Форум » Русско-японская война » Буксирный пароход "Свирь" » Ответить

Буксирный пароход "Свирь"

miner: Здравствуйте, уважаемые форумчане! Пишу статью о буксирном пароходе Свирь. На этом пароходе служил мой прадед - минер Рыжов Александр Михайлович. Есть интересные статьи о буксирном пароходе Русь, но о пароходе Свирь статьи я пока не встречал. Для статьи необходимо понять подробности участия парохода Свирь в походе 3-й Тихоокеанской эскадры и в Цусимском сражении, узнать интересные факты, почувствовать атмосферу этих исторических событий. Предварительная информация Морской буксирный пароход-спасатель «Zwarte Zee» построен по заказу голландской судовладельческой компании «Smits & Со». В 1903 г. стал собственностью германской компании «Diderichsen» из Киля. Во время Русско-японской войны в 1904 г. куплен Доброфлотом и передан Морскому ведомству для сопровождения следующей на Дальний Восток 3-й Тихоокеанской эскадры. Получил название «Свирь». Под флагом Доброфлота, с военной командой в 35 человек, спасатель 7.2.1905 присоединился к эскадре после прохождения последней пролива Большой Бельт. Во время похода выполнял также функции посыльного судна. В Цусимском сражении команда парохода приняла участие в спасении моряков буксирного парохода «Русь» и вспомогательного крейсера «Урал». После сражения пароход пришел в Шанхай, где был интернирован. После Русско-японской войны буксир прибыл во Владивосток. Минер буксирного парохода Свирь Рыжов Александр Михайлович Служба на Балтийском флоте. Определен на 6 летнюю службу Начало службы с 1 января 1903 года (по старому стилю). Определен на службу в 15 флотский экипаж. Произведен в матросы 2 статьи 9 марта 1903 года (по старому стилю). Произведен в минеры 1 апреля 1904 года (по старому стилю). Уволен в запас флота из Владивостока. Служба на кораблях военно-морского флота. В 1904 году на судах учебно-минного отряда. В 1905 году в заграничном плавании на крейсере 1-го ранга "Владимир Мономах" и на пароходе Свирь. Участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. - в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Награды Знак отличия военного ордена Св. Георгия 4 ст. для христиан № 180553, как минер парохода "Свирь" за участие в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Светло-бронзовая медаль «В память Японской войны 1904-1905». Вопросы к уважаемым участникам форума: Что мог делать минер на буксирном пароходе Свирь? Есть ли список членов команды парохода Свирь? Можно ли найти список учившихся в учебно-минном отряде? Возможно ли найти фотографии учившихся?

Ответов - 42, стр: 1 2 All

Сумрак: miner пишет: германской компании «Diderichsen» из Киля Правильнее будет "H. Diedrichsen Reederei, Kiel". Пароходство ориентировалось в основном на Дальний Восток, а сам хозяин Хайнрих (Генрих) Дидрихсен был с 1903 по 1913 года российским консулом в Киле. Так что, ИМХО, "Свирь" не просто так РИФу достался)

Alchel: miner пишет: Есть ли список членов команды парохода Свирь? В свое время пытался собрать экипажи всех судов РЯВ. Вот что получилось по Свири:

