Форум » Гражданская война » Красные флотилии » Ответить

Красные флотилии

wind: Это из "Морского Атласа" Азовская флотилия (апрель - июнь 1918, март 1920 - апрель 1921) Начальники: Гернштейн И.И. (май - июнь 1918) Маркелов С.Е. (март - апрель 1920) Гернет Е.С. (май - август 1920) Хвицкий С.А. (август - декабрь 1920) Дандре Б.Л. (январь - апрель 1921) Комисары: Грачев И.П. (март - май 1920) Яблонский В.А. ( июнь - июль 1920) Озолин Я.И. ( июль - декабрь 1920) Степанов М.С. ( январь - апрель 1921) Аму-Дарьинская (до июля 1918, февраль - апрель 1920, январь - ноябрь 1921) Начальники: Пинский Г.Г. (февраль - апрель 1920) Калинин М.Н. (январь - ноябрь 1921) Комиссары: Крамм С. Калинин М.Н. был одновременно командиром и комиссаром флотилли Амурская (до сентября 1918, с мая 1920) Начальники: Огильви Г.Г. (декабрь 1917 - сентябрь 1918) Канюк В.Я. (май 1920 - июнь 1921) Трерьяков Н.В. (июль - декабрь 1921) Орлов Н.Н. (декабрь 1921 - ноябрь 1922) Воейков Е.Н. (ноябрь - декабрь 1922) Комиссары: Комаровский (июнь 1920 - май 1921) Рашевич Ф.К. (июнь - июль 1921) Разин Н. (август 1921 - ноябрь 1922) Гуртов М.М. (ноябрь - декабрь 1922) Аральская (апрель - ноябрь 1920) Начальники: Петров А.К. (апрель - август 1920) Щениовский С.К. (август - ноябрь 1920) Комиссар Кийко Г.В. (1920) Астраханско-Каспийская (октябрь 1918 - июль 1919) Начальники: Сакс С.Е. (октябрь 1918 - май 1919) Раскольников Ф.Ф. (июнь - июль 1919) 31.01 -10.04.1919 г. существовал Реввоенсовет в составе Сакса С.Е. и Флеровского И.П. Байкальская (июнь 1918, февраль 1921 - май 1922) Власов Л.М. (июнь 1918) Попов М.Н. (февраль 1921 - январь 1922) Беломорская (март - апрель 1920) Рябышкин С.П. ( март - апрель 1920) Военно-Волжская (Царицынский отряд) июнь - октябрь 1918 Гернет Е.С. (июнь - август 1918) Золотарев П.И. (сентябрь - октябрь 1918) Если интересно, продолжение следует ... С уважением, В.

Ответов - 187, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

vvy: Спасибо, список сормовских судов до 1911 г. я получил и даже частично просмотрел. Конечно, он сильно проигрывает в сравнении со списками зарубежных предприятий – нет ни заводских номеров, ни заказчиков судов, но как первая попытка создать ХОТЬ ЧТО-ТО могут быть приняты во внимание. Главный недостаток этой работы – нет уверенности, что в ней перечислены все построенные суда. Попробовать извлечь практическую пользу из этого списка тем не менее можно. Например, у меня на примете есть два буксирных парохода, получивших перед первой войной патент на морское плавание (чисто речными судами я не занимаюсь), которые в регистровых книгах значатся как построенные в Сормово. Это: «Ратмир» (1896 г., длина 51 м, ширина 6,6 м, 240 инд. л. с.) и «Царицын» (1896 г., длина 46,9 м, ширина 6,5 м, 280 инд. л. с.). В присланном списке сормовских судов их нет, т.е. скорее всего они строились под другими наименованиями. Если предположить, что список исчерпывающий, т.е. в нем представлены все построенные суда, то можно попробовать поискать претендентов. На роль «Ратмира» вроде бы претендует буксир «Суздаль». Он подходит по году постройки и по мощности, но коротковат – 38,2 м. Другой претендент – буксир «Карфаген». Он очень близок по размерениям (50 х 6,8 м) и по мощности (240), но год постройки – 1894. Это не особо пугает – список вроде бы дает год спуска, а в регистрах может быть все, что угодно. Смущает наличие в это же время в списках торговых судов на Каспии буксира «Карфаген» с теми же размерениями (50 х 6,3 м), происхождение которого точно установлено – к Сормово он отношения иметь не может. Насколько список полон и достоверен – вот вопрос. То, что приведено по военным судам и по ряду торговых – скажем, в списке нет товарного парохода «Раффи» (416 брт), построенного в Сормово в 1890 г., дает серьезный повод к сомнению. На роль «Царицына» вообще никто не тянет. Если посмотреть на буксир «Сормово» постройки 1897 г., то он почти на 6 м короче… В списке нет также нашего с Вами любимого «Демосфена» - ни в 1902 г., ни рядом. Если предположить, что он был построен под другим наименованием, то по длине подходит «Советник», но он менее мощный - 280 л. с. против 400 у «Демосфена». В этой связи просьба. Нет ли у Вас какого-нибудь списка речных судов (скажем, 1906 г.), где можно было бы эти два парохода, а также «Демосфен», поискать?

vvy: Катерами я бы тоже с удовольствием занимался, но мне не хватает документального ресурса. А с версиями и предположениями я стараюсь не работать, т.к. считаю себя историком, а не гадалкой. Если данные по теплоходам от Апалькова, тогда все понятно - ему веры не было, нет, и не будет. По поводу М.10. Весьма сомнительно, чтобы корпуса альстремовских теплоходов были хотя бы спущены на воду. До конца весны стали не было, а с лета практически прекратилось финансирование. Вряд ли верфь продолжала их строить для собственного удовольствия. Книгу «Финны под ред баннером» я знаю. Сведения по М.10 туда попали явно из Бережного.

Рамзес: для VVY - ну рад , что не зря старался (а то три раза отправлял и три раза подтвердив , что письмо ушло мэйл выдавал об полном отсутствии такого ящика) - видно действительно со связью что - то серьезно я тогда остаток сброшу Вам завтра к вечеру - что - то сканер барахлил , а еще 3 страницы доделать нужно, и Вы как получите - подтвердите для страховки , что дошло По катерам - всю свою версию Балтики тоже в письмо запихну и посмотрите уже с последними правками , а насчет версий - почему очень часто и ставлю возможно или вероятно - рано или поздно версия или рассыплется или подтвердится (нужно весь массив доступной инфы поднять да озвучить , глядишь и критики найдутся конструктивные и дело потихоньку пойдет) - ими уже скоро 100 лет как никто в полном объеме всерьез не занимался , так почему не я - если мне это интересно , ну а то , что первых всегда "бьют" и очень часто есть за что - как нибудь переживем , пока это прикидка для себя и спасибо нету , что есть возможность данные критиковать вот так по доброму почти в "семейном кругу" - если когда и доживу до серьезного объемного материала по теме - еще не раз переписывать и многое уточнять придется По сормовцам - хорошо , что наконец - то такое сделали , а то я многие отечественные верфи от товарища фон Маха получаю в списках на основе их данных - наши почему - то найти за гранью реального (до сих пор нередко секретят , что еще при царе строилось)


Гайдукъ: Рамзес пишет: По сормовцам - Возможно ресурс уже извесный (не моя тема как говорится) но возможно кому и сгодится http://www.riverships.ru/sormovo/ships.htm а вот еще один судозаводик в копилочку там есть парочку дореволюционных посудин Самусьском судоремонтно-судостроительном заводе. http://samus.boom.ru/SudaSSRZ.htm

vvy: Рамзес пишет: три раза отправлял и три раза подтвердив , что письмо ушло мэйл выдавал об полном отсутствии такого ящика) - видно действительно со связью что - то серьезно Ну все, труба. Что-то никак не попаду на свой почтовый сервер даже с черного хода.

vvy: Для Рамзес. Все, вроде бы на приме ящик заработал. Можете отправлять остатки по Сормово.

