Форум » Первая мировая война » Перевозки сухопутных войск морским путем » Ответить

Перевозки сухопутных войск морским путем

Роберт: Первая мировая война характеризуется и своими морскими перевозками. Думаю, эта тема будет интересна участникам форума. Вообще будет полезно узнать как например русские соединения оказались во Франции и в Македонии. Какие суда перевозили войска, кто ими командовал? Какое было охранение на переходе морем? И, скажем, какие потери имелись? Роберт

Ответов - 104, стр: 1 2 3 4 All

EFK: Уважаемый Роберт! Спасибо за начинание Вношу свою лепту. Русский экспедиционный корпус(Краткий обзор) 1-я Особая пехотная бригада Сформирована в январе 1916 г. Более 10 тыс. чел. Высадка – конец апреля 1916 г. в Марселе Перевозка: Сибирь – Дальний Восток – порт Дайрен (Дялан, Дальний) – Сингапур – Красное море – Суэцкий канал – Марсель (Франция) Командир – генерал-майор Н.А. Лохвицкий Начальник штаба – И.И. Щелоков Командир 1-го полка – генерал-майор М.Д. Нечволодов Командир 2-го полка – полковник Дьяконов П.П. 2-я Особая пехотная бригада Сформирована в мае-июне 1916 г. 193 офицера и 8762 чел. (сибиряки) Маршевый батальон (для 1-1 ОПБ) – 606 чел. Прибыла в Архангельск: июнь 1916 г. Отправка из Архангельска: 26.06 – 15.07.1916 г. Высадка – октябрь 1916 г. - Брест и Нант (Франция) Перевозка: Архангельск (Бакарица/ ст. Архангельск-пристань – Глуховский вокзал) – аванпост Экономия - (Франция) – Брест/Нант – Марсель – Салоникский фронт (Македония) Командир – генерал-майор М.К. Дитерикс Начальник штаба – Б.А. Дуров 3-я Особая пехотная бригада Сформирована в июле 1916 г. 9500 чел. В бригаде было особенно много Георгиевских кавалеров Прибыла в Архангельск: Отправка из Архангельска: 05.08 – 17.08.1916 г. Высадка – Сент-Назер и Нант (Франция) Перевозка: Архангельск (Бакарица/ ст. Архангельск-пристань – Глуховский вокзал) – аванпост Экономия - (Франция) Командир – генерал-майор В.В. Марушевский Начальник штаба – А.А. Мурузи 4-я Особая пехотная бригада Сформирована в …… 1916 г. 9300 чел. Прибыла в Архангельск: Отправка из Архангельска: 28.08 – 02.09.1916 г. Высадка – октябрь 1916 г. - Брест и Ла-Паллас (Франция) Перевозка: Архангельск (Бакарица/ ст. Архангельск-пристань – Глуховский вокзал) – аванпост Экономия - (Франция) Марсель – Салоникский фронт (Македония) Командир – генерал-майор М.Н. Леонтьев Начальник штаба – Шишкин Генерал-майор М.К. Дитерикс (Дитерихс) оставил записку об итогах переброски морем его бригады. Где-то она у меня лежит. Поищу. С уважением,

EFK: Через Архангельск морем были отправлены ещё два воинских эшелона: Пополнение для 1, 2 и 4-й ОПБ и матросы для крейсера «Аскольд» Сформировано в …… 1916 г. 4300 чел. Прибыло в Архангельск: Отправка из Архангельска: 25.10.1916 г. Особая артиллерийская бригада Сформирована в …… 1916 г. 4300 чел. Прибыла в Архангельск: Отправка из Архангельска: Высадка – Брест (Франция) Командир – генерал-майор И.Т. Беляев Всего через Архангельск вывезено во Францию около 40 тыс. офицеров и нижних чинов. С уважением,

Роберт: Уважаемый EFK, Спасибо за информацию по РЭК. А какими судами вывозили из Архангельска во Францию Вторую и Четвертую бригаду? С уважением! Роберт


