Форум » Гражданская война » Дальний Восток. » Ответить

Дальний Восток.

Автроилъ: ЗА ВЕРУ И СПАСЕНИЕ РОДИНЫ Козько Виталий Анатольевич Русский остров – дальневосточный Кронштадт. Еще в конце прошлого века на его территории началось возведение фортов и батарей. К началу Первой мировой войны Русский остров превратился в важнейший узел сопротивления, преграждающий с юга подступы к Владивостоку. До семнадцатого года доступ на остров был ограничен: без пропуска коменданта крепости туда никого не пускали, въезд же иностранцев туда был вовсе запрещен. Но с приходом «великой и бескровной» все изменилось. Какие только флаги не развевались в русском городе, и какие только иноземцы не бродили по русским фортам. На Русский же остров ехали и селились все, кто хотел. Здесь образовались даже притоны преступников. В октябре 1918 года полковник Сахаров получает назначение во Владивосток, чтобы там, на Русском острове, собрав 500 офицеров и 1000 солдат готовить из них кадры для будущего армейского корпуса. Английский генерал Нокс при этом обещал от имени британского командования всестороннюю помощь. Вскоре была создана Учебно-инструкторская школа, которая разместилась в казармах 36-го Восточно-Сибирского полка и 3-го Владивостокского крепостного артиллерийского полка, находившихся в бухте Новик на южном ее берегу. Курсанты школы были разбиты на три батальона. В 1-м батальоне готовили офицеров, командиром его был полковник Б.И. Рубец–Масальский. В двух других батальонах готовили унтер-офицеров. В 1-м батальоне в каждой из четырех рот изучались одна из следующих специальностей: в 1-й роте - пулеметное дело, во 2-й - саперное дело, в 3-й - служба связи, в 4-й - автомобильное дело. Первые две недели обучения были очень тяжелыми, но постепенно все втянулись. После же трех месяцев работы строевая и полевая подготовка унтер-офицерских батальонов, не говоря уже о 1-м офицерском батальоне, по собственному признанию генерала Сахарова, не оставляла и желать лучшего. Генерал Нокс от имени Британской армии преподнес школе подарок: знамя, представляющее собой соединение русского национального и Андреевского флага с образом св. Георгия Победоносца и с надписью «За веру и спасение Родины» 1-го января 1919 года состоялось освящение этого знамени в военной церкви и парад. В феврале 1919 года офицеры и унтер-офицеры прошедшие обучение школы были отправлены на укомплектование трех Сибирских дивизий: 12-й, 13-й, 14-й. (Омск, Ново-Николаевск, Томск). Наладив дело с новым набором в школу для продолжения курса, г. Сахаров в середине марта 1919 г. отправился вслед за первым выпуском в Омск. На место г. Сахарова ввиду его отъезда был назначен полковник Плешков – кавалерист, гвардеец, спортсмен-наездник с мировым именем. Полковник Плешков был по характеру мягким, миролюбивым, склонным проводить время в кругу семьи. На должность начальника школы больше подходил командир 1-го офицерского батальона полковник Рубец-Масальский. Он был совсем не на много моложе полковника Плешкова в этом чине, по выпуску же из военного училища полковник Рубец был старше Плешкова на восемь лет. В отличие от Плешкова полковник Рубец был властным беспокойным человеком. В дальнейшем 1-й батальон укомплектовывался уже не офицерами, повторяющими курс и восстанавливающими в себе дух и облик офицера Старой армии, а молодежью-юнкерами, которые по прохождении четырехмесячного курса должны были выпускаться в строевые части портупей-юнкерами, и здесь по прошествии двух-трех месяцев службы войсковые начальники могли представить их к производству в подпоручики. С августа по Владивостоку поползли слухи, что генерал Гайда, бывший командующий Сибирской армией и отрешенный от должности после того, как аппетиты этого честолюбца перешли границы всего возможного, приехал во Владивосток и затевает политическое выступление. По инициативе полковника Рубца и с разрешения начальника школы поручик Суражкевич организовывает контрразведку школы. Он проверяет слухи о положении в городе и результаты докладывает полковнику Рубцу. Юнкеру 3-й роты Соколову была поставлена задача: заручившись доверием гайдовцев войти в их организацию, чтобы своевременно информировать школу обо всем происходящем в эшелонах Гайды. Однако скоро он был заподозрен в двойной игре и убит. В подавлении выступления Гайды принимали участие два батальона школы под командованием полковника Рубца: 280 юнкеров и 26 офицеров, вооруженные 6-ю пулеметами. Позднее в качестве подкрепления были переброшены две роты 3-го батальона под командованием полковника Добровольского. Гардемарины капитана 1-го ранга Китицына перекрыли пути отхода мятежников по Нижне-Портовой улице. К концу боя к вокзальной площади подошел взвод русских легионеров штабс-капитана Хопкова, недавно прибывшего из Франции. Бронепоезд «Колмыковец» оказал действенную помощь во время боя и, хотя был сведен мятежниками с рельсов, не позволил им соединится с портовыми рабочими Эгершельда. Перед штурмом вокзал был обстрелян из орудия, приданного отряду полковника Рубца. А со стороны акватории бухты «Золотой Рог» восточную часть вокзала обстрелял миноносец «Лейтенант Малеев». Общая численность мятежников, сосредоточившихся в здании железнодорожного вокзала, товарной станции и эшелонах, стоящих на привокзальных путях, достигала 2000 человек, с учетом примкнувших к ним Морских стрелков. Это были портовые и железнодорожные рабочие, солдаты и военнослужащие, прибывшие в эшелонах из Сибири вместе с генералом Гайдой. Интересен и показателен тот факт, что восставшие не имели сочувствия среди местного населения, главным образом, из-за того, что во главе их стоял иноземец. Восстание было делом рук эсэров и большевиков и Гайда только случайно возглавил мятеж, оказавшись в кульминационный момент во Владивостоке. Эсэры воспользовались его конфликтом с Верховным правителем, сделав ставку на ущемленное самолюбие опального генерала. Октябрьское восстание 20-го года эсэров и большевиков во Владивостоке провалилось так же, как и аналогичное восстание в Питере, в июле 17-го года, организованное теми же персонажами – эсэрами и большевиками. С победой над Гайдой Верховный правитель поздравил школу по телеграфу и произвел всех юнкеров, участвующих в подавлении восстания, в портупей-юнкера, а портупей-юнкеров – в подпоручики, офицеры же представлены к наградам. 19-го декабря в школе состоялся торжественный молебен Господу Богу по случаю победы, а кроме того, была отслужена панихида по зверски убиенным Императору Николаю и его семье. Похороны погибших участников подавления восстания состоялись на Эгершельдском военном кладбище. Перед открытой могилой говорились речи. Сильное впечатление на всех произвело выступление Николая Дионисьевича Меркулова, говорившего с большим эмоциональным подъемом.

