Форум » Гражданская война » Красные флотилии » Ответить

Красные флотилии

wind: Это из "Морского Атласа" Азовская флотилия (апрель - июнь 1918, март 1920 - апрель 1921) Начальники: Гернштейн И.И. (май - июнь 1918) Маркелов С.Е. (март - апрель 1920) Гернет Е.С. (май - август 1920) Хвицкий С.А. (август - декабрь 1920) Дандре Б.Л. (январь - апрель 1921) Комисары: Грачев И.П. (март - май 1920) Яблонский В.А. ( июнь - июль 1920) Озолин Я.И. ( июль - декабрь 1920) Степанов М.С. ( январь - апрель 1921) Аму-Дарьинская (до июля 1918, февраль - апрель 1920, январь - ноябрь 1921) Начальники: Пинский Г.Г. (февраль - апрель 1920) Калинин М.Н. (январь - ноябрь 1921) Комиссары: Крамм С. Калинин М.Н. был одновременно командиром и комиссаром флотилли Амурская (до сентября 1918, с мая 1920) Начальники: Огильви Г.Г. (декабрь 1917 - сентябрь 1918) Канюк В.Я. (май 1920 - июнь 1921) Трерьяков Н.В. (июль - декабрь 1921) Орлов Н.Н. (декабрь 1921 - ноябрь 1922) Воейков Е.Н. (ноябрь - декабрь 1922) Комиссары: Комаровский (июнь 1920 - май 1921) Рашевич Ф.К. (июнь - июль 1921) Разин Н. (август 1921 - ноябрь 1922) Гуртов М.М. (ноябрь - декабрь 1922) Аральская (апрель - ноябрь 1920) Начальники: Петров А.К. (апрель - август 1920) Щениовский С.К. (август - ноябрь 1920) Комиссар Кийко Г.В. (1920) Астраханско-Каспийская (октябрь 1918 - июль 1919) Начальники: Сакс С.Е. (октябрь 1918 - май 1919) Раскольников Ф.Ф. (июнь - июль 1919) 31.01 -10.04.1919 г. существовал Реввоенсовет в составе Сакса С.Е. и Флеровского И.П. Байкальская (июнь 1918, февраль 1921 - май 1922) Власов Л.М. (июнь 1918) Попов М.Н. (февраль 1921 - январь 1922) Беломорская (март - апрель 1920) Рябышкин С.П. ( март - апрель 1920) Военно-Волжская (Царицынский отряд) июнь - октябрь 1918 Гернет Е.С. (июнь - август 1918) Золотарев П.И. (сентябрь - октябрь 1918) Если интересно, продолжение следует ... С уважением, В.

Ответов - 177, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Автроилъ: NORD пишет: О захвате КАКСТОНа - мало вероятно, хотя в подписи под фото написано, что оно захвачено у белых. Коли Вы из Архангельска, то должны были слышать о Ксении Петровне Гемп (краеведе, историке, географе, этнографе... и просто замечательном человеке), правнучке участника Антаркической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева лейтенанта Беклемишева. Именно ею на закат советской поры среди прочих и была прислана эта фотокопия. Оригинал же по её словам хранился в тамошнем краеведческом музее, экспозиция которого рассказывала в том числе и о славных победах большевиков на Севере в годы Гражданской войны. Думаю, что надпись на борту корабля появилась радением музейщиков, а я даже не задумался. А ведь, знал же, что названия речных судов (как справедливо заметил NORD) традиционно выписывалось на кожухах колёс и должен был сразу насторожиться. Старый, видать, стал. NORD'у отдельное спасибо за прекрасные фотографии и желание поделиться информацией. С уважением...

NORD: Для АВТРОИЛа. Фото, которое на форуме из музея. Там надписи нет, как видно на фото. Отдельно. Уважаемым РЕВЕЛЬЦАМ поклон с СЕВЕРОВ. С уважением, nord.

Автроилъ: NORD пишет: Уважаемым РЕВЕЛЬЦАМ поклон с СЕВЕРОВ. Буксир "Штадт Ревель" в Петровской гавани у Причала яхт-клуба. NORD пишет: Там надписи нет, как видно на фото. Ну, не Гемп же её нарисовала! С наилучшими пожеланиями. Автроилъ.

Гайдукъ: Автроилъ пишет: Ну, не Гемп же её нарисовала! небольшая современная история: У меня имеется фотография на которой изображенна собранная в башенной мастерской ПМЗ башня ГК "Севастополя", рядом с башней лежит штабель балонов высокого давления (12 штук). такая же фотография (и даже несколько ее ракурсов) имеется в музее ЛМЗ. неделю назад на ЛМЗ вышла книга-альбом посвященная 150 летию этого предприятия которое будет отмечаться через месяц. В книге я обнаруживаю эту же фотографию но с двумя штабелями балонов. Я в музей к хранительнице (милая бабулька 75 лет) что за фотка такая. Ответ был таков - я чтобы показать технологическую оснастку завода вырезала ножничками балоны с другой аналогичной фотографии и наклеила на эту после чего отдала ее колективу типографии готовившем книгу к выходу. Вывод и причем здесь фотошоп. Но обвинять источник в данном случае не стоит так как она могла пройти через кучу других рук.

NORD: Для АВТРОИЛа. Я не имел ввиду, что Гемп сделала эту подпись. Скорее всего это сделал кто-то из коолекционеров. В Котласе был известный исследователь русского речного парового флота Белоцерковский. Может быть фото из его коллекции подписал очередной владелец этого фото. Вот и вся проблема. Я никого не обвиняю. С уважением, nord.

Тритон-Р: Рамзес Белорусы на Березине нашли подлинный "Муллинс", погибший в 1941 г. и в скором времени расчитывают его поднять. Катер почти целый, металл и найденные на нем вещи в хорошей сохранности. Только отсутствует сорванная взрывом башня (по слухам, находится где то рядом) и кокпит поврежден брошенной в него противотанковой гранатой. Подъем катера планируется совершить в этом году.

Гайдукъ: Тритон-Р пишет: Белорусы на Березине нашли подлинный "Муллинс", погибший в 1941 г. Эта тема обсуждалась на "Цусиме" вот сообщение уважаемого murzik http://photofile.ru/users/zeemurzik/3173773/

Рамзес: для Тритон-Р - про тему знаю (с неделю назад сидел с ребятами которые там работали - мои земляки со Стрельбицким радушием белоруссов немного попользовались) , кто именно там лежит я сбросил Вам в новой версии катеров Военного ведомства , но судя по инфе на технической странице инфа не дошла - попробуйте в выходные отправить пару фраз для связи на мейл и я инфу повторю - там нового уже очень много (похоже кроме проблемы с форумами и с ящиком тоже не все в порядке) Вообще думают поднять в следующем - но если карта ляжет и погода позволит могут и в этом расстараться - технически это возможно и проблем особых составить не должно

ABP_TOR: Рамзес Книгой Зегжда Н. Южная группа Днепровской военной флотилии.- М-Л.: Воениздат,1940 случаем не располагаете?

Рамзес: для ABP_TOR - к сожалению с сим раритетом в живую не знаком , а кто конкретно интересует - на уровне той флотилии Струка данных много , но вот к судьбе днепровцев уже в советский период только сейчас потихоньку начинаю подбираться и то пока слабенько

ABP_TOR: Меня интересуют Полупанов и полупановцы на флотилии. а также бронелетучка Днепровской флотилии.