Рамзес: Ну темку пока закончил и остаток катеров Балтики выложу - а стоит ли продолжать ЧФ и другими уже посмотрю в зависимости от времени и настроения Миноноски Никсона («газолинки») № 1 - 10 Водоизмещение 35 т, мощность 2 –х 6 цилиндровых газолиновых двигателей 600 л.с, скорость 20 узлов. Длина 27,5, Ширина 3,66 среднее углубление 1,22 м. Вооружение:1 47-мм пушка на прямой тумбе, 1 поворотный торпедный аппарат фирмы «Нобель» под 450-мм торпеду катерного образца системы 1900 г, 1 прожектор. Вначале 2 пулемета на треногах — один на правом борту позади рубки и один на корме. Позднее поставили еще 1 треногу и можно переносить на любой борт. Для питания компрессора, водоотливной и пожарной помп вспомогательный двигатель в 6 л. с. Район плавания — 350 миль при скорости 20 узл и 400 миль при скорости 15 узл. Боезапас для 47-мм в подводной части офицерского помещения в 12 железных ящиках, пулеметные ленты — в надводной части офицерского помещения (9 ящ) и в рундуках кормового отделения (27 ящ).Высота позволяла подавать патроны и снаряды вручную.Экипаж 8-10 чел заложены в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К по русскому заказу 9 1904 г, спущены 1 1905 и в разобранном виде кроме №1 перевезены через океан пароходами в Севастополь , собраны в Лазаревском Адмиралтействе (№ 1 пришел через океан своим ходом как частная американская яхта Грегори) с 6 1905 в строй ЧФ До 20 4 1907 г все 10 миноносок в составе ЧФ, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер, где до 1907 г числились сторожевыми катерами, потом миноносками. С началом 1 МВ перечислены в истребители несмотря на изношенные механизмы, интенсивно использовались. (данных об их конкретном участии в БД в годы 1 МВ не встречал) Летом 1918 стоял вопрос о переводе на Волгу, но помешал износ механизмов и сданы на хранение в Петроградский порт № I, с 20.9.1937- ВР-11, с 10.5.1939 - МО № 351, с 10.10.1939 - СКА № 211, с 25.7.1941-МО № 511, с 7.9.1941 -МО № 312, со 2.1.1945 -МО-312, с 28.1.1950-РК-1442., заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и пришел через океан своим ходом как частная американская яхта Грегори с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер,где до середины 1907 г как сторожевой катер,потом миноноска. С началом 1 МВ истребитель. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 1918 в порту на хранении. В 1937 расконсервирован, переоборудо¬ван в МО и в состав БФ. В 1940 плавсредство, с 1941 - вновь МО. Участв. в ВОВ. 28.1.1950 разоружен и перекласс, в плавсредство. (вероятно сдан на слом к середине 50 – х гг) № 2, с 20.9.1937-ВР-12, с 10.5.1939 -МО № 352, с 10.10.1939-СКА № 212., заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г,после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер,где до середины 1907 г как сторожевой катер, потом миноноска. В 1909 – 10 в 8 дивизионе миноносок на Сайменской системе С началом 1 МВ истребитель. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 1918 в порту на хранении. В 1937 расконсервирован, переоборудо¬ван в МО и в состав БФ. 1 1 1940 г передан УВМУЗ для учебных це¬лей, 1.12.1940 разоружен и сдан в ОФИ для разборки на металл. № 3,. заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер, где до середины 1907 г как сторожевой катер, потом миноноска. В 1909 – 10 в 8 дивизионе миноносок на Сайменской системе С началом 1 МВ истребитель. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 1918 в порту на хранении в конце 1924 исключен из списков флота и вероятно сдан на слом № 4, с 1.1.1932 -Инженер, с 16.4.1937 - ИС-1, с 20.9.1937 - ВР-13, с 10.5.1939 -МО № 353, с 10.10.1939 - СКА № 213., заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер, где до середины 1907 г как сторожевой, потом миноноска. В 1909 – 10 в 8 дивизионе миноносок на Сайменской системе С началом 1 МВ истребитель. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 5 1918 в порту на хранении 10.5.1929 рас¬консервирован и передан в сост. плавсредств УО МСБМ. 1.1.1932 пе¬реформ. в ОС и передан НТК ВМС. В 1937 переоборудован в МО и в состав БФ. 31.1.1940 передан УО КБФ для учебных целей, 1.12.1940 разоружен, сдан в ОФИ для разборки на металл. № 5, с 1929-Пилот, с 1.1.1932 - В-3, с 16 4.1937- ВС-4, с 20.9.1937 - ВР-14, с 11.5.1939 -МО № 354, с 10.10.1939 - СКА № 214., заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер, где до середины 1907 г как сторожевой, потом миноноска. В 1909 – 10 в 8 дивизионе миноносок на Сайменской системе С началом 1 МВ истребитель. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 5 1918 в порту на хранении 10.5. 1929 расконсервирован, переформ, в ПС и передан в сост. плавсредств ВВС МСБМ. В 1937 переоборудован в МО и в состав БФ. 31.1.1940 передан УО КБФ для учебных целей, 1.12.1940 разоружен, сдан в ОФИ для разборки на металл. № 6, с 1929 - Морлет, с 1.1.1932 - В-2, с 20.9.1937 - ВР-15, с 11.5.1939 -МО № 355, с 10.10.1939 -СКА № 215, заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер, где до середины 1907 г как сторожевой, потом миноноска. В 1909 – 10 в 8 дивизионе миноносок на Сайменской системе С началом 1 МВ истребитель.25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 5 1918 в порту на хранении 10.5. 1929 расконсервирован, переформ, в ПС и передан в сост. плавсредств ВВС МСБМ. В 1937 переоборудован в МО и в состав БФ. 31.1.1940 передан УО КБФ для учебных целей, 1.12.1940 разоружен, сдан в ОФИ для разборки на металл. № 7, с 20.9.1937- ВР-16, с 11.5.1939 - МО № 356, с 10.10.1939 - СКА № 216, заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г,после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер,где до середины 1907 г как сторожевой, потом миноноска. В 1909 – 10 в 8 дивизионе миноносок на Сайменской системе С началом 1 МВ истребитель.25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 1918 в порту на хранении В 1937 расконсервирован, переоборудован в МО и в состав БФ . 31.1.1940 передан УО КБФ для учебных целей, 1.12.1940 разоружен, сдан в ОФИ для разборки на металл. № 8, заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер, где до середины 1907 г как сторожевой катер, потом миноноска. С началом 1 МВ истребитель. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 1918 в порту на хранении в конце 1924 исключен из списков флота и вероятно сдан на слом № 9, с 20.9.1937 - ВР-17, с 11.5.1939 -МО № 357, с 10.10.1939 - СКА № 217 заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г,после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер,где до середины 1907 г как сторожевой, потом миноноска. С началом 1 МВ истребитель.25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 1918 в порту на хранении В 1937 расконсервирован, переоборудован в МО и в состав БФ . 31.1.1940 передан УО КБФ для учебных целей, 1.12.1940 разоружен, сдан в ОФИ для разборки на металл. № 10, заложен в Нью – Йорке на заводе фирмы Флинт и К 9 1904 г, спущен 1 1905 и в разобранном виде перевезен через океан пароходом в Севастополь , собран в Лазаревском Адмиралтействе с 6 1905 в ЧФ тут до 20 4 1907 г, после чего по ж/д на Балтику для охраны шхер, где до середины 1907 г как сторожевой катер, потом миноноска. В 1909 – 10 в 8 дивизионе миноносок на Сайменской системе С началом 1 МВ истребитель. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. С 1918 в порту на хранении в конце 1924 исключен из списков флота и вероятно сдан на слом Катера Службы связи БФ осенью 1908 г заводу «Андре и Розенквист» в Або заказ на 6 катеров длиной 7,65 м для Службы связи. Моторы в 5 л.с. позволяли с защищенными от ударов о грунт винтами развивать скорость 6,25 узла. Однако по невыясненным причинам за несколько дней до сдачи пожар, и все катера, кроме одного, сгорели. Взамен Розенквист предложил более дорогие 8,25-метровые, с обшивкой из красного дерева и скоростью 7 узлов. Обозначение «А» с номерами от А.1 до А.6, заводу весной 1909 г заказ на 6 катеров серии «Б»: при длине 12,5 м и осадке 1,07 снабжены мотором в 24 л. с. и скорость 8,75 узла. до 1915 г. для Службы связи БФ фирма построила следующие моторные катера: в 1909 г.: «А 1» – «А 6» (водоизмещение 1,8 т длина 7,62 (А1-3) – 8,23 ширина 2,1 ширина 0,75 м мотор 7 л.