Форум » Первая мировая война » 1-я отдельная морская тяжелая жд батарея » Ответить

1-я отдельная морская тяжелая жд батарея

ABP_TOR: К октябрю 1917 г на Обуховском заводе были закончены работы по установке орудий на транспортеры 1-й отдельной морской тяжелой артиллерийской батареи (бронепоезда). Накануне восстания матросы-артиллеристы предупредили офицеров, что по предложению ВРК они готовы выступить в поддержку съезда Советов и оказать вооруженную помощь в борьбе с Временным правительством; офицеров, отказавшихся участвовать в восстании, они объявили "противниками-врагами". Опасаясь ареста, почти все офицеры дезертировали с бронепоезда... Это из книги Петраша В.В.Моряки Балтийского флота в борьбе за победу Октября. Приводится ссылка на рапорт командира батареи в Военно-морское управление Северного фронта (?) РГАВМФ ф.716 оп.1 д.141 лл.236-237 Насколько я понимаю речь идет о 10 дм транспортерах, которые затем у красных носили имена 1-й и 2-й тяжелых батарей-поездов Армии Советской Латвии, а после ГВ оказались во Владивостоке. Не подскажет ли кто фамилию командира батареи

Ответов - 22

ABP_TOR: Чтоб не открывать новую тему-еще один вопрос по бронепоездам. В ранних статьях М.Коломийца по бронепоездам РИА вскользь упоминалось, что в ПМВ в Финляндии для охраны побережья был построен бронепоезд, в 1917 г.он был расформирован. По имеющимся у меня сведениям он был выведен марте 1918 г. из Финляндии в Петроград. В октябре 1918 г. бронепоезд был вновь введен в строй. Командиром был Деви I. Боевой путь бронепоезда Петроград-Вологда-Москва-Смоленск-Орша-Петроград. В Орше был арестован командир- Деви I. В ноябре назначен новій командир Монкин. После расторжения мирного договора с немцами, дальнейший путь БП Петроград-Псков-Валк-Юрьев-Стаккельн-Вольмар-Венден-Рига-Двинск -Петроград. Бронепоезд был изрядно потрепан в боях. В Вольмаре застрелился командир Монкин. Бронепоезд переименован в №31. В марте -апреле 1919 прошел ремонт в Сормово, где заменили старую матчасть. Получил также нового командира Шустова, с которым отправился на Западный фронт. После боев, в Смоленске опять сменился командир. Им стал некто Деви II. Эти Деви не моряки случаем? Возможно Дэви или де Ви? В некоторых источниках так и пишут- бронепоезд Деви

wind: ABP_TOR пишет: Приводится ссылка на рапорт командира батареи в Военно-морское управление Северного фронта (?) А что все правильно, Балтийский флот подчинялся Командованию Северного флонта . ABP_TOR пишет: К октябрю 1917 г на Обуховском заводе были закончены работы по установке орудий на транспортеры 1-й отдельной морской тяжелой артиллерийской батареи (бронепоезда). Если он принадлежал к Морскому ведомству, то процентов на 80 строился для сухопутной обороны Морской крепости Имп. Петра Великого, весь ее сухопутный гарнизон состоял в Морском ведомстве . Остальные приморские крепости состояли в Армейском ведостве ... С уважением, В.

Тритон: wind. К этому времени Свеаборгская и Кронштадская крепости уже были переданы в подчинение Балтийскому флоту (у армии остался только Выборг). А орудия для батареи, между прочим, сняли с позиций под Двинском куда - взамен - прислали орудия из Кронштадской крепости. Нормальные перемещения, да?


ABP_TOR: Тритон пишет: А орудия для батареи, между прочим, сняли с позиций под Двинском куда - взамен - прислали орудия из Кронштадской крепости. Нормальные перемещения, да? А это нормально в свете попыток Керенского разоружить Кронштадскую крепость

Тритон: ABP_TOR. В данном случае Керенский не при чем. Происходило это еще в начале 1917 г. и по приказанию Главнокомандующего армиями Северного фронта.

