Форум » Гражданская война » Белые флотилии-2 » Ответить

Белые флотилии-2

Тритон: Рамзес Вот еще один "Список судов Донской военной флотилии" на 13 декабря 1918 г. яхта "Пернач" канонерская лодка "Новочеркасск" канонерская лодка "Донец" канонерская лодка "Кубанец" канонерская лодка "Цымла" моторный катер "Генерал Бакланов" катер "Казачка" катер "Ворон" катер "Атаман Каледин" канонеркая лодка "Христофор" канонерская лодка "Эльпидифор" (вычеркнута) канонеркая лодка № 1 канонерская лодка № 2 (вычеркнута) канонерская лодка № 3 (вычеркнута) 4 последние канонерские лодки - морские (Т.). Моторный катер "Генерал Бакланов" - моторный рабочий минный катер, видимо, Севастопольского крепостного минного батальона неизвестно как и когда попавший в Ростов. Минная балка на нем не снята. На 9 января 1919 г. требует капитального ремонта по корпусу и механизмам и стоит без команды и офицерского состава. В документе от 26 января 1919 г. "Атаман Каледин" называется ледоколом, командир на нем мичман Мыльников. Согласно распоряжения Штаба Командующего он уже скоро 2 месяца как стал в ремонт, но в течение этого времени портовые мастерские в Таганроге к ремонту не приступили. Пароход технической службы Донского Водного Округа "Новочеркасск" был реквизирован военными властями и на 1/14 июня 1918 г. находится в составе судов Донской военной флотилии. На 10 января 1919 г. в документе проходит также как канонерская лодка "Вольный казак". Согласно приказа ВВД от 31 октября 1918 г. за № 1410 и приказа по Донской военной флотилии за № 119 от 10 ноября 1918 г. атаманская яхта "Колхида" впредь именуется атаманская яхта "Пернач".

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 All

Тритон: rspc Могу предположить, что это канонерская лодка "К-15" (бывшая морская самоходная баржа "Парамонов") Донской флотилии. Только на ней было установлено 2-6" орудия. Да и по типу она напоминает азовскую паровую шхуну. Окончательно можно сказать, если найдется фото "Парамонова".

Рамзес: Тритон - а вариант что К - 15 , только черноморский (бывшая грязнуха которой 2 прежних имени встречал Казатин и Казантип , так пока не выяснил какое из них верное) не устраивает ? На фото очень уж надстройки слабенькие , на шхунах они помощней обычно , а 2 6 дюймовки черноморская КЛ тоже несла , правда на схеме Черникова они за щитами стоят , но это в 1917 , а вот остались ли щиты к 1919 - 20 ? (в те годы Кавказ у белых также канлодкой служил и с теми же двумя шестидюймовками)

Тритон: Рамзес К-15 Первой мировой и К-15 Донской - суть две совершенно разные вещи. В белых документах ничего нет, что связывало бы К-15 с "Кавказом", а вот с Доном - выстраивается почти прямая линия. Похоже, Черников, опять притянул за уши 2 совершенно разных корабля. К тому же, ни я не выдел фото "Кавказа" ни он мне его не показывал. Возможно, фото у него и не было и тогда он поступил "как инженер-кораблестроитель", то есть придумал изображение (увы, это за ним водится). Что касается слабых надстроек то ее нижняя (жилая) часть вполне соразмерна, а мостик и рубка несколько перестроены и бронированы. А шхуны тоже разные бывали, все зависело от района плавания. "Парамонов" вообще числится самоходной баржей то есть он не самый крупный и с небольшой осадкой. Насчет "сюрприза". Не пойму что с ним делать. Он не открывается и ничего не показывает. Может я чего не так делаю?