с скорость 6-7 уз) в 1909 г.: «Б 1» – «Б 6» (водоизмещение 5,1 т длина 12,5 ширина 2,74 осадка 1,07 м мотор 24 л. с. скорость 8,75 узла) места постройки неизвестны в 1912 г.: «В 1» – «В 4» (водоизмещение 8 т длина 14,63 ширина 2,9 осадка 1,2 м мотор 40 л. с. скорость 10 узлов) в 1912 парусно – моторный бот № 1 (водоизмещение 18 т длина 16,15 ширина 3,96 осадка 1,85 м мотор 20 л. с. скорость 6 узлов) построен для поста Уто (Аландские о – ва) в 1913 парусно – моторный бот № 2 (водоизмещение 14 т длина 13,41 ширина 4,09 осадка 2 м мотор 16 л. с. скорость 5,5 узлов) построен для поста острова Готланд в 1915 г.: «Г 1» – «Г 8» (водоизмещение 9 т) в 1915 г.: «Д 1» – «Д 2» (водоизмещение 2,2 т) После 1915 г. Служба связи заказывала много катеров, в том числе за границей (например, у фирмы Торникрофта 10 double mohogany cutters Yard No.1520-9 12,1 м 140 лс = 20узл. Accordingly yard lists numbered No.1246-55.). В связи с поступлением большого числа катеров переименование – катера спец. постройки обозначались только литерой «А» практически все катера Службы связи остались в Финляндии весной 1918 – по дерптскому миру в 1922 СССР вернули 14 катеров постройки 1909 – 16 гг в 10 – 14 т (какие ?) В строю Эстонского флота к осени 21 г (и к концу 23 г) паровые катера № 20 22 лодки № 2 (MP 2 - 1919;16 t;10 w;1 MG) 8 9 10 12 14 21 24 (в составе Отряда плавсредств береговой охраны в 21 г - к 23 г все числятся паровыми катерами) моторные лодки № 4 (MP 4 1913 г Финляндия 13,2 – 2,9 – 1,1 м 45 л с 9 уз 180 миль дальность запас керосина 320 кг 4чел – в строю к 38 г) № 11 16 Vanasadam (в 23 нет) Mango Sidur Presin моторный катер № 1 1913 г Финляндия 11,4 – 2,3 – 0,9 м 85 л с 14 уз 65 миль дальность запас бензина 220 кг 4 чел - в строю к 1938 г Возможно у нижеперечисленных эстов кто – то из катеров Службы связи типа Г Моторные катера МР 8 (списан к 1930 г) МР 14 МР 23 однотипные.(1909 ? или 1917 ?) 9/12 т; 16,1х4 х1.8м. (53 – 13 – 6 фут) Мощность 55 л/с. Скорость 9 узлов. Вооружение 1 пулемет. Экипаж 6 человек Вероятно бывшие катера Службы связи БФ..в 4 1918 г брошены в Финляндии при уходе русских оттуда.(или оставлены в Ревеле в 2 1918 ?) Возможно приведены немцами для своей тральной флотилии Ревель и 11.11.18 переданы ими эстонцам . вероятно к концу 30 – х их сдали на слом или проданы в частные руки (06.08.1940 г с принятием Эстонии в состав СССР вошли в КБФ - ?). Дальше ?. Есть фото 4 катеров (с 37 мм пушкой) на Балтике в годы 1 МВ с Андреевским флагом за кормой – номера двух из них М 5, 7 В 1915 на Балтику с Амура по ж / д перебросили 4 посыльных судна (бронекатера ) типа Штык служили в составе Або – Аландской позиции как посыльные суда и сторожевые катера – их в апреле 18 взяли немцы в Або, по одним данным все катера выведены экипажами из строя накануне сдачи финнам и после взятия сданы ими на слом к началу 1920 – х гг , по другим вошли в состав финского флота как BVA (ПАЛАШ) BVB BVC BVD (ШАШКА) – что маловероятно ибо приводимые в более поздних справочниках ТТХ этих катеров не соответствуют амурским посыльникам ПАЛАШ. Бывш. ПС, залож. в 1908 на Путиловской верфи в Спб., спущ. в 1910,перевезен по ж/д на Амур и собран в пос Кокуй вблизи Хабаровска вступ. в 1910. До 1915 в сост. Амур Фл. Участв. о 1-й мир. в. и Февр. бурж.-демокр. рев. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. 9 4.1918 ввиду невозможности проводки по льдах взят в Або финнами. Дальше ? ПИСТОЛЕТ. Бывш. ПС, залож. в 1908 на Путиловской верфи в Спб, спущ. в 1910, перевезен по ж/д на Амур и собран в пос Кокуй вблизи Хабаровска вступ. в 1910, До 1915 в сост. Амур Фл. Участв. в 1-й мир. в. и Февр. бурж.-дгмокр. рев. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. 9 4.1918 ввиду невозможности проводки по льдах взят в Або финнами. Дальше ? ПУЛЯ. Бывш. ПС, залож. в 1908 на Путиловской верфи в Спб, спущ. в 1910, перевезен по ж/д на Амур и собран в пос Кокуй вблизи Хабаровска вступ. в 1910. До 1915 в сост. Амур Фл. Участв. в 1-й мир. в. и Февр. бурж.-демокр. рев. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. 9 4.1918 ввиду невозможности проводки по льдах взят в Або финнами. Дальше ? ШАШКА. Бывш. ПС, залож. в 1908 на Путиловской верфи в Спб, спущ. в 1910, перевезен по ж/д на Амур и собран в пос Кокуй вблизи Хабаровска вступ. в 1910. До 1915 в сост. Амур Фл. Участв. в 1-й мир. в. и Февр. бурж.-демокр. рев. 25.10.1917 на сторону Сов. власти. 9 4.1918 ввиду невозможности проводки по льдах взят в Або финнами. Дальше ? 23.5 т; 22,0X3,1X0,5 м; 200 л.с; 12 уз; 100 миль; 1-75-мм ор (1 47 мм на Балтике) и I пул. Экипаж 10 человек После передачи финнам в их флоте как A 11-45 (нумерация не соответствует предидущей немецкой - в их числе А 23 типа катщ русского типа МТ – 1 в строю к 1924), MPS, B3 and HAUKKA к концу 20-х из катеров типа А в строю А 11, 12, 19 – 21, 37 - 45 к 37 г на Балтике в строю финского флота BVA BVD A 37 (затем переведен на Ладогу) A 38 (затем переведен на Ладогу) A 40 A 42 A 43 - 45 все 9 т 53 – 11,5 – 4 фут 55 л с 9 уз B 3 18 т Хаукка 12 т экипажи 6 чел из них 2 – 3 погибли в годы 2 МВ (имен, дат и причин гибели нет) остальные сданы на слом к 1948 г А 31 А 32 – в начале 30 – х гг переведены на Ладогу Потери финнов на Ладоге – после заключения мира 12 3 40 приказ затопить экипажами в районе Сортавалы все оставшиеся суда, но приказ 14 3 отменен и переданы русским А 31 (введен в состав КБФ, вскоре перевод на Балтику погиб 28 8 41 в Таллинском переходе) А 32 А 37 А38 Кроме того к началу советско – финской войны 39 г – на озере в финской флотилии катер S-1 (1914 г 27 т) – бывший русский , взят финнами в 1918 моторные катера питерской постройки ИСКРА, с 8.12.1921 по 30.3.1922 -С. Т. 11, с 27.12.1956 - ОК-48. Бывш. м. к., постр. в 1918 в Птгр. В 10.1918 вооружен, перевезен по ж. д. из Птгр в Астрахань и в качестве СКА вкл. в сост. АКВФ. С 3.6.1919 входил в ВВФ и с 31.7.1919 -в ВКВФ. 15.9.1919 передан в Сиб. речи. фл. 22.1.1920 прибыл по ж. д. в Иркутск и в качестве стор. судна вкл. в сост. Сиб. речи. фл. Участв. в ликвидации контрреволю¬ционного мятежа а г. Баргузин (в 7.1920). 11.2.1921 перечислен в сост. Байкальского д-на стор. судов. 16.9.1921 затонул во время шторма в устье р. Селенга. 13.10.1921 поднят, восстановлен и вновь введен в строи. 15.4.1922 законсерв., а 11.1922 перевезен по ж. д. в Птгр и передан в сост. МСБМ. С 1923 на долговрем. хранении. В 1927-1928 расконсерв.,переформ, в ОС и передан в сост. плавсредств Остехбюро 11КОП, а 23.3.1939 - в отряд судов НИМТИ ВМФ. Участв. в ВОВ. 23.5.1957 сдан в ОФИ для разборки на металл. МИНА, с 8.12.1921 по 30.3.1922 -С. Т. 13. Бывш. м. к., постр. в 1918 в Птгр. В 10.1918 вооружен, перевезен по ж. д. из Птгр в Астрахань и в качестве СКА вкл. в сост. АКВФ. С 3.6.1919 входил в ВВФ и с 31.7.1919 -в ВКВФ. 15.9.1919 передан в Сиб. речи. фл. 22.1.1920 прибыл по ж. д. в Иркутск и в качестве стор. судна вкл. в сост. Сиб. речи. фл. Участв. в ликвидации контрреволюционного мятежа в г, Баргузин (в 7.1920). 11.2.1921 перечислен в сост. Байкальского д-на стор. судов. 15.4.1922 законсерв, а в 11.1922 перевезен по ж. д. в Птгр и переведен в сост. МСБМ. В 12.1922 разоружен, передан Балтийскому з-ду как плавсредство. Впоследствии до 1927 в Ленинградском порту на хранении, после чего разобран на зап¬части. СПАРТАК, с 8.12.1921 по 30.3.1922 -С. Т. 14. Бывш. м. к., постр. в 1918 в Птгр. В 10.1918 вооружен, перевезен по ж. д. из Птгр в Ца- рицын и вкл. в сост. АКВФ.. С 9.5 по 28.6.1919 входил в сост. Донской воен. Фл затем возвращен в АКВФ15.9.1919 передан в Сиб. речи. фл. 22.1.1920 прибыл по ж. д. в Иркутск и в качестве стор. судна вкл. в сост. Сиб. речи. фл. Участв. в ликвидации контрреволю¬ционного мятежа а г. Баргузин (в 7.1920). 11.2.1921 перечислен в сост. Байкальского д-на стор. судов. 