Форум » Первая мировая война » Перевозки сухопутных войск морским путем » Ответить

Перевозки сухопутных войск морским путем

Роберт: Первая мировая война характеризуется и своими морскими перевозками. Думаю, эта тема будет интересна участникам форума. Вообще будет полезно узнать как например русские соединения оказались во Франции и в Македонии. Какие суда перевозили войска, кто ими командовал? Какое было охранение на переходе морем? И, скажем, какие потери имелись? Роберт

Ответов - 104, стр: 1 2 3 4 All

EFK: Уважаемый Роберт! Спасибо за начинание Вношу свою лепту. Русский экспедиционный корпус(Краткий обзор) 1-я Особая пехотная бригада Сформирована в январе 1916 г. Более 10 тыс. чел. Высадка – конец апреля 1916 г. в Марселе Перевозка: Сибирь – Дальний Восток – порт Дайрен (Дялан, Дальний) – Сингапур – Красное море – Суэцкий канал – Марсель (Франция) Командир – генерал-майор Н.А. Лохвицкий Начальник штаба – И.И. Щелоков Командир 1-го полка – генерал-майор М.Д. Нечволодов Командир 2-го полка – полковник Дьяконов П.П. 2-я Особая пехотная бригада Сформирована в мае-июне 1916 г. 193 офицера и 8762 чел. (сибиряки) Маршевый батальон (для 1-1 ОПБ) – 606 чел. Прибыла в Архангельск: июнь 1916 г. Отправка из Архангельска: 26.06 – 15.07.1916 г. Высадка – октябрь 1916 г. - Брест и Нант (Франция) Перевозка: Архангельск (Бакарица/ ст. Архангельск-пристань – Глуховский вокзал) – аванпост Экономия - (Франция) – Брест/Нант – Марсель – Салоникский фронт (Македония) Командир – генерал-майор М.К. Дитерикс Начальник штаба – Б.А. Дуров 3-я Особая пехотная бригада Сформирована в июле 1916 г. 9500 чел. В бригаде было особенно много Георгиевских кавалеров Прибыла в Архангельск: Отправка из Архангельска: 05.08 – 17.08.1916 г. Высадка – Сент-Назер и Нант (Франция) Перевозка: Архангельск (Бакарица/ ст. Архангельск-пристань – Глуховский вокзал) – аванпост Экономия - (Франция) Командир – генерал-майор В.В. Марушевский Начальник штаба – А.А. Мурузи 4-я Особая пехотная бригада Сформирована в …… 1916 г. 9300 чел. Прибыла в Архангельск: Отправка из Архангельска: 28.08 – 02.09.1916 г. Высадка – октябрь 1916 г. - Брест и Ла-Паллас (Франция) Перевозка: Архангельск (Бакарица/ ст. Архангельск-пристань – Глуховский вокзал) – аванпост Экономия - (Франция) Марсель – Салоникский фронт (Македония) Командир – генерал-майор М.Н. Леонтьев Начальник штаба – Шишкин Генерал-майор М.К. Дитерикс (Дитерихс) оставил записку об итогах переброски морем его бригады. Где-то она у меня лежит. Поищу. С уважением,

EFK: Через Архангельск морем были отправлены ещё два воинских эшелона: Пополнение для 1, 2 и 4-й ОПБ и матросы для крейсера «Аскольд» Сформировано в …… 1916 г. 4300 чел. Прибыло в Архангельск: Отправка из Архангельска: 25.10.1916 г. Особая артиллерийская бригада Сформирована в …… 1916 г. 4300 чел. Прибыла в Архангельск: Отправка из Архангельска: Высадка – Брест (Франция) Командир – генерал-майор И.Т. Беляев Всего через Архангельск вывезено во Францию около 40 тыс. офицеров и нижних чинов. С уважением,

Роберт: Уважаемый EFK, Спасибо за информацию по РЭК. А какими судами вывозили из Архангельска во Францию Вторую и Четвертую бригаду? С уважением! Роберт


EFK: 2-я Особая бригада. Отправлена из Архангельска морем во Францию, далее через Францию по железной дороге до Марселя, а оттуда на пароходах - в Салоники. 3 июля 1916 г. конвой в составе 9 французских и английских пароходах (в том числе, «Венесуэла», «Мартазан», «Умтали» и одном русском – «Екатеринослав») вышел из Архангельска. Первые двое суток плавания транспорты имели охрану только в виде русской канонерской лодки «Вайгач». Далее их должны были сопровождать английские боевые корабли, которые так и не показались на горизонте, хотя реально существовала угроза нападения со стороны германских подводных лодок. «Может быть, оно [английское правительство] и охраняло наше плавание, но как — я не видел», - с сарказмом отметил начальник 2-й Особой бригады («Надо отдать справедливость англичанам, что они большие свиньи»). И далее: «Не знаю, кто следит за нашей безопасностью, но впечатление получается - покинуты всеми». 15 июля пароходы с русскими войсками встретили французские боевые корабли - два миноносца и одно «судно специальное против подводных лодок. (...) …допотопного вида, которым место в музее, а не в современном флоте. Но, впрочем, все же лучше это - чем ничего». С середины 16 июля количество французских кораблей увеличилось до 6-ти единиц. В Брест (Франция) первый транспорт «Венесуэла», с Дитерихсом на борту прибыл 16 июля, в 6 часов вечера; остальные – до 3 сентября (условия на кораблях, на которых перевозили русских солдат, являлись крайне тяжелыми). Как планировалось, бригаду перевезли в Марсель через Францию, восторженно встречавшей русских солдат, посадили на вспомогательные военные крейсера «Галлия» и «Гюшен» (5 августа) и доставили в Салоники через несколько дней (шли в основном ночью). С уважением,

EFK: 3-я Особая бригада. Посадка на пароходы в Архангельске началась 18 августа 1916 г.; в Нант (Франция) 3-я Особая бригада прибыла месяц спустя, 18 сентября. Подробностей нет. 4-я Особая бригада. Отправлена из Архангельска в середине сентября на пароходе «Мартизан». В Салоники прибыла на пароходе «Лютеция» 10-20 октября 1916 г. Итого, по данным французского Генштаба, в 1916 г. во Францию и Македонию было отправлено 745 офицеров и 43.547 нижних чинов. С уважением,

Роберт: Известно, что сербы имели потери во време этих переходов в С/З море от германских плпл. При чем заметные. Как-то не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой. Роберт

EFK: Роберт пишет: не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой Такой информации не встречал. И это-то может показаться несколько странным. Вероятно, просто Фортуна вельми благоприятствовала организаторам и участникам этой операции!? Проведение столь масштабной по тем временам переброски войск морем северным путем, несомненно, должно было иметь серьезное прикрытие и контрразведывательное обеспечение. Но, судя по воспоминаниям очевидцев, в городе царила атмосферы полной открытости и безалаберности. Здесь от мала до велика знали, зачем прибывают сюда войска и куда они затем отправляются. Напомню, что всего лишь месяц спустя после отправки из порта Бакарица 4-й Особой бригады 26 октября того же года здесь же взорвался пароход «Барон Дризен». С уважением,

