Форум » Первая мировая война » Вопрос про подводников » Ответить

Вопрос про подводников

Димитрий: Дорогие друзья, никто случайно не знает кто был самым результативным подводником в нашей стране во времена Первой Мировой войны Спасибо

Ответов - 62, стр: 1 2 3 All

Александр: На Балтийском море - Иван Владимирович Мессер (подводная лодка Волк), На Чёрном - Михаил Александрович Китицын (подводная лодка Тюлень) С уважением, А.

Димитрий: Что-нибудь о них известно?

Александр: Мессер (Мессер 2-й) Иван Владимирович 1884-1952, Кливленд, штат Огайо 1903 – окончил Морской корпус, мичман 1910 – окончил Офицерский класс подводного плавания, офицер подводного плавания 1911-1914 – командир подводной лодки Белуга, лейтенант 1915 – командир подводной лодки Кайман 30.10 (23.11).1915-18.06.1918 - командир подводной лодки Волк, капитан 2 ранга (сторонник установки РДП), остался в Финляндии (оставил корабль в 12.1917) 9 походов, 5 побед (10756 брт) – лучший показатель вреди командиров на Бал-тийском море в Гражданской войне в Северной армии генерала Миллера 1919 – командир группы ледокольных судов, капитан 1 ранга (16.10.1919). Зани-мался проводкой судов из Архангельска с грузами для армии Колчака. Занимался гидро-графическими исследованиями по западному сектору Северного Ледовитого океана до устья реки Оби к 01.04.1921 – в Королевстве сербов, хорватов и словенцев в эмиграции Китицын Михаил Александрович 17.09 (10).1885, Чернигов-21/22.08.1960, Маунт Дора, штат Флорида, США 1905 - окончил Морской корпус, мичман вахтенный начальник крейсера Алмаз, в плавании из Владивостока в Сайгон вахтенный начальник крейсера Олег 1906 - на эскадренном миноносце Инженер-механик Дмитриев; получил благодарность начальника 1 минной дивизии Н. О. фон Эссена "за труды по устройству ёлки для детей сверхсрочников и нижних чинов". 1908-1909 - вахтенный начальник посыльного судна Бакан, в плаваниях на Севере 1909-1910 - слушатель Офицерского класса подводного плавания, офицер подводного плавания (1910) 1910-1913 - командир подводной лодки Судак, лейтенант 1914 - поступил в Николаевскую Морскую академию. Не закончил из-за начавшейся войны. 1915 - вахтенный начальник подводной лодки Морж, лейтенант 26.09/17.10.1915-1916 (1917) - командир подводной лодки Тюлень, старший лейтенант, капитан 2 ранга, капитан 1 ранга (05.10.1916); стремился разнообразить способы и тактические приёмы: смена позиций, отказ от шаблонных решений для введения сил и средств противолодочной обороны противника в заблуждение и достижения хороших результатов "... с его неиссякаемой энергией и кипучей жизнедеятельностью, за горячий и решительный характер, необычайную отвагу и необузданную жажду боевых подвигов команда прозвала его Стенькой Разиным. Он и молодцов подобрал себе таких же. За ним они готовы были в огонь и в воду..." (Лукин) с 03.1917 - командир 3-й роты Отдельных гардемаринских классов капитан 1 ранга (05.10.1917, по статуту ордена св. Георгия) 10.1917 - командир Объединённой роты Отдельных гардемаринских классов в учебном плавании на вспомогательном крейсере Орёл, миноносцах Бойкий и Грозный на Дальнем Востоке 03.10.1917 - рота отправлена во Владивосток поездом; на территории Манчьжурии гардемаринами организована "повальная пьянка" (на КВЖД не распортранялся "сухой закон"). Рота была выгружена на одной из станций, порядок наведён дисциплинарными мерами По прибытии во Владивосток гардемаринов разместили на вспомогательном крейсере Орёл 12.11.1917 - учебная эскадра вышла в море во время стоянки в Нагасаки получили известие о революционных событиях в Петрограде. Часть команды взбунтовалась и требовала возвращения домой, но Китицын предпочел дождаться прояснения обстановки 07.12.1917 - вышли в море В Гонконге попытка революционно настроенных гардемарин и команды установить на кораблях новые порядки пресечена. Всем находившимся на борту предложил свободу выбора, всем, кто хотел вернуться в Россию, перейти на английский крейсер City of London для отправки во Владивосток. Ушли около 40 гардемаринов и почти вся команда Орла Миноносцы переданы союзникам, разоружил вспомогательный крейсер, переформировал в учебный транспорт, укомплектовал гардемаринами и начал плавания как коммерческое судно между портами Китая и Юго-Восточной Азии 100 гардемаринов с офицерами перевели в морскую казарму в Сайгоне, 60 отправились домой для участия в Белом движении, большинство из них влилось в состав морской роты в Харбине. с 30.06.1918 - на Сибирской флотилии, командир учебного отряда Сибирской флотилии осень 1918 (по другим данным - конец 1919) - прибыли во Владивосток 10.1918 - получил повеление Верховного Правителя собрать гардемаринов во Владивостоке для продолжения обучения. Училище укомплектовано бывшими воспитанниками Морского Корпуса, Отдельных гардемаринских классов и юнкерами флота. Удалось напечатать несколько учебников и переиздать таблицы логарифмов 1918-1919 - основное внимание уделялось преподаванию астрономии, теоретической механики, пароходной механики, тригонометрии, аналитики. Гимнастике, фехтованию и другим второстепенным дисциплинам было уделено минимальное количество часов. Преподавание велось без скидок на военное время: за три несданных зачета гардемарины отчислялись из училища. Морское училище было одной из самых боеспособных частей Владивостокского гарнизона и неоднократно принимало участие в операциях против красных партизан. 28.01.1920 - получил приказание командующего Морскими Силами на Дальнем Востоке сформировать Отряд судов Особого назначения (учебный крейсер Орёл, посыльное судно Якут и ледокол Байкал) для эвакуации чинов флотилии и членов их семей (около 500 чинов флота и членов их семей) Союзники, корабли которых стояли на владивостокском рейде, никак не могли договориться: американцы не разрешали отход, угрожая открыть огонь по русским кораблям, японцы же благоволили белогвардейцам. Решить вопрос помогло только личное вмешательство японского вице-адмирала Кавахары. Орел и Якут выпустили, японские офицеры даже сделали подарок училищу, собрав для него десять тысяч иен. 31.01.1920 - вышли из Владивостока по маршруту Цуруга - Аден - Порт-Саид В Японии принял командование Орлом, сменив его списавшегося командира. Несмотря на то что во Владивостоке японцы совершили переворот и власть в городе снова перешла к белым, решил не возвращаться во Владивосток, а перейти из Японии в Севастополь. С попутным грузом вышли в Порт-Саид на рейде Сингапура произвёл в корабельные гардемарины 119 старших гардемарин В Порт-Саиде агент Добровольного флота попытался задержать крейсер и вернуть его Доброфлоту без предоставления команде средств для возвращения в Россию. После отказа англичане потребовали спустить Андреевский флаги и не сниматься с якоря. В ответ пригрозили затопить корабли в Суэцком канале, после чего получили разрешение следовать дальше 12.08.1920 - прибыли в Дубровник, откуда Китицын связался с Севастополем, получил приказ прибыть на Якуте в Крым, взяв по пути груз с военным снаряжением. объявил о расформировании Учебного отряда. Учебный транспорт Орёл возвращён Добровольному флоту вступил в командование посыльным судном Якут, Русской колонией в Дубровнике кораблю поднесён флаг с надписью; флаг освящён 09.10.1920 вышел в Севастополь 27.10.1920 - прибыл в Севастополь со 111 (по другим данным - с 96) корабельными гардемаринами и гардемаринами младших рот 21.11.1920 - вышел из Севастополя 12.1920 - прибыл в Бизерту на 25.03.1921 - в составе Русской эскадры в Бизерте, командир 1 Владивостокской роты, начальник строевой части Морского Корпуса с 31.01.1922 - председатель Кружка Морского училища во Владивостоке с 02.1922 - помощник директора, заведующий обучением в Морском корпусе, комендант крепости Кебир 03.1922 - 34 старших гардемарина Владивостокской роты были произведены в корабельные гардемарины 18.08.1922 - выехал в Нью-Йорк, партнёр в деле организации фирмы такси принял гражданство США инженер в Нью-Йорке, затем в Айдахо 07.12.1923-1925 (1926) - основатель и первый председатель Общества бывших русских морских офицеров в Америке (с конца 1950-х гг. - Общество офицеров Российского Императорского флота в Америке). на 31.01.1944, на 20.01.1949 - почетный член Общества бывших русских морских офицеров в Америке в компании American Can. Cо помощник инженера при строительстве туннеля под Гудзоном (Нью-Йорк) инженер в муниципалитете (отдел постройки подводных тоннелей, затем в отделе водоснабжения) 1931-1934 - на топографических работах в Колумбии топограф городской службы Нью-Йорка 1941-1945 - в Морском ведомстве США, топограф на строительстве военно - морской базы (штат Вирджиния) с 1945 - инженер бюро рекламаций штатов Айдахо и Вашингтон (орошение бассейна реки Колумбия) с 1956 - на пенсии, поселился во Флориде кавалер орденов, в том числе св. Георгия IV степени (01.10.1916, "за отличие в делах против неприятеля"); по его просьбе адмирал Колчак возложил орден, полученный его дедом по матери за оборону Севастополя награждён Георгиевским оружием (03.08.1916) медалью "В память 300-летия Дома Романовых 1613-1913" (1913) медалью "В память 200-летия битвы при Гангуте. 1714-1914" (1914) Удачи! А.