Рамзес: Эти данные еще от Бережного идут К-15, в 1919-1920 Кавказ. Бывш. грунтовозная шаланда Казатин. В 2.1917 моб., вооружена и 6.6.1917 вкл. в сост. Дунайской фл. Участв. в 1-й мир. в. В 1.1918 перешла на сторону Сов. власти. 28.3.1918 захв. австро-герм. войсками в Одессе, в 11.1918-белогвард., а в 12.1918- англо-франц. интерв. С 4.1919 вновь входила в сост. белогвард. флота. 14.11.1920 угнана врангелевцами в Константинополь и 29.12,1920 интернир. Францией в Бизерте То есть у белых, если ему верить, в ВМС (не речных силах Дона) Кавказ - бывший К -15 , к сожалению фот ни его ни Парамонова нет , хотя схемку морского Черников в своих Речных флотилиях начертил и общее сходство с канлодкой с фото имеется (может рисовал как раз с этого фото ?) , то что на нем не болиндер видно сразу , да и на Эльпидифор не тянет Есть кое - какой материал по ней от Бадякина , но плотно пока не занимался (времени нет) Насчет подарка - Вы вроде с Никитой Кузнецовым пересекаетесь , позвоните да возьмите экземпляр у него , ему тоже отослал и прошел нормально , скажете , что с моей подачи - думаю в целом понравится Если нужно ТТХ чисто Парамонова в регистрах глянуть можно , он в 20 красным достался , а вот на Кавказ - кроме осадки пока ничего не было

Klaus: Стандартный вопрос - уважаемый rspc, никакой информации вокруг фото не имелось?

rspc: Только это: Подпись под фото: Немецкий военный корабль Черное море ПМВ.

Klaus: Вот и хронологические рамки есть

Тритон: Да, флаг на корме явно не Андреевский и не Донской, скорее немецкий или "самостийный". Тогда это, возможно, действительно "Казатин" где то летом 1918 г. Для немцев смущает только больно песто одетая толпа на палубе. Но вот в документах белого флота в 1919 г. и дальше он не встречается, а встречающиеся упоминания "К-15" явно относятся к донскому "Парамонову". Окончательно разрешить этот вопрос может только фото "Казатина" или "Парамонова". Уж больно характерный раструб вентилятора на снимке.

Рамзес: Маленькое уточнение по Кавказ - его в Бизерту никто не угонял , взяли на буксир в момент увода , но вывели из порта и сняв флаг утопили вблизи берега - об этом Кадесников пишет , только уточнить нужно у Евпатории или у Феодосии В 1919 (минимум до лета) в строй точно не вводили , а вот в 20 уже как Кавказ (причем встречал данные о нем как мониторе) участвовал в белых десантах на Азове - Парамонов же красные зимой 20 в Ростове взяли и он в их Донскую флотилию Кавказского фронта к тому времени входил - в обшем к лету 1920 уже точно и тот и другой вновь вооружены Кстати еще как К - 15 - будущий Кавказ в боях с румынами в начале 18 на Дунае воевал и потом в Одессу ушел - может фото этого периода ? Тогда стыкуется и еще 1 МВ по подписи под фото и флаг явно не Андреевский да и пестрая толпа на палубе - с ходу не скажешь , что офицеры видны Что корабль не немецкий - согласен , своего ничего подобного ни у них , ни у турок не было - правда летом 1918 несколько трофейных шхун в строй ввели из бывших тральщиков , но те 2 6 - ти дюймовки на борту не несли (в лучшем случае 1 - 120 мм) Снова по Бережному - Парамонов так канлодка ПАРАМОНОВ, с 18.8.1920 -Тухачевский, с 7.2.1921 - Геройский. Бывш. кол. букс, параход, 1884 в Австро-Венгрии. 13.8.1920 моб. в сост. фл. До 11.11.1920 числилась вооруженным параход. 23.6.1921 возвращена Ростовскому Рупводу. 232 брт; 50,2X7,2X2,2 м; 150 л. с; 7 уз Хотя нужно посмотреть - может на Дону еще какие Парамоновы были и белая канонерка с красной это разные пароходы ?

