Форум » Гражданская война » Белые флотилии-2 » Ответить

Белые флотилии-2

Тритон: Рамзес Вот еще один "Список судов Донской военной флотилии" на 13 декабря 1918 г. яхта "Пернач" канонерская лодка "Новочеркасск" канонерская лодка "Донец" канонерская лодка "Кубанец" канонерская лодка "Цымла" моторный катер "Генерал Бакланов" катер "Казачка" катер "Ворон" катер "Атаман Каледин" канонеркая лодка "Христофор" канонерская лодка "Эльпидифор" (вычеркнута) канонеркая лодка № 1 канонерская лодка № 2 (вычеркнута) канонерская лодка № 3 (вычеркнута) 4 последние канонерские лодки - морские (Т.). Моторный катер "Генерал Бакланов" - моторный рабочий минный катер, видимо, Севастопольского крепостного минного батальона неизвестно как и когда попавший в Ростов. Минная балка на нем не снята. На 9 января 1919 г. требует капитального ремонта по корпусу и механизмам и стоит без команды и офицерского состава. В документе от 26 января 1919 г. "Атаман Каледин" называется ледоколом, командир на нем мичман Мыльников. Согласно распоряжения Штаба Командующего он уже скоро 2 месяца как стал в ремонт, но в течение этого времени портовые мастерские в Таганроге к ремонту не приступили. Пароход технической службы Донского Водного Округа "Новочеркасск" был реквизирован военными властями и на 1/14 июня 1918 г. находится в составе судов Донской военной флотилии. На 10 января 1919 г. в документе проходит также как канонерская лодка "Вольный казак". Согласно приказа ВВД от 31 октября 1918 г. за № 1410 и приказа по Донской военной флотилии за № 119 от 10 ноября 1918 г. атаманская яхта "Колхида" впредь именуется атаманская яхта "Пернач".

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 All

Рамзес: Атаман Каледин - это МТиПовский ледокольный буксир Таганрогского порта Горгипия , кажись и дата переименования где - то была , он из серии Удальцов Плотно посидев - подумав и с большинством остальных можно будет разобраться ( разве кроме катеров самых мелких) - только это времени конечно требует и на более - менее большие как за рубеж попавшие так и дома оставшиеся судьба имеется , а к примеру на того же Каледина - в начале 20 - х продан в Стамбуле турками и дальше тишина "Мелочи" на летописцев даже от Ллойда не всегда везет

Рамзес: Уважаемый Тритон - если по документам малость побегать и начать сравнивать разумеется не все , но кое - что на места стает Это Ваше же Флаг-капитан по Распорядительной части Морского Штаба полковник Морозович Приказ по Речным силам Дона № 73 от 16 5 1919 г. п. 2. Переименовываются: 1) Паровая шхуна "Христофор" в канонерскую лодку "К.9" с зачислением в 3-й дивизион; 5) Ледокол "Атаман Каледин" - в "К.20" Так - что похоже момент кто и когда сменил друг друга в очередности на К - 9 имеется - надеюсь со временем и с другим разберемся

Рамзес: для Аден - 13 , Антон - был вопрос по канлодкам на Дону и их командирам , Штром в воспоминаниях пишет о В В Оффенберге как командире Парамонова (если это что - то добавляет в Ваши розыски)

aden13: Рамзес Спасибо. Помогло. Братьев Оффенберг (Сергея и Владимира) частенько путают, чтобы разобраться - кто из них конкретно где и когда был - надо Рамзес пишет: Плотно посидев - подумав

Автроилъ: Ветка начиналась обсуждением канонерки белых речных формирований на Дону. Ещё немного об униформе МОРСКИХ ЧАСТЕЙ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО: http://www.a-pesni.golosa.info/grvojna/bel/a-donmorznaki.htm

Автроилъ: Исходя из сказанного в предыдушем посте, этот офицер мог служить именно в морских формированиях на Дону.

Klaus: Вот ничего себе, уральского гопника в офицеры произвели, да сразу в мичмана :)) Уважаемая администрация, игрушки это, конечно, но прапорщик по Адмиралтейству было бы справедливее :) По случаю производства проставляюсь. По качеству фоток - не стреляйте в пианиста, кладёт, что есть :) FANDANGO перед переходом на Север.

Klaus: MORRIS DANCE тащит гидропланы на понтонах, Сев. Двина, 24.06.1919

Klaus: SWORD DANCE, финал.

Klaus: SWORD DANCE ещё живой, там же на Двине.

NORD: Уважаемый Klaus! ольшое спасибо за подборку фотоснимков кораблей на Северной Двине. С уважеением, nord.

Klaus: Рад, что пригодилось.

Klaus: Позволю себе вернуться к теме англичан на Севере. Фотки опять-таки неважнецкие, но подумав, решил выложить, кому-то пригодится, как мне в своё время... COCKCHAFER, ремонт в Архангельске.

Klaus: CRICKET на Севере, 1919г.

Klaus: CRICKET после ухода из России. Для улучшения остойчивости во время морского перехода снято вооружение.

Klaus: Британские корабли на Двине. В центре GLOWWORM.

Klaus: Вот здесь непонятно. В разных местах говорится, что 26й то был на Севере, то нет. Где-то доводилось читать, как англичанский дедушкин внук рвал тельняшку и кричал, что герой-дедушка именно на 26м поразил сонмы диких bolshevik's. Может, кто-либо из специалистов по теме сможет уточнить? А фото подписано М-26, 1919г.

NORD: Уважаемый Klaus! Большое спасибо за выложенные фото - Интервенты на Сев. Двине. Часть фото у меня имеется, тем не менее - БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!! По помоду монитора М-26 - посмотрю в лоцманских книгах прихода судов в Архпорт - был ли М-26 на СД? Ответ сообщу в понедельник, ранее не получается. Если какие-либо вопросы по СД - прошу через личку. С уважением, nord/

NORD: Уважаемый Klaus! CRICKET - ушёл из Архпорта с вооружением, как и все канлодки и мониторы, которые приходили в Архпорт в 1918 и 1919 гг. со штатным вооружением и уходили также со штатным вооружением. Теперь по поводу монитора М-26. Монитор М-26 пришёл в Архпорт 09.06.1919 г., вышел в море 25.06.1919; пришёл в Архпорт 03.07.19, вышел в море 21.07.19; пришёл в Архпорт 04.08.19, вышел в море 16.08.19; пришел в Архрпорт 18.08.19, вышел в море 23.08.19; пришёл в Архпорт 30.08.19, вышел в море 05.09.19. Такими данными располагаю. С уважением, nord.

Автроилъ: Образование флота Добровольческой армии. http://navycollection.narod.ru/battles/Civil_war_Russia_1917/varnek/article.html

Сармат: Коллеги...а владеет кто информацией о белой Енисейской речной флотилии?

Сармат: Енисейская речная флотилия, созданная во исполнение приказа Розанова от 18 апреля 1919 года. Этим занимался мичман Покровский. В состав флотилии вошли пароходы: «Ангара», «Иртыш», «Обь», «Тобол», «Енисейск», «Красноярск», «Кузнецк», «Минусенок», «Джой», «Иона», «Инородец», «Кормилец», «Стрела», паровой катер «Александр», моторные катера: «Разведчик» и «Абакан», катера: «Ерш» и «Заря». Вооружалась флотилия трехдюймовыми полевыми орудиями, макленками и митральезами. При установке пушек использовали опыт Камской речной флотилии. Белая флотилия базировалась на Красноярск, Казачинское и Каргино. Первые операции белой флотилии начались в апреле. В мае - июне они десантировали на Ангару и Енисей крупные соединения белых, что зашли в тыл партизанам. Военмин Степанов упрекал командующего белыми войсками в губернии генерал-лейтенанта Розанова в подобном использовании флотилии. На Казачинских порогах погиб "Джой" В июне флотилия совершила рейд в Урянхай. Так как мешались пороги, Покровский вспомнил методы князя Олега и волоком перетащил пару катеров. Краснопартизанские мемуаристы утверждают, что 15.09.1919 у Минусинска их артиллерия утопила один пароход. Других свидетельств этому нет. Известно лишь, что из Красноярска был направлен на юг пароход "Красноярск". Но к этой дате он не успел. Затем на юг были переброшены остальные суда флотилии. В октябре партизанами был захвачен "Минусенок" В ноябре флотилия ушла на зимовку в Красноярск и в январе 1920 была захвачена красными. Вот и все, что у меня есть. Может у кого из коллег есть подробности?

Рамзес: Сармат - по истории флотилии лучше всего сможет помочь Ермак , у него весьма солидная статья по этим вопросам когда - то была Кое - кого из ее пароходов упоминали в ветке о Северных судах железного раздела Если интересно - могу поделится инфой по судьбам и ТТХ пароходов и катеров флотилии , но это вероятно лучше в личку делать - чиркните кто конкретно интересен и за пару дней надеюсь данные сброшу Для себя делал файл по всему Енисею (история дореволюционного пароходства) , но пробелов там достаточно

Сармат: Рамзес пишет: Если интересно - могу поделится инфой Рамзес. Интересно. Очено. Буду благодарен. В свою очередь планирую через месяц быть в Красноярске и зайти в музей пароходства. Надеюсь найти фото- выставить/ А интересно конечно все. Но я не буду наглеть - скажу спасибо за любую инфу, что сочтете выслать мое мыло danapr@list.ru Спасибо

lns: Во время той же чистки выяснили, что главный помощник Берии в деле сбора ценностей – руководивший расстрельной командой комендант АзЧК – в прошлом служил у белых. "Во время чистки партии обнаружилось, что главный комендант АЗЧК Жариков Александр в 1918-1919 годах был офицером Каспийской Военной Флотилии и за особую активность, приказом Командующего этой флотилией известного белогвардейского генерала Бичерахова награжден Георгиевским крестом за "особые заслуги". Известно, что "особые заслуги" офицерского состава Каспийской Военной Флотилии, а следовательно, и ЖАРИКОВА под командованием генерала Бичерахова могли выразиться в лютой расправе с большевиками... Несмотря на требования коммунистов исключить Жарикова из рядов партии, по настоятельному требованию Багирова–Берии он был оставлен в рядах партии и в органах, а всевозможные в дальнейшем его преступления (присвоение ценностей расстрелянных и осужденных) проходили безнаказанно". http://www.kommersant.ru/pda/power.html?id=904140 В списках за 1916 и 1917 годы Александра Жарикова вроде бы нет…

Klaus: Кому-нибудь да пригодится, несмотря на качество... Архангельск, ФОКС и ЧЕСМА, датировано - probably 1918. Похоже на то...

