Форум » Первая мировая война » п/л "Барс" » Ответить

п/л "Барс"

Oldspy: Очень интересует история и боевой путь подводной лодки "Барс" и офицеров экипажа - знаю только немного о командире Ильинском и минном офицере Можевитинове (мой двоюродный дед), а что известно о двух других офицерах? О походах подлодки?

Ответов - 55, стр: 1 2 All

aden13: Вот те, кто погибли во время последнего похода: 11-12 Мая 1917 года Подводная лодка «БАРС» во время боевого похода в Балтийском море командующий Старший Лейтенант Николай Николаевич Ильинский и.д. старшего офицера Лейтенант Александр Александрович Реммерт минный офицер Мичман Николай Николаевич Можевитинов штурманский офицер Лейтенант Дмитрий Арсеньевич Сташевский 2-й А что Вас конкретно интересует?

Oldspy: Собственно интересует все об боевых походах "Барса" с января 1916 года, хотя бы краткие биографии Реммерта и Сташевского, м.б. их послужные списки, упоминание подлодки и членов экипажа в приказах и т.п.

Автроилъ: Oldspy пишет: интересует все На топике "Вечная память..." мною был представлен материал о гибели "Барса" из газеты того периода. О боевых походах - в первую очередь монография Г.М. Трусова «Подводные лодки в русском и совеском флоте». В остальном - задавайте вопросы. Может быть найдутся ответы. С уважением... С уважением ...


Oldspy: Автроилъ пишет: монография Г.М. Трусова «Подводные лодки в русском и совеском флоте Пожалуйста, подскажите - где можно ознакомиться с упомянутой Вами монографией?

wind: Реммерт Александр Александрович 1 Балтийский флотский экипаж Родился (05.05.1890) Православный женат 1 сын. В службе (1908) Корабельный гардемарин (10.04.1911) Мичман (1911), Лейтенант (01.01.1915) . Награды : Золотой знак в память окончания полного курса наук Мор. Корпуса (1911), Серебрянная медаль "За спасение погибавших" (1912), Светло-бронзовая медаль в память 300 летия Царствования Дома Романовых (13), Знак в память 200 летнего юбилея Выборгской крепости (1913), Светло-бронзовая медаль в память 200 летия Гангутской победы (1915), Станислав 3 степени (29.02.1916). Знал Французский, Английский, Немецкий языки. С уважением. В.

wind: Сташевский Дмитрий Арсеньевич Сибирский флотский экипаж (09.06.1914), Штурманский офицер 2 разряда (1915) Родился (04.04.1990) Православный холост. В службе (1908) Корабельный гардемарин (10.04.1911) Мичман (1911), Лейтенант (01.01.1915 ). Награды : Золотой знак в память окончания полного курса наук Мор. Корпуса (1911), Светло-бронзовая медаль в память 300 летия Царствования Дома Романовых (13), Светло-бронзовая медаль в память 200 летия Гангутской победы (1915), Станислав 3 степени с мечами и бантом (31.03.1916). С уважением, В. ЗЫ Все данные на 1916 г.

Автроилъ: В читальном зале какой-нибудь академической библиотеки. С уважением ...

Dmitry_N: У Ковалева есть некоторые сведения о Барсе "17 августа (1915) ПЛ "Барс" (Дудкин), "Акула" (Гудим) и английская Е-1 (Лоренс) ушли в море ... 26 августа пл "Барс" вернулась в Ревель" "27 ноября 1915 пл "Барс" (Ильинский) обстреляна артогнем лодки. Уклонилась погружением" "12-22 мая (1916) пл "Барс" (Ильинский) совершила поход... 1210 миль, выполнено 21 погружение, ... 52 часа надводного хода, 67 часов подводного хода, 86 часов часов хода под средней цистерной и 39 часов хода под средней и палубной цистернами (позиционное положение)" "14-20 мая пл "Барс" вела поиск транспортов противника в районе южного входа в пр. Кальмарзунд. 15 мая она безуспешно атаковала торпедой пароход" В общем, довольно много, есть информация о гибели. Книгу можно заказать на Озоне - Э.А..Ковалев "Рыцари глубин" http://www.ozon.ru/context/detail/id/2285079/

Автроилъ: Есть ещё одно замечательное издание: "РУССКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ" История создания и использования 1834 - 1923 г.г. Том I, часть 1 и 2-ая Издание Центрального бюро морской техники «Рубин» и 1-ого НИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ). СПБ, 1994 год.

Dmitry_N: Трусова можно заказать на alib.ru - вообще, классный сервис, я много там покупаю http://www.alib.ru/find2.php4?tfind=%CF%EE%E4%E2%EE%E4%ED%FB%E5+%EB%EE%E4%EA%E8+%E2+%F0%F3%F1%F1%EA%EE%EC от 400 до 750 руб.

Автроилъ: Oldspy пишет: Огромное спасибо! Привет Екатеренбургу (Свердловску), подарившему нам Романова (не царя) и Ельцына! Всегда рады помочь! С уважением ...

aden13: Первый командир ПЛ "Барс": капитан 2 ранга Василий Федотович Дудкин 1-й (с 12.01.1915 до 07.12.1915); второй и последний: старший лейтенант Николай Николаевич Ильинский (с 07.12.1915). Старшие офицеры: лейтенант Константин Филиппович Терлецкий (с 23.01.1915); впоследствии известный кораблестроитель, участвовал по постройке первых советских ПЛ типа "Декабрист", после Второй мировой войны принимал участие в строительстве атомного ледокольного флота; лейтенант Борис Николаевич Воробьев 2-й (в 1915 году); в 1917 году командир ПЛ "Львица", погиб в боевом походе в июне 1917 года. лейтенант Александр Александрович Реммерт (с ноября 1915 года).

Автроилъ: В 1-ом номере журнала "Пдводный флот" бала опубликована большая статья В.В. Лобыцына (с очень хорошими фотографиями) о гибели ПЛ "БАРСЪ" и о её находке на дне моря шведским минным тральщиком "Landsort". С уважением ...

Oldspy: Автроилъ пишет: большая статья В.В. Лобыцына Читал. Был в восторге. Вот человек. Жаль, что не смогу с ним познакомится лично.

Автроилъ: Oldspy пишет: Жаль, что не смогу с ним познакомится лично. Уже никогда не сможете. С уважением ...

Автроилъ: Книга инженер-капитана 2 ранга Г.М. Трусова, как уже было сказано выше, представляет собой монографию по истории русского подводного флота в период создания первых отечественных боевых подводных лодок. Печатается по тексту рукописи с рабочим названием "Подводное судостроение в России за период с 1864 по 1917 гг с дополнениями из книги автора "Подводные лодки в русском и советском флоте" (Судпромгиз,1957) и архивных документов РГА ВМФ. Детально описываются испытания, боевая подготовка, участие русских подводных лодок в русско-японской войне, случаи их аварий и гибели. Рассказывается также о строительстве и боевых походах наших подлодок в период Первой мировой войны.

Oldspy: Автроилъ пишет: Уже никогда не сможете. Знаю. Сожалею. Увы, лучшие уходят первыми. Большое спасибо за направление в поисках.

