Форум » Русско-японская война » Суд над Небогатовым. » Ответить

Суд над Небогатовым.

aden13: Кто сможет помочь? Вот текст приговора: № 744. Царское Село, 22-го января 1907 года. Приговором особого присутствия по тому же делу определено: Капитанов 2-го ранга: Кросса, Ведерникова и Артшвагера и лейтенанта Фридовского подвергнуть заключению в крепости, с последствиями, указанными в ст. 25 Военно-Морского Устава о Наказаниях: Кросса – на четыре месяца; Ведерникова и Артшвагера – на три месяца каждого, и Фридовского – на два месяца. Привлеченных к сему делу: капитанов 2-го ранга: Шведе и Куроша 2-го; лейтенантов: Модзалевского, Павлинова 4-го, Бурнашева, Рюмина 2-го, Северина, Глазова, Хоментовского, Жаринцева, барона Таубе, Мазирова, Сергеева 5-го, Степанова 7-го, Тиме, Пеликана 1-го, Белавенца, Макарова 3-го, Шишко 1-го, Трухачева, Лебедева 3-го, Рощаковского, Николева и Якушева; мичманов: Сакеллари, Карпова 2-го, барона Павла Унгерн-Штернберга, барона Георгия Унгерн-Штернберга, Четверухина, Дыбовского, Суйковского, Волковицкого, Тивяшева, Мессинга, Мессера, Щербачева 3-го, Кульнева, Мороза, Маркова, Рыкачева, Каськова и Князева; корпуса инженер-механиков флота: полковника Парфенова; подполковника Орехова; капитана Хватова; штабс-капитанов: Скляревского, Бекмана и Милевского; поручиков: Румса, Дмитраша, Можжухина, Русанова, Розанова, Федорова, Яворовского, Боброва и Тагунова; подпоручика Беляева; корпуса флотских штурманов, подполковника Феодотьева; прапорщиков: Шамие, Адамцевича, Скрыжакова, Антипина, графа Баранова, Дякина, Одера, Чепаченко-Павловского, Сонкина и Морозова считать по суду оправданными. Внимательно сравнив список офицеров со списком офицеров 2-й эскадры, которым я располагаю, обнаружил следующее: а) под судом не состояли: флагманский интендант штаба Небогатова капитан 2-го ранга С.И. Шемиот-Гидзгайло, а также офицеры эбр "Император Николай I": штабс-капитан КИМФ Г.Г. Константинов, поручик КИМФ И.А. Гаршинский и прапорщик по морской части Н.И. Балкашин (раненых офицеров "Орла" я не считаю, там все понятно); б) в списке офицеров 2 ТОЭ не числятся: мичман Г.П. Тивяшев, подпоручик КИМФ Беляев, и прапорщики по морской части Ефим Сонкин и Вячеслав Морозов. Приговору, естественно, доверяю. Где у меня ошибка?

Ответов - 37, стр: 1 2 All

lns: aden13 пишет: прапорщик по морской части Н.И. Балкашин Балакшин или Балкашин? Это разные люди? "Подсудимый прапорщик Балакшин по болезни не явился, и дело о нем по постановлению Особого Присутствия было выделено". (Отчет по делу о сдаче 15 мая 1905 г. неприятелю судов отряда бывшего адмирала Небогатова. СПб., 1907. С. 2.) …Но хотелось бы узнать откуда взят список офицеров 2 ТОЭ?

Dmitry_N: lns пишет: Но хотелось бы узнать откуда взят список офицеров 2 ТОЭ? Таких источников несколько. Первоисточником же, наверное, следует считать это http://webpages.charter.net/abacus/news/sp-of.djvu Формат ДежаВю

lns: Dmitry_N пишет: Формат ДежаВю Первый раз имею с ним дело. Ладно, попробую разобраться. Может, там и будет ясно: Балакшин и Балкашин одно лицо или два.

