческое... А мы тут, выходя на пенсион, друг перед дружкой тельники на чахлой груди руками рвём, кто из нас круче: "У меня 30 лет календарей!", "А у меня 32!!!". p.p.p.s. Тока не говорите, что я последний на этом Форуме узнал про этого героя Синопа.

ВЛАДИБОРЪ: АБАКУМОВ Александр Маркович Ист. Г.Некрасов У СТЕН ЦАРЬГРАДА С уважением, Вл.

volnoper: В журнале "Источник" 1996/4 о нем есть большая статья "Вступил на флот охотником". Год рождения 1823. Он даже пережил гибель "Марии" на которой служил и даже имел собственное мнение о причине гибели дредноута. Кстати при Синопе он тоже служил на "Марии" "подавал из трюма снаряды" .

ркр065: Вот видете, как полезно быть "чайником" Сколько чудных открытий сам себе можешь подарить!

volnoper: О карьере А. М. Абакумова. 12 августа 1823. из крепостных крестьян. Тверская губ. С 1851 г на военной службе. ЧФ (до 1856). В боевых действиях против горцев (1852). Был в плену 10 суток "у черкесов". Участник Синопа и обороны Севастополя редут Шварца и 1-я оборон. линия. Прислуга при орудиях. 29 ЧФЭ. В войну 1877-78 гг. "был при графе Тотлебене под Плевной, в качестве камердинера". В 1914 г. жил в Петрограде на Б. Подъяческой. В ноябре 1914 подал прошение на Высочайшее имя. Разрешение было получено. Сначало на БФ, а в мае 1915 г. переведен на "Марию". Заодно ему дали в начале 1915 г. боцмана, а затем ст. боцмана. Год смерти не указан, летом 1917 г. был жив и допрошен комиссией о гибели дредноута.

aden13: ркр065 В книге А.П. Лукина "Флот" (Париж, 1934) описан эпизод его прибытия на "Марию" к старшему офицеру А.В. Городысскому.

ркр065: Ув. volnoper, aden13 Спасибо!

