Форум » Русско-японская война » Русско-японская война. (продолжение) » Ответить

Русско-японская война. (продолжение)

Автроилъ: Манифест об объявлении войны Японии (27 января 1904 года).

Ответов - 298, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Барс: Что-то в газетной публикации не так. А.Н.Крылов в своих воспоминаниях пише, что Колбасьев увез подводную лодку в Севастополь в 1902 г. Да и послужном списке у Колбасьева написано, что "командирован в Севастополь для наблюдения за постройкой подводной лодки 13.08.1902". Так что, чего могли освящать в 1903 г. (если заметка в газете действительно от 1903 г.) - непонятно. С уважением ...

Юрген: На форуме всплыла версия о постройке второй "Кошки", простите за склероз, не помню чья. Я никаких следов этой второй лодки нигде не нашел, кроме этой заметочки. Увы, она в электронном виде, а не на бумаге посему С уважением Ю.

volnoper: Нашел любопытный приказ. Приказ по Морскому Ведомству (20-го сентября 1904 года) По засвидетельствованию Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича о блестящем выполнении отставным контр-адмиралом Пташинским и капитаном 2-го ранга Кросс возложенных на них поручений по морскому министерству. Мне особенно приятно выразить им Мою благодарность. Подписал: ген.-адмирал "Алексей"

volnoper: Из книги "Русско-японская война 1904-1905 гг. в документах внешнеполитического ведомства России". М. 2006. "Из телеграммы в МИД России (далее в МИД) генерал-адъютанта адмирала Алексеева. Порт-Артур. 3 января 1904 г. Секретно. "Ответные предложения Японии по существу своему и тону японского сообщения еще более притязательны и самоуверенны, чем прежние. Продолжение переговоров в этом направлении не только не может привести к примирению обоюдных интересов..., но напротив, приведет к постепенному обострению отношений и к более вероятному разрыву...". "В МИД консула в Сингапуре кол. асс. Рудановского. Сингапур. 3 января 1904 г. Секретно. "Японские коммерческие суда задержаны в Сингапуре и получили приказание идти пустыми в Европу. Сообщают, что английский флот и войска идут на Восток...".

volnoper: "В МИД российского консула в Каире д.с.с. Максимова. Каир. 3 января 1904 г. Секретно. Крейсера "Кассуга" и "Ниссин" [в] среду прошли [Cуэцкий канал]..." "В МИД Рудановского. Сингапур. 5 января 1904 г. Секретно. Малые острова к юго-западу от Сингапура сильно укрепляются, чтобы не дать русским военным судам из Европы соединиться с Тихоокеанской эскадрой...". "В МИД консула в Гонконге д.с.с. Бологовского. Гонконг. 5 января 1904 г. Секретно. Японские крейсера "Кассуга" и "Ниссин" прошли 1-го января Суэц. Гонконгская печать уверяет, что они идут под японским флагом. Здесь сильно возбуждены против России и побуждают Японию к войне. Скрытая цель - отвлечь внимание России от Тибета и ослабить Японию, убивающую английскую торговлю на Востоке. Диверсия России в сторону Тибета заставила бы Японию замолчать...".

nemos: volnoper пишет: Скрытая цель - отвлечь внимание России от Тибета и ослабить Японию, убивающую английскую торговлю на Востоке. ув.volnoper что то это не много не понятно ...проясните

volnoper: В книге, объяснений нет, перепечатано верно, надо смотреть, что могли начать продавать японцы на Востоке. Вообще это может быть личное мнение консула. Не думаю, что Россия так уж интересовалась Тибетом. Если конечно не принимать во внимание версию, что различные российские (и международные с ними связанные) политико-экономические группировки искали Шамбалу и ее знания и тому подобное, в борьбе за власть в империи.

volnoper: "В МИД консула в Гамбурге д.с.с. Арсеньева. Гамбург. 5 января 1904 г. Секретно. Японское правительство желает купить военные суда чилийского правительства: 2 броненосца-7 000 тонн, скорость 18 миль и 4300 тонн, скорость 23 [мили] и 9 миноносных крейсеров с тем, чтобы эти суда из Вальпарайзо прибыли в Японию к апрелю. Так как Япония дает за броненосцы лишь по 330 000 фунтов стерлингов, за крейсера 70000, гамбургский маклер Дальстрем предлагает российскому правительству посредничество для покупки этих судов. Просит ответа по телеграфу [Cообщено управляющему Морским министерством]..." "В МИД Рудановского. Сингапур. 7 января 1904 г. Секретно. Германский пароход общества Рикмерс под великобританским флагом с 3000 тонн[ами] динамита проходил 2-го января Сингапур, держа курс на Гонконг..."

