Форум » Русско-японская война » Буксирный пароход "Свирь" » Ответить

Буксирный пароход "Свирь"

miner: Пишу статью о буксирном пароходе Свирь. На этом пароходе служил мой прадед - минер Рыжов Александр Михайлович. Есть интересные статьи о буксирном пароходе Русь, но о пароходе Свирь статьи я пока не встречал. Для статьи необходимо понять подробности участия парохода Свирь в походе 3-й Тихоокеанской эскадры и в Цусимском сражении, узнать интересные факты, почувствовать атмосферу этих исторических событий. Предварительная информация Морской буксирный пароход-спасатель «Zwarte Zee» построен по заказу голландской судовладельческой компании «Smits & Со». В 1903 г. стал собственностью германской компании «Diderichsen» из Киля. Во время Русско-японской войны в 1904 г. куплен Доброфлотом и передан Морскому ведомству для сопровождения следующей на Дальний Восток 3-й Тихоокеанской эскадры. Получил название «Свирь». Под флагом Доброфлота, с военной командой в 35 человек, спасатель 7.2.1905 присоединился к эскадре после прохождения последней пролива Большой Бельт. Во время похода выполнял также функции посыльного судна. В Цусимском сражении команда парохода приняла участие в спасении моряков буксирного парохода «Русь» и вспомогательного крейсера «Урал». После сражения пароход пришел в Шанхай, где был интернирован. После Русско-японской войны буксир прибыл во Владивосток. Минер буксирного парохода Свирь Рыжов Александр Михайлович Служба на Балтийском флоте. Определен на 6 летнюю службу Начало службы с 1 января 1903 года (по старому стилю). Определен на службу в 15 флотский экипаж. Произведен в матросы 2 статьи 9 марта 1903 года (по старому стилю). Произведен в минеры 1 апреля 1904 года (по старому стилю). Уволен в запас флота из Владивостока. Служба на кораблях военно-морского флота. В 1904 году на судах учебно-минного отряда. В 1905 году в заграничном плавании на крейсере 1-го ранга "Владимир Мономах" и на пароходе Свирь. Участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. - в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Награды Знак отличия военного ордена Св. Георгия 4 ст. для христиан № 180553, как минер парохода "Свирь" за участие в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Светло-бронзовая медаль «В память Японской войны 1904-1905». Вопросы к уважаемым участникам форума: Что мог делать минер на буксирном пароходе Свирь? Есть ли список членов команды парохода Свирь? Можно ли найти список учившихся в учебно-минном отряде? Возможно ли найти фотографии учившихся?

Ответов - 13

Сумрак: miner пишет: германской компании «Diderichsen» из Киля Правильнее будет "H. Diedrichsen Reederei, Kiel". Пароходство ориентировалось в основном на Дальний Восток, а сам хозяин Хайнрих (Генрих) Дидрихсен был с 1903 по 1913 года российским консулом в Киле. Так что, ИМХО, "Свирь" не просто так РИФу достался)

Alchel: miner пишет: Есть ли список членов команды парохода Свирь? В свое время пытался собрать экипажи всех судов РЯВ. Вот что получилось по Свири:

Dirk: МУРАЛЬТ В списке офицеров запаса на 01.10.1909: в период службы: 3-й помощник парохода Добровольного флота "Воронеж" (5 месяцев 3 дня); на 1909 г. - на пароходе Добровольного флота "Херсон", проживает в Одесском уезде. В списке офицеров запаса на 01.01.1914: в период службы: 3-й помощник парохода Добровольного флота "Воронеж" (5 месяцев 3 дня); на 1914 - помощник капитана на пароходе Добровольного флота "Алексей Мерк", проживает в Одесском уезде. ВП № 1242. Царское Село, 10-го февраля 1914 года. … Увольняются от службы: состоящие в запасе флота по Одесскому уезду, прапорщики по морской части: Франц Муральт, с мундиром, и Владимир Зеленский – оба за окончанием обязательного срока состояния в запасе, с зачислением в морское ополчение по Херсонской губернии. ВП № 1638. Царская Ставка, 3-го октября 1916 года. … Определяются в службу: …; прапорщик по морской части Франц Муральт, с 12-го сентября сего года,… Циркуляр ГМШ № 393. 13-го октября 1916 года. Зачисляются: … прапорщик по морской части Франц Муральт – во 2-й Балтийский флотский экипаж;… О назначении флаг-офицером 2 отряда транспортов Транспортной флотилии Балтийского моря (03.01.1917; РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 522. Л. 41 об.). О командировании в Кронштадт в школу прапорщиков (09.02.1917; РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 522. Л. 37).