Рамзес: может кому будут интересны и эти катера - в известных мне источниках по ним очень много мутного и непонятного (на фотах днепровцев середины 30 - х гг номера отсутствующие во всех официальных справочниках) не все ясно с числом так называемых канонерок (по справочникам их больше чем дают ведомости верфей - строителей) очень много неясного с перемещениями с бассейна на бассейн и особенно соответствия старых царских номеров новым (как советским так и зарубежным) поэтому любые конструктивные дополнения (замечания - критика) только приветствуются - и спасибо временно отсутствующему Тритону за его первые замечания на мой в то время еще очень сырой первый вариант КАТЕРА ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА программы 1915 г РКЛ (в советское время тип К) 24/30 (полное) т 20,4 – 3,18 – 0,61 м 2 – 75 л с 12,5 узл 2 76 мм горных пушки 2 – 3 пулемета - № 1 – 9 постройки завод Беккера в Ревеле стр № 22 – 30 заказаны осенью 15 г заложены в начале 16 г спущены 16 г в строй летом 17 г (точных дат нет) 1) № 1 в конце 5 18 по ж/д из Питера в Осташков (оз Селигер) 13 7 – 1 9 18 в Череповце 10 18 – 2 4 19 Волхово – Ильменская флотилия с 4 4 19 Онежская флотилия с 4 4 19 стор судно с 4 20 Ладожский отряд БФ с 6 2 21 перевозится на Сырдарью с 22 3 21 в Сырдарьинской флотилии с 8 22 по ж/д в Питер и тут хранение с 26 5 26 плавсредство ГВП МСБМ с 15 8 29 вновь БКА – отряда судов р Днепр (после капремонта и вооружения в Кронштадте) с 27 6 31 в ДВФ 18 3 34 по ж / д из Киева в Сретенск с 3 4 34 в АКФ 1 11 40 сдан на слом но летом 41 восстановлен и с 3 8 41 вновь в АКФ участвовал в Манчжурской операции августа 45 - 2 4 51 исключен и на слом с 3 2 19 Интернационал с 4 4 19 СС № 1 с 15 8 29 К 1 с 21 8 34 БК № 105 с 15 4 37 БК № 71 с 10 2 44 БК 71 с 21 10 49 БК 97 2) № 2 судьба до 30 6 37 аналогична № 1 когда затонула у о – ва Сычевский на Амуре в бою с полевой артиллерией японцев вскоре поднят ими и передан речным силам Манчжоу – Го как полицейский катер (имя не известно) сдан на слом в начале 40 гг с 3 2 19 Коммунист с 4 4 19 СС № 2 с 15 8 29 К 2 с 21 8 34 БК № 106 с 15 4 37 БК № 72 3) № 3 в 7 18 по ж / д из Питера в Ниж Новгород тут 16 9 18 в ВВФ с 10 18 в АКВФ с 9 5 19 в Донск флотилии (17 – 20 5 19 перевезен по ж/д в Лиски из Саратова) 29 6 19 вернули в ВВФ с 31 7 19 в ВКВФ 14 8 19 в районе Царицына с 11 19 истребитель 5 7 20 МСКМ в Самаре с 20 8 20 РКЛ с 10 20 на Амударью по ж/д с 15 11 20 на Сырдарье в местном дивизионе (с 14 3 21 базировался на Коканд с 17 4 на Ходжент) с 17 3 21 Амударьинская флотил с 27 10 21 погран флотил Касп моря ОГПУ в 8 22 по ж/д в Питер в Финско – Ладожск флотил ОГПУ в 34 по ж/д на Амур в МПО НКВД Дальнего Востока в середине 50 – х на слом с 11 19 истребитель № 310 с 20 8 20 КЛ № 310 4) № 4 в 7 18 по ж / д из Питера в Ниж Новгород тут 16 9 18 в ВВФ с 9 2 19 ПС в мае 19 бои с белыми на Вятке с 31 7 19 ВКВФ с 11 19 истребитель с 5 7 20 МСКМ в Астрахани с 20 8 20 РКЛ с 10 20 на Амударью по ж/д с 4 11 20 в Амударьинской флотил 22 4 21 затонула тут от внезапного крена идя на буксире за КЛ Ташкент (вскоре поднята и сдана на слом) с 9 2 19 пос судно № 307 с 11 19 истребитель № 307 с 20 8 20 КЛ № 307 5) № 5 в конце 5 18 по ж/д из Питера в Осташков (оз Селигер) 13 7 – 1 9 18 в Череповце 10 18 – 2 4 19 Волхово – Ильменская флотилия с 4 4 19 Онежская флотилия с 4 4 19 стор судно 3 8 19 в бою с белыми истребителями в Повенецком заливе выброшен экипажем на мель у о – ва Сал вскоре снят белыми и после ремонта в их Онежской флотилии как РКЛ в кон 11 19 по ж/д из Медвежьей горы в Мурманск где 13 3 20 взят красными с 28 5 20 в МССМ как речной истребитель с 16 10 22 ПСКА МПО ОГПУ с 10 6 24 в Убеко Севера разоружен и сдан на хранение в конце 20 – х гг сдан на слом с 3 2 19 Пролетарий с 4 4 19 СС № 3 с начала осени 19 Боевой с 28 5 20 РИ 5 6) № 6 в 7 18 по ж / д из Питера в Ниж Новгород тут 16 9 18 в ВВФ с 10 18 в АКВФ с 9 5 19 в Донск флотилии (17 – 20 5 19 перевезен по ж/д в Лиски из Саратова) 29 6 19 вернули в ВВФ с 31 7 19 в ВКВФ 14 8 19 в районе Царицына с 11 19 истребитель 5 7 20 МСКМ в Самаре с 20 8 20 РКЛ с 10 20 на Амударью по ж/д с 26 11 20 Амударьинская флотил с 27 10 21 погран флотил Касп моря ОГПУ в 8 22 по ж/д в Питер в Финско – Ладожск флотил ОГПУ с 15 8 29 вновь БКА – отряда судов р Днепр (после капремонта и вооружения в Кронштадте) с 27 6 31 в ДВФ 18 3 34 по ж / д из Киева в Сретенск с 3 4 34 в АКФ 1 11 40 сдан на слом но летом 41 восстановлен и с 3 8 41 вновь в АКФ участвовал в Манчжурской операции августа 45 2 4 51 исключен и сдан на слом с 11 19 истребитель № 311 с 20 8 20 КЛ № 311 с 15 8 29 К 4 с 21 8 34 БК № 108 с 15 4 37 БК № 74 с 10 2 44 БК 74 7) № 7 в 7 18 по ж / д из Питера в Ниж Новгород тут 16 9 18 в ВВФ с 9 2 19 ПС в мае 19 бои с белыми на Вятке 8 9 19 у Царицына поврежден белой артиллерией и выброшен на берег вскоре снят красными и введен в строй с 31 7 19 ВКВФ с 11 19 истребитель с 5 7 20 МСКМ в Астрахани с 20 8 20 РКЛ с 10 20 на Амударью по ж/д с 26 11 20 Амударьинская флотил с 27 10 21 погран флотил Касп моря ОГПУ в 8 22 по ж/д в Питер в Финско – Ладожск флотил ОГПУ вероятно в 29 вновь передан флоту и переведен на Днепр как БКА – отряда судов р Днепр с 27 6 31 в ДВФ 17 4 34 по ж / д из Киева (передан местным Осоавиахимом) в Сретенск с 3 5 34 в АКФ 1 11 40 сдан на слом но летом 41 восстановлен и с 3 8 41 вновь в АКФ участвовал в Манчжурской операции августа 45 2 4 51 исключен и сдан на слом с 9 2 19 пос судно № 308 с 11 19 истребитель № 308 с 20 8 20 КЛ № 308 с 15 8 29 К 4 с 21 8 34 БК № 109 с 15 4 37 БК № 75 с 10 2 44 БК 75 (в Линкоры , броненосцы , канонерки –судьба на Амуре только в НКВД , в справочнике 28 – 45 гг есть катер К 5 этого типа (без привязки к предыдущему №) переведенный на Амур с Днепра в 34 (предыдущий № ?) –Широкорад дает , что после гибели в бою с японцами БК № 72 летом 37 флотилии передали катер из погранохраны и тот стал БК № 109 , но он не мог носить имя К 5 – эти имена только у днепровских канлодок) Выписка из протокола Совещания в УВМС - РККА от 26 6 1931 г. "Слушали. О передаче корпуса Кронштадской канонерской лодки, находящейся на Днепре в ведение Осовиахима.Постановили. Корпус передать в ведение Осовиахима и просить последний принять меры к восстановлению канонерской лодки в кампанию 1931 г., пользуясь имеющимися производственными и самомощностями Киевского затона. - Просить П.С.Осовиахима принять корабль и обеспечить финансирование достройки в 1931 г. - Техупру передать имеемые в Днепровской флотилии 2 мотора "Скрипса" для установки их на указанной канонерской лодке. - Наблюдение за достройкой поручить Командованию Днепровской флотилии. Достройку производить по чертежам аналогичных канонерских лодок К-3 и К-4." Вероятно речь о канонерке военного ведомства. А вот о какой конкретно ? – возможно № 9 или же Д 2 8) № 8 в 7 18 по ж / д из Питера в Ниж Новгород тут 16 9 18 в ВВФ с 9 2 19 ПС в мае 19 бои с белыми на Вятке с 31 7 19 ВКВФ 8 9 19 у Царицына поврежден белой артиллерией и выброшен на берег вскоре снят красными и введен в строй с 11 19 истребитель с 5 7 20 МСКМ в Самаре с 20 8 20 РКЛ с 10 20 на Амударью по ж/д с 15 11 20 на Сырдарье в местном дивизионе (с 14 3 21 базировался на Коканд с 17 4 на Ходжент) с 17 3 21 Амударьинская флотил с 27 10 21 погран флотил Касп моря ОГПУ в 8 22 по ж/д в Питер в Финско – Ладожск флотил ОГПУ с 15 8 29 вновь БКА – отряда судов р Днепр (после капремонта и вооружения в Кронштадте) с 27 6 31 в ДВФ 18 3 34 по ж / д из Киева в Сретенск с 3 4 34 в АКФ 1 11 40 сдан на слом но летом 41 восстановлен и с 3 8 41 вновь в АКФ участвовал в Манчжурской операции августа 45 2 4 51 исключен и сдан на слом с 9 2 19 пос судно № 309 с 11 19 истребитель № 309 с 20 8 20 КЛ № 309 с 15 8 29 К 3 с 21 8 34 БК № 107 с 15 4 37 БК № 73 с 10 2 44 БК 73 9) № 9 в конце 5 18 по ж/д из Питера в Осташков (оз Селигер) 13 7 – 1 9 18 в Череповце 10 18 – 2 4 19 Волхово – Ильменская флотилия с 4 4 19 Онежская флотилия с 4 4 19 стор судно с 4 20 Ладожский отряд БФ 6 2 21 план перевоза на Сырдарью (не реализован) с 22 хранение в Питере в середине 20 - х на слом с 3 2 19 Спартак с 4 4 19 СС № 4 с 4 20 КЛ № 9 Следующие 2 катера серии интереснее – Черников упоминал о планах постройки второй серии , но из них не строили ничего 10) Д 1(по Бережному постр17 - 18 г на верфи Золотова в Питере) 30 7 18 по Мариинской системе на Волгу с 4 8 18 в Казани в ВВФ как истребитель с 9 2 19 пос судно (бои на Каме 5 19) с 31 7 19 ВКВФ 6 2 20 разоружен и разобран ан запчасти с 9 2 19 пос судно № 301 с 20 8 20 КЛ № 301 11) Д 2 (по Бережному постр17 - 18 г на верфи Золотова в Питере) 30 7 18 по Мариинской системе на Волгу с 4 8 18 в Казани в ВВФ как истребитель с 9 2 19 пос судно (бои на Каме 5 19) с 31 7 19 ВКВФ с 5 7 20 МСКМ 17 8 20 по ж/д на Амударью с 20 8 20 РКЛ Амударьинск флотил с 1 10 21 погран флотил Касп моря ОГПУ с 25 6 22 МСКМ с 24 10 22 МПО ОГПУ 8 23 по ж/д в Кронштадт на хранение в середине 20 – х тут на слом с 9 2 19 пос судно № 302 с 20 8 20 КЛ № 302 катера – разведчики "Бюро Вега" - контракт на постройку с "Бюро Вегой", а строила Боргосская яхтенная верфь (в документах "катера постройки "Бюро Вега") 15 6 15 заказ на 4 катера 15 т 16,01 – 2,75 - 0,61 м 2 -75 л с 11,5 узл 2 пулемета в башнях 7 чел В переписке №№ катеров "Бюро Вега" с 1 по 4 - в строю к 19 3 16 все к осени 16 переведены на Дунай, на начало 17 г входили в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й моторно-понтонные батальоны ГВТУ Военного ведомства в Рени ,Измаиле ,Тирасполе (тут катер выведен из строя экипажем и брошен в начале 2 18 г) и Николаеве (катер бывший тут в середине 5 18 взят в Херсоне австро – венгерским монитором Замош –всего тут взяты 2 таких катера "a" и "b" в сер 6 18 моторный тральщик А в районе Сулина 4 9 18 взятые катера уведены с Днепра на Дунай с начала 19 г два из серии (по русским № - ?) в венгерской Дунайской флотилии как Магда (с 21 г Тузер) и Мария (с 21 г Хусар) MÁRIA 16 - 3 - 0,9 м diesel motor 2 X 70 л с 13,5 km/h History: 1918-MAGDA, Cs. és K. Duna Flottilla..1918-ban Budapestre vontatták és szolgálatba állították.1921- HUSZÁR keresztelték.1941- погиб от внутреннего взрыва MAGDA 16 – 3 - 0,9 м diesel motor 2 X 70 л с 13,5 km/h History: 1918-MAGDA, Cs. és K. Duna Flottilla..1918-ban Budapestre vontatták és szolgálatba állították 1919-ben a MAGDA Szolnokon szolgált, a román előrenyomuláskor legénysége elsüllyesztette.1921-körül kiemelték és TÜZÉR-re keresztelték.1929-körül újpesti Ganz Hajógyárban új Ganz-Jendrassik motorokat kapoott.1941-42-ben részt vett Délvidékért folytatott hadműveletekben Dunán és Száván. Осень 1944 – уведен немцами в верховья Дуная и вероятно сдан на слом вскоре после войны № 1 № 2 № 3 № 4 Судьба точная - ? катера – разведчики фирмы К.