Dmitry_N: lns пишет: Первый раз имею с ним дело. Ладно, попробую разобраться. Формат удобный. если Ваш браузер - Интернет Эксплорер, то можно на lizardtech.com установить плаг-ин для просмотра файлов этого формата. Если же браузер другой, то могу Вам переслать файл инсталляции DejaVu Solo 3.1 (на сайте уже нельзя его скачать). Довольно много источников лежит в этом формате, потому иметь его следует

lns: За ссылку на источник (первоисточник), конечно, благодарю. Итак, если это действительно первоисточник, от которого происходят другие доступные источники, то будем рассматривать его. Впрочем, качество данной копии неудовлетворительное, она мелкая, а при увеличении превращается в нечто вообще нечитаемое. Там вроде бы значится (хотя прочесть трудно) «прапорщик Балкашин». У меня «Отчёта по делу… Небогатова» под рукой сейчас нет. Есть выписки из него, и даже возникло сомнение, не описка ли у меня – «Балакшин». Но в rambler.ru на сочетание «прапорщик Балакшин» было выдано как раз чьё-то сочинение о «деле Небогатова». http://overkilnavy.narod.ru/Lib/rjw/sNebogatov.htm У меня создалось впечатление, что сочинение тенденциозно. Но дело не в этом, а в том, что оно создано, как видно, на основе «Отчёта…». Значит, скорее всего, не описка, иначе получается, что не только я, но и кто-то другой вне зависимости от меня таким же образом переделывает фамилию (причём три раза), что маловероятно. Хотя всё же постараюсь, если будет возможность, завтра взять «Отчёт…» и окончательно уточнить. По всей видимости, Балакшин и Балкашин – одно лицо. Или разные варианты одной фамилии, или (что более вероятно) опечатка. Значит, с «прапорщиком Б.» ясно, почему его нет в тексте приговора. Далее. В «Офицерском составе…» в сносках указаны дальнейшие перемещения некоторых офицеров: кто-то переведён на другое судно, кто-то вообще выбыл из личного состава эскадры и т. п. Но вот на последней странице среди офицеров «Иртыша» без всяких сносок, без примечаний значится (читается плохо, но можно разобрать): «лейт. П. П. Шмидт». Повторяю: без сносок, без примечаний. Но П. П. Шмидт (о чём уже был «пристрастный допрос» на другой ветке) с «Иртыша» уехал где-то в Суэце, а в «Офицерском составе…» это никак не указано даже в сносках. Значит, не все изменения в личном составе офицеров там учтены. Значит, вполне вероятно, что и некоторые перемещения некоторых других офицеров в «Офицерском составе…» не были отмечены там. Возможно, что те офицеры, которых нет в тексте приговора были перемещены или выбыли из л/с 2 ТОЭ, хотя в «Офицерском составе…» это и не было отмечено. А те офицеры, которые есть в тексте приговора, но которых нет в списке, возможно могли быть прикомандированы к 2 ТОЭ позже, после её отправки, потому не вошли в список.

Dmitry_N: Почему плохо читается? Надо поставить Fit Width и будет хорошо. А со Шмидтом там, действительно, ляп.

aden13: lns пишет: Балакшин или Балкашин? Это разные люди? Извините, опечатка. Конечно, Балакшин. Балкашин - это строевой офицер, прапорщик был Балакшин

lns: Ну а моя версия наличия или отсутсвия остальных офицеров кажется на Ваш взгляд обоснованной?

aden13: lns пишет: …Но хотелось бы узнать откуда взят список офицеров 2 ТОЭ? Составлен на базе списка офицеров 2-й эскадры, опубликованного в книге: С эскадрой адмирала Рожественского: Сборник статей. — СПб.: ОБЛИК, 1994 (переиздание пражского издания 1930 года). lns пишет: А те офицеры, которые есть в тексте приговора, но которых нет в списке, возможно могли быть прикомандированы к 2 ТОЭ позже, после её отправки, потому не вошли в список. В том-то и дело, что я старался учесть все перемещения офицеров на кораблях эскадры, но эти офицеры вообще не упоминаются

lns: Тут возникала ещё версия. Например. (С другой ветки.) lns пишет: etcom пишет: цитата: Можете помоч с информацией о М.А. Кедрове и К.И. Боброве? Бобров, бывший ранее на "Диане", если только на "Диане" было не два и более Боборовых, то это он. "...мех. Боброва следует называть Сидоровым."(Отчет по делу о сдаче 15 мая 1905 г. неприятелю судов отряда бывшего адмирала Небогатова. СПб., 1907. С. 319.) Но он очень недолго был Сидоровым, :-) видимо, решил не менять фамилии как перчатки. После Порт-Артура он вернулся в Россию, снова отправился на Дальний Восток и снова попал в плен в составе отряда Небогатова. Неисключено, что были ещё офицеры, которые меняли фамилии.

