Форум » Гражданская война » Красные моряки на суше » Ответить

Красные моряки на суше

ABP_TOR: За рамками веток "Красные флотилии" и "Бронепоезда..." остаются различные части составленные из моряков действовавшие на суше (от летучих отрядов 1917 г. до Сводной Морской дивизии 1920 г.), и, соотвественно, персоналии связанные с ними. В частности, интересует личность мичмана Яковлева Н., командовавшего 3-ей колонной 1-го Минского революционного отряда в конце 1917 г-начале 1918 г., в составе которой действовал Сводный отряд балтийский моряков под командованием И. Соболева

Ответов - 62, стр: 1 2 3 All

aden13: ABP_TOR пишет: интересует личность мичмана Яковлева Н., Нет такого мичмана. есть Николай Николаевич Яковлев (МК(1913)), но он 30.07.1916 произведен в лейтенанты, да и служил на Черном море, а также отметился во ВСЮР и в эмиграции

ABP_TOR: aden13 В сборнике Моряки в борьбе за власть Советов на Украине приводена пара документов подписанных Н. Яковлевым, командиром 3-й колонны, а также письмо к нему Берзина. нач. 1-го Минского рев. отряда. В именном указателе написано что он мичман.

lns: aden13 пишет: Нет такого мичмана 15 сентября 1917 года прапорщик по адмиралтейству Николай Яковлев был произведён в подпоручики по адмиралтейству со старшиством от 24 августа 1917 года. Возможно, это он, он мог после 25 октября 1917 года стать мичманом.

lns: В "Школа прапорщиков флота" aden13 пишет: Было такое учебное заведение в годы Первой мировой войны. Начальники: капитан 1-го ранга П.А. Вейнер (21.04.1916 - 1916); капитан 2-го ранга В.Д. Алексеев 3-й (07.09.1916 - 1917). Первый выпуск: № 1620. Царская Ставка, 23-го августа 1916 года. Производятся: в прапорщики флота: <...> Николай Яковлев <...> Можно предположить, что это он же.

aden13: lns пишет: он мог после 25 октября 1917 года стать мичманом. Ну мичманом он не был, а то что в упомянутых ABP_TOR событиях участвовал именно этот Н. Яковлев, вполне может быть

lns: aden13 пишет: Ну мичманом он не был Подпоручик по адмиралтейству в принципе мог после 25 октября, в конце 1917 года, стать мичманом. Ведь не сразу после Октябрьского переворота отменили чины. Например, в «Повышения и разжалования Центробалта и ВМК» ABP_TOR пишет: ПАВЛОВ Сергей Дмитриевич (1897 – 1946, Москва) чуваш, участник 1-й мировой, Гражд. войн, Окт. рев-ции. Род. в семье рабочего. В 1-ю мировую войну произведен в прапорщики. При штурме Зимнего дворца командовал сводным матросским отрядом. За участие в ликвидации мятежа Краснова–Керенского произведен в мичманы. <…> Ещё пример на тему чинопроизводства вскоре после Октября: <…> После Раскольникова выступает товарищ Вахрамеев, тоже произведенный в лейтенанты, и благодарит съезд. Из зала возгласы: «Дыбенко произвести в капитаны первого ранга!.. Нет, в адмиралы!.. Лейтенанты!..» Перепутались голоса. В зале шум. Беру слово: — Товарищи, позвольте мне благодарить вас за оказанное внимание и внести предложение. Я начал борьбу в чине подневольного матроса. Вы меня произвели в чин свободного гражданина Советской республики, который для меня является одним из самых высших чинов. Позвольте в этом чине мне и продолжать борьбу. Аплодисменты и крики: «В почетные граждане флота!» После этого производят еще в адмиралы Модеста Иванова. Это производство явилось весьма характерным для флота, который со дня февральской революции боролся против всех чинов... Издание: Дыбенко П.Е. Из недр царского флота к Великому Октябрю. — М.: Воениздат, 1958. Книга на сайте: militera.lib.ru/memo/russian/dybenko/index.html Иллюстрации: нет Книга предоставлена: Вадим Жилин OCR, корректура, оформление: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