EFK: EFK пишет: по данным французского Генштаба, в 1916 г. во Францию и Македонию было отправлено 745 офицеров и 43.547 нижних чинов. Дополнение и уточнение: "Летом 1916 года 33 парохода перевезли во Францию 36 тысяч русских солдат и офицеров для Западного и Салоникского фронтов". Лит.: Абрамов Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. С.10. С уважением,

EFK: Такую операцию, следует расценивать настоящей авантюрой. Но, видимо, так велик был нажим союзного командования на своих партнеров по войне. И по зову франков и англосаксов, страдающих и жаждущих помощи, славяне очертя голову ринулись через моря … Между тем уже в самом начале пути их могли ожидать беды. Командование германских военно-морских сил, генеральные штабы Германии и Австро-Венгрии принимали все возможные меры для пресечения доставки стратегических грузов в Россию странами Антанты. И основания для этого у них были весомые. «За годы войны в Архангельском порту разгружалось огромное количество иностранных и российских судов: в 1914-м – 666 пароходов, в 1915-м – 365, в 1916-м – 764». Поэтому в арктических морях, в Белом море и его горле деятельно и небезрезультатно крейсировали германские субмарины. Горло Белого моря также, начиная уже с начала войны, неоднократно блокировалось германцами путем постановки мин. «Только за 1916 год противник потопил 29 судов». Лит.: Абрамов Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. С.10. С уважением,

Dmitry_N: Иллюстративный материал к теме: Вообще, фотографий русских войск во Франции и на Салоникском фронте хватает, но выбрал те, которые связаны именно с перевозками Марсель: http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/156/748/453_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/129/947/572_001.jpg (сравнить с Салониками) http://images-01.delcampe-static.net/img_large/auction/000/155/931/891_001.jpg http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/153/295/703_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/150/686/740_001.jpg http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/139/465/394_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/139/465/333_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/136/177/240_001.jpg?v=2 http://images-01.delcampe-static.net/img_large/auction/000/122/904/183_001.jpg Салоники: http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/107/486/219_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/093/878/428_001.jpg - вот тут забавно (сравните эту открытку со второй в списке по Марселю - один в один, но одна из Марсела, а другая из Салоник ) http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/115/407/659_001.jpg http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/123/927/772_001.jpg http://images-01.delcampe-static.net/img_large/auction/000/121/666/779_001.jpg есть такая же и из Марселя

EFK: Картинки из серии "Угадай в чём различие". Вам, уважаемый Дмитрий Константинович, полагается приз С тем же успехом можно было бы издать такую же, но с надписью "Les troupes Russes a Arkhangelsk". То бишь "Русские войска в Архангельске (перед отправкой в Марсель)". Во журналюги дают. С уважением,

Dmitry_N: На салоникской в правом нижнем углу все-таки написано, что это Марсель А про Архангельск - вот, но это уже интервенты http://images-02.delcampe-static.net/img_large/auction/000/151/373/707_001.jpg http://delcampe.net/page/item/id,151373707,var,guerre-14-18-AMBULANCE-DEBARQUEMENT-AUTO-ARKHANGEL-Arkhangelsk-ou-Arkhanguelsk-en-russe-1040;-1088;,language,E.html

EFK: EFK пишет: Командование германских военно-морских сил, генеральные штабы Германии и Австро-Венгрии принимали все возможные меры Проглядели На основании сведений, полученных немецкой разведкой об обстановке в Архангельском порту, был сделан вывод о возможности диверсий непосредственно в порту, что привело бы к большим разрушениям. Макс Ронге, руководитель австро-венгерской разведки 1914-1918 годов, вспоминал: «Еще более был важен ввоз через Архангельск. До начала января ледоколы держали фарватер в гавани открытым. Там накапливались большие запасы, которые не могли вывезти по узкоколейной железной дороге. Русские спешили перестроить узкоколейку на нормальную колею и построить второй путь к Белому морю. Штраубу было предложено организовать диверсионные акты против этой железной дороги и ледоколов ... » О сложившейся ситyации в Архангельском поpтy в генеральных штабах Германии и Австро-Венгрии было хорошо известно от немецкой агентуры, имевшейся в то время и в Архангельске, и в самом Генштабе русской армии. Кроме того, немецкая разведка снабжала морских офицеров норвежскими и шведскими паспортами и включала их в составы команд судов нейтральных стран для изучения обстановки в российских портах. По агентурным сведениям, полученным Архангельским губернским жандармским управлением в ноябре 1916 года, два командира немецких субмарин уже посетили Архангельск, а другие отправились в Одессу, Владивосток и Балтийский порт. Далее сообщалось, что в качестве моряков нейтральных стран эти лица по железной дороге проедут из Архангельска или любого финляндского порта во Владивосток и Одессу. Те же источники высказывали предположение, основанное на их наблюдениях, что германцы продали некоторые свои пароходы, которые под флагом нейтральных стран пойдут по указанным им направлениям. По мнению источников, сообщивших эти данные, лучшим способом борьбы с замыслами германской разведки могло стать воспрещение кому бы то ни было из команд нейтральных государств покидать во время разгрузки и погрузки борт корабля. ….. внешняя разведка России работала профессионально и квалифицированно и вовремя сообщала о планах, намерениях и действиях враждебных держав. Однако на местах к этой информации подчас относились формально и в большинстве случаев ограничивались указаниями «организовать», «наблюдать», «усилить» и т.д. Как только дело касалось выделения дополнительных средств, штатных единиц, приобретения противопожарного оборудования, усиления пожарных команд, сторожевой охраны и укрепления охраняемой зоны, начиналась длительная переписка, которая медленно продвигалась по иерархической лестнице ....... Лит.: Абрамов Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. С.10-14. С уважением,

EFK: Dmitry_N пишет: Но это уже интервенты Да, это уже иллюстрация к другой истории ... Так сказать, ответный "дружеский" визит. Прибыли спасатели России от жидов, масонов и германо-большевиков (терминология взята из публикаций в белой прессе).

Роберт: EFK пишет: Во журналюги дают. Да, наврали и это очевидно не опечатка. Посмотрел и ту фотографию с грузовиками с красным крестом, которые разгружают с парахода. Весьма часто в Великую войну были случаи когда топили корабли, защищенные этим знаком. А они тоже были подключены в перевозки морем. С уважением! Роберт

NORD: Представляю часть библиографии по русскому экспедиционному корпусу во Франции: Русский экспедиционный корпус во Франции 1. Летнев А. Б. Солдаты России в Алжире (1918-1920 гг.) // Вопросы истории. 1998. № 5. С. 128-136. 2. Павлов А. Ю. Русский экспедиционный корпус в Салониках // Военно-исторический журнал. 2001. № 9. С. 56-61. 3. Попова С. С. «Сердца наши изболелись о погибающей нашей Родине…». Трудное возвращение из Франции в Россию воинов Русского экспедиционного корпуса // Военно-исторический журнал. 2003. № 2. С. 63- 69. В этой статье говориться, что «… Всего набралось 711 солдат и офицеров. Их путь из Гавра лежал в английский порт Ньюкастл, где отряд пополнили гражданские лица и экипажи реквизированных Англией русских кораблей. 20 апреля 1918 года английский пароход «Хантсенд» доставил первых репатриантов в Мурманск». 4. Чиняков М. «Много придирчивости во всем» // Рейтар. 2004. № 6. С. 160-178. 5. Роман Малиновский – солдат Русского экспедиционного корпуса во Франции // Исторический архив. 2004. № 3. С. 41-47. 6. Чиняков М. К. Мятеж в Ля-куртин // Вопросы истории. 2004. № 3. С. 57-73. 7. Чиняков М. К. переговоры союзников с Россией об отправке русских войск на Западный фронт и на Балканы (1914-1916 гг.) // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 38-53. 8. Чиняков М. К. Русские войска в «Бойне Нивеля», апрель 1917 г. // Военно-исторический журнал. 2006. № 4. С. 59-64 9. Бочарова З. С. Возвращение на родину в 1920-е годы солдат Русского экспедиционного корпуса // Военно-исторический журнал. 2009. № 9. С. 51-58.