Ad rem: 1. офицеры ПЛ АКУЛА 2. офицеры ПЛ МИНОГА Прошу помощи в опознании...

Dmitry_N: Акула - с Владимиром - С.Н.Власьев

Барс: важаемый Александр, не могли бы вы уточнить откуда взята информация о нахождении И.В.Мессера в Королевстве СХС на 04.1921. Как-то сомнительно, что после эвакуации из Архангельска 01.1920 он мог оказаться там. Г.Н.Таубе в статье "капитан 1 ранга М.А.Китицын 1885-1960" пишет, что М.А.Китицын скончался в городке Маунт Дора, штат Флорида. (Морские записки, т. XIX, № 1/2 (54), июнь 1961, с.3) С уважением ....

Барс: Уважаемый Ad rem, На первом фото: первый слева мичман К.Ф.Терлецкий - помощник командира ПЛ "Акула" 09.1913-01.1915. Второй слева - командир ПЛ "Акула" 11.1907-02.1915 кап. 2 ранга С.Н.Власьев. На втором фото: второй слева А.Н.Гарсоев, третьего слева - не знаю, а четвертый слева К.Ф.Терлецкий. С уважением ...

Ad rem: Dmitry_N Барс Спасибо!

Димитрий: Александр пишет: Иван Владимирович Мессер, Михаил Александрович Китицын А нельзя ли поподробнее о том какими орденами были награждены эти два выдающихся человека С уважением ...

Барс: Мессер И.В. : орденами: Св. Станислава 3 ст. (1909), Св. Анны 3 ст. (1913), Св. Станислава 2 ст. с мечами (1915), Св. Анны 2 ст. с мечами (1915), Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (1916), Св. Анны 4 ст. с надписью "за храбрость" (1916), медалями. Китицын М.А : орденами: Св. Станислава 3 ст. (1910), Св. Анны 3 ст. (1914), Св. Анны 4 ст. с надписью "за храбрость" (1915), мечами и бантом к Св. Анны 3 ст. (1915), Св. Станислава 2 ст. с мечами (1915), Георгиевским оружием (1916), Св. Георгия 4 ст. (1916), Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (1917), медалями.

wind: Барс пишет: второй слева А.Н.Гарсоев Увы, но это не так, это не Гарсоев ... так как у Терлецкого есть знак окончания УОПП, а это если не ошибаюсь конец 1913 г. когда на "Миноге" Гарсоева быть уже не должно было ... Да и знака окончания УОПП, у этого господина нет, а Гарсоев закончил УОПП в 1911 г. и этот знак у него должен был бы быть. И потом посмотрите, Кондуктор сидит с Георгиевскими крестами, а у матросов, если мне глаза не врут две медали, 300 лет Дома Романовых, и 200 г. Гангутской победы, а это уже 1915 г. ... С уважением, В.

Барс: По-моему, это Гарсоев. А то, что у него нет знака за окончание оф. класса УОПП, так по-моему, он в шинели, а мудир под ней. Гарсоев числился командиром "Миноги" до 6.09.1913. Терлецкий окончил оф. класс УОПП 09.1913, зачислен в офицеры ПП циркуляром от 22.11.1913. Но, спорить сильно не буду. Не знаю когда сделана фотография. Может быть, она сделана и позже 1913, в память о спасении "Миноги" ?

Димитрий: А каков тонаж потопленных ими кораблей можно узнать? Спасибо за помощь

Александр: Барс пишет: откуда взята информация У Волкова - о Мессере точно об этом написано, и, кажется, в Бизертинском Морском сборнике тоже; но его у меня сейчас под руками нет. Насколько известно, многие моряки после эвакуации из Архангельска оказывались в Крыму. По Китицину за поправку спасибо! Что касатся Константина Филипповича Терлецкого - то прошу: http://militera.lib.ru/bio/stvolinsky_ua/17.html Гарсоев произведён в старшие лейтенанты 29.03.1913, «за отличие по службе», а на фотографии погоны, кажется, не те... С непременным уважением, А.

Барс: Уважаемый Александр, спасибо, у С.В.Волкова, конечно, читал об этом, но .... не впечатляет его информация. Хотелось бы иного подтверждения. Насчет фотографии, может быть и не Гарсоев. Может быть кто-то опознает в нем другого ? С уважением ...

velbot-067: Мне кажется,что на фото, выложенном Ad Rem'om не Гарсоев А.Н. Вот фото Гарсоева для сравнения.

Димитрий: А на мой вопрос про тонаж кто-нибуть может ответить? С уважением...

Барс: Уважаемый velbot-067, это самая популярная фотография Гарсоева. И, по-моему, очень похож на офицера с групповой фотографии "Миноги". Или кто тогда ?

Димитрий: А каков тонаж потопленных ими кораблей можно узнать? А в ответ-тишина...

velbot-067: Барс пишет: И, по-моему, очень похож на офицера с групповой фотографии "Миноги". Я не утверждаю категорично, что это не он, просто высказал свое сомнение...

wildcat: Димитрий пишет: А в ответ-тишина... Ну прикинуть можно. По Мессеру. Вот тоннаж потопленных ПЛ Волк Нега - 4300т Bianka - 1800т Colga - 2500 Dorita - 6000 (в другом источнике видел цифру 6600). За Кайманом же числится 16/10/1915 Fraskatti (2493т), приведённый в Або как приз. Других успехов я пока не видел.

