Форум » Русско-японская война » Подводное плавание » Ответить

Подводное плавание

ВЛАДИБОРЪ: Начавшаяся 27 января 1904 года Русско-японская война дала сильнейший толчок к созанию подводных сил России. Как это было и кто они были первые офицеры подводного плавания? Открывая эту тему надеюсь на активное участие форумчан специалистов в этой области. Приказом по морскому ведомству от 30 апреля 1905 года № 96 установлены следующие мероприятия для содержания подводных лодок в постоянной боевой готовности. 1. Подводные лодки расписываются по портам; при чём все лодки того же порта зачисляютя в один из экипажей, располженных в порте. В зависимости от числа лодок, их боевых и морскихт качеств, они распоряжением главного морского штаба разделяются на отряды, не более 15 лодок в каждом. 2. Чины подводных лодок каждого порта образуют одну команду, которая в зависимости от числа нижних чинов подразделяется на роты, при чем чины того же отряда не могут быть разъединяемы в разные роты. 3. В случае содержания отряда подводных лодок в портах отдельно от своих экипажей, команды подводных лодок прикомандировываются для довольствия к местному экипажу или местной команде; если таковых нет, то из команд подводных лодок составляются самостоятельные части; в обоих случаях команды подводных лодок остаются в составе своих экипажей. 4. На каждую подводную лодку, зачисляемую в списки судов флота, немедленно назначается постоянная команда, которую надлежит всегда иметь в полном комплекте. 5. В команду подводных лодок назначаются нижние чины соответствующих качеств и состояния здоровья, преимущественно из числа желающих. 6. Чины подводных лодок освобождаются от всех нарядов по экипажу, за исключением нарядов для надобностей команды подводных лодок. 7. Заведование каждым отрядом подводных лодок и их командами поручается особому штаб-офицеру или лейтенанту, состоящему на окладе капитан-лейтенанта, наназначаемым Высочайшими приказами по морскому ведомству, преимущественно из окончивших курс в минном или артиллерийском классах и плавающих на подводных лодках. 8. Если к порту приписано несколько отрядов подводных лодок, то то заведование командой на берегу возлагается на старшего из заведующих отрядами. 9. Личный состав каждого отряда подводных лодок составляют: заведующий отрядом, командиры подводных лодок, их помощники, по одному на каждую лодку, инженер-механик, старший фельдшер, санитар, содержатель казённого имущества кондукторского звания, баталёр и команда лодок. 10. Командиры подводных лодок назначаются преимущественно из окончивших курс в артиллерийском или минном офицерских классах штаб или обер-офицеров флота. 11. На каждой лодке, по крейней мере, один из офицеров должен быть из числа окончивших курс в минном или артиллерийском классах. 12. Командиры подводных лодок и их помошники назначаются не менее как на два года, при чём одновременная смена командира и его помощника не допускаютс. 13. Командиры рот команды подводных лодок, для управления ротами на берегу и для ведения ротного хозяйства, назначаются из командиров подводных лодок. В каждой роте сверх табельного состава команд подводных лодок назначаются один фельдфебель, один писарь и три кока. 14. На убыль команд назначается 50 % всех специалистов; эти люди расписываются на плавание по подводным лодкам, сверх комплекта. 15. Для приучения к подводному плаванию и для приготовления в рулевые, назначаются молодые матросы в числе сообразно потребности. 16. Для поддержания подводных лодокв постоянной исправности и личного состава их на высоте требований, лодки назначаются ужегодно в плавание не менее как на 3 месяца и притом в разное время года. В плавании обучение в отрядах ведётся под наблюдением заведующих отрядами. 17. Для содействия обучению назначаются в каждый отряд, на время, по одному судну достаточной вместимости, для помещения личного состава лодок, запасов провизии и материалов и снабжённому всеми необходимыми средствами для оказания помощи подводным судам при авариях и для производства ремонта. С уважением, Вл.

