Форум » Гражданская война » Броневые части СЗА. » Ответить

Броневые части СЗА.

Автроилъ: Позволил себе перепечатать сюда эту статью по той причине , что броневые части СЗА в большей степени были укомплектованы моряками (фамилии известны). Броневые части Северо-Западной армии. На всех фронтах Гражданской войны в России так называемые "технические части" играли достаточно большую роль. Бронированные поезда, автомобили и танки, появляясь на полях сражений, наводили панический ужас на пехотинцев и кавалеристов воюющих сторон - в большинстве своем недавних крестьян, многие из которых никогда не видели даже паровоза. Вследствие известных причин, войска всех Белых армий никогда не были многочисленны. Поэтому использованию "технических средств борьбы" белым командованием всегда придавалось особое значение. Не составляла исключение в этом плане и Северо-Западная армия. Наиболее осуществимым в условиях острой нехватки техники, представлялось создание и использование броневых поездов. На базе железнодорожных вагонов и платформ удобнее и быстрее всего возможно было установить орудия и пулеметы, прикрыв их хотя бы импровизированной броней, и придав им таким образом необходимую подвижность и защиту. К сожалению, отсутствие необходимых ресурсов в полосе армии не позволило добровольцам Северо-Западной армии создать большое количество бронепоездов, образовав из них мощный ударный кулак подобный бронепоездным частям ВСЮР. В составе СЗА действовало 4 бронепоезда, отбитых у красных, либо построенных собственными силами. Они носили следующие имена: "Адмиралъ Колчакъ", "Адмиралъ Эссенъ", "Талабчанинъ" и "Псковитянинъ". В настоящее время до нас дошли лишь отрывочные сведения об их конструкции, вооружении и боевом пути. Из отдельных опубликованных мемуаров участников Белой борьбы на Северо-Западе известно, что белые бронепоезда с честью прошли тяжелый путь от Нарвы до предместий Петрограда и обратно, неизменно содействуя своим войскам огнм и маневром. Их команды состояли из добровольцев-офицеров и солдат тех частей, которыми бронепоезда были отбиты у большевиков (БП "Талабчанин и БП "Псковитянин"); или из офицеров флота, построивших бронепоезда собственными силами. Пример последнего мы находим в воспоминаниях командира батареи 2-го легкого артдивизиона полковника А.С. Гершельмана (1). Данный эпизод относится по времени к концу июня 1919 года. "В Волосово большое оживление… Против платформы стоит только что созданный БП "Адмирал Эссен". Весь черный, с тремя орудиями и несколькими пулеметами, он производил внушительное и элегантное впечатление. Он был доморощенной конструкции, - броня на нем отсутствовала и была заменена песком, насыпанным между двумя стенками. Благодаря моему близкому знакомству со старшим лейтенантом Качаловым, мне удалось подробно осмотреть броневик. Впереди находилась платформа с рельсами и шпалами для починки пути; эта же платформа предохраняла поезд от фугасов, т.к. первая попадала и взрывала фугас. Дальше платформа с 3-х дюймовым орудием, поставленным на деревянный полукруг, за ней вагон с вышкой для мелкокалиберного морского орудия, внутри вагона картечница, перекатываемая, в зависимости от цели на правую или левую стороны, потом пулеметный вагон, паровоз, и в хвосте снова вагон с пулеметами. Большинство офицеров и команды были моряки, почему и терминология у них была морская: вагон для еды и жилья - кают-компания, наблюдательная вышка командира - боевая рубка, правая и левая стороны поезда - борты. Поезду было много работы по охране Волосово от красных бронепоездов, пытавшихся обстрелять станцию и подходивших со стороны Гатчино и по Мшинской ветке." Так обстояло дело с бронепоездами, но Армии были необходимы и бронеавтомобили - как сильное маневренное средство войны вне зоны железных дорог. Особенное значение приобретали бронемашины и потому, что в СЗА было ничтожное количество как "штыков" так и "сабель" - т.е. кавалерии. Ведь при том наступательном стиле ведения боевых действий, которого вследствие своей небольшой численности была вынуждена придерживаться СЗА, подвижность была одной из первостепенных задач. Поскольку никаких производственных мощностей у белых не было, им оставалось только одно испытанное средство: взять у красных в бою необходимое вооружение. Захватить бронеавтомобиль, имея лишь винтовки было непростым делом. Тем не менее это случилось: в конце июля 1919 г. у деревни Килли (10 верст северо-восточнее Ямбурга) частями 5-й Ливенской дивизии у красных был захвачен один бронеавтомобиль. По некоторым данным это был тяжелый БА типа "Гарфорд" Путиловского завода, вооруженный 3-х дюймовой противоштурмовой пушкой и 3 пулеметами "Максим". В этом бою русским частям помогали эстонцы, в рядах которых имелся БА "Эстония". Это была самодельная бронемашина, броневая защита которой была набрана из щитов от орудий и пулеметов. Был в Северо-Западной армии еще один броневик - типа "Фиат-Ижорский", вооруженный 2 пулеметами "Максим" в башнях. Он имел название "Россия" и также принадлежал дивизии Светлейшего Князя А.