ВЛАДИБОРЪ: После Гарсоева пл "МИНОГА" командовали: фон ЭЛЬСНЕР Константин Николаевич (06.09.1913 - 01.02.1914, 04.02. - 12.10.196) ИЛЬИНСКИЙ Николай Николаевич (12.09.1913 - 20.02.1915) КОНДРАШЁВ Владимир Николаевич (20.02.1915 - 04.02.1916) ЛАГИДЗЕ Иван Бежукович (14.11.1916 - 31.12.1916) ИВАНОВ 14-й Владимир Алекандрович (18.12.1916 - 1918) Ист. Э. Ковалёв Подводник России 2003. № 2 ТЕРЛЕЦКИЙ Констанин Филиппович получил чин лейтенанта (01.01.1915) ГАРСОЕВ Александр Николаевич кап 2 ранга 06.04.1916. У офицера (как Гарсоев) чин мичмана или лейтенанта Старший лейтенант не имеет знака об окончании МК, а из приведённых выше командиров пл , только ЛАГИДЗЕ не закнчивал МК ( но он не похож). С уважением Вл.

EFK: Барс пишет: откуда взята информация о нахождении И.В.Мессера в Королевстве СХС на 04.1921. Уважаемый Барс! Я такую информацию видел у Э.А. Ковалева: "В 1921 г. находился в Королевстве сербов и хорватов. Капитан 1-го paнra (19). Похоронен в Кливленде, штaт Oraйо, США". // Рыцари глубин. С.393. МЕССЕР Иван Владимирович – (1884-1952) – капитан 1 ранга (1919), командир подводных лодок «Белуга» (1911-1914), «Волк» (1915-1918), самый результативный из русских подводников в 1-й мировой войне. С 9 августа 1918 г. – начальник службы связи Белого моря и Мурмана и директор маяков и лоции Белого моря.2 августа 1919 г. был назначен начальником Морской экспедиции в Сибирь, в феврале 1920 г. – начальником Дирекции маяков. Эмигрировал в США, скончался в Кливленде (штат Огайо). Лит.: "Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев". Мурманск: Книжное издательство, 2006. С. 324.

Димитрий: А потопил ли Что-нибудь И.В.Мессер когда командовал п.л. "Белуга" в 1914 году? И сколько было побед у М. А.Китицына, если вас не затруднит С уважением Д.

