Форум » Русско-японская война » Разовые справки, консультации. » Ответить

Разовые справки, консультации.

ркр065: Решил по аналогии с разделом ПМВ завести и здесь данную ветку. Естественно, что тут предлагается выяснять вопросы периода РЯВ плюс-минус пара-тройка лет. Начнем? :) Имеется рукописный документ, датированный летом 1902 года. Ревель. Прибытие германской эскадры. В Ревеле находятся корабли УАО. По смыслу фразы идет речь об обменен сигналов "между К...... и Мининым". С "Мининым" всё понятно, а вот со вторым... Вопрос - кто бы это мог быть? Название начинается на букву К. Всего 5-7 букв в указанном падеже. Вторая - возможно гласная (о, а, е), но не И. Следом идет буква с длинной нижней палкой: возможно Р, а возможно - вторая и эта палка - это У. Следом - возможно Л. Но, не факт. А может это вааще не корабль. Типа: "между Карлосом и Мининым". А Карлос - какой-нибудь береговой пост в Ревеле. Какие буду Ваши мнения и идеи? С ув., М.

Ответов - 343, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

aden13: А не "Кремль"?

Прохожий: Так навскидку ответить трудно. "Кремль" вполне подходит, ибо состоял в УАО, Карлос как "береговой пост" также подходит, так как на этом острове у отряда были разные мелкие строения, там располагались береговые мишени и т.п. Если можно уточнить дату обмена сигналами, то шанс на определение адресата сигналов "Минина" возрастает.

ркр065: У меня тоже был первый вариант Кремль, но ... очень мешает буква или знак после К. Она тянет на какую-то гласную. Что касается даты - то на документе стоит 26 июля 1902 года. Карлос меня смущает тем, что речь идет об обмене радиосигналами. А я не слышал, чтобы там была в 1902 году радиостанция.


Прохожий: Насчет радиосигналов сказать трудно, надо посмотреть. Что касается остального, то дело обстоит следующим образом. В состав УАО в 1902 г. входили как постоянные, так и прикомандированные корабли: «Минин», «Память Азова», «Генерал-Адмирал Апраксин», «Адмирал Ушаков», «Император Александр II», «Кремль», «Первенец», «Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», а также минные суда. УАО прибыл в Ревель 6 мая, но боевую подготовку фактически скомкала подготовка к высочайшему смотру в связи с планировавшимся на 24 – 26 июля 1902 года посещением Ревеля германским императором Вильгельмом II. Немцы включили в свой отряд императорскую яхту «Гогенцоллерн», броненосный крейсер «Принц Генрих», бронепалубный крейсер «Ниобе» и три миноносца. С русской стороны участвовали императорские яхты «Штандарт», «Полярная Звезда». Судя по всему, если упоминавшийся сигнал адресовывался кораблю из состава УАО, то вероятнее всего «Кремлю», если же береговому посту, то на Карлосе. Кстати, нельзя ли поточнее о сигналах, скажем, цитатой из документа.

ркр065: Прохожий пишет: Судя по всему, если упоминавшийся сигнал адресовывался кораблю из состава УАО, то вероятнее всего «Кремлю», если же береговому посту, то на Карлосе. Спасибо за помощь. Подтвердилась версия Карлоса. Сегодня попробовал "на арапа" проверить все архивные выписки по беспроволочному телеграфу этого периода и нашел в одном документе роспись радиостанций на УАО. Согласно этому документу в кампанию 1902 года радиостанции на УАО предполагалось установить на "Минине", "Адмирале Синявине" (?) и на острове Карлос. Однако, в связи с Вашей информацией о визите германских кораблей возник другой вопрос - это был именно "Ниобе", или всё-таки может быть "Нимфе"? Ну и уже для собственного развития - а что там конкретно было на о. Карлос у УАО? Где можно прочитать?

Прохожий: К сожалению, я не встречал в литературе сколько-нибудь внятного описания сооружений на о. Карлос. Известно, что с конца 1850-х гг. он использовался для установки щитов. Однако сами щиты, по крайней мере, с конца 1880-х гг., хранились в складах на Северном больверке Ревельской крепости, где располагались и другие склады УАО. На Карлосе, в 1902 г.никаких капитальных сооружений не было, очевидно, поэтому о нем не упоминают «Отчеты по Морскому министерству» и т.п. документы. Что касается состава германского отряда, то к началу визита в него включили: яхту «Hohenzollern», броненосный крейсер «Prinz Heinrich», крейсер «Nimphe» и миноносец «Sleipner».