ABP_TOR: Тритон У Амирханова изложено следующим образом 254-мм орудия длиной 45 калибров были взяты из числа изготовленных в свое время в запас. В тяжелых условиях военного времени и' февральских событий Металлический завод смог к лету 1917 года закончить изготовление первого транспортера. В июле 1917 года он был испытан стрельбой на морском полигоне, а в начале августа - прошел испытания и второй. Эти установки могли стрелять лишь вдоль пути с поворотом 2°. Предельный угол возвышения составлял 35°. Для разгрузки рессор при стрельбе к рельсам пути винтовыми домкратами прижимались два упора, и кроме того для уменьшения отката имелись захваты на рельсы. 15 августа 1917 года были сформированы 1-я и 2-я отдельные Морские Тяжелые батареи... Я приводил ссылку из которой следует, что установка орудий была закончена к октябрю 1917 г. Не могли бы вы несколько подробней осветить этот момент

Тритон: ABP_TOR. Обязательно, но несколько позже, сейчас просто времени нет. С уважением.

ABP_TOR: Будем ждать. Историю этих 10 дм транспортеров после 1924 г. отслеживал Владимир Калинин (Владивосток). В ГВ как я уже писал они действовали в виде отдельных тяжелых батарей-поездов, имея эпизодическое применение. Последний раз в Северной Таврии. После ГВ их включили в состав бронепоездов особого назначения №1 и №2,которые просуществовали до 1924 г. А вот период ПМВ у Амирханова весьма сжат и много неясного

Автроилъ: Транспортер батареи № 1 с установленным на нём 254/45-мм орудием в цехе Петроградского Металлического завода. 1917 г. (из кооллекции Н.В. Гаврилкина.

Автроилъ: ABP_TOR пишет: К октябрю 1917 г на Обуховском заводе были закончены работы по установке орудий на транспортеры 1-й отдельной морской тяжелой артиллерийской батареи Гаврилкин пишет: Транспортер батареи № 1 оснащённый 10-дюймовым орудием в цехе Петроградского Металлического завода. 1917 г. Так на каком заводе на самом деле?

ABP_TOR: Автроилъ пишет: Так на каком заводе на самом деле? Вопрос интересный Я знаком с тем что написано по поводу этих ЖДАУ у Амирханова, Широкорада и Николая Гаврилкина с Владимиром Калининым. С Калининым мы эту тему довольно подробно рассматривали на сайте Фортификация.ру В их канонической версии дело обстоит следующим образом: "В конце 1916 года по поручению Морского министерства Артиллерийское конструкторское бюро Петроградского металлического завода разработало проект железнодорожной артиллерийской установки для 254-мм/45 морской пушки. Начальник Артиллерийского конструкторского бюро инженер А. Г. Дукельский выбрал в качестве прототипа французскую 240-мм железнодорожную артиллерийскую установку. Для изготовления артиллерийских установок Морское ведомство выделило две тяжелых восьмиосных 50-футовых платформы, использовавшиеся ранее для перевозки тяжелых грузов из Петербурга на Черное море. Орудия для двух таких установок были взяты из числа изготовленных в запас. Станки использовали из числа изготовленных в 1901 г. для броненосца Черноморского флота "Ростислав" и забракованных при премке. Станки прошли ремонт и модернизацию. Установки могли стрелять только вдоль пути с поворотом 2о, предельный угол возвышения составлял 35о. Установка фиксировалась при стрельбе с помощью двух винтовых домкратов, опертых на рельсы через деревянные подушки. Работы по изготовлению установок велись в первой половине 1917 г. Первую установку отстреляли на морском полигоне в Ржевке в июле 1917 г., а вторую – в августе. Из 10-дюймовых орудий сформировали 1-ю отдельную Морскую тяжелую батарею. Почти одновременно на Металлическом заводе проводилось изготовление двух 203-мм/50 железнодорожных артиллерийских установок на базе тяжелых четырехосных платформ с изогнутой главной балкой. Из них сформировали 2-ю отдельную Морскую тяжелую батарею. Обе батареи отправили на фронт под Двинск, но непосредственного участия в боях они принять не успели." Как видите установки были готовы и отстреляны еще в июле августе. А приведеный мною источник говорит что в октябре 1917 г транспортеры находились на Обуховском заводе. Имеется ссылка на документ, (ежели у кого-то будет возможность взглянуть на него было бы интересно узнать фамилию командира)

aden13: ABP_TOR пишет: Установки могли стрелять только вдоль пути с поворотом 2о, предельный угол возвышения составлял 35о. Градусы можно писать так: Alt0176 (на правой части клавиатуры)

wessel88: А не подобное же орудие стоит на Поклонной горе в Москве? Одновременно хочу пометить, что железнодорожные батареии существовали также в ВМФ в период Великой Отечественной войны.

Вольф 334: На Поклонке установлены транспортеры с 305 мм и 180 мм. Обе установки созданы в период между гражданской и второй мировой войной.