EFK: 2-я Особая бригада. Отправлена из Архангельска морем во Францию, далее через Францию по железной дороге до Марселя, а оттуда на пароходах - в Салоники. 3 июля 1916 г. конвой в составе 9 французских и английских пароходах (в том числе, «Венесуэла», «Мартазан», «Умтали» и одном русском – «Екатеринослав») вышел из Архангельска. Первые двое суток плавания транспорты имели охрану только в виде русской канонерской лодки «Вайгач». Далее их должны были сопровождать английские боевые корабли, которые так и не показались на горизонте, хотя реально существовала угроза нападения со стороны германских подводных лодок. «Может быть, оно [английское правительство] и охраняло наше плавание, но как — я не видел», - с сарказмом отметил начальник 2-й Особой бригады («Надо отдать справедливость англичанам, что они большие свиньи»). И далее: «Не знаю, кто следит за нашей безопасностью, но впечатление получается - покинуты всеми». 15 июля пароходы с русскими войсками встретили французские боевые корабли - два миноносца и одно «судно специальное против подводных лодок. (...) …допотопного вида, которым место в музее, а не в современном флоте. Но, впрочем, все же лучше это - чем ничего». С середины 16 июля количество французских кораблей увеличилось до 6-ти единиц. В Брест (Франция) первый транспорт «Венесуэла», с Дитерихсом на борту прибыл 16 июля, в 6 часов вечера; остальные – до 3 сентября (условия на кораблях, на которых перевозили русских солдат, являлись крайне тяжелыми). Как планировалось, бригаду перевезли в Марсель через Францию, восторженно встречавшей русских солдат, посадили на вспомогательные военные крейсера «Галлия» и «Гюшен» (5 августа) и доставили в Салоники через несколько дней (шли в основном ночью). С уважением,

EFK: 3-я Особая бригада. Посадка на пароходы в Архангельске началась 18 августа 1916 г.; в Нант (Франция) 3-я Особая бригада прибыла месяц спустя, 18 сентября. Подробностей нет. 4-я Особая бригада. Отправлена из Архангельска в середине сентября на пароходе «Мартизан». В Салоники прибыла на пароходе «Лютеция» 10-20 октября 1916 г. Итого, по данным французского Генштаба, в 1916 г. во Францию и Македонию было отправлено 745 офицеров и 43.547 нижних чинов. С уважением,

Роберт: Известно, что сербы имели потери во време этих переходов в С/З море от германских плпл. При чем заметные. Как-то не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой. Роберт

EFK: Роберт пишет: не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой Такой информации не встречал. И это-то может показаться несколько странным. Вероятно, просто Фортуна вельми благоприятствовала организаторам и участникам этой операции!? Проведение столь масштабной по тем временам переброски войск морем северным путем, несомненно, должно было иметь серьезное прикрытие и контрразведывательное обеспечение. Но, судя по воспоминаниям очевидцев, в городе царила атмосферы полной открытости и безалаберности. Здесь от мала до велика знали, зачем прибывают сюда войска и куда они затем отправляются. Напомню, что всего лишь месяц спустя после отправки из порта Бакарица 4-й Особой бригады 26 октября того же года здесь же взорвался пароход «Барон Дризен». С уважением,

EFK: EFK пишет: по данным французского Генштаба, в 1916 г. во Францию и Македонию было отправлено 745 офицеров и 43.547 нижних чинов. Дополнение и уточнение: "Летом 1916 года 33 парохода перевезли во Францию 36 тысяч русских солдат и офицеров для Западного и Салоникского фронтов". Лит.: Абрамов Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. С.10. С уважением,