Dirk: МУРАЛЬТ В списке офицеров запаса на 01.10.1909: в период службы: 3-й помощник парохода Добровольного флота "Воронеж" (5 месяцев 3 дня); на 1909 г. - на пароходе Добровольного флота "Херсон", проживает в Одесском уезде. В списке офицеров запаса на 01.01.1914: в период службы: 3-й помощник парохода Добровольного флота "Воронеж" (5 месяцев 3 дня); на 1914 - помощник капитана на пароходе Добровольного флота "Алексей Мерк", проживает в Одесском уезде. ВП № 1242. Царское Село, 10-го февраля 1914 года. … Увольняются от службы: состоящие в запасе флота по Одесскому уезду, прапорщики по морской части: Франц Муральт, с мундиром, и Владимир Зеленский – оба за окончанием обязательного срока состояния в запасе, с зачислением в морское ополчение по Херсонской губернии. ВП № 1638. Царская Ставка, 3-го октября 1916 года. … Определяются в службу: …; прапорщик по морской части Франц Муральт, с 12-го сентября сего года,… Циркуляр ГМШ № 393. 13-го октября 1916 года. Зачисляются: … прапорщик по морской части Франц Муральт – во 2-й Балтийский флотский экипаж;… О назначении флаг-офицером 2 отряда транспортов Транспортной флотилии Балтийского моря (03.01.1917; РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 522. Л. 41 об.). О командировании в Кронштадт в школу прапорщиков (09.02.1917; РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 522. Л. 37).


Dirk: Дьяконов ВП № 421. Петергоф, 5-го августа 1902 года. Производятся: ...; в прапорщики запаса флота по морской части: шкипер каботажного плавания Александр Дьяконов и штурманы дальнего плавания: Виктор Старых-Седых и Василий Сарафанов. ВП № 539. Царское Село, 19-го апреля 1904 года. ... Определяются в службу: состоящие в запасе флота: ... прапорщики: по морской части:..., Александр Дьяконов, ... – все девятнадцать с 30-го марта сего года. ВП № 689. Петергоф, 3-го июля 1906 года. … Зачисляются в запас флота: ...; прапорщики по морской части: Дьяконов – по Астраханскому уезду, с 21-го апреля сего года;... ВП № 1247. Царское Село, 3-го марта 1914 года. ... Умершие исключаются из списков: начальник Морского Генерального Штаба, вице-адмирал светлейший князь Ливен, и состоящий в запасе флота по Евпаторийскому уезду, прапорщик по морской части Александр Дьяконов.

miner: miner пишет: Определен на 6 летнюю службу Уважаемые коллеги! В каком случае срок службы на флоте в начале 20 века составлял 6 лет? Обычный срок службы на флоте был 7 лет.

miner: miner пишет: Есть интересные статьи о буксирном пароходе Русь Гюнтер Конев На «Руси» к Цусиме Газета «Вести Сегодня», 5 мая 2015 года Д.М. Васильев «Немцы в Цусимском сражении» (Гангут. Выпуск. 42)

miner: Показание матроса 2-й ст. Петра Ярукова с буксирного парохода «Свирь». К началу боя 14 Мая наш пароход держался в соединении с другими транспортами, причем нас охраняли крейсера Адмирала Энквиста. Как только начался бой, то в транспорты начали попадать снаряды, крейсера от нас отошли и мы смешались с боевыми судами. На моих глазах погибли «Ослябя», «Камчатка» и пароход «Русь», с которого мы спасли всю команду (50 человек). В общем мы спасли до 80 человек. Получив приказание уходить в один из нейтральных портов, мы в 2 ч. ночи 15-го отделились от эскадры и пошли в Шанхай, куда и прибыли в тот же день. По прибытии в Шанхай, сдали спасенную команду в красный крест, а сами разгрузились и спустили флаг. На моих глазах погибли три японских крейсера и в общем, вначале успех боя был на нашей стороне, но ночью, когда съехал Адмирал Рожественский, японцы одержали верх, чему главным образом способствовали атаки миноносцев.

boxer: miner пишет: В каком случае срок службы на флоте в начале 20 века составлял 6 лет? Обычный срок службы на флоте был 7 лет. По закону 1874г (о воинской повинности) срок службы на флоте сокращался до 6 лет для имевших образование в объеме начального народного училища.