Ермакъ: Сармат пишет: В свою очередь планирую через месяц быть в Красноярске и зайти в музей пароходства. Музей, судя по буклету, который у меня есть весьма солидный. Я, когда готовил свою статью, написал им запрос (интересовали прежде всего фотографии), но, как говорится - ни ответа, ни привета... Когда статья вышла - послал в музей ксерокопию. Тоже тишина. Зато тепрь вот часть этой статьи можно видеть в сети. Естественно - без ссылки на меня... http://enisey-live-history.ru/archive/Iz_istorii_eniseyskogo_flota____(Kratkie_ocherki)_/1919Belaya_flotiliya/?PHPSESSID=7496ee2fe6ce43a49cb2094728ef9ac6 Выходные данные моей работы: Кузнецов Н.А. Андреевский флаг над Енисеем // Белая Гвардия. 2001. № 5. С. 48-54. Мне кажется, что я в РГА ВМФ посмотрел все, что по ней было. Если интересно - могу текст скинуть на мыло. А на вышеуказанном сайте много фото неплохих, в том числе и тех пароходов, которые воевали в Белой флотилии. Ссылка пропечаталась как-то криво, но можно через Яндекс найти, набрав слова: "Енисей живая история".

NORD: Для Klaus! Флото сделано не в 1918 г., а летом 1919 г. , когда ЧЕСМА прибыла в Архангельск.

Сармат: Ермакъ пишет: Если интересно - могу текст скинуть на мыло. Буду благодарен. www.danapr@list.ru Ермакъ пишет: Выходные данные моей работы: Кузнецов Н.А. Андреевский флаг над Енисеем // Белая Гвардия. 2001. № 5. С. 48-54. Видел этот сайт. И части вашей работы. Хорошая Ермакъ пишет: Музей, судя по буклету Есть такое... Там нужно муторно допуск делать. Но обещают

rspc: Эта канлодка на Черном море к русскому флоту никак не относилась? Фото с тырнета - поэтому такое качество.

Тритон: rspc Могу предположить, что это канонерская лодка "К-15" (бывшая морская самоходная баржа "Парамонов") Донской флотилии. Только на ней было установлено 2-6" орудия. Да и по типу она напоминает азовскую паровую шхуну. Окончательно можно сказать, если найдется фото "Парамонова".

Рамзес: Тритон - а вариант что К - 15 , только черноморский (бывшая грязнуха которой 2 прежних имени встречал Казатин и Казантип , так пока не выяснил какое из них верное) не устраивает ? На фото очень уж надстройки слабенькие , на шхунах они помощней обычно , а 2 6 дюймовки черноморская КЛ тоже несла , правда на схеме Черникова они за щитами стоят , но это в 1917 , а вот остались ли щиты к 1919 - 20 ? (в те годы Кавказ у белых также канлодкой служил и с теми же двумя шестидюймовками)

Тритон: Рамзес К-15 Первой мировой и К-15 Донской - суть две совершенно разные вещи. В белых документах ничего нет, что связывало бы К-15 с "Кавказом", а вот с Доном - выстраивается почти прямая линия. Похоже, Черников, опять притянул за уши 2 совершенно разных корабля. К тому же, ни я не выдел фото "Кавказа" ни он мне его не показывал. Возможно, фото у него и не было и тогда он поступил "как инженер-кораблестроитель", то есть придумал изображение (увы, это за ним водится). Что касается слабых надстроек то ее нижняя (жилая) часть вполне соразмерна, а мостик и рубка несколько перестроены и бронированы. А шхуны тоже разные бывали, все зависело от района плавания. "Парамонов" вообще числится самоходной баржей то есть он не самый крупный и с небольшой осадкой. Насчет "сюрприза". Не пойму что с ним делать. Он не открывается и ничего не показывает. Может я чего не так делаю?

Рамзес: Эти данные еще от Бережного идут К-15, в 1919-1920 Кавказ. Бывш. грунтовозная шаланда Казатин. В 2.1917 моб., вооружена и 6.6.1917 вкл. в сост. Дунайской фл. Участв. в 1-й мир. в. В 1.1918 перешла на сторону Сов. власти. 28.3.1918 захв. австро-герм. войсками в Одессе, в 11.1918-белогвард., а в 12.1918- англо-франц. интерв. С 4.1919 вновь входила в сост. белогвард. флота. 14.11.1920 угнана врангелевцами в Константинополь и 29.12,1920 интернир. Францией в Бизерте То есть у белых, если ему верить, в ВМС (не речных силах Дона) Кавказ - бывший К -15 , к сожалению фот ни его ни Парамонова нет , хотя схемку морского Черников в своих Речных флотилиях начертил и общее сходство с канлодкой с фото имеется (может рисовал как раз с этого фото ?) , то что на нем не болиндер видно сразу , да и на Эльпидифор не тянет Есть кое - какой материал по ней от Бадякина , но плотно пока не занимался (времени нет) Насчет подарка - Вы вроде с Никитой Кузнецовым пересекаетесь , позвоните да возьмите экземпляр у него , ему тоже отослал и прошел нормально , скажете , что с моей подачи - думаю в целом понравится Если нужно ТТХ чисто Парамонова в регистрах глянуть можно , он в 20 красным достался , а вот на Кавказ - кроме осадки пока ничего не было

Klaus: Стандартный вопрос - уважаемый rspc, никакой информации вокруг фото не имелось?

rspc: Только это: Подпись под фото: Немецкий военный корабль Черное море ПМВ.

Klaus: Вот и хронологические рамки есть

Тритон: Да, флаг на корме явно не Андреевский и не Донской, скорее немецкий или "самостийный". Тогда это, возможно, действительно "Казатин" где то летом 1918 г. Для немцев смущает только больно песто одетая толпа на палубе. Но вот в документах белого флота в 1919 г. и дальше он не встречается, а встречающиеся упоминания "К-15" явно относятся к донскому "Парамонову". Окончательно разрешить этот вопрос может только фото "Казатина" или "Парамонова". Уж больно характерный раструб вентилятора на снимке.

Рамзес: Маленькое уточнение по Кавказ - его в Бизерту никто не угонял , взяли на буксир в момент увода , но вывели из порта и сняв флаг утопили вблизи берега - об этом Кадесников пишет , только уточнить нужно у Евпатории или у Феодосии В 1919 (минимум до лета) в строй точно не вводили , а вот в 20 уже как Кавказ (причем встречал данные о нем как мониторе) участвовал в белых десантах на Азове - Парамонов же красные зимой 20 в Ростове взяли и он в их Донскую флотилию Кавказского фронта к тому времени входил - в обшем к лету 1920 уже точно и тот и другой вновь вооружены Кстати еще как К - 15 - будущий Кавказ в боях с румынами в начале 18 на Дунае воевал и потом в Одессу ушел - может фото этого периода ? Тогда стыкуется и еще 1 МВ по подписи под фото и флаг явно не Андреевский да и пестрая толпа на палубе - с ходу не скажешь , что офицеры видны Что корабль не немецкий - согласен , своего ничего подобного ни у них , ни у турок не было - правда летом 1918 несколько трофейных шхун в строй ввели из бывших тральщиков , но те 2 6 - ти дюймовки на борту не несли (в лучшем случае 1 - 120 мм) Снова по Бережному - Парамонов так канлодка ПАРАМОНОВ, с 18.8.1920 -Тухачевский, с 7.2.1921 - Геройский. Бывш. кол. букс, параход, 1884 в Австро-Венгрии. 13.8.1920 моб. в сост. фл. До 11.11.1920 числилась вооруженным параход. 23.6.1921 возвращена Ростовскому Рупводу. 232 брт; 50,2X7,2X2,2 м; 150 л. с; 7 уз Хотя нужно посмотреть - может на Дону еще какие Парамоновы были и белая канонерка с красной это разные пароходы ?