ВЛАДИБОРЪ: Уважаемые aden13 и Автроил на ветке "Вечная память" уже поместили список офицеров лодки, очередь за командой. Машинный кондуктор Василий Алексеевич ВЕСЕЛОВСКИЙ Рулевой боцмант Иван Яковлевич БОЙЧЕНКО Рулевой боцмант Владимир Васильевич КУЗЬМИН Рулевой боцмант Филипп Осипович БЕЗДЕНЕЖНЫХ Рулевой унтер-офицер Карл Эдуардович ЭККА Рулевой Иван Егорович РОМАНОВ Электрик унтер-офицер 1-й ст. Василий Васильевич ЛОПАТИН Электрик унтер-офицер 1-й ст. Иосиф Михайлович КОВАЛЕВСКИЙ Электрик унтер-офицер 2-й ст. Алексей Фёдорович БОБРОВ Старший электрик Андриан Захароаич АРТ!МЧИК Старший электрик Андрей Прокофьевич ПИМИНОВ Старший электирик Пётр Ильич ШИШКИН Старший электрик Иван Павлович КЕКОНЕН Комендор Василий Антонович СОЛОМАТИН Санитарный унтер-офицер 2-й ст. Иван Богданович НИКИФОРОВ Радиотелеграфный унтер-офицер 1-й ст. Сергей Петрович СЕРОВ Радиотелеграфный унтер-офицер 1-й ст. Алексей Иванович УВАРОВ Машинный унтер-офицер 1-й ст. Пётр Поликарпович БАЛАШЁВ Машинный унтер-офицер 1-й ст. Дмитрий Николаевич БАКЛАЖКИН Машинный унтер-офицер 2-й ст. Сергей Григорьевич СИДОРОВ Моторный унтер-офицер 1-й ст. Григорий Дмитриевич ШУШАРА Моторист Николай Иванович КОЗЫРЕВ Моторист Николай Владимирович КРЕМКОВ Моторист Павел Яковлевич АЛАНОВ Моторист Егор Павлович ПОЛУМОРДВИНОВ Моторист Иоган Густович ЛУЗЕМБЕРГ Минно-машиный унтер-офицер 1-й ст. Гавриил Михайлович ГОРЕЛОВ Минно-машинный унтер офицер 1-й ст. Григорий Дмитриевич ЧЕЛОМОВ Минный машинист Иоанн Карлович НАХКУР Минный машинист Август Иванович КИЛЯК Минный машинист Василий Иванович ГЛАЗОВ Минный машинист Прокопий Федотович МЕДВЕДЕВ Матрос 1-й ст. Тит Лукич ДАНЬКО Марсовый Павел Порфирьевич СМОЛЯК Источник - "газета Красная Звезда" 1997 статья В. Лобицина - Раскрыта тайна подводной лодки "БАРС"- С уважением Вл.

Oldspy:

Oldspy: Ревель, парк Кадриорг, памятник "Русалке", май 1917 года

Автроилъ: Oldspy пишет: Ревель, парк Кадриорг, памятник "Русалке", май 1917 года Это Вы специально по больным мозолям топчетесь? Я эту фотооткрытку уже почти три дестяка лет ищу! Опять валерьянку с боржомом пить прийдётся ... С уважением ...

Автроилъ: ВЛАДИБОРЪ пишет: статья В. Лобицина И всё-таки фамилия Владимира Викторовича была - ЛОБЫЦЫН. Простите, но должен был Вас поправить. С уважением ...

ВЛАДИБОРЪ: Это Вы, простите. уважением Вл.

Автроилъ: Подводная лодка "Барсъ". Заложена 28 сентября 1913 года на Балтийском заводе в СПБ, спущена на воду 2 июня 1915 года, вступила в строй 25 июля 1915 года. В 1915 году установлено приспособление для размещения 8 мин на палубе по бокам рубки. Испытания этого устройства показали не вполне удовлетворительные результаты и мины на ПЛ "Барс" не ставились. В 1916 году наружные решетча-тые аппараты Джевецкого были подняты на палубу надстрой-ки. Участвовала в 1-й мировой войне на Балтийском море, совершила 15 боевых выходов, из 15-го похода не вернулась. Предполагаемая дата гибели - 8.05.1917 в районе Хефринга (по немецким данным). В 1993 году на дне Балтийского моря на глубине 127 м в точке с координатами 58 град. 21 мин. с.ш., 19 град. 52 мин. в.д. шведским тральщиком была обнаружена как неизвестная подводная лодка. Дальнейшие исследования позволили сделать вывод, что это был "Барс". Хорошо сохранившийся корпус лодки свидетельсвовал, что гибель скорее всего наступила в результате аварии. Длина 67,97 м Ширина 4,47 м Осадка 3,94 м Водоизмещение надводное 650 т подводное 780 т Мощность двигателей надводного хода 2x250* л.с. подводного 2x450 л.с. Скорость надводного хода 11,5 уз. подводного 8,5 уз. Дальность плавания надводным ходом 2500 миль подводным 30 миль Глубина погружения 50 м Вооружение: артиллерийское - 1x57 мм орудие - 1x37 мм орудие - 1 пулемет торпедное - 2 торпеды в двух носовых трубчатых аппаратах - 2 торпеды в двух кормовых трубчатых аппаратах - 8 торпед в 8 наружных ре-шетчатых аппаратах Джевецкого * На ПЛ типа "Барс" были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурских канонерок, кроме ПЛ: Язь - двигатели, приобретенные у фирмы Виккерс мощностью 800 л.с., надводная скорость ПЛ - 15 узлов; Форель, Ерш, Угорь, Единорог - двигатели, мощностью 420 л.с. американской фирмы Нью-Лондон, скорость надводного хода ПЛ 13 узлов; Змея, Кугуар - штатные двигатели, скорость надводного хода 17 узлов. Командир ПЛ "Барсъ" Н.Н. Ильинский.

Автроилъ: Схема действий и места гибели русских подводных лодок в 1917 году.

Автроилъ: Господа, а кто может поделиться данными на командира ПЛ "БАРСЪ" ст. летенанта Николая Николаевича Ильинского (МК 1905)? Уменя о нём очень мало: Родился 27 ноября 1884 года. После окончания Корпуса получил назначение на Сибирскую флотилию. Вахтеннй офицер КЛ "Манджуръ" (1905-1906), впоследствии флагманский офицер при начальнике 1-ого дмвизиона миноносцев Владивостокского отряда судов. Прошел курс в Отряде подводного плавания (1912). Командовал подводными лодками "Минога" (12.09.1913-20.02.1915), "Драконъ" (с 29.01.1915) и "Барсъ". За боевую деятельность во время Первой мировой войны награждён орденом Св. Анны з-ей стеиени с мечами и бантом (29..6.1915) и Георгиевским оружием «За храбрость» (17.08.1915).

АЗАРД: Автроилъ пишет: Командовал подводными лодками "Минога", "Драконъ" Командовал лодкой "Минога" (12.09.1913 - 20.02.1915): 1914 год август при возвращении пл из похода в штормовых условиях должна была определиться по маяку Люзерорт. Однако открывшийся маяк не походил на нужный. Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось, субмарина вышла к маяку Фильзанд у о-ва Эзель. В том районе плавание запрещалось, поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке. Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот разглядел Андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет один из поплавков. Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по нему с о-ва Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем малым ходом вернулась в базу и вскоре встала в ремонт. Командовал лодкой "Дракон" (20.02-10.11.1915): 1915 год 14 мая Дважды неудачно атаковала крейсер "Тетис"; 1915 год 30 апреля Встретила неприятельский крейсер в соспровождении миноносцев и подводной лодки. ПЛ подверглась жестокому обстрелу миноносцев, но смогла осуществить атаку с выпуском одной торпеды по крейсеру. После всплытия был обнаружен другой крейсер, который также был атакован. Несмотря на промахи, противник вынужден был отойти; 1915 год 1 июля Неудачно атаковала крейсер "Бремен". Крейсер пытался таранить ПЛ, но ей удалось уклониться подводным маневрированием. Уклонение затруднялась тем, что ПЛ теряла плавучесть и могла держать глубину только на полном ходу с дифферентом 4 градуса на корму; 1915 год 13 августа Неудачно атаковала крейсер "Колберг". Крейсер дважды пытался таранить ПЛ.

Автроилъ: Благодарю за интересную информацию. С уважением...