Ответов - 244, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Lot: ssergey x 100 пишет: похож на тип "Силачь". А как он во Владивостоке оказался в 1916г.? ssergey x 100 пишет: крупнее нету Есть у меня такое фото в более крупном размере. А на тип "Удалецъ" не тянет?

Lot: "Силачъ"

ssergey x 100: Похож !

Lot: Ну и закроем пока буксирную тему этим фото. Кто рядом с "Наварином"? В одной из книг подписано - портовое судно "Находка", но сомневаюсь...

Боярин: Если взглянуть на буксир поближе, то название на его рубке окажется вовсе не НАХОДКА

Lot: Боярин пишет: Если взглянуть на буксир поближе, то название на его рубке окажется вовсе не НАХОДКА Александр, спасибо!!! Я не смог прочитать, как не пытался. Значит в "известной" книге опять не то...

Lot: Боярин пишет: Если взглянуть на буксир поближе, то название на его рубке окажется вовсе не НАХОДКА Вроде оно под №7? Пока подписал - "Удалой". Владивосток, лето 1919г. Тяжёлые, по 7Мб. 1. «КАЗАК ХАБАРОВ», портовый ледокол Владивостокского Крепостного инженерного управления. 2. «ЛЕЙТЕНАНТ ДЫДЫМОВ», охранный крейсер Управления государственных имуществ. 3. «КАРЛАИЛ» (H.M.S. «CARLISLE»), лёгкий крейсер, Великобритания. Пришёл во Владивосток 01.07.1919г, ушёл из Владивостока в Кобе 01.11.1919г. 4.«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» , ледокольный буксир Владивостокского Крепостного артиллерийского склада. 5. (U.S.S. «NEW ORLEANS»), бронепалубный крейсер, США. Пришёл во Владивосток 17.07.1919г, ушёл из Владивостока 20.12.1919г. 6. «БАЙКАЛ», портовый ледокол Сибирской флотилии. 7. «УДАЛОЙ», портовый ледокольный буксир Владивостокского военного порта -? Принадлежность судов дана на лето 1919г.

Lot: Здесь где-то на форуме был разговор о том, какой миноносец сдали французам в Сайгоне, "Грозный", или "Бойкий"? И сошлись на том, что - "Грозный", в чём я глубоко убеждён и на А-базе и здесь об этом писал. Но вот только что мне попал в руки такой документ «Циркуляры Командующего Морскими силами на Дальнем Востоке, 1919 год № 657 от 20 июня Назначаются в командировку за миноносцем «Грозный» в Гонгъ-Конгъ с согласия начальника морского училища Гардемарины 1-й роты М.У.... Всего 41 человек» Какие будут мнения по этому поводу?

Lot: Змей пишет: мне больше интересно, откуда и когда на пароходах старковских 40мм пом-помы появились )) Насколько я понял, флотилия была перевооружена осенью 1919г. Откуда? ИМХО, "гуманитарная помощь" американского красного креста. Здесь надо копать. Отрывок из воспоминаний Соколовского С.И. про плавание в 19-ом году на "Диомиде", правда не про пом-помы, но рядом.

Lot: Для артиллерийского разнообразия. Товарно-пассажирский пароход Добровольного Флота «ГЕОРГИЙ». На юте британское модернизированное 15-фунтовое орудие «Ordnance BLC 15 pounder». Слева, в сдвинутой на бок бескозырке, гардемарин МУ Рахманинов А.А. Облокотился на казённик гардемарин МУ Андреев Н.Н. 19.04.1919г. Бухта Золотой Рог. Владивосток. Фотография из альбома Одишария П.К.