Юрген: Всем здравствуйте. У меня есть вот такие сведения. Командование русской армии обратилось к идее перевозки артиллерии крупного калибра по железной дороге в середине Первой мировой войны, когда при отступлении были потеряны несколько 254-мм пушек и 305-мм гаубиц. Вскоре из Франции были получены чертежи 240-мм французских железнодорожных установок. Проблем с тяжелыми транспортерами в России не было, так как еще в 1904 году осуществлялись перевозки весьма значительных грузов вплоть до подводных лодок. Однако русские береговые орудия не подходили для установки на платформы. В конце концов, два 254-мм орудия сняли с броненосца «Ростислав» и решили смонтировать на 16-остном и 12-остном транспортерах. 25 апреля 1917 года был заключен контракт с Металлическим заводом на постройку 2 установок, которые были готовы к августу 1917 года, но на фронт не попали. Позже, уже в Красной Армии, 254-мм орудия на Сормовском заводе были заменены на 203-мм морские пушки М-3. Эти системы под обозначением ТМ-8 (транспортер морской 8-дюймовый) в 1932 году были переброшены на Дальний восток, где прослужили до начала 1950-х годов. Железнодорожная установка ТМ-8 (1920 г) калибр – 203-мм, длина ствола – 50 калибров, вес снаряда – 139,2 кг, начальная скорость снаряда – 792 м/с, дальность стрельбы – 28,7 км, угол вертикальной наводки – от 0 до +35, угол горизонтальной наводки – 120, вес системы – 131 т, длина транспортера – 22 м, число тележек – 2.

Юрген: А вот отрывок из очень интересной (хотя и не безгрешной) книги В. И. Брагина Пушки на рельсах. Москва 2006 ББК 68.514 Б 87. В канун 1917 года русское Морское ведомство поручило Петроградскому Металлическому заводу разработать проект первого русского железнодорожного транспортера с учетом использования орудийных станков с русского броненосца «Ростислав». Этот завод был широко известен в России как разработчик и изготовитель башенных артиллерийских установок для боевых кораблей русского флота и батарей береговой обороны. В 1912 году завод победил в конкурсе на изготовление 48 орудий 356-мм калибра для четырех русских линкоров: «Измаил», «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин». К середине 1917 года первая российская артиллерийская установка на основе французского железнодорожного 50-тонного транспортера была изготовлена. В июле 1917 года транспортер был испытан стрельбой на морском полигоне. В начале августа прошел испытания второй транспортер. Однако принять участие в боевых действиях первые русские 254-мм артиллерийские железнодорожные транспортеры не успели. Некоторое время спустя 254-мм станки «Ростислава», установленные на них, были заменены на 203-мм.

Юрген: Уважаемый ABP_TOR Может Вам будет интересен этот материал по морским ЖД батареям ПМВ.

Юрген: Мои посты 50 и 62 имели, увы, скверный фотоматериал. Сумел достать эти фото боль-мень хорошого качества. Если кому будут полезны, буду рад. С уважением Ю

nemos: Юрген пишет: скверный фотоматериал. Сумел достать эти фото боль-мень хорошого качества. ...ну-у, это тоже далеко не супер ...но - спасибо - позновательно.

ABP_TOR: Юрген Если левое фото имеет отношение к теме, то на втором совсем иная установка на заднем фоне слева вагоны бронепоезда №85. Различие не только в стволах, но в ходовой части. На правом фото установка выполнена на базе транспортера для перевозки подлодок.

Юрген: ABP_TOR пишет: то на втором совсем иная установка На втором изображено то, что сделали с батареей, перевооружив ее на Сормовском заводе на 203-мм морские пушки М-3. Это ж/д установка ТМ-8 (1920 г.). Вот что пишет об этой эпопее Амирханов "Морские пушки на ж/д дорогах". Полностью с Вами согласен, что НЕПОСРЕДСТВЕННОГО отношения к теме 1-й батареи фото не имеет, но для тех кто любит копать но самого дна, может и будет интересно. Кстати, если нет Амирханова, готов сбросить, там всего 63 стр. С уважением Ю.

ABP_TOR: Да есть у меня Амирханов, То что сами транспортеры разные видно по главной несущей балке. На левом снимке балка прямая по верху, на правом изогнутая. Если уж говорить о ЖДАУ вообще, то лучше открыть ветку в железном разделе поскольку многие из них имели отношение к флоту. Фотографий в сети выше крыши...



полная версия страницы