lns: aden13 пишет: прапорщики по морской части Ефим Сонкин и Вячеслав Морозов Например, упомянутый прапорщик Морозов вообще каким-то образом оказался записан среди тех, кто высадился в Порт-Артуре, хотя его там на деле не было. Если он был по ошибке записан там, где его никогда не было, то так же вероятна ошибка, что он не был записан там, где реально был. Видимо, это канцелярская ошибка. Как она получилась, могу только гадать. Но подобный пример, возможно, не был единичным. «Обв. прап. Морозов. Ваше превосходительство, разрешите дать объяснение. В эту кампанию я получил орден Станислава 3 степ. с мечами и бантом за высадку десанта в Порт-Артуре, но я в Порт-Артуре никогда не был. Председатель. Вы носите этот орден? Обв. прап. Морозов. Нет, не ношу. Я написал в Главный Штаб, что эта награда ко мне относиться не может, так как я никогда в своей жизни в Порт-Артуре не был». (Отчет по делу о сдаче 15 мая 1905 г. неприятелю судов отряда бывшего адмирала Небогатова. СПб., 1907. С. 126.) О прапорщиках Сонкине и Морозове ещё есть упоминание, что они поступили на броненосец относительно незадолго до боя, но откуда поступили остаётся вроде бы неясным… «Относительно прап-ков Сонкина и Морозова достаточно сказать, что они поступили на броненосец всего за две недели до боя. Сонкин не имел даже места в боевом расписании». (Там же. С. 529.)

aden13: lns пишет: «Относительно прап-ков Сонкина и Морозова достаточно сказать, что они поступили на броненосец всего за две недели до боя. Сонкин не имел даже места в боевом расписании». (Там же. С. 529.) А можно уточнить, на какой броненосец?

lns: Броненосец «Император Николай I». Прапорщик Сонкин, отрицая свою виновность, показал, что на броненосце «Император Николай I» он находился случайно и определенного назначения не имел. Он должен был вступить в командование транспортом «Граф Строганов» и лишь временно со своей командой был приписан к броненосцу «Император Николай I». В бою он был простым зрителем и участия никакого не принимал. В момент сдачи он спал и был разбужен уже тогда, когда сдача состоялась. Он, Сонкин, присутствовал, однако, при том, как адмирал, доказывая команде необходимость сдачи, говорил ей речь. Прапорщик Морозов, отрицая свою виновность, показал, что когда офицеров потребовали к адмиралу, он подошел к боевой рубке и застал близ адмирала капитанов 2 ранга Кросса и Ведерникова и лейтенантов Глазова, Пеликана и Северина. Адмирал сообщил тогда, что, по его мнению и по мнению командира, остается сдаться, так как средств для обороны у них нет. Услышав это, он, Морозов, сказал, что лучше было бы взорвать броненосец, на что ответа не последовало. Японцы открыли огонь, и он, Морозов, в предположении, что начнется бой, занял свое обычное место при подаче снарядов. Вскоре его потребовали в адмиральское помещение, где ревизор Четверухин, передав ему мешок с золотом, просил выдать в плену деньги за свои и сохранить. Адмирал собрал затем команду и объявил ей о сдаче. Ему, Морозову, казалось, что сдачей команда была довольна. Когда и кем поднят на броненосце японский флаг, он, Морозов, не знает.