Юрген: Уважаемый Автроилъ Первую речную флотилию на фрониах Гражданской войны создало Всевеликое войско Донское. Ее организация началась по приказу войскового атамана генерала П. Н. Краснова №25 от 11 мая 1918 г. Период правления атамана Краснова отмечен и попыткой строительства речного монитора. Этот корабль планировалось построить в Таганроге, для этого была произведена заготовка металла еще в октябре 1918 г. По поводу проектирования и строительства донского монитора сохранилась крайне скудная информация. Известно, что на него предполагалось установить два двигателя Дизеля, осадка корабля планировалась в 0,5 м, а высота надводного борта в носовой и кормовой частях всего лишь 1,0 м. Однако, в связи со сменой стратегической обстановки и отстранением Краснова от управления Донской республикой, к строительству мониторов так и не приступили. Силы бросили на создание железнодорожных бронированных артиллерийских площадок двойного назначения, то есть способных действовать и с плавучих платформ. Оборудованием железнодорожных платформ для установки 152-мм корабельных пушек, по проекту конструктора Леймаровского, занимался Таганрогский завод «Русско-Балтийского судостроительного и меха¬нического акционерного общества». К 8 августа 1919 г. морская тяжелая артиллерия Речных сил Дона состояла из девяти дивизионов, из которых III и V (вооруженные 152-мм пушками) действовали на фронте под Царицыным. IX дивизион выполнял роль учебного, готовившего комендоров, телефонистов и телеграфистов. VII дивизион находился на Днепре и располагал 2 152-мм пушками Армстронга, их предполагалось установить на баржи. Каждый из I, II, IV, и VI дивизионов состоял из двух батарей, имевших по 2 152-мм орудия, установленных на особых железнодорожных платформах, которые можно было легко загонять на стальные баржи, и так же быстро отправляться по железной дороге. Количество установленных на платформы 203-мм пушек неясно. Однако известно, что после расформирования Донской флотилии эшелон III дивизиона Морской тяжелой артиллерии 22 декабря 1919 г. прибыл в Джанкой. Дивизион состоял из 2 203-мм и 1 152-мм пушки на платформах; 2 127-мм английских пушек на колесных лафетах, погруженных на одной платформе; одной платформы с установкой для 127-мм английской пушки и трех вагонов с 900 выстрелами для 203-мм пушек. Личный состав эшелона насчитывал 14 офицеров и 111 матросов. После мелкого ремонта в Севастополе III дивизион срочно прибыл в Киев. Вооруженные пароходы Донской флотилии несколько раз совершали боевые походы по Дону, очищая от большевиков захваченные ими станицы, особенно Цымлянскую и Нижне-Курмоярскую. А паровые шхуны «Христофор» и «Сосиэте» ходили в порты Румынии и Крыма, доставив оттуда 12 152-мм, 4 75-мм пушек Канэ, 100 пулеметов, 9 аэропланов, 500 тысяч винтовочных патронов и 10 тысяч снарядов. Для подготовки личного состава Донского флота в городе Таганроге действовал флотский береговой батальон. По приказу войскового атамана 5 июня 1918 г. речной десантный отряд в составе Каменского полка силою около 2 000 штыков и конной сотни под общим командованием полковника Дубовского на пароходах «Новочеркасск» и «Донец» пошел вверх по Дону. Высадившись с пароходов, казаки очистили от большевиков станицы Каргальскую, Романовскую, а затем помогли Цымлянскому, Нижне-Курмоярскому и Потемкинскому отрядам овладеть всем левым берегом Дона. В том же время Войско сформировало Донскую броневую железнодорожную бригаду из четырех дивизионов по три бронепоезда в каждом и два отдельных бронепоезда. Позволю себе привести чертежи И. И. Черникова. Иван Иванович, как атаман С-Петербургского казачьего землячества не против.

Рамзес: уважаемый Юрген - Иван Иванович серьезный спец в теме , но то что он написал в своей последней книге процентов на 50 такая звиняюсь порнография что даже читать стыдно , а его желание все и вся снабдить картинками хорошо конечно , вот только часто они к жизни отношение имеют очень отдаленное и по имеемым фото это хорошо прослеживается Посмотрите ветки этого форума по теме и то что Вы даете уже упоминалось тут не раз

Klaus: Я бы ещё один момент выделил с фото КЛ - бронированная рубка, мне кажется, редкость для КЛ Гражданской войны, а вот будущий КАВКАЗ бронировался... Наверняка поэтому и монитором в документах называли.