Александр: volnoper пишет: В журнале "Источник" 1996/4 Абакумов Александр Маркович 12.08.1823, деревня Кедрова, Лопатинской волости, Весьегонского уезда, Тверской губернии- конец 1851 - призван во флот, в 29-м флотском Черноморском экипаже 1952 - в действиях против горцев, 10 суток в плену у черкесов 1853 - матрос 2 статьи линейного корабля императрица Мария 1856 - уволен с флота 1877-1878 - в русско-турецкой войне, в сражении под Плевной 19.12.1915 - предписанием штаба флота Чёрного моря зачислен в экипаж линейного корабля императрица Мария, матрос 2 статьи, матрос 1 статьи, боцманмат, кондуктор. На корабле конкретных обязанностей не нёс, должен был рассказами поднимать боевой дух личного состава подпоручик по адмиралтейству (18.01.1916) № 1 Прошение А. М. Абакумова Николою II г. Петроград 30 октября 1914 г. Верноподданного ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА бывшего матроса 29-го флотского Черноморского экипажа, Севастопольского ветерана, крестьянина Тверской губернии, Весьегонского уезда, Лопатинской волости, деревни Кедрова, Александра Марковича Абакумова, жительствующего Петроград Бол. Подьяческая улица, д. № 17. ВСЕПОДДАННЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ В бытность моей военной службы в Черноморском флотском экипаже я был на корабле "ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ", на котором и участвовал в знаменитом Синопском бою, подавая из трюма корабля к орудиям снаряды, затем провел всю Севастопольскую осаду на редуте "Шварца"3 в 1 и оборонительной линиях, исполняя обязанности прислуги при орудиях, в войну 1876 и 1877 года4 был при графе Тотлебене5 под Плевной, в качестве камердинера, теперь достигнув 90 лет и еще достаточно бодрый, в настоящую трудную отечественную войну по силе возможности послужить царю и отечеству. На основании вышеизложенного я осмеливаюсь всеподданнейше просить ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО разрешить мне вступить добровольцем в армию, верноподданный ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА крестьянин Александр Маркович Абакумов. Резолюция (на копии): Начальник штаба приказал представить список о награждении охотника* Абакумова золотой медалью для ношения на шее на Александровской ленте ко дню 6 мая сего года. 28 апр. (подпись неразборчива). РГА ВМФ. Ф. 417. On. 5. Д. 3631. Л. 1. Заверенная копия. № 2 Доклад Главного морского штаба Николаю II 3 мая1915 г. На корабле "Императрица Мария", участвовавшем в Синопском сражении, находился на действительной службе матросом крестьянин Тверской губернии Александр Марков Абакумов, который затем провел всю Севастопольскую осаду, исполняя обязанности прислуги при орудиях. В настоящую войну, имея от роду около 90 лет, но чувствуя себя достаточно бодрым, Абакумов вступил во флот охотником и зачислен в состав команды вновь построенного линейного корабля "Императрица Мария"6. Во внимание к сему, испрашивается высочайшее соизволение: на награждение его на день тезоименитства Вашего императорского величества 6 мая сего года золотою медалью с надписью "за усердие" для ношения на шее на Александровской ленте. Кроме того, поведено при первом моем приезде, если его императорского величества не будет ранее в Севастополе или Николаеве - произвести в старшие боцманы" считая, что 6 мая Абакумов будет произведен в боцманы. Подписали: Морской министр, генерал-адъютант Григорович7 и начальник Главного морского штаба, вице-адмирал Стеценко. На подлинном рукою морского министра написано: "Высочайше соизволено в Ставке, мая 6-го дня 1915 года. Морской министр, генерал-адъютант Григорович". Справка: Бывший матрос бывшего 29-го флотского Черноморского экипажа Александр Абакумов зачислен во 2-й Балтийский флотский экипаж с 19 декабря 1914 года, после отправлен на линейный корабль "Императрица Мария" в Черноморский флот. 29 апреля 1915 г. Там же. Л. 2. Машинописная заверенная копия. № 3 Распоряжение помощника начальника Главного морского штаба командиру линейного корабля "Императрица Мария" 31 июля 1915 г. Препровождая при сем одну золотую медаль с надписью "за усердие" для ношения на шее, на Александровской ленте, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалованную в 6-ой день мая сего года охотнику флота Александру Абакумову, для выдачи по принадлежности, Главный морской штаб просит о получении таковой уведомить. Помощник Начальника Главного морского штаба, свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА контр-адмирал (подпись неразборчива). На обороте документа рукою А. М. Абакумова помета: "Золотую медаль получил старшей боцман Александр Абакумов". Там же. Л. 10. Подлинник. № 4 Прошение А. М. Абакумова военному и морскому министру А. И, Гучкову г. Севастополь 30 апреля 1917г. При сем имею честь представить на Ваше, господин министр, распоряжение копию прошения, поданного мною одновременно с сим на имя командующего Черноморским флотом. При этом считаю долгом доложить Вам, господин министр, что при существовании в России старого строя аналогичные прошения мною были поданы в Штаб командующего Черноморским флотом, на имя бывшего царя и морскому министру, но, как мне кажется, моим прошениям никакого движения дано не было. Желательно было бы мне самому лично объяснить Вам, господин министр, все то, что я знаю и о чем мог бы рассказать. Я уверен, что мне, старому севастопольскому ветерану, доживающему десятый десяток лет, поверят и настоящему прошению Вы придадите значение. Подпоручик Абакумов. Резолюция: В Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров и пр. По принадлежности 07 мая 1917г. Главный военно-морской прокурор, генерал-майор Юрковский. Помета: Главному военно-морскому прокурору. 15.05.1917. Помета: В следственную комиссию. Юрковский. 