15.4.1922 законсерв, а в 11.1922 перевезен по ж. д. в Птгр и переведен в сост. МСБМ. В 12.1922 разоружен, передан Балтийскому з-ду как плавсредство. Впоследствии до 1927 в Ленинградском порту на хранении, после чего разобран на зап¬части Ill ИНТЕРНАЦИОНАЛ, с 8.12.1921 по 30.3.1922 СТ. 12, с 19.8.1926 - М-33. Бывш. м. к., постр. в 1918 в Птгр. Бывш. м. к., постр. в 1918 в Птгр. В 10.1918 вооружен, перевезен по ж. д. из Птгр в Царицын и вкл. в сост. АКВФ.. С 9.5 по 28.6.1919 входил в сост. Донской воен. Фл затем возвращен в АКВФ15.9.1919 передан в Сиб. речи. фл. 22.1.1920 прибыл по ж. д. в Иркутск и в качестве стор. судна вкл. в сост. Сиб. речи. фл. Участв. в ликвидации контрреволю¬ционного мятежа а г. Баргузин (в 7.1920). 11.2.1921 перечислен в сост. Байкальского д-на стор. судов. 15.4.1922 законсерв, а в 11.1922 перевезен по ж. д. в Птгр и переведен в сост. МСБМ. В 12.1922 разоружен, передан Балтийскому з-ду как плавсредство. Впоследствии до 8 1926 в Ленинградском порту на хранении, после чего в составе плавсредств Главного минера Кронштадтского порта. около 30 т; 16,7Х4,2Х'1,8 м; 50 л. с; 10 уз; 2-47-мм и 2 пул. по некоторым данным осенью 1915 заказана, а к лету 1916 в Або построена серия из 12 двухвинтовых моторных катеров для дивизии траления –оказалась неудачна из – за большой осадки и не использовалась (возможно разоружены и использовались как служебные различными соединениями флота и остались в Финляндии в 18 г) Катера – тральщики М. Т. 1 –9 постройки фирмы «Андре и Розенквист» в Або. заказаны в конце 1916 Водоизмещение 25 т, двигатель 150 л. с., скорость хода 9 узлов. Дальность 250 миль Длина 19,8, ширина 3,06, среднее углубление 1,22 м. Вооружение: 1 пулемет и катерный трал. экипаж 8 чел М. Т. 1 в строй 7 1917 входил в 3 дивизион СКА и участвовал в боях в Моонзунде после которых ушел на Аландские острова – погиб 30 11 1917 у Рефсе (Аландские о – ва) столкновение с МТ 3 М. Т. 2 в строй 7 1917 входил в 3 дивизион СКА и участвовал в боях в Моонзунде после которых ушел на Аландские острова – 13 4 1918 г. взят финнами в Бьернеборге и в состав их флота как AF 2 (в строю к концу 30 – х г, вероятно пережил и 2 МВ и сдан на слом к 1948 г) М. Т. 3 в строй 7 1917 входил в 3 дивизион СКА и участвовал в боях в Моонзунде после которых ушел на Аландские острова –13 4 1918 г. взят финнами в Бьернеборге и в состав их флота как AF 3 М. Т. 4 в строй 7 1917 входил в 3 дивизион СКА и участвовал в боях в Моонзунде после которых ушел на Аландские острова –13 4 1918 г. взят финнами в Бьернеборге и в состав их флота как AF 3 М. Т. 5 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам М. Т. 6 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам М. Т. 7 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам М. Т. 8 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам М. Т. 9 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам В состав советского БФ по данным справочников в 1920 г и позднее входили катера с идентичными данными построенные в Финляндии и используемые как КАТЩ (различие в мощности двигателя вероятно связано с использованием номинальных л с – величины соотносящейся с реальными как 1 к 3 – 4) MT-1 1917 Kone, 25 t. 19,8x3,0x1,2. 45 HP, 9 kn. построен для БФ. 1920 Тральщик. 1922 передан на линкор Гангут. MT-2 в строй 5 4 1917 Andros, 25 t. 19,8x3,0x1,2 m. 45 HP. построен для БФ. 4 1920 тральщик. 1921 исключен из активной службы и в 1922 передан на линкор Гангут. MT-7 в строй 5 4 1917 Andros. 25 t. 19,8x 3,0x1,2 m. 45 HP, 9 kn. построен для БФ. корабельный линкора Гангут (из – за размеров маловероятно) . 5 1920 тральщик в БФ. 4,12.1923 в Морской Инженерный Институт БФ. MT-10 в строй 8 5 1917 Andros. 25 t. 19,8x 3.0x1,2 m. 45 HP, 9 kn. корабельный линкора Гангут (из – за размеров маловероятно). 5 1920 тральщик в БФ. 23.11.1921 передан в Крепость Kronstadt Катера – тральщики М. Т. 10 –18 постройки Ботнической верфи в Або. заказаны в конце 1916 Водоизмещение 29 т, двигатель 250 л. с., скорость хода 12,5 узлов. Дальность 400 миль Длина 22, ширина 3,66, среднее углубление 1,4 м. Вооружение: 47-мм пушка 1 пулемет катерный трал.Экипаж 8 чел М. Т. 10 в строй 7 1917 – 13 4 1918 г. взят финнами в Бьернеборге и в состав их флота М. Т. 11 в строй 7 1917 – 7 7 1917 погиб у Раумо, мины герм. ПЛ "U58" М. Т. 12 в строй 7 1917 – 13 4 1918 г. взят финнами в Бьернеборге и в состав их флота М. Т. 13 в строй 7 1917 – 13 4 1918 г. взят финнами в Бьернеборге и в состав их флота М. Т. 14 в строй 7 1917 – 7 7 1917 погиб у Раумо, мины герм. ПЛ "U58" М. Т. 15 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам М. Т. 16 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам М. Т. 17 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам М. Т. 18 в процессе достройки взят на верфи немцами в 4 1918 и передан финнам В состав советского БФ по данным справочников в 1920 г и позднее входили катера с идентичными данными построенные в Финляндии и используемые как КАТЩ. MT-14 6 1917 Andros. 22,0x3,6x1,4 m. 240 HP, 12,5 kn. 1 пул, тралы построен для БФ Участв. в 1-й мир. в. и боевом тралении 1920-1921 в 1922 выведен из бое¬вого сост., перекласс, в плавсредство и исключен из списков MT-15 7 1917 Turun Veneveistamo, Turku. 29 t. 22,0x3,6x1,4 m. 240 HP, 12,5 kn. 1 пул, тралы построен для БФ. Участв. в 1-й мир. в. и боевом тралении 1920-1921. в 1922 выведен из бое¬вого сост., перекласс, в плавсредство и исключен из списков . Есть фото на котором катера – тральщики во льду с именами ГЛ – 12 , 15 3 КАТЩ в 20 т (какие именно ?- возможно МТ -3,4,12 – ибо по данным справочников списаны к 1925 г) возвращены в 1922 СССР по Дерптскому миру Взятые немцами в Ревеле и использованные тут как КАТЩ KM 5 ( ) 8 kn; russ. S/bt Nr. 1; 2.1918 dt. Beute, 27.5.1918 fertig (Noblessner) f. Suchverbd. Ostsee / MR-Hfl. Reval KM 6 ( ) 8 kn; russ. S/bt Nr. 2; 2.1918 dt. Beute, 4.6.1918 fertig (Noblessner) f. Suchverbd. Ostsee / MR-Hfl. Reval KM 7 ( ) 8 kn; russ. S/bt Nr. 3; 2.1918 dt. Beute; 4.6.1918 fertig (Noblessner), f. Suchverbd. Ostsee / MR-Hfl. Reval; 30.6.1918 + Smid-Grund/Strandung; 3.8.1918 abgeborgen, eingebracht nach Tiefenhafen KM 8 ( ) 8 kn; russ. S/bt Nr. 4; 2.1918 dt. Beute; 4.6.1918 fertig (Noblessner) f. Suchverbd. Ostsee / MR-Hfl. Reval KM 11 (1 1908, Lissabon) 16 т. 16,7x 2,8x 1,3 m; 100 л/с, Скорость 13.5 узлов. Вооружение 1 пулемет. Экипаж 6 человек. Бывший моторный катер с ЭБР «Слава», затопленного экипажем 4.10.1917 года в проливе Моозунд. 25 2.1918 взят немцами в Ревеле 10.6.1918 fertig (Noblessner) f. Suchverbd. Ostsee / MR-Hfl.Reval; 11.11.1918 г после вывода их войск из Эстонии передан ее флоту как «MP 10» 06.08.1940 г с принятием Эстонии в состав СССР вошёл в КБФ. Судьба после 1940 г ?. KM 12 ( ) finn. S/bt Alice; 2.1918 dt. Beute, 14.6.1918 fertig (Noblessner) f. Suchverbd. Ostsee / MR-Hfl.Reval; 12.1918 estn. Flotte KM 17 ( ) 4,5 - 5 kn; russ. M/bt; 8.4.1918 dt., von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval;nicht abgenommen, da zu langsam; an HK Reval; 11.1920 von Alliierten abgelehnt KM 18 ( ) 4,5 - 5 kn, russ. M/bt; 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval;nicht abgenommen, da zu langsam; an HK Reval; 11.1920 von Alliierten abgelehnt KM 19 ( ) 4,5 - 5 kn, russ. M/bt; 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval;nicht abgenommen, da zu langsam; an HK Reval KM 20 ( ) russ. M(?)/bt; 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval, 3.5.1918 fertig; 10.7.1918 a.D., da zu langsam u. leck KM 21 ( ) russ. M(?)/bt, 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval; 3.5.1918 fertig KM 22 ( ) russ. M(?)/bt; 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval, 4.6.1918 fertig KM 23 ( ) russ. M(?)/bt, 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval, 26.5.1918 fertig KM 24 ( ) russ. M(?)/bt; 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval KM 25 ( ) russ. M/bt; 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval, 3.5.1918 fertig;nicht abgenommen, da zu langsam; an HK Reval; 22.6.1918 a.D. KM 26 ( ) russ. M(?)/bt; 8.4.1918 dt.; von Hafenwerkstatt Reval hergerichtet f. MR-Hfl. Reval; 14.6.1918 fertig; 26.8.1918 в 13 35 + 60 10' N/28 57' O /Mine 7 погибших