Боярин: Сколько ни смотрел алфавиты, везде 6 лет, хотя написано - новобранец неграмотный или малограмотный

miner: Наш буксир "Свирь", хотя и шел под коммерческим флагом, но был весь укомплектован военным экипажем и состоял под командой прапорщика запаса Розенфельда. Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" (Его путь и гибель) Уважаемые коллеги, почему буксир "Свирь" шел под коммерческим флагом?

boxer: Боярин пишет: Сколько ни смотрел алфавиты, везде 6 лет, хотя написано - новобранец неграмотный или малограмотный ПСЗРИ -1874г № 52983 ст.56 п. 4-б

miner: Упомянув выше о "Свири", я хотел сказать о тех обязанностях, которые пароход во время пути нес при отряде. Он развозил приказания адмирала, обходил по вечерам эскадру, наблюдая, чтобы нигде не было видно ни одного огонька, буксировал артиллерийские щиты во время стрельб и даже, когда требовалось, вел на буксире и корабли. Так, например, когда на переходе Индийским океаном на "Ушакове" случилось повреждение в левой машине, мы почти двое суток шли, работая одной правой, и, буксируемые "Свирью", могли иметь 8 узлов эскадренного хода и удерживать свое место в строю. Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" (Его путь и гибель)

miner: Буксирный пароход "Свирь" 1905г. Владивосток

miner: Уважаемые коллеги! Прошу вашего уточнения, где в 1903 году располагался 15 флотский экипаж - в Кронштадте, Санкт-Петербурге или Либаве?

Poplavok: Фотография из Литовского морского музея: Antanas Kaškelis Антон Станиславович Кашкель (31.03.1879 - 12.06.1944) Прапорщик по морской части (1904), помощник командира парохода "Свирь" (1904 - после мая 1905).

Andrebond: Минеру. Минеры на корабле- это не только, кто ставил мины заграждения, стрелял из минных ( торпедных аппаратов ), взрывал по необходимости свои корабли Минеры , это не только те люди , которые ставили мины заграждения, стреляли из минных(торпедных аппаратов), взрывали , по необходимости свои корабли, но и судовые электрики. Исключение составляли гальванеры, специалисты - электрики по артиллерийским системам. Специалисты специально выделенной части.

oigen999: Poplavok пишет: Кашкель С первым крестом в колодке все ясно. С медалями поможете разобраться? По первой даже версий нет... Вторая похожа на 10 лет независимости. По последней награде есть сомнения... Нет ли информации о награждениях? С уважением, oigen999.

Poplavok: К сожалению, точных данных нет, но мне видится дело так (слева направо): -Орден Орден Виитаутаса Великого (Vytauto Didžiojo ordinas) -Медаль Добровольцев-создателей Войска Литовского (Lietuvos kariuomenės kūrėjų savanorių medalis) -Медаль Независимости Литвы (Lietuvos Nepriklausomybės Medalis) -Орден Белой Свастики, впрочем у этого ордена две черных полосы по бокам и нет третьей посередине, как у ордена на фотографии Кроме того, есть немного из биографии: "Антанас Кашкялис – 1879 г. в Панявежском уезде в Литве – 1944 г.в Германии. В 1897 г. окончил российскую школу торгового флота, служил на Черном море на различных комерческих судах, затем поступил на военную службу. В 1904 г. окончил морские курсы прапорщиков в Кронштадте, в том же году назначен на транспортный корабль ”Хабаровск”, в ноябре того же года переведен в 10 флотский экипаж. Участвовал в экспидиции 2-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Николая Небогатова к берегам Японии. В 1905-06 г. ходил на судах “Livonija”, “Mameliuk”.В сентябре 1906 г. отправлен в отставку. В 1907 г. учился во Владивостоке в Александровской школе, получил квалификацию капитана дальнего плавания. С началом 1 МВ призван на службу в Балт.флот и назначен на корабль ”Царь”. С августа 1914 по октябрь 1915 служил нстаршим офицером на трансп. Корабле “Онь”. В ноябре 1915 переведен в Архангельск на должность командира тральщика “Скум”, затем командовал тральщиками Т-7, Т-4, Т-20, Т-13, Т-23, группой минных тральщиков. 18 июля 1917 г. произведен в мичманы по военному времени. В конце декабря 1918 г. уволен в запас. Служба в царском флоте оценена орденом Св.Станислава III ст. орденом Св. Анны III ст. с мечами и бантом, медалями. После революции вернулся в Литву, добровольцем вступил в Лит.армию, присвоено звание офицера артиллерии. До 1923 г. работал на различных жд. станциях комендантом, затем служба во 2-м транспортном батальоне, в конце 1926 г. – звание майор. В ноябре 1927 откомандирован в МВД, а там на должность командира “Prezidentas Smetona”. В январе 1932 г. корабль зачислен в резерв и Кашкялиса переводят в Мин.охраны края., водил корабль в 1934 г. на ремонт в Лиепае, в 1935 г. назначен на должность ком. корабля с правами ком. батальона., в ноябре 1937 г. по достижении пенсионного возраста уволен в запас. В 1940 г. Кашкялис советами был арестован, в заключении находился до марта 1941 г., обменен на несколько немецких комунистов, получил разрешение на репатриацию в Германию."