Lot: Северное плавание на "Якуте" Продолжение следует.

Lot: Продолжение Гордеев Георгий (Юрий) Владимирович (1918) в 1918 Гардемарин Отдельных гардемаринских классов. В плавании на вспомогательном крейсере <Орел>, в конце 1918 в Сайгоне. В белых войсках Восточного фронта, с 1919.01.16 в Морском училище во Владивостоке. Эвакуирован 1920.01.31 на <Орле>. Корабельный гардемарин (1920.04.02 в Сингапуре) В эмиграции во Франции (в Париже). [Волков С.В. Офицеры флота... М.,2004] Продолжение следует.

Lot: Продолжение. Насколько фотографий из альбома Одишария П.К,. участника "Северного плавания". Фото из альбома Вольского М.П.

Lot: Одишария П.К. Гонконг, начало 1918г. Фото из коллекции А.В.Плотто.

Lot: Северное плавание гардемарин на "Диомиде" в 1919г. Продолжение следует.

Lot: Продолжение. Соколовский Сергей Иосифович (19.02.1900 – 27.10.1971), корабельный гардемарин (произведен 02.04.1920 г. пр. нач. МУ). МУ, 1920 г. пот. Дв. Новгородской губ. В 1917 г. окончил Симбирский кадетский корпус. Летом 1917 г. зачислен ОГК. В составе 3-й роты ОГК 03.10.1917 г. убыл для прохождения практики на ДВ. С 12.11.1917 г. в загран. плавании на ВКР "Орел". С 01.12.1918 г. зачислен во владивостокское МУ. 31.01.1920 г. в составе МУ на ВКР "Орел" эвакуировался из Владивостока. 11.04.1920 г. произведен в корабельные гардемарины начальником МУ в Сингапуре. Прошел с МУ путь до Югославии. Оставил "Орел" в Дубровнике. Сначала занимался физическим трудом. В 1921 г. в Белграде поступил в университет на физико-математический факультет. Ввиду невозможности существовать на студенческую стипендию, продолжая учиться, поступил служить во Всеславянский книжный магазин. В 1926 г. окончил университет и начал работать в Азиатском торговом обществе; в 1937 г. работал на складе "Книжный мир". С 1941 по 1945 г. был в Русском Корпусе, дослужился до звания фельдфебеля; за ледяной поход через Босну награжден Kreuz Werdienst. По окончании Второй мировой войны у англичан заведовал хозяйством скаковой конюшни. В 1948 г. заболел. В 1948-1954 гг. опять служил у англичан в отделении военной помощи F.S.S. В 1954 г. поступил на работу в Толстовский фонд, где и оставался до выхода на пенсию в 1961 г. Скончался в г. Клагенфурт, Австрия. Похоронен в г. Шпиталь. Кавалер Георгиевского креста 4-й ст. за участие в подавлении восстания генерала Гайды 17-18 ноября 1919 г. Фотография сделана в Гонконге в начале 1918г. 2-й ряд: в центре стоит Гиацинтов Н.П. Двое других гардемарин пока не опознаны. 1-й ряд слева направо: Дунаев Н.А., Веденяпинский В.С., Одишария П.К., Соколовский С.И. Из коллекции А.В. Плотто. Воспоминания о "Северном плавании" были опубликованы в "МОРСКОГО УЧИЛИЩА ВЫПУСК 1920г. БЮЛЛЕТЕНЬ 1971г."