Александр: Будучи командиром подводной лодкой Белуга, И. В. Мессер ничего не потопил. Вот что у меня есть о подводной лодке Тюлень в бытность его командиром М. А. Китицина: 21.09.1915 Вышла к Босфору. 29.09.1915 Возвратилась в Севастополь. осень 1915 По докладу Морского Генерального Штаба Морским Министром принято решение об установке на подводной лодке 1х76-мм (японское) и 1х57-мм орудий. 23 (10 – ст. ст.).12.1915 – 09.02.1916 14.00 – отошли от пирса. Удифферентовалась в бухте. Вышли в море. Ветер восточный. Море свежее, пасмурно. Ходом 10 узлов направились к плавучему Босфорскому маяку. Астрономических наблю-дений не производили из-за низкой облачности 24 (11).12.1915 К вечеру ветер утих. Зыбь. 25 (12).12.1915 С рассветом подошли к неприятельскому берегу. Низовой туман. Определились по высотам (седло Двух Братьев и Хребет Исполина). Обнаружили, что лодку снесло на 20 миль к западу. Исправили курс, направились к проливу. 11.00 подошли к Босфору, погрузились, приступили к патрулированию. 30 (17).12.1915 Туман рассеялся. около 17.00 заметили пароход, выходящий из пролива, направился вдоль Анатолийского берега большим ходом. Выйти в атаку не смогли, так как находились у Румелийского берега (по другую сторону пролива) По изменению курса парохода определили неприятельский фарватер (NO SW 70 граду-сов), выявили систему искусственных береговых ориентиров (створных знаков). С наступлением темноты отошли мористее; через 2 мили всплыли в надводное положе-ние для зарядки аккумуляторной батареи. Провели под водой 12 часов 31 (18).12.1915 Командир решил проникнуть в пролив, произвести подробную рекогносцировку и, при возможности, атаковать встреченные корабли и суда неприятеля. Подсчёты показали, что ёмко-сти аккумуляторной батареи не хвать, чтобы форсировать пролив (всего нужно было пройти в обоих направлениях 50 миль) Перед рассветом подошли к голу Босфора. Море 3 балла, ветер из пролива. Погрузились. Барашки волн скрывали перископ. Обнаружили в прибрежных скалах форты и береговые бата-реи. Пересекли линию маяков. Обнаружили силуэт, боевая тревога, торпедная атака. Приготовили к выстрелу 2 носовых трубчатых аппарата и 4 аппарата Джевецкого. Начали маневрирование для выхода в атаку по канонерской лодке, находящейся в дозоре по внутренней охране Босфора на линии Каваков. Неприятель ходил от европейского берега к азиатскому. Легли на курс сближения. Командир решил атаковать противника из 2 носовых трубчатых аппаратов. Для свободы маневрирования держались середины пролива. Атаковали неприятеля с дистанции 4-5 кабельтовых. Торпеды взорвались через 15 се-кунд, ударившись о дно и не дойдя до цели. Срочное погружение на глубину 40 фут, лево руля. Береговые батареи открыли огонь. На глубине развернулись на обратный курс. Через несколько минут всплыли на пери-скопную глубину. Батареи прекратили огонь. Развернулись вглубь Босфора, вскоре вновь обнаружили канонерскую лодку. Почти сра-зу же были обнаружены неприятелем, который повернул на лодку с целью тарана. Некоторое время противника маневрировали, желая занять выгодную позицию для атаки. Береговые батареи открыли огонь. Командир решил выйти из пролива. 16.00 вышли из Босфора. В северной части горизонта обнаружили дым, легли на курс сближения. Классифициро-вали трёхтрубный крейсер, приняли его за Гамидие. Перед самой командой «пли» опознали Ка-гул. Командир от атаки отказался. 27 (14 ст. ст.).03.1916 14.00 вышла в море для крейсерства в районе от Зунгулдака до Босфора, имея запасов на 20 суток Район блокады – 50 миль между меридианами Карабурну Румелийского и Амастро. 28 (15).03.1916 У Босфора – низовой туман. С трудом определились по высотам, погрузились, встали на подводный якорь в 6 милях к северу от Румелийского маяка 31.03.1916 Приступили к поиску неприятеля. 01.04 (18.03 ст. ст.).1916 Туман рассеялся 05.00 пошли от Анатолийского берега к Румелийскому в расчёте обнаружить непри-ятельские транспорты, идущие с углём от Зунгулдака. около 07.00 пересекли Босфор в 25 кабельтовых мористее входа в пролив. Командир решил маневрировать вдоль береза с запада на восток в полутора милях от бе-рега до 09.00, после чего отойти в открытое море для зарядки аккумуляторной батареи с тем, чтобы к вечеру вернуться на позиции 09.00 развернулись для отхода в открытое море. Обнаружили в перископ несколько ды-мов, мачт и труб курсом на лодку. Легли на курс сближения. Опознали миноносец Гайрет типа Ягиар-Милет и большой океанский пароход в полном грузу. Командир решил сначала атаковать пароход, затем – миноносец. Определили элементы движения цели, заняли позицию ожидания в 1 миле от мыса Галата-Бурну 10.45 боевая тревога, начали маневрирования для выхода в торпедную атаку, каждые 2 минуты поднимая перископ. Во время маневрирования в перископ обнаружили миноносец курсом на лодку. Срочное погружение на глубину 60 фут с дифферентом на нос 7 градусов, электромоторы «полный впе-рёд». На глубине 30 фут миноносец прошёл над лодкой. Начали всплытие на глубину 22 фут (перископная). Подняли перископ. У острова Кефкен в районе маяка Галата-Бурну в 5 милях от входа в Босфор с дистанции 3 кабельтовых последовательно атаковала цель двумя торпедами. Сразу после залпа положили руль влево, начали погружение на глубину 60 фут. Через 30 (по другим данным – 37) секунд в лодке слышали сильный взрыв. Через 2 минуты всплыли на перископную глубину. Обнаружили только миноносец, пол-ным ходом удалявшийся от места атаки. Повредила австрийский пароход «Dubrovnik» с грузом угля, железной рудой и герман-ской сменной ротой. Пароход получил повреждения в районе между кочегаркой и машинным отделением и выбросился на берег. Команда была снята миноносцем. По некоторым данным, была безрезультатно атакована эскадренным миноносцем. 03.04.1916 15.00 у мыса Шабла (восточнее острова Кефкен) с дистанции 15-20 кабельтовых обстре-ляла шрапнелью караван парусных шхун с грузом угля. Команды шхун бежали на берег. Тара-ном, артиллерийским огнём и поджогом лодка уничтожила 11 шхун, на каждой из которых было 50-60 тонн угля. 05.04.1916 Возвратилась в Севастополь. За поход прошла 1095/46 миль. 18.04.1916 Вышла в море для крейсерства в районе от Зунгулдака до Босфора. 23.04.1916 около 19.00 обнаружили дым в Босфоре. Командир принял решение захватить пароход. Принято решение на совете офицеров: как только неприятель выйдет из Босфора, лечь на параллельный курс и определить элементы движения цели, после чего с наступлением темноты всплыть в надводное положение, обогнать цель и занять удобную позицию для атаки. Позиция для атаки была выбрана напротив мыса Кефкен (у этого «пупа анатолийского побережья) у не-большого острова в бухте. К наступлению темноты определили элементы движения цели. С темнотой всплыли, да-ли полный ход дизелями и электромотором, направились к Кефкену. 24.04.1916 к 00.00 подошли к намеченной точке, 00.15 заняли позицию в глубине бухты 00.30 в 40-50 саженях от берега застопорили машины; расчётное время появления непри-ятеля - 02.15 Боевая тревога. Наверх поданы снаряды. Появилась луна 02.45 обнаружили неприятеля. Неожиданно цель резко повернула вправо, вошла в бухту, прошла за кормой лодки, по-вторяя рельеф побережья (предположили, что капитан опасался встречи с подводной лодкой), и скрылся за берегом. Дали полный ход. Пошли за неприятелем, стремясь занять позицию между ним и бере-гом. Вскоре из-за мелководья командир от своего замысла отказался. Приказано открыть огонь. Носовое австрийское орудие дало несколько осечек. Развернулись кормой, вышли из кильватера транспорта (Вооружённый пароход № 2, колёсный пароход Решанет), открыли огнь из кормового орудия. Стрельбу вели с перелётами, надеясь, что противник повернёт в море. У острова Кефкен заставила выброситься на берег пароход, буксировавший бригантину с грузом соли (по другим данным – 6 угольных барж). Команда бежала на берег. Рано утром подошли к месту атаки. С берега по лодке открыт оружейный огонь. Бригантина была сожжена, пароход уничтожен торпедой. По некоторым данным, пароход впоследствии введен в строй. 28.04.1916 Возвратилась в Севастополь. 20.05.1916 Вышла на коммуникации неприятеля у берегов Болгарии. Командиру было запрещено заходить к западу от Босфора. 26.05.1916 Потопила 4 парусника. 29.05.1916 У Инады захватила турецкую двухмачтовую шхуну. 31.05.1916 Захваченную шхуну вместе с командой привела в Севастополь. 10.02 – 09.06.1916 Совершила 4 похода в юго-западную часть Чёрного моря. Не обнаружив неприятеля у Зунгулдака, занимала на день позицию у острова Кефкен, крейсировала между островом и рекой Сакария, дважды неудачно атаковала одиночными тор-педами паровую шхуну и 2 малых парохода, дважды у Босфора подвергалась атаками одиноч-ных гидросамолётов. 21.06.1916 Вышла в «угольную» часть позиции у Босфора. 27.06.1916 Возвратилась в Севастополь. конец 06.1916 В районе Кефкена обнаружила группу судов; артиллерией потопила 3 транспорта, транс-порт и 3 шхуны заставила выброситься на берег. 22.07.1916 Вышла в «угольную» часть позиции у Босфора. 29.07.1916 В районе устья реки Агвы с дистанции 1 кабельтова двумя торпедами безрезультатно атаковала пароход Ширкет. Обе торпеды прошли под целью и взорвались на прибрежных кам-нях. Пароход выбросился на берег. Артиллерией атаковала босфорский паром Хале, который получил несколько попаданий снарядами, и выбросился на берег (впоследствии был с мели снят, но из-за тяжелых поврежде-ний восстановлен не был). В тот же день артиллерией атаковала паром Невезер, который выбросился на берег. 30.07.1916 Утром в 14 милях от устья реки Агвы захватила двухмачтовую шхуну. 01.08.1916 Возвратилась в Севастополь с захваченным призом на буксире. 19-21.08.1916 К заходу солнца подошла к мысу Калиакра. Начали зарядку аккумуляторной батареи. Ночью заметили крысу, которая бросилась с борта лодки в воду. На рассвете уточнили место и погрузились. Вошли в северный фарватер между неприятельским минным заграждением и 3-мильной подводной каменной грядой. Периодически поднимали перископ, осматривали берег, береговые ориентиры и батареи наносились на карту. На глубине 20 фут прошли мимо берегового наблюдательного поста, под килем – менее 1 фута. Проникли в гавань, осмотрели её и вышли в море. Провели под водой 17 часов. На следующий день командир решил осмотреть южный фарватер. Прошли мыс Калиа-кра, привели её за корму, пошли вдоль самой кромки минного заграждения, осмотрели фарва-тер, в порт не заходили, так как у мыса Глалата обнаружили противолодочные сети. Болгары считали, что пройти северным фарватером без лоцмана невозможно. Произвела разведку Варненского рейда в интересах авиационного налёта 25.08.1916 с гидроавиатранспортов Александр I и Николай I под прикрытием линейного корабля Императ-рица Екатерина Великая, крейсера Алмаз и 5 эскадренных миноносцев и минной постановки подводной лодки Краб 15.09.1916. Обсуждая предстоящую операцию, флаг-капитан оперативной части Смирнов сказал Ки-тицыну, что приказа войти в гавань ему адмирал не даст. Китицын тут же решил именно это и сделать. Во время похода на Тюлене находился начальник разведки флота капитан 2 ранга Ни-щенков. На совещании офицеров Тюленя было решено идти к берегам нейтральной Румынии, а потом следовать до Варны предполагаемым прибрежным фарватером, которым пользовались румынские и болгарские каботажники. К Варне лодка подошла благополучно, но у входа в гавань ей довелось испытать не-сколько неприятных ми-нут, когда пришлось на перископной глубине пересечь каменную гряду, имея под килем всего несколько футов воды. Затем лодка стала медленно продвигаться по заливу, постоянно поднимая перископ. Штурман лодки мичман Краузе быстро засекал положение «Тюленя», а старший офицер лейтенант Маслов осматривал горизонт. Пока штурман наносил на карту курс лодки и ориентиры, Маслов, имевший дар рисования по памяти, зарисовывал виденное. Так прошел целый день. Ночью лодка отошла в открытое море и всплыла, чтобы заря-дить аккумуляторы, а утром продолжила свою работу. На сей раз, экипаж испытал небольшое потрясение, когда килем лодки обнаружил не нанесенную на карту мель. Однако задание было выполнено, и Китицын вернулся в Севастополь с ценнейшей информацией. до 09.09.1916? Вела разведку у мыса Экрене в интересах минной постановки эскадренными миноносцами Беспокойный, Гневный и Пронзительный 14.09.1916 Вышла из Севастополя (второй поход полугодия) 11 (28).09.1916 Артиллерийский бой. Один парусник потопила, 1 – захватила. Взято 3 пленных. Выполнила зарисовку берега в районе устья реки Агви. 21.09.1916 По данным подводной лодки маневренная группа (линейный корабль Императрица Ека-терина II и 2 эскадренных миноносца) обстреляла Эрегли, потопила 3 парохода и 5 парусников. осень 1916 Захватила 2 парусника, 1 шхуну и потопила пароход Турсен. 