lns: Есть упоминания о наличии в 1917 году некого Яковлева среди офицеров «Варяга». В одном источнике этот Яковлев назван прапорщиком, в другом – мичманом. В первом источнике есть ссылка на архивный фонд. Но кажется удивительным, если предположить, что это тот самый Яковлев, о котором говорилось выше, что прапорщик, списанный с судна за пьянство, через несколько месяцев после этого был повышен в чине… Яковлев – фамилия нередкая. Так что и не знаю, что более вероятно, однофамилец это или тот же самый Яковлев. Сплоченная команда «Варяга» не допустила самосудов, но на одном из первых заседаний судового комитета («Комитета выборных») было принято решение о смещении некоторых унтер-офицеров и удалении с корабля офицеров, не пользовавшихся доверием команды. Были названы имена лейтенантов Гессе, Вуича и Пешкова. С этого времени раскол между командой и офицерами углубился. Требования команды были повторены комитетом и перед контр-адмиралом Н. А. Волковым, приехавшим из Лондона. Адмирал обещал «разобраться» и похвалил матросов за порядок на корабле. Отстаивал своих офицеров и командир Ден. Он убеждал комитет, что не может доверить управление кораблем молодым мичманам и, обвиняя матросов в дезорганизации, грозил отказаться от командования. Вскоре с крейсера ушел лейтенант Пешков и под влиянием его разговоров о готовящейся якобы расправе над офицерами некоторые из них стали ночевать в гостинице, а на корабле держали себя как безучастные наблюдатели событий. Лишь старший офицер Л. Н. Кожевников постоянно находился на корабле и всегда присутствовал на разводе на работы и занятия. Но и он в комитете жаловался, что не в силах заставить офицеров быть с командой, в которой нет порядка, и что и сам он не может служить на корабле, где ему не доверяют. На это ему вполне справедливо ответили, что такое безответственное поведение офицеров «есть не служба военная, а свободная профессия», что на «Аскольде» несмотря на удаление пяти офицеров и пяти кондукторов все остальные участвуют в жизни корабля, а на «Варяге» никакого беспорядка нет, служба идет, как обычно, дисциплина соблюдается и никто ни от каких работ не отказывается. Действительно, вопросы дисциплины и поддержания достоинства моряка русского флота неоднократно обсуждались в комитете и к нарушителям с помощью того же старшего офицера применялись дисциплинарные меры, и весьма строгие. Так, прапорщик Яковлев за пьянство был списан с корабля и отправлен в Россию. http://cruiserx.narod.ru/Melnikov/m241_251.htm#p6 <…> Фон Ден обещал рассмотреть вопрос о переводе на другое место службы лейтенантов Гессе и Вуича, да еще за пьянство на службе подверг дисциплинарному аресту и списанию на берег мичмана Яковлева... Остальные вопросы повестки дня на заседании комитета были посвящены ремонтным работам. Из девяти членов Комитета на "Варяге" трое сами были офицерами - нужен ли лучший комментарий к "революционности" самого знаменитого крейсера России?.. <…> http://enoth.narod.ru/Navy/Varyag05.htm

aden13: lns пишет: в принципе мог после 25 октября, в конце 1917 года, стать мичманом. В принципе могло быть что угодно, но не стал. Два последних мичмана: Свободин Николай Петрович (переведен 06.10.1917 из подпоручиков по адмиралтейству); Незнамов Николай Иванович (переведен 30.11.1917 из подпоручков 3-го гвардейского стрелкового полка). Все. Больше мичманов в Русском флоте не было.

aden13: lns пишет: Есть упоминания о наличии в 1917 году некого Яковлева среди офицеров «Варяга». На Варяге служил Александр Васильевич Яковлев (произведен в мичманы из юнкеров флота 06.06.1916). После Варяга служил на ЛК Чесма.

Лапоть: aden13 пишет: Два последних мичмана: Свободин Николай Петрович (переведен 06.10.1917 из подпоручиков по адмиралтейству); Незнамов Николай Иванович (переведен 30.11.1917 из подпоручков 3-го гвардейского стрелкового полка). Все. Больше мичманов в Русском флоте не было. А С.Д. Павлов когда переведён из прапорщиков (стрелковых) в мичмана? Кроме того, пару производств сделал I-й Всероссийский съезд военного флота.

aden13: Лапоть пишет: А С.Д. Павлов когда переведён из прапорщиков (стрелковых) в мичмана? Кроме того, пару производств сделал I-й Всероссийский съезд военного флота. По крайней мере в приказах до 31-го декабря 1917 года больше никого не производили.

aden13: Все, после этого никаких производств и переводов не было. Незнамов успел попасть до второго приказа