конст: интересно а как бы некоторые попросы раскопать поглубже. kasian@list.ru

Александр: материал сырой, но чем богаты... Барс Головная в серии 10.07.1913 Началось строительство 15/28.09.1913 Официально заложена на Балтийском судостроительном и механическом заводе в Санкт-Петербурге. 28.09/11.10.1913 Зачислена в списки судов Балтийского флота. 31.12.1914 Постановлением Адмиралтейств - Совета (№№ 4969 и 43036) зачислена во II ранг судов флота. 01.01.1915 Приказом Морского Министра Адмирала Генерал - Адъютанта Григоровича № 3 зачислена во II ранг судов флота. 02.06 (20.05).1915 Спущена на воду 12/25.07.1915 Вступила в строй. Ответственный сдатчик инженер К. И. Руберовский. Водоизмещение, тонн: надводная 650.0 подводная 780.0 782.0 запас плавучести 20% Главные размерения, метров: длина 67.97 68.0 ширина 4.27 4.5 4.47 углубление 4.11 3.9 3.94 Система машин и мощность механизмов, л.с.: 2 дизеля Коломенского завода, снятых с канонерских лодок Амурской флотилии типа "Шквал"х250.0. Сначала дизели заказаны фирме Круппа (верфь Германия) 2х420.0; 2х450.0 аккумуляторная батарея 240 элементов Скорость хода, узлов: надводная 9.5; 10.0-11.0 10.5 11.5 9.7 (максимальная) подводная 7.5 9.0 8.5 Дальность плавания, миль (со скоростью, узлов): надводная - более 3000.0; 3000.0 3100.0 (10.0) 2500.0 3065.0 (9.7) подводная 25.0 23.0 (7.5) 30.0 Глубина погружения, метров: рабочая до 50 метров 45.0 предельная 90.0 Время погружения, минут:3 Имела радиотелеграфную станцию со съёмной антенной. Вооружение: с 09.1915 - с 23.12.1916 - 1х57-мм орудие Гочкиса с длиной ствола 50 калибров, 1х37-мм, 1х7.62-мм пулемёт 2 носовых, 2 кормовых 450 мм трубчатых торпедных аппарата, 8 450 мм торпедных аппаратов Джевецкого; Мессера - Подгорного. Зимой 1915/1916 наружные торпедные аппараты подняты на верхнюю палубу, бортовые ниши заделаны. осень 1915 Смонтировано минное устройство конструкции капитана 1 ранга Шрейбера. Вокруг рубки установлены кронштейны, имевшие гнёзда для мин. Мины крепились стальными лентами. На корпусе подводной лодки ленты зажимались стопорами, которые рычагами отдавались с мостика. Проведено испытание устройства на Ревельском рейде: размещённые мины не влияли на дифферент подводной лодки скрытность лодки в надводном положении не ухудшалась устройство не требовало посылки личного состава на палубу надстройки для минной постановки. Результаты испытаний признаны вполне удовлетворительными. Экипаж, человек: 40 07.1915 Предъявлена к испытаниям. Испытания подводной лодки выявили ряд конструктивных недостатков: сильную вибрацию корпуса при работе главных двигателей, чрезмерно низкое расположение наружных торпедных аппаратов недостаточную прочность палубных цистерн, сильные демаскирующие фонтаны воды при погружении, медленное заполнение самотеком балластных цистерн, недостаточную жесткость крепления перископов и др. Произведена доработка с учетом выявленных недостатков; при этом: диаметр кингстона увеличен до 254 мм, изменена система отвода воздуха от вентиляционных клапанов концевых цистерн главного балласта, на лодке установлены 4 (вместо 2) центробежных насоса производительностью по 900 м3 каждый, посты управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями перенесены в центральный пост, установлено паровое отопление приняты другие меры по улучшению условий обитаемости. На подводной лодке испытана 37-мм орудие и съемные 7,62-мм пулеметы. 17.07.1915 (н. ст.) Совместно с подводной лодкой Гепард перешла из Кронштадта в Ревель. В первое время отмечались частые поломки из-за дефектов механизмов и неопытности личного состава. 07.1915 На подводной лодке испытаны 37-мм орудие и съемные 7,62-мм пулеметы. 04.08.1915 (н. ст.) В преддверии германского прорыва в Рижский залив совместно с подводной лодкой Гепард прибыла из Ревеля в Арнесбург. 07.08.1915 По результатам испытаний подводных лодок Барс и Гепард председатель комиссии по приёму подводных лодок типа "Барс" П. П. Левицкий доложил о недостатках: сильная вибрация корпуса при работе дизелей и гребного электродвигателя; чрезмерно низкое расположение решетчатых торпедных аппаратов; недостаточная прочность палубных цистерн; медленное заполнение цистерн главного балласта4 неустойчивое положение перископов; некоторые другие. "… ввиду обстоятельств военного времени неотложно принята в казну". 08.08.1915 (н. ст.) Выходила на позицию к заграждению у Ирбенского пролива. 09.08.1915 (н. ст.) В течение дня находилась в Рижском заливе в районе знака Алиарха, после чего направилась в базу. Поздно вечером получила приказание занять позицию к западу от Цереля. 10.08.1915 (н. ст.) 02.45 заняла позицию. Дождь, пасмурно, большая зыбь. 03.00 во время дифферентовки на небольшой дистанции обнаружила 2 или 3 больших корабля и более 10 миноносцев, которые быстро прошли в северном направлении. 04.30 на западе заметили дымы больших кораблей. Легли на курс сближения 241 градус. 04.40 командир определил состав эскадры - линейные корабли (5 - типа Веттин, 2 типа Дойчланд) в кильватерной колонне; впереди траверза каждого корабля - по 2 миноносца (IV эскадра). На дистанции примерно 25 кабельтовых противник повернул последовательно влево, направился к северу. С концевым кораблём смогли сблизиться лишь на дистанцию 15 кабельтовых. 05.45 противник завершил серию поворотов, атака вновь стала возможной. Увеличили ход, начали сближение. Вскоре противник начал большую циркуляцию вправо. 06.57 вышли на курс неприятеля, расчётывая пройти между миноносцами и кораблями с их правого борта. 07.30 на дистанции 17 кабельтовых эскадра повернула "все вдруг" на обратный курс и закрылась дымовой завесой. Предположительно, подводная лодка была замечена с крейсера Роон из состава другого отряда кораблей, который шёл с другой стороны, и лодкой не был обнаружен. 07.55 на горизонте видели дымы крейсера Любек. 12.10 к западу от лодки на большой дистанции обнаружили крейсер Аугсбург 13.10 всплыли в надводное положение для устранения неисправностей, полученных при волнении. 13.30 устранили неисправности, погрузились. 16.30 всплыли на перископную глубину. 17.00 всплыли в надводное положение, начали зарядку аккумуляторной батареи, направились к Нижнему Дагерорту. 11.08.1915 (н. ст.) 06.30 прибыли к Нижнему Дагерорту, направились в Ревель. 14.40 встали на якорь у Вормси, чтобы пройти остров Оденсхольм в тёмное время суток из-за часто обнаруживаемых в этом районе подводных лодок противника. 19.00 встретили подводную лодку Гепард, которая подошла из Моонзунда. Совместно с ней направились в Ревель. 30.08.1915 (н. ст.) Вечером вышла из Ревеля на позицию подводной лодки Е-9 между Бакгофеном и островом Готланд. 31.08.1915 (н. ст.) К востоку от Тахконы уклонилась срочным погружением от русских миноносцев. Через некоторое время к западу от меридиана Тахконы обнаружила длинное масляное пятно и, позади траверза перископ подводной лодки (предположительно, это была германская подводная лодка U-21, имевшая повреждения). У Нижнего Дагерорта встали на подводный якорь, начали зарядку аккумуляторной батареи, во время которой вышла из строя муфта правого гребного вала. 01.09.1915 (н. ст.) О повреждении донесла командованию, получила разрешение возвратиться в базу, направилась в Ревель. У банки Аполлон встретила 2 русских миноносца, подняла свои позывные, но головной миноносец выстрелил из орудия под нос лодки. Застопорили ход, дождались подхода кораблей, после чего продолжила переход. 02.09.1915 (н. ст.) Прибыла в Ревель. 04.09.1915 (н. ст.) Устранили неисправность, вышли в море. Никого не обнаружили. Из-за начавшегося шторма командир решил от южной оконечности острова Готланд возвратиться в базу. 08.09.1915 (н. ст.) Возвратилась в Ревель. 20.09.1915 (н. ст.) Получила приказание выйти в море. 21.09.1915 (н. ст.) Вечером совместно с подводными лодками Е-9 и Е-18 вышла из Ревеля 22.09.1915 (н. ст.) Утром должны были прибыть к Дагерорту. Несмотря на появление в районе неприятельских подводных лодок, ни точное время, ни опознавание своих кораблей регламентировано не было. Подходя к Дагерорту, к юго-западу от маяка обнаружила подводную лодку, приняла её за неприятельскую и погрузилась для торпедной атаки (Е-18). Е-18 также обнаружила Барс, но опознала её. 09.00 на западе заметили дымы, повернули к ним. Вначале дымы приближались, пеленг на них не менялся, но, через некоторое время они начали удаляться. около 09.30 всплыли в надводное положение, вновь обнаружили подводную лодку (Е-18), погрузились, начали маневрирование для выхода в торпедную атаку, но цель потеряли. Через 2 часа всплыли в надводное положение, направились на позицию к западу от Цереля. 23.09.1915 (н. ст.) В южной части позиции обнаружила подводную лодку (Е-9, не опознана), погрузились и потеряли контакт с целью. С наступлением темноты направилась к острову Готланд для определения места и зарядки аккумуляторной батареи. 24.09.1915 (н. ст.) К утру возвратилась на позицию. Утром обнаружила германскую подводную лодку U-10 (послана к Дагерорту для поиска и атак русских подводных лодок). Срочное погружение. Неприятель остался в надводном положении, курса и скорости не менял, и вскоре скрылся в северном направлении. Вечером оставила позицию, пошла на север. 