Юрген: Рамзес пишет: что он написал в своей последней книге процентов на 50 такая звиняюсь порнография что даже читать стыдно В какой-то мере с Вами согласен, И. И. когда пишет о конструкции кораблей - восторг, а как берется за историю.... Пока замолкаю - внимательно просмотрю весь форум, чтобы не мешаться под ногами повторами. А Черников - в свое время великолепную книгу по Русской артиллерии выпустил Широкорад, остановись - его имя бы произносили с предыханием, но полез человек в исторю - результат налицо . С Уважением Юрген

ABP_TOR: Юрген пишет: Позволю себе привести чертежи И. И. Черникова. Особенно "удались" тележки типа "Даймонд"

Тритон: Klaus Вы ошибаетесь. Бронированная рубка для гражданской войны не редкость когда было время заниматься превращением гражданского судна в канонерскую лодку. Бронирование производилось на Дону и Днепре. Даже сухопутные трехдюймовки переделывали в корабельные установки. А вот когда времени не было приходилось импровизировать. "Кавказ" в документах монитором никто не называл. Черников имеет в виду что то другое, о чем мне нигде даже упоминания не встретилось (а мы с ним в разное время смотрели, в основном, одни и те же документы). Даже больше того, нигде не встречается даже термин "монитор". С другой стороны, в 1918 г. Всевеликому Войску Донскому было не до строительства новых речных кораблей. Морские и речные силы Дона формировались из того, что было на месте. Насчет тяжелой артиллерии для донских канонерок и МТА - это правда. Краснову, у которого сложились очень неплохие отношения с немецким командованием, удалось договориться об отпуске и впоследствии получить из Севастополя некоторое количество морских и крепостных 6" Кане. В переписке по организации Донских флотилий много упоминаний о перестройке пароходов в канонерки, о строительстве и укомплектовании батарей МТА, но о строительстве новых кораблей - ничего. О чем говорить, если даже сравнительно мало поврежденную большевиками "Колхиду" ("Пернач") не могли починить до начала лета 1919 г. И еще я прошу уважаемого ABP_TOR посмотреть на реконструкцию Черникова 203 мм транспортера МТА, сделанного из обычного полувагона, и сказать, возможно ли было сделать в этот вагон вставку, предусматривающую разрезание рамы полувагона, без ослабления всей конструкции полувагона, и что ему известно о таких переделках на Дону и во ВСЮР. И еще о "Кавказе". В своих записях первое упоминание о нем нашел в приказе Командующего Черноморским флотом Саблина № 4896 от 20 июня 1920г. Он числится во 2-м дивизионе речных канонерских лодок как "Кавказ" (К-8). С уважением.

Klaus: Спорить не буду, уважаемый Тритон - мало информации. Всего лишь предположил, просто на всех доступных мне фото КЛ - б.шхун и грязнух рубки не бронированы. К сожалению, мало их фотографировали... Упоминание КАВКАЗа как МН - не от И.И.Ч., мне это встречалось где-то среди белогвардейских статей и мемуаров, причём до 1920г. В Вашей работе по составу флота Юга России в Отряде судов обороны Азовского моря на 01,06,1919 упоминается К-15, причём Вы говорите. что в док-те она вычеркнута. Это ПАРАМОНОВ? И кстати - тот же И.И.Ч. упоминал некий МН для Донской флотилии и приводил какие-то боковики - есть ли какие-либо факты об этом?