Рамзес: еще немного в добавок к серии числящейся у меня как первая то ли корабельных , то ли минных катеров постройки завода Крейтона в Або возможно к серии относились и следующие катера - фото практически идентичны друг другу №1. Бывш. м.к. бригады ЛК БФ, постр. в 1916-1917 в Финлян¬дии. В 4.1920 переоборудован в КАТЩ и вкл. в боевой сост. флота. Участв. в боевом тралении в 1920-1921. В 1922 перекласс, в плав¬средство и передан на ЛК «Гангут», а в 1923 - на ЛК «Парижская Коммуна». № 2. Бывш. м.к. бригады ЛК БФ, постр. в 1916-1917 в Финлян¬дии. В 4.1920 переоборудован в КАТЩ и вкл. в боевой сост. флота. Участв. в боевом тралении в 1920-1921. В 1922 перекласс, в плав¬средство и передан на ЛК «Гангут», а в 1924 - машинной школе МСБМ. № 7. Бывш. м.к. ЛК «Гангут», постр. в 1916-1917 в Финляндии. В 5.1930 переоборудован в КАТЩ и вкл. в боевой сост. флота. Участв. в боевом тралении в 1920-1921. 4.12.1923 перекласс, в плавсредство и передан машинной школе МСБМ. № 10. Бывш. м.к. ЛК «Гангут», постр. в 1916-1917 в Финляндии. В 5.1920 переоборудован в КАТЩ и вкл. в боевой сост. флота. Участв. в боевом тралении в 1920-1921. 23.11.1921 передан Кронштадтской крепости, перекласс, в плавсредство и искл. из списков флота. 16 т; 18,2 (ВЕРОЯТНО - 12,8) X 3,0 X1,2 м; 90 л.с; 12/9 уз; 180 миль; 1-47- мм ор, тралы; 10 чел.(как тральщики) катера которые строились для лоцманского ведомства или портов - я в свой список сознательно не вносил как изначально не боевые - хотя впоследствии некоторые из них были мобилизованы и вооружены (но они вполне могут находится в списке немецих трофеев из - за нереальности пока соотнести их с реальными русскими)