Юрген: Уважаемый Автроилъ Первую речную флотилию на фрониах Гражданской войны создало Всевеликое войско Донское. Ее организация началась по приказу войскового атамана генерала П. Н. Краснова №25 от 11 мая 1918 г. Период правления атамана Краснова отмечен и попыткой строительства речного монитора. Этот корабль планировалось построить в Таганроге, для этого была произведена заготовка металла еще в октябре 1918 г. По поводу проектирования и строительства донского монитора сохранилась крайне скудная информация. Известно, что на него предполагалось установить два двигателя Дизеля, осадка корабля планировалась в 0,5 м, а высота надводного борта в носовой и кормовой частях всего лишь 1,0 м. Однако, в связи со сменой стратегической обстановки и отстранением Краснова от управления Донской республикой, к строительству мониторов так и не приступили. Силы бросили на создание железнодорожных бронированных артиллерийских площадок двойного назначения, то есть способных действовать и с плавучих платформ. Оборудованием железнодорожных платформ для установки 152-мм корабельных пушек, по проекту конструктора Леймаровского, занимался Таганрогский завод «Русско-Балтийского судостроительного и меха¬нического акционерного общества». К 8 августа 1919 г. морская тяжелая артиллерия Речных сил Дона состояла из девяти дивизионов, из которых III и V (вооруженные 152-мм пушками) действовали на фронте под Царицыным. IX дивизион выполнял роль учебного, готовившего комендоров, телефонистов и телеграфистов. VII дивизион находился на Днепре и располагал 2 152-мм пушками Армстронга, их предполагалось установить на баржи. Каждый из I, II, IV, и VI дивизионов состоял из двух батарей, имевших по 2 152-мм орудия, установленных на особых железнодорожных платформах, которые можно было легко загонять на стальные баржи, и так же быстро отправляться по железной дороге. Количество установленных на платформы 203-мм пушек неясно. Однако известно, что после расформирования Донской флотилии эшелон III дивизиона Морской тяжелой артиллерии 22 декабря 1919 г. прибыл в Джанкой. Дивизион состоял из 2 203-мм и 1 152-мм пушки на платформах; 2 127-мм английских пушек на колесных лафетах, погруженных на одной платформе; одной платформы с установкой для 127-мм английской пушки и трех вагонов с 900 выстрелами для 203-мм пушек. Личный состав эшелона насчитывал 14 офицеров и 111 матросов. После мелкого ремонта в Севастополе III дивизион срочно прибыл в Киев. Вооруженные пароходы Донской флотилии несколько раз совершали боевые походы по Дону, очищая от большевиков захваченные ими станицы, особенно Цымлянскую и Нижне-Курмоярскую. А паровые шхуны «Христофор» и «Сосиэте» ходили в порты Румынии и Крыма, доставив оттуда 12 152-мм, 4 75-мм пушек Канэ, 100 пулеметов, 9 аэропланов, 500 тысяч винтовочных патронов и 10 тысяч снарядов. Для подготовки личного состава Донского флота в городе Таганроге действовал флотский береговой батальон. По приказу войскового атамана 5 июня 1918 г. речной десантный отряд в составе Каменского полка силою около 2 000 штыков и конной сотни под общим командованием полковника Дубовского на пароходах «Новочеркасск» и «Донец» пошел вверх по Дону. Высадившись с пароходов, казаки очистили от большевиков станицы Каргальскую, Романовскую, а затем помогли Цымлянскому, Нижне-Курмоярскому и Потемкинскому отрядам овладеть всем левым берегом Дона. В том же время Войско сформировало Донскую броневую железнодорожную бригаду из четырех дивизионов по три бронепоезда в каждом и два отдельных бронепоезда. Позволю себе привести чертежи И. И. Черникова. Иван Иванович, как атаман С-Петербургского казачьего землячества не против.

Рамзес: уважаемый Юрген - Иван Иванович серьезный спец в теме , но то что он написал в своей последней книге процентов на 50 такая звиняюсь порнография что даже читать стыдно , а его желание все и вся снабдить картинками хорошо конечно , вот только часто они к жизни отношение имеют очень отдаленное и по имеемым фото это хорошо прослеживается Посмотрите ветки этого форума по теме и то что Вы даете уже упоминалось тут не раз

Klaus: Я бы ещё один момент выделил с фото КЛ - бронированная рубка, мне кажется, редкость для КЛ Гражданской войны, а вот будущий КАВКАЗ бронировался... Наверняка поэтому и монитором в документах называли.

Юрген: Рамзес пишет: что он написал в своей последней книге процентов на 50 такая звиняюсь порнография что даже читать стыдно В какой-то мере с Вами согласен, И. И. когда пишет о конструкции кораблей - восторг, а как берется за историю.... Пока замолкаю - внимательно просмотрю весь форум, чтобы не мешаться под ногами повторами. А Черников - в свое время великолепную книгу по Русской артиллерии выпустил Широкорад, остановись - его имя бы произносили с предыханием, но полез человек в исторю - результат налицо . С Уважением Юрген

ABP_TOR: Юрген пишет: Позволю себе привести чертежи И. И. Черникова. Особенно "удались" тележки типа "Даймонд"

Тритон: Klaus Вы ошибаетесь. Бронированная рубка для гражданской войны не редкость когда было время заниматься превращением гражданского судна в канонерскую лодку. Бронирование производилось на Дону и Днепре. Даже сухопутные трехдюймовки переделывали в корабельные установки. А вот когда времени не было приходилось импровизировать. "Кавказ" в документах монитором никто не называл. Черников имеет в виду что то другое, о чем мне нигде даже упоминания не встретилось (а мы с ним в разное время смотрели, в основном, одни и те же документы). Даже больше того, нигде не встречается даже термин "монитор". С другой стороны, в 1918 г. Всевеликому Войску Донскому было не до строительства новых речных кораблей. Морские и речные силы Дона формировались из того, что было на месте. Насчет тяжелой артиллерии для донских канонерок и МТА - это правда. Краснову, у которого сложились очень неплохие отношения с немецким командованием, удалось договориться об отпуске и впоследствии получить из Севастополя некоторое количество морских и крепостных 6" Кане. В переписке по организации Донских флотилий много упоминаний о перестройке пароходов в канонерки, о строительстве и укомплектовании батарей МТА, но о строительстве новых кораблей - ничего. О чем говорить, если даже сравнительно мало поврежденную большевиками "Колхиду" ("Пернач") не могли починить до начала лета 1919 г. И еще я прошу уважаемого ABP_TOR посмотреть на реконструкцию Черникова 203 мм транспортера МТА, сделанного из обычного полувагона, и сказать, возможно ли было сделать в этот вагон вставку, предусматривающую разрезание рамы полувагона, без ослабления всей конструкции полувагона, и что ему известно о таких переделках на Дону и во ВСЮР. И еще о "Кавказе". В своих записях первое упоминание о нем нашел в приказе Командующего Черноморским флотом Саблина № 4896 от 20 июня 1920г. Он числится во 2-м дивизионе речных канонерских лодок как "Кавказ" (К-8). С уважением.

Klaus: Спорить не буду, уважаемый Тритон - мало информации. Всего лишь предположил, просто на всех доступных мне фото КЛ - б.шхун и грязнух рубки не бронированы. К сожалению, мало их фотографировали... Упоминание КАВКАЗа как МН - не от И.И.Ч., мне это встречалось где-то среди белогвардейских статей и мемуаров, причём до 1920г. В Вашей работе по составу флота Юга России в Отряде судов обороны Азовского моря на 01,06,1919 упоминается К-15, причём Вы говорите. что в док-те она вычеркнута. Это ПАРАМОНОВ? И кстати - тот же И.И.Ч. упоминал некий МН для Донской флотилии и приводил какие-то боковики - есть ли какие-либо факты об этом?

Тритон: Klaus Klaus пишет: Это ПАРАМОНОВ? Да, судя по всему, это именно "Парамонов" Klaus пишет: Упоминание КАВКАЗа как МН - не от И.И.Ч., мне это встречалось где-то среди белогвардейских статей и мемуаров, причём до 1920г. В архивных документах, а я работал в основном с ними, МНЕ такого термина не встречалось. В рассписаниях, а это вещь официальная, мониторов тоже нет. Ну, а в мемуарах и на бытовом уровне все может быть... Klaus пишет: тот же И.И.Ч. упоминал некий МН для Донской флотилии и приводил какие-то боковики - есть ли какие-либо факты об этом? Я видел эту публикацию. Черников много работал в архивах, может он что и нашел. Еще раз скажу, что у МЕНЯ нет никакой информации ни подтверждающей не опровергающей этот факт. Очень вероятно, что проработка такого корабля и велась Морведом и не обязательно для Дона. В документах Военведа я такого не видел. Но все возможно. Буквально на днях я ознакомился с документами о том, что Военвед планировал построить еще 18 катеров-разведчиков по типу Бюро Вега и даже разослал запросы о возможности постройки с техническими трбованиями 15 заводам и фирмам. Мне это ранее не было известно. Но на начало мая 1917 г. еще никаких ответов не поступило. Скорее всего их постройка даже и не начиналась, но возможно, что работы могли и начаться. Ведь есть упоминание в период гражданской войны о нахождении на Коломенском заводе недостроенных бронированных катеров. И еще. К реконструкциям Черникова надо подходить очень осторожно, он здесь что не видит то дорисовывает. Но человек в архивах работал много и информации из них получил тоже немало. Но весь массив документов по Дону и ВСЮР ни он ни я полностью проработать не смогли. С уважением.

ABP_TOR: Тритон пишет: И еще я прошу уважаемого ABP_TOR посмотреть на реконструкцию Черникова 203 мм транспортера МТА, сделанного из обычного полувагона, и сказать, возможно ли было сделать в этот вагон вставку, предусматривающую разрезание рамы полувагона, без ослабления всей конструкции полувагона, и что ему известно о таких переделках на Дону и во ВСЮР. 1)Посмотрел, вставки не увидел. Вот вагон тяжелого бронепоезда ВСЮР "Князь Пожарский" (прошу прощения за качество, под рукой нет другого скана) аналогичная платформа, только орудие 6/45 по-моему 2) я не видел ни одного фото атрибутированного как БМТА Донской армии, поэтому об их конструкции могу только гадать, аналогично господину Черникову

Klaus: Благодарю Вас за разъяснения.