oigen999: Poplavok пишет: немного из биографии: Даже не рассчитывал на такое дополнение. Очень признателен за информацию. С уважением, oigen999.

Poplavok: Рад помочь.

Andrebond: Кстати 14 мая на Свири Кстати 14 мая, на Свири погиб единственный матрос, вероятно 2 статьи, Максимов Сергей Иванович.

Andrebond: Максимов Сергей Иванович Саратовской губернии, г.Хвалынска. Женат. Кроме него видимо умер :фельдшер 1 статьи Стешев Иван Алексеевич Мещанин г.Старицы, Тверской губернии. Холост.

miner: Andrebond пишет: Минеры , это не только те люди , которые ставили мины заграждения, стреляли из минных(торпедных аппаратов), взрывали , по необходимости свои корабли, но и судовые электрики. Исключение составляли гальванеры, специалисты - электрики по артиллерийским системам. Специалисты специально выделенной части. Спасибо за полезную информацию. Теперь понятно, что делал минер на пароходе "Свирь"

miner: МИНЕРЫ 1. Сокращенное наименование минных специалистов командного состава. 2. Специалисты рядового состава, обслуживающие минное вооружение корабля. В старом русском флоте минеры, кроме того, обслуживали и электрические установки, устройства и приборы общекорабельного назначения. Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941

Andrebond: Совсем забыл- были минеры радиотелеграфисты.

miner: Andrebond пишет: Совсем забыл- были минеры радиотелеграфисты. Теперь не ясно, на пароходе Свирь был минер или минер-радиотелеграфист?