ркр065: Прохожий пишет: крейсер «Nimphe» Спасибо. Теперь почти всё встало на свои места :)

volnoper: Дневник полковника С. А. Рашевского начинается - "26 января. Около 12 час. ночи неожиданно для всех открыта была стрельба эскадры. Оказалось, что это была практическая ночная стрельба по щитам; вскоре она прекратилась." Честно говоря такого факта не знал. Или и не мог знать? Издание 1954 г.

Прохожий: Действительно, в дневнике С.А. Рашевского так сказано, но откуда он это взял, непонятно. Возможно, что-то объясняет М.И. Лилье, который в записи от того же 26 января заметил: «Вдруг около полуночи, мы услыхали выстрелы с эскадры, которая незадолго до этого вышла из гавани на наружный рейд. Но стояла далеко не в боевом порядке. Выстрелы с эскадры меня удивили; желая узнать, в чем дело, я кинулся к окну и увидел, что эскадра освещает море прожекторами. Вспомнив, что на этих днях на эскадре должны производиться маневры – отражение атаки миноносцев, – мы приняли эту стрельбу за артиллерийское учение и, успокоившись, продолжали прерванный разговор». Однако принято считать, что никаких практических стрельб в ту ночь не производилось. На эскадре с наступлением темноты приготовились к отражению минной атаки, т.е. поставили комендоров к противоминным орудиям и зажгли прожекторы. Часть кораблей подгружала уголь. В 23 ч. 35 мин. Вахтенный офицер «Ретвизана» лейтенант А.В. Развозов увидел в свете прожекторов два (из 10) миноносца, выходящих в атаку на его корабль, и объявил тревогу, после чего и началась стрельба.

wind: Прохожий пишет: Вахтенный офицер «Ретвизана» лейтенант А.В. Развозов Извините, что встреваю, Вы опечатались, Развозов был как Вам несомненно известно, старшим минным офицером, очевидно Вы хотели написать, что "... стоявший на вахте ... увидел..." и т.д. и т.п. Согласитесь Вахтенный офицер и Старший минный офицер, это две разные должности ;-). С уважением, В.

volnoper: wind. Очередное спасибо. Прохожий спасибо.

aden13: wind пишет: Развозов был как Вам несомненно известно, старшим минным офицером Володь, и ты не совсем прав... К началу войны старшим минным офицером "Ретвизана" был лейтенант И.И. Скороходов, а А.В. Развозов был младшим минным офицером, и в момент начала войны стоял на вахте вахтенным начальником.

Прохожий: Полагаю, вопрос о том, как назвать Развозова, менее интересен, чем тот, который задал volnoper. В первом случае всем понятно, о чем идет речь, а во втором, подозреваю, не вполне. Во всяком случае, я не возьмусь расписать последние часы перед началом войны. Существует иллюзия, что все известно и понятно, но разве это так?

volnoper: Известно, что ледокол "Ермак" был включен в эскадру Рожественского, сломался, в доке Киля выяснили, что у него со втулками. Вопрос - ледокол должен был в составе эскадры идти на Дальний Восток? Или как "Океан", его брали на часть маршрута. И обсуждалось ли включение "Ермака" (он был в норме) в отряд Небогатова?

Прохожий: Что касается "Ермака", я пас. Мои сведения ограничиваются словами Семенова, писавшего: " ... "Ермак", который в качестве могучего буксира должен был сопровождать эскадру ...". (Расплата. СПб., 1994. С. 289) Меня все же интересует преддверие войны. Известно ведь, что А.А. Вирениус в приказе от 30 декабря 1903 г. указывал: "Ввиду крайне тревожного политического положения и возможности скорого наступления военного времени ...". А.М. Щастный, служивший на "Манджуре", писал 25 января 1904 г.: "не о чем другом мне вам писать, как только о войне. Этими разговорами, соображениями, предположениями пропитан Шанхай, его воздух и люди". А делее: "Известия самые тревожные ... Японцы сосредоточили войска и провиант на о-ве Тсу-сима ... Из Артура и Дальнего выселяют японцев. И наконец сегодна раздался заключительный аккорд перед войной. наша эскадра вышла из Артура, и сейчас принесли известия, что она стала на якорь в Чемульпо - ближайший порт к Сеулу. Завтра вручается окончательная нота японскому правительству, по слухам, полная уступок, за которой, в случае отрицательных результатов, двинется далее наша артурская эскадра ...". По мне так настроения весьма определенные. Впрочем, 6/18 февраля он же писал: "... По всему видно, что переговоры предполагалось еще некоторое время вести, не придавая флоту вполне законченного боевого вида, хотя за неделю можно было сказать, что война на днях разразится".

volnoper: Еще о Развозове. В именном указателе к дневнику Рашевского - "Развозов А. В. (р. 1879 г.) - лейтенант флота, старший минный офицер броненосца "Ретвизан"... Может отсюда в том числе и пошла ошибка. Именной указатель вообще изобилует мор. ошибками. Вершина информационной войны с правдой - "Расчаковский (Расщаковский) М. С. (р. 1876 г.) - лейтенант, командир миноносца "Решительный"; 6 августа 1904 г. убит в морском бою с японской эскадрой на пути из Порт-Артура в Чифу"!!!