П. Ливена. На заключительном этапе борьбы, при отступлении от Петрограда появление броневика "Россия" и его участие в бою, позволило сильно поредевшему Волынскому полку отбить у красных потерянную накануне позицию у дер.Луково, захватив пленных и пулеметы. Но как только бронемашина ушла в тыл, положение вновь изменилось в пользу красных… Надежда белых солдат и офицеров на помощь союзников стала явью в конце лета 1919 г., когда из Англии в Ревель стали поступать аэропланы, обмундирование, артиллерия. 6 августа прибыли и первые 4 танка типа Mk.V, а через месяц еще 2. Все они были уже достаточно изношены на Западном фронте Мировой войны, вследствие чего надежность их была крайне низкой даже для того времени. Как горько шутили севепро-западники "их танки были первейшего типа - времен войны Филиппа Македонского". Тем не менее английские танкисты под руководством майора Карсона начали обучение русских офицеров управлению танками. Кроме того был создан "танковый ударный батальон" - специальное пехотное подразделение для сопровождения танков в бою. Батальон состоял из 2 рот по 200 человек в каждой. Командовать батальоном был назначен полковник Хомутов, командиром же Танкового дивизиона стал капитан 1-го ранга Павел Оттонович Шишко - доблестный морской офицер, участник японской и прошедшей мировой войн. Осенью 1917 г. будучи командиром эсминца "Гавриил", встал во главе Ревельского морского Батальона смерти, с которым до последнего защищал от немцев Ориссарскую дамбу. (2) В первых числах сентября танковый дивизион выступил на фронт. Дивизион имел в своем составе 6 тяжелых танков Mk.V. Все они имели собственные имена. 1. "Первая помощь" (по другим данным "Скорая помощь"), 2. "Белый солдат", 3. "Бурый медведь", 4. "Освобождение", 5. "Доброволец", 6. "Капитан Кроми" (в честь знаменитого британского подводника, воевавшего на Балтике и убитого при штурме английского посольства в 1918 г.). Впервые белые танки пошли в бой 11 сентября 1919 г. южнее Гдова. Экипажи были смешанными, англо-русскими. В боях также принял участие и Танковый ударный батальон, игравший роль штурмового отряда. После двухнедельного участия в боях дивизион отвели в Нарву для ремонта матчасти и отдыха экипажей, условия работы которых можно смело признать адскими. Хотя три танка были подбиты в этих боях - дебют сочли удачным. 28 сентября 1919 г. наступлением частей 2-го корпуса 1-й и частично 3-й дивизий СЗА на лужско-стругобельском направлении началась первая фаза Петроградской операции, получившей кодовое название "Белый меч". В ней участвовало 8 тыс. штыков, 100 сабель при 24 орудиях и трех танках…. В этот день полки 4-й дивизии князя Долгорукого при поддержке 2 танков перешли в наступление на Струги-Белые. Появление танков ошеломило красноармейцев и они оставили свои позиции. Однако в дальнейшем использование техники на этом участке из-за неудовлетворительного состояния дорог оказалось невозможным. (3) 11 октября 1919 г. в 7 часов утра СЗА повела общее наступление на г.Ямбург. В четырехчасовых боях за обладание Ямбургом принимали участие три танка: "Капитан Кроми", "Первая помощь" и "Бурый медведь". Далее танки следовать не могли: отступившие красные взорвали мосты через реку Луга. Лишь 17 октября после наведения новой переправы весь танковый дивизион по железной дороге был переброшен в освобожденное накануне Гатчино. С 19 по 25 октября танковый дивизион вновь участвовал в боях, содействую наступающим на Царское Село войскам. 24 октября три танка Mk.V при поддержке пехоты и сильного огня белых батарей атаковали позиции красных у дер. Новое Катлино. Ведя орудийных и пулеметный огонь, танки медленно двигались на Царское Село. Две машины с интервалом около 200 м шли впереди и одна в 100 м за ними. Бригада красных курсантов, не выдержала танковой атаки, отошла под защиту своей артиллерии к дер. Перелесино, а 15-й стрелковый полк красных, занимавший позиции у дер. Кискары, бежал к Царскому Селу. У окраины Царского Села, остановленная мощным огнем красной артиллерии, атака захлебнулась. Укрытая в роще у села Красная Слободка латышская батарея прямой наводкой открыла огонь по белым танкам. Был подбит танк "Белый Солдат", а за ним еще один. Третья машина сумела отойти за дер. Перелесино. Красные курсанты, перейдя в контратаку, после упорного сопротивления экипажей захватили оба подбитых танка. Позже добровольцы восстановили положение на этом участке и 25 октября эвакуировали подбитые танки в тыл. Интересные