25.09.1915 (н. ст.) Подошли к Нижнему Дагерорту, приказаний не получили. Возвратилась в Ревель. Действия подводной лодки сковали свободу оперативного манёвра германских кораблей. Других результатов не добилась из-за неточных данных разведки и отсутствия корабельной и воздушной разведки. 08.10.1915 (н. ст.) Вечером вышла из Ревеля к Риксгефту. 09.10.1915 (н. ст.) 07.45 в 10 милях от Дагерорта обнаружила германскую подводную лодку U-9. Лодки одновременно погрузились и разошлись. Ночью прошли вплотную к западной кромке германского минного заграждения, выставленного 05.10.1915 между островом Готланд и Люзерортом. Вскоре южнее Эстергарна в темноте встретила германский крейсер Бремен и 2 миноносца. Крейсер прошёл близко от правого борта, но подводной лодки не заметил. Атаковать противника не смогли, так как не были готовы к ночным атакам. 10.10.1915 (н. ст.) На рассвете на параллели Хоборга заметили сильно дымящую белым дымом подводную лодку противника U-9, идущую на север. Неприятель заметил Барса, открыл артиллерийский огонь. Вскоре обе лодки погрузились и разошлись. Больше никого не втретили. 14.10.1915 (н. ст.) Утром возвратились в Ревель. 25.10.1915 (н. ст.) Утром вышла из Ревеля к Либаве, куда 21.10.1915 демонстративно вышла эскадра германских кораблей. к 24.00 поднялся сильный западный ветер со снегом. 26.10.1915 (н. ст.) Ночью на пути к острову Готланд усилилась бортовая качка, из аккумуляторных баков начал выплёскиваться электролит. Изменили курс, пошли на запад. Прошли почти до меридиана острова Готска-Санде, повернули на юг. Ветер зашёл с севера, вскоре достиг силы шторма со снежной пургой и градом. 23.00 укрылись под берегом, стала на якорь у Слитсхамна. 27.10.1915 (н. ст.) С наступлением темноты ветер не утихал, зашёл к северо-востоку. На месте якорной стоянки подводную лодку сильно раскачивало на зыби. Попытались встать на подводные якоря и погрузиться. В течение 2 часов пытались удержаться на подводных якорях, но из-за их лёгкости и при самой малой положительной плавучести лодку выбрасывало на поверхность. 07.30 лодку в очередной раз выбросило на поверхность. Обнаружили идущий прямо на лодку пароход с включенными ходовыми огнями. Дали ход, всплыли в надводное положение. Классифицировали цель: пассажирский пароход местного сообщения под шведским флагом. 09.00 обнаружили шведский вооружённый транспорт с радиостанцией, идущий от Эстергарна. Срочное погружение. Через некоторое время всплыли, держались против ветра. К ночи ветер начал стихать. 28.10.1915 (н. ст.) С рассветом пошли на позицию. Ветер 4 балла, град. На переходе пересекли германскую минную позицию между островами Даго и Готланд. 29.10.1915 (н. ст.) 04.35 обнаружили миноносец, идущий в западном направлении. Погрузились, продолжили движение. Через некоторое время всплыли, обнаружили слева двухтрубный миноносец, шедший малым ходом в западном направлении. Погрузились. 07.45 с наступлением рассвета всплыли в надводное положение. Под дизелями направились к Либаве. 09.00 сзади по курсу обнаружили 2 небольших дыма, погрузились. Вскоре обнаружили 2 однотрубных траулера курсом на юг. Заняв позицию у Либавы, в течение дня наблюдали дымы кораблей, идущих от Либавы к Стейнорту. Вешек, обнаруженных подводной лодкой Е-8, не нашли, как и буя на выходном створе у Либавы. Командир посчитал, что этот фарватер неприятелем закрыт и, заметив, что движение из Либавы идёт на север, направился на северо-западный фарватер. 10.30 в 15 милях от маяка Стейнорт увидели дымы, в подводном положении направились к ним. Сблизившись, опознала крейсер Аугсбург и 2 миноносца, идущих переменными курсами. Начали маневрирование для выхода в торпедную атаку, во время которого рулевой зарыл подводную лодку, и перископ оказался под водой. Когда всплыли, обнаружили неприятеля позади траверза. Атака сорвалась. 13.20 со стороны моря обнаружили дымы. Погрузились, пошли навстречу. Вскоре опознали крейсер типа Регенсбург (крейсер Берлин) и 2 миноносца, шедшие переменными курсами. Начали маневрирование для выхода в торпедную атаку, во время которого из-за полной неисправности нового кормового перископа (вывалилось одно из стёкол) пользовались только носовым (не имел увеличения и ход его - 2 фута). С дистанции 6-7 кабельтовых с перископной глубины атаковали неприятеля четырьмя торпедами. Во время атаки была обнаружена миноносцем, который повернул на лодку, и пошёл на таран. Увеличили глубину погружения до 15 метров, миноносец дважды прошёл над лодкой, ведя огонь ныряющими снарядами. Через 18 минут после выстрела подняли перископ, осмотрелись, всплыли в надводное положение. В направлении берега видели дым. Оставили позицию, направились в базу. 18.00 с наступлением темноты на светлом фоне видели крейсер типа Штеттин, идущий к югу. 31.10.1915 (н. ст.) после 12.00 подошли к Дагерорту. С наступлением темноты пошли в Ревель 01.11.1915 (н. ст.) Утром прибыли в Ревель. 09.11.1915 (н. ст.) Вышла из Ревеля к Либаве совместно с подводной лодкой Вепрь вместо подводной лодки Гепард, накануне протараненной подводной лодкой Е-8 для прикрытия заградительной операции русских кораблей. В операции принимали участие крейсера "Адмирал Макаров", "Баян" и "Олег" под прикрытием линейных кораблей "Петропавловск", "Гангут" и крейсера "Рюрик" с шестью эсминцами 6-го дивизиона (выставили 560 мин к югу от острова Готланд). Впервые установлено время для радиосвязи с базой (22.00-23.00). Небольшой мороз. 10.11.1915 (н. ст.) Утром прошла Тахкону. Мороз усилился, ветер свежел, рубка покрылась толстым слоем льда, перископы не опускались, входной люк не закрывался. Проходя Дагерорт, встретили большую зыбь при восточном ветре. Началась пурга. На ночь укрылись у острова Эзель. 11.11.1915 (н. ст.) С рассветом оказались у Сарычева. Вразрез зыби малым ходом направилась на позицию. 12.11.1915 (н. ст.) На рассвете заняла позицию между Эстергарном и Бакгофеном, произвела пробное погружение, направилась к Либаве. Ветер и зыбь до 8 баллов. С параллели Стейнорта повернула к острову Готланд. Усилился юго-западный ветер, началась пурга. К ночи подошли к Форэ, укрылись за ним для ночёвки. Благополучно прошли между германскими заграждениями и дозорными кораблями в оба конца прошли благополучно. 13.11.1915 (н. ст.) Ветер не стих, переменился на восточный. Перешли к острову Эзель, укрылись за ним на ночь. 14.11.1915 (н. ст.) Получили разрешение возвратиться в базу. К времени начала заградительной операции позицию занять не успела, находилась на путях своих кораблей. 12.1915 (н. ст.) Закончили испытания минного устройства. Гибель подводной лодки Акула и неудачные испытания минного устройства на подводной лодке Вепрь породили у личного состава неуверенность и сомнения в оборудовании подводной лодки столь примитивным устройством. Несмотря на это, Командующий флотом приказал готовить подводную лодку к выходу на минную постановку. к началу 1916 года Вошла в состав 1 дивизиона подводных лодок 03.01.1916 (н. ст.) Получено приказание выйти в море для минной постановки на прибрежном фарватере южнее Либавы примерно в районе Папензее, после чего занять позицию у Либавы и к 10.01.1915 возвратиться в Ревель. В случае, если в устье Финского залива встретится лёд, командир должен был по радио вызвать ледокол. Из-за неисправности механизмов выйти в море не смогла. 1915 Вошла в состав 1 дивизиона Дивизии подводных лодок. 1915 Походов за кампанию - 7 Дней: в походах - 37 на позиции - 10 Походный коэффициент полезного использования - 0.27 Средняя продолжительность похода - 5.3 суток Дней в кампании: в оборонительных операциях - 8 в активных операциях - 21 в разведке у Либавы - 8 в базе - 67 всего - 104 Годовой коэффициент полезного использования - 0.35 Атак с выпуском торпед - 1 (4 торпеды) Атаковано: боевых кораблей - 1 крейсер торговых судов - 0 % попаданий - 0 зима 1915/1916 На подводной лодке производились переделки в Ревеле, наружные торпедные аппараты подняты на палубу, торпедные ниши заделаны весна 1916 Готова к боевым действиям. 15 походов. 25.05.1916 Вышла из Ревеля в район между островами Эланд, Ханэ и Борнхольм. Задачи: уничтожать транспорты и боевые корабли (основная) разведка коммуникаций противника (дополнительная). Командир особо предупреждён о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм при действиях на коммуникациях. 26.05.1916 около 19.00 у северной оконечности острова Готланд остановила шведский пароход, который после проверки отпустила. 27.05.1916 около 13.30 остановила, досмотрела и отпустила норвежский пароход. 28.05.1916 Вечером у острова Эланд одной торпедой безрезультатно атаковала транспорт, который обстрелял лодку из хорошо замаскированного кормового орудия. Попаданий в подводную лодку не было. 04.06.1916 Возвратилась в Ревель. 28.06.1916 Вышла из Ревеля в район развёртывания у северного входа в пролив Кальмарзунд для прикрытия набега отряда особого назначения (броненосный крейсер Громобой, крейсер Диана, эскадренные миноносцы 1 дивизиона Победитель, Орфей, Гром, 4 дивизиона - Охотник, Генерал Кондратенко, 5 дивизиона - Эмир Бухарский, Доброволец, Московитянин) 30.06.1916 Вечером обнаружила 3 эскадренных миноносца (S-56, S-65, S-66) 20.03 повернула на противника. С дистанции 3-4 кабельтова атаковала неприятеля тремя торпедами. Неприятель от обнаруженных торпед уклонился и, в свою очередь, безрезультатно атаковал подводную лодку глубинными бомбами. После ухода неприятеля командир донёс командованию по радио о столкновении 05.07.1916 Возвратилась в Ревель. Во второй половине 1916 года привлекалась к боевым действиям. Использовалась в центральной и южной Балтике методом крейсерства в назначенном районе. 