Ответов - 166, стр: 1 2 3 4 5 6 All

wildcat:

wildcat:

wildcat: Забыл сразу написать, что статью следует читать, как бы это сказать, аккуратно, ибо она содержит определенное количество неточностей и опечаток.


Oleg: На одной из фотографий написано "Подлодки сибирской флотилии". А где она базировалась? Озеро Байкал? Река Амур?

Автроилъ: Oleg пишет: А где она базировалась? Разумеетсся во Владивостоке. С уважением...

Oleg: Я не знаком со структурой названий боевых соединений царской армии. Странно что Владивосток относился к Сибири. Откуда появилось это название? "СИБИРСКАЯ"?

aden13: Oleg При присоединении в XIX веке к России нынешней териитории Приморского края, она была названа Приморской областью Восточной Сибири, а флотилия соответственно название Сибирской флотилии

ВЛАДИБОРЪ: ист. ГАНГУТ № 2/1991 Э.П. Игнатьев К зюйду от острова Русский. С уважением, Вл.

Автроилъ: Про подводников Первой мировой (не хотел делать отдельной темой). Весьма шедеврально. http://www.vk-smi.ru/2006/may06/vkmay061003.htm

Автроилъ: Командиры подводной лодки "Плотва" 1. Фон Липгарт Р.Э. (1904-1905, 17.02/19.03.1907-21.11.1910). 2. Панютин Н.Д. (1905). 3. Никифораки А.Н. (15.08.1905-18.04.1906). 4. Нищенков А.А. (19.02.1907-19.03.1907). 5. Виноградов В.А. (12.03.1910-31.05.1910). 6. Введенский 1-й К.Е. (24.06.1910-07.03.1911). 7. Лагидзе И.Б. (врид 14.11.1910-03.08.1911). 8. Погорецкий В.В. (28.06.1911-10.10.1913).

Ad rem: Автроилъ пишет: Весьма шедеврально. Наверное, это связано с тем, что: "Смеется суслик в неуютной норке. На спинку опрокинулся жучок. Хохочет ёжик, носится по горке, Совсем с катушек съехал дурачок! Летают птички странными кругами, И ржет кобылка с пенкой изо рта. Сороконожка дрыгает ногами. От смеха слёзки льются у крота. Ржут белочки и падают с деревьев. Сова забавно ухает в дупле. Хохочет грач до выпаденья перьев. И мушка со сверчком навеселе. Кузнечики смеются в травке где-то, Мышонок, змейка, ящерка и тля . Стояло жаркое, засушливое лето..... Горели конопляные поля. "

Автроилъ: Ad rem пишет: Наверное, это связано с тем, что: "Смеется суслик в неуютной норке..." Это кто суслик, то? Прошу конкретно, с именем и фамилией. С уваженем...

wildcat: Автроилъ пишет: Про подводников Первой мировой (не хотел делать отдельной темой). Весьма шедеврально. Да, интересно. По поводу фотографии (точнее части от нее), то она сделана после награждения за атаку 21 мая 1915 года (причем командиром лодки на тот момент был Меркушев. На фотографии в центре в черном кителе). Это был 4-х торпедный залп веером, достаточно новый на тот момент вид атаки. Результат атаки неизвестен. 15 июля новая атака веером из 3-х торпед по "Бремену", но мимо - ошибка в вычислении.

wind: wildcat пишет: Это был 4-х торпедный залп веером, достаточно новый на тот момент вид атаки Ну почему же, если не отбивает память ;-)), Подгорный, один из авторов веерной стрельбы, давал пятиторпедный залп ;-))... У немцев ничего подобного не было в ПМв. С уважением, В.