О.Ревенского (Одесса) (в советское время тип Н) 18 тонн 14 заказаны 15 6 15 - к осени 17 стояли у заводской стенки на воде в разной степени готовности не принятыми из-за недоделок и начали ржаветь. На Дунай они не попали. В переписке, №№ катеров Ревенского - с 1 по 14. в середине 3 18 г большевики затопили при уходе на заводе 3 катера (вероятно подняты) Летом 1918 г австро – венгры 2 катера купили на заводе – у них как моторные тральщики "c" и "d" 25t 15,3x3,1x0,8m 2 sets petrol engines , 200bhp=10kts armament: 2 MG и 4 9 18 катера уведены с Днепра на Дунай Из них один с начала 1919 г в венгерской Дунайской флотилии как Магда (вскоре назван Хонвед) и в 32 г сдан на слом , а второй стал югославским V 2 - в 25 г исключен и продан частной фирме - В 2-3 1919 г. Войско Донское для Речной флотилии хотело приобрести в Одессе на заводе "К.О.Ревенский" 4 бронекатера, вооруженных 2-75 мм орудиями и 2 пулеметами в башнях каждый. Они строились по заказу Военного ведомства для Речных броневых отрядов, но на фронт из-за недоделок не попали. Не попали и на Дон - перекупило Кубанское казачье войско, которое создало флотилию на Азове и Кубани.К 28 2 1919 г, когда белые вели учет катеров в Одессе, на заводе 8 катеров этого типа (4 на стапеле + 2 на плаву + 2 в процессе сдачи) еще 3 в то время на р Кубань и минимум 1 вскоре достроен и передан кубанцам, ибо 4 куплены Кубанским казачьим войском в флотилию как "Черкес", "Линеец" «Черноморец» и «Пластун» (вооружены 1 76 мм вместо одной башни + башенный пулемет) к концу 9 1919 по ж/д перевезли в состав Волжской флотилии Речных Сила Юга России (район Царицына).В начале 1920 г удалось вывезти с Волги в Мариуполь, а оттуда в Ейск и Керчь. При реорганизации флота Врангелем стали СК -11, -12, -13, -14 к лету 20 г в белой Азовской флотилии При обследовании порта в Керчи красными после ухода белых - 2 найдены в очень плохом состоянии. Вероятно и 2 других были там же и вскоре сданы на слом. На конец октября 1919 у белых на заводе 15 катеров в высокой степени готовности (в их числе и морские СКА) 8 2 20 красные берут тут 11 катеров (включая морские № 3, 4, 5, 6, 7) MAGDA 16 - 3 - 0,9 м diesel motor 2 X 70 л с 13,5 km/h History: 1918-MAGDA, Cs. és K. Duna Flottilla..1918-ban Budapestre vontatták és szolgálatba állították.1921-HONVÉD, Dunai Flottila. 1932- сдан на слом 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) БКА № 10 8 2 20 взят красн на заводе в Одессе с 3 7 20 СКА ЧФ (передан Военным ведомством в МСЧМ) 25 5 21 – 27 6 22 Усть –Днепровская флотил затем хранен в Николаеве с 6 26 в отряде судов р Днепр в 29 – 31 ремонт в Киеве 11 3 34 по ж/д в Сретенск тут 29 3 34 24 10 40 разоружен и сдан на слом но летом 41 возврат в строй и участвовал в войне с Японией летом 45 г сдан на слом к началу 50 – х гг с 3 7 20 СКА № 1 с 2 11 20 СКА № 7 с 1 21 СК 7 с 25 5 21 СКА № 1 с 28 Н 1 с 21 8 34 БК 110 затем БКА № 81 11) БКА № 11 8 2 20 взят красн на заводе в Одессе с 3 7 20 СКА ЧФ (передан Военным ведомством в МСЧМ) 25 5 21 – 27 6 22 Усть –Днепровская флотил затем хранен в Николаеве с 6 26 в отряде судов р Днепр в 29 – 31 ремонт в Киеве 11 3 34 по ж/д в Сретенск тут 29 3 34 - 24 10 40 разоружен и сдан на слом с 3 7 20 СКА № 2 с 2 11 20 СКА № 8 с 1 21 СК 8 с 25 5 21 СКА № 2 с 28 Н 2 с 21 8 34 БК 111 затем БКА № 82 12) БКА № 12 8 2 20 взят красн на заводе в Одессе с 3 7 20 СКА ЧФ (передан Военным ведомством в МСЧМ) 25 5 21 – 27 6 22 Усть –Днепровская флотил затем хранен в Николаеве с 6 26 в отряде судов р Днепр в 29 – 31 ремонт в Киеве 11 3 34 по ж/д в Сретенск тут 29 3 34 24 10 40 разоружен и сдан на слом с 3 7 20 СКА № 3 с 3 11 20 СКА № 9 с 1 21 СК 9 с 25 5 21 СКА № 3 с 28 Н 3 с 21 8 34 БК 112 затем БКА № 83 13) БКА № 13 8 2 20 взят красн на заводе в Одессе с 3 7 20 СКА ЧФ (передан Военным ведомством в МСЧМ) 25 5 21 – 27 6 22 Усть –Днепровская флотил затем хранен в Николаеве с 6 26 в отряде судов р Днепр в 29 – 31 ремонт в Киеве 11 3 34 по ж/д в Сретенск тут 29 3 34 24 10 40 разоружен и сдан на слом с 3 7 20 СКА № 4 с 3 11 20 СКА № 10 с 1 21 СК 10 с 25 5 21 СКА № 10 с 28 Н 4 с 21 8 34 БК 113 затем БКА № 84 но летом 41 возврат в строй и участвовал в войне с Японией летом 45 г сдан на слом к началу 50 – х гг 14) БКА № 14 8 2 20 взят красн на заводе в Одессе с 3 7 20 СКА ЧФ (передан Военным ведомством в МСЧМ) с 25 5 21 Усть –Днепровская флотил с 8 7 21 – по 23 г ремонт затем хранен в Николаеве в 28 на буксире в Киев и как плавсредство (не вооружен) после ремонта тут с 31 г в дивизионе канлодок Днепровск флотил с лета 34 вновь БКА с 6 40 в Пинской флотил – по одним данным сдан на слом незадолго до начала войны (по другим - погиб близ Киева в начале 9 41 г как БКА № 206) с 3 7 20 СКА № 5 с 3 11 20 СКА № 11 с 28 г Н – 5 с 21 8 34 БК 5 с 3 2 39 БКА № 136 15) БКА № 15 8 2 20 взят красн на заводе в Одессе с 3 7 20 СКА ЧФ (передан Военным ведомством в МСЧМ) с 25 5 21 – 27 6 22 Усть –Днепровская флотил затем хранен в Николаеве с 23 плавсредство штаба Одесского УР 2 9 27 передано в отдел ФИ для реализации (возможно позднее БКА Н – 15 в Днепровской флотил , упоминается только в списках 38 г) с 3 7 20 СКА № 6 с 3 11 20 СКА № 12 с 1 21 СК 12 с 25 5 21 СКА № 12 дозорные БКА программы 1915 г (в советское время тип Д) фирмы «Муллинс и Ко» США заказ с 15 6 1915 г - 6.5/10 т (полное) 9,15x 2,44x 0,61/0,85 м высота от уровня воды (по крыше башни)- 1,52 м мотор Стерлинг 80-85 л.с. скорость11 узлов дальность плаванья до 560 км, запас топлива - 0,7 тонны; броня (хромо-никелевая сталь): пояс у машинного отделения – 6 мм, пульбашня – 7 мм экипаж 5-7 человек К 19 3 1916 г в Петроградском порту в подчинении Запасного моторно-понтонного батальон в ящиках стояли 18 катеров, доставленных из Америки через Владивосток на транспортах, затем через всю страну по Транссибу. Вооружение 1 пулемет "Максим" во вращающейся башне. Позже на фронте получили еще один пулемет "Максим" на станке системы Виккерса. 12 штук № 2-7,12,13, 14,15,17,18 - 26 5 – 11 6 16 по ж / д в Мозырь в состав Пинской флотилии тут к осени 16 г на № 3 4 6 в дополнение к пулемету поставили 1 37 мм пушку В конце октября 16 г 2 катера типа (возможно № 3 и 5) перевезли в Тирасполь и Николаев , а в середине 11 1916 большинство остальных БКА Пинской флотилии по ж/д на Дунай и 2 12 16 спущены в Рени –из бронекатеров на Припяти должны остаться № 2, 4, 12 и 14 (4-я группа катеров), остальные отправили на Дунай (5-я группа № 3, 6, 7 и 15 и 6-я группа № 5, 13, 17 и 18). в условиях постоянного фронта и усиления немецкой обороны такое число катеров не нужно, хватало и 4-х (2 из них постоянно в 1916 г на озере Нарочь). 1) № 1 с середины 3 16 в Питере как учебный к весне 18 г – Дозорный 8 18 из Питера в Череповец (Волхово – Ильменск флотил) с 4 4 19 СКА № 5 с 18 9 19 СКА № 9 в Онежской флотилии с 4 20 в Ладожский отряд МСБМ к 30 10 20 как БКА по ж/д в Сырдарьинск дивизион 6 2 21 перешел а с 17 3 21 официально в Амударьинск флотил 9 7 21 сдан тут Главоду 2) 3) 15 – 16 7 17 в Карловском канале Дуная в разведке вместе с погибшим № 7 кроме команды на нем 2 офицера и 13 пулеметчиков. 4) 5) 6) 7) № 7, посланный для разведки неприятельских позиций, погиб в ночь с 15 на 16 7 1917 г. в Карловском канале Дуная на мине и исключен из списков с 16 7 1917 г. Погибло 6 человек экипажа,4 офицера,11 пулеметчиков и 2 проводника.Из экипажа уцелел 1 человек На Западной Двине на всех катерах 2 пулемета 8) № 8 26 5 – 29 5 16 по ж / д на Западную Двину в Двинск (подчинение 5 армии) 29 8 16 погиб у о – ва Глаудан от попадания германского снаряда 10 9 поднят и вскоре отправлен в Питер на ремонт к 27 9 17 в строй - оставлен в городе (вместо 1 пулемета 1 37 мм) 9) № 9 26 5 – 29 5 16 по ж / д на Западную Двину в Двинск (подчинение 19-го арм корпуса 5 армии) с 6 7 временно в распоряжение начальника 14-й кавалерийской дивизии. База Двинская Погулянка 17 11 16 в Двинск на зимовку - после таяния льда с начала 4 17 вновь на фронте 29 8 17 через Полоцк в Витебск ушел на ремонт (прибыл 27 9) – к 25 11 17 вывезен в Псков и официально в Чудскую флотилию не входил в тут в конце 2 18 взят немцами тут в конце 2 18 взят немцами У них в Судоходной группе Управления Военных жел.дорог.в конце 11 18 г вернули от немцев, но реально в состав красной флотилии вновь не вошел из – за зимы В 5 1919 г при занятии эстонцами Пскова затоплен красными. Был поднят, востановлен и включен в состав Озерного района Управления Береговой охраны Морской связи и Спасательных станций ВМС Эстонии. Назван КЫУ (гром) В начале 1920 г не долго в составе Пограничного Управления и летом того года в состав Чудского дивизиона ВМС, где до 1940.