ABP_TOR: И еще по реконструкции Черникова изображенной на верхнем рисунке: орудие на рисунке 203/50 по Широкораду (с.409) весит 40000 кг вес тары (самого полувагона) -21,3 т нагрузка на ось 17,8 т 17,8 х 4 =71,2 т 71,2- 40-21,3 = 9,9 т -остаток на бронирование, усиление под крепление орудия, упоры и домкраты, боекомплект (вес снаряда 116,8 кг для шрапнели плюс заряд 37 кг, 112,2 кг для фугасного обр. 1907 г. и 1915 г. и 39 кг заряд т.е. даже 10 снарядов боекомплекта это уже 1,5 т), пулеметы, экипаж Предельная нагрузка на ось- вещь неизменная, усиления конструкции проблему не решают, а усугубляют. Даже при 6 дм, в некоторых случаях (на "Грозе" и "Атамане Чуркине") пришлось вводить дополнительную тележку посередине.

Рамзес: для Тритона - по "монитору" Кавказ пишет в статье Неизвестная война на Азовском море в Гангуте № 28 на стр 31 Заблоцкий Автор он серьезный - но это ссылка на показания неких белых перебежчиков , по событиям конца сентября 1920 - рейд белых к Мариуполю К тому времени Кавказ явно в строю (упомянут в тексте 2 раза) , но мне больше интересна инфа, что почти до Мариуполя дотащили на буксире Ростислав - вот это уже бредом попахивает Максимальная глубина моря 13 метров , к Мариуполю для торгашей канал прорыт еще в царские времена и там что - то около 6 метров глубины даже сейчас - черпалки регулярно на нем работают - осадка Ростислава даже если разгрузили - гораздо больше , если и дотянули - до середины моря , дальше бы вряд - ли прошел Теперь по донскому "монитору" - в Гангутах 25 - 27 была развернутая статья Черникова по программам Военведа 15 и 17 годов , несмотря на мелкие накладки вещь весьма серьезная и там как раз есть немного о БКА уже программы 1917 года (да и о ряде других проектов) Если этих журналов нет - скачайте на Арморбуке (там они имеются) , статья еще раз повторюсь - весьма серьезная и на мой взгляд лучшая из всего что он вообще написал за все годы (по развернутости с ней разве его Речные флотилии за 1000 лет могут рядом стоять , все остальное слабее) Кстати там и благодарность Вам за помощь в сборе материала Из материалов даже хотели отдельный номер Миделя сделать , но что - то не срослось и пошла в трех номерах Гангута - в сумме за 40 страниц, поэтому сканить отдельно и выкладывать накладненько Там как всегда схемка - подробностей мизер , но пишет что строили к весне 1919 Однако похоже "занесло" и сам это понял - в последней книге по мониторам уже упоминание о проекте (не о постройке) Судя по схеме это малость переработанная речная канонерка Военведа, но несет 2 122 мм полевых гаубицы (разумеется не в башнях) и 3 пулеметных башенки - текст из последней книги о нем выше , в статье данных еще меньше Кстати по БКА на Коломенском заводе - и он и Широкорад (сам знаю , что это скорее товарный знак и часто со знаком минус , но других данных нет) пишут о 2 катерах по проекту инженера Шидловского - позднее , к 30 - годам достроенных и попавших на Амур как Партизан и Тревога (пережили и август 45 и на слом пошли вероятно уже в начале 50 - х гг) - Вы пишите о этих БКА в годы гражданской или еще какие завод строил ?

Klaus: Рамзес пишет: постройке) Судя по схеме это малость переработанная речная канонерка Военведа, но несет 2 122 мм полевых гаубицы (разумеется не в башнях) и 3 пулеметных башенки Донской МН у него на схемах несёт 2х102/60.

Тритон: Рамзес Что "Ростислав" тащили к Мариуполю как то не верится - у меня он везде возле Керчи маячит. Упомянутые Вами "Гангуты" у меня есть, но где они у меня зарыты... Во всяком случае они не под рукой. Надо найти и перечитать. Мне программ Военведа на 1917 г. что то не попадалось. Если Черников видел их в РГВИА то это фонд ГВТУ, я с ним постоянно работаю, но он такой громадный, а у меня времени так мало на архив. Знать бы номера дел, тогда бы сам глянул. Осенью попробую поискать. Я вовсе не говорю, что историю с постройкой монитора Черников выдумал, не такой он человек. Но работа с архивными документами такова, что часто находишь начало истории, а конца нет и где искать непонятно. А завершить материал хочется. И как тут быть, что делать? Проще всего ничего, а можно и немного домыслить. В первом случае информация так и останется у того кто ее нашел. Во втором случае эта информация становится всеобщим достоянием, но неточность пойдет дальше. В этом смысле наличие Форума дает возможность выдать на гора полуфабрикат. Глядь- и информация недостающая появилась. А насчет Коломенских бронекатеров мне попалось просто упоминание без указания типа. По этим катерам у меня из архивов информации "ноль".

Тритон: Klaus пишет: Донской МН у него на схемах несёт 2х102/60. Не Военведовский калибр, там корабли проектировали под свои артсистемы.

Klaus: Тритон пишет: Не Военведовский калибр, там корабли проектировали под свои артсистемы. Дык вот и я о том же... Сам корабль-то у него идёт именно как развитие проектов Военведа.

Klaus: Вдогонку - ещё у него есть боковик "ПБ проекта 1917г" - там 2х120/45 Канэ со щитами. Ей-богу, чему верить, чему нет у И.И.Ч... Не полезешь же в архивы проверять...

Рамзес: Клаус - дело в том что 102 /60 мм стволы не самые короткие по размерам , а так называемый монитор он выводит как развитие даже не канонерок Военведа 1915 года , а плавбатарей программы 1917 - у тебя журналы похоже под рукой глянь внимательно - размеры для батареи 28 - 5 - 0,6 (приблизительно) , на монитор дается лишь осадка в 0, 46 метра На схемке стволы за серьезными щитами,у Новиков (102 милиметровки в основном на них ставили) их вообще не было (в 17 паре некое подобие соорудили и то полукустарно) - ну не тянет артсистема на схеме на морскую четырехдюймовку , стволы гораздо короче Если бы белые умудрились пару таких на кораблик в 30 метров запереть + 3 пулеметных башенки + броня пусть даже локальная - явно осадка не в полметра да и пушки если бы хоть раз пальнули монитор на дно ушел бы сразу - что - то у уважаемого инженера - кораблестроителя не стыкуется Ты кстати верфи получил , что позавчера отсылал - или в дороге потерялись где ? Для Тритона - если нужно , а искать бумагу сильно далеко , могу дать конкретную ссылку где скачать журналы , правда каждый метров под 100 , но если тырнет быстрый пожалуй не проблема , у меня журнал (а они на 2 части разбиты) по полчаса каждая часть качалась

Тритон: Именно придется лезть в архивы, а иначе никак не проверить...

vvy: Тритон пишет: И еще о "Кавказе". В своих записях первое упоминание о нем нашел в приказе Командующего Черноморским флотом Саблина № 4896 от 20 июня 1920г. Он числится во 2-м дивизионе речных канонерских лодок как "Кавказ" (К-8). Речная канонерская лодка «К 15», бывш. паровая шаланда «Казантин». В марте 1918 г. захвачена немцами и с июля как вспомогательное судно «F 21» флота Германии. В ноябре 1918 г. оставлена немцами в Севастополе. Команда набрана в Севастополе ст. лейтенантом А.А. Остолоповым и в конце марта 1919 г. лодка ушла к Перекопу, где поддерживала артогнем действия белых (вооружение: 2 — 6-дм, 1 — 75-мм «аэропушка»). 16 апреля 1919 г. ушла из Севастополя в Керчь перед занятием его красными. С мая 1919 г. входила в состав действующего флота Добровольческой армии и еще вначале месяца поддерживала огнем азовский фланг Ак-Монайской позиции. 11 мая 1919 г. отправлена на усиление Донской речной флотилии, но из-за мелководья устья реки пройти не смогла и зашла в Таганрог, где присоединилась к отряду капитана 1 ранга В.И. Собецкого. В октябре 1919 г. стояла брандвахтой в Новороссийске. 26 марта 1920 г. ушла из Новороссийска в Феодосию при его эвакуации, имея на борту около 300 казаков. 20 апреля 1920 г. зачисляется во 2-й дивизион канонерских лодок Черноморского флота с переименованием в «К 8». 22 мая 1920 г. переименована в «К 8 Кавказ». 14 ноября 1920 г. на буксире парохода «Владимир» в составе 2-го отряда судов русской эскадры уведена из Евпатории в Стамбул. На следующий день затонула у мыса Меганом. Все даты по новому стилю.

Рмазес: vvy - тут единственная нестыковка Одессу брали австро - венгерские части , но при них был небольшой германский контингент , у австро - венгров своего флота на ЧМ не было , хоть дунайские мониторы на Днепр и перегнали Поэтому вероятно в порту брали все же они , а затем передали в германские ВМС в регионе , эти по крайней мере что - то свое из трофеев пытались лепить в комплект к оставшемуся в одиночестве Гебену (Бреслау к тому времени уже на дне лежал) и подлодкам Вероятно из - за этой передачи и люфт времени идет - в Одессе канлодка взята в марте , а в строй ввели лишь в июле Русские в порту ее похоже просто бросили без серьезных повреждений ибо упоминается среди КЛ Дунайской флотилии участвовавших в маленькой войне с румынами в январе - феврале 1918

Лапоть: Рмазес пишет: Поэтому вероятно в порту брали все же они , а затем передали в германские ВМС в регионе , эти по крайней мере что - то свое из трофеев пытались лепить в комплект к оставшемуся в одиночестве Гебену (Бреслау к тому времени уже на дне лежал) и подлодкам Может кто сподобился книжку адмирала Гопмана (на германском) посмотреть? В том числе и на этот счёт?