Lot: Продолжение. Боевые действия на пароходе «Джон Коккерил» «Обеспечивающие младшую роту инструкторы — 7 старших гардемаринов (А. Степанов, В. Трофимов, В. Татаринов, К. Фёдоров, К. Александров, В. Тимофеев, М. Чайко) должны были по приказу Китицина убыть в Николаевск-на-Амуре, куда за ними должен прийти «Диомид» с Камчатки. До Хабаровска гардемарины добрались на поезде без проишествий. Сели на пароход « Джон Каккерилл». Пароход тащил за собой на буксире баржи со скотом. Вооружённую охрану осуществляли 20 японских солдат во главе с офицером при одном пулемёте. Кроме этого было 7 солдат-белогвардейцев и 7 гардемаринов. Плавание прошло спокойно. Утром, на подходе к Николаевску-на-Амуре, пароход встал на якорь у деревни Мамлыж (Мамлык), швартовые концы пр этом были заведены на берег. Гардемарины сидели на верхней палубе и обедали. Несмотря на категорический запрет инструктировавшего их Китицина не пить, распили бутылку самогона, только приступили ко второй, как неожиданно пароход был обстрелян и атакован партизанами. Японские солдаты не растерялись и открыли огонь из пулемёта и винтовок. Гардемарины поддержали их винтовочным огнём. Однако партизаны стреляли точно, японский офицер был смертельно ранен в шею. Гардемарин К.Фёдоров под огнём подобрался на корму и перерубил пеньковын канаты, заведённые на берег. Течение отнесло корму от берега и партизаны могли попасть на пароход только вплавь. Гардемарины перерубили буксирный трос и баржи поплыли вниз по течению. Было необходимо расклепать якорь-цепь, чтобы выйти из-под огня партизан. Старший гардемарин В. Татаринов прополз под огнём на нос и стал расклёпывать цепь, но был тяжело ранен в живот и упал, обливаясь кровью. Гардемарины собрались за надстройкой, посовещавшись, бросили на пальцах, кому расклёпывать. Выпало А. Степанову. Степанов добежал до цепного ящика и сумел сбить скобу, цепь полностью стравилась, гардемарин В.Трофимов переложил руль лево на борт. Пароход отошёл от берега и стал спускаться вниз по течению. На пароходе погиб японский офицер, было ранено около 30 человек. В надстройках и корпусе насчитали около 800 пулевых пробоин. После этого завели машину и пошли в Николаевск-на -Амуре.Старший гардемарин Виктор Татаринов был помещён в госпиталь, где вскоре умер. Похоронили его в Николаевске-на -Амуре на местном кладбище. Все остальные гардемарины получили лёгкие ранения. Две недели прожили в госпитале Николаевска-на-Амуре, в свободной палате. Так как «Диомид» за ними не пришёл, гардемарины получили приказ вернуться в училище. Корабельную практику они прошли позже на «Диомиде». За этот бой все гардемарины приказом адмирала А.В. Колчака были награждены Георгиевскими крестами 4-й степени.» Крицкий Н.Н., Буяков A.M. «Владивостокские гардемарины». Владивосток, 2000. Список награждённых за боевые действия на пароходе «Джон Коккерил»: 1. Александров К.Ф. Г.М. 4-ой степени. 2. Степанов А.С. Г.К. 4-ой степени. 3. Татаринов В.В. Г.К. 4-ой степени, тяжело ранен, скончался. 4. Тимофеев М.А. Г.М. 4-ой степени. 5. Трофимов В.И. Г.К. 4-ой степени. 6. Фёдоров К.В. Г.К. 4-ой степени. 7. Чайко М.В. Г.К. 3-ей степени. Взято в МОРСКОГО УЧИЛИЩА ВЫПУСК 1920г. БЮЛЛЕТЕНЬ 1969г. Пароход "Джон Коккерил" Фото из книги Павлова А.С. Увы, более лучшей фотографии нет.

Lot: Июль 1919 г. Морская практика. Учебный отряд Морского училища. Корабли и суда обеспечивавшие корабельную практику гардемарин Морского училища: 1-я (старшая) рота проходила практику на следующих судах: 1. «Якут», посыльное судно Сибирской флотилии, командир старший лейтенант Коренев М.М., руководитель практики лейтенант Рыбин А.Г., гардемаринов - 45 человек. Основная задача практики — отработка вопросов навигации и астрономии. «Якут» вышел из Владивостока 15 июля. 20-го октября вернулся назад. 2. «Диомид», посыльное судно Сибирской флотилии (до 04.11.1916г. кабельный пароход Владивостокского крепостного минного батальона ), командир лейтенант Иванов С.Н., руководитель практики мичман Троян А.И., гардемаринов - 35 человек. Основная задача практики — отработка вопросов навигации и астрономии. «Диомид» вышел из Владивостока 15 июля. 24-го октября гардемарины были списаны в училище. 3. «Улисс», посыльное судно Сибирской флотилии (до 04.11.1916г. кабельный пароход Владивостокского крепостного минного батальона ), командир старший лейтенант Винокуров Е.П., руководитель практики лейтенант Цветков С.И., гардемаринов - 35 чел. Основная задача практики — отработка вопросов навигации и астрономии. «Улисс» вышел из Владивостока 15 июля. 20-го октября вернулся назад. Итого: 115 человек. 2-я (младшая) рота проходила практику на следующих кораблях: 4. «Манджур», канонерская лодка Сибирской Флотилии, командир старший лейтенант Королев А.Н., брейд-вымпел Начальника учебного отряда капитана I ранга Китицина М.А. 5. “Смелый”, миноносец Сибирской флотилии, прикомандирован к «Манджуру». Инструкторами во 2-ю роту были назначены 7 (8) старших гардемаринов 1-ой роты.