г. (в ВМС 27.07.19.- ? .09. 1940) Вероятно после вхождения Эстонии в состав СССР передан последнему - дальше ? 10) № 10 26 5 – 29 5 16 по ж / д на Западную Двину в Двинск (подчинение 19-го арм корпуса 5 армии) с 6 7 временно в распоряжение начальника 14-й кавалерийской дивизии. База Двинская Погулянка 17 11 16 в Двинск на зимовку- после таяния льда с начала 4 17 вновь на фронте По судьбе катера по одним данным на 25 11 17 вывезен в Псков тут и в конце 2 18 взят немцами, по другим оставили в Двинске – по источникам на Чудском озере не прослежен , по Бережному так - 13 3 19 от взвода БКА 5 армии в Двинске в речной отряд флотилии Советской Латвии передан моторный катер Буффало тут на охране демаркационной линии с немцами с весны 18 г (7.5 т.9.1х1.8х0.7м,мощность двигателя 16 л/с. скорость 7 узлов. вооружение 1-7,62 мм пулемет. экипаж 6 человек) с 23 2 20 вошел в состав Западно Двинской флотилии с 14 8 20 Осмо в конце 20 г сдан Витебскому Обводу – возможно это легкий катер № 96 бывшего взвода БКА 5 армии 11) № 11 26 5 – 29 5 16 по ж / д на Западную Двину в Двинск (подчинение 19-го арм корпуса 5 армии) с 6 7 временно в распоряжение начальника 14-й кавалерийской дивизии. База Двинская Погулянка 17 11 16 в Двинск на зимовку - после таяния льда с начала 4 17 вновь на фронте 29 8 17 через Полоцк в Витебск ушел на ремонт (прибыл 27 9) – к 25 11 17 вывезен в Псков и официально в Чудскую флотилию не входил в тут в конце 2 18 взят немцами тут в конце 2 18 взят немцами У них в Судоходной группе Управления Военных жел.дорог в конце 11 18 г вернули от немцев, но реально в состав красной флотилии вновь не вошел из – за зимы В 5 1919 г при занятии эстонцами Пскова затоплен красными. Был поднят, востановлен и включен в состав Озерного района Управления Береговой охраны Морской связи и Спасательных станций ВМС Эстонии. Назван МАРУ (непогода, шквал) В начале 1920 г не долго в составе Пограничного Управления и летом того года в состав Чудского дивизиона ВМС, где до 1940.г. (в ВМС 09.01.20.- ? .09. 1940) Вероятно после вхождения Эстонии в состав СССР передан последнему - дальше ? Возможно один из эстонских БКА позднее так (по их данным 1900 г постройки , но в русских регистрах того времени его нет , а данные весьма напоминают Муллинс) винтовой буксирный катер NEEM 15 т 9x2,5x0,8 м 1940 Aleksander Veskioja,Tartu. при принятии Эстонии в СССР национализирован с 12 1940 г Чудское речное пароходство в 7 1941 г из-за неисправности механизмов РКЛ «ИЛЬМАТАР» водил ее на буксире и вероятно брошен в устье р Муствее при отходе советских войск Нач 8.41 Durch Armee-Oberkommando 18 Peipus - See vorgefunden eingesetzt. 7.08.41 Vom Stab Pitschmann (AOK 18) eingesetzt. o1.o9.41 Feldkommandantur Dorpat übergeben Feldwasserstrassenabteilung 4 übernommen. o4.44 Schiffahrts -Batl. 18 übergeben 12) 13) 14) 15) 16) № 16 с середины 3 16 в Питере как учебный к весне 18 г – Разведчик 8 18 из Питера в Череповец (Волхово – Ильменск флотил) с 4 4 19 СКА № 6 в Онежской флотилии 3 8 19 погиб в бою у о – ва Сал в Повенецком заливе с белыми катерами – истребителями (выброшен экипажем на берег и не восстанавливался) 17) № 17 (возможно № старый и вероятно из бывших в Мозыре) под тем же № с весны 19 г входил в Днепровскую флотилию и действовал выше Киева (сведения , что - взят в конце 19 или начале 20 г поляками и у них до 2 МВ не подтверждаются) к 5 9 20 по ж/д в Николаев в МСЧМ но тут был без мотора в боевых действиях участия не принимал и в нач 20 – х тут разобран на запчасти 18) вероятно летом – осенью 1917 часть вернули на Пину (в середине 2 18 из Измаила на барже в Одессу эвакуировали 2 катера типа) в начале 1919 г. на молу Одессы стоял такой катер - к весне 19 г по данным Черникова 4 БКА стояли в Тирасполе (возможно 1 разведчик фирмы Вега и 3 дозорных «американца») вероятно один из них (места постройки у Бережного нет , но данные идентичны серии) , у белых БК 16 Черкесс – весной 19 был в Николаеве , осенью 20 брошен белыми при уходе из Керчи с 9 1 21 в Керченском отряде Азовской флотилии красных 1 – 2 21 катщ Т 7 в МСЧМ 3 – 6 21 МТ 22 и передан РККА с 7 21 № 42 с 22 г Азовец (пос судно) с 14 2 22 на хранение в Севастополе 29 4 27 сдан на разборку 1.3.1918 немцы взяли в Мозыре:6 БКА 35 моторок 6 санитарных катеров весной – осенью 18 г 6 БКА использовались ими для патрулирования реки выше Киева , при уходе немцев с Украины в начале 12 1918 взяты петлюровцами (из – за зимнего времени и отсутствия кадров не использовались) весной 19 г красные взяли на Днепре 9 единиц этого типа) - 4 в Мозыре , 4 в Киеве и 1 в Черкассах . По бывшим в Мозыре данных о дальнейшем пути почти нет - с нач 3 19 в составе Днепровской флотилии красных катера «Украинец» , «Ленин» , «Коммунист» , «Карл Маркс» и «Шевченко» , но вскоре стали № 1 – 5 (из взятых в Киеве и Черкассах) к 15.1.20 в строю ДВФ 6 БКА к 4.6.20 № 2,3,4,5 «Украинец» в Днепровской флотилии красных вскоре назван БК № 1 и действовал выше Киева в середине лета 1920 г, в Гомеле затонул от аварии, осенью поднят ,ремонт затянулся и восстановлен лишь к 7 11 1927 г в Киевских мастерских «Водопути» (изменена носовая часть)с нач 28 р Днепр в состав Отдельного отряда судов, как Д-1 с 27 6 31 ДВФ с 21 3 34 БК 1 (на фото Киевских маневров 1935 г № 5)с 3.02.1939 г –БКА № 132 с 6 40 в Пинской флотил как БКА № 202 – Вооружение:«максим» в пульбашне и ДШК открыто на корме. 1 бензиновый мотор «Скрипс»-100 л/с, при 120 об/мин,скорость хода(максимальная) - 15 км/час С началом Великой Отечественной войны участие в боях флотилии на р.Припять в районе Лунинец – Мозырь – Наровля.С 11.07.1941 г в составе Березинского отряда речных кораблей ПВФ,командир младший лейтенант Буранов Я.С. 21.07.1941 г.действовал совместно с МН «Смоленск» по обстреле позиций противника в районе с. Бельчо. 26.07.1941 г. участвовал в операции отряда кораблей в районе с. Прудов – Здудичи – Паричи на р. Березина, по недопущению переправы врага. С 31.07.1941 г. содействовал частям 66 СК, наступавшего на Паричи. С 11.08.1941 г. взаимодействовал с группой генерала Неретина в районе Горваль. 16.08.1941 г. поддерживал огнем части 272 СД. 17.08.1941 г. в ходе проведения разведки в паре с «БКА № 204»,в районе Нижняя Олба атакованы 8 пикировщиками «Ю-87».«БКА № 202» получил осколочные повреждения.30.08.1941 г. участвовал во 2-м Окуниновском прорыве кораблей ПВФ, входил в 1-ю тактическую группу. 31.08.1941 г.без повреждений прибыл в Киев.18.09.1941 г. «БКА № 202» затоплен в Киеве при оставлении города частями Красной Армии. Исключен из списков ВМФ 05.10.1941 г. «Ленин» в Днепровской флотилии красных вскоре назван № 2 действовал выше Киева к 5 9 20 по ж/д в Николаев в МСЧМ и 16.09.1920 г передан в их состав как СКА № 2 с 1 21 СК 2 с 6 6 21 по 25 5 22 Усть – Днепровская флотил затем хранение в Николаеве с 3 4 25 по ж/д в Витебск как БКА отд отряда судов р Западная Двина с нач 28 в отряде судов р Днепр к 28 г как Д 2 с 27 6 31 ДВФ с 21 3 34 БК 2 (на фото Киевских маневров 1935 г № 15) с 3.02.1939 г –БКА № 133 с 6 40 в Пинск флотил как БКА № 203 –Вооружение:«максим» в пульбашне и ДШК открыто на корме. Участвовал во втором Окуниновском прорыве 30.08.1941 г и прорвался. Вероятно 18.09.1941 г затоплен в Киеве при оставлении города частями Красной Армии и исключен из списков ВМФ 05.10.1941 г. «Коммунист» в Днепровской флотилии красных вскоре назван БК № 3 и действовал выше Киева к 5 9 20 по ж/д в Николаев в МСЧМ и 16.09.1920 г передан в их состав как СКА № 3 с 1 21 СК 3 с 6 6 21 по 25 5 22 Усть – Днепровская флотил затем хранение в Николаеве с 3 4 25 по ж/д в Витебск как БКА № 3 отд отряда судов р Западная Двина с нач 28 по ж/д на р Днепр и тут в состав Отдельного отряда судов, как Д-3 с 27 6 31 ДВФ с 21 3 34 БК 3 (на фото Киевских маневров 1935 г № 21) с 3.02.1939 г –БКА № 134 с 6 40 в Пинской флотил как БКА № 204 –Вооружение:«максим» в пульбашне и ДШК открыто на корме. 1 бензиновый мотор «Скрипс» - 100 л/с, при 120 об/мин, скорость хода (максимальная)- 15 км/час, С началом войны участие в боях флотилии на р Припять в районе Лунинец – Мозырь – Наровля, командир техник-интендант Строганов А.С. с 11.07.1941 г в составе Березинского отряда речных кораблей ПВФ. 21.07.41 г действовал совместно с МН «Смоленск» по обстреле позиций врага в районе с Бельчо. 26.07.1941 г участвовал в операции отряда кораблей в районе сел Прудов – Здудичи – Паричи на р Березина, по недопущению переправы врага С 31.07.1941 г. содействовал частям 66 СК, наступавшего на Паричи. 08.08.1941 г. поддерживал части кавалерийского и 739 СП в районе Прудок – Горваль. С 11.08.1941 г. взаимодействовал с группой генерала Неретина в районе Горваль. 16.08.1941 г. поддерживал огнем части 272 СД. 17.08.1941 г. в ходе проведения разведки в паре с «БКА № 202»,в районе Нижняя Олба атакованы 8 пикировщиками «Ю-87».«БКА № 204» получил попадание авиабомбы в носовую часть корпуса. Погибло 3 и ранено 3 человека команды, остался на плаву и на буксире увод для ремонта в Речицу. 30.08.1941 г. участвовал во 2-м Окуниновском прорыве кораблей ПВФ в Киев, входил во вторую тактическую группу. 31.08.1941 г. потоплен немецкой авиацией у Сваромье.Исключен из списков ВМФ 05.10.1941 г. «Карл Маркс» в Днепровской флотилии красных вскоре назван БК № 4 и действовал выше Киева к 5 9 20 по ж/д в Николаев в МСЧМ и 16.09.1920 г передан в их состав как СКА № 4 с 1 21 СК 4 с 6 6 21 по 25 5 22 Усть – Д ...