11.10 (09 ст. ст.).1916 Находилась в районе мыса Кефкен (15 миль к востоку от Босфора) В перископ обнаружили турецкий вооружённый транспорт водоизмещением около 6000 тонн, шедший к Зунгулдаку. После выхода неприятеля из пролива, легли на параллельный курс, определили элементы движения цели Вскоре стемнело. Всплыли в надводное положение, форсированным ходом 14 узлов на-правились к мысу Шабли. Приготовились к бою в надводном положении. 22.00 подошли к мысу Шабли на дистанцию 5 кабельтовых. Почти сразу же обнаружили с северо-запада пароход («… который показался мне больше виденного мною в перископ»), появившемуся из-за мыса Кефкен и шедшего в сторону мыса. Развернулись кормой к берегу, за-стопорили машины. Ясно, облачность 0, полная луна, штиль. Берег слегка окутан дымкой, бере-говые рифы очертаниями походили на подводную лодку. 22.40 пароход подошёл на норд от подводной лодки, с дистанции 8 (по другим данным – 5-6) кабельтовых открыт огонь из 76-мм и 57-мм орудий. По приказанию командира первые вы-стрелы даны с перелётом в надежде, что неприятель сдастся. Вначале противник предположил, что обстрелян кефкенскими батареями и повернул в открытое море, но вскоре убедился в своей ошибке, повернул на Ost, и начал отвечать из двух орудий (88-мм и полуавтоматическое 57-мм). Подводная лодка была им принята за миноносец, дистанцию считал много дальше, ошибся в определении дистанции и стрелял с большими пере-лётами по вспышкам выстрелов; диски прицелов орудий были поставлены на дистанцию 8-10 кабельтовых. Неприятель пытался прорваться к берегу. Дан ход обоими дизелями и электромоторами, но скоро выяснилось, что и под дизелями лодка имеет преимущество в скорости. Остановлены электромоторы. «К сожалению, подробных записей курсов и моментов во время боя я не вёл, так как стрельба, подача снарядов и управление лодкой отнимали всё свободное время». Легли на параллельный курс, с дистанции 8-9 кабельтовых продолжили стрельбу, «не давая неприятелю прорваться к берегу, что было нетрудно, имея преимущество в ходе». около 22.55 пароход получил попадания, показал корму, и попытался отойти к западу под прикрытие батарей мыса Кефкен. Легли на параллельный курс, сблизились с неприятелем на дистанцию 6 кабельтовых, отрезали путь отхода. На циркуляции часть турецкой команды во главе с офицером спустила шлюпку и оставила судно. Противник вновь показал корму, поставил дымовую завесу, вновь лёг на курс Ost. При ясной луне завеса и пароход с мостика подводной лодки были ясно видны отдельно друг от друга. На мостике парохода возник пожар. около 23.30 закончились снаряды у кормового орудия. Командир прекратил стрельбу, приказал доложить остаток снарядов носового орудия (76-мм). Получил доклад, что их осталось 7. Резко повернули к цели, 6 снарядов выпустила с дистанции около 3 кабельтовых прямой наводкой. На судне пожар усилился, но противник продолжал стрельбу. Последние попадания – в район пожара, после чего неприятель вначале повернул на N, затем на SW, сильно запарил и застопорил ход. Израсходовано37 76-мм и 42 57-мм снарядов. По лодке выпущено 65 снарядов, попаданий не было. Обогнули пароход с носа и мористого борта, подошли на дистанцию 1 кабельтова и голосом приказали выслать шлюпку. Сигнальщик доложил, что на пароходе у кормового орудия прислуги нет. Пароход спустил флаг, команда покинула его на шлюпках. Через некоторое время у борта парохода заметили тёмный предмет, подошли к нему, об-наружили обломки шлюпки и плавающих вокруг людей. Подобрав их, услышали крики о по-мощи и, маневрируя по голосам, подобрали из воды 3 германских офицеров (капитан, старший офицер, механик), 3 германских матросов (телеграфист, комендор и матрос) и 2 турецких мат-росов из машинной команды. От спасённых получили важные сведения о том, что на судне был только радиоприёмник, людей на борту не осталось, название парохода – военный транспорт Родосто 6000 регистровых тонн, имел 1 88-мм орудие с прислугой крейсера Бреслау и 1 орудие меньшего калибра (по некоторым данным, 2-88-мм и 2-57-мм) с турецкой прислугой. Пленные сообщили также, что транспорт находится в безнадёжном положении, на борту имеется 8 тонн угля, потушить пожар и устранить повреждения нельзя. 12.10.1916 Подошли к транспорту форштевнем с наветренного борта (левого, обращённого к бере-гу). Подойти к борту мешали отваленные горизонтальные рули. По концу шлюпочных талей на палубу поднялся боцманмат Дементьев, подал шторм – трап (получив при этом ожог от паровой трубы носовой лебёдки), по которому на палубу под-нялась аварийная партия и приступила к тушению пожара. Командиром приза назначен старший офицер. Вместе с ним высадились: штурманский офицер, инженер-механик подводной лодки, германский инженер-механик, 20 нижних чинов. Вскоре после высадки пароход осветился. Была пущена пожарная помпа. Пожарные шланги были в неудовлетворительном состоянии, сильно пропускали воду, поэтому пожар ту-шили вёдрами. Горела часть спардека до трубы. Одновременно с тушением пожара начали разводить пары, устранить повреждения, про-бовать механизмы. Управление главным штурвалом горело на мостике, кормовой штурвал ока-зался снятым (на его месте было установлено орудие). Поэтому разобщили вертикальный вал от рулевой машинки к штурвалу, оставшуюся часть вала зажали ключом, и управляли рулём из помещения рулевой машинки по указанию голосом и по магнитному компасу, взятому с лодки и поставленному на железную палубу. Для оказания помощи пострадавшим с лодки вызван фельдшер. около 02.00 старший офицер доложил, что пары подняты, пожар локализован. Отошли от борта транспорта, легли к бегам Крыма. Донесли командованию: «С боем за-хватил вооружённый пароход Родосто. 6000 тонн. Иду Севастополь». Часть команды Родосто была посажена в носовом кубрике, офицеры и командир – в ка-ют-компании. Все они были в подавленном состоянии, особенно командир. «Душевное его со-стояние было таково, что за ним пришлось установить особый надзор. Опасались, что он покон-чит с собой» Через некоторое время транспорт начал циркулировать влево и остановился. Подошли к борту, получили доклад о трудности управлении рулём, его заклинке в положении «лево на борт», вновь усилившемся пожаре и сильной усталости людей. Начали исправление рулевой машинки. Через некоторое время дали ход. Руль приходилось перекладывать часто и резко, и его вновь заклинило в положении «лево на борт». «После громадных усилий инженер-механику лейтенанту Максимову с помощью ма-шинного кондуктора Безрукова удалось стронуть машинку и тем, считаю я, он спас приз от уничтожения. После этого я приказал ему самому стоять на руле, а в машину посола слушателя инженер-механика мичмана Чесновицкого». Командир лодки обошёл места всех работ, заменил наиболее уставших людей свежими с лодки «и подбодрил их к дальнейшей работе». Лейтенант Маслов заменён мичманом Краузе, германский механик переведён на лодку. Для оказания по-мощи пострадавшим на пароход высажен фельдшер 04.00 дали ход. Вначале Родосто рыскал на курсе, затем пошёл прямо. К рассвету пожар стал уменьшаться. С восходом солнца, опасаясь атак авиации, перешли в позиционное положение. На транспорт передано приказание, приготовить к стрельбе кормовое орудие, а лишним людям спуститься вниз. 08.00 под пение гимна и свист дудок на призе торжественно поднят Андреевский флаг, под ним – турецкий. Получили радиограмму с эскадренного миноносца Быстрый с сообщением о встрече и запросом, о курсе и скорости. около 12.00 всплыли в надводное положение, застопорили ход. На транспорт отправлены отдохнувший лейтенант Маслов, 2 турок и передано продовольствие. Дали ход. Курс NO, скорость 8 узлов. По расчёту времени и расстояния погони не опаса-лись. 13.10.1916 Пожар полностью сумели потушить только за несколько часов до прибытия в базу. В 50 милях от Херсонесского маяка встретили эскадренный миноносец Быстрый. 16.35 открылся мыс Айя около 20.00 прибыла в Севастополь. Угля на переход хватило в обрез. Флот встречал подводную лодку торжественно, на кораблях выстроены команды. Первый в истории случай, когда подводная лодка огнём артиллерии вынудила превосхо-дящего её по мощности артиллерии противника сдаться в плен. боцман Иваньков С. Ф. старшина дизелистов, старшина носовой артиллерийской команды Дементьев Я. машинный кондуктор Безруков моторист Романов И. Т. моторист Кременецкий (Клеменицкий) Г. Н. мичман Краузе Г. М. – управляющий огнём носового 75-мм орудия лейтенант Маслов – старший офицер, управляющий огнём кормового 37-мм орудия лейтенант Ярышкин - штурманский офицер, наводчик кормового орудия лейтенант Максимов – инженер-механик комендор боцманмат Дементьев – наводчик носового орудия. 03.11.1916 Вышла в море (четвёртый поход полугодия) 08.11.1916 У Босфора атаковала пароход Турсен водоизмещением 150 тонн, который выбросился на отмель. Захватила моторную шхуну, с её помощью безуспешно пыталась снять пароход с мели, после чего взорвала его. 10.11.1916 У мыса Кефкен захватила 2 парусник, один из них потопила, другой с грузом табака (16 тонн стоимостью 200000 рублей). От капитана захваченного парусника узнали, что после боя с Родосто при каждом обнаружении русских подводных лодок плавания паровых судов прекра-щалось минимум на неделю. 12.11.1916 На буксире приз привела в Севастополь. Конец 1916 У берегов Болгарии 4 шхуны потопила, 1 – захватила с грузом угля у Кремпе. Во второй половине 1916 года Совершила 6 выходов в море, из них 4 – в район Босфора, где потопила 3 парусника и 1 пароход, захватила и привела в Севастополь 1 большой пароход и парусник. С неизменным уважением, А. P.S. Дмитрий, если не секрет, почему именно эти офицеры Вас заинтересовали? Ведь русские подводники впервые в мире: плавали подо льдом (В. А. Меркушов) создали устройство работы дизеля под водой (Б. Е. Сальяр) и прочее... А.