Юрген: Тритон пишет: "Кавказ" в документах монитором никто не называл. Черников имеет в виду что то другое, о чем мне нигде даже упоминания не встретилось (а мы с ним в разное время смотрели, в основном, одни и те же документы). Даже больше того, нигде не встречается даже термин "монитор". Еще раз поволю себе сбросить кусок из "Мониторов" И. И. Черникова (2007 г. Судостроение) о постройке в 1918 г. монитора казаками. За чертеж не бейте - не мой, а Ивана Ивановича. Период правления атамана Краснова отмечен и попыткой строительства речного монитора. Этот корабль, вероятно, планировалось построить в Таганроге, известно, что для этого была произведена заготовка металла еще в октябре 1918 г. По поводу проектирования и строительства донского монитора сохранилась крайне скудная информация. Известно, что на него предполагалось установить два двигателя Дизеля, осадка корабля планировалась в 0,5 м, а высота надводного борта в носовой и кормовой частях (для снижения массы корпуса) всего лишь 1,0 м. Неясно, кто занимался проектированием. Но известно, что с войсковым правительством сотрудничал Одесский завод К.О. Ревенского и, как дочернее предприятие фирмы Торникрофт, он мог получать техническую помощь из Великобритании.

Рамзес: Юрген - мы по соседству с Клаусом по этому "монитору" прошлись Пушки у него шибко интересные - Иван Иванович пишет о 102 милиметровках (в основном их на Новики ставили) , конечно по такой картинке сказать что за пушка стоит сложно, только она в башне - а вот это уже чудо превосходящее технические возможности тогдашнего казачьего Дона (напомню - в царской России под них башен не было) Моряки там с трудом достроили почти готовые минные транспорта Грозный и Страж (и то лишь в 1920) , а чтобы еще и самостоятельно башню корабельную не только нарисовать , но и сделать могли - что - то Станиславский во мне просыпается с его знаменитым "Не верю" Кажись уважаемый Ив Ив - снова картинку рисовал из головы , а не с реального факта Если он чего в архивах нарыл по теме - почему нет размеров (только осадка) , или белым все равно на что такие пушки ставить - на "коробку" в 30 или 50 метров длиной ? Вопрос конечно открыт и исследований требует , но могу сказать одно - похоже тут лишь бумажная версия имела место быть , да и с вооружением - реальное вряд - ли соответствует рисунку (или 102 милиметровки в открытых установках , максимум за щитами - но не в башнях) , или же планировали ставить полевые пушки Да и откуда на Дону морские четырехдюймовки ? - не немцы же с Новиков оставшихся в Севе снимали (да и большая часть их к тому времени на дне Цемесской бухты уже лежала)

Рамзес: И еще немного вдогонку - последний пассаж просто вдохновляет (про техпомощь от Торникрофта) Напомню - речь о 1918 годе идет , автор что про 1 МВ не слышал ? Одесса (в которой заводик Равенского имеется - чисто катерный кстати и даже буксиров он не строил) , к тому времени уже несколько месяцев под австро - немцами , ладно у них с Красновым отношения хорошие и что - то в обмен на донской хлеб из оружия поставляли - только Торникрофт то тут причем ? Фирма англицкая вообще - то и если чем заводу в годы 1 МВ и помогала (чертежами какими или консультациями) то после октября 1917 это прекратилось Чей - то совсем не в ту степь автора потянуло Это уж из серии амеровских БКА во Въетнаме , которым немало место отведено в книге , где вроде о защитниках границ России пишется (если конечно я название правильно прочел)

Тритон: По заводу Ревенского тоже хочу кое чего добавить. Рамзес абсолютно прав, когда называет его чисто катерным. Да и строительство катеров он, похоже, освоил только деревянное. Об этом свидетельствует его фактическое фиаско со строительством катеров-разведчиков для Военведа, заказ на которые он получил, видимо, исключительно своей близости к фирме Торникрофт. Мало того, что катера получились не очень удачные, так и их он не смог до конца войны сдать ни одного. К тому же пулеметные башни на них не вращались (конструктивный дефект), сталь на корпус была пущена не самая лучшая и наблюдалось сильное ржавление, моторы постоянно грозили пожаром (что и случалось впоследствии, когда катера были на Волге). Совершенно невероятно, что завод смог бы не только построить монитор, но и произвести его грамотное проектирование). А имевшиеся на территории Всевеликого Войска Донского судостроительные и судоремонтные заводы не занимались военным кораблестроением и не имели опыта военного проектирования. В лучшем случае, они могли сделать некоторую перестройку имевшихся в наличии пароходов, но как оказалось на деле эти перестройки не оказались слишком удачными. Но и этого оказалось достаточно, а к лету 1919 г. и надобность в мониторе пропала - боевые действия на Дону закончились. Кстати, в одном из моих предыдущих постов я был не совсем прав. Термин "монитор" черноморцам был хорошо знаком, но применяли они его к румынским и австрийским мониторам, а к нашим кораблям - речные или морские (мореходные) канонерские лодки и "болиндеры".

ABP_TOR: Рамзес пишет: а чтобы еще и самостоятельно башню корабельную не только нарисовать , но и сделать могли - что - то Станиславский во мне просыпается с его знаменитым "Не верю" А в чем проблема -то. Башни под орудия 107 мм успешно делали для бронепоездов на ряде заводов. Как в Новочеркасске, так и в Таганроге,, с учетом того, что орудие тумбовое и механизмов изобретать не требуется, башни вполне реально было изготовить

Klaus: Соглашусь с уважаемым ABP_TOR - речь явно идёт даже не о башнях, а об открытых сзади щитовых установках, судя по картинкам ИИЧ. Вопрос именно в наличии свободных 102/60, и тут действительно ... Не скажу про поезда, но на КЛ, похоже, только для КАКО ГЕОРГИЙ у белых в регионе такие АУ указывают...

Рамзес: Вопрос (повторюсь) именно в четырехдюймовках для данного проекта (даже не беря остальные аспекты - фактически отсутствие ТТХ и очень мало конкретики по сути) , уважаемый ABP_TOR думаю согласится , что башня БРП и башня военного корабля - не одно и тоже Может и ошибаюсь , но под 102 милиметровку не то что башни, серьезной щитовой защиты никогда не было - было на Балтике несколько частных импровизаций весьма слабого уровня и все , она как в 1 МВ так и в Отечественную открытая палубная установка с весьма длинным стволом (по рисунку такого не скажешь) 102 милиметровка не самая легкая из пушек - на рисунке их 2 + щитовая (или башенная ?) защита + пусть и локальная , но броня корабля + пулеметные башенки (тоже чего - то весят) + сам корпус , механизмы и прочее - автор дает лишь осадку в полметра , какие должны быть длина и ширина , чтобы выдержать эту компоненту ТТХ с остальными мной перечисленными условиями Может Ив Ив чисто бумажную идею попытался за реально существующую выдать ? В той же книге у него эскадра планируемых нижнеамурцев (разумеется с рисунками) имеется после РЯВ + "канонерка" в 7 с лишним тысяч тонн на Балтике (проект уже 1 МВ), я только удивляюсь талантам тех кораблестроителей кто такое задумал (рисунки явно от Ив Ив идут , а не из тех времен) Если бы он дал ссылку на архивное дело где всю эту прелесть нарыл - думаю москвичи или питерцы смогли бы проверить достоверность рисунка , а так пока спор из серии - буря в стакане воды Автор нас все равно не слышит и ответа не даст

rspc: vvy пишет: Речная канонерская лодка «К 15», бывш. паровая шаланда «Казантин». В марте 1918 г. захвачена немцами и с июля как вспомогательное судно «F 21» флота Германии. В ноябре 1918 г. оставлена немцами в Севастополе. Спасибо кто откликнулся на мой вопрос! Привожу в качестве доказательства названия фото круга с Казантина - К15 - F21

Klaus: Уважаемый rspc, вопрос примитивный, но - обе фотки из одного источника?

rspc: Klaus пишет: Уважаемый rspc, вопрос примитивный, но - обе фотки из одного источника? Сейчас уже да.

Klaus: rspc пишет: Сейчас уже да. Ну что ж, боюсь сглазить, но теперь желающие имеют фото вполне известного конкретного корабля...

rspc: Klaus пишет: Ну что ж, боюсь сглазить, но теперь желающие имеют фото вполне известного конкретного корабля К этому отношусь с некоторого времени спокойно. Ну, появится в какой-нибудь глянцевой книжке мутная картинка с названием этого корабля с припиской из коллекции автора или по материалам интернета. Недавно увидел опубликованные таким образом превьюшки с интернет-магазина частных фото, находяшихся в моей коллекции. И что теперь? Не общаться на форумах, чтобы не давать никакой информации для пишущей братии?

Рамзес: Уважаемый rspc - то есть ответ по Кавказу был известен сразу и фото можно рассматривать как вопрос на знание темы ? Имею в виду - ребята на борту все же немцы (уж больно пестро выглядят для этой вроде бы привычной к порядку нации) ? Или фото спас круга шло в комплекте к фото канонерки , но как отдельное фото ? Интересно выяснить не только имя корабля , но и (конечно если возможно) дату и место - хотя тут конечно Высший Пилотаж для данного случая (конечно если данные отсутствуют изначально)

rspc: Рамзес пишет: Уважаемый rspc - то есть ответ по Кавказу был известен сразу и фото можно рассматривать как вопрос на знание темы ? Нет. Просто я сегодня получил оригинал. На палубе мне кажется все немцы.

Юрген: Рамзес пишет: заводик Равенского имеется - чисто катерный кстати Полностью с Вами согласен, но материалы не мои, а И. И. и я их привел без комментариев, ибо был вопрос о мониторе. А насчет башен, то завод Раневского однозначно их бы "не потянул". Вот образец его продукции - притом образец, на мой взгляд, наиболее достойный. Такие башенки - пожалуйста.