volnoper: "В МИД к. а. Бурнашева Коломбо. 17 января 1904 г. Секретно. [Крейсера]"Ниссин" и "Кассуга" здесь не салютовали, будто экономя порох. [Они] в печальном виде; орудия не исправлены, заржавлены; "Кассуга" с течью; полное отсутствие дисциплины. Экипажи поголовно не в форме... Матросы - англичане, механики - итальянцы, кочегары - арабы... беспорядок полный... Японцев на "Ниссине" - четыре офицера, на "Кассуге" - адмирал и два матроса... [В Иокосуке] английские команды сдадут крейсера японцам..." "В МИД Рудановского. Сингапур. 20 января 1904 г. Секретно. Прибыли крейсера "Ниссин" и "Кассуга" под японским флагом. Командир, офицеры и половина экипажей-английские; оставлены на службе Японии; всего пятьсот человек..." "В МИД посланника в Дании д.с.с. А. П. Извольского Копенгаген. 25 января 1904 г. Секретно. Директор Северной телеграфной компании сообщил мне под строгим секретом и с убедительной просьбой не называть его, что вчера японцы захватили в Нагасаки два русских [крейсер "Екатеринослав" и пароход "Мукден"] и одно норвежское суда..."

nemos: ... ....volnoper...

volnoper: "В МИД Бологовского. Гонконг. 31 января 1904 г. Секретно. Здесь мобилизуется флот; мое мнение - наталкивают Японию на войну, сами не вмешаются..." "В МИД Бологовского. Гонконг. 3 февраля 1904 г. Секретно. Думаю, эскадра адмирала Вирениуса не может продолжать путь. Сегодня принял губернатора Гонконга, [который заявил, что] уголь воюющим державам будет выдаваться лишь по [его] письменному предписанию в минимальном количестве..." "МИД Рудановского. Сингапур. 4 февраля 1904 г. Секретно. Германский пароход "Гейнрих (именно так- вольн.) Менцель" разгружает здесь 500 тонн динамита, 500 везет в Гонконг, 500 в Кобе..."

volnoper: "Из письма в МИД России членов правления Тихоокеанского китобойного и рыбопромышленного общества графа Г. Г. Кейзерлинга и К о захвате Японией судов принадлежащих обществу. Дата и место написания не указаны. 28-го января... сего года японским правительством захвачены принадлежащие обществу 1) китобойный пароход "Николай"; 2) транспортный пароход "Александр"; 3) новый пароход "Михаил"... таким образом, японским правительством явно нарушен изданный им же кказ от 27-го января с.г., на основании которого подлежали освобождения от секвестра все те русские суда, которые покинут японские порты до 3 февраля, последствием чего является полное разорение предприятий..." "МИД А. И. Нелидова. Одновремено сообщено в Мукден Алексееву. Париж. 1 марта 1904 г. Секретно. От французского посланника в Сеуле: два японских транспорта под прикрытием двух броненосцев и пяти крейсеров высадили у устья [реки] Ялу тысячу человек. Тем же путем ожидается там еще 19 тысяч..."

nemos: volnoper пишет: Здесь мобилизуется флот ...это про англичан?

volnoper: "В МИД чиновника дипкорпуса н.с. Богословского Гонконг. 3 марта 1904 г. Секретно. "Офицеры и матросы с крейсера "Варяг"...отправлены были... согласно полученным предписаниям... в Россию... Незадолго до прибытия в Гонконг английского крейсера "Тальбот" главнокомандующий английскими морскими силами в китайских водах адмирал Бридж официальным уведомил российского консула в Гонконге [Бологовского], что принятые на борт означенного судна моряки с "Варяга"... будут пересажены на английский пароход "Намсант", который доставит их в Коломбо, где они и останутся до окончания войны... Бологовский в частной беседе с... адмиралом считал необходимым указать на неблагоприятное внечатление, какое могло бы вызвать подневольное пребывание русских моряков в Коломбо. Выражение смущения, промелькнувшего на лице адмирала, убедило консула, что в этом именно и заключалась интрига, задуманная англичанами, с целью уронить престиж России: наших моряков собрались показать туземцам в английских колониях как пленных, взятых Англиею...". "В МИД от чиновника дипкорпуса (автор не указан - вольн.) по поводу обстрела японцами русского госпитального судна. Париж. 20 марта 1904 г. (грифа секретности нет - вольн.). [Японцы считают, что нападение на русское госпитальное судно "Монголия было произведено ими законно, в рамках положений Гаагской конференции]" Мелким шрифтом - "На это письмо император Николай II наложил следующую резолюцию - "Не им, макакам, разъяснять нам смысл постановлений Гаагской конференции!".