Роберт: NORD пишет: Представляю часть библиографии по русскому экспедиционному корпусу во Франции Уважаемый NORD, Спасибо за библиографию! Весьма ценный пост! Читал и статьи Константина Борисовича Стрельбицкого по теме. У меня сложилодсь такое впечатление, что в перевозке морем русским намного болше везло, чем сербам и французам у которых масса потерь на этом этапе перевозки. Вообще, если сравнивать, то наиболее большие потери имели место в С/З море от германских лодок. Тут действовал и асс подводной войны всех времен Ля Перие (немец, не француз, замечу). Включая действовал и по солоникской коммуникации, но как-то русских не задел. С уважением! Роберт

EFK: Уважаемый Роберт! Весьма признателен Вам за инициативу по открытию этой темы. И, в первую очередь, вот почему. Провел в эти дни библиографический поиск. Искал в местной исторической и краеведческой литературе и периодике публикации по истории Русского экспедиционного корпуса. Увы, результаты были минимальны. Нашёл: 1. Некоторые сведения в материале Абрамова Ю.П. Контрразведывательная работа Архангельского губернского жандармского управления в годы Первой мировой войны //На страже безопасности Поморского Севера. - Архангельск, 2003. 2. В книге Т.И. Трошиной «Великая война … Забытая война… Архангельск в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) [- Архангельск: КИРА, 2008 г.], увы, ничего. Кроме одной иллюстрации с подписью к ней «Пароход «Царь», осуществлявший в 1914-1915 гг. прямые рейсы Архангельск - Нью-Йорк. В 1916-1917 году перевозил русские войска во Францию для оказания помощи союзникам». Чуть больше улов был в периодике: 1. Лощилов М. Черная неблагодарность спасенных. О ней в начале 1920-х годов рассказали наши земляки // Правда Севера. 2006. 29 июня. С.15. 2. Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. 3. Санников Л. Героизм и судьба воинов. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 03 августа. С.30. А тема для местных историков и краеведов благодатнейшая! С уважением,

Роберт: Уважаемый EFK, Это хлебная тема, надеюсь. Боевые действия по морским коммуникациям в ПМВ - ключевой вопрос этой войны. И он связан не только с РЭК. Например, могу отметить, что в борьбе с этими перевозками подводные лодки впервые выявили себя как самостоятельный род сил ВМФ. Потому прошу всех форумчан дать свою лепту в деле осветления проблеммы. С уважением! Роберт

EFK: Некоторые извлечения из местной периодики: РЭК - так условно называли четыре Особые пехотные бригады (ОПБ), направленные в 1916 году во Францию, к которым в 1917 году добавились еще и другие части. Общая численность во Франции русских войск, сыгравших важную роль в недопущении захвата страны немцами, - около 50 тыс. человек. Какое отношение Архангельск имел к РЭК? Прямое и непосредственное, но в ряде работ оно замалчивается. Так, в "Советской военной энциклопедии" утверждается, что перевозка бригад шла через порты Дальнего Востока. В некоторых других публикациях говорится, что войска вывозились во Францию через Мурманск. Ни слова о роли Архангельска в истории РЭК не сказано и в первом томе "История Архангельского Севера" Поморской энциклопедии. ----------------------------- В русской форме, с шинелями в скатках, но без оружия и касок, полки в воинских эшелонах прибывали в Архангельск на Бакарицу и частью на станцию Архангельск-пристань (Глуховский вокзал) для отправки по железной дороге от Смольного буяна до аванпорта Экономия. На Бакарице они ожидали грузовые - это были главным образом попутные после разгрузки импорта - русские, французские и английские пароходы, которые приспосабливались для перевозки людей Архангельским военным портом. В трюмах настилали полы, строили нары в два или три этажа (яруса), умывальники, туалеты, лестницы и т. д. Кроме того, Франция выделила для спецрейсов пассажирский пароход "Венесуэла". После принятия живого груза пароходы выходили из Архангельска и шли во Францию группами (эшелонами) по три-четыре судна или отдельно. До параллели у мыса Святой Нос они следовали за русскими тральщиками, затем до мыса Нордкап - под охраной кораблей флотилии Северного Ледовитого океана, а после, по соглашению с Францией, эстафета охраны переходила к французским кораблям. Фактически от Нордкапа до дальних подходов к французским портам транспорты с войсками шли самостоятельно, подвергаясь опасности нарваться на мину или стать добычей немецких подводных лодок. И лишь затем пароходы встречались французскими кораблями и сопровождались до портов назначения. ---------------------------- Первой из Архангельска отправлена 2-я ОПБ (командир - генерал-майор М. К. Дитерихс, нач-штаба - Б. А. Дуров), сформированная в мае-июне 1916 года из сибиряков и воинов из других регионов России. Ее численность - 193 офицера и 8762 солдата. Кроме того, с бригадой отправлено пополнение (маршевый батальон) для 1-й ОПБ - 606 человек. В июне бригада и пополнение прибыли в Архангельск (на Бакарицу) и после погрузки на семь грузовых пароходов и "Венесуэлу" с 26 июня по 15 июля 1916 года отправлены во Францию. Тяжелый переход в летний зной в душных трюмах закончился прибытием в Брест и Нант. После получения французского оружия и овладения им бригада была погружена в железнодорожные эшелоны и отправлена в Марсель, а оттуда на пароходах - на Салоникский фронт (Македония). Лит.: Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. С уважением,

EFK: 3-я ОПБ (командир - генерал-майор В. В. Марушевский, начштаба - А. А. Мурузи) сформирована в июле 1916 года. В ней особенно много было Георгиевских кавалеров. Из Архангельска бригада - 9500 человек - отправлена с 5 по 17 августа на восьми пароходах, три из которых ушли самостоятельно, без охраны и сопровождения. Бригада прибыла в Сент-Назер и Нант без потерь. С 28 августа по 2 сентября 1916 года на семи пароходах из Архангельска во Францию (Брест и Ла-Паллис) отправлена 4-я ОПБ (командир - генерал-майор М. Н. Леонтьев, начштаба - Шишкин). Численность бригады - 9300 человек. В ней были не нюхавшие пороха новобранцы из резервных полков и даже ратники ополчения, а также опытные солдаты и унтер-офицеры. Как и 2-я бригада, 4-я ОПБ, прибыв во Францию в октябре 1916 года, была отправлена в Марсель, а оттуда - на Салоникский фронт. Лит.: Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. С уважением,