Рамзес: ... непровская флотил затем хранение в Николаеве с 3 4 25 по ж/д в Витебск как БКА № 4 отд отряда судов р Западная Двина с нач 28по ж/д на р Днепр и тут в состав Отдельного отряда судов, как Д-4 с 27 6 31 ДВФ с 21 3 34 БК 4 (на фото Киевских маневров 1935 г № 31) с 3.02.1939 г –БКА № 135 с 6 40 в Пинской флотил как БКА № 205 –Вооружение:«максим» в пульбашне и ДШК открыто на корме. 1 бензиновый мотор «Скрипс» - 100 л/с, при 120 об/мин, скорость хода (максимальная)- 15 км/час, С началом войны участие в боях флотилии на р Припять в районе Лунинец – Мозырь – Наровля, командир младший лейтенант Сутужко С. Ф. с 11.07.1941 г в составе Березинского отряда речных кораблей ПВФ. 21.07.41 г действовал совместно с МН «Смоленск» по обстреле позиций врага в районе с Бельчо. 26.07.1941 г участвовал в операции отряда кораблей в районе сел Прудов – Здудичи – Паричи на р Березина, по недопущению переправы врага. Во время боя с немецкой полевой артиллерией в полкилометра ниже отметки оз Глушай, получил 6 прямых попаданий 20 мм снарядами в пулеметную башню и корпус, пробит бензобак, катер сел на мель. Ввиду невозможности устранить повреждения, экипаж на берег, а катер по приказу командира, взорван противотанковой гранатой.Исключен из списков ВМФ 28.09.1941 г. (корпус и по сей день находится на месте гибели) «Шевченко» в Днепровской флотилии красных вскоре назван БК № 5 действовал выше Киева к 5 9 20 по ж/д в Николаев в МСЧМ и 16.09.1920 г передан в их состав в плохом состоянии и в боях не участвовал Вероятно в нач 20 – х разобран на запчасти