Автроилъ: Господа, с благоговением относясь к Вашей эрудиции, хочется сказать, что шедевр этого опуса заключается в весьма богатом воображении его автора. Только один фрагмент: «...Командир направил лодку на флагманский корабль, подбив его торпедой. Остальные корабли после этого сразу повернули назад. Но пострадала в бою и российская подлодка. Она была под горящим кораблем, когда тот быстро пошел ко дну и, зацепив подлодку, повлек вниз и ее. От гибели лодку спасло только то, что корабль прямо над ней разломился на две части, которые упали на дно с боков от "Окуня". Но поврежденная лодка тоже осталась лежать на дне.»

wildcat: wind пишет: Ну почему же, если не отбивает память ;-)), Подгорный, один из авторов веерной стрельбы, давал пятиторпедный залп ;-))... У немцев ничего подобного не было в ПМв. С уважением, В. Верно, первый в мире пятиторпедный залп был произведен летом 1913, но это был Власьев - командир ПЛ "Акула" на тот момент. А смысл моей фразы был несколько иным. Ну а Подгорный совместно с Гудима в 1912, действительно, разработал методику, точнее методику разработал Гудима, а подгорный для этой методики довел до ума ТА Джевецкого. Оба тогда командовали лодками типа "Кайман". Подгорный (вот теперь если мне не отбивает память) был командиром "Крокодила", а Гудима - "Дракона".

volnoper: wildcat. Вы много раз пишите "Гудима". Такое написание фамилии есть в документах, а то у меня в био он просто Гудим. Я уже встречал такие сокращения например мичман Цвет (цусимец), а потом оказывается он Цвет-Колядинский и вроде того...

Александр: volnoper пишет: просто Гудим Гудим-Левкович был и капитан-лейтенант Гудима Павел Степанович, кавалер ордена св. Георгия IV степени (11.1850, «… За беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах…») С неизменным уважением, А.

volnoper: Спасибо Александр.

wildcat: volnoper пишет: wildcat. Вы много раз пишите "Гудима". Такое написание фамилии есть в документах, а то у меня в био он просто Гудим. Я уже встречал такие сокращения например мичман Цвет (цусимец), а потом оказывается он Цвет-Колядинский и вроде того... Скорее всего это ошибка с моей стороны, хотя такое написание я в свое время встречал. Меркушев в своих "Записках ..." пишет именно Гудим. В альманахе "Подводный флот", откуда я приводил список экипажа он, тоже пишется как Гудим, поэтому спасибо за замечание.

wildcat: Александр пишет: Гудим-Левкович Ага, пока писал свой пост вопрос-то и прояснился. Что ж, тогда и от меня спасибо.

Александр: Да чего уж... мы завсегда... А.

wildcat: Вот она целиком. Шоб було.