pz.kpfw: ФСЛО А кто что знает про серию катеров СК-1-6, по Бережному эти катера но уже с советскими названиями построены в Норвегии. По другим источникам один даже сгорел в 1917г

Рамзес: для pz.kpfw - Максим , это ты вероятно уже про северян спрашиваешь , ну не все же так сразу (дай хоть от балтийцев отойти - кстати в пересланной тебе версии с форумской отличия и довольно немалые - правки вносил уже практически на основе последних дополнений да и то море разных непоняток) и как версия по фотке (Нарва или Онега ?) - ты последнюю инфу финну еще не отправил ?

lns: АЗАРД пишет: ... и я считаю что надо давать параллельно и тех и других и уже потом разбираться в каждом конкретном случае, и, желательно, без личностных предпочтений "белые", "красные", "зеленые"… Об источниках Есть такая книга Широкорад А. Б. Великая речная война. 1918 – 1920. М., 2006. В предисловии автор пишет: «Автор попытался показать объективную картину боевых действий. Ведь по обе стороны баррикад сражались русские люди, и с каждой стороны среди них были герои, трусы и глупцы». (С. 3.) Но у меня сложилось впечатление, что автор отнюдь не всегда объективен. Хотя точно оценить книгу не могу, ибо не было и нет времени её штудировать, было только время её пролистать несколько раз. Глава «Белые берут Симбирск и Казань» указанной книги начинается со следующих строчек: «Рассказ о боевых действиях на Средней Волге летом – осенью 1918 г. следует начать с небольшого авторского отступления, точнее, с авторской жалобы. Источники, с которыми работал автор, можно разделить на две группы. В первую входят архивные документы, советские издания 1920-х годов и эмигрантские издания. Вторая группа состоит из изданий, появившихся с 1937 г. Это как бы две непересекающихся плоскости. Создается впечатление, что все Аржаковы, Мордвиновы, Селяничевы и т. д. писали совсем о другой реке и других флотилиях». (С. 18.) И вот с этим могу, в общем и целом, согласиться. В советских изданиях 1920-х годов (кстати, в то в время издавались в СССР и некоторые "белые" мемуары) велика вероятность найти самую разную информацию о Гражданской войне и тем самым составить её объективную картину. Причём чем более ранние это издания, тем больше эта вероятность. Например, уже начиная, по крайней мере, с середины 1920-х годов просматривается тенденция значительного искажения и умалчивания роли Л. Д. Троцкого в Гражданской войне. В указанной книге есть «Список использованной литературы». Из изданий 1920-х годов там указаны следующие издания: Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Том II. Северо-Запад / Под ред. И. Е. Егорова и Е. Е. Шведе. Л.: Редакционно-издательский отдел Морских Сил РККФ [так в тексте, вероятно правильно – «Морских Сил РККА»? – lns], 1926. Том III. Юго-Запад / Под ред. А. А. Соболева, 1925. Самойлов К. И. На канонерской лодке «Ленин». Л., 1924. Шубин И. А. Волга и волжское судоходство. М.: Транспечать НКПС, 1927. И, видимо, для изучения красных (и отчасти белых) флотилий можно порекомендовать эти издания. Лично у меня сейчас нет времени искать их в библиотеках. Но если кого-то эта тема особенно интересует, то можно, вероятно, порекомендовать заняться этим…