miner: УПРАВЛЕНИЕ МИННЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ. Минные приспособления, по своему роду, разделяются на боевые, которые служат, наступательными средствами или как защита и на такие, которые необходимы во всякое время плавания корабля. К первым относятся минные аппараты, мины, минные погреба, боевые фонари и минное вооружение минных и паровых катеров; ко вторым - динамо машины, электрическое освещение, брашпили, шпили, электрическая вентиляция и остальные электрические приборы. Хотя все устанавливаемые на судах динамо-машины употребляются для всяких приборов и во всякое время, но те из них, которые помещатся в хорошо защищенных местах, называются "боевыми"; другие-же обыкновенно меньшей мощности и устанавливаемые исключительно для надобностей мирного времени, - "не боевыми". Дневное управление минными приспособлениями по боевому росписанию несколько разнится от ночного, когда могут потребоваться все осветительные приборы, поэтому за коренную обязанность принята дневная и назначение к ней дополнительной ночной дано той прислуге, которая занимает второстепенные обязанности у минных боевых приборов. В виду сложности действия у приборов минного вооружения, у которых не допускается никакой торопливости, а требуется только осторожность и отчетливость, изготовление приборов с успехом может делаться заблаговременно и поочередно одними специалистами по минной части. Тем не менее, чтобы не увеличивать число минных специалистов, назначаются к судовым минным аппаратам на второстепенные обязанности - матросы. В тех же случаях, когда требуется ручная сила, например при перемещении мины Уайтхеда или при повреждении механических приспособлений, старшие минные специалисты требуют помощи от трюмно-пожарного дивизиона. Для управления минными приспособлениями и электрической энергией назначаются минные офицеры или кондукторы. Старший минный офицер, по изготовлении минной части к бою, находится на минных прицелах в боевой рубке или там, где командир найдет более нужным. В зависимости от величины минного вооружения и электрической энергии назначается еще младший минный офицер. На его обязанности лежит наблюдение с технической стороны за приборами минной части. Он же заменяет старшего на прицелах, если в этом встретится надобность. Для командования минными катерами, когда они спущены для атаки или для специального назначения, назначаются на каждый из них офицер, по усмотрению командира. Для управления электрической энергией назначается минно-машинный кондуктор в каждое помещение, или на два подводных аппарата; он же заведует этим помещением и всем в нем находящимся. Для управления электрической энергией назначается один минный кондуктор. На его обязанности лежит наблюдение за электрическими приборами и исправления их повреждений во время боя. Прислуга минной части разделяется на прислугу: 1) минных аппаратов и всего что служит для их действий; 2) погребов; 3)боевых фонарей; 4) динамо-машин; 5)прочих приспособлений 6) минных и паровых катеров. Прислуга минных аппаратов назначается: а) к каждому отдельно стоящему аппарату или к двум парным, установленным на противоположных бортах, - один минный квартирмейстер. По изготовлению аппаратов к действию, он находится на прицелах в визирных портах; если прицелов два, например у парных аппаратов, то он переходит к прицелу стреляющего борта. Один из них в тоже время заведует беспроволочным телеграфом. Минный квартирмейстер от носового минного аппарата, по изготовлении его к действию, отходит к визирным прицелам подводных минных аппаратов; б) на каждый надводный минный аппарат - хозяином его или №1 - один минер; в) подручным к енму или №2 - один минер, он заменяет №1 во всех случаях подобно тому, как второй комендор заменяет первого у орудий; г) при минах - один минный машинист; д) хозяином принадлежности аппарата - один матрос. На каждый подводный минный аппарат: а) хозяином аппарата или №1 - один минно-машинный квартирмейстер; б) подручными при минах - два минных машиниста; в)для изготовления зарядного отделения мин - один минер; г) подручным минера и хозяином принадлежности аппарата - один матрос. Отредактированно Strannik4465 (13.11.2014 21:24:56) Источник

miner: Военная энциклопедия (Сытин, 1911—1915) В рус. флоте существуют след. звания М. спец-стов: М. оф-р I и II разр., М. инж.-мех-к; кондукторы — М., М.-машинный, электрик, телеграфный и старш. М.-артил. содержатель; унт.-оф-ры — М., М.-машинный, электрик, телеграфист и М.-артил. содержатель; старшие и рядовые — минер, заграждатель, М. машинист, электрик, телеграфист. МИННОЕ ДЕЛО ВО ФЛОТЕ. Исторический очерк. В 1886 г. заведен отдел. класс электроосветителей и, наконец, в 1904 г. — класс беспровол. телеграфа. Соврем. постановка учебн. дела в М. школе такова: при разбивке новобранцев, подлежащих приему во флот, им производятся экзамены по грамотности и арифметике; лучшие из них, имеющие 3-летния права и обладающие хорош. слухом, предназначаются в радиотелегр. класс; служившие до поступления эл-монтерами, а также хорошо грамотные и знающие 4 правила арифметики — в эл-технич. и в М. классы; знающие токарное и слесар. ремесло — в М.-машин. класс. В М. школе ученики-минеры проходят глав. начала арифметики, физики, геометрии, электр-ва и магнетизма, эл-технику, М. дело, взрывч. вещ-ва, мины заграждения и тралы. Ученики-электрики вместо 4 последн. предметов изучают монтерные работы, электр-во и эл-технику в значит. больш. объеме; ученики М. машинисты — кузнечное, слесар., токар. и медно-котел. мастерства, мины Уайтхэда, насосы; ученики-телеграфисты — устр-во судов. радиостанций и прием депеш на слух. Ученики-телеграфисты набираются из наиб. развит. людей, преимущ-но почтово-телегр. чин-ков. Благодаря этому, М. школа имеет возм-сть готовить телегр. у.-оф-ров в тот же промежуток времени, как и рядов. спец-стов, т. е. в 1 год, отбирая к нов. году лучших по поведению и познаниям в класс телеграфистов самост. упр-ния. Минная школа