EFK: Такую операцию, следует расценивать настоящей авантюрой. Но, видимо, так велик был нажим союзного командования на своих партнеров по войне. И по зову франков и англосаксов, страдающих и жаждущих помощи, славяне очертя голову ринулись через моря … Между тем уже в самом начале пути их могли ожидать беды. Командование германских военно-морских сил, генеральные штабы Германии и Австро-Венгрии принимали все возможные меры для пресечения доставки стратегических грузов в Россию странами Антанты. И основания для этого у них были весомые. «За годы войны в Архангельском порту разгружалось огромное количество иностранных и российских судов: в 1914-м – 666 пароходов, в 1915-м – 365, в 1916-м – 764». Поэтому в арктических морях, в Белом море и его горле деятельно и небезрезультатно крейсировали германские субмарины. Горло Белого моря также, начиная уже с начала войны, неоднократно блокировалось германцами путем постановки мин. «Только за 1916 год противник потопил 29 судов». Лит.: Абрамов Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. С.10. С уважением,

Dmitry_N: Иллюстративный материал к теме: Вообще, фотографий русских войск во Франции и на Салоникском фронте хватает, но выбрал те, которые связаны именно с перевозками Марсель: http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/156/748/453_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/129/947/572_001.jpg (сравнить с Салониками) http://images-01.delcampe-static.net/img_large/auction/000/155/931/891_001.jpg http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/153/295/703_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/150/686/740_001.jpg http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/139/465/394_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/139/465/333_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/136/177/240_001.jpg?v=2 http://images-01.delcampe-static.net/img_large/auction/000/122/904/183_001.jpg Салоники: http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/107/486/219_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/093/878/428_001.jpg - вот тут забавно (сравните эту открытку со второй в списке по Марселю - один в один, но одна из Марсела, а другая из Салоник ) http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/115/407/659_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/123/927/772_001.jpg http://images-01.delcampe-static.net/img_large/auction/000/121/666/779_001.jpg есть такая же и из Марселя

EFK: Картинки из серии "Угадай в чём различие". Вам, уважаемый Дмитрий Константинович, полагается приз С тем же успехом можно было бы издать такую же, но с надписью "Les troupes Russes a Arkhangelsk". То бишь "Русские войска в Архангельске (перед отправкой в Марсель)". Во журналюги дают. С уважением,

Dmitry_N: На салоникской в правом нижнем углу все-таки написано, что это Марсель А про Архангельск - вот, но это уже интервенты http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/151/373/707_001.jpg http://delcampe.net/page/item/id,151373707,var,guerre-14-18-AMBULANCE-DEBARQUEMENT-AUTO-ARKHANGEL-Arkhangelsk-ou-Arkhanguelsk-en-russe-1040;-1088;,language,E.html

EFK: EFK пишет: Командование германских военно-морских сил, генеральные штабы Германии и Австро-Венгрии принимали все возможные меры Проглядели На основании сведений, полученных немецкой разведкой об обстановке в Архангельском порту, был сделан вывод о возможности диверсий непосредственно в порту, что привело бы к большим разрушениям. Макс Ронге, руководитель австро-венгерской разведки 1914-1918 годов, вспоминал: «Еще более был важен ввоз через Архангельск. До начала января ледоколы держали фарватер в гавани открытым. Там накапливались большие запасы, которые не могли вывезти по узкоколейной железной дороге. Русские спешили перестроить узкоколейку на нормальную колею и построить второй путь к Белому морю. Штраубу было предложено организовать диверсионные акты против этой железной дороги и ледоколов ... » О сложившейся ситyации в Архангельском поpтy в генеральных штабах Германии и Австро-Венгрии было хорошо известно от немецкой агентуры, имевшейся в то время и в Архангельске, и в самом Генштабе русской армии. Кроме того, немецкая разведка снабжала морских офицеров норвежскими и шведскими паспортами и включала их в составы команд судов нейтральных стран для изучения обстановки в российских портах. По агентурным сведениям, полученным Архангельским губернским жандармским управлением в ноябре 1916 года, два командира немецких субмарин уже посетили Архангельск, а другие отправились в Одессу, Владивосток и Балтийский порт. Далее сообщалось, что в качестве моряков нейтральных стран эти лица по железной дороге проедут из Архангельска или любого финляндского порта во Владивосток и Одессу. Те же источники высказывали предположение, основанное на их наблюдениях, что германцы продали некоторые свои пароходы, которые под флагом нейтральных стран пойдут по указанным им направлениям. По мнению источников, сообщивших эти данные, лучшим способом борьбы с замыслами германской разведки могло стать воспрещение кому бы то ни было из команд нейтральных государств покидать во время разгрузки и погрузки борт корабля. ….. внешняя разведка России работала профессионально и квалифицированно и вовремя сообщала о планах, намерениях и действиях враждебных держав. Однако на местах к этой информации подчас относились формально и в большинстве случаев ограничивались указаниями «организовать», «наблюдать», «усилить» и т.д. Как только дело касалось выделения дополнительных средств, штатных единиц, приобретения противопожарного оборудования, усиления пожарных команд, сторожевой охраны и укрепления охраняемой зоны, начиналась длительная переписка, которая медленно продвигалась по иерархической лестнице ....... Лит.: Абрамов Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. С.10-14. С уважением,