Александр: Беклемишев Михаил Николаевич 23.09.1858, село Божениново Алексинского уезда Тульской губернии - 18.02.1936, Ленинград 1875 – окончил 5 классов Тульской гимназии, зачислен на штурманский отдел Технического училища Морского ведомства без экзаменов 1879 – окончил Техническое училище Морского ведомства, кондуктор Корпуса флотских штурманов, назначен в 3-й флотский экипаж лето 1879 - 1881 – в кругосветном плавании на клипере Разбойник 1881 – командир миноноски Сирена; разработал конструкцию первого в мире противоминного трала - состоял из пенькового троса длиной 183 м, на который были надеты металлические цилиндры весом 1-1.5 килограммов. При буксировке двумя кораблями, когда трал полз по дну, эти цилиндры вращались, как колеса, не позволяя ему цепляться за подводные препятствия. Захватывая таким тралом минреп, можно было отбуксировывать мины на мелководье и там обезвреживать осень 1881 – младший штурманский офицер броненосца береговой обороны Первенец 1882 – в плавании на канонерской лодке Мина 10.1883 – слушатель Минного офицерского класса, прапорщик Корпуса флотских штурманов 05.1884 – окончил класс, в партии «по заграждению рейдов и фарватером минами», преподаватель минной школы (Кронштадт), минный офицер 2 разряда 1884-1888 – в плаваниях на клипере Жемчуг, крейсера Африка, миноносце Котлин осень 1888 – зачислен на механический отдел Николаевской морской академии 1890 – окончил механический отдел Николаевской морской академии 1891 – окончил кораблестроительный отдел Николаевской морской академии поручик Корпуса флотских штурманов, переименован в мичманы с зачислением в 8-й флотский экипаж командирован на завод Крейтона (город Або) для наблюдения за установкой на строящиеся миноносцы минного вооружения 1891 – командир миноносца Пернов (типа Взрыв); наблюдал за его постройкой в Гавре (Франция) лето 1893-1894 – занимался опытами по применению бездымного пороха при стрельбе минами (на канонерской лодке Мина, в бассейне Гребного канала Санкт-Петербурга), лейтенант 1895 – в заключительных опытах на миноносцах № 159 и № 25 1894-1899 – в кампаниях командир миноносцев № 159, № 25, канонерских лодок Мина и Дождь 1894-1902 – преподавал в Минном офицерском классе 19.12.1900 - по представлению Морского Технического комитета назначен в комиссию для разработки проекта подводной лодки 22.12.1900/04.01.1901 – Морское министерство согласно принятому ранее решению о проектировании и постройке полуподводных судов пригласило приступить к разработке проекта боевой подводной лодки 01.1901 – минный офицер минного транспорта Амур 09.07.1901- вошёл в состав Строительной комиссии для строительства подводных судов с 07.1901 – в командировке в Соединённых Штатах Америки для ознакомления с подводным судостроением, принимал участие в погружении подводной лодки Фультон, осмотрел последнюю подводную лодку Голланда 11.1901 – в командировке во Франции, организовывал поставки аккумуляторов, в Англии и Италии капитан 2 ранга (12.1901) конец 09.1902-середина 08.1904 – командир подводной лодки Дельфин с 11.1902 – в командировке на завод Даймлера (Канштадт, Германия) для испытаний бензиномотора с 08.1903 – председатель комиссии по приёму и испытаниям строящихся подводных лодок, временно исполнял обязанности заведующего подводным плаванием конец 01.1904 – награждён 19500 рублями Руководил испытаниями подводных лодок на Большом Кронштадском рейде 24.05.1904 – подписал контракт с фирмой Крупп на постройку трех лодок типа "Е" (Карп) конструкции Р. Эквилея 1904-09.07.1904 – командир подводной лодки Форель; назначен по собственной инициативе, чтобы доказать безопасность плавания на подводной лодке; из-за ненадёжности личный состав не хотел на ней служить; дал высокую оценку подводной лодке. После этого удалось укомплектовать команду Координатор транспортировки подводных лодок на Дальний Восток, прибыл во Владивосток 1904 - участвовал в подготовке соглашений с фирмами Голланда и Лэка 06.1904-1906 – член технической комиссии по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования 08.1904-04.1905 – заведующий подводными миноносцами при правлении Балтийского завода 09.1904-06.1905 (1906) – командир подводной лодки Макрель 1905 – разработал конструкцию прибора для связи с подводными лодками («акустический телеграф через воду»), в который удалось смонтировать для «записи депеш» 08.1905 - член комиссии (председатель – Э. Н. Щенснович) «по исследованию состояния и боевой готовности подводных лодок, находящихся во Владивостоке» Инициатор создания Учебного отряда подводного плавания (Высочайше утверждён 27.03.1906) 1906 – помощник заведующего подводным плаванием, капитан 1 ранга (весна 1907) 07.12.1907 – зачислен в список офицеров подводного плавания, (Циркуляр Главного Морского Штаба № 269); «Согласно заключе¬нию комиссии, производившей в этом году экза¬мен обучавшемуся составу учебного отряда под¬водного плавания, а также на основании знаний, приобретенных некоторыми офицерами за время своей предыдущей службы на подводных лодках, нижеупомянутые лица, как удовлетворяющие всем необходимым условиям для управления и службы на таких лодках, зачисляются в список «офицеров подводного плавания» Председатель комиссии по приёмке подводной лодки Почтовый с 1908 – заведующий отделом подводного плавания Морского Технического комитета 1908-1913 – заведующий отделом подводного плавания Балтийского завода 1909 – по предложению Б. создана гидрофоническая мастерская, инициатор создания в России аппаратуры звукоподводной связи заведующий отделом подводного плавания Главного Морского Штаба, член Морского Технического комитета временный запасной член военно-морского суда Кронштадского порта действительный член Русского технического общества член Лиги обновления флота 26.12.1910 – уволен в отставку с мундиром и пенсией с производством в генерал-майоры по Адмиралтейству 1912-1914 - консультант заводского отдела подводного плавания (Балтийский завод) заведующий военно-мор¬ского отдела Русского электротехнического об¬щества, преподаватель Военно-электротехнической школы, Морского Инженерного училища, Высших курсов Николаевской инженерной академии 1911-1915 - преподаватель минного дела на военно-морском цикле Петроградского Поли¬технического института 1914-1917 – консультант завода общества Динамо 1916-1917 – уполномоченный Министерства Торговли и промышленности по наблюдению за эвакуированными заводами с конца 1918 - младший консультант при Коллегии по военному судостроению, ведал постройкой и ремонтом кораблей, работал в группе профессора Бубнова по перестройке линейных крейсеров типа Измаил в трансатлантические пассажирские пароходы с 1919 – начальник отдела подводного плавания Главного Управления судостроения 1920 (1921) – уволен «за сокращением штата и преклонностью возраста», по некоторым данным, арестован После освобождения назначен старшим наблюдающим отдела подводного плавания 1926-1931 – в штате Остехбюро 1926 – капитан парохода Микула (плавучая лаборатория волнового управления Остехбюро; испытывались управляемые по радио торпедные катера) 02.1926-04.1931 – командир опытового судна Конструктор, бывший эскадренный миноносец Сибирский Стрелок (Ладожское озеро) сотрудники Остехбюро во главе с его начальником В.И. Бекаури добились увольнения как «социально опасного сотрудника» конец 1930 – начало 1931 – находился под стражей без предъявления обвинения с 04.1931 – в отставке 04.1933 – «снят с пенсии как высший чин старой армии» масон умер от сердечного приступа похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; могила не сохранилась кавалер орденов св. Владимира IV степени с бантом св. Анны III степени св. Станислава II степени награждён денежной премией (1895, ввиду «… достижения таких научных и важных для флота результатов…»), (01.1904, за постройку подводной лодки Дельфин) светло-бронзовой медалью "В ознаменование Монаршей признательности войскам, участвовавшим в войне с Японией 1904-1905 гг." (1906) медалью "В память 100-летия Отечественной войны 1812-1912 гг." (1912) медалью " В память 300-летия Дома Романовых 1613-1913 гг." (1913) медалью «В память 200-летия сражения при Гангуте. 1714-1914 гг.» (1914) автор книг: «Специально-минные суда» (1898) сын – Владимир, на 1939 – капитан теплохода Пионер Балтийского морского пароходства,