EFK: Последний эшелон пароходов с живым грузом вышел из Архангельска 25 октября 1916 года. На четырех французских судах следовало пополнение для 1-й, 2-й и 4-й ОПБ и матросы для проходившего ремонт крейсера "Аскольд", всего более 4300 человек. Значение РЭК, особенно для защиты Франции, огромно. Маршал Франции Ф. Фош об этом писал: "Тем, что Франция не была стерта с карты Европы, мы обязаны прежде всего России". Лит.: Санников Л. Россия спасла Францию. К 90-летию Русского экспедиционного корпуса // Правда Севера. 2006. 01 июня. С.30. С уважением,

Dmitry_N: EFK пишет: Маршал Франции Ф. Фош об этом писал: "Тем, что Франция не была стерта с карты Европы, мы обязаны прежде всего России". Правда, вот Россия при этом была стерта. Ну и слова Фоша относятся, по моему разумению, не к РЭКу, а, в первую очередь к самоубийственному наступлению 1914 года на Восточную Пруссию (без попытки умалить доблесть экспедиционного корпуса, но стратегическое значение его не таково, чтобы говорить, что именно он защитил Францию)

EFK: Dmitry_N пишет: слова Фоша относятся, по моему разумению, не к РЭКу, а, в первую очередь к самоубийственному наступлению 1914 года на Восточную Пруссию Совершенно верно. Но надо иметь в виду, что эта цитата изъята из речи Фоша и использована автором дабы придать драматический оттенок вклада Севера и отдать должное северян. В РЭК было немало уроженцев Архангельского Севера. С уважениеим, ЕФК

Роберт: EFK пишет: 4-я ОПБ, прибыв во Францию в октябре 1916 года, была отправлена в Марсель, а оттуда - на Салоникский фронт. А можете написать как? На каких судах? И как было организовано охранение, если было такое? С уважением! Роберт

EFK: Уважаемый Роберт! Вы всё же к Марселю и Салоникам, и тамошним архивам ближе К сожалению, большего я пока не нашел. Надеюсь, что форумчане смогут внести ясность и дать ответ на Ваши вопросы. С уважением,

EFK: Роберт пишет: А можете написать как Организация отправки русского экспедиционного корпуса из Архангельского порта во Францию в 1916 г. была описана в 1922 г. М.В. Казимировым. См.: Казимиров М.В. Отправка войск из Архангельска во Францию в 1916 году // Бизертин- ский Морской сборник. - М., 2003. - С. 74-85. К сожалению, этого издания у меня нет. Могу только сослаться на него. С уважением,

Роберт: EFK пишет: Вы всё же к Марселю и Салоникам, и тамошним архивам ближе Кому чего, а мне Салоники... С уважением! Роберт

EFK: Роберт пишет: как было организовано охранение, если было такое? «Средством преодоления кризиса морских перевозок стала организация конвойной проводки судов. Новая тактика была опробована на Русском Севере еще в 1915 г. - в Горле Белого моря пароходы следовали за тральщиками, а с началом подводной войны в северных водах, проводка от Иоканги была дополнена противолодочным охранением. Однако введение единой конвойной системы было связано с огромными затратами и изменением всей структуры морских транспортных операций, чему противилось британское командование. [138 Новая система потребовала со-кращения числа коммуникационных линий для усиления их охраны, постройки большого количества эсминцев и крейсеров, привлечения около 5 000 вспомогательных судов с командами в 250 000 человек. Для вооружения торговых судов понадобились 13 000 орудий и 65 000 человек артиллерийской прислуги. (Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок в войну 1914-1918 гг. - С. 240).] Только в начале июня 1917 г., когда стала очевидной утрата Англией господства на море, особой комиссией была разработана система организации конвоев, органов управления ими и специальные инструкции для начальников конвоев. [139 Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок... - С. 184-185.] Введение конвойной тактики отразилась и на судоходстве у берегов Мурмана. В августе 1917 г. английское Адмиралтейство установило новую систему проводки - транспорты, идущие в Архангельск первоначально следовали в Вардё, где наряду с Иокангой была развернута приемная база. [140 Выбор норвежского порта Вардё в качестве места формирования конвоя определялся близостью к морям, омывающим северное побережье России, еще в 1915 г. вошедшим в число объявленных Германией запретных зон. Но согласно международному праву воюющим сторонам не запрещалось формировать конвои в нейтральных портах. (Флот в первой мировой войне. Т. 2. - С. 76).] Из Вардё через каждые 2-3 дня конвои следовали прямо в Архангельск. Русское командование считало, что это усложнило проводку, так как при увеличении вдвое участка конвоирования и числа охраняемых судов, силы охранения оставались прежними. Однако остается фактом, что германские лодки на Севере не потопили ни одного судна, из числа конвоируемых. [141 Козлов Д.Ю. Подводная опасность и русское судоходство (1914-1917). - С. 30.] Введение конвойной системы повлекло увеличение боевой нагрузки. Однако судовой состав русских морских сил на Севере был немногочислен, значительная часть его нуждалась в ремонте. Союзники по мере сил компенсировали недостаток присылкой своих кораблей. В результате сложилась ситуация, о которой контр-адмирал К.Ф. Кетлинский писал в своём донесении МГШ: «...преобладающее влияние англичан в русском порту - результат отсутствия нашей морской части». [142 Шангин И.С. Моряки в боях за Советский Север (1917-1920). - С. 14.] Лит.: Жалнин Д.Е. История строительства и Боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана [Элек-тронный ресурс]: 1914—1920 гг : Дис. канд. ист. наук : - И. РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). C. 40-41. ( Полный текст: http://diss.rsl.ruAiiss/05/0480/050480026 .pdf С уважением,

EFK: Роберт пишет: Как-то не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой Ситуация в Белом море в 1916 г. рассматривалась на форуме (02.08.08 - 30.04.09) в теме: «Север в Первую мировую войну» здесь: http://kortic.borda.ru/?1-7-0-00000040-000-10001-0-1241086108 С уважением,

Игорь Алабин: Роберт пишет: Как-то не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой Даже я в этой теме нолик, но чуть чуть могу сказать. Их вывозили так, что "комар носу не подточил". Ни одной потери судна. Я в своё время, лет 8 - 10 назад был на "представлении", которое устроили в честь русских экспедиционных частей... Там были всякие пом. атташе... Все так красиво говорили про Францию... Я плакаль... Выступали потомки офицеров (живущие во Франции). Все было красиво. Я плакль... Но тут выступил сын офицера (мужик крепкий, за 70 лет), у которого отец (участник) вернулся в Россию. Желчный. Я проснулся. Но слушал я его с удовольствием. Он сказал: "мне папа с детства много рассказывал про ПМВ во Франции". И было столько нехорошего сказано про французов, что я перестал плакаль, а с интересом начал слушать. Устроители этого "бала" с трудом его "согнали" с трибуны.