EFK: Dmitry_N пишет: Но это уже интервенты Да, это уже иллюстрация к другой истории ... Так сказать, ответный "дружеский" визит. Прибыли спасатели России от жидов, масонов и германо-большевиков (терминология взята из публикаций в белой прессе).

Роберт: EFK пишет: Во журналюги дают. Да, наврали и это очевидно не опечатка. Посмотрел и ту фотографию с грузовиками с красным крестом, которые разгружают с парахода. Весьма часто в Великую войну были случаи когда топили корабли, защищенные этим знаком. А они тоже были подключены в перевозки морем. С уважением! Роберт

NORD: Представляю часть библиографии по русскому экспедиционному корпусу во Франции: Русский экспедиционный корпус во Франции 1. Летнев А. Б. Солдаты России в Алжире (1918-1920 гг.) // Вопросы истории. 1998. № 5. С. 128-136. 2. Павлов А. Ю. Русский экспедиционный корпус в Салониках // Военно-исторический журнал. 2001. № 9. С. 56-61. 3. Попова С. С. «Сердца наши изболелись о погибающей нашей Родине…». Трудное возвращение из Франции в Россию воинов Русского экспедиционного корпуса // Военно-исторический журнал. 2003. № 2. С. 63- 69. В этой статье говориться, что «… Всего набралось 711 солдат и офицеров. Их путь из Гавра лежал в английский порт Ньюкастл, где отряд пополнили гражданские лица и экипажи реквизированных Англией русских кораблей. 20 апреля 1918 года английский пароход «Хантсенд» доставил первых репатриантов в Мурманск». 4. Чиняков М. «Много придирчивости во всем» // Рейтар. 2004. № 6. С. 160-178. 5. Роман Малиновский – солдат Русского экспедиционного корпуса во Франции // Исторический архив. 2004. № 3. С. 41-47. 6. Чиняков М. К. Мятеж в Ля-куртин // Вопросы истории. 2004. № 3. С. 57-73. 7. Чиняков М. К. переговоры союзников с Россией об отправке русских войск на Западный фронт и на Балканы (1914-1916 гг.) // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 38-53. 8. Чиняков М. К. Русские войска в «Бойне Нивеля», апрель 1917 г. // Военно-исторический журнал. 2006. № 4. С. 59-64 9. Бочарова З. С. Возвращение на родину в 1920-е годы солдат Русского экспедиционного корпуса // Военно-исторический журнал. 2009. № 9. С. 51-58.