Прохожий: ABP_TOR пишет: Еще меня интересуют сведения об организации перебросок лодок по Транссибу Позволю себе заметить, что В.Г. Андриенко в 28 и 29 выпусках "Гангута" писал об этом довольно подробно, равно как и в совместной с Л.Г. колотило монографии "Трансбайкальский перекресток" (СПб.: Наука, 2005).

Юрген: Вот интересный документ. В какой-то степени он подводит некоторые итоги применения первых лодок. С уважением Ю.

Юрген: Всем здравствуйте. Тут поднимался вопрос о присутствии в Порт-Артуре сверхмалых лодок "Петр Кошка" и "Губэ". Версию эту в "свет" запустил Наваль №1 статьей П. Боженко "Подводные миноносцы: боевой дебют" Вот цитата из этой статьи "Кроме упомянутой лодки Джевецкого в крепость была доставлена, вероятно в 1903 году на броненосце "Цесаревич", лодка французского конструктора Т. Губэ (водоизмещение - 10 тонн, экипаж - 3 человека, скорость хода - 5 узлов в течение 6-7 часов, вооружение - 2 торпеды), В первые же дни войны со специальным эшелоном отправился на Дальний Восток начальник рабочего отряда Балтийского завода Н.Н. Кутейников. Он был строителем подводной лодки "Петр Кошка" и, вероятно, в числе прочих грузов по железной дороге следовала тогда и эта субмарина. Она обладала одним очень большим преиму¬ществом - разбиралась на 9 частей, и могла транспортироваться в обычном вагоне. В 1901 – 1902 годах в Кронштадтском отделении Балтийского ЗУ была по проекту лейтенанта Е. В. Колбасьева построена подводная лодка "Петр Кошка". Этот полуэкспериментальный подводный корабль, оснащенный только электродвигателем, работавшим от аккумуляторных батарей, строился в обстановке строжайшей секретности. Его даже не зачисляли в списки флота, а в документах морского ведомства сведений о нем почти нет. Водоизмещение субмарины составляло 20 тонн, экипаж – 2 человека, вооружение – 2 торпедных аппарата, скорость хода – 6 узлов, дальность плавания – 15 миль. Боевая ценность "Петра Кошки", конечно, была невелика". О Губэ у меня тоже кое что есть, но пока не нашел. А вот о "Кошке" - материал прямо из первых рук от самого академика Крылова (его мемуары). Судите сами о "ценности" инф. Боженко: «В 1902 году, заведуя опытовым бассейном, сижу я раз в своем кабинете и что-то считаю. Докладывают, что меня желает видеть капитан 2 ранга Колбасьев. – Я к вам с приказанием от начальника Главного морского штаба. Я встал. — Начальник штаба приказал поместить в бассейн мою подводную лодку, держать ее совершенно секретно; сколько постов часовых вам надо? — Женька, перестань ломать дурака; никаких постов мне не надо, поставлю твою лодку вдоль стены, устрою кругом нее забор из теса, сверху закрою брезентом, скажи, что тебе надо. — Видишь ли, моя лодка особенная, разборная, из шести отсеков, каждый из которых в отдельности можно грузить на верблюда и перевезти в Персидский залив, а там собрать все это совершенно скрытно. Привез он свою посудину из шести отсеков, длиною метра по два. Поместил я его лодку в бассейн, зашил ее кругом досками. Оказалось, что лодка тонет; решил он обшить ее слоем пробки толщиною фута в два. Стал вырабатывать пробку, склеивая ее из множества слоев особым клеем.... Попутался он еще месяца два и увез лодку в Севастополь. Прошло шесть лет. В январе 1908 года я был назначен на пост главного инспектора кораблестроения, а в сентябре месяце – исполняющим должность председателя МТК. По этой должности стал я знакомиться с секретными делами. Смотрю: «Дело Колбасьева». Выяснил, что испытания провалились, а в 1908 году лодка Колбасьева стояла в Севастополе на швартовых у его устричного завода и служила пристанью для шлюпок; никуда она никогда не ходила, и на верблюдах в Персидский залив ее не возили». Как видите "Петр Кошка" в порт-Артур попасть не мог, посему его можно смело вычеркнуть из списков участников РЯВ. С уважением Ю.

volnoper: Юрген. А ведь есть инфа, что была построена не одна лодка Колбасьева.

Юрген: volnoper пишет: ведь есть инфа Уточню по Рубиновскому справочнику (2006 г.) там есть все, что хоть формально закладывалось, но речь идет именно о "Петре Кошке". Да и даты бьют. С уважением Ю.

Рамзес: Уважаемый Юрген уточнить конечно не мешает - вот только и справочники частенько много чего теряют Я пару лет назад сразу после выпуска ту книгу в руках подержал , а брать не стал - если не сложно гляньте что пишут о 4 ПЛ типа З - малые подводные минзаги закладки 1917 г и о большой ПЛ с предименем Опытная , что Балтийскому заводу в 1916 заказали Это не РЯВ и к данной теме отношения не имеет , но маленький показатель неполноты самых современных справочников Если найдете больше пары фраз - сбросьте на мейл , только кажись там такие вообще не упомянуты , хотя работы по ним велись и минимум корпуса ревельских даже Отечественную пережили , правда уже в другом качестве



полная версия страницы