подробности о боях с танками были обнаружены в советских источниках. В книге "История латышских стрелков" так описывают бой с танками: "Вечером 25 октября против 5-го особого латышского полка командование белых бросило отборные части пехоты и 2 танка с намерением выбить полк из дер. Большое Кошелево. По сопровождающей пехоте был открыт ружейный и пулеметный огонь, а по танкам - артиллерийский. Первый танк, подбитый артиллерией, остановился, из него вылез водитель, чтобы починить машину, но меткая пуля стрелка сразила его. Второй танк под шквальным артиллерийским и пулеметным огнем повернул обратно. Помощник командира полка Б. Павар в своих воспоминаниях пишет: "Когда мы - командиры и группа бойцов во главе с командиром и комиссаром полка - приблизились к подбитому танку, то увидели, что у него подбиты гусеницы, увидели убитого водителя танка в английской форме. Этот первый подбитый танк рассеял распространившиеся среди воинов нашего и соседних полков слухи о неуязвимости танков вообще". Подбитый латышскими стрелками белогвардейский танк приезжали смотреть представители Петроградского верховного командования. Его отправили в Петроград и выставили на одной из площадей города. Уцелевший белогвардейский танк с пехотой отошел к дер. Большое Катлино, находившейся недалеко от позиций 5-го латполка. Там танковый дивизион и Семеновский гвардейский полк начали готовиться к новому наступлению. 5-й полк вновь выбил из дер. Б. Катлино Семеновский полк с тремя танками…." (4) Другой советский источник дает следующие подробности: "В конце октября 1919 г. особенного упорства бой достиг под дер. Онтолово. Белые обороняли северную окраину этой деревни. Когда наши части пошли в атаку, они бросили им во фланг танки. Медленно выползли из-за леса покрытые броней танки "Рикардо" и открыли огонь по нашей пехоте, стараясь выйти ей во фланг. Экипажи танков были из англичан. Белогвардейцы рассчитывали, что неожиданное появление танков внесет замешательство в ряды наших бойцов и даст возможность нанести им поражение. На деле получилось не так. Наши бойцы хорошо знали теперь, что танк страшен лишь для труса и паникера. Они теперь умели против него бороться. Увидя движение танка, курсанты бросились со связками гранат на передний из них, по названию "Бурый медведь". За ними последовали другие бойцы. Белые танки оказались атакованными нашей пехотой. И таков был порыв бойцов, так велика была их воля к победе, что танки отступили перед этим геройским натиском…." (5) Следует добавить, что в этих же боях участвовали 2 (по другим данным - 3) французских танка "Рено" FT-17. Их с большим неудовольствием, и лишь благодаря давлению французов прислали финны. 17 октября "Рено" выгрузили в Ревельском порту, 20-го они своим ходом прибыли в Нарву, где были сформированы смешанные франко-русские экипажи под командованием французского лейтенанта Д' Арсье. К 23 октября пройдя своим ходом еще 130 км "Рено" вступили в бой в составе ударной группы генерала Пермикина. С их помощью был ликвидирован прорыв обходной группы красных на левом фланге СЗА, у дер.Кипень. Подавляющее численное превосходство красных, отсутствие в войсках боеприпасов и теплой одежды вынудили обескровленную СЗА к отступлению. Белые были вынуждены вывести в тыл свои танковые части. К началу ноября все танки были в Нарве, а к 18 ноября их перевезли в Ревель. Отступившие в Эстонию войска СЗА были расформированы и разоружены. В январе 1920 г. англичане передали 2 Mk.V Латвии, 4 других остались у эстонцев, в армии которых они прослужили еще 20 лет. К 1940 г. эти крайне изношенные машины были списаны и хранились на кладах. Но в июле 1941 г. при обороне частями РККА г. Таллин (бывший Ревель) их отремонтировали, вооружив их пулеметами "Максим" и направив их в бой против наступавших на город немцев. На этот раз последний… Финские же "Рено" 9 апреля 1920 г. отправили назад в Финляндию. Состояние их было плачевным и в 1921 г. финны в качестве компенсации получили от французов 2 новых танка. Русские танкисты разделили судьбу всех чинов Северо-Западной армии. Их ждала эмиграция… Примечания: 1 Гершельман А.С.В рядах Добровольческой Северо-Западной армии. Т. 1, М: "Военно-Историческая Библиотека Военной Были", 1997. С. 56. 2 Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С.Танки Гражданской войны. М: "М-Хобби", 1999. 3 А.В. Смолин.Белое движение на Северо-Западе России. 1918-1920 гг. СПб: издательство "Дмитрий Буланин". 1999. С. 354-355. 4 История латышских стрелков (1915-1920), Рига, "Зинатне", 1972. C. 534-535. 5 Караев Г.Н. Разгром Юденича в 1919 году. М: "Госвоениздат Наркомата обороны СССР", 1940. С. 189-190. Опубликовано: Белая Гвардия. Альманах. N 7. Белое движение на Северо-Западе России. М., 2003. С. 207-209.