EFK: Пункт посадки В Архангельске для обеспечения отправки ОПД Российского экспедиционного корпуса в Францию была создана временная воинская часть. "Вследствие окончания в настоящем году операций по отправке войск, Пункт посадки их временно упраздняется. Отчислить капитана 2-го ранга Казимиров от должности коменданта Пункта посадки с 25 октября с.г. Нижепоименованные чины, состоящие в распоряжении коменданта Пункта посадки отчисляются в наличные свои части с 25 октября с.г". // Приказы Главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря. №446, 447, 448 от 26.10.1916 "Состоящим в распоряжении коменданта Пункта посадки поручику по адмиралтейству СНАРСКОМУ, прапорщикам по флоту МАЦЕНКО и НИКИТИНУ, шхиперу ПИЛИПЕНКО, а также вольнонаемному Андрею НИКОЛАЕВУ, прекратить выдачу суточных и доплат за особые труды". // Приказ Главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря. №449 от 26.10.1916 Коменданты Пункта посадки: В 1916 г. КАЗИМИРОВ, Морского Генерального Штаба капитан 2-го ранга. Видимо, КАЗИМИРОВ Михаил Васильевич. Произведен в капитаны 2 ранга за отлич. ревн. службу и особые труды, вызванные обстоятельствами войны, 30.07.1915 г. В 1917 г. ПЛЕН Павел Михайлович, капитан 1-го ранга. Прибыл в Архангельск в мае 1917 г. «для выполнения секретного поручения». Комендант Пункта посадки - с 03.05.1917 //Приказ Главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря. №124 от 31.05.1917. С уважением,

Роберт: Уважаемый EFK! Спасибо! А что это было за задача: Прибыл в Архангельск в мае 1917 г. «для выполнения секретного поручения»? Игорь Алабин пишет: Устроители этого "бала" с трудом его "согнали" с трибуны. Правда иногда бывате не к месту. Мешает чинно плакать.... С уважением! Роберт

EFK: Роберт пишет: А что это было за задача Уважаемый Роберт! В свое время я задавал такой вопрос нашим мэтрам, но ответа так и не дождался. Посему излагаю свою версию: и КАЗИМИРОВ, и ПЛЕН был командированы в Архангельск «для выполнения секретного поручения», суть которого заключалась в обеспечении посадки ОПД РЭК. С уважением,

Роберт: Уважаемый EFK, Спасибо за ответ! Вы пишете: Посему излагаю свою версию: Наверно это так как написали. Я честно признаюсь, что с этим не знаком и было интересно прочитать версию. Логично посадку войск обеспечивали морские офицеры, а поручение было секретным от того, что груз был очень ценным: люди. Хотел добавить ко всему, что перевозки морем осуществлялись и на Черном море. Это, конечно, не считая десанты. При чем с обеих противостоящих сторон были в этом деле успехи. С уважением! Роберт

Тритон: Из свеженайденого в архиве: 6/19 июля 1917 г. вышел в Архангельск французский вспомогательный крейсер "Лориен" с 238 матросами "Пересвета", солдатами бежавшими из плена и увечными, всего около 1500 человек 10 июля 1917 г. н.ст. около острова Ферос утоплен подводной лодкой пароход "Кинг-Давид" шедший из Бреста с русскими грузами. На нем находилось 30 солдат бежавших из плена. На момент получения телеграммы 6/19 июля 1917 г. их судьба была еще неизвестна. На 25 июля/6 августа 1917 г. на пароходе "Ютландия" отправлено 6 матросов с "Пересвета" и 5 солдат бежавших из плена. 26 июля/8 августа 1917 г. на пароходе "Мельбурн" отправлено 700 солдат и 1 матрос с "Пересвета". 6/19 августа 1917 г. на пароходах "Царица" и "Двинск" из Бреста отправлено политических эмигрантов: мужчин 61 и 180, женщин 89 и 81,детей 93 и 79. Кроме того отправлено на "Двинске" солдат 235, офицеров 22 и сестер милосердия 2. 10/23 августа 1917 г. в Брест пришел пароход "Умона" с войсками.

Роберт: Тритон пишет: 10 июля 1917 г. н.ст. около острова Ферос утоплен подводной лодкой пароход "Кинг-Давид" шедший из Бреста с русскими грузами. На нем находилось 30 солдат бежавших из плена. Уважаемый Тритон, Спасибо за пост! Так я и думал, что при таком объеме перевозок, не обошлось без подобных трагедий! А бежавшие из плена были русскими солдатами или другой национальности? Тритон пишет: 6/19 августа 1917 г. на пароходах "Царица" и "Двинск" из Бреста отправлено политических эмигрантов А что это за политические эмигранты? С уважением!

EFK: Роберт пишет: А что это за политические эмигранты? "После Февральской революции Архангельск буквально захлестнула волна возвращающихся в Россию политических эмигрантов, среди которых было значительное число женщин и детей". "Российский посол в Англии сообщает: "Снова скопилось много военнообязанных, тысяча пленных, 500 политэмигрантов и т.д." [В сентябре 1917 года Временное правительство заключило с Англией договор, согласно котоорому русские подданные призывного возраста, постоянно проживающие в Англии, должны отбывать воинскую повинность либо в битанской, либо в российской армии. Более 25 тысяч военнообязанных из числа российских граждан отказалось вступать в британскую армию]. Но были и другие эмигранты, т.н. экономические. Ранее отправившиеся на заработки в западные губернии, Прибалтику и Польшу, а также Америку. Многие из них из-за грянувшей войны потеряли работы и устремились на родину. А путь туда был один - через Архангельск. Лит.: Трошина Г.И. "Великая война...Забытая война..." - Архангельск, 2008. С уважением,

Роберт: Спасибо! Теперь ясно!

EFK: Некоторые взаимствования по данной теме с форума http://1914.borda.ru [Российский экспедиционный корпус http://1914.borda.ru/?1-12-0-00000207-000-0-0] 25.04.07 wind_up_bird Владимир Толкачев Есть воспоминания лейтенанта Б.П Апрелева в июне 1915 г. Комендант пункта посадки войск во Владивостоке и высадки во Франции , а на время плавания Флаг-офицер Начальника отряда судов назначеных для перевозки войск . Правда там все в общих чертах и в основном все про флот ... 03.05.07 Sonnenmensch http://www.regiment.ru/lib/C/56.htm - Чиняков М.К. Переговоры союзников с Россией об отправке русских войск на Западный фронт и на Балканы (1914-1916 гг.) // Вопросы истории. 2005. №11. С. 40-53. С уважением,

Солдатъ: Доброе утро! А что известно по условиям перевозок союзничками? Французских, сербских, английских войск? По-моему, об этом никто у нас ничего не писал... с уважением

Роберт: Уважаемый Солдатъ, Вы правы, на форуме об этом не густо. Могу сказать, что в С/З море были большие потери от лодок германцев. Там Арно Ля Перье проявился, так сказать. А он вошел в историю как подводник № 1 по утопленному БРТ. Думаю, раз спрашиваете, то Вам и есть чего написать. Потому, с моей стороны добро пожаловать на ветку! Будем ждать Ваши посты по теме! С уважением! Роберт

Солдатъ: М-м-м-м... Роберт, вы переоценили мои способности. Мне просто интересно было бы узнать об этом, и все. Сам я ничегошеньки об этом не знаю. Просто тут обсуждали перевозку РЭК. В воспоминаниях об этом отзывались очень негативно: перегрузка, в угольных ямах (возьмите Лисовенко Д.У. Их хотели лишить Родины. М., 1960). А я вот думаю, что французов-англичан перевозили в тех же условиях. Война же... с уважением