Роберт: NORD пишет: Представляю часть библиографии по русскому экспедиционному корпусу во Франции Уважаемый NORD, Спасибо за библиографию! Весьма ценный пост! Читал и статьи Константина Борисовича Стрельбицкого по теме. У меня сложилодсь такое впечатление, что в перевозке морем русским намного болше везло, чем сербам и французам у которых масса потерь на этом этапе перевозки. Вообще, если сравнивать, то наиболее большие потери имели место в С/З море от германских лодок. Тут действовал и асс подводной войны всех времен Ля Перие (немец, не француз, замечу). Включая действовал и по солоникской коммуникации, но как-то русских не задел. С уважением! Роберт

EFK: Уважаемый Роберт! Весьма признателен Вам за инициативу по открытию этой темы. И, в первую очередь, вот почему. Провел в эти дни библиографический поиск. Искал в местной исторической и краеведческой литературе и периодике публикации по истории Русского экспедиционного корпуса. Увы, результаты были минимальны. Нашёл: 1. Некоторые сведения в материале Абрамова Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. 2. В книге Т.И. Трошиной «Великая война … Забытая война… Архангельск в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) [- Архангельск: КИРА, 2008 г.], увы, ничего. Кроме одной иллюстрации с подписью к ней «Пароход «Царь», осуществлявший в 1914-1915 гг. прямые рейсы Архангельск - Нью-Йорк. В 1916-1917 году перевозил русские войска во Францию для оказания помощи союзникам». Чуть больше улов был в периодике: 1. Лощилов М. Черная неблагодарность спасенных. О ней в начале 1920-х годов рассказали наши земляки // Правда Севера. 2006. 29 июня. С.15. 2. Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. 3. Санников Л. Героизм и судьба воинов. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 03 августа. С.30. А тема для местных историков и краеведов благодатнейшая! С уважением,

Роберт: Уважаемый EFK, Это хлебная тема, надеюсь. Боевые действия по морским коммуникациям в ПМВ - ключевой вопрос этой войны. И он связан не только с РЭК. Например, могу отметить, что в борьбе с этими перевозками подводные лодки впервые выявили себя как самостоятельный род сил ВМФ. Потому прошу всех форумчан дать свою лепту в деле осветления проблеммы. С уважением! Роберт

EFK: Некоторые извлечения из местной периодики: РЭК - так условно называли четыре Особые пехотные бригады (ОПБ), направленные в 1916 году во Францию, к которым в 1917 году добавились еще и другие части. Общая численность во Франции русских войск, сыгравших важную роль в недопущении захвата страны немцами, - около 50 тыс. человек. Какое отношение Архангельск имел к РЭК? Прямое и непосредственное, но в ряде работ оно замалчивается. Так, в "Советской военной энциклопедии" утверждается, что перевозка бригад шла через порты Дальнего Востока. В некоторых других публикациях говорится, что войска вывозились во Францию через Мурманск. Ни слова о роли Архангельска в истории РЭК не сказано и в первом томе "История Архангельского Севера" Поморской энциклопедии. ----------------------------- В русской форме, с шинелями в скатках, но без оружия и касок, полки в воинских эшелонах прибывали в Архангельск на Бакарицу и частью на станцию Архангельск-пристань (Глуховский вокзал) для отправки по железной дороге от Смольного буяна до аванпорта Экономия. На Бакарице они ожидали грузовые - это были главным образом попутные после разгрузки импорта - русские, французские и английские пароходы, которые приспосабливались для перевозки людей Архангельским военным портом. В трюмах настилали полы, строили нары в два или три этажа (яруса), умывальники, туалеты, лестницы и т. д. Кроме того, Франция выделила для спецрейсов пассажирский пароход "Венесуэла". После принятия живого груза пароходы выходили из Архангельска и шли во Францию группами (эшелонами) по три-четыре судна или отдельно. До параллели у мыса Святой Нос они следовали за русскими тральщиками, затем до мыса Нордкап - под охраной кораблей флотилии Северного Ледовитого океана, а после, по соглашению с Францией, эстафета охраны переходила к французским кораблям. Фактически от Нордкапа до дальних подходов к французским портам транспорты с войсками шли самостоятельно, подвергаясь опасности нарваться на мину или стать добычей немецких подводных лодок. И лишь затем пароходы встречались французскими кораблями и сопровождались до портов назначения. ---------------------------- Первой из Архангельска отправлена 2-я ОПБ (командир - генерал-майор М. К. Дитерихс, нач-штаба - Б. А. Дуров), сформированная в мае-июне 1916 года из сибиряков и воинов из других регионов России. Ее численность - 193 офицера и 8762 солдата. Кроме того, с бригадой отправлено пополнение (маршевый батальон) для 1-й ОПБ - 606 человек. В июне бригада и пополнение прибыли в Архангельск (на Бакарицу) и после погрузки на семь грузовых пароходов и "Венесуэлу" с 26 июня по 15 июля 1916 года отправлены во Францию. Тяжелый переход в летний зной в душных трюмах закончился прибытием в Брест и Нант. После получения французского оружия и овладения им бригада была погружена в железнодорожные эшелоны и отправлена в Марсель, а оттуда на пароходах - на Салоникский фронт (Македония). Лит.: Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. С уважением,