Ермакъ: volnoper пишет: Известно, что ледокол "Ермак" был включен в эскадру Рожественского, сломался, в доке Киля выяснили, что у него со втулками. Вопрос - ледокол должен был в составе эскадры идти на Дальний Восток? Или как "Океан", его брали на часть маршрута. И обсуждалось ли включение "Ермака" (он был в норме) в отряд Небогатова? Извините, грех, наверное, себя цитировать, но все же. Кузнецов Н. Ледокол "Ермак". М., 2007. С. 13 - 14. "Довелось «Ермаку» принять некоторое участие и в русско-японской войне 1904–1905 гг. При отправлении на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры предполагалось, что она благополучно дойдет до Владивостока, который и станет ее базой. Именно поэтому Наместник Его Императорского Величества на Дальнем Востоке генерал-адъютант Е.И. Алексеев писал в телеграмме от 12 августа 1904 г., адресованной генерал-адмиралу Великому Князю Алексею Александровичу: «… нельзя упускать из вида, что свобода действий эскадры, имеющей базой Владивосток, должна быть обеспечена сильными ледоколами и не может находиться в зависимости от исправности одного парохода ″Надежный″: почему присылка ″Ермака″ представляется крайне необходимою». В итоге ледокол включили в состав эскадры. Сразу же после ее выхода из Либавы, 5 октября 1904 г., по приказанию командующего был произведен опыт по тралению пути перед эскадрой. Для этого были выбраны «Ермак» и буксирный пароход «Русь». Однако опыт не удался, так как вследствие неудачных маневров трал лопнул. «Ермака» в том походе по-стоянно преследовали неудачи: посто-янно происходили поломки машин, а у мыса Скаген кор-мовая машина отказала окончательно. Когда же командир ледокола Р.К. Фельман (капитан 2-го ранга М.П. Васильев погиб вместе с адмиралом Макаровым под Порт-Артуром при взрыве броне-носца «Петропавловск») отправился на вельботе к флагманскому броненосцу с тем, чтобы доложить о состоянии судна и результатах траления, он был обст-релян артиллерийским огнем с «Князя Суворова». Впоследствии З.П. Рожественский обвинил Фельмана в преднамеренном неисполнении приказаний. 20 октября 1904 г. вместе с минонос-цем «Прозорливый», имевшим неисправные холодильники и поврежденную носовую часть, ледокол был отослан обратно в Россию. Именно после этого эпизода на эскадре родилась частушка, которую привел А.С. Новиков-Прибой в «Цусиме»: «Мы у Скагена стояли, Чуть "Ермак" не расстреляли И, страшась японских ков, Разгромили рыбаков». «Ермак» провожал в поход и 3-ю Тихоокеанскую эскадру. 24 января 1905 г. он вышел из Риги в Либаву. На следующий день он прибыл туда, и в дальнейшем, по словам официальной истории Русско-японской войны на море, «...При его помощи броненосцы береговой обороны выходили в море, пробовали машины, производили пробную стрельбу и определяли девиацию, после чего вновь вернулись в канал». 2 февраля 1905 г. ледокол принял участие в выводе кораблей на рейд перед началом похода, закончившегося трагедией Цусимы. Только счастливая случайность уберегла первый в мире линейный ледокол от гибели".

Юрген: ркр065 пишет: летом 1902 года. Ревель. Прибытие германской эскадры. В Ревеле находятся корабли УАО. Если мне не изменяет склероз, то это событие весьма подробно описал Новиков-Прибой, в главе о Рожественском - написано, что Николай II, был в форме немецкого адмирала, а кайзер - русского, как в ходе стрельб Рожественский на глазах двух величеств швырнул за борт бинокль. Вроде там перечислены и все корабли. Увы, книги под рукой нет. С уважением Ю.