volnoper: "В МИД Г. А. Плансона. Порт-Артур. 31 марта 1904 г. Секретно. Произошло ужасное несчастье. Возвращаясь в порт во главе эскадры флагманский корабль "Петропавловск" близ Золотой Горы наткнулся на мину или подводную лодку (подводную лодку подчеркнуто - вольн.) и почти моментально пошел ко дну. Спаслись великий князь Кирилл Владимирович, командир Яковлев и еще несколько человек. Остальные, в том числе адмиралы Макаров и Моллас, погибли. Затонул также миноносец. Наместник тотчас выезжает в Артур...". Мелким шрифтом - "На телеграмме резолюция императора Николая II: "Можно ли узнать через французское посольство в Японии имеются ли подводные лодки в Японском флоте?" "В МИД Плансона Порт-Артур. 2 апреля 1904 г. Сегодня наместник прибыл в Порт-Артур. В Ташичао встретил великих князей [Бориса Владимировича и Кирилла Владимировича] едущих на север, посетил их и нашел великого князя Кирилла Владимировича вполне поправившимся. Здесь к ним присоединились Павлов и Поляновский... Выясняются подробности катастрофы: 31 марта на рассвете наши миноносцы вступили в бой с подошедшей японской эскадрой, причем был поврежден и затонул миноносец "Бесстрашный". На помощь к ним поспешил сначала "Баян", затем вся эскадра под предводительством адмирала Макарова. Японцы стали удаляться. Наша эскадра направилась к порту. Великий князь Борис Владимирович наблюдал за ее движениями с Золотой горы. Когда "Петропавловск" находился на расстоянии около трех миль от берега, раздались два взрыва, поднялся столб дыма и огня. Броненосец перевернулся винтом кверху и быстро исчез под водой. Все повторялось минуты полторы. Каким-то чудом спаслись князь Кирилл Владимирович, командир, три офицера и около 50 человек команды. Остальные погибли, в том числе случайно бывшие на броненосце Кроун и художник Верещагин..."

nemos: volnoper пишет: в том числе случайно бывшие на броненосце Кроун ...Кроун - что это за личность?

volnoper: Кавторанг Кроун Николай Александрович. Его био есть в инете, наберите в поисковике фамилию имя. от. Личность по истории РЯВ известная. "МИД Бологовского. Гонконг. 6 апреля 1904 г. Секретно. Здесь испытывали под большим секретом с блестящим успехом новую мину Уайтхеда, в 30 узлов хода, управляемую с береговой станции по принципу воздушного телеграфа. Мина описывает круги и попадает безошибочно в подводную цель...". Перепечато верно, что имеет ввиду дипломат "В МИД П. М. Лессера. Пекин. 7 апреля 1904 г. Секретно. Наша телеграфная станция в Чифу существует без договора с Китаем, а лишь по соглашению с датским обществом. Установление беспроволочного телеграфа могло быть сделано... без сношения с китайским правительством, которое разрешение не даст... При вице-консульстве есть большая мачта, которой можно воспользоваться, но устройство станции не может пройти незамеченным...". "В Пекин Лессару. Одновременно в Порт-Артур Алексееву. СПБ, МИД. 7-8 апреля 1904 г. Секретно. Последние события в Порт-Артуре[гибель вице-адмирала С. О. Макарова] произвели ободряющее впечатление на китайцев,среди коих, быть может, возникло убеждение, что ныне настала благоприятная минута для совместных с Японией действий против России. Необходимо установить бдительный надзор за китайцами, дабы не быть застигнутыми врасплох событиями...". Мелким шрифтом - "На телеграмме резолюция императора Николая II: "Самая лучшее подтвердить китайцам, что при первом появлении их войск у р[еки] Ляохе Манджурия безвозвратно сделается русскою областью. Такое заявление Лессара будет ясно и понятно".