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 All

Автроилъ: Танки СЗА перед отправкой в Балтийский Порт. Нарва, ноябрь 1919-ого.

wind: Офицерский состав Танкового батальона: Танк "Капитан Кроми" Ст. лейт. Л.В. Быстроумов /М.К. 1905 г./ Лейт. О.О. Ферсман /М.К. 1910 г./ Мичман В.И. Сперанский /М.К. 1915 г./ Инж. Мех. мичман Б.Ю. Романовский /М.И.У. 1916 г./ Старш. гард., позже мичман И.Г. Свияженинов /М.К. 1918 г./ Кадет М.К. Вреден Танк "Белый Солдат" Ст. лейт. И.И. Голенищев-Кутузов /М.К. 1904 г./ Лейт. В.Н. Домогацкий /М.К. 1913 г./ Мичман В.И. Шигаев /М.К. 1914 г. II/ Инж. мех. мичман С.Н. Чистяков /М.И.У. 1916 г./ Ст. гард. позже мичман А.С. Страхов /М.К. 1918 г./ Мичман военного времени Нагель /Шл. Прап. 1917 г./ Танк "Бурый Медведь" Лейт. П.А. Туржанский /М.К. 1911 г./ Лейт. В.А. Николаев /М.К. 1912 г./ Старш. гард. позже инж. мех. мичман П.П. Ченцов /М.И.У. 1918 г./ гардемарин позже мичман Ю.К. Медведев /О.Г.К. 1919 г./ Остальная команда офицеры армии Танк "Первая Помощь" Укомплектован исключительно офицерами армейских броневых частей, хотя в бою 22 окт. 1919 г. участвовал со сводной командой старшего лейтенанта Быстроумова Танковый ударный батальон Капитан 1 ранга П.О. Шишко /М.К. 1901 г./, позже командир сводного танкового батальна Мичман военного времени В. Фриде /Ю.Ф. 1916 г./ Мичман военного времени А.В. Лестгафт /Шк. Прап. 1917 г./ Кадет М.К. Г. Меркулов С уважением, В.