Юрген: Визит кайзера Вильгельма II в Ревель. Русские и германские корабли на рейде. Слева направо: броненосец "Ретвизан", броненосец "Победа", бронепалубный крейсер "Ниобе", броненосный крейсер "Принц Генрих", императорская яхта "Гогенцоллерн". (вот отрывок из истории УАО) 23 июля на яхте "Гогенцоллерн" в сопровождении крейсеров и миноносцев на Ревельский рейд прибыл Вильгельм II. Личная встреча двух императоров произошла близ острова Нарген. Затем самодержцы уделили внимание и флоту. Прошли они на своих роскошных яхтах и мимо кораблей Учебно-артиллерийского отряда. Пересев на флагманский "Минин", монархи и их многочисленная свита стали зрителями грандиозного спектакля, разыгранного по сценарию и под руководством 3. П. Рожественского. Еще отрывок из книги о ББО "Адмирал Ушаков" В июне-июле 1902 г. Учебный артиллерийский отряд одновременно с выполнением обычной программы стрельб готовился к маневрам в присутствии двух императоров. Вильгельм II прибыл в Ревель 23 июля на яхте «Гогенцоллерн» в сопровождении крейсеров «Принц Генрих», «Ниобе» и миноносцев. Встреченный Николаем II на «Штандарте» у острова Нарген, германский император под грохот салюта обошел внушительный строй кораблей на Ревельском рейде. Только Учебный артиллерийский отряд насчитывал семь броненосцев, два броненосных крейсера, минный крейсер и четыре миноносца, на борту которых находилось 4700 офицеров и матросов. Кроме отряда в смотре участвовали яхты, крейсер «Светлана» и новые броненосцы «Победа» и «Ретвизан». Т.О. обмен позывными у "Минина" мог быть только с каким-нибудь германским миноносцем

Georg G-L: А. С. Новиков-Прибой в "Цусиме" пишет: "Отряд возглавлял флагманский крейсер 1-го ранга "Минин", на котором я проплавал … летнюю кампания 1904 года. ... Капитан 1-го ранга, типичный немец, законник, рылся в это время в книжном шкафу. Услышав мой голос, он повернулся ко мне, высокий и широкоплечий. Кто был командиром "Минина"?

wind: "Мининым" с 06.12.1901 командовал капитан 1 ранга Николай Карлович Бергштрессер. С уважением, В.

Georg G-L: Искренне благодарен за ваш ответ и консультацию.

wind: Ув. Georg G-L не стоит бладгодарить, мы ведь для этого и собрались тут, чтобы помогать ;-)) ... С уважением, В.

Georg G-L: Если не затруднит, какова дальнейшая судьба Н. К. Бергштрессера. с 24.07.1906 он назначен капитаном над Кронштадским портом. А потом?

wind: Georg G-L пишет: с 24.07.1906 он назначен капитаном над Кронштадским портом Сначало был исправляющим должность, 06.12.1906 г. произведен в Контр-Адмиралы с утверждением в должности. 13.10.1908-1910 г. - Командир порта Императора Александра III 26.12.1910 г. - Уволен от службы Вице-Адмиралом, с мундиром и пенсией. Умер в ноябре 1919 г. в Петрограде, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. С уважением, В.

Georg G-L: Спасибо!

realswat: В показаниях Следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя 3-го артиллериста броненосца Орел лейтенанта Рюмина упоминается, что он (Рюмин) был командирован на Донской в качестве старшего артиллериста в Либбревилле и оставался на Донском до Мадагаскара, на Орел вернулся "недели за две" до ухода из Носси-бэ. Причина командировки не указана, просто "вместо лейтенанта Веселаго". Известно ли: 1. Что случилось с лейтенантом Веселаго? 2. Кто стал старшим артиллеристом Донского после ухода Рюмина?

wind: realswat пишет: 1. Что случилось с лейтенантом Веселаго? 17.11.1904 г. списан в наличие экипажа, вместе с мичманами Селитренниковым и Варзаром. Была такая история на 2 эскадре, если память не изменяет, Рожествеский запретил съезжать с судов, а Веселаго со товарищи ходили на шлюпке в гости к сестричкам на "Орел", на обратном пути попались на глаза ЗПРу. Пишу по памяти т.к. еще на работе ;-))... realswat пишет: 2. Кто стал старшим артиллеристом Донского после ухода Рюмина? Лейтенант П.Н.Дурнаво 2-й С уважением, В.

volnoper: Ермакъ. Спасибо за справку.

volnoper: Из рапорта вице-адмирала Чухнина морскому министру Бирилеву от 27 августа 1905 г. "... Лощинский не может быть сюда допущен: отсюда он уехал при странных обстоятельствах и должен был быть привлечен к ответственности за особые дела в порту, но вместо этого его отправили в Порт-Артур...". Если ли сведения, а что такого натворил Лощинский?



полная версия страницы