20.09.1916 Атаковала германскую подводную лодку U-20. Торпеда попала, но не взорвалась 06.05.1917 03.00 совместно с подводными лодками 1 дивизиона Волк, Вепрь, Гепард вышла в море из Ганге. Задача - действия на коммуникациях неприятеля Швеция - Германия, затем переход на либавские позиции, и позицию у Форэ (северная оконечность острова Готланд), 13.05.1917 - прибыть на дагерортский створ (западная оконечность острова Даго) 08.05.1917 17.40 предположительно, обнаружена подводной лодкой Вепрь на меридиане мыса Ландсорт и параллели маяка Хефринге. 09.05.1917 12.50 в том же районе вновь, предположительно, обнаружена на малых глубинах подводной лодкой Вепрь 10.05.1917 11.00 предположительно, шла в южном направлении и обнаружена подводной лодкой Волк в точке с координатами 580 361 северной и 200 101 восточной. Заметив Волка, погрузилась. 06 (08, 15).05.1917 По германским данным, подводная лодка вела бой с 4 немецкими тральщиками и миноносцем у шведских берегов недалеко от порта Норчёпинг (недалеко от плавучего маяка Хефринге к югу от мыса Ландсорт). Обнаружив подводную лодку, миноносец сбросил глубинную бомбу, которая не взорвалась. После этого лодка была атакована тральщиками, вооружёнными специальными тралами с подвешенными к ним тротиловыми взрывными устройствами. После подрыва двух из них на поверхности воды появилось увеличивающееся масляное пятно. В месте пятна были сброшены глубинные бомбы (версия не убедительна: 13.05.1917 лодка должна была возвратиться в Ганге, на видеозаписи следов разрушений от взрывов глубинных бомб и тротиловых патронов нет, называются разные даты боя). Предположительно, в результате боя подводная лодка получила серьёзные повреждения и погибла на переходе в базу. 05.1917 Погибла по неизвестной причине на позиции в районе острова Готланд. По сообщениям германской стороны, подводная лодка была потоплена минными тральщиками вблизи мыса Ландсорт. Не исключено, что подводная лодка погибла 10.05.1917, срочным погружением уклоняясь от встреченной подводной лодкой и провалившись ниже предельной глубины (координаты встречи и координаты обнаружения лодки почти совпадают) 26.05.1917 Командующий флотом телеграммой доложил начальнику Морского Генерального штаба о том, "вышедшая для действий на путях сообщения неприятеля подлодка Барс не вернулась. Полагаю, что погибла" 28.05.1917 В Ревеле в кафедральном соборе Святого Александра Невского при большом стечении народа состоялась панихида по погибшим. Экипаж объявлен "первым борцом за молодую свободу и честь дорогой Родины" 29.05.1917 Исключена из списков. В сводке разведывательного отдела оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря за 05.1917 сказано: "Подводная лодка Барс погибла около 12 мая в районе 1-й либавской позиции, причина гибели неизвестна". 1918 В "Списке судов, погибших во время войны 1914-1918 гг.", составленном мобилизационно - экономическим отделом Морского Генерального Штаба указано, что Барс погиб недалеко от мыса Ландсорт. На подводной лодке погибли: 1 командир старший лейтенант Ильинский Николай Николаевич 2 старший офицер лейтенант Реммерт Александр Александрович 3 штурманский офицер лейтенант Сташевский Дмитрий Арсентьевич 4 минный офицер мичман Можевитинов Николай Николаевич 5 машинный кондуктор Веселовский Василий Алексеевич 6 рулевой боцманмат Безденежных Филипп Осипович 7 рулевой боцманмат Бойченко Иван Яковлевич 8 рулевой боцманмат Кузьмин Владимир Васильевич 9 рулевой унтер-офицер Экка Карл Эдуардович 10 рулевой Романов Иван Егорович 11 электрик унтер-офицер 1 статьи Ковалевский Иосиф Михайлович 12 электрик унтер-офицер 1 статьи Лопатин Василий Васильевич 13 электрик унтер-офицер 2 статьи Бобров Алексей Фёдорович 14 старший электрик Артемчик Андриан Захарович 15 старший электрик Кеконен Иван Павлович 16 старший электрик Пименов Андрей Прокофьевич 17 старший электрик Шишкин Пётр Ильич 18 комендор Соломатин Василий Антонович 19 санитарный унтер-офицер 2 статьи Никифоров Иван Богданович 20 радиотелеграфный унтер-офицер 1 статьи Серов Сергей Петрович 21 радиотелеграфный унтер-офицер 1 статьи Уваров Александр Иванович 22 машинный унтер-офицер 1 статьи Балашев Пётр Поликарпович 23 машинный унтер-офицер 1 статьи Баклажкин Дмитрий Николаевич 24 машинный унтер-офицер 2 статьи Сидоров Сергей Григорьевич 25 моторный унтер-офицер 1 статьи Шушара Григорий Дмитриевич 26 моторист Аланов Павел Яковлевич 27 моторист Козырев Николай Иванович 28 моторист Кремков Николай Владимирович 29 моторист Лузенберг Иоган Густович 30 моторист Полумордвинов Егор Павлович 31 минно-машинный унтер-офицер 1 статьи Горелов Гавриил Михайлович 32 минно-машинный унтер-офицер 1 статьи Челомов Григорий Дмитриевич 33 минный машинист Глазов Василий Иванович 34 минный машинист Киляк Август Иванович 35 минный машинист Медведев Прокопий Федотович 36 минный машинист Нахкур Иоанн Карлович 37 матрос 1 статьи Данько Тит Лукич 38 марсовой Смоляк Павел Порфирьевич 10.11.(07.12).1915-10.05.1917 - командир старший лейтенант Н. Н. Ильинский 24.06.1991 Имя передано атомной многоцелевой подводной лодке 971 проекта К-480 Краснознамённого Северного флота (с 13.10.1997 - Ак-Барс) 24.02.1993 Российскому послу в Стокгольме Олегу Гриневскому отправлено письмо Командующего Военно-Морскими Силами Швеции вице-адмирала Дика Бьерессона с сообщением, что минный тральщик Ландсорт к северо-востоку от острова Готланд на глубине 127 метров, на каменистом грунте Готладской впадины Балтийского моря, обнаружил подводную лодку, предположительно, Барс или Львицу. Координаты находки - 580 211033 северной и 190 511 902 восточной. Подводная лодка была обследована подводным роботом Шеувен, сделана видеозапись, которая была приложена к письму. На видеокассете: подводная лодка имеет крен на левый борт и дифферент на корму около 450. Разрушений конструкций, которые могли возникнуть от подрыва на мине, не заметно. На дне рядом с подводной лодкой - части 2 торпед и стойка - тренога, которая свалилась с верхней палубы. Хорошо видны якорь Морреля - Ризбека, кнехты, шпиль, якорная цепь, гюйс-шток, носовое 57-мм орудие Гочкиса с трубкой прицеливания, разрушившиеся торпедные аппараты Джевецкого, некоторые - с торпедами. Письмо и видеокассета были переправлены в МИД РФ, а затем - в Главный Штаб ВМФ 02.1997 Отдел Финляндии и Швеции 2-го Европейского Департамента министерства иностранных дел предложил журналу "Вокруг света" произвести опознание подводной лодки, чтобы в дальнейшем провести памятную российско - шведскую акцию в месте обнаружения подводной лодки. По некоторым конструктивным особенностям (57-мм орудие с длиной ствола более 40 калибров, клюз и якорь с левого борта, расположение трапа рубочного заграждения у его кормовой части, просматриваемое минное устройство конструкции капитана 1 ранга Шрейберга) установлено, что найденная подводная лодка - Барс Командиры: 12.01-10.11.1915 - капитан 2 ранга Дудкин Василий Фёдорович 10.11. (07.12)1915-10.05.1917 - старший лейтенант Ильинский Николай Николаевич Александров Ю. Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник), военно-технический сборник Бастион совместно с Флотомастером (Техника - молодёжи), 2002, выпуск 6, с.с. 50-55 Басов А. (ред.). Боевой путь советского Военно-Морского флота. М., Воениздат, 1988, с. 17 Бережной С. С. Династия имён. Морской сборник, 2001, № 4, с. 80 Граф Г. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию. СПб, Гангут, 1997, с.с. 165, 296, 469, 477 Грибовский В. Моонзундское сражение. Цитадель, 1998, № 1, с. 56 Калинин В. Подлодки получают отпор. Воин, 1995, № 9, с. 115 Ковалёв Э. А. Командиры первых российских подводных лодок, Подводник России, 2003, № 2 Лобицын В. Подводная лодка Барс на дне Балтийского моря. Подводный флот, № 1, с.с. 53-58 Лобицин В. Раскрыта тайна подводной лодки "Барс". Русские моряки покоятся на дне Балтийского моря близ острова Готланд. Красная Звезда, 1997, 28 ноября, № 278 Лобицин В. Как погибла подлодка Барс. Новая версия трагических событий 1917 года у острова Готланд. Красная Звезда, 1998, 27 января Лобицин В. В базу не вернулся… Морской сборник, 1998, № 4, с.с. 77-79 Мельников Р. Рюрик был первым…. Л., Судостроение, 1989, с. 244 Меркушов В. А., Записки русского подводника, Подводный флот, № 1, 1998 с.с. 13, 29 Морской сборник, 2001, № 4, с. 80 Полюхов А. Панихида по "Барсу". Новое время, 1993, декабрь Русские подводные лодки. История создания и использования, 1834-1923. Научно-исторический справочник, том 1, часть 1. ЦКБ морской техники Рубин, 1 ЦНИИ (кораблестроения ВМФ), СПБ, 1994, с.с. Собрание узаконений, постановлений и других распоряжений по Морскому Ведомству за 1915 год. Пг, 1916 Спасский И. (ред.). История отечественного кораблестроения. СПб, Судостроение, 1995, том 4, с.с. 100, 110, 113 140, 141 ...