wind: "... Вооружение, и другие оперативные данные английских танков, принявших участие в боевых операциях батальона, были таковы : Вооружение : Одно орудие мелкого калибра /57 м.м./ и пять пулеметов типа "Hotchkiss". Ход-около 5 миль в час. Состав команды : 8 человек. Из них до начала 2-го наступления на Петроград: командир и его помошник, были англ. офицеры, артиллерист и механик-русские офицеры, а четыре пулеметчика-два англичанина и два русских. Маленькие французские танки были вооружены, всего лишь, одним пулеметом и их команда состояла только из двух человек /русских армейцев/ -шофера и пулеметчика. Незадолго до 2-го Петроградского наступления, для пехотного прикрытия и поддержки танков, был также сформирован Танковый Ударный Батальон, сило в 250 штыков, под командой капитана 1 ранга П.О. Шишко, бывшего командира "Морского Батальона Смерти", отличившегося своей выдающейся храбростью в 1917 г. при защите Моонзунда ..." Отрывок "Танковй батальон" из труда мичмана Н.А. Боголюбова . С уважением, В.


Автроилъ: wind пишет: Отрывок "Танковй батальон" из труда мичмана Н.А. Боголюбова . Что-то подобное хотел добавить позже (об экипажах тяжёлых танков), 0чень большой для меня текст и на такие «подвиги» я ещё не вполне способен. Да и с этим гибридом пылесоса и пишущей машинки всё ещё общий язык найти не можем. Так, что помощь пришла во время. Благодарю! Было очень приятно. С уважением ...

wind: Автроилъ пишет: Так, что помощь пришла во время. Благодарю! Было очень приятно. Я и не собирался "отбирать" ветвь первенства :-), действительно хотел просто добавить ... Примите мое искреннее уважение, В.

Автроилъ: wind пишет: действительно хотел просто добавить ... Было очень приятно!Спасибо за помощь. С уважением ...

Автроилъ: Уважаемый Гайдук! Я не являюсь автором этой статьи! Её написал (образец компиляции) Н. Малышев. Первые танки (четыре штуки) прибыли в Ревель в августе 1919-ого, затем уже осенью поступили ещё два. Фактическое число присланных танков - шесть. Но шестой так никогда и не был собран и по русской привычке его растащили при ремонтных работах на детали. Пятый постоянно ломался и какое-то время использовался в качестве учебного. Четыре оставшихся ("Первая помощь", "Капитан Кроми", "Бурый медведь" и "Белый солдат") достались эстонцам после расформирования СЗА. Надо сказать, что оплаченные ещё царским правительством машины были очень изношенные, успевшие поучаствовать в боях в период Первой мировой войны. Некоторые из них были разукомплектованы, из-за чего в частности их впоследствии пришлось перевооружить пулеметами "Максим". Ресурс двигателя, скорость оказались ниже паспортных, а условия эксплуатации намного ниже, чем на Западном фронте в Европе: уже через час члены экипажа начинали задыхаться и падали в обморок. Всё это сказывалось на применении с виду грозных машин в дальнейших боевых действиях. Однако во время Второго похода на Петроград все они принимали участие в наступлении вдоль шоссе Гатчина-Царское Село. Есть сведения, что в начале 1920 года два танка были переданы Латвии. Оставшиеся же в Эстонии (четыре штуки!) по категорическому требованию британского командования должны были быть использованы только в качестве памятников т.н. "Освободительной войны". Но эстонцы обманули англичан и до 1940 года не раз ремонтированные танки состояли на вооружении тамошней армии. Последний бой они приняли летом 1941 года, когда как последний резерв были использованы при обороне Таллина. Танки Отельного Танкового батальона СЗ фронта перед отправкой в Балтийский Порт. На переднем плане танк № 9147 "Белый солдат". Нарва, ноябрь 1919 года.

Гайдукъ: могу немного продолжить сдесь видно сразу три эстонских танка

Гайдукъ: Я думаю меня не сильно будут ругать за выкладывание чужой фотографии Вот только вопрос какой же танк достался красным остается актуальным.

Гайдукъ: Обратите внимание некогда более трех танков у эстонов не встречается значится четвертый был в постоянном резерве-ремонте гдето у меня были именна всех эстонских танков попробую найти. Возможно получится прощитать кто кем был в СЗА.