16.05.1917. РГАВМФ. Ф. 412. On. 1. Д. 2891. Л. 3. Подлинник. № 5 Прошение А. М. Абакумова командующему Черноморским флотом А. В. Колчаку Первого ноября прошлого 1916 г. при получении жалования в дежурной комнате капитан 1 ранга г. Кузнецов8 в присутствии гг. офицеров заявил мне, что кондуктора жаловались на меня, что я распускаю слухи, обвиняя их и двух офицеров в гибели линейного корабля "Императрица Мария", и что за этот поступок он отдаст меня под суд. До сего времени моего привлечения к суду не последовало, а потому, считая себя оскорбленным подозрением в распространении ложных слухов, как старый ветеран, дорожащий выпавшей мне честью плавать на линейном корабле в должности офицера, осмеливаюсь обратиться к вашему превосходительству с настоящим прошением, в коем посильно передам пережитое несчастье в памятный день. В семь часов утра9 7 октября прошлого 1916 г. по кораблю пронесся звук взрыва, всполошивший команду. Ко мне в каюту, помещавшуюся под 3-й башней, явился вестовой, испуганно докладывая, что немцы с аэроплана сбрасывают бомбы10. Уже одетый я поторопился захватить на всякий случай ордена и кошелек, хранившиеся под подушкой постели. В это время открыл дверь дневальный и тотчас же раздался второй взрыв, которым и были убиты вестовой и дневальный и разрушена половина каюты, а я сам был отброшен. Помню крики о пожаре в офицерской кухне. Камбуз наполнился дымом. Несколько придя в себя, я отправился к носовой части, где уже свирепствовал пожар. По дороге заметил, что кондукторы Корниенко и Покопцев закрывают крышку жилого люка. Матросы, бывшие вблизи, кричали им: "что вы делаете, там люди", на что те ответили, что это не их дело и, закрыв, поспешно ушли. Желая их заставить открыть люк, я погнался за ними, но они скрылись в общую кондукторскую каюту. Открыв дверь последней, я увидел, что между бывшими там кондукторами идет спор. Мой окрик вызвал возмущение и угрозы. Видя, что мне одному здесь ничего не сделать, я направился к адмиральской каюте, откуда поднялся под 4-ю башню и в это время встретил кондуктора Корниенко, уже в шинели и калошах спокойно стоящего руки назад. Подходя к нему, я крикнул: "люк открой", но он поспешил скрыться. Пройдя до 3-й башни, у офицерского люка я почувствовал, что у меня ранена нога и стал ее перевязывать носовым платком. В это время вблизи меня появились лейтенанты Энгельман и Грибцов12 и я услышал конец их разговора: "сделали очень хорошо, кондуктор Треба утверждает - концов не найти. Разговор их прервался, они увидели меня и поспешили уйти - Грибцов за 3-ю башню, а Энгельман в его каюту. Я направился в мою каюту, желая спасти что-нибудь, но в это время слышу в дыму матросы кричат мне: "дедушка спасайся, корабль тонет". Бросившись к борту, я по веревке спустился на буксирный пароход, которым и был доставлен на линейный корабль "Пантелеймон", ныне "Потемкин"14. Вследствие изложенного я считаю, что мои обвинения были не совсем напрасными, если бы я это и говорил, так как одно закрытие люков кондукторами Корниенко и Покопцевым15 стоило гибели многих, заживо похороненных. Что же касается до лейтенантов Энгельмана и Грибцова, а также кондуктора Требы, то производимое следствие о взрыве, полагаю, выяснит загадочный обрывок речи их, слышанной мною в памятный день на корабле. Как старый ветеран, приближающийся к столетию, и для которого окончание каждого дня жизни является последним, я счел долгом службы и чести обратиться к вашему превосходительству с настоящим моим прошением, дабы снять с себя и своей совести незаслуженный упрек командира экипажа. Также считаю своим долгом доложить, что копии настоящего прошения мною одновременно с сим посланы господину морскому министру, в Совет Солдатских и рабочих депутатов в гор. Петроград и в Севастопольский центральный комитет Совета депутатов армии, флота и рабочих. Подпоручик Абакумов. Там же. Л. 2. Копия, заверенная Абакумовым. № 6 Отношение Чрезвычайной следственной комиссии в Главное военно-морское судное управление г. Петроград 25 июля 1917 г. Ввиду постановления Временного правительства от 24 июня с. г. об отмене резолюции бывшего императора от 10 Ноября 1916 года об отложении до конца войны производства дела о гибели линейного корабля "Императрица Мария", препровождаю при сем в Главное военно-морское судное управление, на распоряжение означенное дело в 3-х томах, вместе с прошением подпоручика Александра Абакумова. За председателя (подпись неразборчива). Резолюция: Так как Временное правительство постановило отменить резолюцию последнего императора, то следствие по делу "Императрицы Марии" должно продолжаться, поэтому донести минмору о необходимости: 1) или назначения следственной комиссии, аналогичной той, которая вела первоначальное расследование, или 2) о передаче дела военно-морскому следователю Севастопольского военно-морского суда. Полковник Мартьянов. 5.08.1917. Резолюция: Передать дело следователю по особо важным делам. Контр-адмирал Вердеревский. 11.09.17. Там же. Л. 1. Подлинник. 15. Следователю Абакумов сказал следующее: "Корниенко, Покопцев и Треба - кондукторы-электрики проводили провода электричества через помещение, где хранился бензин (рядом с погребами 1-й башни. -А. Е.). Об этом говорили матросы еще перед гибелью "Марии". (Там же. Л. 15). Любопытно, что начальник Севастопольского жандармского управления сообщал командующему флотом следующее: "Раненые матросы с корабля "Императрица Мария" высказываются, что взрыв произошел от неправильного соединения электрических проводов, так как перед пожаром на корабле погасло электричество. Кроме этого матросы говорят, что рабочие по проводке электричества, бывшие на корабле накануне взрыва до 10 часов вечера, могли что-нибудь учинить и со злым умыслом, так как рабочие при входе на корабль совершенно не осматривались и работали также без досмотра" (РГА ВМФ. Ф. 609. On. 3. Д. 251. Л. 62.). На следствии сигнальный унтер-офицер С. Ф. Тегипко показал, что до взрыва видел, как "перегорели предохранители электрических проводов по правому борту, затем раздался какой-то гул, и в это время некоторые из находившихся в церковной палубе матросов говорили, что пожар в первом каземате, другие же утверждали, что пожар под первой башней" (РГА ВМФ. Ф. 609. On. 3. Д. 253. Л. Зоб.). С другой стороны, нельзя не отметить в показаниях Абакумова важной ошибки - если Г. И. Треба действительно был электриком, то С. Корниенко являлся минно-машинным кондуктором, а П. Покопцев - вообще шкипером. Кроме того, в случае, если бы пожар начался от короткого замыкания в бензохранилище и лишь затем перекинулся на погреба боезапаса, он, вероятно, протекал бы по-иному: от его начала до первого взрыва прошло бы заметно больше времени.