aden13: lns Спасибо

архивист: Исходя из пожелания aden13, задаю наш общий с ним вопрос в этой ветке: В послужных списках (обнаружено и проработано два) М.Д. Жаринцева значиться: 7.3.-15.5.1905 младший артиллерийский офицер ЭБР "Император Николай I" В плену не был Под судом не был Участвовал в бою у о. Цусима Друзья, мы так и не смогли предложить серьезной версии событий. Как он мог не попасть в плен??? ЗЫ. Коллеги, пожалуйста, воздержитесь от версии - "ошибка в послужном списке". Один список составлен еще на флоте, другой при выпуске из Николаевской Инженерной академии, между ними 3 года, всякое бывает, конечно, но вероятность ошибок исчезающе мала.

wind: архивист пишет: 7.3.-15.5.1905 младший артиллерийский офицер ЭБР "Император Николай I" А у меня в базе указано: 02.03.1905 г. - Переведен с эск. броненосца "Император Николай I" на бр. берег. обороны "Адмирал Синявин". Интересно, кто "врет" ;-)) ... С уважением, В.

архивист: wind Послужной: 14.12.1904 старший артиллерийский офицер ББО "Адмирал Сенявин" Следующая запись см. выше.

Автроилъ: Позволю несколько дополнить приведённое коллегами. «Особое присутствие Военно-Морского суда Кронштадтского порта в составе: председателя — генерал-лейтенанта Бабицына, членов — вице-адмиралов Зеленого и Сиденснера, контр-адмиралов Моласа и Невинского, подполковника Эйкара и обвинителя - товарища главного военно-морского прокурора генерал-майора А.И. Вогака, 11 декабря 1906 года признало виновными: 1) бывшего контр-адмирала, а ныне дворянина Н.И.Небогатова в том, что 15 мая 1905 года в Японском море, будучи после боя настигнут и окружен неприятельской эскадрой, выслушав от флаг-капитана Кросса мнение командира броненосца "Императоръ Николай I" о необходимости сдаться, приказал поднять сигнал о сдаче, спустить Андреевский и поднять японский флаг, имея возможность продолжать бой; 2) бывшего капитана 1 ранга, а ныне дворянина В.В.Смирнова в том, что он просил флаг-капитана Кросса передать свое мнение о сдаче адмиралу и сдал броненосец, неприятелю, имея возможность продолжать бой; 3) капитанов 1 ранга, а ныне дворян Григорьева и Лишина в том, что первый сдал неприятелю броненосец, "Адмиралъ Сенявинъ", а второй — броненосец "Генералъ-Адмиралъ Апраксинъ", имея возможность продолжать бой. Поэтому указанные лица (господа Небогатов, Смирнов, Григорьев и Лишин) приговорены судом к смертной казни, но, во внимание к долговременной безупречной их службе и крайнему утомлению, в котором они находились после блестяще исполненного исключительного перехода, суд постановил ходатайствовать перед Государем Императором о замене для них смертной казни заключением в крепость на 10 лет, причем дальнейшую участь подсудимых представить на Монаршее милосердие». Броненосец "Орелъ" судом признан находившимся в состоянии невозможности продолжать бой вследствие множества полученных повреждений и понесенных потерь (статья №354 Военно-Морского устава о