Юрген: ABP_TOR пишет: Башни под орудия 107 мм успешно делали для бронепоездов на ряде заводов. Как в Новочеркасске, так и в Таганроге,, с учетом того, что орудие тумбовое и механизмов изобретать не требуется, башни вполне реально было изготовить Тактико-технические данные 107 мм. пушки обр. 1910 г. Вес орудия 2490 кг. Углы вертикальной наводки -5 - +37 град. Углы горизонтальной наводки +3 - -3 град. Длинна ствола 28 кал. Скорострельность 5 в./мин. Максимальная дальность стрельбы, км : 12,5 Снаряд унитарный. Вес около 21.7 кг. Гильза латунная длиной 444,5 мм и весом 3,07 кг. Заряд в снаряде 2,05 кг пороха С42 . 102-мм корабельное орудие 4"/60 образца 1911 г. В западных источниках именуется как "4"/60 Model 1911". Основные характеристики. Калибр, мм 102 Длина ствола, клб 60 Угол ВН, град -6/+20 Угол ГН, град 360 Максимальная скорость наведения, град/с: вертикальная 3 горизонтальная 3 Масса, кг: 6051 Скорострельность, выстр./мин 12 Масса снаряда, кг 30 Начальная скорость снаряда, м/с 823 Дальность стрельбы, м 16100 Как видите морская пушка в 2,5 раза тяжелее, а главное из-за большей нач. скорости снаряда имела почти в 2 раза большую отдачу. Посему в такую башню, как на фото ее не вставишь.

Тритон: Юрген пишет: Вот образец его продукции - притом образец, на мой взгляд, наиболее достойный. Такие башенки - пожалуйста. Это как раз те самые бронированные катера которые завод Ревенского до самой гражданской войны достроить не сумел. И башенки те самые - которые не вращались. Но вот втиснуть на него 3" орудие завод умудрился.

Юрген: Тритон пишет: катера которые завод Ревенского до самой гражданской войны достроить не сумел. И башенки те самые - которые не вращались Уважаемый Тритон, у меня есть другие данные. К 19 марта 1916 года были готовы 4 катера-разведчика. Всего завод Ревенского до октября 1917 г. построил 14 таких кораблей. 5 мая 1918 г. австрийцы захватили катера-разведчики в Херсоне. Точное количество их не определено. Известный чешский историк Р. Грегер объясняет это тем, что часть из них вошла в состав полиции Венгрии и Австрии. Достоверно известно, что в состав Венгерской флотилии 2 "ревенских" вошли под названием "Мария" и "Магда". 1 мая 1930 г. их переименовали в "Гусар" и "Тюзер" у меня есть их фотки - "раевские" 100%. По данным Грегера австрийское правительство купила у фирмы Ревенского в 1918 г. еще несколько катеров-разведчиков. Один из них попал в Югославию, 2 служили в составе речной полиции Австрии. Известно, что четыре катера-разведчика достраивались в года ГВ заводом Ревенского на средства Всевеликого Войска Донского. При этом на них предполагалось установить по 1 76,2-мм горной пушке образца 1909 г. Однако все они попали в речную флотилию Кубанского войска и получили наименования: «Черноморец», «Линеец», «Пластун» и «Черкес». 8 февраля 1920 г. Одессу заняли части Красной армии и обнаружили на заводе Ревенского 11 катеров-разведчиков. 3 июля 1920 г. пять из них (№ 10, № 11, № 12, № 13, № 14) были зачислены в состав Морских сил Черного моря в качестве сторожевых катеров. Шесть других (№ 3, № 4, № 5, № 6, № 15, № 17) в 1920— 1925гг. служили в Усть-Днепровской флотилии и Днепровском отряде кораблей Морских сил Черного моря. Постепенно, с 1922 по 1925 г., их сдали на металл. С уважением Ю.

Юрген: Тритон пишет: Но вот втиснуть на него 3" орудие завод умудрился. Хотя Вы и не любите И. Черникова, но приведу его чертеж этого катера.

Рамзес: Юрий Федорович - чтобы не повторяться , посмотрите всю ветку красных флотилий Черников по этим катерам столько байды слил, что просто за голову берешься , я пытался отследить судьбу каждого конкретно и основное по ним давал чуть раньше, есть дополнения , но они незначительны пока Первые 4 катера все - таки вошедшие в строй это не Равенской , а так называемые Бюро Вега, большую часть Равенского в строй ввели, но в годы гражданской (не 1 МВ) , венгры тоже получили половину катеров Веги (не Равенского) - самое простое чтобы их определить , это наклон стенки рубки катера - у Веги есть , у Равенского прямая Австро - венгры всего утащили 4 катера , Гусар и Тузер как раз строило Бюро Вега , один из них австрияки и взяли в Херсоне, а второй то ли на Днестре , а вероятней что еще на Дунае на пару месяцев раньше (в общем - то и не Бюро , просто так принято с легкой руки того же Черникова упоминать - короче финской постройки) - по фото они прекрасно отличаются от Хонведа и попавшего к югам V -2, эти как раз "равенские" Если шибко интересно - я сброшу на мейл все что пока удалось по ним накопать , чтобы не повторяться , а так мы уже не раз говорили - к инфе в том числе и весьма уважаемых Мэтров тоже стоит относиться с очень большим прищуром Бережной в этом плане ярчайший пример и Черников к сожалению от него недалеко ушел - инфа часто из серии "я так хочу", а не "так было на самом деле" Эта одесская верфь в годы 1 МВ кроме катеров Военведу строила и СКА для Морведа (тоже в 1 МВ в строй войти не успели) , красные в 20 взяли на верфи катера обеих типов - достроили, и те что БКА - вошли в состав речной флотилии , а морские передали в МСЧМ В целом конечно вопросы с ними остаются , но от того что уважаемый Ив Ив дал первый раз еще лет 20 назад и до сих пор на этом стоит , розыски ушли так далеко , что его инфа давно лишь первоначальный "скелет" , на который за эти годы немало "мяса" наросло А насчет его "чертежей" - тоже немало писалось Есть фото или заводской чертеж с которого можно делать свой - проблем нет и все прекрасно , а когда рисунки лишь плод временами бурной , временами не очень фантазии - отсюда и такое отношение к этому "народному" творчеству Если бы он рядом с каждым своим чертежом фотку цеплял - только решпект и уважуха могла быть , а так - звиняйте веры все меньше и меньше и кажется не так давно я перекинул малость фот чтобы показать характерные ошибки автора в 5 или 6 случаях У меня такое чувство , что подобных ошибок гораздо больше Желание снабдить все водоплавающее схемкой хорошо , только тогда в подписи нужно ставить к примеру не крейсер Аврора, а "по мнению автора - крейсер Аврора" и все - проблема снимается и вопросы исчезают Но это уже другой жанр литературы и называется он не историческое исследование , а фэнтази - тоже интересно , но другому контингенту и по другим причинам

Юрген: Рамзес пишет: самое простое чтобы их определить Спутать их сложно, кормовые башенки совершенно разные. Найду фото сброшу. Материал взят не у И. И. а у чехов, впрочем, эту же инфу, похоже, использовал и Черников. 11.09 он делает призентацию своей новой книги (о глубокой речной старине) сведу его с уважаемым Гайдуком (уже договорились), вот там ему он все и выскажет. Обещаю, больше И. И. выкладывать не буду. С Уваженим Ю.

Klaus: Юрген пишет: 11.09 он делает призентацию своей новой книги (о глубокой речной старине) Уважаемый Ю.Ф., пожалуйста, поделитесь подробностями. По какой-такой глубокой речной старине?

Рамзес: Уважаемый Ю.Ф. - cбросил на "фамильный" мэйл комплект того , что у югов да венгров бегало из наших трофеев чтобы долго по своим закромам не искали Насчет Черникова - дело не в критике ради критики и об этом не раз писал, благодаря форуму пусть даже и чисто для себя, от многих старых ошибок удалось избавиться и есть шанс сделать как можно меньше новых , вот поэтому и стараюсь в подобном направлении А насчет трофейных катеров - их всего 4 было и чисто к австриякам в никакую речную полицию они не попадали Эта страна после 1 МВ совсем без флота осталась , только 1 бывший большой БКА (фактически канонерка еще имперская) , да с десяток небольших моторок на реке в составе инженерного батальона подчиненного армии , у полиции серьезных судов своих не было Есть где - то список австрийской речной флотилии вплоть до последней моторки периода 20 - 30 -х гг , но порыться нужно , чтобы найти да и к истории Русского флота он отношения не имеет У венгров с катерами в целом понятно хоть и не до конца , а вот катер югов в середине 20 - х годов кому - то из частников продали и судьбы после этого у меня нет Что интересно - катера от Веги чистыми трофеями были , а вот парочка Ревенских будто была у завода в период оккупации куплена (то есть приличия соблюдены) Кстати в этом плане австро - венгры от немцев отличались В той же Одессе на авиазаводе им больше сотни самолетов еще для царской армии заказанных достроили и тоже по документами цесарцы за них рассчитались , а не просто прихватизировали по законам военного времени

vvy: Юрген пишет: К 19 марта 1916 года были готовы 4 катера-разведчика. Всего завод Ревенского до октября 1917 г. построил 14 таких кораблей. Вот справка о состоянии дел на заводе Ревенского на 1 мая 1916 г.: "Четыре катера разведчика находятся на воде, но забракованы комиссией, поскольку не дали более 13 узлов. Окончены корпуса еще двух катеров, но моторы для них еще не доставлены".

ABP_TOR: Вот такой снимок с интернетовских просторов По-видимому, это канонерская лодка "Трудъ" белой флотилии впоследствии затонувшая после взрыва на минном заграждении у Лодейного Горна на Каме 7 октября 1918 г.(реванш красных за гибель 1 октября 1918 г. канлодки "Ваня-коммунист" у Пьяного Бора ) "Трудъ" снят у казанской пристани

Klaus: ABP_TOR !