Александр: ... Стволинский Ю., Конструкторы подводных кораблей. Л., 1984, с. 137 Трусов Г. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963, с.с. 205, 217, 225, 258, 259

Евгений: Сведения о погибших подводниках, в том числе и ПЛ "Барс", приведены в первой части "Книги памяти моряков-подводников Военно-Морского Флота России, погибших в ХХ веке", издана в СПб. в 2006 г.

Oldspy: всем огромное спасибо!!! больше и сведений не собрать! разве что лождку когда-нибудь поднимут!!!

Серж: ..........от туда же, оч. интересная статья - http://silverwolf.web2doc.com/pages/na_podvodnoy_lodke_v_1916_godu - С уважением

Oldspy: очень интересно. с удовольствием почитал. замечательное фото. спасибо

квн: В "Военно-историческом журнале" №8 за 2008год есть статья о авиационной династии Можевитиновых: "Русский лётчик есть и остаётся страшным противником" стр 61-63. Два брата- Георгий и Борис отдали предпочтение небу, а средний - Николай выбрал Подплав. Борис разбился на Северном фронте 15 марта 1916-го, Георгий в 1924-м в Китае, куда его забросила эмигрантская судьба. Николай же будучи студентом Института инженеров путей сообщения императора АлександраПервого в СПБ, оставил институт и поступил в ОГК. 30 января 1916г. произведен в чин мичмана и направлен для дальнейшего прохождения службы на "Барс". На странице 63 есть фото Н.Н.Можевитинова в форме гардемарина.

Барс: Уважаемый квн, не могли бы вы разместить здесь на форуме указанную вами статью полностью и фото Н.Н.Можевитинова. С уважением ...