Тритон: Klaus Klaus пишет: Это ПАРАМОНОВ? Да, судя по всему, это именно "Парамонов" Klaus пишет: Упоминание КАВКАЗа как МН - не от И.И.Ч., мне это встречалось где-то среди белогвардейских статей и мемуаров, причём до 1920г. В архивных документах, а я работал в основном с ними, МНЕ такого термина не встречалось. В рассписаниях, а это вещь официальная, мониторов тоже нет. Ну, а в мемуарах и на бытовом уровне все может быть... Klaus пишет: тот же И.И.Ч. упоминал некий МН для Донской флотилии и приводил какие-то боковики - есть ли какие-либо факты об этом? Я видел эту публикацию. Черников много работал в архивах, может он что и нашел. Еще раз скажу, что у МЕНЯ нет никакой информации ни подтверждающей не опровергающей этот факт. Очень вероятно, что проработка такого корабля и велась Морведом и не обязательно для Дона. В документах Военведа я такого не видел. Но все возможно. Буквально на днях я ознакомился с документами о том, что Военвед планировал построить еще 18 катеров-разведчиков по типу Бюро Вега и даже разослал запросы о возможности постройки с техническими трбованиями 15 заводам и фирмам. Мне это ранее не было известно. Но на начало мая 1917 г. еще никаких ответов не поступило. Скорее всего их постройка даже и не начиналась, но возможно, что работы могли и начаться. Ведь есть упоминание в период гражданской войны о нахождении на Коломенском заводе недостроенных бронированных катеров. И еще. К реконструкциям Черникова надо подходить очень осторожно, он здесь что не видит то дорисовывает. Но человек в архивах работал много и информации из них получил тоже немало. Но весь массив документов по Дону и ВСЮР ни он ни я полностью проработать не смогли. С уважением.

ABP_TOR: Тритон пишет: И еще я прошу уважаемого ABP_TOR посмотреть на реконструкцию Черникова 203 мм транспортера МТА, сделанного из обычного полувагона, и сказать, возможно ли было сделать в этот вагон вставку, предусматривающую разрезание рамы полувагона, без ослабления всей конструкции полувагона, и что ему известно о таких переделках на Дону и во ВСЮР. 1)Посмотрел, вставки не увидел. Вот вагон тяжелого бронепоезда ВСЮР "Князь Пожарский" (прошу прощения за качество, под рукой нет другого скана) аналогичная платформа, только орудие 6/45 по-моему 2) я не видел ни одного фото атрибутированного как БМТА Донской армии, поэтому об их конструкции могу только гадать, аналогично господину Черникову

Klaus: Благодарю Вас за разъяснения.

ABP_TOR: И еще по реконструкции Черникова изображенной на верхнем рисунке: орудие на рисунке 203/50 по Широкораду (с.409) весит 40000 кг вес тары (самого полувагона) -21,3 т нагрузка на ось 17,8 т 17,8 х 4 =71,2 т 71,2- 40-21,3 = 9,9 т -остаток на бронирование, усиление под крепление орудия, упоры и домкраты, боекомплект (вес снаряда 116,8 кг для шрапнели плюс заряд 37 кг, 112,2 кг для фугасного обр. 1907 г. и 1915 г. и 39 кг заряд т.е. даже 10 снарядов боекомплекта это уже 1,5 т), пулеметы, экипаж Предельная нагрузка на ось- вещь неизменная, усиления конструкции проблему не решают, а усугубляют. Даже при 6 дм, в некоторых случаях (на "Грозе" и "Атамане Чуркине") пришлось вводить дополнительную тележку посередине.