nemos: volnoper пишет: что ныне настала благоприятная минута для совместных с Японией действий против России. ...вот этого я давно понять не могу - они(японцы) им бошки направо и налево рубили, а до этого кулаками грозили: "мол - погадите, придём - поплачите ...забыли плеть?!" ....(в точь в точь как румыны - молдованам...)

nemos: volnoper пишет: резолюция императора Николая II: "Самая лучшее подтвердить китайцам, что при первом появлении их войск у р[еки] Ляохе Манджурия безвозвратно сделается русскою областью. Такое заявление Лессара будет ясно и понятно". ...а вот за это - молодцом(был)! ...смело! (...и сейчас так надо!!!) ...с уважением

volnoper: "Из телеграммы в Стокгольм российскому посланнику в Швеции д.т.с. Е. К. Бюцеву. СПБ. 12 апреля 1904 г. Секретно. По полученным из Парижа сведениям, Стокгольм представляет из себя главный центр, откуда японцы получают все сведения о нашей мобилизации и других военных мероприятиях... Кроме того... на шведских заводах заказаны для Японии [морские] истребители и миноносцы...". "Из донесения в МИД чиновника дипкорпуса н.с. Г. А. Козакова СПБ. 16 апреля 1904 г. Крейсер Добровольного флота "Екатеринославь" [был захвачен японцами] утром 24 января... В день разрыва дипломатических отношений [в Корее, в Фусане] был захвачен пароход Общества Китайской Восточной железной дороги "Мукден"..." МИД Плансона Мукден. 1 мая 1904 г. [Японский пароход "Ханиен-Мару"] был усмотрен близ Мяодаоских островов... Остановлен [нашим крейсером] выстрелами... На пароходе оказались две мины Уайтхеда, много различных бумаг, телеграмм, телеграфных бланков русских и английских, несколько карт с проложенным на них курсом, между прочим, на острова Квантуна и Ялу. Найдено много китайских костюмов и привязных кос, в которые по-видимому, не успели переодеться некоторые японцы, другие, в том числе капитан, были переодеты китайцами... Задержанные... японцы находятся в Порт-Артуре, где прекрасно содержатся. Окончательное решение суда над ними пока неизвестно...". Список обнаруженного на пароходе более полный, чем я встречал

volnoper: "В МИД от генконсула на Мальте с.с. Сакса Мальта. 6 мая 1904 г. Секретно. Японский адмирал Того известил, что 20-го мая крейсер "Иошино" погиб от тарана крейсера "Кассуга", эскадренный броненосец "Хацусе" погиб от наших мин в тумане возле Порт-Артура...". "МИД Е. И. Алексеева Мукден. 15 мая 1904 г. Секретно. Телеграфирую... Лессару... Продолжаю держаться взгляда... о выдающемся значении для нас порта Инкоу, необходимости во что бы то ни было удержать его в наших руках..." МИД генконсула в Сан-Стефано д.с.с. П. В. Максимова Сан-Стефано. 31 мая 1904 г. Секретно. Английский пароход "Борнес" из Лондона, шесть тысяч тонн разного груза, из них двенадцать тонн взрывчатых веществ, прошел Суэцкий канал в Иокогаму..." "МИД Рудановского Сингапур. 1 июня 1904 г. Секретно. Японцы узнали... что русский уголь направляется в Сайгон!.. Хотят поджечь уголь..."

volnoper: "В МИД Плансона Мукден. 31 мая 1904 г. Самый тягостным временем для [нашего] флота был период до войны, когда Тихоокеанская эскадра день и ночь стояла в полной боевой готовности, с минуты на минуту ожидая разрыва и сгорая желанием наказать вызывающую дерзость японцев, особенно чувственную здесь, на Дальнем Востоке, но не смела не только выстрелом, но и каким-либо неосторожным словом дать повод к возложению на Россию ответственности за начало войны... Обидно было потом слышать сплетни, которые сочинялись по этому поводу в Петербурге, рассказы о каком-то бале, о том, что эскадра "прогуляла" или "проспала" японцев, и тому подобное. Эскадра уже с 1 января была совершенно на боевом положении, вахты усилены, отпуска сокращены до крайности, после наступления сумерек никто на берег не отпускался. В роковой день 26 января адмирал Старк к спуску флага, т.е. около 7 час. 30 мин. вечера был на "Петропавловске", где у него собрались начальствующие лица на совещание. Все офицеры в этот вечер, как и во все предыдущие, были на своих местах, дежурные комендоры у заряженных пушек, минные офицеры у минных аппаратов, но никто не смел стрелять, так как войны не было. Разрыв дипломатических сношений не означал еще войны; посланники не успели выехать. Эскадра поэтому не получала указаний стрелять. Да и кто пред государем и Россией решился бы дать такое приказание, пока была хоть малейшая надежда на мирный исход..." Продолжение следует.