Димитрий: Спасибо Александр и всем остальным за оказанную помощь Александр пишет: если не секрет, почему именно эти офицеры Вас заинтересовали? Когда читал книгу про подводников Первой Мировой войны не нашёл там ни одной русской фамилии всё немцы, да англичане, на фоне их результаты наших подводников выглядят куда скромнее, конечно этому масса объективных причин. но всё-таки приятно узнать что и среди наших подводников были настоящие профессионалы С уважением Д.

Vagabond: Ув форумчане. Вот встретил следующую информацию в http://www.petergen.com/publ/omsn2.shtm Шрамченко Яков Владимирович (1886 - 17.10.1967). окончил Морской кад. корп. (1900-06), Офицерский класс подводного плавания (1910) и Офицерский минный класс (1914). Старший лейтенант (1912). Старший артиллерийский офицер крейсера "Память Меркурия" (1912) Черноморского флота. Командир подлодки "Пескарь" (1913-14). Старший офицер эсминца "Беспокойный" (1914). Командир подлодки "Минога" (1915-16). Командир подлодки "Вепрь" (1916). Помощник главного артиллериста в штабе Черноморского флота на "Георгии Победоносце" (1916). Капитан 2-го ранга. С 08.17 командир эсминца "Беспокойный". С 25.02.18 начальник оперотдела штаба Черноморского флота на "Георгии Победоносце". Командир канонерской лодки "Терец" (1919-20). С 1921 в Нова Градишке (1921). До 1939 г. работал чиновником по артиллерийской части в Военном министерстве Югославии. Затем служил чиновником по метеорологической части в ВВС Югославии. В 1941 г. работал стекольщиком. Вышел из РК по болезни в 1944 г., уехал в Австрию, где работал на каменоломнях. С декабря 1949 г. в Нью-Йорке. До 1953 г. работал на спичечной фабрике. Не знаю про надводные корабли, но в подплаве такой кмандир лодки мне пока не встречался. Спасибо за любую информацию.

wind: Надводные корабли его ;-))), а вот лодки если мне глаза не врут все ст. лейтенанта В.Н.Кондрашева ;-)) (т.е. все то что отмечено выделением). С уважением, В.

Барс: Что-то по указанной ссылке файл не открывается. А хотелось бы узнать кто это такое про Шрамченко нагородил. Он вовсе не учился в офицерском классе УОПП и никогда на подводных лодках не служил ! С уважением ....

Автроилъ: Александр пишет: На Балтийском море - Иван Владимирович Мессер (подводная лодка Волк), На Чёрном - Михаил Александрович Китицын (подводная лодка Тюлень) Барс пишет: Он вовсе не учился в офицерском классе УОПП и никогда на подводных лодках не служил ! Воистинну глаголеша.

Vagabond: Ув форумчане, извеняюсь, не ту ссылку скопировал. http://www.whiterussia1.narod.ru/CITIZII/RUSCORP.htm

Димитрий: Шрамченко Яков Владимирович. Черн. фл. эк. Ар. (1911). Родился (13.10.1896) В службе с 1903 года. Корабельный гардемарин 1906 г., мичман 1907 г. В чине за отличия (6.12.1915). Ордена: Золотой знак по окончании кур. Морского корпуса (1910), орден Св. Станислава 3-й степени (6.12.1912), светло-бронзовая медаль п. 300 л. царствования дома Романовых (1913), орден Св.Анны с мечами и бантом (18.5.1915), светло-бронзовая медаль п. 200 л. Гангутской победы (1915), мечи и бант к ордену Св. Станислава 3-й степени (18.4.1916). Его послужной список на 11 апреля 1916 года.

PATRIK: Шрамченко родился в 1886, а не в 1896

Димитрий: PATRIK пишет: Шрамченко родился в 1886, а не в 1896 Точно, опечатался, простите

Буйный: Димитрий пишет: цитата: А каков тонаж потопленных ими кораблей можно узнать? А в ответ-тишина... Уважаемый Дмитрий! По боевым походам руских ПЛ в ПМВ рекомендую посмотреть следующие ресурсы: http://www.deepstorm.ru/ http://u-boat-laboratorium.com/ http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MKA/2006_03/index.htm Сделайте подборку по количеству атак, результатам, призам. Результат можно разместить на Цусимских форумах в соответсвующем разделе - там знающие люди подправят.