ABP_TOR: Рамзес Не просветите ли по составу красной Азовской флотилии весной-летом 1918 г базировавшейся на Ейск, которой командовал И.И. Гернштейн (интересует также и эта личность)?

Рамзес: для ABP_TOR - по человеку вряд - ли что могу сказать (люди совсем не мое - так на уровне общих знаний) , по флотилии гляну за выходные - но в целом и по ней у меня не густо , проблема в том , что создавалась явочным порядком из кораблей ЧФ случайно оказавшихся под рукой и не имела постоянного штата - сомневаюсь , чтобы даже приказ о ее формировании именно как флотилии был - скорее отряд кораблей ЧФ к тому времени находившихся на Азове - а флотилией как самостоятельным флотским формированием ее уже гораздо позднее историки сделали)

Рамзес: Мужики (и примкнувшие к ним Дамы) - как раз перед ноябрьскими праздниками славянский интернационал (ну если честно по работе в основном белоруссы - правда и остальные соседи тоже были) подняли БКА советской Пинской флотилии № 205 погибший в 41 году - катерок уникальный (американской постройки периода 1 МВ) и хоть хорошо очень раздолбан , но шанс восстановить раритет есть и даже амеры обещают посильно поучаствовать желающие фот тут могут посмотреть за процессом http://photofile.ru/genres/142/ - там весь процесс включая и подъем остатков Витебска Да Здравствует Славянский Интернационал - раз уж Пролетарский похоронили