наказаниях), почему командовавший броненосцем капитан 2 ранга Шведе и все офицеры признаны в сдаче невиновными. «Из признанных виновными по рассматриваемому делу приговорены: капитан 2 ранга Кросс (участник сдачи) — к заключению в крепости на четыре месяца, капитаны 2 ранга Ведерников (ст. офицер "Николая I") и Артшвагер (ст. офицер "Сенявина") и лейтенант Фридовский (ст. офицер "Апраксина"), как попустители сдачи, к заключению в крепости первые два на три месяца, Фридовский — на два месяца. Остальные 69 офицеров эскадры, как не нарушившие долга службы и присяги, признаны по суду оправданными. Судебные издержки взыскать с осужденных: Небогатова, Смирнова, Лишина и Григорьева, а в случае несостоятельности принять за счет казны». Приговор в окончательной форме объявлен в Военно-Морском суде 28 декабря: «Всемилостивейше повелено: согласно ходатайству особого присутствия Кронштадтского Военно-Морского суда, осужденных по делу о сда¬че 15 мая 1905 года неприятелю броненосцев "Императоръ Николай I", "Орелъ", "Адмиралъ Сенявинъ" и "Генералъ-Адмиралъ Апраксинъ" бывшего контр-адмирала, дворянина Небогатова и бывших капитанов 1 ранга дворян: Смирнова, Григорьева и Лишина взамен определенной им судом смертной казни без лишения прав состояния подвергнуть заточению в крепости на Десять лет каждого с последствиями, указанными в 16 статье Военно-Морского устава о наказаниях. Приговором особого присутствия по тому же делу определено: капитанов 2 ранга: Кросса, Ведерникова и Артшвагера и лейтенанта Фридовского подвергнуть заключению в крепости с последствиями, указанными в 25-ой статье Военно-Морского устава о наказаниях: Кросса - на четыре месяца; Ведерникова и Артшвагера — на три месяца каждого и Фридовского — на два месяца. Привлеченных к сему делу капитанов 2 ранга Шведе и Куроша 2-ого; лейтенантов: Модзалевского, Павлинова-4, Бурнашева, Рюмина 2-ого, Северина, Глазова, Хоментовского, Жаринцева, барона Таубе, Мазирова, Сергеева 5-ого, Степанова 7-ого, Тиме, Пеликана 1ого, Белавенца, Макарова 3-его, Шишко 1-ого, Трухачева, Лебедева 3-его, Рощаковского, Николаева, Якушева; мичманов: Сакеллари, Карпова 2-ого, барона Павла Унгерн-Штернберга, барона Георгия Унгерн-Штернберга, Четверухина, Дыбовского.Суйковского, Волковицкого, Тевяшева, Мессинга, Мессера, Щербачева 3-его, Кульнева, Мороза, Маркова, Рыкачева, Каськова, Князева; корпуса механиков флота: полковника Парфенова, подполковника Орехова, капитана Хватова, штабс-капитанов Скляревского, Бекмана, Милевского; поручиков: Румса, Дмитраша, Можжухина, Русанова, Розанова, Федорова, Яворовского, Боброва, Тагунова; подпоручика Беляева; корпуса флотских штурманов подполковника Федотьева; прапорщиков: Шамие, Адамцевича, Скрыжакова, Антипина, графа Баранова, Дякина, Одера, Чепаченко-Павловского, Сонкина и Морозова — считать по суду оправданными». Командующий 1-ым отдельным отрядом судов эскадры Тихого океана контр-адмирал Николай Иванович Небогатов.