Igrov: Ad rem пишет: Прошу помощи в опознании... Барс пишет: На первом фото: первый слева мичман К.Ф.Терлецкий - помощник командира ПЛ "Акула" 09.1913-01.1915. Второй слева - командир ПЛ "Акула" 11.1907-02.1915 кап. 2 ранга С.Н.Власьев. На втором фото: второй слева А.Н.Гарсоев, третьего слева - не знаю, а четвертый слева К.Ф.Терлецкий. Абсолютно точно, что на 1-м снимке второй слева – Сергей Николаевич Власьев. У меня есть его фото примерно 1915-го года, полученное от его дочери. Т.е. сомнений нет. Насчёт первого слева на 1-м снимке и четвёртого слева на 2-м снимке с уверенностью сказать ничего не могу. Я помню Константина Филипповича уже в пожилом возрасте (в конце 1950-х – начале 1960-х гг.) А единственная имеющаяся у меня фотография К.Ф. – 1963 года (причём групповая, со свадьбы). Сравнивать её с дореволюционными снимками сложно. Хотя что-то общее, вроде бы, есть.

Сергей: Уважаемые, каким приказом был исключе из списков флота погибший в 1917 г. капитан 2-го ранга Бронислав Шидловский. Встречаются два варианта № 770 и № 263, который верный. С уважением Сергей.

Барс: В послужном списке Б.Ф.Шидловского записано: Приказом по флоту и армии №263 от 24.10.1917 исключен из списков погибшим при исполнении служебного долга.

Сергей: Барс, спасибо. С уважением Сергей.

Vagabond: Уважаемые форумчане, цитата: 9 февраля 1915 г. высочайшим приказом № 1368 капитана 2 ранга В.М.Терентьева 1-го отчислили от должности начальника дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии, с переводом его в Черноморский флот. С ним в Черноморский флот переводились лейтенанты А.С.Гадон. М.В.Копьев, В.Н.Порозов и другие офицеры с подводных лодок. Какая есть информация о В.Н.Порозове как об офицере подплава? Спасибо

Александр: Vagabond пишет: Какая есть информация о В.Н.Порозове как об офицере подплава? Увы, у меня только это: Порозов Владимир Николаевич 1889-04.11.1973, Сан-Франциско воспитывался в Морском корпусе 06.05.1909 - приказом по Морскому ведомству по № 190 (120) произведён в корабельные гардемарины 45-м по списку на 1917 – на Сибирской флотилии, лейтенант в Гражданской войне в белых войсках Восточного фронта с 30.06.1918 - на Сибирской флотилии 06-09.1921 - флаг-офицер по оперативной части штаба Сибирской флотилии, старший лейтенант 1922 - при эвакуации остался во Владивостоке в эмиграции в Китае 1936–1939 - член Шанхайской кают-компании после 1949 – проживал в США 08.12.1914 из Владивостока отправили Щуку и Сома, а летом 1915 - Ската и Налима Судя по тому, что у Э. А. Ковалёва в Рыцарях глдубин его биографические данные отсутстсвуют, то, скорее всего, командиром подводной лодки он не был. Так как в гражданской войне он оказался опять на Сибирской флотилии, то, может быть его за что-нибудь отправили обратно с Чёрного моря (или приказ был не реализован, или его перевели по причинам уважительным)? с непременным уважением, А.

Барс: Да никакой информации о Прозорове как об офицере подплава быть и не может. Такой офицер в подводном плавании не служил. С уважением ...

Vagabond: Уважаемые Барс и Александр, большое спасибо за информацию.

Vagabond: Гужавин Николай Дмитриевич (1887- 23.05.1942) Род в Нарве. Мореходное училище и спец кондукторские классы в Кронштадте. Машинный кондуктор Дивизии подводного плавания БМ. Прапорщик по мор части к лету 1917 и с группой гардемарин отправлен на север в распоряжение НачДн пл особого назначения. Во время Гражданской войны сражался в срставе флотилии Северного Ледовитого океана. Подпоручик по Адм – ,,за боевые отличия,, в борьбе с большевиками на севере. 02.1920 эвакуирован из Архангельска с остатками армии ген Е.К. Миллера на ледоколе ,,Козьма Минин,, в Норвегию. В эмиграции проживал в Эстонии в Нарве. Работал машинистом паравоза на Кренгольмской манафактуре. Был членом Русского общественного собрания в Нарве, правления нарвского отделения Союза северо-западников и состоял в кассе взаимопомощи моряков. Член Общества друзей русских скаутов при дружине нарвских морских скаутов. Арестован органами НКВД 17.12.1940. Решением ОС при НКВД СССР от 28.05.1941 приговорен к 8 годам ИТЛ. Умер в кировской обл. Ув форумчане, какая есть информация о прохождении службы Гужавиным в подплаве. Спасибо

Барс: Ув. Vagabond, Это вы выложили биографическую справку о Н.Д.Гужавине, котору. опубликовал Автроил в журнале "Балтика" (Таллин) № 3 - 2006. Аналогичная справка, слово в слово, была опубликована Абисогиняном (сведения получены от Автроила). Автроил написал эту справку на основании архивного дела находящегося в Эстонском Национальном архиве. Но некоторые сведения не совпадают с материалами из РГА ВМФ. Несколько лет назад мы с Автроилом пытались разобраться в этих нестыковках, но из-за скудости информации так ине смогли это дело закончить. В РГА ЫМФ есть его послужной список, заканчивающийся записями конца 1916 г. В нем, в отличии от сравки Автроила запсано, что Гужавин Николай Дмитриевич крестьянин Вятской губ., Яранского уезда, слободы Кукарка, деревни Маринской. Православный, холост. Поступил от родителей в Школу юнгов Гвард. эк. 09.1895. Выпущен из оной на действительную службу матросом 2 статьи 07.1903. В матросы 1 статьи 01.1907. Произведен в машинные содержатели 2 ст. 03.1909, в машинные содержатели 1 ст. 09.1909. Оставлен на службе по 09.1911.Награжден широким серебряным шевроном 09.1911. Уволен в запас в распоряжение Кронштадтской полиции 02.1912. Приказом командира ПЛ "Дракон" (так в тексте документа, но ведь это не его прерогатива зачислять матросов на службу !) зачислен из запаса флота на сверхсрочную службу по 3 разряду с 02.1914. (Может быть, находясь в запасе, он окончил Мореходное училище ? Но в послужном списке об этом ничего нет). Награжден мед. 200 лет Гангутской победы 28.02.1915. Произведен в старшие машинные содержатели 05.1915. Назначен в 1-й дивизион ПЛ, с прикомандированием к штабу дивизии ПЛ Б.м. для занятий и с оставлением в плавании на ПЛ "Дракон" 06.1915, с 05.1915. Назначен в дивизию ПЛ Б.м. 06.1915. Награжден серебряной медалью "За усердие" на Станиславской ленте 11.1915. Награжден серебряной медалью "За усердие" на Анненской ленте 05.1916. В записях о плаваниях указано: 05-12.1915 в плавании на ПЛ "Дракон" старшим машинным содержателем. 09-12.1916 старший машинный содержательпри штабе дивизии ПЛ Б.м. Как видим, никаких записей о плавании на ПЛ до 05.1915 нет. Более никаких сведений о его службе не записано. Мне не попадался приказ о его производстве в подпоручики по адмиралтейству в 1917. Как-то сомнительно выглядят сведения об отправке его с гадемаринами в распоряжение начальника Отдельного дивизиона ПЛОН. В качестве кого он с ними направлен ? Да что там делать гардемаринам, когда дивизион ПЛОН был расформирован 08.1917 ! И личный состав дивизиона был передан в распоряжение начальника дивизии ПЛ Б.м. А единственная на Севере действующая ПЛ "Святой Георгий" пришла в Архангельск 09.1917. Да, есть сведения, что в 1918-1920 он был на Севере, но с долностями как-то отрывочно и нет конкретности. На 1919 г. он значится как прапорщик по адмиралтейству. По сведениям на 1920 г. в списке бежавших из Архангельска есть такое: Заведующий механизмами катеров - прапорщик Гужавин Николай Дмитриевич. Здесь же возникает вопрос, был ли Гужавин "за особые отличия" произведен в подпоручики по адмиралтейству ? Ну, а дальше все только сведения Автроила из Эстонского архива. Может быть по северному периоду сможет помочь чем-то EFK ? Vagabond, а у вас какие есть сведения по Гужавину ? С уважением ...

