Форум » Русско-японская война » ЭБР "Цесаревич": боевая деятельность, люди и судьбы » Ответить

ЭБР "Цесаревич": боевая деятельность, люди и судьбы

ркр065: Предлагаю в этой теме обсудать вопросы, касающиеся участия эскадренного броненосца "Цесаревич" в РЯВ (включая и период стоянки в Циндао), особенно - всё, что касается всех категорий личного состава.

Ответов - 85, стр: 1 2 3 All

Марина.М.: Дед мужа защищал Порт-Артур в РЯВ, был в плену... Получил Георгиевский солдатский крест (ЗОВО 4 ст. ИВАН РАЗИН. Квантунский укрепленный район, Квантунская крепостная артиллерия, 12 рота, ст. фейерверкер. "За отличия, оказанные им в боях с японцами в Порт-Артуре в 1904 г.") . До РЯВ служил в Новогеоргиевской крепости в царстве Польском. Интересно, как и когда мог попасть в защитники Порт-Артура... Добрался по железной дороге через Владивосток? И как выбирался обратно из плена? Недавно была на озере Байкал, видела старую железную дорогу, построенную в самом начале 20-го века (?1903 г), ходила по ней. Интересно, по ней ли добирались до и во время и после - РЯВ? И почему название: Порт - Артур? В честь какого такого Артура? Материала по РЯВ очень много (есть и разночтения); как начала разбираться, пошла такая "каша"... Даже здесь, в кортике, запросто потеряться в громадном разделе Русско-Японской войны... Хотелось 1. увидеть краткую цельную картину событий... И 2. в ней - немного - о "Цесаревиче"...

Poplavok: Автроилъ пишет: Как могло быть то, чего не было? Интересно, однако... Фактически боя не было, но такое понятие, как "Бой 10 июня 1904 года" существует.

Poplavok: Wikipedia: "Английское название Port Arthur Люйшунькоу получил в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах." Там же (на Wiki) есть немного о службе "Цесаревича".

oigen999: Марина.М. пишет: Хотелось узнать по существу... По фактам... И - узнать оценку историков об участии "Цесаревича" в РЯВ... Уважаемая, Марина, прочитаете "выжимки", Вам захочется узнать больше. Поэтому я бы начал знакомство с "Цесаревичем" с этого двухтомника... Книжки хоть и пухлые, но, мне кажется, Вам вполне удасться в короткий срок составить четкую картину и найти интересующую Вас информацию... Конечно, в том случае, если Вам эти книги до сих пор не встречались... http://mirageswar.com/2008/10/02/cesarevich._chast_i._jeskadrennyjj_bronenosec_18991906.html http://mirageswar.com/2008/10/02/linejjnyjj_korabl_cesarevich.html С уважением, oigen999.

Автроилъ: Марина.М. пишет: Вы пишите: ...1904-1905 участвовал в обороне Порт-Артура Такого я не писал. Как известно, "Цесаревичъ" после боя у Шантунга в Порт-Артур не вернулся. Марина.М. пишет: ...в бою "Цесаревич" был только 1 день... Банальная истина, но война - это, в первую очередь, повседневная и однообразная до занудства работа... С уважением...

Марина.М.: Спасибо, ув. Владимир, ув. Poplavok, ув.oigen999!!! Понемногу начинаю разбираться, - как все было... И что оборона Порт-Артура - это каждодневный бой тоже начинаю понимать... И фото иррешеченного "Цесаревича" - само говорит за себя... И записи очевидца, участника боя (выше в теме), арт. кондуктора Сорокина Василия Васильевича (ЗОВО 3 ст. 1904 года) - тоже... И фото военнопленных защитников Порт-Артура - тоже... http://kortic.borda.ru/?1-10-0-00000206-000-0-0-1304886412 Книги обязательно посмотрю... С уважением...

Автроилъ: Марина.М. пишет: Книги обязательно посмотрю... Ищите, да обрящите. Стучите и Вам откроется.

Автроилъ: Для наших милых дам. История в картинках. http://humus.livejournal.com/2407081.html

Марина.М.: Уважаемый Владимир!!! СПАСИБО!!! Очень интересно!!! Отличные фото!!! Как говорят, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать... А еще лучше, когда и то, и другое... Бегло посмотрела по 1907 год .... Дальше не нашла... хотя и искала... (и бегло прочитала - часть текста из предыдущих ссылок, скопировав) С уважением

Poplavok: Известная фотография, могу ошибаться, но мне кажется это Сорокин 2-й Василий Васильевич (http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000302-000-0-0-1333639671): А вот кто же этот бравый офицер: ? Судя по тому, как он уверенно устроился в кресле (согласен, довод сильный ) и по тому, что корабль уже в боевой окраске, это кто-то из судового состава или штаба в период порт-артурской эпопеи.