архивист: архивист пишет: Под судом не был С судом я погорячился, в послужном снандартная формулировка : "Подвергался ли наказаниям и взысканиям соединенным с ограничением преимуществ и прав по службе..." А Жаринцев, как оправданный, им и не подвергался. И, все равно, меня не оставляет мысль: Почему в п.с. указано, что он в плену не был?

Андрей С: Извините, что вмешиваюсь. Но я являюсь обладателем переписки Федора Федоровича и его жены Марии Михайловны Артшвагер(Романова). Кто может подсказать по родословной Марии Михайловны. В качестве ответной услуги, могу посмотреть переписку(если есть) по войне.

kerbyol:

Автроилъ: Об одном из осуждённых: ВЕДЕРНИКОВ Петр Петрович (20.4.1865 - …?), капитан 2-ого ранга (в чине с 01.01.1904). Уроженец Санкт-Петербурга. Окончил Морское училище с занесением на мраморную доску и присуждением Нахимовской премии в 250 рублей. Произведён в мичманы (с 01.10.1884) и назначен ревизором на клипер "Крейсеръ", на котором совершил плавание по западному маршруту (вокруг мыса Горн) на Тихий океан (01.09.1884-31.05.1885), где в дальнейшем принял участие в промерах дальневосточных морей и описи их берегов. Переведённый приказом (от 04.07.1888) генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича (1850-1908) на ЧФ, первое время состоял помощником начальника метеорологической станции, одновременно заведуя корректировкой устаревших карт и лоций Черноморского побережья. Штурманский офицер шхуны "Казбекъ" (с 28.07.1889). Ревизор минного КР "Казарскiй" (с 26.08.1891). Будучи уже лейтенантом (с 30.08.1891) исполнял обязанности флагманского офицера при начальнике Сводного отряда судов Николаевского порта (с 28.11.1891). С переводом на Балтику назначен командиром 1-ой роты КР "Память Азова" (с 16.07.1896), в последующем - ревизор (07.01.1897), затем старший штурманский офицер этого корабля (с 07.12.1897). Старший штурман КР 1-ого ранга "Дiана" (с 01.01.1899). Старший офицер достраивавшегося в Санкт-Петербурге на верфи "Нового Адмиралтейства" ЭБР "Бородино" (с 17.09.1901). По декабрь 1903 года заведовал отрядной ружейной мастерской. В период Русско-японской войны (1904-1905) старшим офицером ЭБР "Императоръ Николай I" (с 18.10.1904) участвовал в переходе на Дальний Восток и в сражении с японским флотом в Цусимском проливе (14-15.05.1905), после которого оказался плену. По возвращении в Россию привлекался к судебному расследованию по делу о сдаче кораблей 2-ой Тихоокеанской эскадры. Решением Особого присутствия Военно-морского суда Кронштадтского порта (от 11.12.1906, Высочайше конфирмовано 25.01.1907) признан виновным в попустительстве к сдаче броненосца "Императоръ Николай I" и приговорен к заключению в крепость на 3 месяца. Дальнейшая судьба неизвестна. В приговоре было указано: "...подвергнуть заключению в крепости с последствиями, указанными в 25-ой статье Военно-Морского устава о наказаниях..." Интересно, что за последствия? С лишением чинов, орденов и прочего?

wind: Автроилъ пишет: капитан 2-ого ранга (в чине с 01.01.1904). За отличие по службе. "ВЫСОЧАЙШИЕ ПРИКАЗЫ ПО МОРСКОМУ ВЕДОМСТВУ О ЧИНАХ ВОЕННЫХ ... № 785. Яхта «Александрия», 1-го сентября 1907 года. Производятся: в капитаны 1-го ранга: капитан 2-го ранга Ведерников; в полковники: корпуса инженер-механиков флота, подполковник Покровский – оба с увольнением, на основании отдела I Высочайше утвержденного 26-го декабря 1905 года мнения Государственного Совета, от службы, с мундиром и пенсиею; " С уважением, В.

архивист: Автроилъ пишет: С лишением чинов, орденов и прочего? Последствия имеются в виду для выслуги чинов, орденов, пенсии и т.п. Лишение чинов, орденов, дворянства всегда специально оговаривалось в приговоре открытым текстом.

Гюйс: Автроилъ пишет: ВЕДЕРНИКОВ Петр Петрович (20.4.1865 - …?), Дальнейшая судьба неизвестна. Просто факт. Ведерников Петр Петрович 1913 год. от. капитан 1-го ранга. Служащий Китайско-Восточной ж.д. Жена. Мария Александровна. Проживали. С-Петербург, ул. Сергиевская, 81.

Автроилъ: Благодарю всех за существенные дополнения. С уважением...

Сергей: Ведерников Петр Петрович В последнем Кортике № 8, 2009 стр.55, указывается год смерти 1914

Dirk: Не отрекаюсь! Умер в 12 ч ночи на 1 января 1914 г. от паралича сердца. Проживал: СПб., Сергиевская 81. Ордена до Св. Станислава 2 ст. включительно. Вынос тела из квартиры для отпевания и погребения в Новодевичьем монастыре назначен на 04.01.1914 (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 1961. Л. 1). 31.12.1914 накануне годового дня кончины капитана 1 ранга Петра Петровича Ведерникова будет отслужена заупокойная литургия в соборе Новодевичьего монастыря в 11 ч утра // Новое время. 30.12.1914. № 13937. С. 1.

Сергей: Спасибо! С уважением Сергей.

Spanthout: Прокурор А.И. Вогак "Новое Время" №11029, 25 ноября 1906 г.



полная версия страницы