Гайдукъ: получился дубль предыдущего сообщения прийдется чем-то занять 9и что меня потомственного моряка в танки потянуло)

Гайдукъ: А вот и латыши . можно просчитать ещо один номер №9369. и вот что сталось с ними к 1941 году

Автроилъ: Гайдукъ пишет: Я думаю меня не сильно будут ругать за выкладывание чужой фотографии Будут, будут... Не только поругают, но может даже немного и побьют. А Вы как хотели? Это мичман военного времени Армин Адамович Нагель у танка "Белый солдат". Снимок из той же серии, что я выкладывал выше. На первой же, из выложенных Вами фотографий, запечатлены англ. офицер-инструктор и чины Танкового батальона СЗА у тяжёлого танка "Марк-5" (МК-V) "Первая помощь". С уважением...

Гайдукъ: Автроилъ пишет: офицер-инструктор и чины Танкового батальона СЗА у тяжёлого танка "Марк-5" (МК-V) "Первая помощь". спасибо - аналитический вум подсказал мне это же при сравнении номеров 9261. Все-же очень благодарен. но вопрос всеже оствется что-кого захватили красные, если захватывали конечно.

Автроилъ: Гайдукъ пишет: ... аналитический вум подсказал мне Так предупреждать надо, что «аналитичиский», а то люди по простоте своей бестолку в эрудиции изощряются. Тогда думаю и фамилия англичанина Вам известна. Что касается Вашего вопроса, то повреждённый танк остался на поле боя, в Петроград его только собирались отвезти, но из-за быстротечно меняющейся обстановки идея пропагандистского использования машины была похерена. К мемуарам геоев Гражданской войны всегда надо подходить с большой осторожностью. С уважением...

Автроилъ: Гайдукъ пишет: Но данный факт мне известен Но это ещё не значит, что взят мною из сборника произведений Ханса Кристиана Андерсена. Упоминается в ряде работ. Да и старожилы в своё время рассказывали. С уважением...

Гайдукъ: Автроилъ Автроилъ пишет: Да и старожилы рассказывали. Вот честно (да простят меня админы и модератьры) не хотел ввязываться в перепалку. Но тне мое это. Когда писал это Гайдукъ пишет: спасибо - аналитический вум подсказал мне это же заранее знал ваш ответ. И на получи. Непонимаете вы шуток. Уверен даже что отчасти в ответах пытаетесь ткнуть указав место... Я не льщу себе.. Если тема не моя то и ввязываться небуду. Уж извольте потерпите просто эта тема немного касается моих поисков по арми прибалтийскихго сударств посему и пытаюсь заинтересовать в вопросе форумчан дабы в ответах подчерпнуть нужную мне информацию. Еще раз Гайдукъ пишет: спасибо Гайдукъ пишет: Все-же очень благодарен.

ABP_TOR: Гайдукъ пишет: Обратите внимание некогда более трех танков у эстонов не встречается значится четвертый был в постоянном резерве-ремонте Под Питером танки не захватывали, правда в одном случае ухитрились выворотить пулемет.

Автроилъ: Гайдукъ пишет: заранее знал ваш ответ. Господи, при способности к дедуктивному мышлению это и не трудно. Ну и опять же, каков вопрос - таков ответ. Или вы чувство юмора абонировали только за собой? Вы всё время забываете, что то, что при прямом общении воспринимается как дружеский розыгрыш (шутка), изложенное графически может выглядеть по другому, причин чему достаточное число. Делайте на это скидку, ну, и не подставляйтесь на худой конец. С постоянным уважением...

Гайдукъ: Автроилъ пишет: Господи, при способности к дедуктивному мышлению это и не трудно. Сыграла свою роль огненная смесь флот (военно морское училище) + 6 лет в органах. Сказывается. Автроилъ пишет: Делайте на это скидку, ну, не подставляйтесь на худой конец. Учту. вот кстати латыш еще один ракурс обратите внимание- розоружен

Автроилъ: Тяжёлаый нглийский танк "Марк-5" на Западном фронте во время Первой мировой войны. Машины эстонской армии (и это видно на представленных Вами снимках) имели следующие наменования:"Уку","Вахтула", "Пяэлик" и ...имя чётвёртого сообщу позже. С уважением...

Автроилъ: Гайдукъ пишет: танки в Эстонию для СЗА были доставленны англичанами из Архангельска На самом деле что-то отдали латышам, а остальное безжалостно утопили в Северной Двине, хотя их слезно просили не делать этого. С уважением...