01: Poplavok пишет: это кто-то из судового состава или штаба в период порт-артурской эпопеи. Это мичман Дараган

Poplavok: 01 пишет: Это мичман Дараган Похож.

Боярин: Да и Порт-Артур здесь не причём, если снято в августе 1904 г. в Циндао

Автроилъ: Боярин пишет: Да и Порт-Артур здесь не причём, если снято в августе 1904 г. в Циндао

Poplavok: Боярин пишет: Да и Порт-Артур здесь не причём, если снято в августе 1904 г. в Циндао И не поспоришь, тем более, что на фотографии с кондуктором видно, что такелаж оборван... возможно в бою... возможно с японцами.

Dirk: Poplavok пишет: ... возможно в бою... возможно с японцами. Экий Вы пессимист!

Боярин: Poplavok пишет: Известная фотография, могу ошибаться, но мне кажется это Сорокин 2-й Василий Васильевич (http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000302-000-0-0-1333639671): Вообще-то Дмитрий Иосифович этот снимок подписал Боцман Шарыгин, так что увы...

Poplavok: Боярин пишет: Вообще-то Дмитрий Иосифович этот снимок подписал Боцман Шарыгин, так что увы... А кто есть Дмитрий Иосифович?

Боярин: Автор снимка

Poplavok: Боярин пишет: Автор снимка Дараган? Спасибо!

Адвизор: Марина.М. пишет: Известная фотография, могу ошибаться, но мне кажется это Сорокин 2-й Василий Васильевич Может быть и правда это мой прадед. Покажу фото его дочери, она точно скажет.

Poplavok: Адвизор пишет: Может быть и правда это мой прадед. Покажу фото его дочери, она точно скажет. Было бы интересно узнать мнение родного человека.

Georg G-L: Шумов 3-й Дмитрий Петрович (26.10.1861 - 20.7.1906) Из дворян, уроженец Санкт-Петербурга, сын капитана 1-го ранга. Православный. Закончил Морское училище (22-й в списке). Мичман (30.09.1883). В плавании на броненосном фрегате «Минин» (26.06.-26.10.1883). В плавании на канонерской лодке «Ёрш» (12.05.-8.09.1887). И.о. командира 8-й роты броненосной лодки «Чародейка» (1887-20.01.1888). И.о. командира 7-й роты монитора «Перун» (15.04.1888). Закончил краткий курс минного офицерского класса, минный офицер 2-го разряда (15.09.1889). В плавании на крейсере «Африка» (10.05-8.09.1889). Минный офицер броненосного фрегата «Адмирал Спиридов» (2.02.1890-1891). Лейтенант (1.01.1891). Минный офицер фрегата «Генерал-Адмирал» (15.02.1891). Минный офицер крейсера «Адмирал Корнилов» (27.09.1891-1896). Минный офицер 1-го разряда (21.12.1893). Заведующим миноносками: №15 (11.05-10.09.1897), №25 (07.05-07.06.1898), №34 (07.06-07.09.1898), №53 (07.05-07.06.1899), №23 (07.06-07.09.1899), №9, 36 и 40 (09.05-09.09.1900) в отряде миноносок Санкт-Петербургского порта. Минный офицер эскадренного броненосца «Ослябя» (2.05.1897). Заведующий миноноской № 15 (11.05.-10.9.1897). Командир 4-й роты эскадренного броненосца «Ослябя» (4.01.1898). Флагманский минный офицер штаба командующего отдельным отрядом судов Балтийского моря, предназначенных для испытаний (с 23.04.1901 и 15.04.1902). Старший офицер эскадренного броненосца «Цесаревич» (15.07.1902-10.10.1905). Капитан 2-го ранга (1.01.1904). Заведующий тем же кораблем (24.3-11.5.1904). Отличился в ходе сражения в Желтом море, приняв командование кораблем по ранению командира (31.07-22.08.1904). Привел броненосец с Тихого океана в Либаву, исполняя обязанности командира корабля (10.12.1904-30.06.1905). Временно командующий 7-м флотским экипажем (8.7.1906). Растерзан толпой, которую пытался остановить, в ходе Кронштадтского бунта (в ночь с 19.7. на 20.7.1906). Погребен в церкви Св. Троицы в Ораниенбауме. Женат на Инне Николаевне, урожд. Без-Корнилович, дочери генерал-майора. Дети: Николай (21.7.1899), Петр (19.6.1902), Нина (29.6.1906). Недвижимости не имеет, под судом и следствием не был. В связи с «особыми обстоятельствами» - вдове, в числе ряда других родственников злодейски убитых офицеров флота, была начислена максимально возможная пенсия по потере кормильца: свыше 2 300 рублей в год, по сравнению со «стандартными» 865 рублями в год. Награды орд. Св. Станислава 3-й степ. (6.12.1894). орд. Св. Анны 3-й степ. (6.12.1899). орд. Св. Станислава 2-й степ. с мечами за проявленное особое мужество, воинскую доблесть и в воздаяние отличной храбрости во время отражения внезапной минной атаки на эскадру Тихого океана 26-го и в бою 27-го января с японским флотом (назначен Наместником 14.03.1904/Высочайшее утверждение 10.05.1904) орд. Св. Владимира 4-й степ. с бантом за совершение восемнадцати шестимесячных морских кампаний и бытность в сражениях (22.09.1904). Посмертно награжден орд. Св. Георгия 4-й степ. за мужество и храбрость, проявленные в бою 28-го июля 1904 года (19.03.1907) Греческий орд. Спасителя 5-й степ. (20.2.1893)