EFK: 3-я ОПБ (командир - генерал-майор В. В. Марушевский, начштаба - А. А. Мурузи) сформирована в июле 1916 года. В ней особенно много было Георгиевских кавалеров. Из Архангельска бригада - 9500 человек - отправлена с 5 по 17 августа на восьми пароходах, три из которых ушли самостоятельно, без охраны и сопровождения. Бригада прибыла в Сент-Назер и Нант без потерь. С 28 августа по 2 сентября 1916 года на семи пароходах из Архангельска во Францию (Брест и Ла-Паллис) отправлена 4-я ОПБ (командир - генерал-майор М. Н. Леонтьев, начштаба - Шишкин). Численность бригады - 9300 человек. В ней были не нюхавшие пороха новобранцы из резервных полков и даже ратники ополчения, а также опытные солдаты и унтер-офицеры. Как и 2-я бригада, 4-я ОПБ, прибыв во Францию в октябре 1916 года, была отправлена в Марсель, а оттуда - на Салоникский фронт. Лит.: Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. С уважением,

EFK: Последний эшелон пароходов с живым грузом вышел из Архангельска 25 октября 1916 года. На четырех французских судах следовало пополнение для 1-й, 2-й и 4-й ОПБ и матросы для проходившего ремонт крейсера "Аскольд", всего более 4300 человек. Значение РЭК, особенно для защиты Франции, огромно. Маршал Франции Ф. Фош об этом писал: "Тем, что Франция не была стерта с карты Европы, мы обязаны прежде всего России". Лит.: Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. С уважением,

Dmitry_N: EFK пишет: Маршал Франции Ф. Фош об этом писал: "Тем, что Франция не была стерта с карты Европы, мы обязаны прежде всего России". Правда, вот Россия при этом была стерта. Ну и слова Фоша относятся, по моему разумению, не к РЭКу, а, в первую очередь к самоубийственному наступлению 1914 года на Восточную Пруссию (без попытки умалить доблесть экспедиционного корпуса, но стратегическое значение его не таково, чтобы говорить, что именно он защитил Францию)

EFK: Dmitry_N пишет: слова Фоша относятся, по моему разумению, не к РЭКу, а, в первую очередь к самоубийственному наступлению 1914 года на Восточную Пруссию Совершенно верно. Но надо иметь в виду, что эта цитата изъята из речи Фоша и использована автором дабы придать драматический оттенок вклада Севера и отдать должное северян. В РЭК было немало уроженцев Архангельского Севера. С уважениеим, ЕФК

Роберт: EFK пишет: 4-я ОПБ, прибыв во Францию в октябре 1916 года, была отправлена в Марсель, а оттуда - на Салоникский фронт. А можете написать как? На каких судах? И как было организовано охранение, если было такое? С уважением! Роберт

EFK: Уважаемый Роберт! Вы всё же к Марселю и Салоникам, и тамошним архивам ближе К сожалению, большего я пока не нашел. Надеюсь, что форумчане смогут внести ясность и дать ответ на Ваши вопросы. С уважением,