Рамзес: для lns - упоминаемая Вами книга в общем - то довольно неплохая вещь , хоть Широкорад по традиции свалил туда все , что было под рукой выдавая это за собственные авторские изыскания (лично мне там очень интересны куски из мемуаров Лишина по Каспию были) - ну правда разбирать его творения "по - косточкам" не охота , уж очень большой плагиатор товарищ, а издательский отдел действительно РККФ (флот и в то время типографию имел) , вот эту бы вещь я с огромным удовольствием в руках подержал , жаль только все тома так свет и не увидели - и кстати Мордвинов в отличии от большинства других авторов (ну разумеется с учетом времени когда он эти работы писал и на мой субъективный взгляд) довольно неплохие работы сделал и кое - где на красные неудачи довольно объективный взгляд дает (ну ждать он него еще и описание действий белых в то время уже слишком)

Тритон: Ins. Я бы на Вашем месте более осторожно рекомендовал бы книги малоуважаемого мною гражданина Широкорада. Он пользуется только двумя массивами источников: то, что выпущено у нас и то, что выпущено за бугром (причем далеко не все). Ни в одном приличном архиве этот гражданин уже лет 20 не появляется (интересно бы знать - почему) и большинство его ссылок на архивы взяты из чужих работ, которые он безбожно (и часто бездумно) переписывает. Он пишет свои работы по принципу: нашел - вставил в свою работу, не нашел - и так сойдет ("пипл схавает"), поскольку у многих и этой информации нет. Но надо быть и справедливм: сей гражданин умеет для своих творений подбирать действительно хорошие и интересные работы которые он затем кромсает по своему выбору сдабривая для связки собственными коментариями, часто ни на чем не основанными. Если проанализировать вышеупомянутую книгу то в ней легко можно выявить разные источники которые иногда противоречат и не связываются друг с другом, но на авторский текст и анализ у Широкорада времени видно нет. Для примера сравните, что он написал по Северной Двине, Дону и Днепру, а потом посмотрите обсуждения на форуме. С уважением.

lns: Тритон пишет: Я бы на Вашем месте более осторожно рекомендовал бы книги малоуважаемого мною гражданина Так я и рекомендую осторожно. Я же пишу: "...точно оценить книгу не могу..." Тритон пишет: Но надо быть и справедливм: сей гражданин умеет для своих творений подбирать действительно хорошие и интересные работы Так я как раз и рекомендую обратиться не столько к самому Широкораду, сколько к списку использованной им литературы.

lns: Рамзес пишет: издательский отдел действительно РККФ (флот и в то время типографию имел) В каталоге ( www.nlr.ru ) действительно значится: «Ред.-изд. отд. морских сил РККФ». Но у меня по этому поводу остаются сомнения.

lns: Автроилъ пишет: Я писаниям всю жизнь комплексовавшего бывшего ревизора с "Изяслава" как-то верить не склонен. Больно уж много у него (скажем так) «несоответствий». О несоответствиях Один источник: "АРСКИЙ Владимир Александрович, р. 7 июля 1891. Морской корпус 1911. Лейтенант 1-го Балтийского флотского экипажа. В эмиграции. Ум. до сен. 1926." (Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства. М., 2004.) Другой источник: "Арский 1-й Владимир Александрович (07.07.1891 — ?), лейтенант (01.01.1915). Окончил МК (1911) по успеваемости лучше старшего брата Бориса, а потому во флотской иерархии оказался "первым". Участник Первой мировой и Гражданской войн (на стороне красных), утонул на Каспии. Известно, что в сентябре 1926 г. в Париже по нему служили поминальную церковную службу." (Морской кадетский корпус. / Сост. А. Ю. Емелин. СПб., 2003.) И третий источник (воспоминания «всю жизнь комплексовавшего бывшего ревизора с "Изяслава"»): «От командира сторожевика узнали (в мегафон) печальную новость. Арский выходил. Шторм разметал все корабли и транспорта, и в ночь с 8 на 9 апреля на «Каспии» выбило волной обшивку скулы, вследствие чего он затонул и перевернулся. Ближе всех оказалась канлодка «Пролетарий», которая безуспешно пыталась подать буксир, но в итоге смогла только подобрать из воды тринадцать человек. Командира отряда — жизнерадостного Владимира Александровича Арского — и командира «Каспия» — сдержанного Евгения Ивановича Перетерского (который был старше и опытнее своего начальника), к сожалению, в числе спасенных не оказалось{65}. Это были два честных патриота, с Октября 1917 года бесповоротно ставших на сторону народа. Личная храбрость и морской опыт обоих подсказали, что все возможное для спасения людей и корабля было сделано. Позже это подтвердили как спасенные, так и свидетели трагедии на «Пролетарии».» «{65}Арский В.А. — рождения 1891 года, офицер с 1911 года, артиллерист. Перетерский Е.И. — рождения 1887 года, офицер с 1909 года, участник спасения итальянцев в Мессине.» Издание: Исаков И.С. Каспий, 1920. — М.: Советский писатель, 1973. Книга на сайте: militera.lib.ru/db/isakov_is/index.html Иллюстрации: нет OCR, корректура: Смолянин (small_yanin@rambler.ru) Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru) Как думаете, в данном конкретном случае «писаниям всю жизнь комплексовавшего бывшего ревизора с "Изяслава"» можно верить? Арский Владимир Александрович (1891 — 1920). Лейтенант (1915). С 1918 в РККФ. Утонул в апреле 1920 на вспомогательном крейсере "Каспий" Волжско-Каспийской флотилии. Примерно так получается, если привести в соответствие указанные источники. Впрочем, можно выдвинуть фантастическую версию, например о том, что Владимир Александрович не утонул, а "чудесно спасся".

wind: Ув. lns , оййййййй вы Волкова лучше не вспоминайте :-))), у него ошибоооооооок, что я уже давно его за источник не считаю :-)) (лично мое мнение, и не навязываю его никому), Емелину верю много больше (тем более немного помогал ему выверять данные для его книги ;-))) ) , к Исакову отношусь сдержано как к меуарам, и тоже без проверки в архиве , не верю :-)), т.к. большинство мемуаров пишется уже в преклонных годах, и там ошибок бывает уййййй как много , что впрочем относится не только к Исакову но и ко всем мемуаристам . С уважением, В. ЗЫ По поводу точной даты гибели Арского, я думаю Вам очееень пофессионально ответит ув. Тритон

lns: wind пишет: вы Волкова лучше не вспоминайте :-))), у него ошибоооооооок, что я уже давно его за источник не считаю :-)) Есть по этому поводу статья А. Ю. Емелина в "Генеалогическом вестнике", но там всё же Волков признаётся за источник. :-) Хотя и ясно, что относиться к этому источнику надо очень и очень осторожно. wind пишет: Емелину верю много больше (тем более немного помогал ему выверять данные для его книги ;-))) ) , к Исакову отношусь сдержано как к меуарам, и тоже без проверки в архиве , не верю :-)), т.к. большинство мемуаров пишется уже в преклонных годах, и там ошибок бывает уййййй как много , что впрочем относится не только к Исакову но и ко всем мемуаристам Надо полагать, в то время А. Ю. Емелин имел возможность проверить в архивах. Впрочем, у него почему-то год смерти Арского не указан. wind пишет: По поводу точной даты гибели Арского, я думаю Вам очееень пофессионально ответит ув. Тритон А что, значит, всё-таки вопросы остаются? Может всё-таки в апреле 1920-го Арский «чудесно спасся»?