miner: В те времена область, которой ведали минные офицеры, была очень широкой. Даже слишком широкой, так как все отрасли, как то: мины Уайтхеда, мины заграждений, электротехника, радиотелеграфия, траление и подрывное дело сильно развивались, и каждая в отдельности стала требовать своих специалистов. Поэтому в дальнейшем минные офицеры, в зависимости от наклонностей и назначений, невольно становились специалистами только по одной из них. Особенное развитие имела электротехника на линейных кораблях, и она уже стала нам не по плечу. Ею должен был ведать инженер-электрик. К тому же ежегодно стали появляться все новые и более усовершенствованные типы мин и другие предметы по минной части, и нам приходилось их вновь изучать. [138] Но наиболее специальной областью являлся радиотелеграф, и минные офицеры, посвятившие себя этой специальности, так и продолжали служить на должностях, связанных с нею. Граф Г. К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906–1914 / Примечания и послесловие А. Ю. Емелина. — СПб.: Издательство «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2006. — 336 с. Тираж 2000 экз. ISBN 5–86789–164-Х.

miner: miner пишет: Есть ли список членов команды парохода Свирь? Список нижних чинов парохода «Свирь» № п/п: Год в службе: Звание: Имена и фамилии: Примечания: 1. 1899 боцманмат Алексей Белов 2. 1901 рулевой боцман Николай Желяховский 3. 1899 рулевой Павел Уринович 4. 1899 рулевой Александр Горьков 5. 1898 сигнальщик Иван Дорофеев 6. 1900 сигнальщик Тихон Майоров 7. 1901 сигнальщик Василий Бурлов 8. 1899 водолаз Кузьма Быстров 9. 1902 водолаз Василий Беляков 10. 1903 водолаз Степан Юдинцев 11. 1900 матрос 1 ст. Тихон Макаров 12. 1902 матрос 1 ст. Сергей Кушнир 13. 1901 матрос 1 ст. Федор Дубровин 14. 1901 матрос 1 ст. Андрей Курицын 15. 1904 матрос 2 ст. Тихон Козлов 16. 1901 матрос 2 ст. Степан Очуреев 17. 1898 кок Терентий Немцов 18. 1900 Баталер 2 ст. Никифор Грызлов 19. 1904 Фельдш. 2 ст. Николай Петров 20. 1898 маш. кВ. 2 ст. Петр Язынин 21. 1902 машинист 1 ст. Иван Першин 22. 1902 машинист 1 ст. Павел Иванов 23. 1898 машинист 1 ст. Иван Грузков 24. 1903 машинист 2 ст. Иван Помелов 25. 1900 кочегар 1 ст. Василий Войцехович 26. 1902 кочегар 1 ст. Иван Волков 27. 1897 кочегар 1 ст. Василий Мезенцев 28. 1897 кочегар 1 ст. Александр Симонов 29. 1897 кочегар 1 ст. Сергей Маслов 30. 1897 кочегар 1 ст. Василий Горбунов 31. 1902 кочегар 2 ст. Евдоким Паскевич (?) 32. 1901 кочегар 2 ст. Карл Яркарний 33. 1902 кочегар 2 ст. Дмитрий Максимов 34. 1904 ученик кочегар . Александр Фомичев Итого: 34 человека. Спасибо участнику форума adron1974 за большую работу по составлению и публикации списка!



полная версия страницы