Лапоть: aden13 пишет: Все, после этого никаких производств и переводов не было. Незнамов успел попасть до второго приказа Съезд начался 18 ноября (1 декабря), т.е. тоже между этими приказами. Не знаю, что здесь ошибка, но ошибки есть: "Вскоре, в декабре был созван Первый Всероссийский съезд моряков. На этом съезде матрос Федор Раскольников был произведен в лейтенанты флота, каперанги Модест Иванов и Алексей Щастный - в адмиралы, а Дыбенко, которого тоже прочили в адмиралы, по своей просьбе получил звание "почетный гражданин флота". http://www.russian-globe.com/N48/Zinko.PervayaZhertva.htm По Ильину (Раскольникову), разумеется, мичману, а не матросу, вот подтверждение: "В ноябре 1917 был назначен комиссаром при Морском генеральном штабе, постановлением Всероссийского съезда моряков военного флота «за преданность народу и революции» произведен из мичмана в лейтенанты". http://www.krugosvet.ru/articles/95/1009553/1009553a1.htm По Иванову подтверждение: "Первый Всероссийский съезд моряков военного флота, в работе которого принимал участие В. И. Ленин, 21 ноября 1917 г. «за преданность народу и революции, как истинному борцу и защитнику прав угнетенного класса» присвоил Модесту Васильевичу Иванову звание контр-адмирала". http://decemb.hobby.ru/index.shtml?article/legenda Павлова, может, и ранее произвели. Во всяком случае, не съездом.

aden13: Лапоть пишет: Не знаю, что здесь ошибка, но ошибки есть: Вот сам приказ, посмотрите:

Лапоть: Ну, что ссылка неточна было ясно. Но производства были, что и следовало доказать. Вот с Павловым бы ещё разобраться...

aden13: Лапоть пишет: Но производства были После 28-го ноября не было производств, а после 4-го декабря не было и переводов. Если Вы обратили внимание, приказ от производстве Иванова, Раскольникова и Вахрамеева датирован 21-м ноября. Павлова попробую поискать

aden13: Просмотрел все производства по флоту с 19-го августа 1917 года. Павлова не нашел. Может он сам себя произвел? Или матросики присвоили, без всякой "канцелярщины"? Зато нашел приказ на Вахрамеева. Что любытно, приказ о производстве в мичманы датирован позже, чем о производстве в лейтенанты.

Лапоть: aden13 пишет: Или матросики присвоили, без всякой "канцелярщины"? Вполне вероятно. Хотя, в одной из его биографий читал, что по приказу по морскому ведомству, но это могла быть и фантазия автора.

Лапоть: Лапоть пишет: Ну, что ссылка неточна было ясно. Прикинул - не всё так ясно получается. Щастного того регулярно называют адмиралом. Был, или нет?

lns: В итоге получается, что официально мичмана Н. Яковлева в конце 1917 года, видимо, не существовало. Можно предположить, что он был произведён в мичманы своим же отрядом, ну или каким-то другим подобным образом… Но более вероятно, что всё же он был произведён из морских офицеров. Хотя, конечно, мог быть и не из морских. А, возможно, что даже и не из офицеров. Но надо прежде всего проверить морских офицеров... А пока хотелось бы спросить, может, кто-то может сказать какие-то интересные подробности из биографии Ивана Андреевича Назукина (1892 – 1920). Во всех встречавшихся мне источниках (и «бумажных», и электронных, в интерненте) о нём даётся какая-нибудь краткая биографическая справка в один небольшой абзац, это мало… Например: Иван Андреевич Назукин родился в 1892 г. в Соликамском уезде Пермской области. Работал на заводе. В 1913 г. был призван в армию. Учился в школе подводного плавания в г. Севастополе. До конца 1917-го плавал на подводной лодке "Судак". После февральской революции вступил в ряды большевиков. При установлении Советской власти в Крыму Назукин формирует отряды Красной гвардии. На V Всероссийском съезде Советов избирается членом ВЦИК РСФСР. В апреле - июне 1919 года - Народный комиссар просвещения Крыма, член обкома партии. При подготовке вооруженного восстания против Деникина был схвачен и 24 февраля 1920 года расстрелян белогвардейцами. http://feodosia.com.ua/statue/index.phtml?r=6 Назукин Иван Андреевич (1892-1920). Родился на Урале. С юных лет работал кузнецом на казенном заводе в Перми. В годы войны служил на Черноморском флоте. В марте 1917 года создал в Феодосии группу РСДРП (количеством 6-7 человек), большевик. Член Севастопольского и председатель Балаклавского совета (декабрь 1917-го - апрель 1918 года), получил известность коммунистическими экспериментами. "Любимец братвы и буйной галерки" (ЦГАК, ф. П-150, оп. 1, д. 573, л.11, воспоминания Суслова). В годы гражданской войны - подпольщик, нарком просвещения Крымской ССР (1919 год), председатель Феодосийского ревкома. Расстрелян белыми. http://www.moscow-crimea.ru/history/20vek/zarubiny/glava1_2_prim.htm Его портреты Памятник ему

aden13: Лапоть пишет: Прикинул - не всё так ясно получается. Щастного того регулярно называют адмиралом. Был, или нет? Не был Щастный адмиралом.