Vagabond: Уважемый Барс, спаибо вам и Автроилу за информацию о Гужавине. Данные о Гужавине я недавно обнаружил в приложении к диссертации Р. Абисоганяна ,,Роль русских военных деятелей в общественной и культурной жизни Эстонской Республики в 1920-1930 гг и их литературное наследие,, (http://dspace.utlib.ee/dspace/bitstream/10062/2915/3/Abisogomjan_3.pdf ). Саму же диссертацию мой компьютор никак не открывает. Других данных о Гужавине, к сожалению, нет. С уважением

aden13: Александр пишет: может быть его за что-нибудь отправили обратно с Чёрного моря (или приказ был не реализован, или его перевели по причинам уважительным)? Ну на Черное море он точно попал, т.к. с 26.05.1916 был начальником 2-й партии сторожевых катеров Черного моря. А то что в 1917 году обратно на Сибирской флотилии... Ну значите перевелся...

Барс: Уважаемуе коллеги. В кратеньких воспоминаниях подводника кап. 1 ранга Александра Александровича ЕСИНА (выпускник МИУ 1915 года, инж.-механик мичман) нашел следующее: "... Упомяну еще про ИГНАТЬЕВА, также поступавшего со мной в училище в 1912 г. К 1917 г. он был вторым инж.-механиком подводной лодки "Морж", а за свои усы имел прозвище "Морж". Он погиб на "Морже". Тогда подводники острили, что Морж погиб на "Морже"...". Мне в документах о погибших на ПЛ "Морж" 05.1917 фамилия инж.-механика Игнатьева не встречалась. Может быть, в данном случае А.А.Есина подвела память ? Может быть, кто-то может что-то прояснить по этому вопросу ? Про Игнатьева мне удалось узнать совсем немного: Да, в 1912 году в МИУ поступил сын отставного унтер-офицера ИГНАТЬЕВ Георгий Степанович (родился 21.04.1894, Кронштадт). Но училище он не окончил. По постановлению Учебно-воспитательного Совета МИУ от 5.05.1914 гардемарин 3-го класса МИУ Георгий Игнатев был отчслен в юкера флота по механической части. Был зачислен 11.05.1914 юнкером во флот по механической части. Командирован в распоряжение Штаба командующего флотом Балт. моря вольноопределяющийся флота Г.Игнатьев 18.06.1915. Других свдений о службе Г.С.Игнатьева найти не удалось. Попадался еще Высочайший приказ № 1652 от 10.11.1916 об исключении из списков погибшего при испольнении служебного долга инж.-механика мичмана ИГНАТЬЕВА. Но, непонятно об интересующем ли Г.С.Игнатьеве идет речь в приказе. Нет ли у кого дополнительных сведений о Г.С.Игнатьеве ? Может быть, кто-то может прояснить что-то об обстоятельствах гибели инж.-мех. мичмана Игнатьева. Если в приказе речь идет о гибели Г.С.Игнатьева, то на "Морже" он точно не мог оказаться и тогда А.А.Есина просто подвела память. С уважением ...

aden13: Барс Г.С. Игнатьев погиб на Императрице Марии, где был трюмным механиком. Его фамилия упоминается практически во всех документах о гибели линкора, т.к. он был единственным погибшим на ней офицером. Так что Вы полностью правы: Барс пишет: А.А.Есина просто подвела память

Барс: adent13, спасибо. Знатит, все-таки А.А.Есин ошибся.

Karl Dönitz: На Балтийском море - Иван Владимирович Мессер, не тот ли это Мессер, который убежал потом к немцам? Простите мою неусведомленность, интересуюсь (с не давних пор) флотомWWI, а так восновном по die Kriegsmarine

Karl Dönitz: Интересуюсь немцами, есть ли фотографии всех U-Boot-Kommandanten ? Особенно интересуюсь кав. "Макса", есть Веддеген, хотел бы др. увидеть

Vagabond: Ув форумчане, такой вопрос: 1. Н.Черкашин в одной из своих книг называет - Николай Михайлович Грессер-3-й. Командир дивизиона подводных лодок. 2. На сайте http://flotnews.narod.ru/date.html сказано: 14 апреля 1916 г. вступила в строй подводная лодка «Тигр». В 1916-1917гг её командиром был капитан II ранга Грессер Николай Михайлович. 3. У Э.Ковалева о нем ничего нет, а пл Тигр командовал Соллогуб. Вопрос - так был ли подводник Грессер Н.М? Спасибо

ssergey x 100: Vagabond пишет: Вопрос - так был ли подводник Грессер Н.М? Скорее всего речь идет о Иване Владимировиче Мессер-1 (первом) А верить Н. Черкашину .... С Уважением ! PS В списке л / с на 1916 г ни Грессера ни Гессера Н. М. вообще нет !!!

aden13: Vagabond пишет: Вопрос - так был ли подводник Грессер Н.М? "Не читайте с утра советских газет. - Так других же и нет. - Ну и никаких и не читайте" © (Собачье Сердце)

Vagabond: Ув aden13 и ssergey x 100 большое спасибо за пояснение.

Александр: Karl Dönitz пишет: не тот ли это Мессер, который убежал потом к немцам? Тот. Только "не убежал к немцам" (термин времён "красной пропаганды"), а остался в Гельсингфорсе, не ожидая ничего хорошего от новой власти, ибо командиром он был достаточно жётким и требовательным. Немцам он не служил, а выехал на Север к генералу Миллеру, где командрвал группой ледокольных судов, занимался проводкой караванов из Архангельска с грузами для армии Колчака и гидрографическими исследованиями по западному сектору Северного Ледовитого океана до устья реки Оби (результатами его работ Россия пользуется и по сей день). Сбегают, кстати, трусы, а Иван Владимирович таковым не был. С неизменным уважением, А.

Сумрак: Я тут на одном форуме давал биографическую справку на Мессера какому-то американцу. Тот написал, что купил кортик с надписью, который вроде как принадлежал Мессеру и с датой "апрель 1914". Человек очень обрадовался, когда узнал, что Мессер жил и умер в Кливленде, так как сам живет в этом городе и кортик вроде как купил у родственнеков Мессера. Я попросил сделать фото кортика и самой надписи, но вот пока молчок

volnoper: К. А. Богданов. Под Адмиралтейским шпицем. Л. 1989.

EFK: С уважением,

Vagabond: Петербургский листок от 24(11).06.1909 Подводная лодка Нам сообщают, что известный спортсмен и миллионер г. О-в изобрел особый тип подводной лодки, модель которой уж е заканчивается. В то время, когда существующие подводные лодки тонут, лодка изобретателя при случаях неизбежной гибели поднимается кверху при известной комбинации механизмов. Морское министерство, как мы слышали, очень заинтересовалось этим типом лодки, Несмотря на весьма лестные предложения из-за границы, изобретатель желает оставить свое изобретение исключительно в России. http://starosti.ru/archive.php?m=6&y=1909 Ув форумчане, кто-нибуть обладает информацией о чём идет речь. Спасибо

Роберт: Ad rem пишет: Прошу помощи в опознании... Уважаемый Ad rem, В роковом походе пл "Акула" был лейт. Стефан Калчев (уже после его гибели - ст. лейт.), болгарский офицер (мичман I ранга), окончивший Морской кадетский корпус и минный офицерский класс (кличка в корпусе - Черный). Еще до начала Балканской войны перешел на русскую службу. На той фотографии (мне пока трудно ее датировать), которую Вы показали на форуме, его к сожелению нет. С уважением! Роберт



полная версия страницы