Рамзес: для Тритона - по "монитору" Кавказ пишет в статье Неизвестная война на Азовском море в Гангуте № 28 на стр 31 Заблоцкий Автор он серьезный - но это ссылка на показания неких белых перебежчиков , по событиям конца сентября 1920 - рейд белых к Мариуполю К тому времени Кавказ явно в строю (упомянут в тексте 2 раза) , но мне больше интересна инфа, что почти до Мариуполя дотащили на буксире Ростислав - вот это уже бредом попахивает Максимальная глубина моря 13 метров , к Мариуполю для торгашей канал прорыт еще в царские времена и там что - то около 6 метров глубины даже сейчас - черпалки регулярно на нем работают - осадка Ростислава даже если разгрузили - гораздо больше , если и дотянули - до середины моря , дальше бы вряд - ли прошел Теперь по донскому "монитору" - в Гангутах 25 - 27 была развернутая статья Черникова по программам Военведа 15 и 17 годов , несмотря на мелкие накладки вещь весьма серьезная и там как раз есть немного о БКА уже программы 1917 года (да и о ряде других проектов) Если этих журналов нет - скачайте на Арморбуке (там они имеются) , статья еще раз повторюсь - весьма серьезная и на мой взгляд лучшая из всего что он вообще написал за все годы (по развернутости с ней разве его Речные флотилии за 1000 лет могут рядом стоять , все остальное слабее) Кстати там и благодарность Вам за помощь в сборе материала Из материалов даже хотели отдельный номер Миделя сделать , но что - то не срослось и пошла в трех номерах Гангута - в сумме за 40 страниц, поэтому сканить отдельно и выкладывать накладненько Там как всегда схемка - подробностей мизер , но пишет что строили к весне 1919 Однако похоже "занесло" и сам это понял - в последней книге по мониторам уже упоминание о проекте (не о постройке) Судя по схеме это малость переработанная речная канонерка Военведа, но несет 2 122 мм полевых гаубицы (разумеется не в башнях) и 3 пулеметных башенки - текст из последней книги о нем выше , в статье данных еще меньше Кстати по БКА на Коломенском заводе - и он и Широкорад (сам знаю , что это скорее товарный знак и часто со знаком минус , но других данных нет) пишут о 2 катерах по проекту инженера Шидловского - позднее , к 30 - годам достроенных и попавших на Амур как Партизан и Тревога (пережили и август 45 и на слом пошли вероятно уже в начале 50 - х гг) - Вы пишите о этих БКА в годы гражданской или еще какие завод строил ?

Klaus: Рамзес пишет: постройке) Судя по схеме это малость переработанная речная канонерка Военведа, но несет 2 122 мм полевых гаубицы (разумеется не в башнях) и 3 пулеметных башенки Донской МН у него на схемах несёт 2х102/60.

Тритон: Рамзес Что "Ростислав" тащили к Мариуполю как то не верится - у меня он везде возле Керчи маячит. Упомянутые Вами "Гангуты" у меня есть, но где они у меня зарыты... Во всяком случае они не под рукой. Надо найти и перечитать. Мне программ Военведа на 1917 г. что то не попадалось. Если Черников видел их в РГВИА то это фонд ГВТУ, я с ним постоянно работаю, но он такой громадный, а у меня времени так мало на архив. Знать бы номера дел, тогда бы сам глянул. Осенью попробую поискать. Я вовсе не говорю, что историю с постройкой монитора Черников выдумал, не такой он человек. Но работа с архивными документами такова, что часто находишь начало истории, а конца нет и где искать непонятно. А завершить материал хочется. И как тут быть, что делать? Проще всего ничего, а можно и немного домыслить. В первом случае информация так и останется у того кто ее нашел. Во втором случае эта информация становится всеобщим достоянием, но неточность пойдет дальше. В этом смысле наличие Форума дает возможность выдать на гора полуфабрикат. Глядь- и информация недостающая появилась. А насчет Коломенских бронекатеров мне попалось просто упоминание без указания типа. По этим катерам у меня из архивов информации "ноль".

Тритон: Klaus пишет: Донской МН у него на схемах несёт 2х102/60. Не Военведовский калибр, там корабли проектировали под свои артсистемы.

Klaus: Тритон пишет: Не Военведовский калибр, там корабли проектировали под свои артсистемы. Дык вот и я о том же... Сам корабль-то у него идёт именно как развитие проектов Военведа.

Klaus: Вдогонку - ещё у него есть боковик "ПБ проекта 1917г" - там 2х120/45 Канэ со щитами. Ей-богу, чему верить, чему нет у И.И.Ч... Не полезешь же в архивы проверять...