Автроилъ: Пароход «Caxton», захваченный у белых и вошедший в состав речной флотилии, действовавшей на Северной Двине. 1920 год.

Рамзес: для Автроилъ - фотка весьма интересная , спасибо , но только что - то мне в латинском тексте надписи не нравится - пароход с таким именем был в красной Северодвинской флотилии уже в 19 году и переименован с 16 4 19 в Коммунист , а вообще у красных еще с августа 18 (его увели из Архангельска и у белых не брали) - вообще - то он английской постройки , но почему надпись не по русски уже на красном пароходе,к тому же довольно давно плававшем на этой внутренней реке (или хозяин сразу к встрече англичан готовился - еще с 1905 г) - может НОРД увидит фотку да с понедельника ответит на загадку

Автроилъ: Но надпись то на борту не противоречит моему тексту, или есть разночтения? Поверьте уж, что сам был удивлён немало. С уважением...

Рамзес: для Автроилъ - смущает ненашенское написание, пароход по регистрам (Какстон - что сие значит не знаю) постройки 1905 г, в принципе можно посмотреть кто владелец , на Севере были случаи с английским капиталом до революции , но имя судов как паровых так и нет кроме Прибалтики да Польши (где тоже с латынью пытались бороться) на внутренних бассейнах старались писать по русски - а источнику фоты нет ? (может это ,что даст) - вообще пароход уже к осени 18 г в красной флотилии как вооруженный и экипаж на борту явно красный - может это "постановочный" кадр ? (для поднятия боевого духа тиснули в центральную прессу о взятии парохода интервентов , но в гражданскую о столь мощном пиаре доморощенных геббельсов я что - то не слышал , если версия верна - весьма интересный фактик) Я попросил уважаемого Норда по своим закромам глянуть - может чего все же найдет по этой фоте на днях - прям хоть в ветку о загадках перебрасывать

Рамзес: для Автроилъ (немного вдогонку) - конкретно в Вашей подписи ошибки (понятно не чисто Ваши - источника откуда взяли) 1) пароход никто не брал у белых , с момента национализации он был у красных и в белую флотилию никогда не входил 2) год съемки не 20 - а осень 18 - весна 19 гг - дальше уже Коммунист именовался - ну остальное будем ждать вестей с Севера

Гайдукъ: ПБ "Канск" (№5) Северная Двина все тот же 1920 год

Гайдукъ: Заградитель "Яуза". Для Рамзес все попытки отсканить фото качественно резултата утешительного не дали. Бумага жёлтая, полиграфия-сам понимаеш так что то что есть. Дал человеку(сотруднику) он обещал покалдовать со сканером авось что-то и получится.

Автроилъ: lns пишет: Есть такая книга Широкорад А. Б. «Великая речная война»... Есть у этого автора и другие «монографии» и все почему-то на «морскую» тему. Половина из них обычно ничем неприкрытая компиляция, остальные - мало чем уступают рассказам о Гарри Поттере. Чего стоит одно его утверждение, что в Цусимском бою на японских кораблях у орудий стояли прошедшие специальную подготовку самураи, которые силою своей воли снаряды направляли в нужную им цель. Достаточно было только подумать и изрыгнутая башней крупного калибра болванка летела прямиком в русский броненосец. С уважением...

NORD: Уважаемые коллеги! Выставляю фото кан. лодки КАКСТОН, оригинал, к сожалению, это пересьёмка с подлинного фото. Там на носу нет никакой надписи с названием судна. Для северного бассейна характерно написание названия судна только на кожухах гребных колес. а не на носу. Фото датируется периодом 22-25 сентября 1918 г. Также привожу еще два фото КАКСТОН, снятых с небольшой временой разницей. Фото датируется после 25 сентября 1918 г. Теперь по поводу плавбатареи № 5 КАНСК. По имеющейся у меня информации КАНСК имел вооружение два шестидюймовых орудия. На фото, которое выставляю - это оригинал со стеклянного негатива, на изображенной батарее одно шестидюймовое орудие и одно - 120-миллиметровое. Значит. это не КАНСК или КАНСК, но до установки второго шестидюймового орудия. Сие надо выяснять. Пока вопрос оставляю открытым. Фото плавбатареи сделано летом 1919 года. Кан. лодка РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ. Фото сделано летом 1919 г.

Автроилъ: NORD пишет: Выставляю фото кан. лодки КАКСТОН, оригинал... Тогда, в своё время из Архангельска я получил шедевр Агитпропа. Расстроили вы меня, господа... С уважением...

Рамзес: для Автроилъ - так вот когда впервые Фотошоп появился , судя по фоте моя версия о советских гебельсах от пропаганды (если честно шла просто от балды) начинает обретать "плоть и кровь" - то ли для населения , то ли для начальства отчитались о взятии английского парохода , но на какого "тупого пипла" это было расчитано - на фото же не монитор , а обычный местный колесник , а в начале 20 г в Архангельске была взята вся флотилия белых в полном комплекте как речная так и остатки ФСЛО и среди речной действительно было около десятка катеров оставленных англичанами белым при эвакуации в 19 году так почему было не сделать фото этих трофеев - или это творчество какого нибудь уездного "весельчака" (допустим в Котласе - откуда до Архангельска еще добраться нужно)

NORD: Уважаемые коллеги! Фото КАКСТОН из-за которого идет сыр бор, снято в Котласе. по видимому, сразу же после вооружения его 75-миллиметровыми морскими орудиями. Судно пришло на вооружение 22 сентября 1918 г., а 25 сентября было отправлено на передовую. Вот и весь сыр бор. Теперь по поводу подписи. Кто-то чтобы не забыть и не перепутать пароходы на борту сделало надпись - и все... Теперь по поводу захвата красными белых судов. Такое событие было. Оно произошло 10 августа 1918 г. в 30 км выше двинского березника. Было встречено разведывательное судно белых ЗАРЯ, которое в ходе скоротечного боя выбросилось на берег и затем было захвачено красными. Сие потвержено документально. О захвате КАКСТОНа - мало вероятно, хотя в подписи под фото написано, что оно захвачено у белых. Буду выяснять. но не так скоро. Архив дома завален. разберусь - сообщу. С уважением, nord.



полная версия страницы