EFK: Солдатъ пишет: А я вот думаю Было бы неплохо подкрепить Ваши думы ссылками на источники. Слудет учесть, что к таким крупным перевозкам и на такие расстояния сухопутных войск союзники не прибегали. И "навалом" своих солдат они бы никак не повезли. С уважением,

Dmitry_N: EFK Как не прибегали? А АНЗАК к Дарданеллам? Из Австралии и Новой Зеландии подальше будет, чем из Архангельска во Францию

EFK: Dmitry_N пишет: Как не прибегали? Значит было такое дело. Погорячился. Правда, был у наших еще перегон 1-й партии во Францию с дальнего Востока. С уважением,

Dmitry_N: Ну а канадцы? Википедия, конечно, источник только для ознакомления с вопросом, однако вот пишут - 4 полнокровных канадских дивизии, да плюс еще пополнение, размером в дивизию на пополнение: "Формирование Канадского экспедиционного корпуса Основная статья: Канадский экспедиционный корпус Военный парад в Торонто. 1915 год Первая канадская дивизия в составе 33 000 солдат и офицеров была отправлена в 1914 году в Англию на кораблях через Атлантический океан. После прибытия в Англию канадские подразделения спустя несколько месяцев были направлены на Западный фронт для участия в боевых действиях против германских войск. В сентябре 1915 года в Европу прибыла вторая канадская дивизия. Из первой, прибывшей в 1914 году, и второй канадских дивизий был сформирован Канадский экспедиционный корпус. В декабре 1915 года на фронт прибыла третья канадская дивизия, которая также вошла в состав корпуса. Четвёртая дивизия прибыла во Францию из Канады в августе 1916 года. Помимо этих подразделений канадское командование приняло решение о создании пятой дивизии. Однако формирование этой дивизии не было завершено, а её личный состав был переведён на пополнение имеющихся канадских войск. На заключительном этапе войны канадские воинские формирования, наряду с австралийскими дивизиями, считались наиболее боеспособными соединениями союзных войск на Западном фронте[1]. А индийские войска? (ссылки на вики получаются неудобоваримыми из-за длины, поэтому просто в википедии набрать: Канада в Первой мировой войне, Британская Индия в Первой мировой войне и т.д.) Да одна брагада южно-африканских войск Да и французы, небось, своих сенегальцев возили. Да и американы в конце приплыли... Так что союзники, думаю, гораздо больше нашего перевозили сухопутных войск морем. А вот как они это делали - это они, наверное, знают лучше нашего. Нам бы со своими рахзобраться... Видно, что война, действительно, была МИРОВАЯ, огромные массы людей по всему миру куда-то плыли, чтобы лечь костьми порой за десяток тысяч верст от дома.

EFK: Dmitry_N Задавили такой массой ... Молчу, молчу ... Был не совсем прав. Поспешил ...

Боярин: Помогите разобраться с фото. Arrivеe des troupes russes au port de commerce. Русский это корабль или...

Роберт: Dmitry_N пишет: Видно, что война, действительно, была МИРОВАЯ, огромные массы людей по всему миру куда-то плыли Тут сразу же с вами соглашаюсь. Куча книг по теме написана. Например Блокада и контрблокада Добавлю: Везли не только суда Антанты, но и Четверного союза. Турки везли войскя, к примеру в Мраморном море, немцы на субмаринах оружие повстанцам в Ливию, а на обратном пути везли белый верблюд - подарок шейха племени Зануси германскому кайзеру. А кроме того перевозки были по рекам, например по Дунаю, в чем подсобила нейтральная Швейцария. С уважением! Роберт

Боярин: Роберт пишет: а на обратном пути везли белый верблюд - подарок шейха племени Зануси германскому кайзеру. Они его через люк дпя погрузки торпед затащили?

Роберт: Боярин пишет: Они его через люк дпя погрузки торпед затащили? Как точно, мне не известно. Но по всей видимости через тот самый люк. Случай, кстати, известный. С уважением! Роберт

Боярин: В продолжении темы. Русский экспедиционный корпус в Бресте.

С.И.: С интересом прочитал описания процессов перевозки русских войск северным морским путем (через Архангельск). Все это довольно подробно излагается в работе Н.Кроткова "Значение операций на русском северном театре с 1914 по 1917 гг" на ход I империалистической войны. К сожалению , по канонам тех лет, фамилия действующих лиц упоминаются редко. Больше фактологический материал С уважением С.И.

EFK: Уважаемый С.И.! Судя по всему эта работа не была издана? С уважением,

С.И.: EFK Да не очень понятно. Она была закончена перед самой войной. Что-то где-то было издано. После войны какие-то военные деятели пытались ее издать под своими именами.............. Одним словом сама работа -ее авторский вариант, как я понимаю, только в единственном числе. С уважением С.И.

pvn: Боярин пишет: Они его через люк дпя погрузки торпед затащили? Роберт пишет: Как точно, мне не известно. Но по всей видимости через тот самый люк. Случай, кстати, известный. С уважением! Роберт Об этом подробно писал, например, Боженко, в сборниках "Тайны подводной войны" и "Субмарины на войне". Если память меня не подводит, в люк его не затаскивали. Везли на палубе. Лодка шла в надводном положении в основном, только изредка погружалась, оставляя на поверхности голову верблюда. По легенде, таким образом перепугали рыбаков у входа в ... Полу, - или куда они там приходили.

Роберт: pvn пишет: Об этом подробно писал, например, Боженко Царство ему небесное! Хорошый был человек Петр Владимирович! Был он председателем Московского клуба истории флота. Интересно писал. Спасибо, что припомнили! С уважением! Роберт

Сумрак: есть у меня подозрения - как бы это не тот самый верблюд, о котором шла речь :)

pvn: Роберт пишет: Царство ему небесное! Хорошый был человек Петр Владимирович! Был он председателем Московского клуба истории флота. Интересно писал. Спасибо, что припомнили! С уважением! Роберт Царствие небесное! Сборники его до сих пор интересно читать, несмотря на то, что много времени уже прошло и многие новые данные в обиход вошли. - всё равно читаются.

Роберт: Сумрак пишет: есть у меня подозрения - как бы это не тот самый верблюд, о котором шла речь :) Вроде бы! Уважаемый Сумрак! Спасибо за фотографию! Вообще ветка получила ветеринарный привкус. Но я не против! Думаю, что и уважаемый EFK - тоже! Хотя мы никак не ожидали такого развития на ветке. С уважением! Роберт

Роберт: pvn пишет: Сборники его до сих пор интересно читать, несмотря на то, что много времени уже прошло и многие новые данные в обиход вошли. - всё равно читаются. Вы правы. У него есть сподвижники того клуба. Константин Борисович Стрельбицкий, например! Но я как-то его на форуме не встречал. С уважением! Роберт

ркр065: Роберт пишет: Константин Борисович Стрельбицкий, например! Но я как-то его на форуме не встречал. Он больше на Форуме поисковых движений, МВФ и др. "проживает".