Тритон: Хорошо раздолбан - это не то слово! Катер буквально разделан на составные листы. По словам Константина Борисовича Стрельбицкого, активно участвовавшего во всей эпопее поиска и подьема катера, в 1944 г. он был подорван немцами тремя противотанковыми минами. Разрушения просто ужасны!. Насколько я понял из фотографий и личных пояснений Стрельбицкого удалось поднять почти все листы левого борта и сильно искореженную носовую палубу. Днище катера и другой борт остались в яме, снова заполнившуюся водой, пулеметную башню так и не нашли. Вопрос о их подъеме остается открытым. Но! Поражает сохранность поднятых деталей. Коррозии броневых листов практически нет (Константин мне продемонстрировал небольшую деталь, вероятно крепления башни на корпусе). На листах борта сохранилась краска. Все латунные детали - как новые. В поднятых аккумуляторах сохранилась кислота. К сожалению, подтвердилось мое предположение, что в 20-х годах на этих броневых катерах моторы системы "Стерлинг" заменили на моторы системы "Скрипс" (на БК-205 найденные детали мотора датируются 1921 г.). Исходя из документов, это была единственная вещь на которой стоял заводской номер). Поэтому установить какой номер катер носил до революции и, соответственно, его боевой путь в период Великой войны, теперь практически невозможно.

Рамзес: для Тритон - да об этом и наши ребята мне писали в подъеме участвовавшие , его если реставрировать то очень сильно на новодел будет смахивать , хоть весной еще планируют нырнуть и может чего из остального поднять - а вот с номером конкретно по нему вероятней всего старый боевой путь отследить действительно нереально , ну да пока вообще вопросов по днепровцам с 1917 года хватает из серии кто , где и как

ABP_TOR: Рамзес Просветите по катерам третьей группы (командир Нестеров) дивизиона истребителей Азовской флотилии, в которую в сентябре 1920 г вошли еденицы из состава бывшей Доно-Азовской флотилии

Рамзес: для ABP_TOR - по этим катерам у меня кроме данных Бережного из справочника 17 - 27 практически ничего нет (так разрозненные куски - которые пока в картину не выстраиваются) , по Вашей просьбе о флотилии 18 года помню , но тоже пока не получается до кучи все свести - даже у Лангезипена есть эпизод как в начале лета 18 крейсер Гамидие вел перестрелку с вооруженной 6 дюймовкой баржей красных (!!!) - похоже буксируемым болиндером вблизи Ейска , а что у Мордвинова по флотилии ничего нет ? В сборнике по Морякам на Украине вроде серьезного не было - ну формально правильно (территория уже России) , а вот тот автор вроде что - то упоминал , или совсем чуть - чуть ?