Lot: Рассказ о корабельной практике гардемаринов МУ в 1919г. будет не полным, если не расставить точки ещё в одной истории. Повесть о рыбной ловле В 12-м номере журнала «Огонёк» за 1968г. Вышла статья капитана дальнего плавания Шеманского Ю.А. На обломках «Тюленя...». В статье рассказывается о том, как летом 1919г. трое гардемаринов Морского училища во Владивостоке отправились в плавание к берегам Камчатки на маленькой шхуне «Тюлень». Шхуна попала в шторм, экипаж, за исключением этих трёх молодых людей погиб, а судно получило серьёзные повреждения. Это не сломило духа ребят и они дрейфовали на обломках «Тюленя» в океане долгих 114 суток, пока их не спас проходивший мимо пароход. В том же 1968г. в 12 номере журнала «Наука и жизнь» выходит статья Шеманского Ю.А. «Дрейф Тюленя». В сборнике «Океан» за1972г. ещё одна публикация «Трагедия шхуны Тюлень». В 1973г. В сборнике «Бригантина» выходит история дрейфа шхуны «Тюлень». «Очерк был очень хорошо встречен читателями, вошёл в список произведений, рекомендованных ЦК ВЛКСМ для чтения нашей молодёжи.» И наконец, печатается наиболее полная версия «Дрейф шхуны Тюлень» в журнале «Катера и Яхты», № 4, 1976г. В этом же журнале была опубликована статья Зандрока Н.Е., однокашника Шеманского и этих троих «отважных мореходов» по Морскому училищу, «Шхуна Валюта». «Дрейф шхуны Тюлень» Мною впервые эти статьи были прочитаны в том же 1976г. и никаких сомнений в правдивости написанного не возникало. Но, 2 года назад, в 2013г. я занимался атрибутацией фотографий в альбоме мичмана Одишария П.К. и составлял описания к ним. Альбом Одишария П.К. http://www.photo-war.com/ru/archives/album3366.htm Прочитал почти всё, что было опубликовано и не опубликовано по «Выпуску Морского училища 1920г.». Во всех воспоминаниях гардемаринов Морского училища никто не упоминает про это плавание, тем более про гибель шхуны. В мемуарах есть масса всевозможных мелких подробностей за 1919г., но такого нет. Про поход на Камчатку и Ном есть, про гибель одного товарища во время похода есть, а про «Тюлень» ни слова. В работах современных историков: Н.А. Кузнецов, «Русский флот на чужбине» и Крицкий Н.Н., Буяков А.Н. «Владивостокские гардемарины», где подробно рассказывается о деятельности МУ в годы Гражданской войны, тоже про эту трагическо-героическую историю ни слова. Историограф «Выпуска Морского училища1920г.» корабельный гардемарин Иван Митрофанович Белавенец, проделавший громадную работу по сбору материалов и обобщению их в «Бюллетенях Морского училища выпуск 1920г.», в статье ВЫПУСК МОРСКОГО УЧИЛИЩА 1920г. в главе «Боевая часть Выпуска 1920 года» пишет: "Боевая часть Выпуска разделяется на: 1. Ушедших на бронепоезде Сибирской флотилии в 1919 году на запад: Корцин- Жуковский, Зандрок , Могучий, Коринтелли, Попов (2-ой роты О. Г. К.), Шишикин. 2. Уехавших на Камскую флотилию, Пермь: Борис Афросимов, Фосс, Муринов, Навроцкий. 3. Служивших в Казачьих частях: Псиол, Лайминг, Малыгин, Семенов Георгий, Казанский, Фролов, Хардалло, Слюз. Вот оказывается как, Зандрок Н.Е., Семёнов Г.Н. и Коринтелли Н.М. В начале 1919г. попали на службу в белую армию. Но Белавенец И.М. писал свою статью по памяти, есть некоторые неточности и погрешности. Поэтому, опираясь на документы, немного уточню. В конце 1918г. по распоряжению адмирала А.В. Колчака во Владивостоке создаётся Морское училище во главе с капитаном I ранга Китициным М.А. В училище откомандировываются гардемарины ОГК и Морского инженерного училища, оказавшиеся в 1918г. на территории занятой белыми войсками и воевавшими в белых частях., а так же и из заграницы. Гардемарины прибывали несколькими потоками, всего прибыло 176 человек + 21 человек пришёл от А.И. Деникина на п/х Иерусалим в начале 1919г. Прибыли в училище и Чигаев Ф.М., Зандрок Н.Е., Шеманский Ю.А. , служившие в Морской роте атамана Г.М. Семёнова в Харбине (РГА ВМФ. Ф. Р –1722. Оп. 5. Д. 135. Л.26 об.). Но не всех гардемаринов зачислили в училище. Отсев был очень жёсткий. Часть гардемаринов отчислили по политическим мотивам (за крайне-правые, или левые взгляды), по моральным соображениям, часть ушла по собственному желанию, как писал гардемарин Слюз К.