Dirk: Дьяконов ВП № 421. Петергоф, 5-го августа 1902 года. Производятся: ...; в прапорщики запаса флота по морской части: шкипер каботажного плавания Александр Дьяконов и штурманы дальнего плавания: Виктор Старых-Седых и Василий Сарафанов. ВП № 539. Царское Село, 19-го апреля 1904 года. ... Определяются в службу: состоящие в запасе флота: ... прапорщики: по морской части:..., Александр Дьяконов, ... – все девятнадцать с 30-го марта сего года. ВП № 689. Петергоф, 3-го июля 1906 года. … Зачисляются в запас флота: ...; прапорщики по морской части: Дьяконов – по Астраханскому уезду, с 21-го апреля сего года;... ВП № 1247. Царское Село, 3-го марта 1914 года. ... Умершие исключаются из списков: начальник Морского Генерального Штаба, вице-адмирал светлейший князь Ливен, и состоящий в запасе флота по Евпаторийскому уезду, прапорщик по морской части Александр Дьяконов.

miner: miner пишет: Определен на 6 летнюю службу Уважаемые коллеги! В каком случае срок службы на флоте в начале 20 века составлял 6 лет? Обычный срок службы на флоте был 7 лет.

miner: miner пишет: Есть интересные статьи о буксирном пароходе Русь Гюнтер Конев На «Руси» к Цусиме Газета «Вести Сегодня», 5 мая 2015 года Д.М. Васильев «Немцы в Цусимском сражении» (Гангут. Выпуск. 42)

miner: Показание матроса 2-й ст. Петра Ярукова с буксирного парохода «Свирь». К началу боя 14 Мая наш пароход держался в соединении с другими транспортами, причем нас охраняли крейсера Адмирала Энквиста. Как только начался бой, то в транспорты начали попадать снаряды, крейсера от нас отошли и мы смешались с боевыми судами. На моих глазах погибли «Ослябя», «Камчатка» и пароход «Русь», с которого мы спасли всю команду (50 человек). В общем мы спасли до 80 человек. Получив приказание уходить в один из нейтральных портов, мы в 2 ч. ночи 15-го отделились от эскадры и пошли в Шанхай, куда и прибыли в тот же день. По прибытии в Шанхай, сдали спасенную команду в красный крест, а сами разгрузились и спустили флаг. На моих глазах погибли три японских крейсера и в общем, вначале успех боя был на нашей стороне, но ночью, когда съехал Адмирал Рожественский, японцы одержали верх, чему главным образом способствовали атаки миноносцев.

boxer: miner пишет: В каком случае срок службы на флоте в начале 20 века составлял 6 лет? Обычный срок службы на флоте был 7 лет. По закону 1874г (о воинской повинности) срок службы на флоте сокращался до 6 лет для имевших образование в объеме начального народного училища.

Боярин: Сколько ни смотрел алфавиты, везде 6 лет, хотя написано - новобранец неграмотный или малограмотный

miner: Наш буксир "Свирь", хотя и шел под коммерческим флагом, но был весь укомплектован военным экипажем и состоял под командой прапорщика запаса Розенфельда. Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" (Его путь и гибель) Уважаемые коллеги, почему буксир "Свирь" шел под коммерческим флагом?

boxer: Боярин пишет: Сколько ни смотрел алфавиты, везде 6 лет, хотя написано - новобранец неграмотный или малограмотный ПСЗРИ -1874г № 52983 ст.56 п. 4-б

miner: Упомянув выше о "Свири", я хотел сказать о тех обязанностях, которые пароход во время пути нес при отряде. Он развозил приказания адмирала, обходил по вечерам эскадру, наблюдая, чтобы нигде не было видно ни одного огонька, буксировал артиллерийские щиты во время стрельб и даже, когда требовалось, вел на буксире и корабли. Так, например, когда на переходе Индийским океаном на "Ушакове" случилось повреждение в левой машине, мы почти двое суток шли, работая одной правой, и, буксируемые "Свирью", могли иметь 8 узлов эскадренного хода и удерживать свое место в строю. Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" (Его путь и гибель)

miner: Буксирный пароход "Свирь" 1905г. Владивосток



полная версия страницы