ркр065: Ув. Барс, текст статьи можете посмотреть тут: http://www.mil.ru/info/1068/11278/11845/25231/46968/54242/index.shtml Она в №10 за 2008.

Барс: Ув. ркр065, Спасибо, посмотрел статью, толко фотографии Н.Н.Можевитинова в этом варианте статьи, к сожалению, нет. С уважением ...

ркр065: Я и написал - текст статьи ;) По-первости ВИЖ выкладывал пдфовские файлы своих номеров и статей, что было очень удобно. Послдние номера он выкладывает в таком вот виде. М.б., чуть позже заменит... А может и нет.

Oldspy: Ув. Барс! Я некоторым образом автор этой статьи. Вот ее сканы и три фото Н. Можевитинова - все, что сохранилось в нашей семье - студентом и гардемарином. Есть детские фотографии Николая с братьями, сестрами и родителями, но думаю они Вас не очень интересуют. http://s42.radikal.ru/i097/0904/bf/37cf44b55f1b.jpg http://s40.radikal.ru/i090/0904/49/05aaece48795.jpg http://s55.radikal.ru/i147/0904/4e/2c3976182595.jpg http://s42.radikal.ru/i097/0904/dd/a56d188bd3ee.jpg http://s45.radikal.ru/i107/0904/13/73b1fedfa4fa.jpg http://s53.radikal.ru/i140/0904/28/cc5f9d2ef69a.jpg

Барс: Уважаемый Oldspy, большое спасибо за статью и фотографии. С уважением ...

ssergey x 100: Серж пишет: ..........от туда же

ssergey x 100: ПЛ "Барс" в р-не Ревеля ( фото Е. Иванова) 1916 г.

Oldspy: "В январе 1918 г. в Петрограде вышел в свет первый номер нового издания «Подводный сборник». Его составитель — военный моряк В. А. Подерни — планировал в популярной форме рассказать широкому читателю о боевых действиях подводных лодок на театрах первой мировой войны. Свой первый выпуск он посвятил светлой памяти офицеров и команды доблестной подводной лодки «Барс», погибшей, как говорилось в предисловии, «на заре русской свободы в холодных водах Балтийского моря». Средства, вырученные за реализацию «Подводного сборника», автор намеревался перевести в пользу семей воинских чинов, погибших на «Барсе». Предлагаемый ниже отрывок из данного сборника позволит прочувствовать ту атмосферу, которая сложилась на Балтийском флоте, после того как вихрь февральской революции закружил страну в калейдоскопе противоборствующих политических партий. День 28 мая в Ревеле был посвящен памяти «Барса». Состоялась грандиозная манифестация с траурными флагами, растянувшаяся через весь город. Вот как она описана в «Ревельских известиях»: «Вчера в 2 часа дня на площади перед собором была торжественно отслужена панихида по героям морякам, погибшим за свободу и славу обновленной России вместе с подводной лодкой «Барс». К этому времени на площадь собрались команды всех подводных судов, находящихся в данный момент в Ревеле, а также и береговые части и организации с других кораблей флота. Явились также и организации рабочих. С траурными флагами, на которых были надписи: «Вечная память героям «Барса», первым павшим за свободную Россию» и другие, с траурными плакатами и хоругвями собрались товарищи подводники отдать последний долг своим погибшим коллегам. После панихиды, отслуженной соборне морским и градским духовенством было произнесено несколько речей, призывавших моряков к борьбе с жестоким врагом, а тыл — к полному содействию в этой борьбе. Интересна речь, произнесенная рабочим Русско-Балтийского судостроительного завода. Он сказал: «Мы эту лодку построили и от нас она пошла в море. Бог судил ей погибнуть. Но если моряки свято исполняют свой долг, то они могут быть уверены, что мы, рабочие, приложим все усилия для того, чтоб дать флоту новые лодки на замену погибшему „Барсу». С соборной площади процессия пошла к «Русалке», этому всеобщему морскому памятнику, для возложения на него венков погибшим на „Барсе»»." к сожалению не знаю атора этой статьи и не могу сослаться на него

Oldspy: Если интересно, могу выложить сканы этого номера журнала Подерни «Подводный сборник»