Адвизор:

Алик: Доброго дня всем. Сегодня случайно узнал что в Николаеве живет потомок матроса с броненосца Цесаревич. Правнук. Дело было так. На блошином рынке мы одновременно расматривали старую латунную ложку. Он внимательно посмотрел на обратную сторону и не увидев желанного вздохнул и произнес, вот у моего прадеда была такая-же только с надписью Цесаревич, сестра забрала в Брянск и не отдает. Вот с этого момента поподробней сказал я. Он рассказал все что знал, но очень многое хотел-бы узнать. Я обещал что на Кортике помогут. У него сохранился альбом с фотографиями где есть несколько РЯВ и самого Цесаревича. И прадеда разумеется с друзьями. Он носил фото в Музей Судостроения и Флота в Николаеве, но там ему ничего толком не сказали , а стали выпрашивать фотографию для музея. Фото он не дал , но подарил копию. Прадед учавствовал в бою 28 июня и был в Циндао. Награжден георгием 4 степени и медалью за РЯВ. Когда хоронили похоронили с медалями. Итак (нижний чин - матрос?) Борисюк Архип Федорович 1880 - 1924 Я глянул по форуме но сходу ничего не нашел. Если кто подскажет что извесно, с какой губернии призывался, сколько служил, когда и за что конкретно получил награды и др. буду очень признателет. Он обещал подарить копии фотографий.