Юрген: Уважаемый Александр

Ad rem: Александр Спасибо за интереснейший материал.

nemos: ...не читал - не времени, но скопировал - почитаю потом... ...поэтому присоединяюсь к вышесказаным господам: ...

volnoper: Александр. Очень интересует где вы нашли, что Абакумова зачислили в РИФ в 1914 г. именно матросом 2-й ст. (мог проглядеть) и дата "19. 12. 1915" Ведь уже весной 1915 г. он был на "Марии" "

Автроилъ: Александр пишет: Абакумов Александр Маркович... Пора ещё несколько трубок раскурить под фуршет. С уважением...

Александр: Господа военные коллеги! Душевно тронут. Всё, что вы прочитали - смесь журнала Источник (ведь были времена, когда мог себе позволить выписать, что хотел) и воспоминаний Лукина. Моего тут - прилежное переписывание на машинке(тогда ещё некомпьютеризированным был). Насколько помню, пришёл он (Абакумов) на Марию матросом 2-й статьи, а был зачислен на неё уже первостатейным. Кажется, так. С неизменным уважением, А. Автроилъ пишет: Пора Готов!!!!!

Dirk: Аж слезу чуть не пустил... Помнют люди мою первую публикацию... Есть смысл в жизни!

Dirk: Не помню где, но где-то обсуждали биографию Г.В.Штернберга. Кто-то привел чудную цитату из бессмертного А.С.Пухова: «На второй день сражения, 30 сентября... в порту Рогекюль у деревянной пристани стояли эскадренные миноносцы «Самсон» и «Победитель», несколько тральщиков и транспортов, груженых топливом и боезапасом. Рука диверсанта толкнула в порт несколько стоявших без паровоза вагонов с минами заграждения, чтобы взорвать склады и корабли находившиеся у пристани... В этот момент огромное самообладание проявил минный офицер с «Победителя» Штернберг, благодаря самоотверженности и умелому руководству которого удалось предотвратить столкновение и потушить охвативший вагоны пожар... Эскадренные миноносцы «Самсон» и «Победитель»... в тот же день приняли участие в бою с немцами на Кассарском плёсе». Помните, в 80-е гг. был художественный фильм "Две версии одного столкновения"? Вот вторая: 29.09.1917 "В этот же день в Рогокюле вследствие крушения товарного поезда с минами, вероятно, от выпавшего из топки паровоза горящего угля, на стенке произошел пожар, угрожавший в случае распространения сделать большие разрушения. В одном вагоне мины заграждения накалились до красна. Благодаря распорядительности лейтенанта Штернберга с эскадренного миноносца "Победитель" и нескольких матросов с того же миноносца, а также двух рабочих, пожар удалось потушить. Так как суда, стоявшие у стенки, почти все ушли на рейд, то от огня пострадал снаружи только заградитель "Припять"" (Рапорт начальника Минной дивизии Г.К.Старка командующему Флотом Балтийского моря о боях в Рижском заливе 29 сентября - 6 октября 1917 г.: РГАВМФ. Ф. 481. Оп. 1. Д. 3. Л. 264).



полная версия страницы