А (дослужившийся до звания войскового старшины у барона Унгерна) «если погремишь шпорами в кавалерии, хотя бы рядовым, учеба на ум не идет». Все отчисленные гардемарины были распределены по воинским частям, или зачислены в Военно-инструкторскую школу на Русском острове во Владивостоке (так называемая «школа Нокса»). Всего отчислено в разное время 80 человек Здесь ещё надо учесть тот фактор, что в армии Колчака катастрофически не хватало офицеров и на гардемаринов шла настоящая охота со стороны сухопутного командования. Наиболее «идёйные» рвались на фронт. Так Постановлением учебного совета (Пус) от 09.12.1918г. в 1-й конный атамана Семенова полк был откомандирован Чигаев Ф. М. (Из доклада начальника Морского училища капитана 1-го ранга Китицына М.А. Морскому министру.) Сибирская флотилия формировала свой бронепоезд и «происходило форменное сманивание гардемарин на бронепоезд» - Китицин М.А. В команду бронепоезда вошли матросы 1-ой статьи Н. Коринтелли Н.М. и Семёнов Г.Н. Пус от 13.01.1919г. ( ГАПК. НСБ. Цирк. штаба ком. Сиб. фл. № 228 от 26.11.1918 г., Приказания по Морским силам на ДВ № 3 от 01.09.1919 г.). А Зандрок Н.Е. продолжил обучение в Спасской авиашколе. То есть, летом 1919г. Эти молодые люди находились в действующей армии и очень далеко от Владивостока. Сведений о дезертирстве нет и значит плавания никакого на шхуне «Тюлень» не было. Более того, гардемарин Б.С. Афросимов, тоже отчисленный из МУ, в своих воспоминаниях « Скитания одного из многих» пишет, что в ноябре 1919г. в Чите встречал Ф. Чигаева. "11 ноября 1919 г. полк выступил из Омска пешим порядком на Ново-Николаевск, я заболел тифом и, как безнадежный, был оставлен в Ново-Николаевске. Полк же двигался дальше. Оправившись немного от тифа и узнав, что скоро придут красные, я бежал из госпиталя на вокзал, где с трудом попал в санитарный поезд. Вскоре поезд наш двинулся. Пройдя трое суток, на четвертые попал в руки красных. Пробыл у них в плену 1 ½ суток, мне удалось бежать к полякам. С ними я сделал небольшой маршрут, а потом присоединился к нашим частям. За это время наш Морской Учебный полк был окружен красными и попал в плен. Видишь, я и здесь выскочил. Присоединившись к Воткинской дивизии и поступив в конный дивизион, я был два раза ранен в ногу. Вследствие осложнения в сердце от тифа, мне пришлось из конного дивизиона уйти, перейдя в Броневую дивизию. В Чите встретил Чигаева , Любченко. Невдалеке, где-то в станице стоял сотней Малыгин Петр. Будучи еще в Сибири, на станции Половина встретил в Чешском эшелоне во 2-м Кавалерийском полку Тараевича и больного тифом Ляльку Лайминга. Несмотря на мои уговоры идти, не один из них со мной не пошел. Они оставались в эшелоне, и попали в плен.» http://www.rodmurmana.narod.ru/Koltun6-2.htm Выходит что всю эту героическую историю Шеманский придумал? Не совсем. Летом 1919г. гардемарины МУ проходили корабельную практику. 1 (старшая) рота на посыльных судах «Якут», «Диомид», «Улисс», 2 (младшая), только что набранная, на канонерской лодке «Манджур». Командиром кан.лодки был ст. лейтенант Королёв Анатолий Николаевич. После окончания корабельной практики его назначили командиром 2 роты МУ. Вместе с училищем эвакуировался на «Орле» 31 января 1920г. Во время стоянки кораблей в Японии, списался и вернулся обратно во Владивосток. Предлагаю к прочтению часть письма Королёва А.Н. к Китицину М.А.. Письмо было опубликовано во 2-м номере «Журнала Кружка Морского Училища во Владивостоке». Бизерта,1922г. «От Стар. Лейт. Королёва получил следующее письмо; которое привожу полностью. Хакодате. Сент. 20-1921. Глубокоуважаемый Михаил Александрович, Вчера ко мне зашёл бывший гард-н Пузанов и первый сообщил мне фактические сведения о Вас и об Училище, т. е. что Вы в Бизерте, а 2 часа тому назад я получил из Бизерты письмо от от своего двоюродного брата, пришедшее через Канаду, где он кратко сообщает о наличии Училища и кораблей и о существовании Штаба и просит отозваться. От вернушихся из Сингапура я знал очень скудно о Вашем Плавании, но после того совершенно потерял нить, т. к. сам ушёл в июне 1920 года Начальником китоловно-рыболовно-исследовательной экспедиции в Берингово море. Это было единственное средство вырваться, со ставшей совершенно бессмысленной и не не возможной службы, на волю. Организация была вся наспех. Я был связан своим освобождением, шхуна была одна только русская. Результат получился плачевный. Как добравшись до Хокодате, чинилось там в месяце (?). К берегам Чукотского п-ва не попали, а добрались только до Земли Коряков. У меня была только морская часть, а промысловая у одного из компаньонов того дела. Он оказался или дураком, или мошенником, вернее и тем и другим, т. к. будучи камчатским жителем пошёл в Июле ловить рыбу. Ни рыбы, ни китов не поймали. Наступление холодов заставило повернуть обратно. Катер разлетелся вдребезги в бухте Глубокой. Он шёл под парусами. Шхуна ( гафельная, 120т. ) оказалась коробка и корова не шла круче семи румбов. Добрался к Сентябрю в зал. Барона Корфа, где взяв угольный баласт, пошёл в Петропавловск. В Кроноцком заливе вынесло руль. Больше недели были у Шипунского мыса, чтобы войти в Петропавловск, но Вест и Норд-Вест шторма унесли на Зюйд-Ост. Решил идти на Юг, т. к. начались заморозки (середина и конец Октября); а на шхуне всё текло и нельзя было обсушиться. Шторма усилились и перешли в постоянное явление без отдыха, то тайфуннаго характера, то бешенные Норд-Вест. Опускался к З.