Роберт: ркр065 пишет: Он больше на Форуме поисковых движений, МВФ и др. "проживает". Спасибо за пост. С уважением! Роберт

EFK: Из жизни Экспедиционного корпуса Российской армии http://sudilovski.livejournal.com/37915.html#cutid1 С уважением,

Роберт: EFK пишет: http://sudilovski.livejournal.com/37915.html#cutid1 Уважаемый EFK, Просмотрел весь сайт. Хороши параходики. И хорошо постарался древний фотограф. Спасибо за этот адрес! С уважением! Роберт

EFK: Роберт пишет: Хороши А ещё лучше наши солдатики Идентифицировать бы еще этот Ноев ковчег, на котором их (как сельдей в бочке) во Францию доставили. С уважением,

Роберт: EFK пишет: Идентифицировать бы еще этот Ноев ковчег, на котором их (как сельдей в бочке) во Францию доставили. Уважаемый EFK, Я не спец по железу. Однако могу оценить ваше желание и могу дать совет: давайте об этом мы попросим уважаемого Боярина. Он (или скорее всего они) хорошо разбираются в этой материи с французскими кораблями и судами. С уважением! Роберт

EFK: Роберт пишет: давайте

Сумрак: лучше Клауса, но он сейчас редко в сети бывает.

Роберт: Сумрак пишет: лучше Клауса, но он сейчас редко в сети бывает. Уважаемый Сумрак, Я не против! Никак даже! Всем знатокам - добро пожаловать на ветку! Кашу маслом не испортиш! Чем больше знающих участников в обсуждении - тем лучше! Тема/ветка ведь хлебная, надеюсь! Правда, "... не сезон, подумал Штирлиц ..." (не анекдот, а классика!). Лето, жара, не до форумов, а сидеть на пляже и потягивать пивко (тут уважаемый Wind убедил меня, что в Риге пиво хорошее продают (однако, название трудно запомнить), верю и при случае - попробую). Но все пройдет. Лето - тоже. И надеюсь все, кто редко появляются на форуме, вновь будут на своем посту. С уважением! Роберт

EFK: Роберт пишет: Как-то не верится, что германские субмарины ни разу не атаковали суда с русской пехотой. Начиная с осени 1916 г. немецкие надводные лодки (одна-две) довольно свободно оперировали на подступах к Кольскому заливу, поражая главным образом норвежские суда и вообще всех, кто попадался в удобной позиции. При наличии флота союзников - не было случая уничтожения ими подводных лодки или ликвидации их баз на Севере. Похоже на то, что в данном случае интересы союзников и немцев удовлетворяли друг друга, в том смысле, что союзники не мешали немецким подводным лодкам, а наличие последних было мотивом для содержания вначале английских, затем французских и американских морских сил на Мурмане. Немецкие транспорты безнаказанно снабжали подводные лодки топливом, довольствием и всем необходимым для операций, базируясь на норвежские порты и шхеры, а адмирал Кемп и наши командующие отсиживались с превосходными сил в портах, защищённых сетями и береговыми батареями. Только вспомогательные суда, вроде «Купавы», да тральщики вступали с лодками в перестрелку, и последние предпочитали быстро уходить под воду. Вот сводка операций подводной войны на Мурмане только за вторую половину сентября 1916 г.: 13-го у мыса Головик потоплены норвежские пароходы «Дания» и «Кнут Гидаге». 14-го близь Териберки потоплен норвежский п/х «Синсен». В тот же день пост Вайда-Губа видел подводную лодку. 15-го пост Цып-наволок заметил две подлодки. 16-го два норвежских парохода взорваны в Корабельной губе. В три часа миноносцы видели подводную лодку между Найда и мысом Гавриловским и разошлись. В тот же день у этого мыса был расстрелян норвежский п/х «Сидуйля». 17-го один норвежский пароход конвоирован лодкой от острова Кильдин в Цып-наволок и там взорван. В 11 часов утра большой английский пароход потоплен у о. Кильдин. В 3 часа дня наш п/х «Феодосий Черниговский» встретил п/л между губой Вайда и Цып-наволок. Английский тральщик встретил подводную лодку на меридиане Александровска. Таким образом курс лодок определился, но их никто не преследовал, и им безнаказанно удалось потопить у мыса Слетнес норвежские пароходы «Гофния» и «Гекла», а в десяти милях к северу от Кольского залива п/х «Ральф Ярл» той же национальности. Не встречая отпора, немцы нахальничали и 18-го потопили три норвежских парохода в самом Кольском заливе. В тот же день стало известно, что из Гаммерфеста ушел на Север германский п/х «Веста», по-видимому, с грузом топлива для подлодок, его никто не преследовал. 19-го капитан французского п/х «Плата» сообщил, что в 100 милях от мыса Святой нос он отбивался от двух обстреливавших его подводных лодок. 20-го в 50 милях от Териберки п/л СУ-43 потопила пароход добровольного флота «Тургай». По слухам, подводная лодка была в Кольском заливе и Александровске, где осматривала сетевые ограждения. Эти сведения получил министр Григорович при посещении портов Мypмaнa. Он же сообщил в министерство, что удостоверено нахождение двух подводных лодок вблизи Александровска и их плавучей базы. 22-го в пятидесяти милях от Варде были потоплены норвежский п/х «Бринк» и у Мурманского побережья пароходы «Кнут Ярл» и «Нестор»; там же погибли от подводных лодок английский п/х «Форд» и какое-то норвежское судно. 23-го стало известно, что немецкие лодки в северных водах начaли маскироваться под парусники. Изложенное достаточно иллюстрирует деятельность союзников, а также нашего отряда судов под командованием в то время капитана 1-го ранга Кроткова по зaщите Кольского залива и коммуникаций с западом. Лит.: Бжезинский В.Л. Вооруженная интервенция на Мурмане. - Мурманск, 2012. С.26-27 С уважением,

kerbyol: EFK пишет : Идентифицировать бы еще этот Ноев ковчег "Латуш-Тревиль" Экспедиционный Корпус 1 Экспедиционный Корпус 2 Во Франции существует "Союз памяти Русского Экспедиционного Корпуса во Франции" Выпускает "Журал медведя Мишки" но к сожалению, только на французском языке. Тем не менее есть интересные фотографии. Председатель Георгий де Бреверн является также членом Морского Собрания в Париже. С уважением !

Роберт: Уважаемый EFK, Прошу, огласите БРТ утопленных судов германскими подлодками! EFK пишет: Бжезинский В.Л. Вооруженная интервенция на Мурмане. - Мурманск, 2012. С.26-27 Интересный ресурс, новый. Спасибо, что дали знать о нем! Все это хорошо и интересно, но сдается мне, что союзники действовали неэффективно не от того, что это так их устраивало, а от того, что не знали что делать. Год-то 1916! В Средиземном море потери были еще круче (Удивляешся, когда читаеш сколько людей, лошадей и полевых пушек уничтожили торпеды да снаряды германских субмарин!), а русских там почти не было. Обыковенно объясняют успех германских подлодок того периода неустановленостью оперативно-тактических взглядов на применение флотов против подводной опасности. Это позже появилась концепция защиты судоходства конвоями. А до этого германцы своими подлодками сняли невиданный урожай. 83% всего утопленного БРТ во времена Великой войны выпадает ПЛ. Для сравнения во времена ВМВ из совокупности известных боевых потерь БРТ субмарины утопили всего лишь 66%. С уважением! Роберт

EFK: Роберт пишет: Прошу, огласите БРТ утопленных судов германскими подлодками! Увы, источниками в германском Генштабе не располагаю. Роберт пишет: союзники действовали неэффективно Такая оценка ситуации на Мурмане вполне понятна, если принять во внимание личность автора. И далее. Во-первых, она имеет региональный характер. Во-вторых, имеет несколько политизированную основу. Но с учётом последующих событий на Архангельском Севере весьма любопытна. С уважением

Роберт: EFK пишет: Такая оценка ситуации на Мурмане вполне понятна, если принять во внимание личность автора. Я с вами согласен. Жаль, что нет сведений о БРТ. С уважением! Роберт

Роберт: kerbyol пишет: Тем не менее есть интересные фотографии. Уважаемая kerbyol, Фотография тех времен - первокласный источник истории. Жаль, конечно, что все на французском языке. Одна утеха в этой ситуации - древние фотографии. С уважением! Роберт

NORD: Роберт! На сайте "Кортик" года два назад была тема о немецких ПЛ на Севере и о потопленных ими судах. Не смог ее найти на сайте сейчас. может кто поможет, или выставлю её. но позже.