bratishka: Уважаемые коллеги! Тут на одном из форумов прочитал, что полный георгиевский кавалер Отряда БФ при Туземной дивизии Семён Степанович Петрухин - "(род.1889г., с 1910 г.во флоте. Окончил классы мин.ун-оф. С 1914г. добровольцем в Отряде) в 1917г. служил на корабле "Народоволец" в Кронштадте. В июне 1919г. погиб в должности комразведки 3-го экспедиционного отряда моряков Балт. флота". Но ни в одном из сборников документов о моряках я упоминания о нем не нашел. Может кто-то знает - был ли такой факт. С уважением,

ABP_TOR: Матвеев Иван Иванович 1890 (по другим данным в 1888), Алешки, Таврической губ. -8.10.1918 Пятигорск Из семьи рабочего-водника. Подростком плавал с отцом на баржах по Днепру и на судах по Черному морю. В 17 лет в Одессе поступил моряком в торговый флот. Брат Михаил в 1913 г. осужден за рев. агитацию Согласно СВЭ с 1914 служил на военных транспортах ЧФ. По другим источникам (к примеру Горлов В.П. Героический поход.-М.: Воениздат, 1967).продолжал служить в торгфлоте. В 1916 г. когда черноморские моряки потопили (??) пароход "Паганини", груженный снарядами и начались повальные аресты, устроился рулевым на барже ходившей между Екатеринославом и Херсоном. В 1917 г был избран в Одессе пред. судового комитета и представителем матросов в комитете по формированию КГ В янв. 1918 г. командовал отрядом моряков во время боев с гайдамаками в Одессе. Затем командир Днепровского красногвардейского отряда в боях против австро-германских войск под Николаевом и Херсоном. В апреле в боях против немцев на Перекопе, с частью отряда через Керчь эвакуировался в Новороссийск. В мае 1918 г. в Екатеринодаре сформировал 4-й Днепровский пех. полк, который был переброшен в р-н Анапы для охраны побережья от м. Железный на Тамани до м. Утриш под Новороссийском. В августе 1918 г. командовал Анапско-Тоннельской группой, затем 3-й Таманской колонной с которой вел аръергардные бои при отходе к Новороссийску. 27 августе в Геленджике был избран командующим Таманской армией, которая под его руководством совершила знаменитый поход на соединение с гл. силами Красной Армии Северного Кавказа. Был расстрелян с согласия РВС по настоянию командарма-11 И.Л. Сорокина , ввиду отказа выполнять приказ последнего о передислокации Таманской армии в район Невинномысской.

ABP_TOR: bratishka пишет: В июне 1919г. погиб в должности комразведки 3-го экспедиционного отряда моряков Балт. флота". Но ни в одном из сборников документов о моряках я упоминания о нем не нашел. 3-й Экспедиционный-это Южный фронт р-н Поворино-Балашов

Рамзес: для ABP_TOR - по Матвееву (о потоплении черноморцами парохода Паганини - бред какой - то , хоть что - то теоретически созвучное по имени это Патагония , но ее германская подлодка на ЧМ утопила) - ни в морском ни в речном регистрах накануне 1 МВ на южном ТВД ничего подобного не было - может какой дубок рыбачий да и то спьяну , ну тогда причем тут груз снарядов - это явно что - то из серии испорченный телефон