З.В. примерно в 400- 500 (?) миль от Японии. В Ноябре снесло всё кроме мачт и кормовой рубки, так-же матроса и капитана ( был у меня молодой — ХУДОЛЕЙ — командир «Форт»-й) за борт [видимо имеется в виду служебный п/х «Форт» Владивостокского крепостного артиллерийского управления. L.] . Жаль беднягу, остались жена и ребёнок, родившийся без него. Вступил сам - был один, т. к. помощник от страху и пьянства вместе с большинством команды и пас-в лежал в трюме. Скоро вышли из карты. Делал сетку сам по карманному атласу Маркова, шёл, вернее, несло на З.-З.теньВ тепла и пассатов, а с ними островов. В Январе дошли до Сев. Марианских О-вов. Пища была только мука болтушка и лепёшки из муки пополам кирпичным чаем, чтобы побольше было. Воду спресняли (3 опреснителя выстроили один за другим). Временных рулей построил (?) - последний действовал сносно и не ломал подзора (?). 16 января поймали о-в Гуам - (С.А.С.Ш.), где и пристал ко входу в бухту - сделав более 3500-4000 миль, пробыв в океане 107 дней, из которых только в конце Декабря и нач. Января получили пассат и хорошую погоду. Самое тяжёлое — была полная беспомощность шхуны — она только плавала по воде, но не управлялась ни парусами, ни рулём и шла только в галфинд, или крутой бакштаг, а при зыбе дрейф был даже при бакштаге. Мачты тонки и гнулись, почему нёс малые паруса и ходу не было. Отправив команду во В-к на военном Американском транспорте...» Целиком письмо привожу в конце сообщения. Вот такая история о 107-дневном плавании на аварийной шхуне в Тихом океане. Очень сильно эта история напомнила мне «Дрейф шхуны Тюлень». А знал ли Шеманский Ю.А. об этой статье, мог ли её прочитать? Да, знал, да, читал. До своего убытия в СССР, Юрий Анатольевич числился в Пражском отделе «Кружка Морского Училища во Владивостоке». И ещё. В статье «Трагедия шхуны Тюлень», сборник Океан, 1972г., Ю.Шеманский пишет «Двоим спасшимся пришлось наняться штурманами на иностранные пароходы, которые должны были зайти во Владивосток. Третий попал на остров Ява. Там он работал помощником начальника порта в небольшой бухте.» В том же №2 «Кружка» было опубликовано письмо корабельного гардемарина Трофимова В.И. «На Яве». В котором он пишет, что корабельный гардемарин Олонгрен А.В. .с помощью хорошего знакомого, ставшего мужем его матери, устроился помощником надзирателя в порту в бухте Сурабая на Яве. Выходит, что Ю.А. Шеманский плавание на шхуне Королёва переработал в более художественную и драматическую повесть — Дрейф шхуны «Тюлень», а некоторые факты из биографии А.В. Олонгрена вставил в биографию своего героя. Теперь вопрос, а могли ли Коринтелли, Чигаев и Семёнов в 1920г.состоять в команде этой шхуны? Я думаю что нет. И вот по каким причинам, Королёв обязательно об этом написал бы. Да, но они были отчислены из училища в начале 1919г. и Королёв их мог не знать. Значит нанялись инкогнито, скрывались? Маловероятно. А могли ли они оказаться летом 1920г. во Владивостоке? Белые войска были выбиты в Манчжурию и Монголию в ноябре 1920г., после ликвидации так называемой Читинской пробки. И только в начале 1921г. во Владивосток стали прибывать остатки этих частей. Ещё до выхода первой статьи Ю.А. Шеманского в 1968г., в СССР в 1967г. приезжал из Франции однокашник и товарищ Шеманского по Морскому училищу Д.Д.Парфёнов. Друзья встречались, им было о чём поговорить. Учились в одних стенах, дважды совершили плавание на «Орле», участвовали в эвакуации из Крыма, от барона П.Н. Врангеля получили погоны мичманов. Вот что пишет Парфёнов: "В заключение скажу несколько слов о моей встрече с Шеманским. Он ведь пишет книгу "Последние Гардемарины" то-есть о нас и о Китицине. Я о ней с ним говорил и перелистал быстро, то, что пошло на разрешение к изданию. Должен сказать, что писание его весьма «причесано» для советской цензуры, но вышла не история Последних Гардемарин, а скорей роман или повесть о рыбной ловле...» Письмо ст.лейтенанта Королёва А.М.