ABP_TOR: Автроилъ пишет: На самом деле что-то отдали латышам, аостальное безжалостно утопили в Северной Двине, хотя их слезно просили не делать этого. Не соответствует действительности в части безжалостного утопления. Два танка были оставлены белым - MkV №9085 и MkB№1613. Из приказа Главнокомандующего всеми русскими вооруженными силами на Северном фронте от 25 сентября 1919 г.: "Принятые от Союзного Командования танки включить 1-го Автомобильного дивизиона." Они составили отделение танков упомянутого дивизиона,активно применялись начиная с 4 октября на Железнодорожном фронте. Оба танка были достались красным неповрежденными при занятии Архангельска. Экипажи эвакуировались на "Минине". В марте оба танка приняли участие в параде в честь освобождения Архангельска. Сохранившийся в Архангельске танк MkV №9303 "самка" попал в Архангельск в 1938 г. по "павловской" разнарядке, так же как и харьковский "гермафродит" показанный в заглавном посте данной ветки. Все остальные танки отвезли латышам. Кстати пара "борзых" у латышей видна на одном из вышеприведенных снимков.

ABP_TOR: Все они были уже достаточно изношены на Западном фронте Мировой войны, вследствие чего надежность их была крайне низкой даже для того времени. Как горько шутили севепро-западники "их танки были первейшего типа - времен войны Филиппа Македонского". Весьма распространенное заблуждение, которое было повторено автором статьи. Танки MkV начали разрабатываться в марте 1917 г., первая серийная машина была выпущена в декабре 1917 г. На службу машины поступили в апреле 1918 г., во Францию в мае, а в бой пошли кажется в июле 1918 г. Достоинством машины как раз и была повышенная по сравнению с предыдущими моделями надежность двигателя и трансмиссии. Первый ромб которым мог управлять один человек, до этого требовалось четверо. А MkB, которые были на севере и у латышей, вообще то попали на службу после войны. С другой стороны это были позиционные танки, машины ушедшей войны... Недаром один из англичан сказал, что "самой лучшей вещью. которую мы могли сделать, так это продать все MkV и Whippet любому потенциальному врагу, которого мы могли иметь."

Автроилъ: ABP_TOR пишет: Весьма распространенное заблуждение. И что интересно, первыми «заблудились», те кому довелось использоыать их в боевой работе.

ABP_TOR: Автроилъ пишет: И что интересно, первыми «заблудились», те кому довелось использоыать их в боевой работе. Англичане пересев с четверок на пятерки был в полном восторге. По проходимости на пересеченной местности (имеется ввиду "лунный " ландшафт Западного фронта) эти танки дадут фору и современным танкам. Про изношенность- даты поступления машин на службу приведены. Дата окончания войны известна. Про "первейший тип", не считая "Либерти", который опоздал с выпуском,-"пятерка" была самым совершенным позиционным танком ПМВ, к тому же проверенным в боевых условиях.

Автроилъ: ABP_TOR пишет: пятерка" была самым совершенным позиционным танком Тяжёлые танки МК V (не считаясь с их «совершенством») в начале 1920-х годов были выведены из первой линии британских бронетанковых войск и использовались лишь для вспомогательных нужд. Во Франции машина прослужила несколько дольше, с вооружения её сняли только в середине тридцатых, но там она тоже в большем случае использовалась как учебная. С уважением...

ABP_TOR: Другое время настало "Общим мнением тогда было то, что танк, создавался лишь для единственной цели-прорвать линию Гинденбурга. Сделав это, свою миссию он исчерпал. Не было повода упорно цепляться за длинные пробивные тараны из выводка "Mother", а право на существование могло получить нечто более легкое и быстрое, пригодное для открытой войны." То что происходило в Англии в 20-е и 30-е с танками Дэвид Флетчер назвал "Большим Танковым Скандалом". По существу там вообще никакой линии не оказалось ни первой ни второй. У Франции были свои танки и своя концепция танкостроения. Могу еще только добавить что с началом ВМВ последние ромбы-"Либерти" использовались в Канаде для обучения танкистов

Гайдукъ: ABP_TOR пишет: Все остальные танки отвезли латышам. Кстати пара "борзых" у латышей видна на одном из вышеприведенных снимков. Могу представить боле четкие снимки

Гайдукъ: ну и еще раз каснулись ранее состоящих в составе российской армии



полная версия страницы