Рамзес: Клаус - дело в том что 102 /60 мм стволы не самые короткие по размерам , а так называемый монитор он выводит как развитие даже не канонерок Военведа 1915 года , а плавбатарей программы 1917 - у тебя журналы похоже под рукой глянь внимательно - размеры для батареи 28 - 5 - 0,6 (приблизительно) , на монитор дается лишь осадка в 0, 46 метра На схемке стволы за серьезными щитами,у Новиков (102 милиметровки в основном на них ставили) их вообще не было (в 17 паре некое подобие соорудили и то полукустарно) - ну не тянет артсистема на схеме на морскую четырехдюймовку , стволы гораздо короче Если бы белые умудрились пару таких на кораблик в 30 метров запереть + 3 пулеметных башенки + броня пусть даже локальная - явно осадка не в полметра да и пушки если бы хоть раз пальнули монитор на дно ушел бы сразу - что - то у уважаемого инженера - кораблестроителя не стыкуется Ты кстати верфи получил , что позавчера отсылал - или в дороге потерялись где ? Для Тритона - если нужно , а искать бумагу сильно далеко , могу дать конкретную ссылку где скачать журналы , правда каждый метров под 100 , но если тырнет быстрый пожалуй не проблема , у меня журнал (а они на 2 части разбиты) по полчаса каждая часть качалась

Тритон: Именно придется лезть в архивы, а иначе никак не проверить...

vvy: Тритон пишет: И еще о "Кавказе". В своих записях первое упоминание о нем нашел в приказе Командующего Черноморским флотом Саблина № 4896 от 20 июня 1920г. Он числится во 2-м дивизионе речных канонерских лодок как "Кавказ" (К-8). Речная канонерская лодка «К 15», бывш. паровая шаланда «Казантин». В марте 1918 г. захвачена немцами и с июля как вспомогательное судно «F 21» флота Германии. В ноябре 1918 г. оставлена немцами в Севастополе. Команда набрана в Севастополе ст. лейтенантом А.А. Остолоповым и в конце марта 1919 г. лодка ушла к Перекопу, где поддерживала артогнем действия белых (вооружение: 2 — 6-дм, 1 — 75-мм «аэропушка»). 16 апреля 1919 г. ушла из Севастополя в Керчь перед занятием его красными. С мая 1919 г. входила в состав действующего флота Добровольческой армии и еще вначале месяца поддерживала огнем азовский фланг Ак-Монайской позиции. 11 мая 1919 г. отправлена на усиление Донской речной флотилии, но из-за мелководья устья реки пройти не смогла и зашла в Таганрог, где присоединилась к отряду капитана 1 ранга В.И. Собецкого. В октябре 1919 г. стояла брандвахтой в Новороссийске. 26 марта 1920 г. ушла из Новороссийска в Феодосию при его эвакуации, имея на борту около 300 казаков. 20 апреля 1920 г. зачисляется во 2-й дивизион канонерских лодок Черноморского флота с переименованием в «К 8». 22 мая 1920 г. переименована в «К 8 Кавказ». 14 ноября 1920 г. на буксире парохода «Владимир» в составе 2-го отряда судов русской эскадры уведена из Евпатории в Стамбул. На следующий день затонула у мыса Меганом. Все даты по новому стилю.

Рмазес: vvy - тут единственная нестыковка Одессу брали австро - венгерские части , но при них был небольшой германский контингент , у австро - венгров своего флота на ЧМ не было , хоть дунайские мониторы на Днепр и перегнали Поэтому вероятно в порту брали все же они , а затем передали в германские ВМС в регионе , эти по крайней мере что - то свое из трофеев пытались лепить в комплект к оставшемуся в одиночестве Гебену (Бреслау к тому времени уже на дне лежал) и подлодкам Вероятно из - за этой передачи и люфт времени идет - в Одессе канлодка взята в марте , а в строй ввели лишь в июле Русские в порту ее похоже просто бросили без серьезных повреждений ибо упоминается среди КЛ Дунайской флотилии участвовавших в маленькой войне с румынами в январе - феврале 1918



полная версия страницы