Oldspy: ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР №16 (182) 25 апр. - 8 мая 2007 года ИСТОРИЯ ПАМЯТЬ ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК "БАРСА" В 1917 ГОДУ В ШВЕДСКИХ ВОДАХ ПОГИБЛИ ЧЕТЫРЕ РУССКИЕ СУБМАРИНЫ В мае исполнится 90 лет, как у берегов Швеции погибла в бою русская подводная лодка "Барс". Отдать долг памяти ее экипажу нужно хотя бы потому, что тогда на Балтике, кроме моряков потаенного флота, защищать родное Отечество оказалось некому. Летнюю кампанию 1917 г. Балтийский флот встретил полностью дезорганизованным, революция массовыми матросскими бунтами поставила его на крепкий прикол. Корабельные кубрики фактически выдвинули свой лозунг службы: лучше уж громить собственных адмиралов, нежели вражеских. Да и занятие это в конце концов было менее опасным, чем морская военная страда. Всем известно, что Временное правительство в апреле 1917 г. получило от союзников просьбу провести летнее наступление по всем фронтам, чтобы поддержать операции британцев и французов в Западной Европе. Была и отдельная просьба к военному и морскому министру Александру Гучкову: содействовать морской блокаде Германии, которая получала много грузов, в том числе и железную руду из нейтральной Швеции. К действиям на немецких водных коммуникациях русское командование могло подключить только подводные лодки, что и признал впоследствии А.И. Гучков, так как остальной флот "митинговал, а от безделья искал применение силы исключительно против собственного правительства". Действительно, в дивизии ПЛ, которой командовал контр-адмирал Дмитрий Вердеревский, не было ни одного случая насилия по отношению к офицерам, команды не создали ни одного "революционного судового комитета" (что на больших кораблях происходило повсеместно), которые в итоге, образовав свою верхушку - Центробалт, и взяли власть на флоте. "Тесное пространство наших судов разрушало прежнюю удаленность офицеров от нижних чинов", - так, оказавшись в эмиграции, в статье "Революция в моей памяти" объяснил Д.Н. Вердеревский "спокойствие в дивизии" (сравнивать порядки на лодках и крупных кораблях он имел полное право, так как до 1916 г. командовал крейсером). Не исключено, что именно по причине "спокойствия в дивизии" в начале апреля адмирал-подводник с подачи А.И. Гучкова становится начальником штаба БФ. И, судя по сохранившимся документам, именно бывший подводный комдив снаряжает "экспедицию по перехвату конвоев". Для нее выделились лодки из состава 1-го дивизиона ПЛ, базировавшегося в Финляндии на базе Ганге (нам больше известной как Ханко). Операция состоялась в мае, даже несмотря на то что готовность новых русских властей послать войска в сражение вызвала очередные беспорядки в Питере, а вслед за ними - и правительственный кризис. А.И. Гучков - один из инициаторов войны до победного конца - ушел в отставку. Новый военный и морской министр А.Ф. Керенский, скорее всего, не имел полной информации о походе, так как занял свой новый пост 5 мая (все даты даются по старому стилю), а выход лодок "на засадную службу" состоялся утром следующего дня. Тем не менее, как выяснилось вскоре, Александр Федорович также "питал надежды на потаенные суда в деле борьбы на море" (строки из его мемуаров). Но об этом еще будет возможность сказать подробнее: Итак, 6 мая к шведским берегам отправились лодки "Барс", "Вепрь", "Волк" и "Гепард", чтобы топить суда со шведской железной рудой. Именно на рудовозы в первую очередь просили союзники русское командование, как писал Д.Н. Вердеревский, "обратить взор". Но конвои хорошо охранялись как германцами, так и шведами. По неоднократно публиковавшимся немецким данным, "Барс", которым командовал старший лейтенант Николай Ильинский, был потоплен минным тральщиком. Это, судя по германским докладам, произошло в результате бомбометания "глубинками", произведенного у мыса Ландсорт. Но в 1993 г. стало известно, что шведы к северу-востоку от острова Готланд на глубине 127 метров - это место называется Готландской впадиной - обнаружили затонувшую русскую субмарину времен Первой мировой войны. Потом - по ряду конструктивных особенностей корабля, запечатленных подводной видеосъемкой, - военные моряки с помощью историков установили, что там покоится "Барс". Циркуляция вод в этом районе такова, что снос затонувшей ПЛ не мог быть направлен, как говорится, естественным путем на северо-восток. Как видно из схемы похода 1-го дивизиона, лодка после боя, по результатам которого немцы считали, что расправились с нашей субмариной, преодолела еще порядка 50 миль. Двигалась она в сторону Ганге - скорее всего, командир сумел все-таки увести "Барс" из-под атаки "глубинками", но из-за полученных повреждений субмарина не смогла всплыть и затонула. Узнать всю правду можно только в том случае, если этот корабль поднимут. А сейчас нужно хотя бы вспомнить об экипаже Н.Н. Ильинского, состоявшем из 38 человек, и отдать подводникам, как того требует морской церемониал, заслуженные посмертные почести. В этих же водах в том же году Балтийский флот потерял еще две ПЛ класса "Барс" ("Львицу" - в июне, "Гепарда" - в октябре), а в сентябре погибла лодка АГ-14. Последняя также была найдена шведами. Это произошло, как сообщили стокгольмские газеты, в мае 2003 г. у острова Готска-Санден. То есть эта субмарина покоится не так далеко от "Барса". Заметим, АГ-14 с помощью видеосъемки было определить легче, чем субмарину старшего лейтенанта Ильинского. Лодок серии АГ (или "Холланд") на БФ было всего пять, а четыре других были взорваны в феврале 1918 г. на базе Ганге, чтобы не достались немцам. "Холланды" закупали в США, "по частям" перевозили через Владивосток в Питер, где их собрали на Балтийском заводе. АГ-14 командовал старший лейтенант Антоний Эссен, сын покойного командующего БФ. Адмирала Николая Эссена, умершего в мае 1915 г., похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Петрограде. Памятник флотоводцу сохранился до наших дней. Могила его сына и 23 его подчиненных - на 100-метровой глубине у шведского острова (скорее всего, как считают стокгольмские исследователи, АГ-14 погибла на мине - камера подводной съемки зафиксировала в этом районе следы давнего "минного поля"). Так что воды вокруг Готска-Сандена достойны посещения благодарными потомками из России, что тем более необходимо в год 90-летия гибели "Барса", "Львицы", "Гепарда" и АГ-14. Ведь Временное правительство отчитывалось перед союзниками о своей боевой деятельности именно по лодкам. "Блокада шведских берегов будет продолжена, вестью об этом сегодня меня порадовал новый военный и морской министр: И это почти единственное, чем могу порадовать по приезду домой Генштаб", - записал 10 мая в своем дневнике Морис Палеолог, французский посол, сдавая дела в Петрограде. Раз А.Ф. Керенский счел нужным именно это "довести до сведения" дипломата, следовательно, министр армии и флота, как говорится, быстро вошел в тему. Известно, что по инициативе Александра Федоровича "Барс" и погибший тогда же, в мае, черноморский подводный заградитель "Морж" были объявлены "первыми погибшими борцами за молодую свободу и честь дорогой Родины". Военный и морской министр специально приезжал на Балтийский завод, где в результате весенних забастовок задерживалась достройка ПЛ "Угорь" и подводных минных заградителей "Ерш" и "Форель". "Этим актом" А.Ф. Керенский, как подметили в те дни газеты, пытался ускорить работы на заводе, для чего "даже находился" на "Ерше" при спуске субмарины на воду. "Министр готов был опуститься перед рабочими на колени, чтобы те не прервали работу", - такое впечатление вынес от посещения Александром Федоровичем Балтийского завода репортер газеты "Биржевые ведомости". Как видим, для Временного правительства в лодках была большая нужда. А был ли прок от того что "временные" власти гнали "потаенные суда" под шведский берег? В статье "Революция в моей памяти" Д.Н. Вердеревского, ставшего в июне командующим Балтийским флотом, а потом и морским министром, есть признание: "Они одни ничего не могли добиться. Требовалось действовать и другими силами, чего у нас в то время добиться было нельзя". Впрочем, А.Ф. Керенский не забыл про лодки и тогда, когда ему требовалось решить внутренние проблемы. Так, 4 июля комфлотом получил телеграфное указание помощника министра капитана 1-го ранга Бориса Дудорова выслать в Петроград, где опять шли рабочие демонстрации, эсминцы для "показа силы". На это контр-адмирал Вердеревский ответил отказом, а заодно огласил матросскому Центробалту еще одно секретное предписание правительства - о необходимости применения ПЛ против кораблей, самовольно намеревающихся отправиться из главной базы флота - Гельсингфорса в Петроград. На следующий день Дмитрия Николаевича арестовали и отправили в ту же в камеру, где уже сидел председатель Центробалта П.Е. Дыбенко. Матрос-председатель обрадовался встрече: "Дмитрий Николаевич, еще придет наш час, мы еще их перетопим". В книге воспоминаний "Октябрь на Балтике" Дыбенко привел "честный ответ" адмирала: "Могу пригодиться вашей власти только по роду своей деятельности. Я, Павел Ефимович, привык топить только немцев". В дни корниловского мятежа следствие признало, что поведение Д.Н. Вердеревского в июле было "вполне оправдываемое обстоятельствами дела", а А.Ф. Керенский даже назначил его морским министром А лодки, как только в Петрограде объявлялся перерыв в политических разборках, настойчиво выпихивались на позиции. "Весной и летом 1917 г. русские могли вести боевые действия только силами дивизии подводных лодок, - читаем в мемуарах "На море непобедимы" бывшего начальника 10-й германской флотилии Франца Витинга. - Русские субмарины, правда, давили больше своим присутствием на путях наших конвоев, нежели торпедами. Но мне пришлось по требованию шведов постоянно отвлекать 5-7 эсминцев на защиту торговых судов, а ведь эти корабли могли использоваться по своему истинному предназначению. А главное, лодки показывали, что русский флот еще жив, когда в Берлине считали, что сумели вывести его из строя не бомбами, а революцией". Владимир УРБАН постоянный адрес статьи: _http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.182.articles.history_02

В.А.Петров.: Руководство по двигателям внутреннего сгорания, с печатью Дивизии подводных лодок Балтийского моря, использовавшееся на подводной лодке "Барс".

maslopoop: не нашел ветку о "Морже"... в инете скачал фото, цитирую: "......надгробия братской могилы 5-х из 42-х членов экипажа лодки "Морж" в парке Русского посольства в Бююкндре, где в 1920-24гг. хоронили русских изгнанников....."... получается, что тела пятерых были найдены?

ssergey x 100: ПЛ "Барс " и "Гепард" (справа).

Михей: Брат деда - Соломатин Василий Антонович служил на миноносце " Страшный", есть его фото с экипажем в г. Рига, в 1908 г. Среди погибших на ПЛ " Барс" был комендор Соломатин Василий Антонович, Вы не могли бы подсказать, это один и тот-же человек?

Михеич: Oldspy Извините, может быть не к месту. Случайно, собирая данные на своего дядю - Соломатина Василия Антоновича, узнал, что он погиб на пл " Барс" в 1917г. Нет ли у Вас фотографий экипажа " Барс" того периода. Спасибо.

Oldspy: Михеич пишет: Нет ли у Вас фотографий экипажа " Барс" того периода Увы, фотографий нет. Сам давно и безрезультатно ищу.

Михеич: Мне сейчас технически сложно сбросить фотографии дяди на форум ( нужна помощь), но его фотографии есть у меня в фотоальбоме " К 9 мая ...." на " ФотоСтране"... На одной из них , он ещё во время службы на миноносце " Страшный", вместе с экипажем...Рига. 1908г.

Oldspy:



полная версия страницы