ABP_TOR: Рамзес пишет: В сборнике по Морякам на Украине вроде серьезного не было - ну формально правильно (территория уже России) Не совсем так, в сборнике есть рапорт начальника дивизиона истребителей Г.А. Бутакова от 18 мая 1923 г., там сказано следующее: "В июле 1920 г., по прибытии из Каспийского моря 5 истребителей на Азовское море, я был приказом командующего Азовской флотилией за №3172 от 31 июля назначен начальником дивизиона истребителей Азовской флотилии. По мере прибытия из других мест республики они вливались во ввереный мне дивизион и он, увеличиваясь до 22 едениц, в октябре был развернут в отряд из 5 групп..." но далее опущен текст о составе дивизиона:(( ссылка на РГАВМФ ф. р-1, оп. 1, д.683, л. 247-248 может быть уважаемый Тритон располагает полным текстом этого документа вообще то, что сведения по дивизиону истребителей разрознены, неудивительно, так как в том же рапорте Бутаков пишет: "... весь архив дивизиона погиб на к/л "Эльпидифор" №415 в бою с французскими миноносцами 9 января 1921 г. под Анапой..." В своих воспоминаниях "В море выходят истребители", Бутаков пишет, что первую группу составили истребители "Зоркий", "Смелый", "Пылкий", "Жуткий", "Беспокойный" прибывшие с Каспия. "В августе мы получили пополнение- четыре двухмоторных катера, вооруженных каждый 47-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами. Они образовали вторую группу дивизиона под командованием военного моряка Поздеева. Еще через месяц прибыли три сторожевых катера бывшей Доно-Азовской флотилии. Это были суденышки самых разнообразных типов, и моряки не без юмора окрестили их "дикой дивизией". Так была создана третья группа истребителей во главе с Нестеровым" Книга Мордвинова охватывает период до марта 1919 года, по Азовской флотилии начала 1918 года там написано что в ее состав входили 6 тральщиков ЧФ (один из них "Мариэтта" со 120 мм орудием), посыльное судно "Ястреб" из дивизиона морпогранохраны (командир б. прапорщик по адмиралтейству Шикалев, мобилизованный штурман торгфлота), два вооруженных болиндера, несколько транспортов и буксиров-всего 15 судов. В Морском сборнике №6 за 1928 г. есть воспоминания С.М. Лепетенко (который меня весьма интересует как командир Заднепровской дивизии бронепоездов), участника тех событий, но их мне пока достать не удалось :(( Еще что интересно. Мордвинов приводит слелующий факт: 26 июля белогвардейский "Одесский листок" сообщал: "Остатки советской флотилии разбитой у Таганрога, занялись в Азовском море пиратством. Вследствие этого пароходы идут в сопровождении турецких и германских миноносцев." Несмотря на "официальное" затопление флотилии еще в июне после катастрофы Таганрогского десанта, ее корабли действовали до середины июля.

ABP_TOR: По командующему Азовской флотилией 1918 года у Мордвинова указано: И.И. Гернштейн- бывший студент, временно исполнял обязанности командующего флотилией. военно-морского дела не знал.

Тритон: ABP_TOR К сожалению, искомого документа у меня нет. Но есть 2 других, которые, с одной стороны, частично дают ответ на Ваш вопрос, а с другой - еще более запутывают ситуацию. Вот первый документ. Приказ Начальника Морских сил Черного и Азовского морей в г. Мариуполе от 9.9.1920 г. за № 218. С. секретно. Объявляется боевое рассписание Действующего отряда Судов Азовского моря. А. Боевые суда I. Дивизион канонерских лодок. 1-я группа. "Знамя Социализма" "Сталин" "III Интернационал" При группе посыльное судно Карл Маркс". 2-я группа. "Буденый" "Красная Звезда" "Свобода" При группе посыльное судно "Кавказец". II. Дивизион сторожевых судов "Данай" "Пролетариат" "Емельян Пугачев" "Троцкий" III> Дивизион моторных катеров. "Зоркий" "Жуткий" "Беспокойный" "Пылкий" "Смелый" № 303 № 304 № 305 № 306 IV. Дивизион плавучих батарей. "25-е Октября" "Мирабо" "Революция" "Свердлов" "Марат" "Жан Жорес" Б. Транспортная флотилия Состав будет объявлен дополнительно. Начальник Морских Сил А. Домбровский. РГА ВМФ Фонд Р-363 опись 2 дело 61 лист 22. Второй документ Приказ Начальника Морских сил Черного и Азовского морей в г. Мариуполе от 9.9.1920 г. за № 219. С. секретно. По обстоятельствам военного времени приказываю в Действующем Отряде судов Азовского моря: 1. 1-й, 2-й и 3-й дивизионы канонерских лодок переформировать в один - "Дивизион канонерских лодок". 2. 4-й и 5-й дивизионы плавучих батарей переформировать в один - "Дивизион плавучих батарей". 3. 7-й дивизион сторожевых катеров расформировать, а 6-й дивизион сторожевых судов переименовать в "Дивизион сторожевых судов" Штаты Штабов перечисленных выше дивизионов будут объявлены дополнительно. Начальник Морских Сил А. Домбровский. РГА ВМФ Фонд Р-363 опись 2 дело 61 лист 23. Похоже, Бутаков в своем рапорте кое что присочинил, а вот в воспоминаниях был более честным.

ABP_TOR: Спасибо Тритон III> Дивизион моторных катеров. "Зоркий" "Жуткий" "Беспокойный" "Пылкий" "Смелый" № 303 № 304 № 305 № 306 Это, как я понимаю, 1 и 2 группы, а донских катеров на эту дату еше не было 3. 7-й дивизион сторожевых катеров расформировать, а 6-й дивизион сторожевых судов переименовать в "Дивизион сторожевых судов" А в этом документе дивизиона истребителей вообще не упоминают 6-й дивизион это-"Данай", "Пролетарий", "Фанагория" и "Таганрог"; 7-й дивизион-"Карл Маркс","Кавказец". Да, действительно частью ясно но в целом пока нет :(

ABP_TOR: Уважаемые спецы по персоналиям! Прошу дать справочки 1) на прапорщика ЧФ Шкерберга, ставшего командиром дивизиона истребителей Вольской флотилии,затем командира дивизиона сторожевых катеров Астрахано-Каспийской флотилии; 2)на Лукина б мор. офицера, командира первой группы катеров того же дивизиона стор. катеров на Каспии; 3) на мичмана Михаила Афанасьева-Невского комиссарившего в Астрахани

ABP_TOR: Уважаемый Рамзес Просветите пожалуйста по бронепароходу "Урицкий" Пермской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности. Были еще какие либо суда у чекистов на Каме?

Рамзес: для ABP_TOR - если будет работать Ваш мейл (попробую оба) завтра материалы отправлю , кстати у Вас справочник Бережного по 17 - 27 гг имеется ? - если нет , а это видно из вопросов по Азовской флотилии постараюсь и тут помочь

ABP_TOR: Рамзес пишет: кстати у Вас справочник Бережного по 17 - 27 гг имеется к сожалению не имею:((

aden13: ABP_TOR пишет: 2)на Лукина б мор. офицера, командира первой группы катеров того же дивизиона стор. катеров на Каспии; ЛУКИН Сергей Михайлович ( ......1897 - ... ) корабельный гардемарин 27.07.1916 мичман 30.07.1916 С 1918 года на службе в РККФ; штурман ЭМ "ГЕНЕРАЛ КОНДРАТЕНКО", в 1918-1919 гг. начальник группы истребителей Волжско-Каспийской военной флотилии, в 1920 году начальник дивизиона КЛ Северного отряда Воложско-каспийской военной флотилии, в 1921-1925 гг. слушатель военно-морской академии, в 1926-1927 гг. начальник гидрографическо-штурманского отдела УБЕКО Дальнего Востока, в 1927 году откомандирован в главную астрономическую обсерваторию в Пулкове. ---- ABP_TOR пишет: 3) на мичмана Михаила Афанасьева-Невского комиссарившего в Астрахани № 1629. Царская Ставка, 5-го сентября 1916 года. Производится: по экзамену, на основании Временных правил, объявленных при приказе по Морскому ведомству от 5-го октября 1914 года, за № 337: в прапорщики по морской части: рулевой унтер-офицер Михаил Афанасьев-Невский.

Рамзес: для ABP_TOR - отправил пересылку на русский мейл (с ним вроде надежнее) , гляньте ящик как время будет да подтвердите дошла - не дошла (надеюсь понравится)



полная версия страницы