Гайдукъ: Господа долго думал на какой ветке задать этот вопрос но эта самая близкая к теме. Появилась информация о еще одной флотилии времен гражданской войны в России. Осенью 1919 году после стабилизации фронта с красными в районе Лубанского озера (Латвия) латышами на этом озере для прикрытия флангов сухопутных войск была создана флотилия из 4 катеров вооруженных пулеметами. Доподленно известно об одном из них "Граната" вооруженном 2 пулеметами MG-08. Флотилия была расформированна после подписания в 20 году мирного договора с РСФСР. Не судеб катеров не другой информации у меня пока нет. Надеюсь на вашу помощь в данном вопросе. Лубанское озеро (80,7 км2)— Лифляндской губернии, Венденского уезда, и Режицкого уезда Витебской губернии. Через середину его проходит граница. Длина 14 вер., ширина 9 вер., глубина 5-6 саж. Весенний разлив его захватывает окружающее его болото, величина которого равняется 128 кв. вер. Прежде было обширнее; на старых картах называлось Mare Lubanicum. Дно озера болотисто, берега его топки и низменны. В близлежащем имении Керрафер произведены обширные осушительные работы, с юго-зап. стороны озера проведен (15 вер. длины) канал до реки Эквшиты. В прилегающей к Л. озеру местности тянутся большие леса, преимущественно лиственные. Из него вытекает река Эвст, приток реки Зап. Двины; главные притоки Л. озеро принимает с южной стороны: Ичу, Режицу, Малту, Малмуту, Тейчу и Лисну.

vvy: Гайдукъ пишет: Доподленно известно об одном из них "Граната" вооруженном 2 пулеметами MG-08. Не этот ли: B.Gomm: "Granata" 1914 Kone ja Silta Oy, Helsingfors, 20 ts, 18,50 x 4,20 x 1,50 m, 1 Petroleummotor, 1 Schraube, 180 e, 12,0 kn. 1918 finn Axel von Fersen, 1978 §, 1979 Museumsschiff ...

Рамзес: vvy - да на озере что - то свое , если и притянули - максимум из Риги, Граната будущая финская еще в 1918 имя сменила и с тех пор флаг этот несла Интересно, где музейная у финнов стоит - может и до сих пор жива, но к латышам она отношения не имела, ибо с таким именем на озере появляется лишь осенью 1919 - есть шанс ,что у рыбаков каких тут мобилизовали, а дальше муть сплошная и местные знатоки не шибко хотят в этих болотах ковыряться Тут другой вариант интересен - случаем чего из понтонных парков от русских через немцев к латышам попасть не могло ? Те же бронелодки загадочные вроде строившиеся одновременно с БКА в Америкосии - куда все подевались ? Кроме Гранаты в латышском флоте неизвестно откуда еще и Шрапнель с Миной были - имена оченно русские , но они правда на море ошивались и к озеру вроде отношения не имели

Гайдукъ: Рамзес пишет: Кроме Гранаты в латышском флоте неизвестно откуда еще и Шрапнель с Миной были - имена оченно русские , но они правда на море ошивались и к озеру вроде отношения не имели Вот вот в 30-х годах в береговой артилерии(обороне) Латвии действительно числятся три катера МИНА, ГРАНАТА и ШРАПНЕЛЬ. Есть описание ГРАНАТЫ (фото в морском музее Латвии) - беспалубный открытый катер с каютой в носу. Вот о том что это и есть катер переведенный с Лубанского озера утверждать не берусь. Нужны так сказать факты.

vvy: Какие-то понтоны на Днепре в начале 30-х мелькают. Если надо - дома посмотрю. Никому не встречался в Архангельске в ГВ катер "Кольвица"?

Гайдукъ: Рамзес пишет: случаем чего из понтонных парков от русских через немцев к латышам попасть не могло ? Те же бронелодки загадочные вроде строившиеся одновременно с БКА в Америкосии - куда все подевались ? Рома- мысль конечно интересная и стоит ее проверить но не одной "улики" факта их возможного наличия у прибалтов к сожалению нет. Русские имена- Граната, Шрапнель? Я не думаю что они русские - такие название боезапаса наверняка были и в латвийской армии. Нужно спросить у ДД историю имен. Хотя повторюсь чем черт не шутит потому движемся дальше. Что-то давно к нам Тритон не заглядывал хотелось бы и его мнения. Виктор Виниаминович если посмотрите дома только огромное спасибо. Информация она лишней некогда не быват. Заранее спасибо. С уважением ГАА.

vvy: На рабочем компе также нашлось: в конце 20-х гг. в составе Днепровской флотилии числился мотопонтон П-39. Интересно, что тогда же и там же имелись баржи Б-1, Б-2 и Б-3. Вряд ли, конечно, они имели отношение к белогвардейским черноморским "букам" ...

Рамзес: Да Днепровская флотилия в промежутке с конца 20 -х и до конца 30 -х гг одно из самых неизвестных на сегодня формирований Советских ВМФ Списки в гражданскую Бережной дал , что было к началу Отечественной тоже известно в целом , на 1925 данные есть когда ее формировать начали , а вот в остальное время - ладно еще местные большие дяди , но ведь немало и обслуги разной было - по ней полный 0 Насчет того катера Вы уже спрашивали ранее - смутные подозрения что из Риги могли привести , но конкретики пока никакой

vvy: Рамзес пишет: немало и обслуги разной было - по ней полный 0 Ну, не совсем ноль. Кое-что все же есть. В 1930 г. в составе плавсредств Днепровской военной флотилии были: база бронекатеров «Ударник», моторные катера Л-1, Л-2, «Допризывник», мотопонтоны П-39 и еще один без названия, баржи Б-1, Б-2, Б-3, «Минная».

Рамзес: vvy - Ударник это канонерка бывшая еще гражданской войны периода , по катерам и баржам пока версий никаких По некоторым данным еще и пароход киев базой БКА в те годы был , но вообще конечно когда лезу на польские сайты по их флотилии просто облизуюсь Там каждую баржонку и глисер по своему времени отследили - где построена , сколько раз имена и владельцев меняла , где погибла , какая судьба если подняли - не все понятно с попавшими к нашим , но зато те что были у немцев известны почти все А у нас такое ощущение будто секретность и через 70 лет достает - лучше книги Локтионова все равно в открытой печати ничего нет , но там БД и начальный период войны - с остальным вопрос и очень большой К примеру попалась инфа что к польской кампании у пароходства чуть не 3 десятка кораблей мобилизовали , но даже списка нет - так бы я что - то по своей БД пробил , а так ждем лучших времен

vvy: Рамзес пишет: Ударник это канонерка бывшая еще гражданской войны периода Имеется книга по заводу "Ленкузня". Если память не отшибло, там о постройке "Ударника" что-то было.

Рамзес: Малость ошибся с канонеркой в гражданскую , хотя в той войне малость и отметилась По просьбам трудящих заволу Ленкузня колесный товаро-пассажирский параход «ПОЛЕЗНЫЙ» 1907–08 гг Киев для Антипина и Брука С весны 1918 под контролем немцев у своих хозяев - 5 2 1919 взят красными в Киеве и после национализации сдан Главоду.Весной 1919 вблизи Киева взят бандой атамана Струка и увод в Чернобыль где 2 5 1919 отбит красной флотилией , приведен в Киев и сдан Главоду Весной 1930 мобилизован и 01.05.1930 г. после переоборудования вошел в Отдельный отряд судов р.Днепр РККФ как самоходная плавбаза БКА «УДАРНИК». 27.06.1931 г. вошла в состав Днепровской военной флотилии. С 6 1940 г. в Советской ПВФ. С началом Великой Отечественной в составе Учебного отряда ПВФ обеспечивает базирования и деятельности СКА флотилии.C 11.07.1941г. в Березинском отряде кораблей ПВФ. В нач 8 1941 в боях у Горваль,взаимодействие с группой генерала Неретина. Боролась с переправами врага на Днепре у Верхняя Олба (10 км выше устья р.Березины). С 22 8 1941 взаимодействовала с 5 А у Александровка – Красная Свобода. 27.08.1941 г. ПБС погибла у с. Домантово в бою с группой немецких танков, вышедших на правый берег Днепра. Исключена из списков ВМФ 22.09.1941 г. В 11 1941 г. поднята немецкими саперами, в Киеве восстановлена и у немцев для перевозок. 02.10.1943 г. затоплена ими на р.Припять у Чернобыля при приближении Красной Армии. 17.06.1944 г. поднята РАСО ДВФ и сдана для разделки на металл. Водоизмещение – 140 т (грузоподъемность 5000 тыс пуд) ;размерения: 35,97 х 8,4/5,54 х 0,78 м;ПМ – 160 л/с, скорость хода - 16 км/час; вооружение: 2 х 76,2 мм орудия Лендера, 2 х 4-7,62 пулеметы М-4, 2 х 7,62 мм пулемета М-1; экипаж 35 человек (15 чел в мирное время).38 пассажиров 1 класса 62 2 класса 200 3 класса

vvy: Тогда, значит, не про "Ударник", а про "Беларусь"...

Рамзес: Да бывший буксир Беларусь как раз в Киеве строили и по месту в плавбазу "перегнали" , он интересен тем , что первый чисто сварной в регионе , но если есть желание про днепровцев продолжить , давайте в красные флотилии "перепрыгнем" , они все же идеологически ближе тематике чем "беляки"

Гайдукъ: Рамзес пишет: первый чисто сварной в регионе Роман вроде меня с детства учили что первый цельно сварной в регеоне построеный на "Ленкузне" БУК "СВАРЩИК". Мои познания по данному региону меня подводят?