volnoper: "В МИД Плансона. Таково было положение эскадры, когда к ней в темную безлунную ночь подкрадывались с трех сторон японцы на 12 миноносцах. Вахтенные видели их приближение. Некоторые приняли их за своих, так как действительно наши миноносцы еще вчера были высланы в море на разведку и могли в это время возвращаться; другие узнали японцев, были очень удивлены их появлением и были готовы к бою, но не смели стрелять, ввиду вышеизложенных соображений и строжайших приказаний. Но зато, когда ударилась перая торпеда в наш корабль и намерения Японии обнаружились, с каким удивительным единодушием, по знаку адмирала, был открыт огонь. Это было сделано так быстро и дружно, что японцы не могли опомниться, стремительно пустились бежать, потерпев очевидно громадный урон и успев нанести при столь благоприятных для них условиях все лишь три пробоины, вместо полного уничтожения нашей эскадры, как это имелось в виду и было вполне возможно. Не "проспала" и не "прогуляла" наша эскадра японскую атаку, а только выполнила до конца, с замечательною выдержкою высочайшую волю - не делать первого выстрела... Когда неприятель нападает в мирное время, рассчитывая застигнуть нас врасплох, и тем не менее встречает полную боевую готовность и столь быстрый отпор, что через несколько минут вынужден прекратить бой и удалиться, то это поистене героическое дело, вовсе не уступающее геройству "Варяга" и "Корейца"... Считаю нравственным долгом засвидетельствовать это в опровержение неднократно повторявшихся нареканий, т.к. судьба привела меня быть близким непосредственным свидетелем всего происходившего в эту памятную ночь...". Продолжение следует.

volnoper: "В МИД Плансона. Суворин [в "Маленьких письмах" в "Новом времени"] заканчивает одну из своих статей дифирамбами в честь адмирала Макарова, указывая, что ему надо поставить обелиск с надписью "Помни Макарова". Никто, конечно, не может отрицать заслуг этого талантливого изобретателя и строителя "Ермака", а его отвага невольно привлекла к нему всякое русское сердце. Будь он лейтенантом, командиром миноносца или канонерки, то, наверное, покрыл бы себя новыми лаврами, как турецкую войну. Но от адмирала требуется другое. Он вступил в командование флотом в такое время, когда флот нуждался в спешной починке повреждений, полученных в боях. Надо было выждать окончания починок и тогда выйти во всеоружии. Макаров не дождался, вышел преждевременно и притом, как теперь выяснилось, без соблюдения необходимых мер предосторожности. В результате - страшная катастрофа. Правда он и сам поплатился жизнью за свою ошибку, но все же надо признать, что это была ошибка, и если ставить Макарову обелиск, то во всяком случае, не за командование Тихоокеанской эскадрой в марте 1904 года..."

volnoper: "Из телеграммы генконсулу в Стамбуле д.с.с. Свечину. СПБ. МИД. 9 июня 1904 г. Секретно. Из Японии отправлена через Константинополь в Черное море партия офицеров для организации покушений на наши военные суда..." "Из циркулярной телеграммы российским представителям в Стокгольм и Копенгаген... СПБ. МИД. 9 июня 1904 г. Секретно. Из Японии отправлена многочисленная партия офицеров через Англию, Данию и Швецию в Балтийском море для противодействия проходу на Дальний Восток 2-й эскадры Тихого океана..." "В МИД генконсула в Сан-Франциско с.с. Казакевича. Сан-Франциско. 11 июня 1904 г. Секретно. Образованный японец во имя-де гуманности и из вражды к кабинету сообщил, что отставной лейтенант Гунчжи снарядит месяца через два в Северной Японии... несколько пароходов для захвата, кажется, Командорских островов и какого-то побережья в Сибири, с целью, в видах рыболовства, присоединить после войны при возможных политических осложнениях... Правительство тайно субсидирует [его]... Сообщающий уехал вчера для участия в экспедиции..." "В МИД Бологовского. Гонконг. 12 июня 1904 г. Секретно. От юга Кореи вплоть до Владивостока ряд, будто бы, китайских рыбачьих лодок, в каждой японские разведчики..."