EFK: Роберт пишет: А можете написать как Организация отправки русского экспедиционного корпуса из Архангельского порта во Францию в 1916 г. была описана в 1922 г. М.В. Казимировым. См.: Казимиров М.В. Отправка войск из Архангельска во Францию в 1916 году // Бизертин- ский Морской сборник. - М., 2003. - С. 74-85. К сожалению, этого издания у меня нет. Могу только сослаться на него. С уважением,

Роберт: EFK пишет: Вы всё же к Марселю и Салоникам, и тамошним архивам ближе Кому чего, а мне Салоники... С уважением! Роберт

EFK: Роберт пишет: как было организовано охранение, если было такое? «Средством преодоления кризиса морских перевозок стала организация конвойной проводки судов. Новая тактика была опробована на Русском Севере еще в 1915 г. - в Горле Белого моря пароходы следовали за тральщиками, а с началом подводной войны в северных водах, проводка от Иоканги была дополнена противолодочным охранением. Однако введение единой конвойной системы было связано с огромными затратами и изменением всей структуры морских транспортных операций, чему противилось британское командование. [138 Новая система потребовала со-кращения числа коммуникационных линий для усиления их охраны, постройки большого количества эсминцев и крейсеров, привлечения около 5 000 вспомогательных судов с командами в 250 000 человек. Для вооружения торговых судов понадобились 13 000 орудий и 65 000 человек артиллерийской прислуги. (Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок в войну 1914-1918 гг. - С. 240).] Только в начале июня 1917 г., когда стала очевидной утрата Англией господства на море, особой комиссией была разработана система организации конвоев, органов управления ими и специальные инструкции для начальников конвоев. [139 Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок... - С. 184-185.] Введение конвойной тактики отразилась и на судоходстве у берегов Мурмана. В августе 1917 г. английское Адмиралтейство установило новую систему проводки - транспорты, идущие в Архангельск первоначально следовали в Вардё, где наряду с Иокангой была развернута приемная база. [140 Выбор норвежского порта Вардё в качестве места формирования конвоя определялся близостью к морям, омывающим северное побережье России, еще в 1915 г. вошедшим в число объявленных Германией запретных зон. Но согласно международному праву воюющим сторонам не запрещалось формировать конвои в нейтральных портах. (Флот в первой мировой войне. Т. 2. - С. 76).] Из Вардё через каждые 2-3 дня конвои следовали прямо в Архангельск. Русское командование считало, что это усложнило проводку, так как при увеличении вдвое участка конвоирования и числа охраняемых судов, силы охранения оставались прежними. Однако остается фактом, что германские лодки на Севере не потопили ни одного судна, из числа конвоируемых. [141 Козлов Д.Ю. Подводная опасность и русское судоходство (1914-1917). - С. 30.] Введение конвойной системы повлекло увеличение боевой нагрузки. Однако судовой состав русских морских сил на Севере был немногочислен, значительная часть его нуждалась в ремонте. Союзники по мере сил компенсировали недостаток присылкой своих кораблей. В результате сложилась ситуация, о которой контр-адмирал К.Ф. Кетлинский писал в своём донесении МГШ: «...преобладающее влияние англичан в русском порту - результат отсутствия нашей морской части». [142 Шангин И.С. Моряки в боях за Советский Север (1917-1920). - С. 14.] Лит.: Жалнин Д.Е. История строительства и Боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана [Элек-тронный ресурс]: 1914—1920 гг : Дис. канд. ист. наук : - И. РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). C. 40-41. ( Полный текст: http://diss.rsl.ruAiiss/05/0480/050480026 .pdf С уважением,

EFK: Роберт пишет: Как-то не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой Ситуация в Белом море в 1916 г. рассматривалась на форуме (02.08.08 - 30.04.09) в теме: «Север в Первую мировую войну» здесь: http://kortic.borda.ru/?1-7-0-00000040-000-10001-0-1241086108 С уважением,



полная версия страницы