Рамзес: Держи - не поленилси в первоисточник заглянуть правление Всесоюзного объединения речного судостроения доверило постройку первого в стране цельносварного судна Киевской верфи (ныне завод "Ленинская кузница").Киевляне избрали объектом стройки освоенный промышленностью и зарекомендовавший себя в эксплуатации буксир с паровой машиной мощностью в 150 л. с. Его спроектировали конструкторы нижегородского завода "Красное Сормово" для буксировки плотов на северных реках от районов лесозаготовок к морским портам. Начиная столь необычный опыт, украинские корабелы сознательно отказались вносить какие-либо изменения в проект - внешне новый буксир ничем не отличался от своих собратьев. Такой же плоскодонный, с корпусом, разделенным на 5 отсеков 4 водонепроницаемыми переборками, боковыми гребными колесами, прямыми бортами, с угловатой надстройкой, увенчанной длинной дымовой трубой. Такой подход к делу позволял быстро сравнить сварное судно с клепаными и получить изрядный выигрыш в сроках строительства. Рабочие чертежи "Беларуси" - такое имя получил буксир подготовлены к 1 августа 1931 года, а спустя две недели на стапеле заложили первые листы днища. Потом начался монтаж набора, обшивки, надстроек. Все вроде бы как прежде. Да только впервые над стапелем не стоял грохот молотков клепальщиков, а вспыхивало ослепительное пламя электрической дуги. Впервые на строящееся судно в намеченные места устанавливали готовые кнехты, клюзы, иллюминаторы и другие детали, а не монтировали их по частям, как раньше. Работа шла быстро, и уже 20 ноября новенький буксир торжественно передали хозяевам - днепровским речникам. Началась трудовая вахта парохода "Беларусь". А на заводе "Красное Сормово" аналогичным способом построили однотипный "Сварщик". А его боевая биография енто уже совсе другая история

Гайдукъ: Рамзес пишет: А на заводе "Красное Сормово" аналогичным способом построили однотипный "Сварщик". Дас значит не внимательно я тогда читал "ТМ". Бывать, не мой регеон

Рамзес: Раз чисто по антарвентам ветки пока нет - решил мелкий вопрос сюда запулить 12 3 1919 г некий пароход Святой Михаил (по англицким документам) привозит в Новороссийск для Деникина первую партию танков - 12 штук , дуры немаленькие и кроме того загружен был оружием - так что вероятно тысячи на 4 - 5 тонн (не меньше) Есть у кого мысли что это за пароход ? Имя русское , в наших регистрах к 1914 г Михаилов хватало , а вот Святых с этим именем не было Может некий английский Святой Михаэль (к примеру) и уже русский переводчик документа его так на родной язык перевел Всего Деникину привезли 74 танка и остальные поставки были только на английских или конфискованных у немцев имим же пароходах

Тритон: 74 танка! А не многовато ли?

Рамзес: Это общее число поставленных англами белым южным частям Есть список на каких именно пароходах перебрасывались с числом и датами - причем похоже это только англицкие , а ведь еще и франки что -то давали Можно конечно список дать , но это времени потянет , чтобы набрать и там разумеется по маркам привезенных разбивка отсутствует

ABP_TOR: Тритон пишет: 74 танка! А не многовато ли? В самый раз уважаемый Тритон. Как написано у Коломийца в "Танках Гражданской войны": Общее количество танков, поставленных частям Вооруженных Сил на Юге России, по документам управления Новороссийской военной базы составляет 73 машины (в английской литературе сообщается о 74 поставленных в Россию танках). Прибывали они в следующем порядке: 22 марта 1919 года на пароходе "Святой Михаил" - 12 танков; 24 июля 1919 года на пароходе "Ротенфельс" - 16 танков; 6 сентября 1919 года на пароходе "Бородино" - 10 танков; 6 октября 1919 года на пароходе "Фриенфельс" - 29 танков; 10 октября 1919 года на пароходе "Амазис" - 4 танка; 13 ноября 1919 года на пароходе "Костельяно" - 2 танка.

Тритон: Сдаюсь! Убедили! Но тогда другой вопрос - а куда вся эта прорва потом делась? У большевиков в дальнейшем я такого количества что то не припомню. Знаю только, что 4 танка смыло в море во время шторма. 2 белые быстро подняли, еще один обнаружили в 60-е годы, а про 4-й ничего не встречал.

Рамзес: Уважаемый Тритон - а Вы поройтесь в книге Коломийца пр которую выше вспомнили , там много интересного именно о них и написано

ABP_TOR: Рамзес пишет: а ведь еще и франки что -то давали Ошибаетесь уважаемый Рамзес Тритон пишет: У большевиков в дальнейшем я такого количества что то не припомню. Даже на 30 января 1931г в РККА имелось 66 танков английского производства (44 "Рикардо" +12 "Тейлор"). Если отбросить 1 "Рикардо" взятый на севере (второй был МкВ), это 65 бывших танков ВСЮР. Разницу от исходного количества можно отнести на счет полностью разбитых и списанных на это время.

Тритон: Спасибо. Надо обязательно почитать Коломийца.

Рамзес: ABP_TOR - Тритон прав и нужно самому книгу еще разок перелопатить (в целом БТТ не мое) , но по памяти в состав белых отрядов в районе северней Крыма летом - осенью 1920 входили и французские ФТ -17, Могу конечно ошибиться и зря спорить не буду, то что под Одессой у французов танки были это точно , большевикам несколько из них досталось, а вот белым кажется не передавали да и число там было весьма не велико

ABP_TOR: Рено в составе танковых частей ВСЮР были, НО французами они белым не поставлялись Несколько танков Рено попали к красным в районе Вознесенска, далее эти танки были в составе Автобронедивизиона особого назначения при СНК Украины. В боях под Новомосковском танки Рено стали трофеями шкуровцев. Позже танки вновь попали к красным. Вот такой круговорот танков в ходе ГВ. Комсостав АБДОН при СНК УССР, Харьков, 1919 г.

ABP_TOR: Располагает кто-нибудь изображением парохода (по Мордвинову мореходного катера) "Лейла", который был захвачен, имея на борту генерала Гришина-Алмазова, красным эсминцем "Карл Либкнехт"(б. "Финн") 5 мая 1919 г. на Каспии

Klaus: ABP_TOR пишет: Лейла На безрыбье и это радует

ABP_TOR: Klaus Весьма признателен

Klaus: По деникинским "танконосцам". SAINT MICHAEL, брит. пх 1907г постр., 3796 брт, Rankin & Gilmour, приписка Ливерпуль. Сведений об использовании UK Shipping Controller не нашёл. BORODINO, брит. грузо-пасс. пх 1911г постр, 1970 брт, Wilson & Sons, приписка Гулль. CASTELLANO ех WAR SPANIEL, британец War type B, 1918г постр. 5227 брт, Gulf Line (Furness Withy), приписка Лондон. ROTENFELS немец, DDG Hansa, 1906г постр., 5589 брт, в августе 1914 реквизирован в Калькутте, UK Shipping Controller, приписка Лондон, управлялся Grahams & Co. FREIENFELS немец, DDG Hansa, 1910г постр., 5633 брт, 05,08,1914 реквизирован в Калькутте, Адмиралтейство, приписка Лондон, управлялся Grahams & Co. С AMASIS затык - на 1919г имелось два подходящих судна. Немец 1914г постр. 7224 брт, DDG Kosmos, когда и где реквизирован, кем управлялся, не нашёл. И британец 1913г постр. 4044 брт, ех GLENRAZAN, на 1919г J.Moss & Co. Я склонен считать, что бывш. немец. Имеющиеся картинки: ROTENFELS FREIENFELS AMASIS 1913г И по поводу качества - господа-товарищи, пароход не линкор и не эсминец, фото может быть вообще только одно. Имея не один десяток тысяч фото иностранных пароходов, я сдохну на шестой сотне в попытках раздобыть хорошие копии... Кому интересно, посмотрят, нет так нет. Но справка без фото - это в любом случае хуже.

Гайдукъ: Klaus пишет: Но справка без фото - это в любом случае хуже. О чем разговор а придирчивым ответ один -Предоставь на суд форумчан лучше.

гардемарин: Из моего архива:

ABP_TOR: Просветите пожалуйста по пароходу "Уралец" на Каспии, который в кампанию 1918 г. вооружили уральские казаки

Автроилъ: Кто скажет, что за дредноут?

Klaus: Тот, что 7 октября 1918 взорвался на красных минах у Зеленого острова на Каме ниже Пьяного Бора. ТТЭ, надеюсь, народ подгонит, у меня нет волжских регистров

Автроилъ: Позволю себе поправить - на минном заграждении, выставленном большевмками у Лодейного Горна. Это несколько дальше. С уважением...

Klaus: Навскидку - заграждение было выставлено у о. Зеленый, а затонул ТРУД ниже, у Лодейного Горна, куда его снесло без хода. Но - спорить не буду, память дело ненадежное...

Автроилъ: Интересно другое. Почему у корабля белой флотилии было такое «пролетарское» название? С уважением...

федоровна: Здравствуйте,спасибо Вам,благодаря Вам и Вашим знанием истории ,я узнала о своём дедушке.Мой дедушка служил на канонерской лодке''Кубанец''-водолазом/1914-1918г.г/,а в1920 -на к/лодке''Красный Азербайджан''.В 1919 -ом году он служил в Донской флотилии,это сейчас узнала от Вас.У меня появилась ,стала выстриваться цепочка службы деда.Два родных брата дедушки-Тендентниковы погибли на к/лодке''Донец''',одного не нашли,а Константин похоронен в Одессе/второе христианское кладбище/.Вы знаете,что тогда1914 -в Одессе турецкий корабль''Муавет'' внезапно стал расстреливать корабли в Одессе.Спасибо Вам огромное.С уважением.



полная версия страницы