Alchel: Борисюк Архип - Георгий 4 ст. для христиан № 203552

Вячеслав: Один день из жизни личного состава Эскадренного броненосца"Цесаревич" 17 июля адмирал Витгефт получил приказ от Алексеева выйти в море и попытаться прорваться во Владивосток 28 июля в 5 час. утра начался выход эскадры в море за тралами тралящего каравана. В циркуляре Главного Морского Штаба опубликован список офицеров, находившихся на нижеупомянутых судах эскадры Тихого океана во время боя с японским флотом 28-го июля 1904 года. цитата: № 230. 9-го августа 1904 года. На эскадренном броненосце «Цесаревич»: Временно командующий эскадрой, контр-адмирал Витгефт; его штаб: начальник штаба, контр-адмирал Матусевич; минный офицер, лейтенант Николай Шрейбер; артиллерийский офицер, лейтенант Казимир Кетлинский; штурманский офицер, лейтенант Николай Азарьев 1-й; старший флаг-офицер, лейтенант Михаил Кедров 3-й; младшие флаг-офицеры: лейтенант Богдан Кнорринг 2-й; мичманы: Владимир Мальцов 2-й, Валериан Кушинников и Олег Эллис 3-й; командир, капитан 1-го ранга Николай Иванов 1-й; старший офицер, капитан 2-го ранга Дмитрий Шумов 3-й; старший артиллерийский офицер, лейтенант Дмитрий Ненюков; старший минный офицер, лейтенант Владимир Пилкин 1-й; младший минный офицер, лейтенант Алексей Щетинин; старший штурманский офицер, лейтенант Сергей Драгичевич-Никшич; ревизор, лейтенант Алексей Данилов 1-й; младший артиллерийский офицер, лейтенант Николай Азарьев 3-й; вахтенные начальники, мичманы: Александр Сполатбог, Юлий Гадд 3-й и Лев Бабицын 2-й; вахтенные офицеры, мичманы: Лев Леонтьев 4-й, Михаил Казимиров и Дмитрий Дараган; старший судовой механик, помощник старшего инженер-механика Николай Афанасьев; помощник старшего судового механика, младший инженер-механик Петр Федоров; помощник старшего судового механика, младший инженер-механик Артур Шплет; младший судовой механик, младший инженер-механик Вячеслав Корзун; младший судовой механик, младший инженер-механик Дмитрий Остряков; старший судовой врач, коллежский советник Александр Шплет; студент медик Виктор Ванновский; священнослужитель, иеромонах о. Рафаил. В 10 час. 30 мин. флот отпустил тральщики. С появлением японс-ких главных сил скорость увеличили до 13 уз. Окружая русскую эскадру со всех сторон, японцы оставляли свободным путь возвращения в Порт-Артур. Очень подробно этот бой описан в книге Р.М.Мельникова «Цесаревич», а также много обсуждался но этом форуме. Первая фаза боя, продолжалась с 12 час. до 14 час. 20 мин. В продолжение более чем двухчасового боя "Цесаревич" получил лишь несколько пробоин в надводной части (большинство снарядов ложилось недолетами), не вызывавших серьезных повреждений. Вторая фаза боя началась около 16 час. 30 мин. Японцы развили предельно частую стрельбу, пытаясь сосре-доточить весь огонь по "Цесаревичу". Участившиеся в конце 2-й фазы боя попадания не переставали уничтожать все в зоне из разрывов. Не считая отраженных от брони, корабль выдержал до 15 разрывов японских 305-мм снарядов. Предпочитая вести огонь с дальних расстояний, японцы применили почти исключительно фугасные снаряды. Число попаданий 152-мм снарядов подсчету не поддавались, учетом их в бою заняться было некому. Составленный после боя перечень повреждений и раз-рушений составил более 200 пунктов. Повсюду, где не было брони, снарядами в груды искореженного металла частично или целиком об-ращались надстройки и люки, кнехты и трапы, вентиляционные трубы и компасы, двери и коечные сетки, бимсы корпуса и рельсы подачи, каюты и рубки, цистерны и трубопроводы верхнепалубных систем и устройств, телефоны и переговорные трубы, приводы телеграфов, прожекторы и т. п. Примерно в 17 час. 55 мин. "Цесаревич" был поражен взрывами тремя последовательно, почти в одно время попавших 305-мм фугасных снарядов. Один дочиста снес радиорубку, находившуюся позади боевой, другой "вынес" из основания фок-мачты чуть ли не девять десятых ее поперечного сечения, третий угодил точно в смотровой просвет боевой рубки., Тело адмирала Витгефта было разорвано и снесено за борт (уцелела одна нога) первым и вторым наружными взрывами, снесшими радиорубку (около нее он и стоял) и вырвавшими брешь в мачте. Ранены были контр-адмирал Н.А. Матусевич (он до ночи не приходил в сознание) и командит корабля Иванов. Наконец, в тот момент, когда руль был положен на борт, произошло роковое попадание очередного японского 305-мм снаряда, которым управление кораблем оказалось нарушенным полностью. . Оказалось, что штурвал гидравлического управления рулем заклинен, кабели телефона и электрического машинного телеграфа перебиты и догорают вместе с другими проводами, все приборы управления исковерканы. Вышел из строя и компас. . На "Цесаревиче" спустили флаг контр-адмирала и подняли сигнал: "Адмирал передает командование князю Ухтомскому", который повернул эскадру обратно в Порт-Артур. После совета с офицерами оставшийся за командира старший офицер Д.П. Шумов решил прорываться во Владивосток. Поэтому "Цесаревич" вместе с миноносцем "Беспощадный" зашел в германский порт Циндао для ремонта и дозаправки углем. День закончился, и на корабле стали подсчитывать потери. Я не знаю, публиковались ли эти списки ранее на форуме. Я их взял в РГАВМФ, , только составил все в виде таблиц. Для наглядности. Таблицы вставить в текст не удалось, поэтому даю в виде ссылок.

Вячеслав: Погибшие и раненые в бою под Шантунгом 28 июля click here click here click here click here click here click here

Вячеслав: Разрушения на Цесаревиче после боя click here click here click here click here click here click here click here click here click here click here click here click here click here click here click here click here

oigen999: Вячеслав пишет: младший инженер-механик Дмитрий Остряков; Коллеги, подскажите пожалуйста, как Острякова Дмитрия величали по батюшке? Может, кто-то располагает точной датой рождения, какое учебное заведение окончил и датой производства в чин?? Спасибо. С уважением, oigen999.



полная версия страницы