EFK: NORD пишет: Не смог ее найти на сайте сейчас. может кто поможет, См. мой Пост № 1743 от 15.01.12 здесь же, в начале этой темы: В нём дано соответствующее целеуказание - Ситуация в Белом море в 1916 г. рассматривалась на форуме (02.08.08 - 30.04.09) в теме: «Север в Первую мировую войну» здесь: http://kortic.borda.ru/?1-7-0-00000040-000-10001-0-1241086108

Роберт: Уважаемый EFK, Посмотрел ссылку. Спасибо! Тема про германские лодки на Севере, оказывается, не такая уж и новая на форуме. Думаю, что это ответ на вопрос Nord. Спасибо за содействие! С уважением! Роберт

ветер79: с http://forums-su.com Высадка русских войск в Марселе

Геоморфолог: Final Units Arrival at Dairen, 1 This is record of transporting Russian Army troops from Changchun (Kuanchengzi) to Dalian by South Manchurian Railway in 1916 at request of Russian Government on allied nations' side in World War I, to send them to France from Dalian. About 8,700 Russian Army officers and soldiers were moved between Feb. 24 and March 18. A bill for 59,850.40 Yen issued by South Manchurian Railway as total cost is contained in the records. The photo was contained at end of the records. Solders alighting from train coaches after arriving last on Dalian pier in the morning of March 16. The coach in center is for officers. The note written after photographing indicates that the freight car with a chimney had a cooking cart to cook meals during journey.

Геоморфолог: Child Soldiers belong to the Eighth Regiment This is record of transporting Russian Army troops from Changchun (Kuanchengzi) to Dalian by South Manchurian Railway in 1916 at request of Russian Government on allied nations' side in World War I, to send them to France from Dalian. About 8,700 Russian Army officers and soldiers were moved between Feb. 24 and March 18. A bill for 59,850.40 Yen issued by South Manchurian Railway as total cost is contained in the records. The photo was contained at end of the records. Youth soldiers of 8th Regiment lastly arriving in Dalian in the morning of March 16. The note written after photographing indicates that the boys lost one parent at age 12 and volunteered to join the Army. The boys were admitted to join the Army.

Геоморфолог: «Steamship Himalaya, On Boarding This is record of transporting Russian Army troops from Changchun (Kuanchengzi) to Dalian by South Manchurian Railway in 1916 at request of Russian Government on allied nations' side in World War I, to send them to France from Dalian. About 8,700 Russian Army officers and soldiers were moved between Feb. 24 and March 18. A bill for 59,850.40 Yen issued by South Manchurian Railway as total cost is contained in the records. The photo was contained at end of the records. Russian officers and soldiers boarding steamship Himalaya on March 3.»

Геоморфолог: Steamship Himaraya, On the Deck, 1 Commemorative photographing on deck of steamship Himalaya on March 3. The note written after photographing indicates that the two ladies were wives of Russians living in Dalian.

Геоморфолог: Steamship Himaraya, On the Deck, 2

Вельбот-067: Геоморфолог Спасибо большое за интересные фото

Геоморфолог: Steamship Himalaya casting off moorings in afternoon of March 3.

Геоморфолог: Prayer ceremony of Russian orthodoxy on March 15 that continued more than 30 minutes on deck of steamship Sondai before her sailing. The note written after photographing indicates that snow that fell day before melted and condition of pier road was poor so that the ceremony was held on board the ship.

Геоморфолог:

Геоморфолог: Геоморфолог пишет: Steamship HIMALAYA а здесь Вы найдете немало фото высадки русских солдат с http://pages14-18.mesdiscussions.net/pages1418/Forum-Pages-d-Histoire-aviation-marine/marine-1914-1918/compagnie-messageries-maritimes-sujet_158_1.htm во франции

Роберт: Спасибо! Вижу французы хорошо поработали на своем форуме! Молодцы! Роберт

gasfs: в экспозиции Imperial War Museum в Лондоне есть пара стендов по русской армии в ПМВ. тут вот пара фот, сделанных в 2010-м. флаг 151 пех.полка -периода март-окт.1917, не знаю - возможно он тоже был в РЭК(??)

gasfs:

gasfs: пардон, с загрузкой фото не разобралси... Эх, полистать бы тот альбомчик адм.Филимора !...

Dirk: gasfs пишет: Эх, полистать бы тот альбомчик адм.Филимора !... Да, я тоже на слюну изошёл, когда после поездки в Англию Никита Кузнецов мне прислал фотографию этого разворота...

Роберт: Dirk пишет: а, я тоже на слюну изошёл, когда после поездки в Англию Никита Кузнецов мне прислал фотографию этого разворота... И не только уважаемый Дирк изошёл. Я тоже! Впрочем, не знал, что все это можно так сказать. Да простят мою душу болгарскую отцы форума! Трудно постигается русский язык. Что и показал пост уважаемого Дирка. С уважением! Роберт

Боярин: EFK пишет: Идентифицировать бы еще этот Ноев ковчег, на котором их (как сельдей в бочке) во Францию доставили. Ковчегов было много, надо поднимать документы по перевозкам. Вот ещё русские солдаты на неизвестных судах. Русские офицеры и солдаты на борту транспорта, сентябрь 1918 года, юг России. Российские солдаты на борту транспорта, прибывающего в Салоники, 30 июля 1916 года.

Lot: Боярин пишет: Ковчегов было много, надо поднимать документы по перевозкам. На тех фото из ЖЖ п/х "Amiral Latouche Trévill"

02: Боярин пишет: Русские офицеры и солдаты на борту транспорта, сентябрь 1918 года, юг России. Одеты они больно хорошо для сентября 1918 г....и ничего что там в это время немцы и Ко были...

Змей: 02 пишет: Одеты они больно хорошо для сентября 1918 г....и ничего что там в это время немцы и Ко были... там двое - вообще донцы, а у пехоты в обмотках - карабины не наши А сама фотка - отзеркалена

Роберт: А откуда известно что это сентябрь 1918 г.и Юг России? Винтовки вроде не Мосинки. Правда это еще ничего не значит. Много было трофейного оружия в окопах и как видно здесь и на транспортах. Вообще очень интересные фотографии. С уважением! Роберт

Змей: Роберт пишет: Винтовки вроде не Мосинки. 6,5мм Арисака

Роберт: Спасибо за справку! Роберт



полная версия страницы