volnoper: "В МИД генконсула в Инкоу к.а. Гроссе. Инкоу. 16 июня 1904 г. Секретно. Сведения, опубликованные адмиралом Того 10-го о деле, вымышлены. Все наши суда невридимы; после минной атаки вернулись в порт. Полагают: 1 японский миноносец потоплен, 2 сильно повреждены... Мелким шрифтом - "На телеграмме пометка императора Николая II - "Очень приятно!" В МИД Павлова. Шанхай. 26 июня 1904 г. Секретно. Телеграмма секретного агента Балле из Иокогамы... В Масанпо оборудована постоянная база для миноносцев..." (Балле - французский журналист, прибыв в Пекин, предложил свои услуги России, имел рекомендации для Павлова от французского поверенного в делах в Корее. Давно жил в Японии, знал язык, имел знакомства среди японских военных - вольн.). "В МИД Павлова. Шанхай. 8 июля 1904 г. Секретно. "От агента Давыдова из Кобе 3-го июля... Общее число погибших японских миноносцев - 22, контрминоносцев - 10... Из числа японских броненосцев вполне исправлен только "Микаса"...". 22 и 10 проверил и продублировал

volnoper: "В МИД Плансона. Мукден. 18 июля 1904 г. Секретно. Павлов передает... Из Нью-Йорка 21-го июня, через Суэц, пароход "Фортуна" везет подводную лодку в разобранном виде, при лодке два американских водолаза. В Америке строятся для Японии еще три подводных лодки, которые должны быть готовы 20 августа...". В МИД графа А. П. Кассини. Вашингтон. 21 июля 1904 г. Секретно. [В телеграмме сообщалось о дорогостоящей организации надзора за строительством 15 подводных лодок для России]" Мелким шрифтом - "На телеграмме резолюция императора Николая II: "Слишком важно, чтобы жалеть денег". "В МИД Павлова Шанхай. 11 августа 1904 г. Секретно. Консул в Гонконге телеграфирует о получении им сведений, будто бы, в июле японцами закуплено во Франции несколько подводных лодок и зафрахтован пароход, который вместе с подводными лодками, будто бы, должен поджидать Балтийскую эскадру между Дувром и Кале за сутки до ее прохода через Ламанш..."

velbot-067: Господа, фото на опознание. Крайний справа - капитан 1 ранга Руднев В.Ф., командир "Варяга" и будущей герой, левее него на переднем плане русский посланник Павлов А.И. Может быть кто-то узнает других господ на фото. P.S. Это же фото есть на 55 мБ.

Dirk: Ммм... В свое время мы обсуждали фотографии офицеров "Варяга", там была одна групповая фотография (Чемульпо, кажется, май 1903), эта фотка попала на вклейку 6-го "Кортика". Там Павлов выглядел так: В принципе по растительности похоже (одна фотка нечеткая, вторая - мелкая )

volnoper: "В МИД графа Кассини Бэр Харбор. 12 августа 1904 г. Секретно. По последним известиям, здесь заказано пять подводных лодок в Форд-Ривере, из которых одна будет готова 1 сентября, затем по одной ежемесячно..." "В МИД Плансона Владивосток. 13 августа 1904 г. Секретно. [По сообщению Балле, японских] крейсеров II и III ранга всего погибло 9; официально же японцы объявили о гибели [трех]. Контрминоносцев погибло не более 6-ти; миноносцев не больше 10-ти. Балле поясняет, что за безусловную точность изложенных сведений не отвечает, ибо все, что касается флота, обставлено особенно строгой тайной... Японцы усиленно распространяют слух, будто на американском пароходе доставлены подводные лодки..." 9-6-10 "В МИД генконсула в Иерусалиме с.с. Яковлева Иерусалим. 26 августа 1904 г. Секретно. В Адене 150 японцев. Все выехали на рыбачьих лодках, пробираются взрывать наши суда в Красном море и у других берегов Африки..."



полная версия страницы