ABP_TOR: Рогачев Федор Игнатович Матрос-большевик, сформировал крупный красногвардейский отряд в станицах северной части Таманского отдела в начале 1918 года. 13 марта 1918 г. был одним из руководителей красных войск взявших Екатеринодар. 21-22 марта отряд Рогачева отличился при разгроме войск Кубанской рады во главе с Покровским под аулом Тохтамукай. Таманцы Рогачева сыграли крупную роль в разгроме корниловцев во время штурма Екатеринодара 9-13 апреля, успев на выручку защитникам города. Они нанесли удар с севера в тыл белым разгромив их заслоны под станицей Новомышастовской и заняв станицу Марьинская. Это заставило генерала Корнилова ослабить ударную группу и отправить часть своих войск для прикрытия тыла. После подавления мятежа казаков ряда станиц Ейского и Таманского отделов, в последних числах апреля отряд Рогачева был переименован в 1-й Северо-Кубанский полк. Его помощником стал небезизвестный Епифан Ковтюх, б. штабс -капитан, автор книги "Железный поток в военном изложении". 15 мая 1918 г. полк Рогачева пришел на помощь защитникам Темрюка, отразив штурм немцев и белоказаков и стабилизировав Таманский фронт красных до конца мая. В июне полк Рогачева был отведен на отдых в станицу Славянскую и Рогачев уехал в отпуск, а полк временно возглавил Ковтюх. В развернувшихся затем боях по отражению нового наступления белых, Ковтюх одновременно возглавлял и Екатеринодарскую группу красных (т.н. "восточный фронт"). После первоначальных успехов 23-25 июля,произошел перелом и к 5 августа красные начали стихийный отход к Екатеринодару, ударная группа распалась и Ковтюх, с возвращением Рогачева занял свою прежнюю должность помощника. Полк вернулся в свой Таманский отдел и сосредоточился в станице Старовеличковская. После возобновления наступления белых, стремившихся отрезать таманские части красных, полк Рогачева начал отход через Тимашевскую-Нововеличковскую-Марьинскую-Елизаветинскую. Переправившись через Кубань на левый берег, рогачевцы с боями отходили через станицы Саратовскую и Пшехскую в район Белореченской. В конце августа в станице Северской Ф.И. Рогачев был отравлен (по традиционной версии врагами Советской власти, по другой комиссарами боявшимися популярности народного героя-что вполне соответствует новой мифологии ГВ ) и похоронен в станице Белореченской.

ABP_TOR: Рамзес пишет: для ABP_TOR - по Матвееву (о потоплении черноморцами парохода Паганини - бред какой - то , хоть что - то теоретически созвучное по имени это Патагония , но ее германская подлодка на ЧМ утопила) - ни в морском ни в речном регистрах накануне 1 МВ на южном ТВД ничего подобного не было - может какой дубок рыбачий да и то спьяну , ну тогда причем тут груз снарядов - это явно что - то из серии испорченный телефон Да я ведь и поставил вопросики по этому пункту. Меня тут больше интересует вопрос служил ли Матвеев в военном флоте, и каков был статус моряков торгфлота осуществляющих военные перевозки ...

bratishka: ABP_TOR пишет: 3-й Экспедиционный-это Южный фронт р-н Поворино-Балашов Замечание совершенно правильное. Но я вообще хочу проверить сам этот факт. Ведь и с сборник Моряки в борье за советскую власть на Украине Петрухина тоже нет.

ABP_TOR: bratishka пишет: Замечание совершенно правильное. Но я вообще хочу проверить сам этот факт. Ведь и с сборник Моряки в борье за советскую власть на Украине Петрухина тоже нет. И не должно быть, так как это не Украина. Воевал этот отряд с донскими казаками, брал когда-то сборник доекументов Южный фронт как раз за этот период, кажется 1961 г. издания, вот там он может быть, это если не ошибаюсь 9 армия.

diletant: Васильев Валентин Венедиктович (8 июля 1895 – 1928). Из дворян Смоленской губернии. В 1913 году закончил школу Левицкой в Царском Селе. Закончил школу прапорщиков в Ораниенбауме (в архиве сказали, что это, видимо, мобилизационная школа военного времени…когда была и где?). Есть справка «В 1917 г. бывший подпоручик по Адмиралтейству Васильев В.В. 24.03.17 назначен заведующим оружием Команды 25.03.17 избран общим собранием командиром 2 роты 11.04.17 произведен в подпоручики по Адмиралтейству 11.10.17 назначен заведующим командами батарей 33 и 47 артиллерии Приморского фронта крепости Петра Великого, прибывшей с Моонзундской позиции. 30.04.18 года уволен от службы ввиду демобилизации команды» Справка от 01.08.18 г. Сохранился пропуск для проезда в Петроград: Командир роты Морской учебно-стрелковой команды, г. Ораниенбаум, Иликовский пр. С января 1-го дня 1918 г.- по 31.01.1918. В 20-е годы работал в службе связи Балтийского флота (крестный дочери в 1921 году - Модзалевский Всеволод Львович к. 2 ранга (22.01.1879-12.01.1936)). Скончался в Ленинграде в 1928 году, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря (запись есть, могилу после войны не нашли – проложены пути к Московскому вокзалу). Есть ли какие-нибудь сведения? В семье больше ничего не сохранилось...



полная версия страницы