Starck: Контр-адмирал Старк Г.К. напутствует экипаж канонерской лодки "Магнит" в плавание на Камчатку и дальше. Рапорт командира. Рядом - рейдовый разъездной катер "Орлик". Любопытно, а "Голубок" однотипен был?

Lot: Starck пишет: Рядом - рейдовый разъездной катер "Орлик". Любопытно, а "Голубок" однотипен был? "Орлик" строился для наместника, а что за "Голубок", может "Голубь"? "Орлик" и "Голубь" разные суда.

Lot: 2 фотографии от венгерского военнопленного. Судя по фото, это апрель-май 1920г., кто-то из Охранных крейсеров, "СВИРЬ", кто рядом не пойму, эсминцы и малыш "БОЙКИЙ" на стенке. Фото здесь- http://fortepan.hu/?view=all&lang=hu&img=85721

Lot: 1919г. Владивосток. General Gaida and Captain E. B. Larimer, U.S.S. "NEW ORLEANS" http://www.history.navy.mil/our-collections/photography/numerical-list-of-images/nhhc-series/nh-series/NH-01000/NH-1097.html

Lot: Фотография сделана между 29 июля (прибытие китайской Сунгарийской эскадры во Владивосток) и первыми числами августа 1919г. 1. «ЦЗЯНХЭН» («江亨»), мореходная канонерская лодка, Китай. 2. «СОКОЛ», тип эскадренного миноносца, Сибирская флотилия. 3. «ПАТРОКЛ», тральщик, Сибирская флотилия - ? 4, 6. Миноносцы, Япония. 5. «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ», рейдовый ледокол порта Владивосток. 7. «ХАЙЖУН» («海容»), бронепалубный крейсер II ранга, Китай. 8. «КАЗАК ХАБАРОВ», ледокол Владивостокского Крепостного инженерного управления - ? 9. «МИКАСА» («三笠 »), броненосец, Япония. 10. «Д’ЭСТРЕ» («D’ ESTREES»), бронепалубный крейсер, Франция. 11. «КАРЛАИЛ» (H.M.S. «CARLISLE»), лёгкий крейсер, Великобритания. 12. «НЬЮ ОРЛЕАН» («U.S.S. NEW ORLEANS»), бронепалубный крейсер, США. 13. «ПЕЧЕНГА», товарно-пассажирский пароход, Добровольный Флот. 14. «СИШАН», товарно-пассажирский пароход, Добровольный Флот - ? Ссылка на ресурс постом выше.

Lot: Знамя школы Нокса "Приказ по Военному Ведомству №1 Гор.Омск, 18 января 1919 г . Верховный Правитель и Верховный Главнокомандующий повелел 18 января с.г. отдать следующий приказ: В начале декабря минувшего года в гор.Владивостоке, на Русском Острове, была сформирована учебная инструкторская школа для офицеров и унтер-офицеров русской армии. Школа организована при широком снабжении от Великобританской миссии и деятельном участии Великобританских инструкторов. Работа школы с первых же дней своего существования дала отличные результаты и оставляет сильное, здоровое и прекрасное впечатление во всех отношениях. Самое горячее участие в создании и снабжении школы всем необходимым принял Великобританской службы Генерал Нокс, труды и внимание коего в указанном направлении громадны и неоценимы. 24 декабря м.г. Генерал Нокс во главе Великобританской военной миссии поднес в дар школе от Великобританской Армии в знак искренних чувств дружбы и желания помочь возрождению славной Русской Армии особое знамя в виде полотнища нашего Петровского флага с образом Св. Великомученика и Победоносца Георгия – на лицевой стороне – и девизом школы: «За Веру и Спасение Родины» - на обратной. Это глубокое внимание, искренность, равно благодарные труды и горячее желание на деле помочь и поддержать нас в тяжелую минуту, - наполняет наши Русские сердца братской радостью и великой благодарностью к союзной победной Великобританской Армии и ее достойнейшим представителям. В лице же Генерала Нокса, имя которого хорошо известно в России, мы, Русские, видим истинного друга России и Русской Армии, своими трудами, знаниями и авторитетом много раз оказывавшего нам громадные услуги. Возрождающаяся Россия и Русская Армия не забудут этих трудов и благородных услуг своих истинных друзей в тяжелые минуты, переживаемые страной. От лица Русской обновленной Армии и от себя лично приношу Генералу Ноксу и прошу передать Великобританской Армии самую горячую благодарность и задушевное Русское Спасибо. Поднесенное знамя почитать и хранить, как войсковую регалию и ему надлежит оказывать почести согласно существующих законоположений. Военный министр генерал-майор Степанов" Взято здесь - http://www.kolchakiya.ru/vexillologiya/teaching_units_flags.htm Ранее в сети было выложено вот это фото, но к сожалению, ссылка на ресурс не работает. Ещё одно групповое фото. Group of Allied Officers visiting Russian Officers' Instruction School on Russian Island near Vladivostok, 30 January 1919. Взято здесь - http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205358611 Английский офицер на обеих фото - начальник штаба генерала А. Нокса. А вот кто русский офицер? Вроде похож на генерал-майора Сахарова К.В.

Lot: P.S. http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205358611 - достаточно большой ресурс, но очень много ошибок в подписях. Поэтому, внимание и ещё раз внимание.

Alchel: Lot пишет: Вроде похож на генерал-майора Сахарова К.В. С 15.11.1918 г. начальник Учебно-инструкторской школы («школы Нокса») на о. Русский. Генерал-майор (15.11.1918). Кому как не ему вручать знамя?

Lot: Alchel пишет: С 15.11.1918 г. начальник Учебно-инструкторской школы («школы Нокса») на о. Русский. Генерал-майор (15.11.1918). Кому как не ему вручать знамя? Похож, но смущает бушмат на ремне. Принять знамя в торжественной обстановке - да, но не генеральское дело знамя носить. Хотя сидит в центре... Да, скорее всего он. По началу показалось что подпоручик на фото. Знамя принял, сфотографировался, сунул за печку и следующее фото на фоне личного значка.

Lot: КНЛ "МАНДЖУРЪ", 1919г., скан из крайней книги Буякова и Крицкого. Информация по книге здесь - http://kortic.borda.ru/?1-11-0-00000216-000-0-1-1449235394

Lot: Lot пишет: из крайней книги Буякова и Крицкого. Петропавловск-Камчатский, 19.08.1922г. Места построения отряда обозначены стрелками Панорама без стрелок выложена выше в этой теме. На первом снимке отряд построен на Главной (Большой, Морской) улице Петропавловска. На втором снимке - у здания Учительской школы.



полная версия страницы